Формирование личности человека. Факторы, процесс, условия и проблема формирования личности. Факторы и этапы развития личности. Развитие личности что влияет на

Главная / Суд

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";
  • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

  • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
  • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
  • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
  • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
  • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.


Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека


Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Личностное развитие каждого человека обусловлено взаимным влиянием друг на друга определенных компонентов. Так, факторы, влияющие на формирование , а к ним следует относить: особенности воспитания, наследственность и практическую деятельность человека, создают немалый вклад в развитии индивидуальности каждого из нас.

Факторы формирования личности человека

В настоящее время взгляды ученых относительно того, какие факторы являются приоритетными в личностном развитии, раскололись на две группы. Одни считают, что наследственность определяет будущее новорожденного, отбрасывают при этом немаловажную роль воспитания и окружающей среды. Другие же, в свою очередь, придерживаются мнения, что основными факторами формирования личности является сочетание социальных и биологических компонентов. Рассмотрим каждый из них более детально:

1. Социальная среда. Общение и деятельность, направленная на улучшение жизни общества, помогают создать для личности все условия жизни, помогая тем самым формировать познание и создать все необходимые условия для самореализации. Именно приобретение новых коммуникативных навыков свидетельствует о личностной активности человека. Но, пожалуй, негативным качеством данного фактора есть порой непреднамеренное, стихийное влияние социума на развитие каждого из нас.

2. Воспитание порой способно полностью изменить человеческую природу. Отменным считается только то воспитание, которое опережает развитие. Иными словами, ведущим фактор формирования личности, независимо от ее возраста, выступает самовоспитание.

3. Биологические факторы формирования личности:

Продолжая тему о задатках способностей каждой личности, следует отметить, что их наличие еще не гарантирует, что в вас живет гений. Без ежедневного упорного труда, направленного на овладение определенными навыками, вам не удастся стать великим математиком, астрофизиком и т.п.

Власенко Марина

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональная учебно-научная конференция учащихся

«ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»

Факторы, влияющие на формирование личности

Выполнила:

Власенко Марина Олеговна,

Обучающаяся 11 класса

член ШНОУ «Мысль»

МКОУ СОШ с. Бобровка

Руководитель:

Волкова Татьяна Павловна,

учитель истории и обществознания

г. Саратов

2012г

Введение…………………………………………………………………

1. Факторы, влияющие на формирование личности…………………..

2. Социальные факторы, воздействующие на личность………………

2.1 Роль семьи в формировании личности………………………….

2.2 Влияние коллектива на формирование личности………………

Вывод…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………..

Приложение……………………………………………………………...

Введение

Предметом моего исследования является изучение факторов, которые влияют на развитие личности в юношеском возрасте. Важность этого вопроса я вижу в том, что именно на данном этапе, когда формируется мировоззрение, происходит нравственное самоопределение. Под влиянием мировоззрения происходит выбор дальнейшего пути, профессиональное самоопределение. Проблема смысла жизни очень значима для нас, подростков, и смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, а подготавливаются всем ходом предыдущего личностного развития. Можно сказать, что это период формирования личностного фундамента.

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

1. Факторы, влияющие на формирование личности

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”. Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений факторов ее формирования.

Здесь я и подошла к главному вопросу своей работы. Так какие же факторы оказывают на нас влияние? А главное, кто является непосредственным участником этого воздействия?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. Но наиболее значимыми факторами являются биологические и социальные. На них и сосредоточу основное внимание.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Значительный интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельно с ти, что указывает, прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Рассматривая вопрос о генетическом наследовании, я занялась изучением работы Э.Эриксона, его теории о формировании личности. Меня заинтересовало это учение своим нетрадиционным подходом к трактовке генетики как нечто предопределенного, социально присущего каждому человеку.

Э.Эриксон подходил к рассмотрению вопроса о формировании личности с точки зрения эмпирического принципа, он подчеркивает, что существует генетическая предопределенность стадий развития.

Он выделял восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.

1.Кризис доверия – недоверия (на первом году жизни).

2.Автономия и противоположность сомнениям и стыду (около 2-3 лет).

3.Проявление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет)

4.Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Поздняя зрелость. Осмысление всей жизни, мудрость в противовес смерти и отчаянию (от 65 лет).

Формирование личности Эриксон понимает как смену этапов, каждый из которых дает качественное преобразование личности.

И все же преобладающими факторами развития и формирования личности, с точки зрения Эриксона, являются социальные факторы .

Я рассматриваю более подробно влияние социальных факторов, одним из которых является влияние социального окружения.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе . К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

2. Социальные факторы, воздействующие на личность

Вопросы моих анкет (см. приложение) были направлены на выявление взаимоотношений в семье , школе и коллективе, так как главное в воспитании и дальнейшем формировании личности маленького человека – достижение душевного единения, связи родителей с ребенком. Также известно, что ребенок, находясь во взаимодействии с той или иной средой, непременно подстраивается под нее и становится ее частью. При этом чем больше времени человек проводит во взаимодействии с этой средой, тем большее влияние она оказывает на него. Рассмотрим влияние этих сред на развитие и формирование личности.

2.1 Роль семьи в формировании личности

На формирование личности человека большое влияние имеет воспитательное воздействие. Огромная роль здесь отведена семейному воспитанию. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Именно неправильная воспитательная позиция родителей может нарушить процесс формирования личностных качеств ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. Например, известно, что по статистике в тех семьях, где курят взрослые, в 79-86% случаев начинают курить и дети.

Кроме того, собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию задатков и создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Чтобы этого не произошло, родители должны уделять достаточно внимания своему чаду, учить объективной оценке действительности и закладывать в ребенка общепринятые нормы. Так, по данным моего исследования, в семьях, где уделяется недостаточное внимание ребенку, в 25% случаев он не хочет быть похожим в будущем на своих родителей. Тем не менее для 80% мнение родителей более значимо и 95% гордятся своими мамой и папой.

Но часто в возрасте 14 – 16 лет многие страдают из-за более низкого, чем у других сверстников, общественного положения своих родителей или их невысокого материального достатка, невозможности дорого и со вкусом одеваться, чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее. Закладываются предрассудки и комплексы. Принижение роли семьи может привести к большим потерям, в основном нравственного порядка, которые впоследствии могут обернуться крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Как говорит следующая цитата: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».

2.3 Влияние коллектива на формирование личности

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него особое воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру .

Школа является вторым по значимости после семьи социальным

институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и не редко противоречивые требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения. Результаты моего опроса показали, что 50% ребят на вопрос: «Кто на тебя оказывает большее влияние?» затрудняются ответить.

Влияние коллектива на формирование личности я рассматриваю на примере взаимодействия в учебной группе (классе), потому как именно годы, проведенные в школе – это во многом определяющий период в жизни каждого человека. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором находится человек. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем, выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности. Для анализа и характеристики этого периода я задала ребятам вопрос: «С кем бы вам больше хотелось поехать отдохнуть?» , 80% опрошенных ответили, что у них отличный класс, много друзей и они не прочь поехать куда-нибудь с одноклассниками, но 20% ни за что бы так не поступили. Это свидетельствует о наличии конфликтной атмосферы в среде сверстников-подростков.

Вывод

В ходе теоретического анализа литературы и результатам анкетирования по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она находится. Результаты опроса представлю в виде графиков. По характеру кривых видно, что на первом этапе (8 – 9 класс) в процессе формирования личности роль семьи и коллектива оказывается примерно одинаковой. К концу периода роль семьи в формировании личности снижается на фоне роста влияния коллектива. Я связываю это с началом периода определения областей своего преимущественного интереса, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на свое место в жизни.

Рис. 1.

Полагаю, что дальнейшее резкое увеличение влияния коллектива, наблюдаемое у старших школьников, связанно с возникающими первыми серьезными чувствами и отношениями впервые в жизни становятся наиболее значимыми такие этические ценности как взаимопомощь, любовь и дружба, забота о душевном и физическом комфорте, поиск гармонии в отношениях, стремление к взаимопониманию, поиску общности интересов.

Говоря о сравнении формирования личности мальчиков и девочек, хочу отметить, что в период развития соответствующий обучению в 8 – 9 классах протекает примерно одинаково. Период пребывания в старших классах школы, отмеченный резким увеличением влияния коллектива, наиболее характерен для девочек. Я не связываю данный процесс с особым влиянием социальной среды, на мой взгляд, это в большей степени связанно с физиологическими различиями.

Вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности – только лишь часть огромной системы, воздействующей на личность. Для полной оценки всех факторов влияющих на становление личности необходимо много усилий и знаний в данной области. Мы, сегодняшние дети – это взрослые 21 века. Семья, школа общество должны помочь нам сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1986.-381с.

2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Педагогика, 1983.-831.

3. Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008.-251с.

4. Лупоядова Л.Ю. Школа и родители. Издательство «Учитель» Волгоград, 2006.-207с.

5. Эриксон. Э. Идентичность. Юность и кризис – М.: Флинта,2006.-352с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

«Друзья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли у тебя друзей?

а) много б) мало в) друзей мало, но много хороших знакомых

  1. Дорожишь ли ты общением с ними?

а) дорожу б) не дорожу в) дорожу, но не со всеми

  1. Большое влияние оказывают на тебя друзья?

а) большое б) среднее в) небольшое

  1. Всегда ли тебе приятно проводить время в компании друзей?
  1. Ты можешь совершить правонарушение с друзьями «за компанию»?

а) могу б) не могу в) затрудняюсь ответить

а) всегда б) не всегда в) никогда

  1. Всегда ли можешь обратиться к друзьям за помощью?

а) всегда могу б) могу, но не всегда в) никогда

  1. Способен ли ты отказаться от личных убеждений, если они не совпадают с мнением друзей?

а) способен б) не способен в) способен от некоторых

Анкета

« Семья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли времени ты проводишь с семьей?

А) много б) мало в) достаточно

  1. Достаточно ли внимания, на твой взгляд, уделяют тебе родители?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

  1. Гордишься ли ты своими родителями?

а) горжусь б) горжусь только папой (мамой) в) нет, не горжусь

  1. Обладают ли родители в твоих глазах авторитетом?

А) обладают б) не обладают в) обладает только папа (мама)

  1. Хочешь ли ты в будущем быть похожим на своего отца или мать?

а) хочу б) не хочу в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь обратиться за помощью к родителям?

а) всегда могу б) могу, но не всегда в) не могу

  1. Часто ли ты пренебрегаешь мнением родителей?

а) часто б) не часто в) никогда

ОПРОС.

  1. Как ты проводишь свободное время?

а) дома с родителями б) в школе на секциях и кружках в) на улице с друзьями

  1. Что (кто) на тебя оказывает большее влияние?

а) родители б) школа (педагоги) в) друзья

  1. Если у тебя проблема, к кому ты обратишься за помощью в первую очередь?

а) к родителям б) к друзьям в) к учителю

  1. Кто обладает в твоих глазах большим авторитетом?

а) родители б) педагоги в) друзья

  1. С кем ты поделишься своей тайной?

а) с родителями б) с друзьями в) с учителем

  1. С кем тебе больше хотелось бы поехать отдохнуть?

а) с родителями б) с классом и кл. рук. в) с друзьями

  1. Чье мнение для тебя более ценно и значимо?

а) родителей б) педагогов в) друзей



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация