Установка шлагбаума во дворе жилого дома разрешение. Установка шлагбаума во дворе жилого дома: закон, правила

Главная / Налоги

Жители любого московского многоквартирного дома, независимо от района проживания, могут принять решение об установке шлагбаумов на въездах во двор и получить софинансирование от Правительства Москвы на их установку в размере 100 тысяч рублей на каждый шлагбаум.

Субсидию можно получить еще до проведения работ по установке ограждающих устройств. Таким образом вы избежите необходимости собирать деньги с соседей и вкладывать личные средства.

2. Каков порядок действий?

Шаг 1. Соберите общее собрание собственников помещений в доме и примите необходимые решения.

Шаг 2. Обратитесь за субсидией.

Шаг 3. Получите деньги и установите шлагбаум.

Шаг 4. Отчитайтесь об установке шлагбаума.

Если шлагбаум уже установлен, вы также можете за получением субсидии на возмещение ваших расходов.

3. Как провести собрание собственников для установки шлагбаума?

На общем собрании должны присутствовать собственники жилых и нежилых помещений дома или домов - если к дворовой территории, которую вы хотите оградить, примыкает несколько домов.

Решение об установке шлагбаума принимается на общем собрании собственников по каждому многоквартирному дому большинством голосов от числа голосов (долей) собственников, принявших участие в собрании, при наличии Общее собрание имеет кворум, если в нем приняли участие собственники помещений, обладающие в сумме более чем 50% голосов от числа всех голосов собственников в доме.

">кворума . и (ГУ ИС) обязаны оказать содействие в проведении собрания.
  • в опросе примут участие более 50% от общего числа физических лиц - собственников помещений в доме.

4. Какие вопросы нужно вынести на обсуждение?

На собрании (или в ходе онлайн-опроса) большинством голосов нужно принять решение об установке одного или нескольких шлагбаумов, определить схему размещения шлагбаумов на плане дворовой территории (можно использовать карту в масштабе, достаточном для визуального понимания, где конкретно будут установлены шлагбаумы), а также определить уполномоченное лицо, которое в дальнейшем будет подавать документы от имени жильцов дома.

В результате у выбранного ответственным собственника должен оказаться на руках протокол* общего собрания, в котором большинством голосов будут одобрены:

  • избрание уполномоченного лица для представления интересов жильцов и для взаимодействия с госорганами;
  • установка шлагбаума;
  • выбор места размещения шлагбаума;
  • вид и технические характеристики шлагбаума;
  • решение об обращении за субсидией.

Затем нужно обратиться в с заявлением о согласовании установки шлагбаума, приложив к нему протокол общего собрания и схему размещения шлагбаума (или шлагбаумов).

В течение 30 дней Совет выдаст разрешение на установку, либо даст отказ.

Если вместо общего собрания проводился онлайн-опрос в рамках проекта «Электронный дом», вместо протокола общего собрания у вас должны быть результаты опроса, сформированные на бумажном носителе. Получить их сможет инициатор опроса через 5 рабочих дней с даты окончания голосования, обратившись к администратору сервиса «Электронный дом». При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.

5. Как получить субсидию на установку шлагбаума?

Субсидия выдается из расчета 100 тысяч рублей на каждый шлагбаум. Чтобы получить субсидию до установки шлагбаума, уполномоченному лицу нужно обратиться в окружную Дирекцию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа со следующими документами:

  • заявлением о получении субсидии;
  • протоколом общего собрания собственников жилья, в котором зафиксированы решения об установке шлагбаума и об обращении за субсидией (или сформированными на бумажном носителе результатами опроса, проведенного с помощью системы «Электронный дом»);
  • согласованием установки шлагбаума Советом муниципальных депутатов;
  • подписанным уполномоченным лицом Если при подаче заявления и пакета документов вы не представите проект договора, дирекция ЖКХ должна самостоятельно сформировать его, распечатать в двух экземплярах и передать на подпись уполномоченному лицу. После чего в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта договора уполномоченное лицо должно подписать его и направить в дирекцию ЖКХ. ">проектом договора о предоставлении субсидии - в двух экземплярах;
  • копией документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего проект договора.

Не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора, окружная Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа подпишет и направит копию договора уполномоченному лицу. В течение этого же срока на расчетный счет уполномоченного лица будет перечислена субсидия.

После этого вы можете начинать установку шлагбаума.

6. Что нужно учитывать при установке шлагбаума?

Устанавливая на въезде во двор шлагбаум, вы обязаны обеспечить доступ автомобилям специальных служб - коммунальной службы, полиции, скорой и т.д. Для этого в вашем доме должна быть охрана или консьержи, которые при необходимости откроют шлагбаум, либо вы должны будете обеспечить доступ иным способом - например, предоставив специальным службам электронные брелоки.

Установить шлагбаумы нужно в течение 2 месяцев с момента получения средств на расчетный счет.

Затем в течение 1 месяца после установки необходимо подтвердить, что работы действительно были проведены. Для этого уполномоченному лицу нужно представить в окружную Дирекцию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа следующие документы:

В этом случае, чтобы оформить субсидию на уже установленный шлагбаум, нужно провести собрание собственников, на котором большинством голосов будет принято решение об обращении за субсидией, а также о назначении уполномоченного лица, которое это сделает.

Вместо общего собрания можно провести онлайн-опрос среди собственников помещений с помощью сервиса . Результаты опроса будут иметь силу, если будут соблюдены несколько условий:

  • инициатором проведения опроса выступит кто-то из собственников;
  • в опросе примут участие более 50% от общего числа физических лиц – собственников помещений в доме.

После проведения общего собрания подайте документы на получение субсидии в . Вам понадобятся:

  • заявление о получении субсидии;
  • протокол первого общего собрания собственников жилья, в котором зафиксировано решение об установке шлагбаума;
  • протокол второго общего собрания собственников жилья, в котором зафиксировано решение об обращении за субсидией и назначении уполномоченного лица для получения субсидии;
  • согласование установки шлагбаума Советом муниципальных депутатов;
  • договор на проведение работ по установке шлагбаума и (или) акт приемки выполненных работ по установке шлагбаума.

Если все документы в порядке и шлагбаум на самом деле установлен, через 22 рабочих дня денежные средства будут переведены на счет представителя, после чего представитель должен будет распределить эти деньги между собственниками помещений пропорционально внесенным средствам.

Шлагбаум - это заграждение на дороге для проезда на частную территорию машин. Обычно устанавливается перед железнодорожными переездами, на въезде в некоторые государственные учреждения, частную собственность, складские комплексы, частные коммерческие предприятия с собственной территорией, а также во дворах многоэтажных домов.

Установленный шлагбаума во дворе многоэтажного жилого дома

Для чего необходим шлагбаум?

Первоначально шлагбаумы использовались скорее как защитные сооружения для предотвращения прохода врага через определенную улицу. Выглядели они как рогатки с пиками на концах. Петр I постановил, чтобы эти рогатки назывались «шлагбаумами» и были установлены в конце каждой улицы столицы с целью обеспечения правопорядка в городе

Сейчас шлагбаум необходим для тех же целей: предотвращения проезда «чужого» автотранспорта на частную или государственную территорию. Когда речь идет о шлагбауме перед железнодорожным переездом, то там цель та же, но смысл в ином - регулировать проезд транспорта ради сохранения жизни участников движения.

В случае с придомовой территорией шлагбаум необходим для защиты двора от проезда туда посторонних, желающих припарковать свой автомобиль. Эта проблема очень остро стоит перед владельцами жилья в многоэтажках, так как территория рядом со зданием там обычно совсем небольшая и парковочных мест иногда не хватает даже жильцам, если у некоторых собственников по 2 и больше машин.

Правовая база для установки шлагбаума

Нельзя просто по своему желанию устанавливать шлагбаум для того, чтобы закрыть проезд в свой двор. Согласно с 23 статьей Правил пожарной безопасности пожарные бригады должны иметь беспрепятственный подъезд к любым домам, то есть нельзя загораживать проезд к сооружению чем бы то ни было. В то же время пункт 1.5 Правил дорожного движения запрещено самовольная установка шлагбаумов.

Куда необходимо обращаться, чтобы получить разрешение и поставить шлагбаум на дороге к придомовой или частной территории? Для этого необходимо будет получить разрешение сразу в нескольких инстанциях, поэтому очень тщательно готовьте документы или доверьте это профессионалам.

Порядок получения разрешения на установку шлагбаума

  1. Первое место куда вам необходимо будет обратиться - районная администрация. Там нужно будет предоставить все документы касаемо принятия решения об установке заграждения для проезда на территорию двора.
  2. Установить собственность на придомовую территорию в БТИ, а после поделить придомовой участок на паевых правах между собственниками многоэтажки.
  3. Согласование полученного разрешения в Службе пожарного надзора.
  4. Согласование в ГИБДД.
  5. Разрешение от ЖКХ.

В некоторых городах приняты упрощенные процедуры для получения разрешения на установку шлагбаума. Для уточнения процедуры обратитесь в районный отдел Совета депутатов или Исполком вашего рода.

После получения разрешения и полного согласования на установку шлагбаума, можно выполнить это самостоятельно, собственными силами, или обратиться к специализирующимся на этом фирмам.

Особенности установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Что делать и куда обращаться, если вы живете в многоэтажке? Владелец одной из квартир не имеет права закрыть проезд на всю придомовую территорию. Куда обращаться, если вы захотели это сделать? Конечно же, сначала к вашим соседям!

  1. Прежде всего необходимо провести собрание собственников квартир в вашем доме. Если будет достигнуто согласие на то чтобы поставить заграждение, тогда это необходимо оформить как протокол. Даже если на собрании не получилось набрать 51% и более голосов, все равно зафиксируйте это «нет». Оно понадобится вам для повторного рассмотрения вопроса. Вы сможете переговорить с теми, кто против установки и совместного пользования шлагбаума во дворе и переубедить их до следующего голосования.
  2. Следующим этапом будет подготовить бумаги для подачи во всех гос.органы о получении разрешения на установку ограждающего устройства. Сюда относятся: протокол решения собственников многоквартирного дома, проект технической установки шлагбаума и план-схема вашего двора с ним. Все это должно отвечать требованиям противопожарной безопасности и содержать схему подключения электричества, если устройство будет работать от него.
  3. Дальше уполномоченный представитель, которого выбрали на собрании или наняли после него, обращается во все учреждения для получения разрешения на установку шлагбаума во дворе. Куда именно и в каком порядке перечислено в этой статье выше.

В случае если на территории двора многоквартирного дома находятся городские технические службы, необходимо получить их разрешение на закрытие свободного проезда. Это следует сделать до обращения в государственные службы за получением разрешения и приложить согласие от тех служб к другим бумагам.

Если шлагбаум будет закрывать проезд на территорию сразу нескольких зданий, тогда для согласования необходимо будет согласие или протокол собрания жильцов с согласием всех заинтересованных владельцев. При их отсутствии вы не получите разрешения. Если же такая ошибка произойдет, разрешение будет подписано и вы поставите шлагбаум, но поступит жалоба от жильцов соседнего здания или работников гос.учреждения, тогда может быть принято решения о сносе заградительного сооружения. Ни о какой компенсации владельцам в этом случае речь не идет. Лучше учесть всех заинтересованных лиц и предложить совместное пользование шлагбаумом на этапе обсуждения возможности возведения заградительного сооружения.

Администрация города для благоустройства территорий может изменять расположение ограждающих устройств и сооружений. Это права города и в случае, если ваш шлагбаум окажется помехой для подобных работ, его демонтируют за счет городского бюджета. При этом также компенсируют затраты собственников на приобретение и установку шлагбаума. Это производится согласно предоставленным чекам. Жаловаться на подобные действия бессмысленно. Однако, вы можете подать прошение с альтернативным планом благоустройства. Возможно, будут внесены изменения и шлагбаум не будет снесен.

Последствия незаконной установки шлагбаума

Нередки случаи установки шлагбаума, когда на руках нет разрешающих документов. Если будет написана жалоба и установлено, что заградительное сооружение было воздвигнуто самовольно, тогда согласно с законом будет наложен штраф и выдвинуто требования о сносе шлагбаума с дороги.

Городские службы могут узнать о самовольно воздвигнутом шлагбауме и без жалоб. В том случае, если это будет замечено и проверено кем-то из чиновников или работников службы, с которыми необходимо согласования разрешения. Подобные проверки улиц и дворов регулярно проводятся Гос.инспекцией по недвижимости. Независимо от того как узнают о неправомерном закрытие проезда, размер штрафа остается неизменным:

  • до 2000 рублей для частных лиц;
  • от 7000 до 10000 рублей для должностных лиц;
  • 120 - 150 тысяч рублей для юридических лиц.

Незаконная установка шлагбаума - это глупая мера, которая будет стоить гораздо больше, чем выплата штрафа, так как снос заградительного устройства будет производиться за счет его владельца или владельцев.

В случае если на территории с загороженным шлагбаумом проездом, произойдет пожар, а доступ для спасательной службы не будет открыт своевременно, пожарная бригада вправе снести шлагбаум. Жаловаться бессмысленно - никакая компенсация за причиненный ущерб не предусмотрена. Если же окажется, что проезд к придомовой территории был закрыт незаконно, тогда ждите дополнительно штраф. Нормы пожарной безопасности предусматривают беспрепятственный доступ к любым зданиям и домам. Для обеспечения этого после установки шлагбаума можно сделать следующее:

  • подключить шлагбаум к круглосуточному пункту охраны или консьерж-сервису;
  • поставить будку для вахтера куда будет подсоединено управление шлагбаумом. Вахта должна нестись круглосуточно;
  • заключить договор с компанией по удаленному обслуживанию заградительных устройств. Возможно, их предоставляет служба, которая устанавливала ваш шлагбаум;
  • предоставление электронных брелков для служб экстренного реагирования.

Никто не регламентирует какой способ для круглосуточного обслуживания шлагбаума вы выберете, но учитывая большие затраты на его покупку и установку, не следует рисковать отсутствием контроля за его исправной работой.

Почти каждый офисный центр, любой частный сектор не обходятся без дополнительного регулировщика движения входящего и исходящего транспорта. Таковым является шлагбаум – специальное устройство в виде яркоокрашенной рейки с подъемным механизмом. Установить шлагбаум сегодня может каждый, согласовавший свое решение в определенных инстанциях.

Чаще всего шлагбаумы мы можем видеть в местах с ограниченным доступом, например: на объектах государственной важности и военных объектах, оплачиваемых автостоянках, железных дорогах, в частных секторах, на складах, на въезде в медицинские и офисные центры.

Когда в 2012-м году в России были введены платные парковки, дворы многоэтажек, которые расположены около офисных зданий и торговых комплексов, тут же массово начали наполняться частными автомобилями. Все бы ничего, только возникла иная проблема – это неудобства, которые лишний транспорт, расположенный повсеместно, начал доставлять местным жителям. В связи с этим, единственным простым способом избавиться от этой проблемы оказалась установка шлагбаума. Данная конструкция является ограничителем на въезде и управляет только автомобильным транспортом на той или иной территории.

Для справки: в переводе с иностранного языка слово «шлагбаум» означает «падающее дерево».

Благодаря простоте эксплуатации наиболее популярными являются автоматические дистанционные шлагбаумы. Управление такой конструкцией осуществляется при помощи электромагнитного датчика, брелока или ключей. Отсутствие электропитания не является помехой для таких моделей, так как автоматический шлагбаум продолжает свою работу в ручном режиме или от дополнительного питания.

При выборе шлагбаума следует обращать внимание на такие параметры: ширина проезда, тип привода, принцип управления устройством, наличие приборов для обеспечения безопасной работы (устойчивость к низким и высоким температурам). Учитывается и скорость подъема стрелы. В тех местах, где движение транспорта не слишком активное, можно использовать шлагбаум, стрела которого поднимается за 10 секунд. На этот параметр также влияет длина подъемного элемента.

Наиболее стандартный вариант – это стрелы квадратной и прямоугольной формы. А вот в условиях постоянного ветра лучше использовать округлый подъемный механизм. Бывают стрелы складные для работы в условиях ограниченного пространства.

Цена на шлагбаумы всецело зависит от их функциональных возможностей, а также условий эксплуатации этого оборудования.

Преимущества шлагбаумов

Преимущества установки шлагбаума на придомовой территории вполне очевидны – это гарантированное ограничение доступа в закрытую зону. Шлагбаумы автоматические не представляют опасности для человека, так как напряжение, от которого они работают, составляет всего 24 В. Невысокая стоимость делает устройство более доступным для всех, желающих оградить свою территорию от нежелательного транспорта. Кроме того, довольно высока эффективность такого оборудования и качество его работы в условиях любой погоды.

На рынке шлагбаумов можно видеть модели, длина стрелы которых начинается от 2,5 до 12 м, а основной материал ее изготовления – это прочный алюминий. Сигнальные огни на стрелах обеспечивают лучшую видимость в темное время суток, а в качестве защиты от столкновений крепятся дополнительные накладки из резины.

Комплектация шлагбаума

Как было выше упомянуто, зачастую шлагбаум комплектуется сигнальными лампами на основном корпусе или на стреле, опорой для стрелы и стойкой. В устройствах дистанционного управления имеется антенна и радиоприемник. Дополнительные фотоэлементы обеспечивают безопасность транспорта и людей непосредственно в зоне работы шлагбаума.

Если возле оборудования расположен охранный пункт, то прилагаются дополнительные кнопки с классом защиты IP54 и возможностью уличного использования. Кнопки позволяют закрывать или открывать, а также фиксировать стрелку шлагбаума в аварийном режиме.

Типы шлагбаумов

В зависимости от места установки шлагбаумы классифицируются на:

  • дорожные;
  • расположенные на парковках;
  • около железнодорожных магистралей;
  • у контрольно-пропускных пунктов.

По способу управления шлагбаумы делятся на:

  1. С ручным управлением. Такие конструкции сегодня уже не используют в больших городах и столицах, так как на смену им пришло новое автоматическое оборудование. Однако в свое время ручные шлагбаумы пользовались популярностью, а для легкости управления на их стрелах закреплены противовесы. Там, где низкая активность движения транспорта по-прежнему используются ручные модели. Их недостаток очевиден – это необходимость контроля и постоянного регулирования человеком. Шлагбаум механический значительно облегчает процесс эксплуатации, который, ко всему прочему, можно использовать даже в условиях отсутствия электричества. Среди неоспоримых достоинств данного вида ограничителя движения является его невысокая цена и элементарный монтаж.
  2. Установка автоматического шлагбаума во дворе дома позволяет гарантировано ограничить доступ автомобилей на определенную территорию за счет стрелы, которая поворачивается вокруг горизонтальной оси. В свою очередь автоматические конструкции подразделяются на электромеханические (в которых основным движущим элементом является электродвигатель) и электрогидравлические (работают за счет пружины с гидравликой). Электрические шлагбаумы отличаются высокой надежностью, как при сильных морозах зимой, так и в летний зной под 70 градусов. Благодаря алюминию и пластику, из которых изготавливаются конструкции, коррозия шлагбауму не страшна. Дополнительными преимуществами автоматических моделей являются:
  • бесперебойное и быстрое открытие;
  • при необходимости можно использовать дистанционное управление;
  • простота монтажа и эксплуатации.
  1. Наиболее дорогим вариантом являются гидромеханические шлагбаумы. Высокая цена обусловлена тем, что во время работы и при подъеме стрелы не происходит трение, а также работа данных моделей абсолютно бесшумна. Монтаж шлагбаума по силам выполнить только специалистам, впрочем, обслуживание и ремонт стрелы и двигателя в случае поломки также должны осуществлять профессиональные наладчики.

Все шлагбаумы, кроме механических, бывают трех видов:

  • имеющие низкую пропускную способность, количество подъемов которых, как правило, не более 100 раз в сутки;
  • для конструкций средней пропускной способности число подъемов рассчитано на 400-500 раз в сутки;
  • практически беспрерывно могут работать шлагбаумы с высокой пропускной способностью, их производительность может достигать 1200 подъемов.

Монтаж шлагбаума

Осуществить самостоятельную установку шлагбаума во дворе довольно просто. Ниже приведенная инструкция монтажа позволит сделать все правильно и быстро.

Подробная схема подключения шлагбаума также прилагается.

  1. Стойка с кронштейнами для фотоэлементов.
  2. Блок управления.
  3. Подъемная стрела.
  4. Светоотражающие накладки.
  5. Антенна для радиоприемника.
  6. Противоударная резиновая прокладка.
  7. Сигнальные фонари на стрелу.
  8. Контролер движения стрелы.
  9. Выключатель.
  10. Запасной аккумулятор.
  11. Стойки под фотоэлементы.
  12. Отражающие элементы для безопасности.
  13. Стойка для дополнительных устройств управления.
  14. Управляющее устройство.
  15. Статичная подставка для стрелы.
  16. Детектор на магните.

Последовательность выполнения работ:

  1. Перед тем как поставить устойчивый шлагбаум необходимо подготовить фундамент. Для этого сделайте яму в асфальте, 60 на 50 см в диаметре, и глубиной около 50 см. В яму установите специальную металлическую закладную со штырями, затем залейте все бетоном со щебнем.
  2. Таким же образом подготовьте фундамент под стрелу, диаметр ямы в данном случае – 30 на 30 см.
  3. Оставьте закладную затвердевать на 6 дней, после чего приступайте к следующей работе.
  4. Заранее подготовьте электропроводку. Провода лучше проложить в шлангах для водопровода.
  5. После того как фундамент выстоялся, установите тумбу под стрелу. Определив ее расположение точно по уровню, закрепите стойку гайками.
  6. Следом на анкерной площадке установите подставку для стрелы. В высверленные отверстия в бетоне забейте анкерные болты, 4 штуки.
  7. Китайские модели конструкций не требуют регулировок стрелы, а вот для остальных моделей такие настройки обязательны, выполнить их можно при помощи ключей на 14. В открытом положении стрела должна образовывать 45-градусный угол и фиксироваться. Если она опускается, то крепежные болты нужно подтянуть.
  8. Настройка электропитания и полное подключение шлагбаума элементарно и легко выполняется согласно схеме, имеющейся в комплектации шлагбаума.

Установка шлагбаума по закону

Поставить конструкцию для ограничения доступа можно беспрепятственно, если земельный участок находится в собственности жильцов. За нелегальное строительство предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 рублей. На первый взгляд размер обложения кажется небольшим, однако, если учесть стоимость конструкции, затраты на ее установку, выйдет вполне приличная сумма.

Для установки ограждающего устройства во дворе дома необходимо организовать собрание большинства жильцов и собрать подписи, общее количество которых должно превышать 50%. Затем выбирается место под шлагбаум, тип конструкции. Предварительную схему установки и проект согласовывается в совете депутатов муниципалитета. После того как проектно-сметная документация утверждена, надлежит собрать деньги, организовать работу подрядчика по установке шлагбаума. Можно также монтировать устройство общими усилиями. Дополнительные средства должны быть выделены на контроль шлагбаума, и это тоже необходимо заранее оговорить с соседями, чтобы не возникало недоразумений со сдачей взносов.

Согласно проекту шлагбаум не должен препятствовать передвижению пешеходов, доступу скорой помощи, пожарной, аварийной и газовой служб, полиции.

Примерная стоимость всей конструкции с услугой доставки и установки подрядчиками, а также учитывая круглосуточную охрану, составляет около 100 тысяч рублей.

Демонтаж шлагбаума в связи с нарушениями требований эксплуатации проводится за счет жителей жилого комплекса. В том случае, если шлагбаум не позволяет коммунальным предприятиям города выполнять капитальные ремонты и строительство, то конструкция демонтируется за счет городского бюджета.

Преимуществами самостоятельного монтажа является сокращение затрат не только на работы, но и на некоторые дорогостоящие инструменты. Бывает, что участок, который необходимо оградить находится далеко за городом, и добраться подрядчикам будет гораздо сложнее, чем установить простую конструкцию собственными усилиями.

Единственным недостатком такого монтажа является лишь неправильный монтаж ввиду нехватки опыта в проведении таких работ. Как показывает практика, чаще всего устанавливают конструкции с автоматическим механизмом работы, однако механические, то есть ручные шлагбаумы, при надлежащей установке также способны обеспечить качественную и правильную работу.

Установка шлагбаума. Видео

Установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома можно, но для этого надо четко соблюдать законодательство. Одной воли жителей дома недостаточно, необходимы согласования и выполнение ряда условий. Нарушителей ждет штраф и демонтаж ограждающих конструкций за собственный счет. Статья поможет тем, кто хочет легально поставить шлагбаум и не иметь в дальнейшем проблем при его эксплуатации.

На придомовой территории выделяются машино-места для парковки машин владельцев квартир и их гостей. В открытых дворах стоянку регулярно занимают посторонние автомобили, а интенсивное движение в дворовых проездах создает жителям дополнительные неудобства. Решением проблемы часто становится установка шлагбаума. Ограничение доступа на дворовую территорию возможно при соблюдении налагаемых законом условий.

Легальность установки шлагбаума

Территорией вокруг многоквартирного дома собственники помещений владеют как дольщики (ст. 36 ЖК РФ). Они могут обустраивать ее по своему усмотрению, но без самоуправства. Установка шлагбаума во дворе жилого дома не запрещена, если не нарушается закон.

Относящийся к дому участок является общей собственностью, поэтому и распоряжаются им коллективно. Все решения принимаются на общем собрании. Вопрос об установке шлагбаума выносится на ОСС, где за него должны проголосовать не менее 50 процентов владельцев квартир.

Ограничить можно только выделенную и занесенную в кадастр придомовую территорию. Если участок по закону не обособлен, то начать придется именно с этой процедуры. На кадастровой карте обозначают границы относящейся к дому территории, ее площадь и размещенные объекты.

Жители на общем собрании должны проголосовать как за установку шлагбаума, так и за введение его в эксплуатацию. Лучше, если голосов будет значительно больше 50 процентов. У ограничения проезда во двор всегда бывают противники из числа жителей дома, поэтому подавляющее большинство «За» - однозначный плюс.

За принятием решения об установке шлагбаума во дворе жилого дома следует согласование сметы. Оборудование закупается и монтируется за счет владельцев квартир, поэтому им нужно утвердить расходы. В смете указывается модель шлагбаума, его технические характеристики и прочие детали. Это также фиксируется в протоколе.

Заявление на монтаж ограждающего устройства направляется в муниципалитет. К нему прикладывается протокол с проектом размещения шлагбаума и разрешения контролирующих органов (ГИБДД, пожарная служба). После одобрения муниципальных властей начинаются монтажные работы.

Чтобы поставить шлагбаум, нужно собрать следующие документы:

  • подтверждение долевой собственности владельцев квартир на придомовую территорию;
  • выписка из кадастра со всеми сведениями о земельном участке;
  • протокол ОСС с решением о монтаже ограждающей конструкции;
  • техдокументация на шлагбаум;
  • согласования с муниципальным органом власти, органом ЖКХ, ГИБДД и пожарной службой.

Требования закона

Шлагбаум по нормам законодательства не является капитальным объектом. Это упрощает задачу его согласования, потому что не нужно оформлять разрешение на строительство.

В качестве приложения к заявлению может понадобиться схема движения машин рядом с МКД и по дворовым проездам. На дорогах общего пользования ПДД запрещают установку ограждающих конструкций, которые сдерживали бы проезд. При установке шлагбаума нужно подтверждение того, что рассматриваемый участок относится к придомовой территории. Если рядом с МКД находится сквозной проезд, то устанавливать на нем ограждения нельзя.

По закону устанавливаемый шлагбаум согласуется с:

  • пожарной службой;
  • ГИБДД;
  • коммунальщиками.

Сложнее всего получить согласие пожарной охраны. Его рекомендуется оформлять заранее, чтобы не просрочить запуск монтажных работ. Если проигнорировать это требование, то при наличии недостатков контролирующий орган добьется переделки или демонтажа конструкции.

Главное требование пожарных – отсутствие помех для проезда автомобилей службы на территорию МКД. При несоблюдении этого условия конструкцию признают незаконной. Нарушение пожарной безопасности – прямое основание для отказа в установке шлагбаума.

Представителям экстренных служб нужно продемонстрировать, как будет открываться шлагбаум для пропуска их автомобилей. Делаться это может двумя способами.

  1. Рядом с ограждением ставится пост охраны, на нем организуется круглосуточное дежурство. Это надежно, но сложно и дорого в реализации. Расходы на охранника, как и все остальные, ложатся на владельцев квартир. С их увеличением они часто не соглашаются.
  2. Подключить видеонаблюдение, картинку с которого в реальном времени получает диспетчер. Он и будет принимать решение о пропуске транспорта.

Водитель пожарного автомобиля имеет право снести ограждение, если:

  • установка шлагбаума во дворе жилого дома произведена без согласования;
  • шлагбаум постановлен с разрешением, но при подъезде спецтранспорта он не открывается.

Возмещать ущерб за слом самовольной или неработающей ограждающей конструкции экстренная служба не будет. Если при сносе стрелы пострадает пожарный автомобиль, то с инициатора монтажа шлагбаума взыщут средства на ремонт.

Условия установки шлагбаума

Есть несколько условий установки шлагбаума во дворе жилого дома. Если все их соблюдать, то оснований для демонтажа не появится.

1. Шлагбаум перекрывает проезд только транспорту, движению пешеходов он мешать не должен. Свободное передвижение должно обеспечиваться тем, кто:

  • гуляет с детскими колясками;
  • передвигается на инвалидных колясках;
  • ездит на велосипеде, и так далее.

2. Автомобили экстренных служб должны свободно попадать на придомовой участок. Это касается не только пожарных, полиции и медиков. Требование распространяется также на газовщиков и прочие организации.

3. Стрела изготавливается из легкого материала. Если шлагбаум окажется обесточен или неисправен, то должна оставаться возможность беспрепятственно открыть его вручную. Ограждение устанавливают для обозначения закрытой территории. Задачи создать физически непреодолимый барьер не ставится.

4. Шлагбаум оснащается элементами безопасности. В первую очередь, это фотоэлементы для фиксации появления в проезде препятствия. При получении сигнала от них стрела блокируется, что предотвращает повреждения транспорта и травмы людей. Другой элемент – сигнальная лампа, мигающая при срабатывании шлагбаума. Она служит дополнительным предупреждением для окружающих о том, что стрела пришла в движение.

5. Основание для стойки и держателя стрелы бетонируется. Конструкция получается устойчивой и надежной.

В Москве при установке шлагбаума во дворе жилого дома по закону можно получить денежную компенсацию от правительства в размере 100 000 рублей. Эти средства выплачиваются потому, что жители многих МКД вынуждены ставить шлагбаумы из-за действий властей по введению платных парковок. В местах их появления дворы заставляются автомобилями тех, кто не хочет оплачивать стоянку. Кроме этого, в дворовых проездах создается постоянный поток транспорта, владельцы которого ищут свободные места. Чужие машины оставляются на газонах, детских площадках и тротуарах.

100 000 рублей выплачивается с расчетом на каждый шлагбаум. Субсидию можно получить до проведения монтажных работ. В таком случае не потребуется собирать деньги с жителей дома. Недовольных будет меньше, а процесс упростится.

Власти контролируют расходование этих целевых средств. На установку шлагбаума дается два месяца после того, как деньги окажутся на расчетном счете. После этого у инициаторов есть еще один месяц на то, чтобы подтвердить проведение работ. Тут надо представить два документа:

  • договор на установку шлагбаума;
  • акт выполненных работ.

Получить субсидию можно и на уже установленный шлагбаум. Ее размер будет зависеть от даты монтажа:

  • до 24 мая 2018 года – 50 000 рублей;
  • после 24 мая 2018 года – 100 000 рублей.

Столичное правительство утвердило субсидию 30 сентября 2015 года. Если ограждение установлено раньше, то выплата не полагается.

Демонтаж и штраф за незаконную установку

Факт незаконной установки шлагбаума может быть обнаружен по сообщению жителей, представителей экстренных служб, ГИБДД и коммунальных организаций. Выявляются нарушения и при рейдах представителей муниципалитетов по дворам. Демонтаж ограждений может быть инициирован без участия собственников квартир.

Поступившие жалобы рассматриваются с привлечением представителей МЧС, ГИБДД и других служб, занимающихся выдачей разрешений на установку шлагбаумов. Предписание о демонтаже шлагбаума выдается представителями власти или контролирующими органами. При его невыполнении в установленные сроки следует обращение в суд. Судебное решение дает больше возможностей для давления на ответственного за монтаж шлагбаума.

При установке шлагбаума во дворе жилого дома с нарушением закона выписываются следующие штрафы:

  • гражданам – 2 000 рублей;
  • должностным лицам – до 10 000 рублей;
  • организациям – до 150 000 рублей.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация