Чем отличается государственная служба от гражданской службы? Понятие государственной гражданской службы К видам государственной службы не относится

Главная / Суд

Понятие государственной гражданской службы. Исторические начала «Табель о рангах Петра I » . Государственная гражданская служба в РФ и ее правовые основы. (Закон РФ «О государственной гражданской службе в РФ» 2005г.) Принципы Государственной гражданской службы. Субъекты государственной гражданской службы. Права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего.

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов РФ".

Государственная служба РФ делится на следующие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба; федеральная государственная служба. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на: федеральную государственную гражданскую службу; государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба . Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции).

Особняком стоит федеральная государственная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией РФ и федеральными законами:

«О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) - определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба;

«О государственной гражданской службе РФ» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) - детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

Исторические начала «Табель о рангах Петра I »

Еще при Петре I закладывались основы государственной службы.

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

Принципы Государственной гражданской службы

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Основные права гражданского служащего

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

19) Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов.

Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах.

Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации).

Государственная служба основана на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении служащими должностных обязанностей; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия - обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равного доступа граждан к государственной службе; единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; гласности в осуществлении государственной службы; внепартийности и светском характере.

В соответствии с принятой в законодательстве классификацией к должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В". Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" - государственных должностей, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи). Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничивается сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственные должности категории "В" учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. .

Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. , находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Государственная служба" в других словарях:

    Государственная служба - в РФ институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.… … Финансовый словарь

    Государственная служба - Государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы. == Росс Основная статья: Государственная служба Российской Федерации Государственная служба Российской Федерации России … … Википедия

    Государственная служба - институт административного права, профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности, по исполнению полномочий государственных органов. В Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 58 ФЗ от 27.05.2003 г. О системе… … Политология. Словарь.

    государственная служба - гражданская служба Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает: федеральную Г.с., находящуюся в ведении РФ; Г.с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, институт административного права (см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО), профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. В Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

    Государственная служба - (англ. public service) в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Г.с.… … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - (State Service; по общепринятому названию в мировой практике государственная/ Civil Service, иногда именуется правительственная служба Government Service) работа в пользу государства в системе его органов, служба в государственных учреждениях.… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В. Государственная… … Административное право. Словарь-справочник

    Государственная служба РФ - 1. Государственная служба Российской Федерации (далее государственная служба) профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов… … Официальная терминология

Книги

  • Государственная служба. Учебник и практикум , Г. А. Борщевский. Учебник позволяет: - подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по дисциплинам, связанным с государственной службой, а также по административному праву и политологии, менеджменту и управлению…

Государственная служба - это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему: 1) государственная гражданская служба; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Военная и правоохранительная служба - это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Виды государственных служащих разнообразны. Ряд классификация государственных служащих является производным от классификаций видов государственной службы. Например, государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов, в которых они проходят службу, на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. По федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государственными служащими субъектов РФ. По функциональному назначению государственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих. По особенностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитаризованных государственных служащих.


Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий, которая предусматривает подразделение государственных служащих на:

должностных лиц, которые реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должностных лиц являются представители административной власти, которые реализуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, не подчиненных им по службе);

оперативный состав, который обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем реализации их задач и выполнения специфических функций данных государственных органов;

вспомогательно-технический состав, который обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечительных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.) Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. В 2ч., М.,2006.Ч.1 (Сущность и основные институты административного права)

Служба - это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба - это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

Принципы госслужбы

Основные принципы чего-либо - это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

  • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
  • соответствие законам (законность);
  • верховенство прав и свобод человека;
  • единый законодательный подход к организации госслужбы;
  • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
  • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
  • некоторые другие.

Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система - это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба - это один из видов государственной службы РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

Не знаете свои права?

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института - круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

Военная служба

Военная служба - особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы - вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

Правоохранительная служба

Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба - это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

Сходство - в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.

Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы - это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта - лишь дело времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

· помощники (советники)

· специалисты

· обеспечивающие специалисты

· предусмотрены все перечисленные категории

342. Должности государственной гражданской службы учреждаются в целях:

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа, лица, замещающего государственную должность, руководителя подведомственного государственному органу автономного или бюджетного учреждения

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа

· Обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего государственную должность

343. Должности федеральной гражданской службы учреждаются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации

· Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации

· Федеральным конституционным законом или федеральным законом

Какой наивысший чин из числа перечисленных может быть присвоен в Российской Федерации государственному служащему гражданской службы?

· действительный референт

· действительный советник

· действительный статский советник

· действительный государственный советник

345. Должности гражданской службы подразделяются на категории:

· руководители, подчиненные

· руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты

· руководители, специалисты

· руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты

346. Не является обязанностью федерального государственного гражданского служащего категории «руководители»:

· Принятие мер по предотвращению конфликта интересов

· Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей

· Сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

· Вступление в профессиональный союз

· должности, учреждаемые для организационного, документационного обеспечения деятельности государственных органов

· должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности в реализации их полномочий

· должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий

· должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций

348. К числу основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего категории «специалисты» НЕ относится:

· Неразглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

· Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· Сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства

· Соблюдение служебного распорядка государственного органа

· Должностной рост на конкурсной основе

349. Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с:

· должностной инструкцией

· должностным регламентом

· положением о персональных данных гражданского служащего

· требованиями руководителя

350. Является ли должностной регламент обязательным документом на государственной гражданской службе:

· обязателен только для должностей высшей и главной группы должностей

· обязателен, если предусмотрен в положении о подразделении

351. В случае если государственный гражданский служащий категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» получает от своего непосредственного руководителя неправомерное поручение, он обязан:

· Исполнить указанное поручение, а затем незамедлительно сообщить об этом в письменной или устной форме представителю нанимателя

· Представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении, а затем исполнить указанное поручение

· Незамедлительно исполнить поручение

· Представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения без правового обоснования он обязан отказаться от его исполнения.

352. Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей НЕ признается:

· Отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня

· Появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну

· Неисполнение гражданским служащим по уважительной причине должностных обязанностей

· Нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий

353. Должностные регламенты гражданских служащих утверждаются:

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· представителем нанимателя

· соответствующим органом по управлению государственной гражданской службой

· правовым актом субъекта Российской Федерации

354. От показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего может зависеть:

· оплата труда

· размер отпуска

· количество должностных обязанностей

· все выше перечисленное

355. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются:

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами

· должностным регламентом



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация