Царь - колокол история кратко для детей. Царь-пушка и царь-колокол

Главная / Суд

Статья рассказывает кратко для детей о царь-колоколе - одном из известнейших, наряду с царь-пушкой, символов России. Царь-колокол не имеет аналогов в мире по величине (около 6 метров высоту и 6,5 в диаметре). Колокол является гордостью российских мастеров.

  1. Поднятие царь-колокола
  2. Видео

Предшественники царь-колокола

История создания царь-колокола

  • В правление Анны Иоанновны вновь возникла мысль о необходимости создания в России самого большого колокола. Императрица в 1730 г. издает указ, направленный на его отливку. Предписывалось, что вес нового колокола был больше, чем у предыдущего. Были даже отправлены приглашения известным французским мастерам. Однако они отказались, посчитав такой проект невозможным. Есть мнение, что французы решили, что над ними просто шутят.
  • Наконец, за дело изготовления царь-колокола вызвался взяться русский мастер Иван Моторин. После долгого утверждения проекта, заготовки необходимых материалов начался процесс работ. Изготовление больших колоколов и пушек в те времена было очень сложным и напряженным делом. Что и говорить об отливке гигантского, не имеющего себе равных, колокола.
  • На Ивановской площади была выкопана 10-метровая яма, рядом сооружены четыре огромных плавильных печи. Стены ямы были укреплены деревянными брусьями, железом, обложены кирпичом. Помимо остатков предыдущего царь-колокола было приготовлено недостающее количество меди, олова и драгоценных металлов. Всего в строительных работах и в самом процессе отливки было занято около 200 человек: плотников, каменщиков, скульпторов и т.д.
  • Злой рок по-прежнему преследовал царь-колокол. Во время плавки металла случилась авария: в двух плавильных печах была обнаружена течь.
  • Потребовалось исправление повреждений, спешная постройка дополнительных печей. Вдобавок ко всем проблемам в разгар работ умирает сам Иван Моторин. Его место занимает сын и ученик мастера - Михаил Моторин.
  • Наконец, в ноябре 1735 г. состоялась удачная плавка металла, занявшая около полутора суток. Сам процесс отливки продолжался около часа. Начались работы по художественной чеканке и украшению колокола. После двух лет напряженной работы в 1737 году опять произошел крупный пожар. Загорелась деревянная конструкция над ямой. Опасаясь за сохранность своего шедевра, многие москвичи приняли участие в тушении пожара. К сожалению, из-за резкого перепада температур металл не выдержал: на колоколе появились трещины, от него откололся огромный (11,5 тонн) кусок. Царь-колокол на долгое время остается погребенным в яме.

Поднятие царь-колокола

  • До сих пор не выяснено, почему царь-колокол почти сто лет оставался в земле. Известно всего о двух неудачных попытках его извлечения.
  • Скорее всего, не было таких мастеров, которые бы считали возможным эту невероятную операцию.
  • Был страх перед возможным повреждением произведения искусства.
  • В 1820 г. в Москве продолжались восстановительные работы после пожара 1812 года.
  • Яма, в которой находился колокол и прилегающая к ней территория были очищены.
  • Для спуска в яму была построена специальная лестница, чтобы можно было полюбоваться декоративными украшениями царь-колокола.
  • С этого времени русское правительство задумывается о проекте извлечения произведения искусства на поверхность.
  • Эта идея была реализована архитектором А. Монферраном в 1836 г.
  • Не обошлось, как всегда, без неприятностей.
  • В процессе подъема возникла угроза обрыва канатов.
  • Только после установления дополнительных механизмов царь-колокол был, наконец, поднят из-под земли.
  • На специально установленном постаменте он находится и в наше время.
    Царь-колокол - обязательный объект для туристической программы осмотра московского Кремля.
  • Он является гордостью не только москвичей, но и всех россиян.

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой.

Вконтакте

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г.

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Вес царь-колокола, находящегося в Московском Кремле равен 201 тонне 924 килограммам.

Памятник знаменит тем, что при проведении чеканных работ в мае 1737 года, случился пожар и колокол был поврежден – от него откололся кусок весом 11,5 тонн (около пяти пудов на тогдашнее исчисление веса). Подготовительные работы по изготовлению гиганта заняли более полутора лет, на плавку металла потребовалось 36 часов, а сам процесс литья занял 1 час 12 минут. Дата отливки колокола – 25 ноября 1735 года. После окончания литья, мастера приступили к чеканным работам, в ходе которых и случился пожар, по одной из версий, загорелись леса, установленные вокруг колокола. При тушении пожара, на раскаленный металл попала вода, что привело к его повреждению. В литейной яме, колокол простоял более ста лет. В 1836 году Царь-колокол был извлечен из места хранения и установлен на территории Московского Кремля.

История создания Царь-колокола

Размеры памятника впечатляют и по сей день: его высота (вместе с ушками равна 6,14 м), диаметр колокола - 6,6 м).

Для изготовления колокола, императрица повелела сыну фельдмаршала Миниха найти в Париже мастера. Придворец предложил взяться за эту работу королевскому механику Жерменю, но тот счел предложение шуткой и отказался от проекта.

Вес царь-колокола равен 201 тонне 924 килограммам.

За отливку взялись русские мастера: Иван Моторин и его сын Михаил. Производилась отливка на Пушечном дворе (расположенном на Ивановской площади) в специально подготовленной земляной форме глубиной порядка десяти метров, кожух был защищен от колоссального давления расплавленного металла слоем плотно утрамбованной земли и кирпичной кладкой. Глиняная болванка определяла внутреннюю форму сооружения, изображения и надписи были нанесены мастерами П.Галкиным, П.Серебряковым, Кохтевым, П. Луковниковым и В.Кобелевым.

После завершения процесса отлива, колокол разместили на железной решетке, которая крепилась на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над плавильной ямой была сооружена деревянная обрешетка, которая и стала причиной пожара. Версия раскола Царь-колокола принимается не всеми историками, существует предположение, что десять сквозных продольных трещин появились в результате нарушения технологии изготовления – остывающее изделие могли оставить на стержне, вследствие чего и произошло его частичное разрушение, а пожар стал лишь благовидным предлогом для оправдания. Доказательствами этой версии считается и тот факт, что за работу мастер получил всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел, в то время как за отливку колоколов для Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря меньших размеров и сложности, мастеру выдали по 8000 рублей за каждый.

Для того, чтобы выполнить отливку гигантского сооружения, был использован не только новый металл в количестве 1276 пудов, но и сплав металла Большого Успенского колокола (отлитого русским мастером Григорием Александровым), который был расколот во время пожара в Кремле в 1701 году. В состав сплава Царь-колокола входят:

В процессе подготовки отлива, постоянно возникали непредвиденные обстоятельства, которые требовали оперативного решения: окончательный процесс выплавки оказался успешным лишь с третьего раза, первые два окончились неудачно – при первой попытке вышли из строя две плавильные печи, во второй раз случился пожар. Иван Моторин скончался до окончания выплавки колокола, его дело достойно завершил сын Михаил.

Восстановление Царь-колокола

Первоначально Царь-колокол должен был быть действующим, его планировалось подвесить на звоннице колокольни Ивана Великого после сооружения нескольких галерей на разных высотах. Целью постройки галерей, соединенных с колокольней, было придание устойчивости всему комплексу сооружений и его защите от сверхмощного звона Царь-колокола. Реализации проекта помешал пожар 1737 года, уничтоживший часть города вокруг Царь-колокола.

Попытки поднять сооружение в 1792 и 1819 году закончились неудачей, массивный памятник провел в земле более века. В 1836 году операцию по извлечению колокола из земного заточения, возглавил Огюст Монферран. Святейшие особы, находившиеся ранее у власти, так же пытались найти способы поднять колокол на поверхность. Так император Павел I в 1792 году в один из визитов в Москву дал задание механику J. Guirt придумать способ переместить колокол на другое место. Но составленный инженером проект не был реализован по причине боязни, что при поднятии гигант сломается. Несколькими годами позже, Император Александр I так же поставил задачу генералу Fabre переставить памятник. Но Царь-колокол оказался на поверхности лишь во времена правления Николая I. Изначально, император решил построить для гиганта колокольню, но реставрация колокола оказалась невозможной из-за размеров медного великана.

Операция по поднятию колокола из земли состояла из нескольких этапов. Вокруг сооружения была произведена выемка земли, на глубине 30 футов и сооружен сруб для укрепления стенок конструкции. Затем несколько насосов откачали полностью воду и был произведен осмотр памятника. Подъем начался рано утром, от максимальной нагрузки два каната лопнули и крепежный блок отскочил в леса. По этой причине произошел перекос и гигант начал заваливаться на бок. Исправить ситуацию смогла лишь смелость одного из рабочих, который спустился в яму и устроил подборку из дубовых бревен. Колосс был опущен на подпорку и подъем остановили. Причиной неудачи стали канаты, которые отсырели и частично прогнили, в ожидании прибытия Монферрана. Были заказаны новые тросы и количество воротов увеличили до двадцати. Новую операцию назначили на 23 июля, она оказалась успешной и заняла 42 минуты 33 секунды, колосс был извлечен и водружен на полозья, которые доставили Царь-колокол на изготовленный заранее постамент. Несмотря на вековое забвение, литейный памятник полностью сохранил свой первоначальный вид и после очистки на нем отчетливо проступили барельефы царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.

Вес «братьев» Царь – колокола

Кроме грандиозного исторического сооружения, покоящегося на территории Московского Кремля, известны Царь-колокола, которые были изготовлены в начале ХII века и в 1654 году. Последний колокол имел вес порядка 130 тонн. В 1748 году был отлит колокол, который так же был назван царским, его вес составлял 64 тонны или 4 тысячи пудов. Он был уничтожен в 1930 году. Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры так же носит имя «Царь». Самый массивный современный колокол был отлит в 2004 году, весит он 72 тонны. Металлический гигант является символикой на марках, картинах, денежных знаках. Выпущенные в эпоху революции 1917 года и мгновенно обесценившиеся деньги «керенки» с изображением Царь-колокола, в народе были прозваны «колокольчиками». Спустя многие годы, памятник литейного искусства по-прежнему остается одним из самым массивных и величественных сооружений в мировой культуре.

Одной из уникальных достопримечательностей Московского Кремля является известный всему миру Царь-колокол. Этот экспонат считается своеобразным произведением русского искусства восемнадцатого столетия и высшим достижением литейного дела на Руси. Кроме того, Царь-колокол является величественным историческим памятником.

Идея создания

Императрица Анна Ивановна подписала в 1730 г. указ, в котором повелела отлить колокол весом до десяти тысяч пудов. Для этого необходимо было взять разбитый экземпляр, добавив в него металл. С выходом этого документа и началась история Царь-колокола.

Кто отлил знаменитого гиганта?

Первоначально искусного мастера хотели отыскать в Париже. Однако королевский механик Жермен, которому предложили это дело, отказался от работы. Он принял данное требование за шутку.

Подрядился перелить колокол Григорьева, который разбился при пожаре 1701 г., выдающийся мастер своего времени Иван Федорович Моторин. Дело было начато в 1730 г. Для его успешного проведения Московской артиллерийской конторой в помощники Моторину был выделен мастер, десять учеников и два офицера.

Подготовительный этап

Перед началом работы артиллерийской конторой были составлены чертежи. Причем предварительно Моториным была отлита небольшая модель будущего гиганта. Весила она двенадцать пудов. Все чертежи, составленную смету, а также две разработанных модели механизма подъема отправили для утверждения в Петербург. Вся подготовка и утверждение созданного проекта проходили в течение двух лет. В связи с этим саму работу по изготовлению задуманной формы колокола, а также по постройке печей начали только в январе 1733 г.

Создание гиганта

Для того чтобы получить форму самого большого в мире колокола по чертежам русских мастеров было сделано два шаблона. Один из них предназначался для внутреннего профиля изделия, а второй - для наружного.

Формовка гигантского колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта десятиметровая яма. Дубовыми брусьями, связанными между собой металлическими ободьями, были укреплены ее боковые стороны. Дополнительно яму обложили кирпичом. Для нижнего основания формы на вбитые в дно дубовые сваи уложили железную решетку. Только после этого начался процесс производства болванки колокола. После ее изготовления был установлен второй шаблон, который повторял внешние очертания гиганта. По окончании работ форма была поднята за крюки. Для этого использовались специальные приспособления.

На следующем этапе болванка была окончательно отделана. Для языка колокола в своде была прикреплена железная петля. Последняя операция технологического процесса - установка в специальные гнезда на верху кожуха так называемых ушей.

Все работы по созданию Царь-колокола были завершены 25 ноября 1735 г. Об этом событии было составлено Свидетельство. Вес самого большого колокола в мире составил двести одну тонну девятьсот двадцать четыре килограмма. Его высота - 6,14 м, а диаметр - 6,60 м. К сожалению, завершить литье гиганта Иван Моторин не смог, он умер. Дело отца было продолжено сыном Михаилом, который и до этого принимал активное участие в работе.

Производственные тонкости

Для того чтобы Царь-колокол имел хорошую отливку Иваном Моториным была взята особая конструкция литниковой системы. В форму, которая заполнялась жидким металлом, не попадали шлаки и прочие загрязнения. Это стало возможным благодаря особому резервуару, который постоянно был заполнен до краев. При этом чистый металл из чаши поступал в форму, а шлак, который имел более легкий вес, оставался на поверхности.

При литье гиганта требовалось создание определенных условий для того, чтобы форма выдержала давление раскаленного металла. Для этого землей было засыпано все пространство, которое находилось между стенами литейной ямы и кожухом.

Отколовшийся кусок

Знает история Царь-колокола и небывалый пожар. После отливки больше года выполнялись надписи на этом удивительном произведении литейного искусства.

Делались на нем и декоративные украшения. Работа уже подходила к концу, когда в Кремле вспыхнул сильный пожар. Произошло это в мае 1737 г. Огонь уничтожил деревянные конструкции и шатер, который был возведен над литейной ямой. Раскалившийся колокол начали поливать водой. От перепада температур в теле гиганта образовались трещины, которые и привели к тому, что от него откололся значительный кусок, вес которого составил одиннадцать с половиной тонн.

Подъем из литейной ямы

Царь-колокол, история которого началась столь неудачно, долгое время не могли достать. До 1836 г. он находился в литейной яме, которую расчистили, обнесли перилами и сделали лестницу. По ней посетители спускались вниз и любовались великим произведением искусства.

23 июля 1836 года состоялся блестящий подъем колокола. На специально приготовленных катках его переместили и поставили на каменный постамент, имеющий восьмигранную форму. Вскоре на гиганте было установлено четыре кронштейна, поддерживающих шар, на верху которого расположился бронзовый крест. Где находится Царь-колокол сейчас? На том же постаменте в Кремле.

Реставрационные работы

Царь-колокол несколько раз планировалось спаять. Однако работы так и не были проведены. Мешала этому высокая стоимость спайки. Кроме этого, высказывались опасения, что, даже восстановив колокол, невозможно будет добиться его нормального звучания. Именно поэтому, если вы посетите Кремль, Царь-колокол встретит вас в том виде, в котором был когда-то извлечен из литейной ямы. Этот уникальный памятник имеет огромное историческое значение. Именно поэтому экспериментировать над ним просто недопустимо. Царь-колокол для детей и для взрослого поколения - это история Отечества.

Исследование уникального памятника было проведено в 1979 г. Тогда же была выполнена и его реставрация. Работы заключались в дефектоскопии тела гиганта и составлении специальной карты, на которой зафиксированы размеры, положение, а также количество образовавшихся трещин.

Во время реставрации поверхность колокола расчистили от многочисленных слоев лакокрасочных покрытий, которые исказили внешний вид гиганта. Параллельно провели небольшой ремонт постамента. На поверхность земли подняли осколок колокола, который был заглублен в культурный слой на сорок сантиметров.

Все работы были выполнены специалистами, а также учеными Военной академии, носящей имя Ф.Э. Дзержинского. При этом проводились постоянные консультации с Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации. Стоит отметить тот факт, что работа по созданию технологии и методики восстановления подобного типа производилась впервые.

Уникальный образец литейного искусства

Тех, кто сегодня посетит Кремль, Царь-колокол встретит в своем первозданном виде. Гигант вновь приобрел серебристо-серый цвет, отдающий зеленоватой патиной. Специфическое мерцание и естественный тон возвращены бронзе. На кресте, который венчает оглавье, блестит позолота. Ее восстановили с применением сусального золота. Ясно можно разглядеть изящный орнамент и искусные изображения, являющиеся украшением колокола. Красота скульптурных украшений радует глаз. Нижняя и верхняя часть тела гиганта украшена фризом, узор которого представляет собой пальмовые ветви. К большому сожалению, при заполнении формы металлом в некоторых частях колокола произошли смывы. Отчетливо это можно увидеть на изображениях некоторых фигур. Несмотря на это, тысячи людей, посещающих ежедневно Кремль, теперь по достоинству оценивают красоту исторического памятника.

Царь-колокол в Москве был создан почти два с половиной века назад. Однако известность гиганта с каждым годом все возрастает. Удивительный памятник русского искусства литья удачно вписывается в архитектурную композицию Кремля. Царь-колокол, так же, как и расположенную неподалеку от него Царь-пушку, невозможно отделить от художественного облика, имеющего всемирную славу.

Исторические факты

За отливку колокола мастер Моторин получил мизерную плату. Она составила всего тысячу рублей.

На колоколе имеется надпись о том, что он был отлит Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Знаменитый мастер литейного дела, чтобы запечатлеть свое имя, подавал прошение в Сенат. Императрицей Анной Иоановной оно было утверждено.

Предложение о создании гигантского колокола было получено скульптором Карло Растрелли. Однако сын всемирно известного архитектора Франческо Растрелли запросил за свою работу очень высокую оплату. В результате от его услуг отказались.

Изображения Царь-колокола генерал Деникин использовал для выпуска тысячерублевых белогвардейских купюр. Эти деньги в народе получили название «колокольчики».

В Московском Кремле у подножия высочайшей (когда-то) российской колокольни стоит крупнейший в мире колокол. Из-за российской любви ко всему большому и величественному народная молва решила, что нарекли его Царь-колоколом за колоссальные размеры. Действительно: масса колокола составляет около 202 тонн(!), язык колокола весит 5 тонн. Высота – 6 м 60 см, а диаметр “юбки”, т.е. нижней, широкой части колокола – 6 м 14 см. В конце ХХ века в провинции еще бытовала легенда о том, что внутри Царь-колокола по кругу может ездить повозка, запряжённая тройкой лошадей. На самом деле имя колокола никак не связано с его величиною. Появилось оно лишь 100 лет спустя после отливки. Однако, давайте обо всём по порядку.

Русские государи всегда стремились, чтобы в их царствование был отлит самый большой и тяжёлый колокол. Причина тому вовсе не государево тщеславие или желание прославиться, а, наоборот, вера Христова и богобоязненность. Ведь чем ниже звук, издаваемый колоколом, тем скорее молитвы, возносимые под ним, достигнут Господа. А тональность колокольного звона напрямую зависит от массы колокола. Государь Алексей Михайлович Романов, получивший в русской истории прозвание “Тишайший”, был весьма богомольным правителем.

Именно в его царствование в 1654 году был отлит крупнейший на тот момент колокол весом 127 тонн. Однако лишь 20 лет спустя его удалось поднять и установить на особой пристройке к Успенской звоннице.

В 1701 году во время пожара колокол сорвался со звонницы и разбился. Как известно, сын Алексея Михайловича царь Пётр Алексеевич более интересовался пушками, нежели колоколами. Мы ещё вспомним легенды, рассказывающие о Петре и его отношении к колоколам, а сейчас вернёмся к историческим фактам. Спустя 8 лет после смерти Петра Великого, его племянница Анна Иоанновна повелела перелить разбитый колокол времён Алексея Михайловича с добавлением веса до 160 тонн.

По указу государыни для этой работы были приглашены иноземные мастера, но превзойти этот вес вызвался русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом.

Работы по отливке велись около 3 лет с 1733 по 1735 год. Место для отливки нашли во внутреннем дворе Кремля, между Чудовым монастырём и колокольней Ивана Великого, примерно на том месте, где сейчас пешеходный переход от Царь-колокола в кремлёвский сад. К работе привлекли более 100 мастеров: печников, каменщиков, плотников, кузнецов и их помощников. Вокруг котлована для установки формы (глубиной 10 метров) построили целый металлургический завод с четырьмя плавильными печами. Первая попытка оказалась неудачной. Работы возобновили через год, Иван Моторин к тому времени уже умер, работы завершал его сын, Михаил. Вторая плавка проходила при большом стечении народа, это была удивительная школа мастерства. Рядом постоянно находились около 400 пожарных, готовых небедленно вступить в борьбу с огнём. Отливка шла три дня и три ночи и завершилась полным успехом.

После окончания работ колокол не смогли поднять из литейной ямы, а в мае 1737 года в Кремле случился разрушительный пожар, известный под названием Троицкого. “Московская жёнка” Мария Михайлова в день Святой Пятидесятницы зажгла свечу перед образом и ушла. От этой то свечи сгорели почти все деревянные постройки Кремля. Во время пожара чтобы колокол не расплавился, его поливали водой. Из-за разности температур при нагреве от пламени и охлаждении от воды в теле колокола образовались 11 трещин.

Кроме того от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Повреждённый колокол остался в яме на целых 100 лет. За это время успела появиться легенда, связавшая расколотый Царь-колокол с тяжёлой рукой и крутым нравом Государя Петра Алексеевича.

Согласно легенде, Пётр, возвращаясь в Москву после Полтавской виктории, приказал звонить во все колокола. Царь-колокол единственный из всех не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его язык. Разгневанный царь послал им на подмогу целую роту гвардейцев, но язык колокола оборвался, так и не зазвонив. “Упрямее царя был” – говорили в народе. В руках у царя была дубинка, которую он отобрал у шведского короля Карла XII под Полтавой. Пётр в гневе ударил дубинкой по Царь-колоколу: “Вот тебе за то, что не хотел ты народ о моей победе оповестить!” От удара откололся у колокола кусок, а сам он загудел и ушёл в землю.

Говорят, что молчал колокол в отместку за своих собратьев, перелитых на пушки по приказу царя.

Существует ещё одна не очень цензурная легенда о петровском приказе, согласно которому колокола обдирали и переливали на пушки. По окончании Северной войны духовенство во главе с митрополитами обратилось к Петру с просьбой вернуть им колокольную медь, изъятую на военные нужды. Пётр в гневе наложил на их челобитную следующую резолюцию:” Получите х…!” После смерти Петра в 1725 году духовенство вновь подало челобитную его супруге императрице Екатерине I. Государыня потребовала из архива бумагу с решением её августейшего супруга. Прочтя челобитную и наложенную на неё резолюцию, государыня с милой улыбкой ответствовала иерархам: “Увы, а я и этого дать не могу!”

Вернёмся, однако, к истории Царь-колокола. Расколотый колокол пролежал в литейной яме у подножия Ивана Великого целых 100 лет (ну, может быть, 99 🙂) Лишь в 1836 году французский инженер и архитектор Огюст Монферран, автор знаменитых Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, разработал и реализовал проект подъема колокола. По чертежам Монферрана несколько сотен солдат (700?) при помощи 16 воротов начали подъем колокола. Первая попытка оказалась неудачной – колокол потащил за собой железную решётку, на которой он покоился в литейной яме. Несколько канатов оборвалось, подъем пришлось прекратить. 23 июля 1836 года была сделана вторая попытка поднять колокол. Канаты заменили, число воротов увеличили до 20. На сей раз операция прошла успешно. Подъем колокола занял всего лишь 42 минуты. По проекту Монферрана колокол установили на отделанный белым камнем постамент. На постаменте укреплена памятная доска со следующим текстом: “Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день”.

Монферран же увенчал колокол державой – символом царской власти. Благодаря этой державе (а вовсе не из-за своих размеров) колокол и получил своё прозвание “Царь-колокол”.

Безусловно, Царь-колокол, как и Царь-пушка, служат символами Государства Российского. Не случайно большевистские провокаторы всячески старались принизить их значение. После установки в 1909 году в Санкт-Петербурге скандального памятника императору Александру III работы Паоло Трубецкого появилась следующая уничижительная частушка:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа
Был Царь-колокол, Царь-пушка
А теперь ещё Царь-ж…па!
“Колокол отлит из колокольной бронзы – сложного сплава, включающего 80% меди, 19% олова, 1% серебра (около 2 тонн!) и 72 килограммов (!) золота. Благородные металлы добавили в сплав, чтобы голос колокола был чистым и ясным. Так об этом говорят в Кремле.

Но специалисты колокольных дел утверждают, что никаких примесей даже драгоценных металлов в сплаве быть не должно. Любая примесь влияет на звук, “голос” колокола, и значительно ухудшает его. Поэтому древние мастера при отливке следили, чтобы в сплаве не было никаких посторонних металлов и составов, только медь – 80% и олово – 20%. Правда, голос “Царь-колокола” так никому и не удалось услышать. Кроме…

Здесь начинается ещё одна, наверное, самая молодая легенда о Царь-колоколе. В 1979 году в Кремль заехали военная танковая платформа и сверхмощный кран. Колокол… сняли с постамента, погрузили на платформу и отвезли в Военно-Инженерную Академию им. Дзержинского. (Не знаю, существует ли Академия до сих пор, но если и существует, то она уже точно не Дзержинского 🙂). Её специалисты и провели первую с момента отливки реставрацию знаменитого Царь-колокола. Эта информация полностью реальна, а вот дальше начинается разнузданный вымысел 🙂 .

Согласно этой новейшей легенде военным инженерам удалось… синтезировать звук Царь-колокола с помощью компьютера ЭВМ. Результат получился ошеломляющим. Во-первых звон колокола был бы слышен в радиусе 40 км. То есть его могли бы слышать во всей нынешней Москве и на доброй четверти территории Московской области. А если учесть, что во времена Анны Иоанновны Москва лишь немного выходила за пределы нынешнего Садового кольца, то колокол бы слышала половина московской губернии. Однако сами старинные москвичи ничего бы не услышали, а лишь испытали очень неприятные ощущения: в радиусе примерно 4 км распространялись бы лишь инфразвуковые волны, переходящие за Садовым кольцом в очень низкий, на грани инфразвука гул.

Итак, в Кремле стоит крупнейший в мире колокол, который никогда не звонил. Тем не менее это выдающийся памятник литейного искусства, отличающийся прекрасной отделкой. Тело колокола украшено барельефными изображениями Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, литым картушем с надписью, повествующей об истории создания колокола. Наконец, Царь-колокол – это подписное изделие. В нижней части юбки колокола видно клеймо. оставленное его создателями:

Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным.

Другие надписи на колоколе гласят: “Блаженныя и вечнодостойныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца повелением, к первособорной церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, слит был великий колокол осмь тысящ пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, от Рождества же плоти Бога Слова 1654 года, а из меди сей благовестить начал в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, РОждества ж Господня 1701, в которое месяца июня 19 дня, от великаго в Кремле бывшаго пожара поврежден, до 7239 лет от начала мира, а от Христова в мире Рождества 1731 пребыл безгласен.

На другой стороне надпись: “Благочастивейшия и самодержавнейшия великия государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого Ея Успения, отлит сей колокол из меди прежняго, осьмии тысящ пуд колокола, пожаром поврежденнаго, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира в 7241, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734 “.




При подготовке статьи использовалась книга В.А.Горохова “Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней”. М, “Вече”, 2009
Про мы . Есть рекомендации о том, . Можем и провести. Вот некоторые из наших .



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация