Эффективность деятельности полиции: проблемы и критерии. Основные проблемы в ОВД МВД России и возможные варианты их решения
Правоохранительные органы, и полиция в первую очередь, предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности.
При исполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции должны ориентироваться на потребности общества и государства. Это, в свою очередь, должно повысить уровень доверия граждан к деятельности полиции и каждого её отдельного сотрудника. Для того чтобы эффективно решать задачи по предупреждению преступности, необходимо изучить причины, которые на неё влияют, и стараться их исключить. Таким образом, деятельность сотрудников полиции направлена на устранение причин, влияющих на состояние преступности. Однако полиция самостоятельно, без сторонней помощи, не может в полной мере противостоять преступности. Вот почему при решении этой наисложнейшей в условиях развития нашего общества задачи органам внутренних дел просто необходима поддержка граждан и общественных структур. Берекашвили.Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: учеб, пособие / Л.Ш. Берекашвили.В.П. Игнатов М.: Изд-М, 2004.
Эта поддержка общества важна, с одной стороны, для получения информации, необходимой для предотвращения, раскрытия и расследования преступлений. С другой стороны, взаимодействие с гражданами повышает доверие населения к полиции, позволяет гражданам вносить вклад в обеспечение собственной безопасности и в какой-то мере координировать деятельность полиции, в зависимости от потребностей современного общества и общественного уклада в конкретном регионе. Кроме того, за счёт такого взаимодействия граждане начинают чувствовать и за собой ответственность за поддержание правопорядка и общественной безопасности, решение социальных проблем в своём районе.
Доверие населения к полиции тесно связано с поведением сотрудников полиции по отношению к гражданам, и в особенности с соблюдением норм профессиональной этики как при исполнении служебных обязанностей, так и в частной жизни, обычных бытовых ситуациях. Всё - внешний вид, форма одежды, манера общения, уважение сотрудниками полиции достоинства и основных свобод и прав человека, неравнодушие к чужим проблемам и бедам, элементарное внимание - способствует налаживанию доверительных отношений.
Новый подход основывается на идеях служения полиции обществу и предполагает высокую степень социальной важности её работы, повышения уровня ответственности за результаты своей деятельности не только перед государством, но, в первую очередь, перед обществом и каждым отдельным гражданином.
Исходя из вышесказанного, задачами полиции являются: поддержание общественного спокойствия и правопорядка, защита и уважение прав и свобод личности, предотвращение преступности и борьба с ней, оказание помощи гражданам. Берекашвили.Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: учеб, пособие / Л.Ш. Берекашвили.В.П. Игнатов М.: Изд-М, 2004.
Защита и уважение прав человека как наиглавнейшая задача правоохранительных органов - отличительная черта функционирования полиции в демократическом обществе. Обязанность полиции быть на страже прав человека становится приоритетной, и залогом успеха в данном случае является хорошо организованная профилактика преступности, то есть её предупреждение. При выполнении этой задачи взаимодействие полиции с гражданами и обществом в целом, а также государственными органами приобретает наибольшее значение, так как только в таком взаимодействии мероприятия по предупреждению преступлений и недопущению их негативных проявлений могут быть максимально эффективными.
Однако работа в данном направлении до настоящего времени была организована не в должной степени, так как взаимодействие такого рода было слабо отражено и раскрыто российским законодательством в сфере правоохранительной деятельности, а гражданами и вовсе воспринималось негативно. В законе РФ "О полиции" взаимодействие правоохранительных органов с гражданским обществом и гражданами не только нашло своё должное отражение, но и выделено как приоритетное направление в деятельности полиции и её сотрудников.
Так как любая обязательная к выполнению задача предполагает ответственное отношение к процессу и результатам её выполнения, то такая новая задача органов внутренних дел, как организация взаимодействия с обществом и гражданином, предполагает выработку новых механизмов и поиск новых путей её решения.
В данном случае повышение уровня профессиональной этики, развитие личностной и профессиональной культуры, этическое и интеллектуальное развитие каждого отдельного сотрудника являются обязательным и просто необходимым элементом решения и выполнения одной из важнейших задач полиции. Подтверждение этому - следующие факторы:
Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами её порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.
Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их собственный моральный облик и способно при определённых условиях привести к профессиональной деформации. С другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника полиции проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осуждённого. К тому же, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан, а также определяет степень их доверия к правоохранительным органам. Агешин.Ю. А - Политика. Право. Мораль / Ю.А. Агешин, М,: Юр ид. лит., 2012,-
Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности в отношении деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали сотрудников заметно возрастает, так как в первую очередь именно негативные проявления становятся достоянием общественности.
Профессиональная этика рассматривается как определённые моральные требования к сотрудникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы её требования, нормы не были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Таким образом, требования к профессионально-этической культуре сотрудников органов внутренних дел вдвое выше, чем к рядовому гражданину. Даже правильно проведённая беседа может стать благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, поможет склонить его к принятию правильного решения и создаст предпосылки к изменению, если не мировоззрения в целом, но оценки своего конкретного поступка или отношения к конкретной проблеме. Нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. В общении с любым гражданином, даже если это представитель маргинального сообщества, особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать, а главное, услышать собеседника - в сложной ситуации залог взаимопонимания.
Правила поведения сотрудников органов внутренних дел, определяющие вежливое и внимательное обращение к гражданам, неукоснительное соблюдение их прав и свобод, разработаны на основе норм Конституции РФ, общепризнанных принципов международного права, а также других нормативных правовых актов и отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1139.
Каждый гражданин нашей страны должен чувствовать себя в безопасности, видеть в полицейском своего защитника, способного надёжно оградить его жизнь, здоровье, честь и достоинство от преступных посягательств, достойного стать примером для подрастающего поколения, вызывающего уважение. Агешин.Ю. А - Политика. Право. Мораль / Ю.А. Агешин, М,: Юр ид. лит., 2012,-
Обладая широкими правами и полномочиями, предоставленными законом, сотрудники полиции должны пользоваться ими умело и разумно, проявляя при этом выдержку и высокую культуру, придерживаясь высоких моральных устоев. Одновременно сотрудники полиции обязаны быть решительными при пресечении правонарушений, но в то же время их действия должны быть безупречными в правовом отношении, исключающими нарушение законности, понятными и обоснованными для окружающих, исключающими ущемление прав граждан, в том числе задержанных и арестованных.
Сотрудники органов внутренних дел должны помнить, что они постоянно находятся на виду у населения и от их поведения во многом зависит авторитет полиции в целом, доверие к каждому конкретному сотруднику и поддержка граждан. Как показывает жизнь, людьми на первое место ставятся профессионализм, культура поведения и общее интеллектуальное развитие сотрудника, его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности, стремление к социальной справедливости и неукоснительному соблюдению законности, а также высокие морально-волевые, этические качества, способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, нарушающим закон, права и свободы граждан. Также граждане считают, что не менее необходимые качества сотрудника - это порядочность, нравственность, доброта и сопереживание, великодушие и стремление помочь человеку словом и делом, то есть общепризнанные и общечеловеческие, а значит, наиболее ценные.
Если оценивать пожелания граждан принципиально, то их требования абсолютно правомерны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом высокоразвитом государстве, стремящемся к совершенству. Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие /О-В. Афанасьева, А.В. Пишелко. М.: Академия: Мастерство, 2011,
Значение добротной правовой базы для деятельности органов внутренних дел (ОВД) однозначно. Она является важнейшим условием и средством эффективного выполнения возложенных на них задач. Учитывая данное обстоятельство, МВД России со дня своего образования принимает активное участие в формировании новой и современной правовой основы своего функционирования, отвечающей условиям строительства демократического правового государства.
Первым законодательным актом, который положил начало коренному реформированию правового обеспечения органов внутренних дел, явился Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции". Он отразил новый взгляд на место и роль милиции в новых условиях развития общества.
За время, прошедшее с тех пор, по инициативе или при непосредственном участии МВД России подготовлено и впоследствии принято более 300 федеральных законов, президентских и правительственных нормативных актов, издано свыше двух тысяч ведомственных нормативных правовых актов.
Министерство внутренних дел сознательно идет на такое широкое участие в правотворческом процессе российского государства, масштабно включаясь в законотворчество и нормотворчество. Это осуществляется, прежде всего в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, в интересах борьбы с преступностью. Некомпетентное регулирование в данной сфере, заполнение правового вакуума некачественным нормативным материалом имеет отрицательные последствия как для решения задач борьбы с преступностью в целом, так и для оптимального функционирования самих служб и подразделений.
Примером тому может служить известная законодательная инициатива правозащитников о замене смертной казни на пожизненное заключение (1992 г.), которая застала систему исправительных учреждений врасплох.
Учитывая эти обстоятельства, правительство России ставит перед Министерством внутренних дел задачу считать правотворческую деятельность одной из приоритетных своих функций. На Министерство внутренних дел возлагается обязанность разработки предложений по совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью ОВД и внутренних войск (ВВ), а также подготовки проектов соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию МВД России.
Каких результатов удалось достичь в плане совершенствования правовых актов деятельности ОВД?
1. В основном удалось перейти на собственную, российскую правовую базу организации деятельности ОВД. Абсолютное число большинства нормативных документов - это уже собственные, российские, принятые в новых условиях развития суверенитета.
2. Нормативным урегулированием удалось охватить все важнейшие направления работы ОВД. Это касается организации оперативно-розыскной деятельности, функционирования уголовно-исполнительной системы, обеспечения безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, и ряда других направлений.
3. Значительно повысился уровень правового регулирования деятельности ОВД. Основные направления деятельности сейчас урегулированы на уровне законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.
4. Создан хороший правовой задел для международного сотрудничества ОВД по различным направлениям работы. Особенно это относится к партнерству со странами СНГ, рядом других стран, государств.
5. Снята идеологизированность нормативных актов, регулирующих деятельность ОВД.
6. Обеспечено прямое действие законодательных, президентских и правительственных нормативных актов.
7. Обеспечена открытость правовых документов, регулирующих деятельность ОВД.
Вместе с тем, сложных проблем в правовом обеспечении ОВД более чем достаточно.
Заслуживает критической оценки качество нормативных документов. Прежде всего, они грешат излишней громоздкостью. По одному и тому же предмету правового регулирования порой имеются десятки и сотни нормативных предложений.
Поэтому встает проблема универсализации правовых предписаний, задача кодификации нормативного материала, разработки комплексных нормативных актов. Положительные стороны такой модели очевидны. Она уменьшает масштабы противоречивости, которая неизбежна для многочисленных правовых актов, позволяет "расширить" пограничные правовые поля различных служб и направлений служебной деятельности и, что крайне важно, облегчает сотрудникам работу с правовым материалом.
В связи с принятием нового УК России появились и новые направления деятельности ОВД. В данном случае имеется в виду надлежащее правовое оформление той практики, которая связана с возложением на ОВД задач борьбы с новыми видами преступлений (лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация ("отмывание") денежных средств, злостное уклонение от погашения кредитной задолженности и т.п.).
Методологическое значение в плане организации правотворческого процесса в области внутренних дел имеет проблема соотношения федерального законодательства субъектов РФ. Она возникла в связи с принятием Конституции РФ, которая де-факто поставила перед нами проблему коллизионного права, соотношение между федеральным и региональным законодательством. Урегулирование целого ряда общественных отношений, связанных с деятельностью ОВД, отнесено, как известно, к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации.
Актуальной представляется проблема соотношения между различными видами нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности ОВД. Речь, в частности, идет о том, какова должна быть доля в правовой системе законов, актов исполнительной власти, ведомственных актов. Это относится как к Федеральному, так и к региональному уровню. Можно сказать, что пока во многом данный вопрос развивается спонтанно. Серьезных теоретических проработок на этот счет нет.
И, наконец, проблема соблюдения и исполнения органами внутренних дел общепризнанных принципов и норм международного права и междуна родных договоров РФ. Этот вопрос не праздный. Надо признать, что практика реализации международно-правовых норм в деятельности ОВД заслуживает критической оценки. Многие нормы не только рекомендательного, но и императивного характера в работе ОВД в полной мере не реализуются. И примеров из повседневной практики более чем достаточно. Причина тому - недостаточная правовая культура сотрудников ОВД и их непрофессионализм, низкая исполнительская дисциплина, а также ряд других факторов.
Выводы по главе
Подводя итог анализу исследуемого вопроса, выделим наиболее существенные моменты:
1. Правотворчество – есть особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.
2. С учетом субъективного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: Правотворчество государственных органов; санкционированное Правотворчество; народное Правотворчество (референдум).
3. Правотворческий процесс состоит из нормотворческого процесса и законодательного процесса. Законодательный процесс определяет процедуру принятия законов; нормотворческий – процедуру принятия иных НПА.
4. Правотворческий процесс включает в себя ряд стадий: от принятия решения о необходимости разработки НПА до опубликования текста нового НПА в средствах массовой информации.
5.Министерство внутренних дел считает правотворческую деятельность одной из приоритетных своих функций. Оно разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью ОВД и внутренних войск (ВВ), а также участвует в работе по подготовке проектов соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию МВД России.
Список литературы:
Конституция РФ. М., 1993.
Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. - № 19. - ст.509
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. «О Правительстве РФ» // Российская газета, 1997. 23 декабря.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституционном суде РФ» // Российская газета, 1994. 23 июля
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5 августа 2000г. // Российская газета, 2000. 8 августа.
Указ Президента РФ от 9.3.2004. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // Российская газета. 11.3.2004.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5.11.2008 // Российская газета 6.11.2008.
Директива МВД РФ № 4 от 04.11.2008 г. «О задачах ОВД и внутренних войск МВД России, ФМС на 2009 г.»
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества.- М.,
Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право.- 2002.- №6.
Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие – М.: Проспект, 2003.
Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966.
Алексеев С.С. Теория права. М., 2002.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988
Аннерс Э. История европейского права." М., 2003.
Ардашкин В. Д. К современной концепции государства // Правоведение.- 2002.- №2.
Баглай М.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 4-е изд. изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2004.
Баранов В.М. Истинность норм советского права. - Саратов. 1989.
Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991, № 12.
Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1998. № 1.
Белкин А.А. Юридические акты: право на законоизъявление и введение закона в действие.// Правоведение.- 1999. №1.
Бельский А.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право.- 2004.- №3.
Богдановская И.Ю. Концепции судейского нормотворчества в "общем праве". // Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология.-М., 2001.- С. 71-83.
Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право.- 2004.- №7.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Вып. 1.- М.: Юрист, 1999.
Венгеров А.Б. Теория государства и право: Учебник – М.: Юриспруденция, 2006.
Власов В.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений и факультетов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.
Власть и право.- Л.: Лениздат, 1999.
Всеобщая декларация прав человека. - М.: 1993. 54 с.
Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование: Монография // Институт государства и права РАН.- М., 2003.
Гальперин И.К. Законы живые и мертвые. В кн. Право и власть.- М.: Прогресс, 2002.
Гапонов О.И., Марусина Теория государства и права. Конспект лекций в схемах и определениях. Орел. 2004.
Гатин А.М.Теория государства и права- СПб: Питер, 2007.
Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства. В кн. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски решения. - М., 1991.
Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие для вузов/ Право и закон, М.: Колосс, 2003.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. В 2-х частях. – М.: МЮИ МВД РФ, 2002.
Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия // Государство и право- 2004, №1, с.24-37.
Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы Президента в системе законодательства // Президент. Парламент, правительство. 1998, № 1.
Дробышевский С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение, 1988. № 5
Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право.- 2001, №10.
Дурневский В. Н. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение.- 2001.- №3.
Игнатенко В.В. Региональное правотворчество: основные понятия и термины.- Иркутск: Иркутская экономическая академия, 1996.
Исаков В.Б. Федеральное законодательство: объем, структура, тенденции развития. // Журнал Российского права. 1999. № 10.
Каминская В.И.Теория советского уголовно-процессуального закона: Автореф. Дисс... д-ра юрид. наук. - М., 1967.
Карбонье Жан. Юридическая социология / Пер. с франц.- М., 1986.
Кашанина Т.В.Происхождение государства и права. Современные подходы и новые трактовки. М., 1999.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2003.
Керимов Д.А. Культура и техника правотворчества.- М.: Юридическая литература, 2001.
Козбаненко В.А. «Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное». Ж. «Государство и право» - 2003, №1, с.13-35.
Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М.: Наука. 2000 .
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.:Юрайт,2003.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М., 2002.
Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. – М.: Право и закон, 2004.
Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал Российского права. 2000. № 2.
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 2002.
Кудрявцев Ю.В. Норма права как социальная информация. - М.. 1981.
Кузнецова Н.Ф. Проблемы изучения эффективности уголовно-правовых норм и институтов / Эффективность применения уголовного закона. - М., 1973.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2004.
Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестник МУ.- Серия 11.- Право.- 2003.- №1.
Ленин В. И. Государство и революция.- ПСС Т. 33, гл. 1.
Ленин В. И. О государстве.- ПСС Т. 39.
Лившиц Р. З. Современная теория права. Краткий очерк.- М., 2003.
Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 2003.
Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Люльчев И. Новая норма не всегда лучше старой // Российская юстиция. 1996. № 12.
Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. - Орел.: Издательство ОРАГС, 2005.
Малько А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства // Правоведение.- 1993,№1.
Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2008.
Малько А.В. Теория государства и права: учебник – М.: КНОРУС, 2007.
Марков Б. В., Солонин Ю. Н., Шишков Ю. Н. Эволюция человека // Социально-политические журнал.- 1996.- №5.
Марченко М.Н. Источники права: учеб.пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.// Общая теория права (курс лекций). Н-н. 2002.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2006.
Михайловский И.В. Учение о юридических нормах // Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М.. 1998.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник – М.: Право и закон, 2001.
Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право.- 1999.- №6.
Морозова Л.А.Теория государства и права: учебник. – М: Эксмо, 2009.
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992, № 2.
Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Плис, 2000.
Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника.- М.: Прогресс, 1974.
Нерсесянц В. С. Право: многообразие определений и единство понятия // Государство и право.- 2002.- №6.
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 1999.
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2 Теория права. М., 1998.
Общая теория государства и права. Академический курс. // Под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2004.
Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2002.
Общая теория права / Под ред. А.С.Пиголкина. – М., 1997.
Общая теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2008.
Общая теория права. Курс лекций/ Общ.ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
Ортега X. и Гассет. Спортивное происхождение государства // Философская и социальная мысль,-1990.- №6.
Охотский Е.В. «Правовой статус государственного служащего РФ» Ж. «Государство и право» - 2003, №9, с.17-27.
Панарин А.С. Политология: Учебник – М.: Юриспруденция, 2004 .
Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы. // Советское государство и право. 1970, № 3.
Переломов Л. С. Конфуций и доктрина разделения властей (размышление по прочтении книги Петра Боренбойма «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера» // Государство и право. 1997, № 3.
Першиц А. И. Проблема нормативной этнографии.- М., 1978.
Петрова Л. В. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника Алексеева С. С.) // Государство и право.- 1999.- №2.
Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., 2003.
Поленина С.В. Законотворчество в РФ.- М.: ИГП РАН, 2003.
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999.
Проблемы теории государства и права: Учебное пособие /Под ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2008.
Проблемы теории права и государства. Курс лекций /Под ред. В.П. Сальникова. – С-Петербург, 1999.
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства (вопросы и ответы). – М.: «Новый юрист», 1999.
Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Московского Университета. Серия. Право. 1999. № 5.
Рабинович П. М. О понимании и определениях права // Правоведение.- 1982.- №4.
Романов Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие/ Под общ. ред В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. -Казань, 1990.
Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999, № 2.
Сазонов В.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия права // Государство и право.-2002, №2.
Самощенко И.С., Никитинский В.И. Изучение эффективности действующего законодательства. // Советское государство и право. 1968. №8.
Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Государство и право. 1998, № 9.
Сенчищев В.И. Виды нормативных актов // Журнал Российского права. 1998. №8.
Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник.- Харьков: Эспада, 2007.
Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. Ч. 1, 2. М.: 1999.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект, 1999.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 1996.
Сырых В.М. Воистину ли нормы закона истинны? // Государство и право. 1996. № 7.
Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 1998.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 2003.
Теория государства и права. / Под ред. Бабаева В.К., - М.: Юристъ, 1999.
Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2002.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. проф. В. К. Бабаева.- М.: Юрист, 2002.
Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2006.
Теория государства и права: учеб. А.Б.Венгеров. – Москва: Омега – Л, 2007.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К.Бабаева. – М., 2001.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2001.
Теория государства и права: Учебник для студентов и аспирантов юридических вузов /Под ред. Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 1996.
Теория права и государства. Ч. I-II / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – Екатеринбург, 2000.
Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право.- 1997.- №1.
Хаманева Н.Ю., Салищева Н.Г. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000, № 1.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. В.Г.Стрекозова. – М., 2007.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2009.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Наука, 2003г.
Черных Е. Н., Венгеров А. Б. Структура нормативной системы в древнейших обществах (методологический аспект).- М., 2001.
Четвернин В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право.- 2001.- №5.
Четвернин В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право.-2001.- №5.
Чиркин В. Е. Три ипостаси государства // Государство и право.- 1999.- №8.
Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М., 1999.
Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1996, № 8.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения.- М.: Изд. дом “Артикул”, 1999.
Шершеневич Г.Ф. Формы права // Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М.. 1998.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 21.- Гл. 1-3.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. - М., 1968.
Якушев А.В. Теория государства и права: пособие для подготовки к экзаменам. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2000.
(дополнительная)
Авдеева Л. Р. Право и его философы в России: Кистяковский Б. А. // Вестник МУ.- Серия 7.- Философия.- 1990.- №3.
Алексеев С. С. Право: методологические подходы к исследованию // Вопросы философии.- 1983.- №3.
Аржанов М. А. Государство и право в их соотношении.- М.: АН СССР, 1960.
Байтин М. И. Государство и политическая власть.- Саратов: Саратовский ун-т, 1972.
Баскин Ю. Я. Право в философской системе Фихте (К 175-летию со дня смерти) // Правоведение.- 1989.- №5.
Белых В. С. Сущность права: в поисках новых теорий или “консерватизм” старого мышления // Российский юридический журнал. Екатеринбург.- 1993.- №2.
Величко А. М. Развитие идеи естественного права в трудах Чичерина Б. Н. // Правоведение.- 1994.- №3.
Воротилин Е. А. Онтология права в теории институционализма // Правоведение.- 1990.- №5.
Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис.- 1996.- №3.
Денисов А. И. Сущность и формы государства.- М.: МГУ, 1960. Дробышевский С. А. Историческое место политической организации общества: спорные вопросы // Правоведение.- 1991.- №4.
Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явление социальной эволюции.- Красноярск: КГУ, 1995.
Дрожжин В. Право и справедливость в представлении древних // Советская юстиция.- 1993.- №10.
Дурневский В. Н. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение.- 1994.- №3.
Емельянов С. А. Право: определение понятия.- М.: Луч, 1992.
Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России.- М., 1978.
Зорькин В. Д. Советская правовая доктрина: опыт и уроки // Коммунист.- 1989.- №2.
Исаков В., Козулин А. “Государственная воля” и “мера свободы”. О двух концепциях юридической регламентации // Коммунист.- 1990.- №2.
Карбонье Жан. Юридическая социология /Пер. с фр.- М., 1986.
Киров В. Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе.- М.: Манускрипт, 1992.
Кистяковский Б. А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вестник МУ.- Серия 7.- Философия.- 1990.- №3.
Кистяковский Б. А. Право как социальное явление // Социологические исследования.- 1990.- №3.
Козлихин И. Ю. Правопонимание Ф. А. Хайека // Правоведение.- 1992.- №5.
Козлихин И. Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера // Правоведение.- 1993.- №2.
Козлов В. А. Правопонимание и общая теория: логико-методологический аспект // Правоведение.- 1987.- №6.
Козлов В. А. Правопонимание и развитие общей теории права // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел.- СПб., 1993.- Вып. 1.
Колесников А. В. Отчуждение в праве // Государство и право.- 1993.- №6.
Кочекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве.- М.: АН СССР, 1947.
Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право.- 1994.- №3.
Кудрявцев В. Н., Каземирчук В. П. Современная социология права.- М.: Юрист, 1995.
Кузнецов Э. В. Естественное право как фактор духовного возрождения России // Правоведение.- 1994.- №4.
Лазарев В. Что не запрещено -–дозволено? // Народный депутат.- 1992.- №18.
Лаптева В. В. Становление многопартийности в России // Государство и право.- 1995.- №8.
Лейст О. Э., Мачин И. Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник МУ. Серия 11. Право.- 1995.- №4.
Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право.- 1991.- №9.
Лончаков А.П. Теория юриспруденции Российской Федерации.- Хабаровск: ХГТУ, 1996.
Малежин И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учение Т. Гоббса // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений.- М., 1990.
Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право.- 1996.- №6.
Малько А. В. Право для человека: ограничения или стимул // Правоведение.- 1992.- №5.
Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность.- 1996.- №4.
Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества.- М., 1974.
Маншурин В. И. Идея права в социальной теории Новгородцева П. И. // Социологические исследования.- 1993.- №4.
Маншурин В. И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии.- 1990.- №6.
Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны “одной медали” // Правоведение.- 1994.- №2.
Мицкевич А. В. Общее “нормативное” понимание права и его место в марксистском правопонимании // Советское государство и право.- 1988.- №6.
Наумов А. В. О гегелевской идеи права применительно к уголовному праву // Государство и право.- 1993.- №4.
Нерсесянц В. С. Платон.- М.: Юридическая литература, 1984.
Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983.
Новгородцев П. И. О задачах современной философии права // Вестник МУ.- Серия 7. Философия.- 1992.- №3.
Одинцова А. В. Гражданское общество: прошлое, настоящее будущее // Социально-политические науки.- 1991.- №12.
Основы теории политической системы / Под ред. Тихомирова Ю. А., Чиркина Е. В.- М., 1985.
Памикова Р. Г. Государство как политический институт: Конспект лекции / Чувашский гос. ун-т.- Чебоксары: Чувашский ун-т, 1993.
Петрова Г. Н. Трактовка Г. Спенсером государства как организма // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений.- М., 1990.
Радько Т. Н., Толстик В. А. Функции права. Учебное пособие. Нижний Новгород, 1994.
Раянов Ф. М., Гардинов А. Ш. Размышления о государстве.- Уфа, 1994.
Салыгин Е. Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность.- 1996.- №5.
Сандевуар П. Введение в право.- М., 1994.
Сергевнин С. Л. Новые тенденции в развитии американской науки права // Правоведение.- 1991.- №5.
Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации.- Омск: ВМШ МВД РФ, 1993.
Соловьев А. И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.- 6.
Ступишин В. Гражданское общество и политическое государство // Общественные науки.- 1990.- №1.
Тененбаум В. О. О сущности права // Правоведение.- 1980.- №1.
Халфина Р. О. Что есть право: понятие и определение // Советское государство и право.- 1984.- №11.
Хасбулатов Р. И. Бюрократическое государство.- М.: Мегаполис, Русская энциклопедия, 1991.
Хеффе О. Политика, право, справедливость /Пер. с нем.- М., 1994.
Хомелева Р.А. Природа политической власти.- СПб.: СПб. университет экономики и финансов, 1996.
Цицерон М. Т. Диалоги. О государстве, о законах.- М.: Наука, 1956.
Чиркин В. Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право.- 1992.- №5.
Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право.- 1997.- №1.
Чистое учение о праве Ганса Кельзена / Сборник переводов. Вып. 1.- М., 1987, Вып. 2.- М., 1988.
Шабров О. Ф. Политическая система: Демократия и управление обществом // Государство и право.- 1994.- №5.
Швеков Г. В. Преемственность в праве.- М, 1983.
Явич Л. С. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений.- Л., 1985.
Учебное пособие
кандидат юридических наук
Бондарев Александр Александрович
В виду того, что деятельность органов внутренних дел является весьма важным элементом российского государства, контроль за деятельностью таких органов занимает особое место.
Однако стоит отметить то, что на практике не редко возникают проблемы осуществления такого контроля. Это можно объяснить тем, что, во- первых, существуют различные виды контроля, а, во - вторых, органы внутренних дел включают в себя специальные специфические подразделения.
В качестве одной из причин проблем контроля органов внутренних дел выступает и то, что система органов внутренних дел также весьма специфична и во многом предопределена территориальными особенностями РФ.
Условно можно выделить несколько основных факторов, которые обуславливают проблемы контроля органов внутренних дел.
Первым, одним из самых важных факторов, выступает то, что на сегодняшний день сложилась обстановка, когда численность сотрудников правоохранительных органов недостаточна. Имеет быть тенденция сокращения численности штата.
В связи с тем, что существует недостаток сотрудников органов внутренних дел, возникают ситуации, когда весьма сложно обеспечить надлежащий контроль со стороны органов внутренних дел. То есть, фактически нет возможности для должного проведения такого контроля Кардашов А.И. Правовые и организационные основы деятельности дежурной службы органов внутренних дел. М., 2010- С.78-79.
Во-вторых - это крайне низкое материальное, а также техническое обеспечение, которое негативным образом сказывается на осуществлении контрольных мероприятий. То есть для более эффективного достижения поставленных целей по осуществлению контрольных полномочий необходимо задействовать мощные технические ресурсы, оснащение специальным оборудованием и так далее.
В - третьих - в России в системе правоохранительных органов, в частности в органах внутренних дел наблюдается тенденция, связанная с текучестью кадров, что также оказывает отрицательное влияние на осуществление контроля органами внутренних дел.
Применительно к контрольной деятельности органов внутренних дел следует говорить о ее правовом, организационном и техническом обеспечении.
В качестве одной из основных проблем контроля органов внутренних дел является наличие законодательной базы.
Так существует большой объем нормативных актов, как законных, так и подзаконных, которые регулируют деятельность по осуществлению контроля в органах внутренних дел. Однако, полагаю, что современная российская правовая система нуждается в корректировке и принятии единого нормативного акта, который будет регулировать вопросы осуществления контроля, а также различных его видов.
В качестве самостоятельной проблемы контроля органов внутренних дел выступает своевременность его проведения. То есть все уполномоченные органы и должностные лица должны осуществлять такой контроль в оптимальные сроки. Кроме этого устранение выявленных нарушений должно происходить в минимально короткие сроки. Именно данные обстоятельства будут способствовать эффективному выполнению контрольных полномочий.
Следующей проблемой в области осуществления и проведения контроля является организационное обеспечение. Так, необходимо своевременно выявлять, а затем и устранять причины, которые препятствуют осуществлению такого контроля. Чиркин В.Е. Указ. соч. - С.37-38.
Практика управленческой деятельности, к сожалению, часто свидетельствует о еще существующем стремлении к громоздким документам, до крайности перегруженным статистическим материалам. То есть большое значение для решения сложившихся проблем, связанных с обеспечением общественного порядка будет являться сокращение бумажной работы в органах внутренних дел. Семенов В.М. Указ. соч.- С.62-63
На сегодняшний день, в целях повышения эффективности контроля органам внутренних дел необходимо выработать определенную единую систему действий, которая будет направлена на предупреждение правонарушений.
Основными из них являются:
Рейды - заранее не оговоренные выезды;
Оперативно-розыскные мероприятия (личный сыск, оперативная установка) и так далее.
Принятие и разработка таких мер способствует решению сложившихся проблем. Полагаю, что сотрудники органов внутренних дел в процессе осуществления таких действий должны приложить все необходимые усилия, направленные на решение возникающих проблем.
Помимо вышесказанного в современных условиях можно выделить несколько основных тенденций и путей, направленных на устранение проблем контроля органов внутренних дел и совершенствования такого контроля:
1. совершенствование организационной структуры ОВД - то есть улучшение взаимосвязанных элементов в организационной структуре органов внутренних дел, которые будут способствовать повышению эффективности их работы;
2. четкое распределение должностных обязанностей между лицами, которые осуществляют такой контроль - так, полагаем, что именно на законодательном уровне необходимо определить круг должностных лиц, которые уполномочены осуществлять контрольные функции;
3. использование информационных стендов и т.д. - возможно, что вся необходимая информация будет доводиться путем ее размещения в различных местах, на специальных носителях и так далее.
Существующие в настоящее время в ОВД системы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны и не в полной мере удовлетворяют потребности общества и российского государства в целом.
Система контроля в настоящее время весьма трудоемка и в тоже время не всегда основывается на четкой нормативной базе. Поэтому высшие должностные лица не всегда своевременно узнают информацию относительно результатов исполнения отдельных поручений. Поэтому такие обстоятельства и приводят к тому, что решения принимаются повторно, затрачивается дополнительное рабочее время, дисциплина внутри коллектива значительно ослабляется. Соответственно можно говорить и о снижении эффективности работы в органах внутренних дел.
Серьезным шагом на пути совершенствования контрольной деятельности является выработка рациональных подходов к имеющимся формам и методам контроля. Полагаю, что для конкретной ситуации необходимо подбирать наиболее подходящие способы контроля. Именно это будет способствовать повышению эффективности в данной сфере.
Кроме этого, полагаю, что контроль органов внутренних дел должен осуществляться именно с учетом специфики деятельности таких органов. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Указ. соч.- С.59-61
Большим шагом на пути совершенствования контроля органов внутренних дел является надлежащее использование технических средств, компьютерных технологий.
Контроль должен быть оснащен соответствующими техническими средствами. Техника в большей степени будет способствовать наиболее эффективному контролю.
Большое значения для решения проблем контроля органов внутренних дел является разработка и принятие различных научно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников.
Необходимо в отдельные периоды (квартал) проводить определенный анализ деятельности органов внутренних дел. При этом выявлять не только положительные моменты в процессе осуществления их деятельности, но и негативные.
На практике очень часто возникает такая проблема в области контроля органов внутренних дел, как объективность. Нередко должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия весьма субъективно подходят к осуществлению и выполнению, возложенных на них функций.
Такая проблема возникает в силу того, что в различных источниках, а также на уровне законодателя, к сожалению отсутствуют критерии, которые будут способствовать объективности. В виду отсутствия таких критериев, как раз и способствует созданию условий для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.
Большим шагом на пути решения проблем в области контроля органов внутренних дел является сокращение так называемой «бумажной волокиты». Поскольку это также влияет на деятельность и эффективность проведения контрольных операций. Полагаю, что следует упростить отчетность органов внутренних дел, осуществляемую на бумажных носителях.
Следует еще подчеркнуть и такую проблему, как психологический аспект контрольной деятельности.
Руководитель органа внутренних дел призван побуждать подчиненных ему людей к инициативе и творчеству расставлять сотрудников в коллективе соответственно способностям, с целью получения высоких результатов работы коллектива в целом. Это тем более важно, что инициативу, творчество и другие сложнейшие интеллектуально- психологические качества невозможно сформулировать только приказами, распоряжениями и другими административными актами.
Здесь приходится воздействовать на личностные, психологические качества, присущие конкретному человеку. Кроме этого необходимо вызывать у него желание и стремление к работе, проявлению инициативы и так далее.
Однако, в виду того, что психика людей весьма различна, также к отдельному человеку нужен индивидуальный контроль, возникают определенные проблемы, которые в дальнейшем затрудняют процесс контроля.
Использование руководителями власти предполагает осуществление действенного контроля за работой подчиненных. При этом обязательно нужно определить масштаб, рамки контроля. Овчинников О.А. Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. - 2009. - №5. - СПС КонсультантПлюс.
Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что существуют определенные проблемы, связанные с контролем в ОВД. В основном это связано с осуществлением таких полномочий, с организацией проведения контрольных мероприятий и дисбалансом между лицами и структурами, осуществляющими такой контроль.
Государства на законодательном уровне должно принять все меры для решения подобных проблем. Кроме этого, полагаем, что современное российское законодательство нуждается в корректировке и дополнении, а также принятии специального нормативного акта, которые будет регулировать вопросы контроля органов внутренних дел.
Доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист Российской Федерации
Актуальные проблемы организации полиции в системе
МВД России и возможные варианты их решения
Аннотация: В статье рассматривается роль и место полиции в системе МВД России, принципы организационного построения органов внутренних дел, состав и структура полиции, проблемы, связанные с разграничением полномочий между руководителями территориальных органов внутренних дел и полиции, распределением численности полиции по субъектам Российской Федерации, перспективой создания муниципальных сил правопорядка.
Ключевые слова: система МВД России; территориальные органы внутренних дел; состав полиции; численность полиции; полномочия руководителей полиции; муниципальная милиция.
Статья 4 ФЗ «О полиции»определяет, что данный правоохранительный институт государства является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В настоящее время таковым является Министерство внутренних дел Российской Федерации. На него возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
МВД России принадлежит ведущая роль в реализации правоохранительной функции государства, что объясняется не столько численностью сотрудников органов внутренних дел, сколько множественностью задач, которые на них возложены. МВД России как отрасль государственного аппарата в системе правоохранительных органов наделена приоритетной ответственностью за состояние правопорядка в стране.
Организационно МВД России представляет собой единую централизованную многоуровневую систему, в которую входяторганы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Органы внутренних дел и внутренние войска являются самостоятельными подсистемами МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
В подсистеме органов внутренних дел можно также выделить ряд территориальных и отраслевых подсистем, имеющих собственную иерархическую структуру, основанную на сочетании линейного и функционального (отраслевого) принципов построения.
Линейный принцип реализуется в распределении полномочий территориальных органов внутренних дел различного уровня по вертикали и в целом соответствует принятой в стране организации системы органов федеральной исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»территориальными органами МВД России являются:
На окружном уровне - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
На межрегиональном уровне - оперативные бюро, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте ;
На региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;
На районном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям , в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур».
Функциональное (отраслевое) построение системы МВД России представляет собой совокупность различных отраслевых подсистем, реализующих основные задачи (функции) органов внутренних дел. На протяжении всей истории объем функций, возлагаемых на органы внутренних дел, постоянно менялся. В настоящее время по функциональному принципу в МВД России выделены в качестве относительно самостоятельных подсистем: подразделения полиции, юстиции и внутренней службы.
В подсистему полиции входят подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей, непосредственно связанных с реализацией функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Подсистему юстиции образуют Следственный департамент МВД России и подчиненные ему подразделения, реализующие функцию предварительного расследования преступлений в территориальных органах внутренних дел.
Подсистема внутренней службы объединяет организационно-аналитические (штабные) аппараты, подразделения кадровой и правовой работы, информационного обеспечения , внешних связей, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Учитывая особую роль и место полиции в системе МВД России, законодательно установлено, что состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. В состав полиции включены подразделения, организации и службы, образованные для реализации задач, которые определены Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 000 «Вопросы организации полиции» .
Конкретный перечень подразделений и служб полиции утверждается:в центральном аппарате МВД России - Президентом РФ;в территориальных органах МВД России - Министром внутренних дел Российской Федерации.
6. Сведения преступности в России за январь – декабрь 2010 г. М.: ГИАЦ МВД России, 2011.
7. Стенографический отчёт о встрече с руководящим составом Министерства внутренних дел. 22 октября 2011 года, г. Тверь // URL: http://президент. рф/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%B8%D1%8F/13176 (дата обращения: 9.11.2011).
8. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской федерации. Дисс. на соиск. учен степ. д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 16-17.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 000 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822
М.: Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1.
Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Они образуются Президентом России, и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.
Законодательством Российской Федерации определена компетенция органов внутренних дел, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав.
Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законами и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе МВД РФ. Так, компетенция полиции определяется законом « О полиции», внутренних войск - Законом « О внутренних войсках МВД РФ», и т.д.
В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами и инструкциями МВД России, положениями о соответствующих службах и органах, а также международными договорами Российской Федерации.
Основные задачи ОВД:
Обеспечение охраны личности, защита ее прав, свобод и законных интересов, а также интересов общества и государства от противоправных посягательств.
Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Раскрытие и расследование преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников.
Охрана собственности.
Оказание социальной и правовой помощи населению.
Функции ОВД в сфере административной деятельности
Борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц;
Проведение планомерной работы по профилактике правонарушений;
Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности
Осуществление общего и специального административного надзора
Контроль за дорожным движением и техническим состоянием автомототранспорта;
Осуществление контроля за противопожарной безопасностью;
Осуществление разрешительной системы;
Осуществление паспортно-визовой работы;
Проведение дознания и следствия в рамках предоставленной компетенции;
Охрана имущества и объектов от преступных посягательств;
Система органов внутренних дел в Российской Федерации построена на принципе федерализма с учетом административно-территориального устройства, наличия федеральных округов, а так же по объектовому принципу с учетом обслуживания объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта и закрытых административно-территориальных образований. В своей деятельности каждое звено системы органов внутренних дел ограничено масштабом обслуживаемой территории.
На федеральном уровне возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Также второй уровень составляют окружные главные управления по федеральным округам, окружные управления материально-технического и военного снабжения, научно-исследовательские и образовательные учреждения МВД России, округа внутренних войск, органы внутренних дел на транспорте и др.
На уровне субъектов Федерации действуют МВД республик, ГУВД, УВД по краю, области, городу федерального значения, автономному округу, автономной области).
На муниципальном уровне созданы отделы внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В ОВД по району (городу) могут входить городские (поселковые) отделы (отделения) милиции, а также территориальные пункты полиции. К низовому звену можно отнести и отделы (отделения) внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им линейные пункты милиции.
Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижение которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначенные только для него специфические задачи и функции.
Министерство возглавляет всю систему органов внутренних дел. Специальным правовым актом, определяющим статус Министерства, является Положение о нем, в котором детально определена компетенция МВД России, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.
Содержание деятельности МВД России состоит: в организации деятельности и развития системы МВД России, в том числе кадровой и технической политики; анализе состояния и прогнозировании развития оперативной обстановки, разработке стратегии упреждающего реагирования на ее негативные изменения; оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, требующие вмешательства федеральных сил; непосредственном осуществлении оперативно-служебных и боевых мероприятий в пределах федеральной компетенции, в том числе по оперативному обслуживанию федеральных органов государственной власти; непосредственном руководстве подразделениями внутренних дел федерального подчинения, организационно-методическом руководстве подразделениями двойного подчинения, оказания им при необходимости практической помощи; информационном обслуживании всех звеньев системы Министерства; представительстве интересов органов внутренних дел в государственных структурах власти, средствах массовой информации и на международном уровне; внедрении положительного опыта и научных рекомендаций; разработке типовых нормативов и стандартов, включая кадровые и ресурсные; обеспечение собственной безопасности системы МВД России.
Структура МВД России. Основные направления деятельности органов, т.е. задачи и функции, определяют внутреннюю структуру Министерства. Организационная структура МВД России состоит из следующих элементов: руководство Министерства, аппарат министерства, главные управления, департаменты и другие подразделения.
Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: министр, его заместители, коллегия Министерства.
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство конкретными направлениями деятельности Министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первые заместители министра, заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом России по представлению Правительства Российской Федерации, заместитель министра - командующий внутренними войсками, назначаемый Президентом России по предложению министра. Количество заместителей определяется Президентом (в Указе № 248-2011 г. – 8 заместителей.)
Министерство организует свою работу на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении вопросов по руководству системой органов с установлением строгой персональной ответственности должностных лиц за состоянием дел на порученном участке работы.
В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, Директора ФМС (членов коллегии по должности), а также руководящих работников органов внутренних дел. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами министра и являются обязательными для всех органов и служб системы МВД.
В главном управлении командующего внутренними войсками Министерства образуется военный совет.
Для коллегиальной разработки стратегии на важнейших направлениях деятельности органов внутренних дел в Министерстве образуется научно-методический совет. В состав совета входят министр (председатель), члены коллегии министерства и другие руководители органов внутренних дел, ученые и наиболее опытные практические работники.
При МВД действует Общественный совет, формируемый в порядке, установленном Президентом РФ.