Защита имущественных прав и интересов хозяйствующих субъектов. Судебная защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Вопросы для самоконтроля

Главная / Налоги

Хотите получить качественную юридическую консультацию? Если да, то советуем ознакомится с одной из лучших систем в Российской Федерации Консультант Плюс , у них на сайте уже собраны все правовые документы РФ, также вы сможете заказать индивидуальную консультацию вот их сайт http://consultant-moscow.ru/

Потребность в защите прав и законных интересов субъектов пред­принимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов – одна из важ­нейших категорий процессуального и материального права, без оп­ределения сущности которой невозможно раскрыть характер и осо­бенности ответственности субъектов предпринимательской деятель­ности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юри­дическую квалификацию.

Наиболее распространенной и убедительной является точка зре­ния, согласно которой право на защиту является одним из элемен­тов самого субъективного права, наряду с правомочием действо­вать по собственному усмотрению и правомочием требовать от дру­гой стороны в правоотношении соответствующего поведения 1 .

В соответствии с другой точкой зрения право на защиту – само­стоятельное субъективное право, которое появляется в момент на­рушения или оспаривания прав и законных интересов 2 .

Защита представляет собой реализацию предусмотренных зако­ном мер, направленных на восстановление или признание нарушен­ных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком пони­мании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.

Право на охрану, таким образом, возникает одновременно с са­мим субъективным правом, вторично по отношению к нему и суще­ствует независимо от нарушения или оспаривания последнего. В связи с этим в качестве одного из элементов субъективного права следует указывать право на охрану в широком смысле этого слова.

Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту. Как было указано выше, предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятель­ности, но и их законные интересы (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, кото­рый удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самосто­ятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная

ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъек­тивного права в результате правонарушения. Например, при унич­тожении объекта аренды по вине арендатора само право собствен­ности арендодателя не может быть защищено, т. к. его уже не су­ществует. Но арендодатель может требовать защиты охраняемого законом интереса в восстановлении своего имущественного поло­жения посредством предъявления иска о возмещении убытков.

Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хо­зяйствования осуществляется посредством применения соответ­ствующих форм, средств и способов.

Форма зашиты - комплекс внутренне согласованных организа­ционных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов 1 . Существуют две основные формы защиты – юрисдикционная и неюрисдикционная.

Первая (юрисдикционная) представляет собой деятельность ком­петентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специ­альный порядок. По общему правилу, защиту нарушенных субъек­тивных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В качестве средства судебной защиты, по общему правилу, выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может быть заявление (например, заявление о возбуждении приказного произ­водства (ст. 117 ХПК) или жалоба (например, жалоба на нотариаль­ные действия или отказ в их совершении (ст. 173 ХПК).

Специальным порядком защиты субъективных прав и законных интересов является административный порядок, который применя­ется только в случаях, предусмотренных законом.

Иногда применяется административно-судебный порядок защи­ты субъективных прав и законных интересов. В этом случае обра­щению с иском в суд предшествует обращение в органы государ­ственного управления.

Неюрисдикиионная форма защиты представляет собой самосто­ятельные действия субъектов предпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемых законом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идет о самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из спо­собов защиты субъективных прав и законных интересов.

Следует, однако, согласиться с тем, что «самозащита гражданс­ких прав с позиций теории – это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерно­го воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов» 1 . К таким возможностям следу­ет отнести, например, отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи (п. 2 ст. 453 ГК) и т. п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (п. 3 ст. 669 ГК) и некоторые другие действия.

Способы защиты - предусмотренные законом меры принужде­ния, направленные на восстановление (признание) нарушенных (ос­париваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.

Защита гражданских прав и законных интересов субъектов пред­принимательской деятельности в соответствии со ст. 11 ГК осуще­ствляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожно­сти сделки и применения последствий ее недействительности;

5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

6) самозащиты права;

7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

8) возмещения убытков;

9) взыскания неустойки;

10) компенсации морального вреда;

11) прекращения или изменения правоотношения;

12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуп­равления;

13)иными способами, предусмотренными законодательством. Данный перечень не является исчерпывающим, что прямо выте­кает из п. 13 ст. 11 ГК.

Права и интересы хозяйствующих субъектов могут осуществляться и реализовываться ими не только и не обязательно лично, но и опосредованно, т.е. через представителя.

Гражданское законодательство знает институт представительства , коммерческого представительства, регламентирует порядок и законность оформления их деятельности и полномочий. При изучении этого институт необходимо уяснить, что представительство - это правоотношение, субъектами которого являются представитель и представляемый. Цель представительства и его особенность - осуществление одним лицом (представителем) сделки (правомерного юридического действия) в интересах другого лица и от чужого имени. Основаниями для осуществления этих полномочий служит доверенность и договор поручения.

Доверенность -- это односторонняя сделка, и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для такого рода сделок (см. ст.ст. 155-156 ГК РФ). Студенту необходимо знать формы доверенности и се действие по срокам, кем подписывается доверенность, порядок прекращение доверенности (ст. 188 ГК РФ).

Гражданский Кодекс 1995 года впервые вводит понятие передоверия, которое осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. При этом необходимо соблюдение двух обязательных требовании: доверенность должна быть нотариально удостоверена, даже тогда, когда первоначальная доверенность была составлена в простой письменной форме; полномочия при передоверии не могут выходить за рамки ограничений, оговоренных в первоначальной доверенности.

Всякое право, предоставленное гражданину или организации, имеет реальное значение, если оно гарантировано законом, т.е. в конечном счете принудительной силой государства.

Российским законодательством предусмотрены различные способы защиты прав и свобод граждан, физических лиц и их объединений . Особая роль отводится судебной защите (вспомните теорию разделения властей).

Судебная защита прав и свобод трактуется ст. 46 Конституции РФ как гарантия их осуществления. Гражданский кодекс развивает и детализирует эту норму применительно к осуществлению гражданских (читай и предпринимательских) прав. Ст. 11 ГК закрепляет два важных положения предоставления судебной защиты, а ст. 12 ГК называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Студенты должны запомнить эти способы защиты и обратить внимание на то, что допускается использование и других методов защиты, не указанных в ст. 12 ГК, если есть прямое указание в законе.

В гл. 2 ГК урегулированы лишь три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита гражданских прав, возмещение убытков и особо - возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами моечного самоуправления (их должностными лицами). Это объясняется тем, что иным способам защиты посвящены специальные нормы в разделах, относящихся к праву собственности обязательственному праву, а также в главе о сделках.

Приведенные в законе способы защиты можно сгруппировать и выделить следующие; способы, применяемые только судами; способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту без участия суда. Каждый из перечисленных способов защиты может применяться обособлено или в совокупности с другими способами.

Право на защиту можно рассматривать как самостоятельное субъективное право, обладающее специфическим содержанием. Оно включает в себя как меры материально-правового характера, так и меры процессуально правового порядка.

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действии фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

Необходимо при рассмотрении этого вопроса разграничить меры фактического характера, предусмотренные законом, либо вытекающие из сложившихся обычно принятых мер. Меры самозащиты имеют и свои границы.

Однако законодательство выделяет случаи, когда вредоносные действия лиц по защите своих прав признаются правомерными. Речь идет о действиях, совершенных в состоянии необходимой обороны и в условиях крайней необходимости. Этот вопрос уже рассматривался в курсе «Правоведение», в связи с чем могут возникнуть трудности. Студентам следует разобраться, что необходимая оборона и условия крайней необходимости регламентируются как гражданским, так и уголовным правом (ст.ст. 1066-1067 ГК РФ, ст. 37 и ст. 39 УК РФ).

В связи с судебной защитой, которая осуществляется с помощью исков, возникает юридическое понятие «исковая давность». Вводя это понятие, законодатель определил, что это - "Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено". Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. В ГК установлен общий срок давности в три года. Все нормы исковой давности носят императивный характер, стороны не могут их изменить, в договорном порядке. Истечение срока исковой давности не означает прекращение права и, значит, правового основания защиты своего нарушенного права. Другими словами, студенты должны уметь отличать сроки исковой давности от пресекательных сроков, знать в каких случаях они применяются, обратить внимание на установленные ГК специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК), знать основания приостановления и прерывания исковой давности, а также знать на какие требования исковая давность не распространяется.

Защита права собственности представляет собой совокупность правовых способов, которые применяются к нарушителям отношений собственности. Глава 20 ГК закрепляет два традиционных правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный и негаторный.

Виндикационный иск - требование собственника о возврате своею имущества из чужого незаконного владения. собственник должен доказать свое право на не требуемое имущество. Незаконный владелец, в свою очередь, может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестный владелец не знает и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец мог и должен знать о незаконном владении. Истребование имущества от добросовестного владельца регламентируется ст. 302 ГК и от недобросовестного владельца (ст. 303 ГК). Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом. Обратите внимание, что по негаторному иску сроков исковой давности не существует, требование сохраняется на весь период, пока существует правонарушение.

Юридическая ответственность является разновидностью защиты прав и интересов лица. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, которому свойственны все признаки характеризующие ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее исключительно имущественный характер. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки.

Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений равноправных участников гражданского оборота.

В зависимости от конкретных обстоятельств различают договорную и внедоговорную ответственность . Основное их отличие в том, что договорная ответственность наступает и случаях, предусмотренных законом, а также сторонами в договоре, а внедоговорная - только законом. Гражданские право предусматривает виды ответственности: долевая, солидарная, субсидиарная. Студенты должны знать, чем отличается каждый вид ответственности и случаи их применения.

Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии следующих условий:

возникновение у кредитора убытков;

противоправность действий должника;

причинная связь;

вина должника.

Вина в гражданском праве выступает в форме умысла или неосторожности. По степени вины неосторожность делится на грубую и простую. Вспомните из «Правоведения», форма и степень вины обычно не влияют на размер ответственности.

Ст. 393 ГК возлагает на должника обязанность возместить причиненные убытки, т.е. такие, которые находятся в причинной связи с нарушением обязательства. Противоправными признаются действия лица, которые нарушают требование закона или иных обязательных для сторон правил.

Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Виды убытков: расходы, которые кредитор произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества кредитора - все это реальный ущерб. Третий вид убытков - упущенная выгода.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств - является неустойка. Неустойка -- определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а также и случае просрочки исполнения.

Необходимо обратить внимание на применение договорной и законной неустойки.

Конституция РФ 1993 г. закрепила систему нематериальных благ граждан (Глава 2).

Новый ГК РФ создал реальные гарантии осуществления личных неимущественных прав граждан в нашей стране. Личные неимущественные права в гражданском праве имеют самостоятельный характер, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых способов их защиты.

Основные признаки нематериальных благ определены в ст. 150 ГК. Ст. 151 ГК определяет, что моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушении или посягательств на его права. Более развернутое определение морального вреда и практика применения компенсации содержится в постановлении Пленума Верховною суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом "О защите прав потребителей (в редакции от 05.12.95 г.). В ст. 13 этого закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возмещаются причинителем вреда при наличии его вины.

Необходимо усвоить, что Закон "О защите прав потребителей"" распространяется на граждан только в тех случаях, когда товары, услуги приобретаются исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В новых экономических отношениях особое место занимает право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Студенты должны знать понятия: честь, достоинство и деловая репутация. Эти понятия применимы не только для защиты прав гражданина, но и организации, в части защиты деловой репутации юридического лица.

Студентам необходимо усвоить, что защита чести, достоинства и деловой репутации обеспечивается не только ст. 152 ГК, но и другими институтами гражданского права (например: обвинения в плагиате, в нарушении условий договора и т.п.). При изучении данного вопроса следует обратить внимание на отличие гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от уголовно-правовой. Гражданский закон охраняет честь, достоинство и деловую репутацию как граждан, так и организаций, уголовный - только граждан.

Цель гражданско-правовой защиты - восстановление нарушенного имущественного интереса.

Цель уголовно-правовой защиты прежде всего наказание лица, совершившего преступление (ст. 129, 130 УК РФ)

11.1. Защита имущественных прав и интересов хозяйствующих субъектов. Система и задачи арбитражных судов

Обеспечительное и запретительное регулирование является одной из функций правового регулирования общественных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности.

Необходимость правовой защиты вызвана сущностью экономических отношений, в которых вступают хозяйствующие субъекты.

В действующем законодательстве предусмотрены государственные гарантии прав и интересов хозяйствующих субъектов (предпринимателей).

В статье Конституции РФ говорится: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности».

Основные гарантии государства:

  • право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • приобретение необходимого для этой деятельности имущества;
  • защита имущества от незаконного изъятия;
  • свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством;
  • распоряжение имуществом, произведенной продукцией и прибылью;
  • защита от влияния монополистической деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий;
  • право решения вопросов ценообразования, форм и способов реализаций продукции;
  • право самостоятельно определять штат работников и т. д.

Права и интересы хозяйствующих субъектов сводятся к юридическому закреплению их разносторонних прав и интересов в целях обеспечения оптимальной хозяйственной и иной деятельности. Если не исполняются, не соблюдаются закрепленные в законодательстве права и интересы хозяйствующих субъектов, то происходит в данном случае совершение правонарушения – юридический факт, который влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя. Лишь при наличии четких юридических механизмов, обеспечивающих реальную защиту законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, могут наступить неблагоприятные последствия для нарушителя.

Общая характеристика юридических механизмов защиты прав и интересов субъектов условно подразделяется на систему внутренних и внешних мер правовой безопасности.

К внутренним мерам правовой безопасности относится деятельность бухгалтерского и юридического отделов, служб анализа и контроля, системы охраны и т. д. Внешние меры предполагают обращение к правоохранительным органам: прокуратуры, милиции, налоговых органов, суда и др.

Хозяйственные споры хозяйствующих субъектов рассматриваются арбитражными судами, третейскими судами, международным коммерческим арбитражным судом.

Система и задачи арбитражных судов

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • Высший арбитражный суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями на 4 июля 2003 года), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее – организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

В Российской Федерации действуют 10 округов:

  1. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
  2. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
  3. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
  4. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
  5. Федеральный арбитражный суд Московского округа.
  6. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
  7. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, (осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области и другими областями, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области (подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2003 года Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 года № 4-ФКЗ).
  8. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
  9. Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
  10. Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов. Основной состав федерального арбитражного суда округа (статья 25): президиум федерального арбитражного суда округа; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Кроме этого, могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Их всего 20. Например в Северо-Западном судебном округе их 2. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд , осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд , осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. (Могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.)

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов . На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия указанных судов представлены в табл. 1 – 2.

Федеральный арбитражный суды округа

Арбитражный апелляционный суд
(ст. 33.3.)

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными;
  • обращается в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

Основной состав федерального арбитражного суда округа (ст. 25): президиум федерального арбитражного суда округа; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Кроме этого, могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

В Арбитражном суде субъекта Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии

11.2. Порядок обращения в арбитражные суды для защиты нарушенных прав

Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее – арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются (ст. 2 АПК):

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.

Заинтересованное лицо (и иные лица) в определенном законом порядке вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Формы обращения в арбитражный суд рассмотрены в табл. 3.

исковое заявление

по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений

заявление

по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях. предусмотренных настоящим Кодексом

при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами

представление

при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды подведомственности

  • Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений.
  • Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
  • Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
  • Специальная подведомственность дел арбитражным судам.

Дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане:

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подсудность

  • Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Кроме этого, виды подсудности:

  • по выбору истца (ст. 36 АПК);
  • договорная подсудность (ст. 37 АПК);
  • исключительная подсудность (ст. 38 АПК).

Сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик. Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов. Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск. Стороны пользуются равными процессуальными правами.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает предусмотренное законом право сторон подать заявление об обеспечении иска . Оно может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.

В соответствии со ст. 91 АПК РФ обеспечительными мерами (меры должны быть соразмерны заявленному требованию) могут быть:

  • наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
  • запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
  • возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
  • передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;
  • приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.
  • Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

В заявлении об обеспечении иска должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименования истца и ответчика, их место нахождения или место жительства;
  3. предмет спора;
  4. размер имущественных требований;
  5. обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска;
  6. обеспечительная мера, которую просит принять истец;

В заявлении об обеспечении иска могут быть также указаны встречное обеспечение и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле. К заявлению об обеспечении иска, если оно в соответствии с настоящим Кодексом оплачивается государственной пошлиной, прилагается документ, подтверждающий ее уплату.

Судебные расходы и цена иска. Особое внимание субъектам хозяйственной деятельности при подаче иска следует уделить судебным расходам и вопросу цены иска.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается. Арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Цена иска определяется в зависимости от содержания иска (ст.103 АПК РФ):

  • по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
  • по искам о признании, не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
  • по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  • по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.

Форма и содержание искового заявления .

В исковом заявлении должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  2. наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  4. требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;
  5. обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  6. цена иска, если иск подлежит оценке;
  7. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  8. сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  9. сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  10. перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц. Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К исковому заявлению прилагаются:

  1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
  4. копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
  6. копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
  7. документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  8. проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

Судья единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд решает вопрос о принятии искового заявления к производству, вынося определение, которым возбуждается производство по делу.

Ответчик направляет или представляет в арбитражный суд отзыв на исковое заявление с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, а также документов, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле.

В отзыве указываются:

  1. наименование истца, его место нахождения или место жительства;
  2. наименование ответчика, его место нахождения; если ответчиком является гражданин, его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;
  4. перечень прилагаемых к отзыву документов.

В отзыве могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела. Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва. Кроме этого, ответчик в некоторых случаях вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.

Арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству.

Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону. Мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу, на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта (кроме некоторых исключений). Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону и утверждается арбитражным судом. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя.

Принятие решения . При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение. Решение принимается именем Российской Федерации. Арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле. Срок рассмотрения дела и принятия решения – не более 1 месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству (если иное не предусмотрено АПК). Арбитражный суд может вынести отдельные решения:

  • о взыскании денежных средств и присуждении имущества;
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа;
  • о заключении или об изменении договора;
  • обязывающее ответчика совершить определенные действия;
  • в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков.

Арбитражный суд направляет копии решения лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает им под расписку. Повторная выдача копий решения и других судебных актов лицам, участвующим в деле, оплачивается государственной пошлиной.

Исполнение решения. Решение арбитражного суда первой инстанции (если иное не предусмотрено законом) вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом. Решения Высшего арбитражного суда Российской Федерации и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия. Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные гарантии государства по защите предпринимательской деятельности?
  2. Название практикума Аннотация

Действующее законодательство не только провозглашает хозяйственные права субъектов предпринимательской деятельности, но и обеспечивает реальное их осуществление, предоставляет участникам хозяйственных правоотношений возможность фактической реализации прав и их защиту в случае нарушения.

Защита хозяйственных прав – это совершение самим субъектом хозяйствования или управомоченным на то органом действий по предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем признания судом недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в предусмотренных законом случаях также и нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; возмещение убытков, причиненных участникам правоотношений государственными органами и органами местного самоуправления; самозащита, сущность которой заключается в совершении действий, направленных на предупреждение или пресечение нарушения гражданских прав самим потерпевшим; применение оперативных санкций, которые применяются непосредственно управомоченным лицом (отказ покупателя от принятия продукции, поставка которой просрочена, односторонний отказ от нарушенного контрагентом договора); применение мер государственного принуждения.

Меры государственного принуждения, применяемые для защиты хозяйственных прав, могут быть правовосстановительными
и штрафного характера, связанные с привлечением лиц, допустивших правонарушение, к гражданско-правовой ответственности. В зависимости от содержания нарушенного права и характера нарушения они могут быть следующими:

– признание права судом или иным органом, осуществляющим защиту хозяйственных прав;

– восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

– признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

– присуждение к исполнению обязанности в натуре;

– взыскание причиненных убытков, а также предусмотренной законом или договором неустойки (штрафа, пени) и др.

Важная роль в защите прав субъектов предпринимательской деятельности отводится нотариату, задачами которого являются удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, осуществление иных действий, подтверждающих и закрепляющих гражданские права в целях предупреждения их возможного нарушения.

К компетенции нотариусов относится : удостоверение сделок; наложение и снятие запретов на отчуждение имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование верности перевода с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение времени предъявления документов; удостоверение заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу
и удостоверению неоплаты чеков; принятие на хранение документов; обеспечение доказательств и т. д.

Нотариусы обязаны сохранять тайну совершаемых нотариальных действий. Отдельные нотариальные действия могут совершать при отсутствии в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти. К таким нотариальным действиям относятся: удостоверение завещаний; удостоверение доверенностей;
и т. д. Нотариальные действия от имени Республики Беларусь на территории других государств могут совершать должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь.

9.2. Разрешение споров хозяйственным судом.
Исковое заявление

Применению мер государственного принуждения предшествуют хозяйственные споры. Под хозяйственными спорами понимаются разногласия, возникающие между участниками хозяйственных
(экономических) отношений. По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; споры, связанные с исполнением договоров и по другим основаниям.

Преддоговорные споры возможны и подлежат рассмотрению
в хозяйственном суде лишь в случаях, когда имеется соглашение сторон об этом (о передаче спора на разрешение хозяйственного суда), либо если это предусмотрено законодательными актами.

В большинстве своем вытекающие из хозяйственных правоотношений обязанности выполняются сторонами добровольно, а споры разрешаются путем переговоров. Однако если разногласия не урегулированы, заинтересованная сторона может воспользоваться предоставленными законом возможностями для защиты своих хозяйственных прав только в пределах установленных законом сроков.

Споры экономических субъектов, как юридических лиц, так
и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, разрешаются, как правило, хозяйственными судами.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

· обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;

· справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

· правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов как участников хозяйственно-правовых отношений, так
и иных лиц;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; и др. (см. ст. 4 ХПК).

Рассмотрение споров в хозяйственном суде регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) (от 15декабря 1998 г. в новой редакции от 6.08.2004 г., с изменениями и дополнениями от 8июля 2008г.). Споры в области экономических отношений рассматривают Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска .

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться также третейскими судами и в международном коммерческом арбитраже. Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской Торгово-промышленной палате рассматривает и разрешает международные хозяйственные споры. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» международному арбитражному суду подведомственны споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических связей.

Принципы хозяйственного судопроизводства :

· осуществление правосудия только хозяйственным судом;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел;

· независимость судей;

· процессуальная экономия;

· законность;

· равенство перед законом и хозяйственным судом;

· разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

· уважение достоинства личности;

· равноправие и добросовестность сторон;

· состязательность;

· гласность разбирательства дела (может присутствовать гражданин, достигший совершеннолетия);

· принципы доступности процесса, осуществление судопроизводства в соответствии с законом «О языках в Республике Беларусь»;

· право на юридическую помощь;

· диспозитивность;

· обязательность судебных постановлений и судебных обращений;

· непосредственность судебного разбирательства.

Разбирательство споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны, либо, когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности судей по разрешению споров не допускается. Каждая сторона по хозяйственному спору должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Состязательность проявляется также в равной возможности сторон отстаивать свою позицию по делу и в поочередном высказывании доводов и возражений (движение процесса осуществляется в форме спора). Стороны имеют право : знакомиться с материалами, делать выписки из них, снимать копии; представлять доказательства; заявлять отводы; принимать участие в осмотре и исследовании доказательств; заявлять ходатайства, давать пояснения, приводить свои доводы по всем, возникающим в ходе разрешения споров, вопросам; возражать против ходатайств и доводов других участников процесса; обжаловать решения, постановления и определения хозяйственного суда; совершать другие процессуальные действия, предусмотренные ХПК.

За защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном ХПК, вправе обратиться:

· юридические лица и индивидуальные предприниматели ;

· в случаях, предусмотренных законодательными актами, организации , не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников);

· граждане , не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

· прокурор , государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Если конкретное лицо имеет право на предъявление иска, то его первым шагом в этом направлении является составление и надлежащее оформление искового заявления .

Исковое заявление подается в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем и с копиями по числу ответчиков направляется в хозяйственный суд.

В исковом заявлении должны быть указаны :

· наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

· имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

· цена иска, если иск подлежит оценке;

· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

· доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

· сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

· иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

· перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Форма и содержание искового заявления строго обязательны для всех лиц, обращающихся в суд за защитой, как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса. Право на подписание искового заявления имеют только руководитель организации и его заместители, уполномоченные на это законом или учредительными документами. Все остальные при подписании искового заявления должны приложить к иску доверенность или иной документ, удостоверяющий их полномочия на предъявление иска.

Подсудность ,то есть определение конкретного хозяйственного суда , который должен рассмотреть данный спор , производится в соответствии со ст.ст. 48–52ХПК РБ. По общему правилу иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика, и при любом отклонении от этого правила (договорная подсудность, подсудность по выбору истца и т. д.) необходима ссылка на закон.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции :

· хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

· споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· дела, связанные с государственными секретами;

· дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.

Кроме того, Высший Хозяйственный Суд имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело. Все остальные споры, подведомственные хозяйственным судам, рассматриваются хозяйственными судами областей Республики Беларусь и города Минска.

Подведомственность разграничение компетенции по решению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел иными органами и организациями.

Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (см. ст.ст. 39–47 ХПК РБ).

К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры о (об): разногласиях, возникающих при заключении договора, обязанность которого предусмотрена законодательством или соглашением сторон; изменении и расторжении договора; невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств; признании права, в том числе и права собственности; истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения; возмещении убытков; признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и др.

Стадиями судебного разбирательства дела являются:

1) принятие и подготовка дела к судебному разбирательству (подготовительное судебное заседание); (ст.ст. 168–173 ХПК РБ)

2) судебное разбирательство (рассмотрение дела по существу, исследование представленных доказательств);

3) принятие решения хозяйственным судом (ст.ст. 190–192 ХПК РБ); пересмотр судебных постановлений (ст.ст. 267–318 ХПК РБ);

4) исполнение судебных постановлений.

9.3. Судебные постановления, решения
и определения хозяйственного суда

Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решения, постановления, определения хозяйственного суда. Судебные постановления, принятые хозяйственными судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб (протестов) и протестов
в порядке надзора, именуются постановлениями хозяйственного суда. Самостоятельной частью судебного разбирательства является принятие хозяйственным судом решения.

Решение – это судебное постановление, которым спор разрешается по существу. Это означает, что с момента принятия судом решения спорное правоотношение, возникшее между сторонами, становится бесспорным.

Требования к принятию решения :

· законность и обоснованность решения;

· соблюдение порядка изложения и подписания решения, его формы и содержания (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части).

Суд должен :

· оценить доказательства на предмет относимости, допустимости, достаточности;

· определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, следует считать установленными, а какие – не установленными;

· решить, на основании каких законов или иных нормативных актов подлежит разрешению спор;

· установить, каковы права и обязанности лиц, участвующих
в деле;

· решить подлежит ли иск удовлетворению;

· определить, есть ли необходимость дополнительно исследовать доказательства.

Решение хозяйственный суд принимает именем Республики Беларусь. Решение Высшего Хозяйственного Суда – вступает в законную силу с момента объявления в судебном заседании. Решение иного хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Отдельные решения и определения хозяйственного суда подлежат немедленному исполнению (см. ст. 205 ХПК).

Определения хозяйственного суда – это судебные постановления, которые выносятся судом, если спор не разрешается по существу: отказ истца от иска; заключение сторонами мирового соглашения; оставление искового заявления без рассмотрения. Определение выносится судом также при принятии дела к производству и судебному разбирательству, отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу, об объявлении перерыва в судебном заседании и в других случаях.

Определения делятся на две большие группы :

1) определения, которые выносятся судом в виде отдельного судебного постановления;

2) протокольные определения, которые принимаются устно
и заносятся в протокол судебного заседания (о приобщении к делу доказательства, о разрешении некоторых ходатайств и др.)

Требования к определениям :

· все определения оглашаются в судебном заседании;

· определения в виде отдельного акта выносятся по правилам вынесения судебного решения, то есть в отдельной комнате, подписываются судьей, вынесшим определение;

· протокольное определение объявляется судом устно без удаления из зала судебного заседания.

Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению о взыскании денежной суммы или об обращении взыскания на имущество должника в случаях, если:

– требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

– требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте;

– требование, заявленное взыскателем, которое признается должником;

– заявлено требование о взыскании с должника налогов и сборов, иных обязательных платежей в доход государства;

– требование заявлено соответствующим органом о взыскании расходов по розыску должника или ответчика; и др. (см. ст. 220 ХПК).

9.4. Пересмотр судебных постановлений
и их исполнение

Производство по пересмотру судебных постановлений предназначено для проверки их законности и обоснованности в целях защиты прав юридических лиц и граждан.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие стадии:

1. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (ст.ст. 267–281 ХПК).

2. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции (ст.ст. 282–299 ХПК).

3. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора (ст.ст. 300–318 ХПК).

4. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 319–324 ХПК).

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, вправе подать апелляционную жалобу , а прокурор принести протест на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу в течение пятнадцати дней после его принятия хозяйственным судом.

Кассационная жалоба (протест ) может быть подана в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Хозяйственный суд кассационной инстанции имеет следующие полномочия :

· оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;

· изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление;

· отменить судебные постановления хозяйственного первой
и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и передать на новое рассмотрение;

· отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство;

· оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора осуществляется хозяйственным судом надзорной инстанции с целью проверки правильности применения и толкования норм права судом первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Надзорными инстанциями по ХПК РБ являются:

· Президиум ВХС РБ в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

· Пленум Высшего хозяйственного суда в отношении судебных постановлений Президиума ВХС РБ.

Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц:

1. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь,
за исключением постановлений Пленума ВХС РБ.

2. Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда
в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС РБ.

Жалоба в порядке надзора на судебные постановления может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их хозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора. Заявление может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств . Для принесения представления сроки не устанавливаются. Статьей 319 ХПК предусмотрены основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение судебных постановлений является завершающей стадией хозяйственного процесса. Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.

К числу исполнительных документов ст. 329 ХПКРБ относит:

· судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений, решений арбитражных (третейских) судов, в том числе международных, решений иностранных судов;

· определения хозяйственного суда о судебном приказе;

· исполнительные документы иностранных судов;

· постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий; и др.

Хозяйственным процессуальным кодексом установлен шестимесячный срок для предъявления приказа (исполнительного листа)
к исполнению, со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебный исполнитель при исполнении исполнительного документа хозяйственного суда вправе:

· вызвать должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ;

· наложить арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) у других лиц;

· произвести осмотр помещений и хранилищ должника;

· осуществить в порядке, установленном законодательством, продажу описанного или изъятого имущества должника;

· истребовать от сторон и других лиц устную и письменную информацию, необходимую для осуществления исполнения исполнительного документа хозяйственного суда; и др.

Тема 10
Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации

10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар.

10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации.

10.3. Объекты интеллектуальной собственности. Правовая охрана объектов промышленной собственности: изобретения, промышленный образец, топологии интегральных микросхем, ноу-хау; рационализаторские предложения.

10.1. Научно-информационная деятельность
и научно-техническая продукция как товар

Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации» устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением, хранением, обработкой, распространением и использованием научно-технической информации в Республике Беларусь.

Научно-информационная деятельность - совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизациейаналитико-синтетической переработкой, фиксацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации.

Субъектами правоотношений в области научно-технической информации могут быть государство в лице государственных органов, юридические и физические лица.

Субъекты правоотношений в области научно-технической информации могут выступать в качестве:

· правообладателя;

· пользователей (потребителей) научно-технической информации;

· разработчиков научно-технической информации;

· посредников в области научно-технической информации.

Обладатель исключительных прав на объекты научно-технической информации (далее – правообладатель) – государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение
и пользование документированной научно-технической информацией, ее ресурсами и системами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пользователь (потребитель) научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, обращающийся к справочно-информационным фондам, системам научно-технической информации или к посредникам для получения необходимой документированной научно-технической информации;

Разработчик научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, уполномоченный автором (соавторами) или правообладателем обеспечивать совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации, выполнять роль посредника между автором (соавторами), правообладателем, пользователем (потребителем) в сфере научно-информационной деятельности.

Посредник в области научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, реализующий научно-техническую информационную продукцию по поручению автора (соавторов) или правообладателя.

Научно-техническая информация – сведения о документах
и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности.

Объектами научно-технической информации являются:

– документированная научно-техническая информация,

– ресурсы научно-технической информации,

– системы научно-технической информации.

Документированная научно-техническая информация – зафиксированная на материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Ресурсы научно-технической информации – документированная научно-техническая информация, организованная в справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. Ресурсы научно-технической информации, созданные на базе государственной и частной форм собственности, являются основой создания в Республике Беларусь единого информационного пространства и реализации государственной политики в области научно-технической информации. Источниками формирования ресурсов научно-технической информации являются справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. В состав ресурсов научно-технической информации могут включаться также ресурсы, сформированные на основе международных договоров Республики Беларусь.

Национальный фонд ресурсов научно-технической информации представляет собой совокупность республиканских, отраслевых и региональных справочно-информационных фондов.

Справочно-информационные фонды – совокупность упорядоченных первичных документов (книги, брошюры, периодические издания, патентная документация, нормативно-техническая документация, промышленные каталоги, конструкторская документация, отчетная научно-техническая документация по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированные рукописи, переводы научно-технической литературы и документации, другие публикуемые и непубликуемые научно-технические документы), зафиксированных на бумажных, аудиовизуальных, машинных
и других материальных носителях, и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

Объекты научно-технической информации являются объектами гражданских прав и выступают в виде научно-технической информационной продукции.

Научно-техническая информационная продукция – материализованный результат информационной научно-технической деятельности, предназначенный для обеспечения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

Юрисдикционная – защита прав гос. или уполномоченными государством органами. Порядок защиты:

    общий (судебный)

    специальный (административный) (в виде исключения)

Нотариальная форма :

Предмет – бесспорные дела

Не используется принцип публичности и состязательности

Нотариальные действия совершаются нотариусом единолично

Юр. факты устанавливаются на основании письменных документов

Неюрисдикционная – защита прав самостоятельными действиями субъекта (страхование, охрана). Имеет место при самозащите, применении мер оперативного воздействия.

Действия самозащиты :

    направленные на охрану имущества

    охрана промышленной собственности, коммерческой тайны, защита деловой репутации

    урегулирование разногласий по договорам во внесудебном порядке

    необходимая оборона, крайняя необходимость

Меры оперативного воздействия :

    исполнение обязательства за счет должника

    удержание вещи

    отказ в совершении определенных действий в интересах неисправного контрагента

Способы защиты :

    признание права

    восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

    признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки

    признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

    самозащита прав - меры защиты

    присуждение к исполнению обязанности в натуре

Возмещение убытков -

Взыскание неустойки - меры ответственности

Компенсация морального вреда -

    прекращение или изменения правоотношения

    неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону

    иные способы, предусмотренные законом.

49. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность.

Подведомственность – дела, отнесенные законом к рассмотрению определенной системы судов.

Критерии отнесения дела к определенному суду:

Характер спорного правоотношения

Субъективный состав участников

Экономический спор и спор в сфере ПД

Арбитражные суды рассматривают : (виды эк-их споров)

    споры из гражданских правоотношений

    споры из административных и иных публичных правоотношений:

Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере ПД и иной экономической деятельности

Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере ПД и иной экономической деятельности;

Об административных правонарушениях

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по 1-ой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который д. решить данное дело.

Родовая :

    все дела рассматриваются в арбитражных судах субъектов

    Высший рассматривает по первой инстанции:

Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, СФ и Гос. Думы, Правительства

Экономические споры между РФ и субъектами, между субъектами

Территориальная :

Общая – по месту нахождения ответчика

Альтернативная – по выбору истца (если есть выбор)

Договорная – по соглашению сторон

Исключительная – прописано в законе

(недвижимое имущество, суда – по месту регистрации, перевозчик, банкрот – по его месту,



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация