Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан. Проект федерального закона «о внесении изменений ‎в федеральный закон «о несостоятельности (банкротст

Главная / Суд

2315

Вносится Правительством

Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2006, № 52, ст. 5497; 2009, № 1, ст. 4; № 18, ст. 2153; 2011, № 49, ст. 7015; 2013, № 52, ст. 6984; 2015, № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4293) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 213.6 настоящего Федерального закона дополнить абзацем следующего содержания:

«Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.»;

2) главу X дополнить параграфом 5 следующего содержания:

«§ 5. Упрощенная процедура банкротства гражданина

Статья 223.2. Условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина

Упрощенная процедура банкротства гражданина может применяться в отношении гражданина, отвечающего на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом совокупности следующих условий:

общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, имеющихся у гражданина (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона) составляет не менее пятидесяти тысяч и не более девятисот тысяч рублей и в течение шести месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, возникло не более четверти суммы таких обязательств и обязанностей;

число кредиторов гражданина не превышает десяти;

ежемесячный доход гражданина в течение шести предшествующих месяцев не превышал более чем в три раза установленную величину прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

гражданин не зарегистрирован и не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;

средний остаток по всем банковским счетам и вкладам гражданина за шесть месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не превышал пятидесяти тысяч рублей (за вычетом сумм полученных кредитов);

у гражданина нет в собственности недвижимого имущества, за исключением имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством;

гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал безвозмездных сделок по отчуждению имущества, стоимость которого превышает двести тысяч рублей;

гражданин не является и в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не являлся учредителем (участником) коммерческой организации (за исключением публичного либо открытого акционерного общества) либо членом органа управления такой организации;

гражданин в течение четырех месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом не изменял место жительства (место пребывания) на другой субъект Российской Федерации;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

на дату принятия заявления о признании гражданина банкротом прошло не менее десяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества по упрощенной процедуре, в случае если такая процедура применялась, и не менее пяти лет с даты завершения процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения.

Статья 223.3. Рассмотрение обоснованности заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре

  1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре обладает гражданин. Форма такого заявления, порядок ее заполнения и перечень документов, которые должны к нему прилагаться (в том числе подтверждающих соответствие гражданина требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона), утверждаются регулирующим органом.

Кредитор, уполномоченный орган не вправе подавать заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

  1. С даты принятия заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество и о взыскании алиментов.

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

  1. Реструктуризация долгов гражданина при упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется.
  2. Определение о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре направляется арбитражным судом в течение пяти рабочих дней всем кредиторам должника, указанным в списке кредиторов, приложенном к его заявлению, уполномоченному органу, главному судебному приставу по месту жительства должника.

Должник в течение пятнадцати рабочих дней со дня вынесения указанного определения обязан обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему для включения сведений о вынесении такого определения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Указанные лица обязаны включить такие сведения в течение пяти рабочих дней со дня обращения к ним должника. Размер оплаты услуг указанных лиц за такое включение не должен более чем в три раза превышать плату за включение таких сведений, предусмотренную абзацем вторым пункта 4 статьи 213.7 настоящего Федерального закона.

  1. В течение шестидесяти календарных дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о принятии заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре кредитором гражданина может быть подано заявление о признании гражданина банкротом по общей процедуре, предусмотренной параграфом 1.1 настоящей главы, вне зависимости от размера требований кредитора. Если требования кредитора указаны в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, то такой кредитор вправе подать заявление о признании гражданина банкротом независимо от того, подтверждены ли его требования вступившим в законную силу судебным актом.
  2. По истечении шестидесяти календарных дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о принятии заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд проводит судебное заседание по рассмотрению обоснованности поступивших заявлений о признании гражданина банкротом. Заявление гражданина о признании его банкротом по упрощенной процедуре рассматривается после заявлений кредиторов.

Дополнительным условием для признания обоснованным заявления кредитора и введения общей процедуры является представление саморегулируемой организацией кандидатуры финансового управляющего.

  1. Если в установленный срок ни одного заявления кредитора о признании гражданина банкротом не поступило либо ни одно из поступивших заявлений кредиторов не было признано обоснованным, суд рассматривает обоснованность заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре. В рассмотрении такого заявления вправе участвовать кредиторы гражданина, сведения о которых указаны в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, а также другие его кредиторы, предусмотренные пунктом 2 статьи 213.5 настоящего Федерального закона либо требования которых подтверждены вступившим в законную силу судебным актом. Такие кредиторы вправе заявлять возражения против признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре в связи с обстоятельствами, предусмотренными абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи.
  2. В случае признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре суд принимает решение о признании его банкротом и введении упрощенной процедуры реализации имущества гражданина.

Суд вправе отказать в признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре помимо случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.6 настоящего Федерального закона, также если он не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона или если он указал в своем заявлении и приложенных к нему документах заведомо недостоверные сведения.

Статья 223.4. Особенности упрощенной процедуры реализации имущества гражданина

  1. Финансовый управляющий при банкротстве гражданина по упрощенной процедуре не утверждается.

Пункты 5 — 9 статьи 213.25 настоящего Федерального закона при банкротстве гражданина по упрощенной процедуре не применяются.

Гражданин обязан в ходе упрощенной процедуры банкротства осуществлять свои права в отношении имущества, входящего в конкурсную массу, добросовестно и разумно в интересах кредиторов.

В случае поступления в ходе упрощенной процедуры банкротства (в том числе в результате оспаривания сделки или открытия наследства в пользу гражданина) в собственность гражданина имущества, он обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом арбитражный суд и участвующих в деле лиц.

Анализ финансового состояния гражданина и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства гражданин не осуществляет.

  1. В ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина иные сведения, помимо предусмотренных пунктом 4 статьи 223.3 настоящего Федерального закона, обязательному опубликованию не подлежат.
  2. При банкротстве гражданина по упрощенной процедуре:

1) участвующими в деле лицами являются кредиторы, сведения о которых указаны в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина;

2) реестр требований кредиторов не ведется;

3) требования кредиторов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона, не устанавливаются;

4) собрания кредиторов не проводятся.

Требования кредиторов, не указанные в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина, которые не имеют права заявлять возражения против признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре в соответствии с пунктом 7 статьи 223.3 настоящего Федерального закона, могут быть заявлены в течение тридцати календарных дней с даты признания гражданина банкротом в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Федерального закона. В случае признания такого требования судом обоснованным невключение сведений о нем в список кредиторов, приложенный к заявлению гражданина, может также являться основанием для неприменения в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств в соответствии со статьей 213.28 настоящего Федерального закона.

  1. Имущество гражданина реализуется им самостоятельно.

В течение пятнадцати рабочих дней с даты признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре гражданин обязан представить в арбитражный суд предложения о порядке продажи имущества гражданина.

При отсутствии спора о порядке продажи имущества к его продаже не применяются требования о продаже на торгах.

Участвующее в деле о банкротстве лицо вправе заявить ходатайство о продаже имущества гражданина на торгах. В случае удовлетворения такого ходатайства расходы на продажу имущества на торгах несет заявившее его лицо и торги проводятся организатором торгов.

Участвующие в деле о банкротстве лица вправе заявить возражения против предложенного гражданином порядка продажи, в том числе в части минимальной цены продажи имущества.

Об утверждении порядка продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

Если порядок продажи предусматривает прямую продажу имущества без проведения торгов, в нем должна быть указана минимальная цена его продажи.

  1. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется гражданином за счет денежных средств, поступивших в конкурсную массу, в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 213.27 настоящего Федерального закона.
  2. Заявление об оспаривании сделки должника-гражданина по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, может быть подано кредитором должника независимо от размера его требований.
  3. Отчет о результатах реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре, предусмотренный пунктом 1 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, представляется гражданином. Форма указанного отчета, порядок его заполнения и перечень прилагаемых к нему документов утверждаются регулирующим органом.
  4. Судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре проводится не ранее чем через шестьдесят календарных дней после признания гражданина банкротом.

Статья 223.5. Переход к общей процедуре банкротства гражданина

  1. На основании ходатайства участвующего в деле лица арбитражный суд вправе в ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина вынести определение о переходе к общей процедуре банкротства гражданина при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) обнаружения несоответствия гражданина требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона, которое не было и не должно было быть известно заявителю ходатайства ко дню признания гражданина банкротом по упрощенной процедуре;

2) поступления в ходе упрощенной процедуры банкротства (в том числе в результате оспаривания сделки или открытия наследства в пользу гражданина) в собственность гражданина имущества, стоимость которого превышает двести тысяч рублей.

  1. Заявляющее указанное в пункте 1 настоящей статьи ходатайство лицо обязано внести в депозит арбитражного суда денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, а также на иные расходы, минимально необходимые для проведения общей процедуры банкротства гражданина.

В указанном ходатайстве должны быть указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Если указанная саморегулируемая организация не представит кандидатуру финансового управляющего, суд отказывает в удовлетворении указанного ходатайства.

  1. В случае удовлетворения ходатайства о переходе к общей процедуре банкротства гражданина арбитражный суд выносит определение о таком переходе и введении общей процедуры реализации имущества гражданина, предусмотренной параграфом 1.1 нестоящей главы, и об утверждении финансового управляющего. С момента вынесения такого определения дело о банкротстве рассматривается по правилам указанного параграфа без учета правил настоящего параграфа.
  2. Определение о переходе к общей процедуре банкротства гражданина или об отказе в таком переходе может быть обжаловано.

Статья 223.6. Особенности пересмотра определения о завершении реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре

  1. Правила статьи 213.29 настоящего Федерального закона применяются также в случае обнаружения несоответствия гражданина требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением, ко дню принятия определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре.
  2. При возобновлении производства по делу о банкротстве гражданина, в отношении которого была введена упрощенная процедура банкротства гражданина, в соответствии с пунктом 4 статьи 213.29 настоящего Федерального закона вводится реализация имущества гражданина по общим правилам, предусмотренным параграфом 1.1 настоящей главы.

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2004, № 34, ст. 3533; 2006, № 52, ст. 5574; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; 2010, № 21, ст. 2530; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4585, 4598, 4600, 4605; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7345, 7355, 7362, 7366; 2012, № 10, ст. 1166; № 24, ст. 3082; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 53, ст. 7577, 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208; № 27, ст. 3454; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4034, 4036, 4040, 4082; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 566; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2326, 2327, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4228, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6636, 6638; № 52, ст. 7541; 2015, № 1, ст. 35, 37, 67, 74, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3945, 3950; № 29, ст. 4354, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; №11, ст. 1481; № 23, ст. 3285; № 26, ст. 3871, 3877, 3884, 3887; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4305; №28, ст. 4558) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «предусмотренных статьей 6.1.1 настоящего Кодекса» заменить словами «предусмотренных статьей 6.1.1 либо частью 9 статьи 14.13 настоящего Кодекса»;

2) дополнить статью 14.13 новой частью 9:

«9. Предоставление гражданином, обратившимся в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом по упрощенной процедуре, заведомо недостоверных сведений в таком заявлении и приложенных к нему документах, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до тридцати тысяч рублей.»;

3) в статье 23.1:

а) в части 1 слова «5.1 — 8 статьи 14.13» заменить словами «5.1 — 9 статьи 14.13»;

б) в абзаце пятом части 3 слова «5.1 — 8 статьи 14.13» заменить словами «5.1 — 9 статьи 14.13»;

4) в пункте 5 части 2 статьи 28.3 слова «частями 5.1 и 8 статьи 14.13» заменить словами «частями 5.1, 8 и 9 статьи 14.13».

Статья 3

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2017 года, если иное не установлено настоящей статьей для отдельных положений настоящего Федерального закона.
  2. Если до даты вступления в силу настоящего Федерального закона гражданин подал заявление о признании его банкротом, но арбитражный суд не ввел на основании такого заявления процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, и отсутствуют заявления кредиторов о признании гражданина банкротом, то на основании ходатайства гражданина арбитражный суд может применить при рассмотрении его заявления правила об упрощенной процедуре банкротства гражданина, предусмотренной Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона.
  3. Если до даты вступления в силу настоящего Федерального закона суд ввел в отношении гражданина процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, то при отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может вынести на основании ходатайства гражданина определение о введении в отношении него упрощенной процедуры банкротства гражданина, предусмотренной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона.
  4. Правила абзаца первого пункта 2 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются к заявлению гражданина о признании его банкротом по упрощенной процедуре, если до вступления в силу настоящего Федерального закона производство по делу о его банкротстве было прекращено на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  5. Пункт 2 статьи 213.6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и применяется в том числе в делах о банкротстве, возбужденных до указанного дня.
Президент Российской Федерации

307663-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

В части усиления социально-реабилитационной функции института банкротства граждан и расширения сведений, публикуемых в федеральном информационном ресурсе

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) разработан в целях установления механизма обеспечения публичности сведений об обременениях имущества, а также усиления защиты имущественных прав.

Положения статьи 1 Законопроекта направлены на устранение правовых пробелов и противоречий, выявленных практикой применения законодательства о банкротстве. Так, пункт 1 статьи 1 Законопроекта дополняет определение термина «реализация имущества гражданина», содержащегося в статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), указанием на то, что одной из целей данной процедуры является освобождение от долгов граждан.

Одновременно с этим пункт 5 статьи 1 Законопроекта устанавливает правило, согласно которому отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.

Данные положения основаны на том, что, помимо соразмерного удовлетворения требования кредиторов, у процедуры банкротства гражданина есть социально-реабилитационная цель, которая достигается списанием непосильных долговых обязательств гражданина с одновременным введением для него ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве, и с мерами против недобросовестных должников.

Указанная позиция относительно правовой природы процедуры банкротства граждан находит подтверждение в последней правоприменительной практике, например, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541 по делу № А70-14095/2015.

Изменения, вносимые пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, направлены на устранение противоречий между обязанностью ликвидационной комиссии должника подать заявление о признании должника банкротом в течение 10 дней с момента наступления оснований для обязательной подачи соответствующего заявления (пункт 3 статьи 9 Закона о банкротстве в текущей редакции) и обязанностью должника опубликовать уведомление о подаче такого заявления не менее чем за 15 дней до даты его подачи (абзац второй пункта 4 статьи 37 Закона о банкротстве). Для устранения указанного противоречия срок подачи ликвидационной комиссией должника заявления должника о признании его банкротом продлевается до 20 дней.

Устраняется дифференциация между представителем работников должника и иными лицами, имеющими право созыва собрания кредиторов. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Законопроекта указанным правом наделяется также и представитель работников должника.

Пункт 1 статьи 2 Законопроекта устраняет указание на то, что сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – ЕФРС) могут вноситься исключительно юридическими лицами. Одновременно с этим пункт 3 статьи 2 Законопроекта устанавливает перечень данных о физическом и юридическом лице, подлежащих отражению при внесении сведений в ЕФРС. Указанные изменения связаны с установлением Законопроектом возможности вносить в ЕФРС сведения в том числе и физическим лицом (например, сведения об ограничениях, установленных корпоративным договором, которые вносятся стороной такого договора).

Пункт 2 статьи 2 Законопроекта закрепляет обязательное внесение в ЕФРС сведений о продаже предприятия. Поскольку при продаже предприятия к покупателю переходит имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, указанные изменения позволяют защитить потенциальных контрагентов такого предприятия, которые до настоящего момента не имели возможности достоверно узнать, было ли отчуждено предприятие новому собственнику полностью, или были отчуждено только отдельное имущество и (или) имущественные права, не приводящие к переходу к новому собственнику всего предприятия.

Подпункты «а», «б» и «в» пункта 12 статьи 7 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о госрегистрации) в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают право внесения в ЕФРС сведений об ограничениях, установленных внутренними корпоративными документами (корпоративным договором и соглашением товарищей о порядке ведения дел товарищества).

Указанные изменения являются развитием соотношения концепции «относительности обязательства», в общем виде закрепленной в пункте 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а, применительно к корпоративным договорам, в пункте 5 статьи 67.2 ГК РФ, в соответствии с которыми обязательство не может создавать обязанности для лиц, не являющихся сторонами данного обязательства, и концепции добросовестности, в соответствии с которой участники гражданского оборота должны действовать добросовестно и не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного поведения, в том числе с помощью заключения сделок, которые другая сторона сделки (контрагент) не имела права заключать и при этом лицо знало или должно было знать о таких ограничениях.

Так, в соответствии со статьей 67.2 ГК РФ, решения органа хозяйственного общества, принятые в нарушение корпоративного договора (равно как и сделки, заключенные на основании такого решения), а также сделки стороны корпоративного договора, заключенные в нарушение корпоративного договора, могут быть признаны недействительными по иску другой стороны корпоративного договора. При этом необходимо отметить, что признание таких сделок недействительными возможно лишь в случае, если другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, установленных корпоративным договором (пункт 6 статьи 67.2 ГК РФ), поэтому механизм информирования третьих лиц о заключении таких сделок является ключевым в т.ч. для решения вопроса о добросовестности контрагента, заключающего сделку с участником корпоративного договора.

В настоящее время защита прав участников корпоративного договора путем признания сделок, заключенных в нарушение корпоративного договора, недействительными, фактически заблокирована, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 67.2 ГК РФ, раскрытие содержания корпоративного договора не требуется, а в случае заключения корпоративного договора участниками непубличного общества его содержание является конфиденциальным.

Законопроектом создается механизм, при помощи которого участники корпоративного договора получают возможность публиковать информацию об ограничениях, содержащихся в корпоративном договоре, что позволит им оспаривать сделки и решения органов управления хозяйственных обществ, заключенные в нарушение условий корпоративного договора.

Подпункты «г», «д», «е» и «ж» пункта 12 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают возможность внесения в ЕФРС информации о правах лиц, не являющихся владельцами имущества, на вещи и имущественные права, закрепленные в договорах с собственником (владельцем) вещи.

Так, продажа вещи с правом на обратный выкуп (т.н. «обеспечительная купля-продажа»), право удержания вещи и право на товар (в частности, сохранение права собственности на товар за продавцом, предусмотренное статьей 491 ГК РФ) во многих случаях являются для гражданского оборота необходимыми инструментами обеспечения исполнения обязательств. Например, сохранение права собственности за продавцом зачастую применяется в сделках по приобретению оборудования производственными предприятиями в случаях, когда предприятие-покупатель не имеет возможности полностью оплатить оборудование, а продавец не хочет нести риски, связанные с залогом или другими способами обеспечения исполнения обязательств. Рискованность таких правовых конструкций заключается в том, что для третьих лиц создается видимость перехода права собственности на вещь, вследствие чего они могут считать владельца вещи ее правомочным собственником, имеющим право на ее отчуждение, хотя в действительности такого права у приобретателя нет (т.н. «обеспечительная собственность»). Для будущих приобретателей это может создать риск истребования вещи ее настоящим (первоначальным) собственником.

Подпункт «з» пункта 12 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 2 Законопроекта, устанавливают возможность внесения в ЕФРС сведений о поручительстве. Указанные сведения являются важными для потенциальных кредиторов поручителя, поскольку у них может создаваться видимость платежеспособности их должника, хотя в действительности такой должник может нести значительную ответственность своим имуществом как поручитель за другое лицо, что может существенно повлиять на его платежеспособность.

Предлагаемый пунктом 4 статьи 2 Законопроекта механизм позволяет информировать неопределенный круг лиц об имеющихся обременениях, а значит дает возможность противопоставить эту информацию против третьих лиц (уведомленных с момента записи в реестре), а также в целом способствует стабильности гражданского оборота. Как установлено пунктом 3 статьи 3 Законопроекта, третьи лица считаются извещенными об установленных правах и (или) ограничениях со дня опубликования в ЕФРС соответствующего сообщения. Законопроектом также предусматривается порядок внесения указанных сведений в ЕФРС, а также возможность получения лицом, указанным в опубликованных сведениях, выписки из ЕФРС с соответствующими сведениями (пункты 13, 14 и 15 статьи 7 1 Закона о госрегистрации в редакции, предлагаемой пунктом 4 статьи 4 Законопроекта). При этом с учетом значимости сведений, содержащихся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также в целях дальнейшего использования такой выписки, Законопроектом устанавливается необходимость подписания выписки усиленной квалифицированной электронной подписью оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Законопроект) разработан в целях обеспечения публичности сведений по взысканию просроченной задолженности.

Законопроектом предлагается новая редакция части 1 статьи 9 Федерального закона № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предусматривающая возможность опубликования уведомления должника о привлечении кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, путем размещения сообщения в ЕФРС.

Предлагаемая Законопроектом редакция нормы предполагает, помимо информации, обязательной для направления должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, опубликование номера и даты договора (договоров), требования по которым передаются и ИНН должника. При этом Законопроектом устанавливается запрет на раскрытие в сообщениях, публикуемых в ЕФРС, иных сведений о должниках.

Указанный механизм позволит обеспечить публичность деятельности по взысканию просроченной задолженности, а также будет способствовать информированности должников о передаче долга иным лицам, нежели первоначальный кредитор, что позволит им в полной мере пользоваться нормами, направленными на защиту прав и законных интересов физических лиц, при осуществлении взыскания просроченной задолженности и исключит ситуацию, при которой должник узнает о передаче долга только после начала процедуры взыскания иным лицом, чем его первоначальный кредитор.

Кроме того, опубликование указанных сведений в ЕФРС позволит избежать возможной путаницы с адресами места жительства, места пребывания физического лица, по которым должно происходить почтовое уведомление о передаче долга и начале процедуры взыскания, а также снимет с кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, бремя выяснения надлежащего адреса для уведомления должника.


Последнее событие

Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении (рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом)
Результат: 23 января 2018 года было принято решение перенести рассмотрение законопроекта; назначить комитет-соисполнитель
Документ:


Законопроект на сайте Государственной Думы:

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части процедуры

реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» (далее – Проект) направлен на экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (письмо от 4 марта 2016 г.).

Проект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации.

Предшествующая версия законопроекта (под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления») уже рассматривалась Советом, который в Экспертном заключении № 000-3/2015, принятом на заседании 21 сентября 2015 г., в целом поддержал концептуальное направление законопроекта - сделать российское законодательство о банкротстве принципиально более способным содействовать оздоровлению попавших в затруднительное положение коммерческих организаций, опираясь в этом отношении на модель главы 11 Кодекса о банкротстве США, известную своей эффективностью, но высказал по нему ряд замечаний, часть из которых в представленной новой редакции законопроекта учтена.

Предлагаемые Проектом механизмы финансового оздоровления предприятий, находящихся в стрессовой ситуации, отвечают общемировой тенденции, восходящей ко второй половине XX века и усилившейся после мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов. В этот период законодательства многих стран, касающиеся разрешения ситуации неплатежеспособности должника, начали интенсивно пересматриваться с целью качественного улучшения реабилитационных процедур. В настоящее время в некоторых из этих стран видны промежуточные итоги проведенных реформ (в Бельгии поправки к соответствующему закону вступили в силу в 2009 году, в Литве в 2011 году, в Испании в 2011 году, во Франции в 2011-2012 годах, в Швеции в 2011 году, в Италии в 2015 году и т. д.).

Действующее российское право предусматривает неэффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике. Неэффективность реабилитационных процедур приводит к тому, что в нашей стране большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов, а сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем. Необходимость установить в российском законодательстве о банкротстве эффективные реабилитационные процедуры в настоящее время особенно актуальны в связи с трудным положением отечественной экономики.

Основные меры, предлагаемые Проектом, заключаются в отказе от проявившей себя как крайне неэффективной, долгой и необоснованно дорогой процедуры наблюдения и в установлении полноценной вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации вместо плохо работающих и мало востребованных практикой процедур внешнего управления и финансового оздоровления. При этом должна быть допущена возможность утверждения плана реструктуризации без согласия кредиторов, когда это объективно отвечает интересам кредиторов. Эти предлагаемые Проектом меры также в целом соответствуют тем решениям, которые уже предусмотрены новыми положениями о банкротстве граждан, установленными Федеральным законом от 29 июня 2015 г. «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Тем не менее по Проекту должны быть высказаны следующие замечания.

1. В статье 4.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в проектируемой редакции необходимо исключить слова «и соглашение кредиторов», которые позволяют установить субординацию требований кредиторов только по соглашению между ними, без участия должника. Принципиальные положения обязательственного права не позволяют сделать обязательным соглашение, заключенное кредиторами, для третьего лица, не участвовавшего в соглашении (в данном случае для должника). Об этом также говорится в пункте 3 статьи 309.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). «Соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, в том числе для должника». Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в этой статье возможность такого соглашения, когда кредиторы в отношениях между собой фиксируют порядок получения исполнения от должника (пункты 1 и 2 статьи 309.1), но оно не может распространяться на других лиц.

Для сравнения в Положении о несостоятельности Германии установлено следующее правило: «Требования, по которым между должником и кредиторами есть соглашение о субординации в процедуре банкротства, в случае сомнений удовлетворяются после требований, указанных в абзаце 1», то есть не принимая во внимание очередность, установленную соглашением кредиторов.

2. Пункт 1 статьи 78 Закона о банкротстве в редакции Проекта не предусматривает возможности сохранения за должником после утверждения плана реструктуризации права свободно самому определять порядок и органы управления организацией. Такое ухудшение по сравнению не только с предшествующей редакцией законопроекта, но даже и по сравнению с действующим законом представляется принципиально неверным, поскольку оно лишает должника стимула самому уже на самой ранней стадии инициировать реабилитационную процедуру. Без наличия же такого стимула дела, как и сейчас, продолжат возбуждаться на поздней стадии по заявлению кредиторов, когда чаще всего уже поздно спасать бизнес. Для обеспечения подлинно реабилитационной направленности Проекта необходимо оставить вариант сохранения за должником права продолжать самостоятельно управлять своим бизнесом.

3. Статья 85 Закона о банкротстве в проектируемой редакции предусматривает деление требований кредиторов на классы. Между тем, как следует из предложенной группировки, в стороне от принятия решений по плану остаются акционеры (участники), которые по-прежнему сохраняют полномочия по принятию решений в рамках корпоративного права (пункт 8 статьи 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта) и, соответственно, не вовлечены в процесс принятия решения о реструктуризации наряду с остальными классами кредиторов.

Тем самым в российском законе предлагается закрепить модель, плохо зарекомендовавшую себя в зарубежной практике. Так, одним из мотивов реформы банкротного права в ФРГ в 2012 году была неспособность плана реструктуризации (Insolvenzplan) ослабить права акционеров, что было причиной редкого использования этого юридического инструмента. Во время реформы (ESUG) законодатель установил, что план реструктуризации может содержать любое регулирование, которое допустимо с точки зрения корпоративного права (§ 225a Abs. 3 Положения о несостоятельности), в том числе конвертацию долга в акции, переуступку/передачу акций, слияние и преобразование. Кроме того, участники/акционеры должника выделены в отдельный класс и голосуют по вопросу утверждения плана. Таким образом, теперь согласие акционеров на распоряжение их правами обеспечивается не корпоративным правом, а правилом большинства в рамках банкротных процедур.

Правила, предназначенные для защиты миноритарных акционеров, заменены правилами защиты меньшинства при утверждении плана реструктуризации. Право на оспаривание решения акционеров заменено на возражение против утверждения плана и обжалование решения об утверждении плана. Такой подход позволяет осуществить реструктуризацию вне зависимости от позиции акционеров.

4. Представляется весьма спорным и, возможно, даже опасным исключение Проектом статей 171 – 173 Закона о банкротстве, устанавливающих особенности введения реабилитационных процедур в отношении градообразующих организаций, поскольку эти нормы эффективно использовались на практике.

5. С точки зрения принципов третейского разбирательства, оправданной традиции рассмотрения дел о банкротстве только государственными органами и частого участия в делах о банкротстве государственного органа (ФНС России), неприемлемым и чреватым правонарушением является предложение Проекта допустить рассмотрение третейским судом вопроса об утверждении плана реструктуризации (проектируемые пункт 3 статьи 33 и статья 91 Закона о банкротстве).

6. В статье 92.2 Закона о банкротстве (в редакции Проекта) не предусматривается важная возможность привлечения финансирования на условиях удовлетворения требований не после всех реестровых требований, а, напротив, - до них, хотя без такого нового финансирования часто эффективная реструктуризация невозможна.

II. Совет отмечает, что законодательство о банкротстве относится к наименее стабильным областям российского законодательства. Это подтверждается и представленным в Совет Проектом, в котором уже не впервые предлагаются массивные изменения (на 230 страницах законодательного текста!) в уже третий в истории Российской Федерации Закон о банкротстве.

С учетом этого обстоятельства Совет при подготовке рассмотрения Проекта обратился к члену Совета профессору с просьбой в максимальной степени пристально изучить Проект, чтобы помочь Совету сформировать по нему экспертное заключение. Профессор выполнил эту просьбу и на заседании Совета 16 мая 2016 года высказал свой взгляд на Проект и подробные замечания по нему. Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке, доктор юридических наук является ведущим специалистом в стране по вопросам правового регулирования банкротства. Поэтому, несмотря на то, что ряд его замечаний по Проекту отражен в настоящем Заключении, Совет, прилагая к Заключению стенограмму выступления, рекомендует Минэкономразвития России внимательным образом изучить эти замечания и учесть их при доработке Проекта.

Вывод : проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» может быть при условии учета высказанных замечаний рекомендован к внесению в Государственную Думу.

Приложение : стенограмма выступления члена Совета профессора

на заседании Совета на 7 л.

Председатель Совета

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект № 105976-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника

Статья 1

4) в статье 6:

а) пункт 4 части 1 после слов "находящемуся в их производстве," дополнить словами "арбитражному управляющему, утвержденному в деле о банкротстве гражданина - субъекта кредитной истории,";

б) предложение первое части 13 после слов "субъекту кредитной истории," дополнить словами "арбитражному управляющему, утвержденному в деле о банкротстве гражданина - субъекта кредитной истории,";

5) в статье 13:

а) часть 2 после слов "хранения и представления субъектам кредитных историй" дополнить словами ", арбитражным управляющим, утвержденным в делах о банкротстве граждан - субъектов кредитных историй,";

б) часть 5 после слов "кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, этому субъекту кредитной истории (кредитных историй)" дополнить словами ", арбитражному управляющему, утвержденному в деле о банкротстве гражданина - субъекта кредитной истории,";

в) часть 6 после слов "представляемой субъектам кредитных историй" дополнить словами ", арбитражным управляющим, утвержденным в делах о банкротстве граждан - субъектов кредитных историй,";

г) предложение первое части 7 после слов "Субъект кредитной истории (кредитных историй)" дополнить словами ", арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве гражданина - субъекта кредитной истории,";

д) предложение первое части 8 после слов "получения из Центрального каталога кредитных историй субъектами кредитных историй" дополнить словами ", арбитражными управляющими, утвержденными в делах о банкротстве граждан - субъектов кредитных историй,".

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2009, № 1, ст. 14; № 29, ст. 3642; № 39, ст. 4540; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4287; № 30, ст. 4573; № 49, ст. 7014, 7061; № 50, ст. 7347) следующие изменения:

1) в пункте 7 части 1 статьи 40 слова "должника-организации" заменить словом "должника";

2) в пункте 7 части 1 статьи 47 слова "должника-организации" заменить словом "должника";

3) дополнить статьей 69 1 следующего содержания:

"Статья 69 1 . Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника-гражданина процедур банкротства

1. С даты утверждения плана реструктуризации долгов новые аресты на имущество должника-гражданина и иные ограничения по распоряжению указанным имуществом могут быть наложены исключительно в рамках дела о банкротстве.

2. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, о взыскании алиментов, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника-гражданина и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

3. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются арбитражному управляющему. Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

4. Положения настоящей статьи применяются также при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.";

4) статью 95 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Положения настоящей статьи применяются также при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.";

6) часть 7 статьи 96 признать утратившей силу.

Статья 8

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

Статья 9

Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей, возбужденных по заявлениям о признании гражданина банкротом, поданным после вступления настоящего Федерального закона в силу.

Президент

Российской Федерации



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация