44 фз не утвердили приказ о нормировании. Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок. Пример установления требований

Главная / Суд

С января 2016 года в России заработала система нормирования закупочной деятельности. Теперь государственные и муниципальные заказчики обязаны придерживаться жестких правил, исключающих приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами. Пресечение злоупотреблений и растраты бюджетных средств – основная задача нововведения.

Однако реализовать механизм на практике будет непросто. Профессиональные юристы провели комплексный анализ нормативно-правовых актов и подготовили небольшой отчет.

Что включает нормирование закупок по 44-ФЗ?

Правовой основой механизма стала федерального закона о контрактной системе. Парламентарии определили процедуру установления требований к продукции, услугам и работам. Утверждение четких рамок должно производиться сразу на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • местном.

Казенные предприятия и бюджетные учреждения самостоятельно нормированием не занимаются. Они лишь придерживаются утвержденной системы правовых актов и стандартов. Общий смысл федерального закона сводится к внедрению единой системы. Закупочный цикл должен включать четыре этапа:

  • нормирование;
  • экономическое обоснование каждой позиции;
  • составление и утверждение плана заказчиком;
  • публикация графика.

После прохождения всех ступеней открывают и определяют контрагента. Сейчас закупочная деятельность начинается с планирования.

Какие требования предъявляют к приобретаемой продукции?

Распорядительные органы обязаны разработать критерии оценки закупаемых ценностей и имущественных благ. Пункт 2 статьи 19 закона относит к таковым следующие характеристики:

  • количество;
  • потребительские свойства.

В 2016 году в действие введена новая редакция правовой нормы. Ранее между юристами и представителями власти возник острый спор относительно соотношения понятий «качество» и «потребительские свойства». Теперь этот пробел устранен. Определяя требования к продукции, распорядительный орган должен указать все параметры, в том числе к качественные характеристики.

Важно! Точного описания роскоши в нормативной документации не появилось. Этот вопрос еще предстоит решить на федеральном уровне. Юристы рекомендуют ориентироваться на рынок и руководствоваться предельными ценами закупки.

Порядок разработки документов

Основой нормирования станет Технический регламент – 184-ФЗ от 27.12.02 года. Устанавливая требования, должностные лица обязаны придерживаться актов Таможенного союза ЕЭС, экологических, пожарных норм. Применению подлежат действующие международные и отечественные стандарты, санитарно-гигиенические условия.

Порядок реализации механизма описан несколькими документами. В числе основных актов следует назвать:

  • закон 44-ФЗ;
  • постановления Правительства РФ № 467 от 18.05.14 г., № 1047 от 13.10.14г., № 926 и 927 от 02.09.15г., № 1064 от 20.09.14г.;
  • региональные правовые акты;
  • правила, установленные муниципалитетами.

Ведомственный перечень вводится в действие обычным распоряжением. Проект подлежит общественному обсуждению и корректировке с учетом высказанных мнений. Правило установлено закона 44-ФЗ.

Разрабатывать акты публичные власти могут до завершения декабря. Такой вывод юристы делают, оценив положения о сроках. Фактически начать работу по нормированию можно только с января. Большинство официальных регламентов вступило в силу лишь несколько месяцев назад.

1. Требования нормирования в сфере закупокНормирование закупок - это условие, предъявляемое к закупаемым ТРУ, нормативным затратам, которые требуются для удовлетворения нужд заказчика.

При создании нормированных правил обязаны соблюдаться следующие требования:

  • вся продукция, которая закупается должна носить соответствие целевому назначению, она должна удовлетворять нужды по удовлетворению гос и муниципальных нужд;
  • данные закупки предполагают по собой расчет нормативных затрат для будущего проведения закупок и подтверждения в документальной форме объемов бюджетных обязательств, которые запрашиваются для целей нормирования закупок;
  • если происходит ограничение критериев цены, поэтому госзакупщики не могут произвести заказ товаров роскоши и товаров, которые обладают дополнительными свойствами.

Хотите знать больше нового об изменениях в правилах нормирования закупок?

Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу!

2. Изменения в нормировании закупок

При определении правил нормирования потребуется сформировать единые требования к порядку нормирования закупок. После чего происходит определение нормативов (ч 4 ст 19 44 ФЗ). Мы оказываем комплексное сопровождение при участии в закупках для новичков, подробнее о данной услуге смотрите

На окончательном этапе завершения утверждения предъявляются особые правила к отдельным видам ТРУ и происходит утверждение затрат (ч 5 ст 19 44 ФЗ.)

На начальных этапах Правительством России, выступающее в роли органа, публикующего правила нормирования муниципальных закупок . Этот орган регулирует единые требования, которые применяются к контрактной системе.

На следующем этапе в работу вступают высшие исполнительные органы гос власти субъектов России и местные администрации. На завершающем этапе происходит утверждение требований и нормативных затрат гос и муниципальными органами, а также органами управления гос внебюджетными фондами.

К изменениям будут относиться правила по которым, гос и муниципальные органы не должны при формировании условий к закупкам особых видов ТРУ проводить предварительные обсуждения проектов нормативных актов и созывать общественные советы. Теперь данные органы могут проводить формирование правил самостоятельно.

3. Правила нормирования закупок для муниципальных нужд

На гос и муниципальном уровне контроль оказывается органами внутреннего финансового контроля. Данному контролю подвержены затраты, которые связаны с разработкой нормирования закупок . Наш "Центр" предоставляет

При осуществлении проверки затрат происходит определение их достоверности, верности оформления.


При выявлении каких-либо нарушений при осуществлении финансового контроля, ответственность будет налагаться на должностных лиц. Ответственность предусматривается в соответствии с положениями Постановления от 5 июня 2015 года под номером 555. В каждом из приложений должны быть отмечены цели осуществления закупки и реквизиты акта о нормировании.

4. Видео-инструкция нормирование закупок по 44 ФЗ


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Что такое нормирование при закупках и какие цели оно преследует? Для кого обязательно устанавливать и соблюдать правила нормирования и в какой части? На эти вопросы ответим в сегодняшней статье.

Суть нормирования в сфере закупок

Статья 19 закона 44-ФЗ устанавливает обязательства заказчика утвердить правила нормирования закупочной деятельности и разместить их в ЕИС. Под нормированием понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам, установление их предельных цен и нормативных затрат.

Условно в нормировании можно выделить два направления:

  • установление требований к характеристикам объекта - количеству, качеству, потребительским свойствам, предельной стоимости.
  • установление норм на затраты.

Первое направление нормирования отвечают на вопрос: «Какие товары, работы или услуги можно приобретать заказчикам, а какие - запрещено?». Второе направление призвано определить, сколько денег позволено тратить на ту или иную закупку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Таким образом, нормирование преследует своей целью не допустить закупку предметов роскоши, то есть слишком дорогостоящих и имеющих излишние потребительские свойства товаров, работ или услуг.

Общие правила нормирования устанавливаются Правительством. В соответствии с ними само же Правительство, а также высшие органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований, устанавливают правила нормирования для подведомственных им заказчиков.

Кто и что должен нормировать

Упомянутая норма закона устанавливает обязанность применять положение о нормировании государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов и муниципальными органами, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Каждый из указанных выше типов заказчиков применяет нормирование в своем объеме. Нормативные затраты обязательны для государственных и муниципальных органов (распределителей и получателей бюджетных средств) и казенных учреждений. Что касается требований к объекту закупки, то перечень заказчиков, которые должны их устанавливать, несколько шире. Помимо государственных, муниципальных органов и казенных учреждений, это обязательно:

  • для бюджетных учреждений, когда они осуществляют закупки по закону 44-ФЗ;
  • для автономных учреждений, когда они расходуют бюджетные средства, выделенные на капитальные вложения по объектам государственной и муниципальной собственности (часть 4 статьи 15 закона 44-ФЗ);
  • для унитарных предприятий для закупок с 1 января 2017 года.

Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя три года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок. Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

Положения закона

Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

  1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
  2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

До конца 2014 года ситуация фактически была нерегулируемой. В октябре 2014 года правительство РФ приняло первый нормативно-правовой акт, требованиями которого должны руководствоваться субъекты, подпадающие под действие 44-ФЗ, при нормировании своих закупок.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

Порядок нормирования

Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

  • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
  • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

  • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
  • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

  • формирование материального резерва;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • дополнительное образование сотрудников;
  • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

Как формируются правила нормирования

В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

Кто формирует

На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, — это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Как контролируется

Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных , закупочных и их членов, уполномоченных органов и учреждений, а также операторов (п. 2 ст. 99 44-ФЗ).

Контроль на государственном и муниципальном уровне осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

Несут должностные лица. На основании положений , планы-графики, планы закупок должны содержать приложения с включенным , в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация