Сроки привлечения к адм ответственности. В течение какого времени может быть наложен штраф? Нюансы, связанные с рассмотрением дел в суде

Главная / Налоги

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.



Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ


1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Вопрос о том, каков срок давности по привлечению к ответственности за нарушения ПДД волнует многих водителей, так как нередко в их практике бывает так, что, нарушив когда-то правила, они получают исполнительские документы по нему через месяц-другой, когда они уже давно забыли про него. Какой же максимальный срок отводится законом для привлечения водителя к ответственности за административное правонарушение в области правил дорожного движения?

Законом установлены 3 различных предельных срока для привлечения к административной ответственности и вынесения постановления:

  1. 2 месяца предоставляется должностным лицам ГИБДД для завершения разбирательств по делам, которые поступили в отдел от инспекторов ГИБДД, если они не выписали постановление на месте нарушения. К ним относятся различные нарушения ПДД и , где для выяснения виновника или степени вины требуется проведение дополнительных расследований и экспертиз.
  2. 3 месяца предоставляется судьям для рассмотрения дел по административным правонарушениям и вынесения судебного постановления по тем правонарушениям, которые должны рассматриваться судебными органами. К ним относятся такие нарушения ПДД, совершение которых влечёт наказание согласно статьям КоАП в виде лишения водительских прав, например, вождение в пьяном состоянии, проезд в обратном направлении по дороге с односторонним движением и т.д.
  3. 12 месяцев предоставляется судьям для вынесения окончательного постановления по нарушениям, квалифицируемым статьями:
  • 12.8 (управление или );
  • 12.24 (ДТП с нанесением );
  • 12.26 (уклонение от прохождения );
  • ч.3 ст.12.27 (употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ после ДТП);
  • ч.2 ст.12.30 КоАП (неосторожное причинение лёгкого или среднего вреда здоровью пешеходом или пассажиром ТС).

Когда приостанавливается срок давности

Исчисление приостанавливается в тех случаях, когда рассматриваемое дело переводится из одного территориального органа в другой. Например, если водитель, допустивший нарушение Правил в одном регионе, проживает и зарегистрирован в другом удалённом регионе, то по его ходатайству рассмотрение дела о правонарушении может быть переадресовано в отделение ГИБДД или суд по месту его проживания.

Допустим, что житель столицы поехал в краткосрочный отпуск к Чёрному морю и совершил в Крыму нарушение ПДД, требующее определённый срок для рассмотрения. Чтобы не задерживаться там дольше отпущенного срока, он ходатайствует о переводе дела о правонарушении в Москву по месту своего постоянного пребывания, на что местный орган ГИБДД даёт разрешение и отправляет материалы дела по почте в столичное управление МВД по указанному адресу.

Материалы дела могут поступить в московское отделение ГИБДД через 3-4 месяца, однако это не значит, что срок давности прошёл, и дело может быть закрыто. На самом деле исчисление срока давности приостанавливается на тот промежуток времени, который начинается с момента принятия решения о переводе дела в Москву и заканчивается моментом принятия его к рассмотрению на новом месте.

Видео: Срок давности привлечения водителя к административной ответственности за нарушение ПДД

Срок давности для длящихся правонарушений

Существуют так называемые длящиеся административные правонарушения, которые отличаются от обычных тем, что продолжаются длительный период времени. Классическим примером длящегося правонарушения в области дорожного движения является такой случай, когда водитель автомашины припарковал её с нарушением правил парковки и убыл в длительную командировку или отпуск. Таким образом, данное нарушение ПДД будет длиться не один день, а до того момента, пока не приедет хозяин или эвакуатор.

Согласно требованиям ч.2 ст.4.5 КоАП срок давности по привлечению владельца транспорта к ответственности за нарушение правил парковки начинает исчисляться с момента установления факта нарушения контролирующими службами. В сфере дорожного движения, регулируемого Правилами, длящихся административных нарушений немного. Некоторые похожие нарушения ошибочно считаются длящимися, хотя таковыми не являются.

Например, к таковым некоторые водители относят езду с просроченным полисом ОСАГО или сильно тонированными передними стёклами. Эти нарушения также могут продолжаться длительное время, однако их нельзя причислить к длящимся правонарушениям, так как фактом нарушения Правил считается не просрочка действия полиса и наличие запрещённой тонировки, а сам факт управления автомобиля без действующего полиса и с сильно тонированными стёклами. Поэтому каждый выезд автомобиля будет считаться отдельным нарушением и за фактически одно нарушение можно получить несколько штрафов.

Окончание срока давности по привлечению к ответственности

Хоть и не часто, но встречаются на практике случаи, когда по каким-то нарушениям ПДД, совершёнными водителями, истекают сроки давности по привлечению виновников к ответственности из-за того, что должностные лица органов ГИБДД или судьи по разным причинам не сумели в отведённый срок завершить расследование и вынести постановление по делу. В таком случае можно сказать, что виновнику повезло, и он может вполне законно быть освобождён от ответственности за совершённое правонарушение, т.е. избежать наказания.

Для того чтобы заведённое административное дело было прекращено в связи с окончанием срока давности водителю необходимо подать в отделение ГИБДД или суд, где расследуется данное дело, своё заявление с соответствующим ходатайством. Заявление составляется в произвольной форме, но оно должно содержать следующую информацию:

  • должность, звание и фамилию должностного лица, кому адресуется документ;
  • реквизиты и данные заявителя;
  • дата совершения и подробное описание нарушения, дата окончания срока давности по привлечению к ответственности;
  • просьба о прекращении разбирательства и закрытии дела по правонарушению со ссылкой на ст.4.5 КоАП;
  • дата подачи заявления и личная подпись.

После приёма заявления и при условии отсутствия приостановлений, продлевающих срок давности, ходатайство будет удовлетворено, дело закрыто и сдано в архив.

Упоминание о сроках давности встречается во многих отраслях российского права. И хотя для каждого из видов ответственности этот срок индивидуален и строго определен действующим законодательство м, понятие давности является общим и представляет собой временной промежуток, на протяжении которого лицо подлежит ответственности за совершенное им противоправное деяние. Основанием для установления давностных сроков называют следующие причины:

    запоздалое применение санкций нецелесообразно;

    общественная опасность лица, подлежащего наказанию, исчезает по прошествии длительного временного промежутка;

    собственно правонарушение утрачивает общественную опасность с течением времени.

В рамках данной статьи будут рассмотрены сроки давности привлечения к следующим видам ответственности:

    административной;

    налоговой;

    гражданско-право вой;

    уголовной.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно статье 4.5 КоАП РФ, для различных видов административных правонарушений предусмотрены разные сроки, по истечении которых постановление по делу не может быть вынесено. По общему правилу, постановление выносится в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. В случае если дело рассматривается судьей, срок увеличивается до трех месяцев.

Отдельная группа, охватывающая широкий ряд нарушений, полный перечень которых приведен в пункте первом вышеупомянутой статьи, допускает вынесение постановления об административном правонарушении на протяжении года. В течение двух лет может быть вынесено постановление за нарушение правовых норм Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Самый продолжительный срок привлечения к данному виду ответственности предусмотрен для правонарушения в сфере противодействия коррупции - он составляет 6 лет.

Стоит также упомянуть о таком виде административног о правонарушения, как длящееся: началом исчисления срока давности в подобном случае считается момент обнаружения правонарушения.

Кроме того, в пунктах 3-7 статьи 4.5 КоАП закреплены некоторые особые положения, касающиеся данной темы.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Для налоговых правонарушений, также как и для гражданских, срок, на протяжении которого лицо может быть привлечено к ответственности не может превышать 3 года (статья 113 НК РФ). Началом течения срока в большинстве случаев считается момент совершения правонарушения, однако существуют исключения, для которых за дату начала течения срока давности принимается день, следующий после заключительного дня налогового периода. Упомянутое исключение действует в случае грубых нарушений правил учета расходов и доходов, а также при неуплате либо неполной уплате налога.

Приостановление течения срока давности возможно при условии активного противодействия выявлению нарушения.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности

Освобождение от данного вида ответственности по причине истечения сроков давности регламентируется статьей 78 УК РФ. Началом исчисления срока считается день совершения преступления, окончанием - момент вступления приговора суда в силу.

Продолжительност ь срока давности определяется категорией совершенного преступления и составляет:

    для преступлений небольшой тяжести - два года;

    для преступлений средней тяжести - шесть лет;

    для тяжкого преступления - десять лет;

    для особо тяжкого преступления - пятнадцать лет.

Для преступлений, предусматривающи х в качестве наказания пожизненное заключение либо смертную казнь, срок давности может не применяться согласно решению суда, однако в случае если лицо, совершившее такое преступление не будет освобождено от уголовной ответственности, подобные виды наказаний не назначаются.

Особым пунктом законодатель выделяет преступления против безопасности человечества и мира- на такие преступления действие сроков исковой давности не распространяется.

Срок давности привлечения к гражданско-право вой ответственности

В ГК РФ, а именно в главе 12 фигурирует понятие исковой давности - срока для подачи иска в целях защиты нарушенных прав лица. Соответственно, удовлетворение требований истца является основанием для наступления рассматриваемого вида ответственности другой стороны данного иска. Применение исковой давности может быть реализовано только по заявлению стороны, участвующей в споре, до вынесения судом окончательного решения.

По общему правилу (согласно статье 196 Гражданского кодекса) срок исковой давности равняется трем годам. Законом также могут быть определены специальные сроки. Началом течения срока в данном случае является момент, когда лицо узнало, что произошло нарушение его права. Если речь идет об обязательствах, для исполнения которых предусмотрены определенные временные рамки, началом течения срока давности считается дата исполнения обязательств. Кроме того, существуют обстоятельства, которые служат основанием для приостановления сроков исковой давности - они приведены в статье 202 ГК РФ. Статьей же 208 определены требования, к которым понятие исковой давности не может быть применено.

В заключение стоит отметить, что перед использованием любой правовой информации, необходимо проверять ее на предмет внесения изменений.

Правовая система России предусматривает разные виды ответственности за проступки, противоречащие законодательству, попирающие права отдельных лиц, общественные интересы. За опасное преступление гражданин отвечает в соответствии с Уголовным кодексом, также существуют нормы гражданского права, которые, среди прочего, призваны регулировать взаимоотношения между обидчиком и пострадавшим. Но есть еще такое понятие, как административная ответственность. Разберемся в ее специфике детальнее.

Понятие и черты административной ответственности

Если говорить простыми словами, то административная ответственность наступает при совершении деяний, которые относительно неопасны для общества. Ввиду малозначительности преступления, за него грозит и сравнительно несерьезное наказание. Типичными являются финансовые взыскания, но возможны и более строгие меры.

Об административной ответственности говорят при нарушении норм административного права. Но меры применяются не столько в качестве санкций, призванных наказать, сколько с превентивной целью. Поскольку важно предупредить новые правонарушения.

Значимая отличительная черта разрешения таких ситуаций: за эти проступки могут привлекать не только через суд. Такие компетенции возложены на должностных лиц государственных органов. Самый яркий и понятный пример - таковыми полномочиями обладают инспекторы ГИБДД. Они имеют право выписывать нарушителям квитанции, по которым те оплачивают штрафы за нарушения правил дорожного движения. Хотя административные дела часто рассматриваются и судебными инстанциями. Есть определенные признаки проступков, при наличии которых можно говорить о наступлении административной ответственности. Это такие черты:

  • попирание интересов - государственных, общественных либо личных;
  • осознанность деяния либо бездействие;
  • виновность.

После привлечения к административной ответственности не стоит опасаться судимости. Но при этом бояться ответа за свои деяния предстоит и в случае, если виновник действовал по незнанию/неосторожности, а не только по злому умыслу. Если назначается такое наказание, то оно считается действующим в течение года.

Классификация административных наказаний

Сфера административных правонарушений достаточно широка и разветвленна. Они отличаются и по степени тяжести последствий, и по другим критериям. Поэтому действует и обширная система мер, которая позволяет в определенных случаях наказывать нарушителей, а в иных - и предупреждать прецеденты. Разные виды административной ответственности преследуют свои цели. Для детального ознакомления с ними следует обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Выделяют меры, нацеленные на наказание лица, которое совершило противоправное деяние - репрессивные. Это система штрафов, которые могут применяться и по отношению к простым гражданам, и к должностным лицам, и к организациям. Отдельно действует превентивная система: она создана для профилактики административных правонарушений. Также могут приниматься меры, нацеленные на восстановление порядка и возмещение ущерба.

Когда наступает административная ответственность, могут применяться следующие наказания. При отсутствии тяжелых последствий нарушения, когда виновное лицо не является злостным нарушителем, то возможно предупреждение. Его выносят компетентные органы в письменном виде, опираясь на форму, установленную КоАП. При более серьезном административном правонарушении законы позволяют наказывать виновника финансово. Каким будет штраф, зависит от ситуации. Об этом подробно изложено в статьях, которые описывают размер взыскания для каждого конкретного преступления.

Еще одна мера, применяемая по отношению к виновному - изъятие орудия либо предмета административного правонарушения с последующим возмещением. Такую вещь обычно продают, а субъекту ответственности отдают деньги, за вычетом расходов, которые были понесены в связи с ее реализацией. Возможна и полная конфискация в рамках действующих законов. Тогда предмет забирают, а виновник не получает за него никакого возмещения.

В КоАП предусмотрена такая мера воздействия, как лишение гражданина/юридического лица какого-либо особого права. Яркий пример - это когда у водителя забирают его удостоверение, запрещая садиться за руль. Допустим по закону и арест. Максимальный срок - 15 суток. Иностранцам же грозит административное выдворение из страны.

По отношению к отдельным лицам может применяться такое наказание, как дисквалификация. Чаще всего это касается граждан, которые занимают руководящие должности в компаниях. Юридическому лицу же грозит административное приостановление деятельности. Но для такой меры должны быть веские основания: угрозы жизни и здоровью людей либо экологии. Также прекращается работа организации, если выясняется, что она способствует терроризму, участвует в обороте наркотиков, привлекает к труду незаконных мигрантов.

Особенности привлечения к административной ответственности

Иногда компетентные органы или их сотрудники допускают нарушения, назначая несправедливое административное наказание. Широко распространены злоупотребления среди сотрудников ГИБДД, которые выписывают штрафы направо и налево. Но возможны аналогичные спорные ситуации и в других сферах, ведь административная ответственность может наступить не только для простого гражданина, а и для организации или должностного лица. Поэтому важно знать законный порядок привлечения к ней.

Первое, о чем нужно помнить: при совершении административного правонарушения любой субъект ответственности не может быть наказан его же руководителем или иным лицом, у которого он находится в подчинении. Это ключевой момент, которым отличается административная ответственность от дисциплинарной.

Чтобы понимать специфику административных правонарушений, важно разобраться, что может выступать их объектом. Это практически любые общественные отношения. Причем они могут регулироваться не только административными нормами права. За нарушения налогового и трудового, земельного и гражданского законодательства привлекаются к административной ответственности разные категории правонарушителей, если только их преступления не заходят за границы этой сферы, переходя в иную правовую плоскость.

Отдельно следует сказать и о субъектах в административном деле. Законы России позволяют привлекать к ответу граждан с 16 лет и юридических лиц, а иногда и их филиалы. При этом специфика разбирательства предопределяется тем, является ли ответчик общим или же он относится к особой категории. Яркий пример - должностное лицо, военнослужащий будут отвечать по специальным статьям. В КоАП предусмотрены «персональные» санкции в зависимости от категории ответчика.

Кодекс также прописывает алгоритм действий в случае нарушения того или иного правонарушения. Если инспектор просто остановил автомобиль на дороге за незначительный проступок в вопросах соблюдения ПДД, то он имеет право сразу выписать штраф. Но когда речь идет о приостановлении работы предприятия/компании, то механизм намного сложнее. Сначала компетентное лицо (инспектор, например) фиксирует нарушение. Далее на основе протокола происходит судебное разбирательство, и только если суд находит субъекта разбирательства виновным, то выносит соответствующее постановление. И далее на его основе судебные приставы выполняют волю суда.

Сроки привлечения

Иногда должностными лицами не соблюдается порядок привлечения к ответу виновного после совершения административного правонарушения. Поэтому важно понимать свои права и полномочия компетентных органов. А особенно необходимо изучить положения КоАП, которые оговаривают срок давности привлечения к административной ответственности. Такие моменты указаны в статьях 4.5-4.6.

Однозначного ответа на вопрос, какова давность привлечения к административной ответственности, нет и быть не может. Поскольку слишком разного рода деяния подпадают под КоАП. Соответственно, от характера административного правонарушения зависит, в какой срок виновного могут привлекать к ответу. В большинстве своем постановление выносят в течение двух месяцев. Если же речь идет о передаче дела в суд, то процесс затягивается как минимум на три месяца.

Давность начинает отсчитываться с момента совершения проступка. Когда он повторяется неоднократно, его называют длящимся. Во втором случае срок начинают считать с момента, когда противоправное деяние было обнаружено. Яркий пример - гражданину отправляют штраф за штрафом за нарушение ПДД. Но стоит понимать, что правонарушитель, который повторяет деяние вновь и вновь, будет наказан с большей строгостью. Так как повторное правонарушение закон считает отягчающим обстоятельством.

Поскольку простые граждане чаще всего попадают в ситуацию, когда им грозит административное наказание за нарушение ПДД, полезно узнать более детально о сроках давности по таким делам. Закон устанавливает период в 12 месяцев. Но стоит напомнить, что после получения постановления водитель имеет право его обжаловать. И это необходимо сделать в четко ограниченный срок: в течение 10 дней. Если же нет оснований или желания приступать к обжалованию, лучше поспешить с оплатой штрафа. Так как при неисполнении обязательства с виновного взимают взыскание в большем размере.

Если речь идет об административных правонарушениях в природоохранной сфере, касается защиты детей, авторского права, срок давности по таким делам - 1 год. То же самое касается и преступных деяний, влекущих за собой дисквалификацию. При нарушении таможенного законодательства административная ответственность наступает еще в течение 2-х лет. Для особой категории преступлений предусмотрен максимальный срок давности. Это все дела, которые связаны с коррупционерами и пособниками террористов. По ним могут привлекать в течение шести лет.

Как обжаловать наказание по КоАП

Согласно российским законам, правонарушитель имеет возможность оспорить постановление, если считает его несправедливым или незаконным. На практике самые спорные дела - это санкции, применяемые сотрудниками ГИБДД по отношению к водителям. Но могут возникать прецеденты и в других сферах. Если есть основания для оспаривания, нужно в установленный законом срок подать соответствующую жалобу. В какие именно органы ее направляют, зависит от ситуации.

Например, если постановление вынесено инспектором ГИБДД, есть смысл жаловаться его начальнику. При судебном разбирательстве дела ходатайство подают в вышестоящие судебные органы. Для грамотного оспаривания стоит изучить положения КоАП, а именно статьи 30.1-30.8.


Гражданин имеет право жаловаться на несправедливое/неправомерное наказание в течение 10 суток. Жалоба должна быть небезосновательной. Поэтому к ходатайству важно приложить доказательство своей правоты. Можно просить как о полной отмене взыскания или иной меры воздействия, так и о ее пересмотре.

Иногда ходатайства рассматриваются компетентными органами, даже если сроки, выделенные законом на обжалование, упущены. Но это при условии, что у гражданина были весомые основания их пропустить. Такой причиной может быть тяжелая болезнь или иная ситуация, которая не позволила своевременно обжаловать наказание. Компетентные органы рассматривают жалобу в течение 10 дней.

Освобождающие обстоятельства

В КоАП есть также статьи, которые предусматривают, что в некоторых случаях административная ответственность не наступает, точнее, виновного от нее освобождают. В первую очередь это касается незначительных проступков. Компетентный чиновник/орган изучает ситуацию, обращая внимание на обстоятельства дела. Его интересуют как отягчающие, так и смягчающие факторы.

Если рассматривается вопрос об освобождении от ответственности, то должностное лицо, судья или же компетентный орган имеет право вынести просто устное замечание. И в таком случае проступок не повлечет за собой никаких последствий.

Также не стоит забывать об амнистии. В случае смерти субъекта ответственности его уже никак к ней не привлекут. Возможен аналогичный исход и в случае, если вдруг будут отменены статьи КоАП, регулирующие правоотношения по конкретной ситуации. Иногда наказание заменяют: чаще всего это дисциплинарные меры.

Особого подхода придерживаются суды и иные компетентные органы в решении дел по несовершеннолетним. Их рассматривают специальные комиссии. Они вольны вовсе не наказывать подростка, если на то есть основания. Но возможно и применение особых мер, предусмотренных для несовершеннолетних, вместо привлечения к административной ответственности.

В некоторых случаях не применяют определенные меры воздействия по отношению к особым категориям лиц. Например, если водитель-инвалид пользуется машиной для передвижения и реализации базовых потребностей, у него не заберут транспорт. Также у охотника не отнимут ружье, когда он этим промыслом добывает на жизнь. Арест и вовсе недопустим по отношению к беременным, несовершеннолетним, гражданам с детьми до 18 лет.

Срок привлечения к административной ответственности - это тот срок, который регулируется КоАП (статьёй 4.5) и по истечении которого с момента самого нарушения наступает срок давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, по истечению срока привлечения к административной ответственности с момента нарушения Вас нельзя будет привлечь за данное нарушение. Но каков же этот срок?! И одинаков ли он для разных нарушений и при различных обстоятельствах?

Ответ на этот вопрос: нет, не одинаков и, когда речь идёт о нарушениях ПДД и сопутствующих, то он составляет от 2 месяцев до 1 года. Давайте посмотрим, при каких нарушениях какой срок давности привлечения к административной ответственности. Для этого нам нужно знать, с чего начинается этот срок привлечения. А начинается он, конечно же, непосредственно с факта нарушения. Например, Иванов 1 июня 2019 года совершил обгон другого автомобиля в том месте, где такой обгон запрещён, и это на видеорегистратор зафиксировал сознательный гражданин Сидоров. Соответственно, по данному нарушению Иванова можно будет привлечь к ответственности в течение трёх месяцев после этого нарушения - то есть, до 2 сентября включительно возможно возбуждение дела (соответствующим протоколом), если, к примеру, Сидоров передал видеозапись с нарушением в ГИБДД только 30 июля.

Сроки привлечения регулирует статья 4.5 КоАП, а её 1 часть говорит о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет:

  • 2 месяца для нарушений, которые рассматриваются и выносятся должностным лицом (сотрудником полиции, ДПС; и это, например, штрафы за превышение скорости , за дорожные знаки, за нечитаемые номера и множество других).
  • 3 месяца для нарушений, которые рассматриваются и выносятся судьёй (в основном, это те статьи КоАП, которые предусматривают одновременно и/или штраф , и/или - например, движение "против шерсти" по дороге с односторонним движением, управление в состоянии опьянения , обгон на запрещённом участке дороги, оставление водителем места ДТП и так далее).
  • Но есть и исключения по отдельным статья КоАП. Так, 1 год составляет срок привлечения к ответственности для штрафов , предусмотренных статьями 12.8 (управление в состоянии опьянения , передача управления автомобилем лицу в состоянии опьянения), 12.24 (нарушения, повлёкшие лёгкой степени или средней тяжести вред здоровью), 12.26 (отказ от медицинского освидетельствования), частью 3 статьи 12.27 (невыполнение запрета употреблять спиртное или наркотики после ДТП), частью 2 статьи 12.30 (нарушение ПДД любым лицом (пассажиром, пешеходом, велосипедистом), кроме водителя, в состоянии опьянения).

Если в течение срока привлечения водитель не был подвергнут наказанию, что в дальнейшем он наказан быть не может.

Какой срок привлечения к ответственности по КоАП за длящиеся правонарушения?

Однако, есть один момент, когда не получится определить начало срока привлечения - не все нарушения длятся один день. Например, если водитель поставил автомобиль на стоянку в запрещённом на то месте (на тротуаре, ближе 4 метров до пешеходного перехода, к примеру) и уехал на 3 месяца отдыхать на Мальдивские острова, то это не значит, что по истечению двух месяцев с данным автомобилем ничего нельзя сделать. Поэтому в той же статье - 4.5 КоАП РФ - предусмотрели так называемые длящиеся правонарушения. Это такие нарушения, которые не одномоментны (как проезд на красный сигнал светофора или непропуск пешехода, например). А часть вторая 4.5 КоАП предусматривает, что срок привлечения по таким длящимся нарушениям начинается не с момента их начала или с момент конца, а с момент их обнаружения. Т.е. тот же поставленный не по правилам на стоянку автомобиль могут забрать на штрафстоянку и выписать собственнику штраф, когда инспекторы ДПС увидят (или иным способом узнают) об нарушении.

На самом деле, длящихся правонарушений нет так уж и много в области дорожного движения. Кстати, иногда водители путают их с теми статьями, которые предусматривают наказание за управление с тем или иным нарушением. Например, у Вас истёк срок действия полис ОСАГО , и Вы продолжаете ездить без оформления нового; или такое нарушение, как управление тонированным автомобилем со светопропускаемостью передних стёкол менее 70% - такие нарушения считать длящимися ошибочно, потому как наказание предусмотрено на за само отсутствие полиса ОСАГО или тонировку как таковые - наказание предусмотрено именно за управление при этих условиях. Соответственно, когда управление прекращено, то и нарушение прекращено - отсюда можно сделать вывод о том, что водитель может быть привлечён сразу же после каждого начала управления автомобилем с такими нарушениями, в том числе хоть через каждые 5 метров одним и тем же сотрудником ДПС.


Настало время формулировок из КоАП РФ!

Статья 4.5 КоАП, части 1 и 2:

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй, - по истечении трёх месяцев ) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации [...] о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), [...] по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, [...]

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения .

Статья 4.8 КоАП о правилах исчисления сроков к данном Кодексе:

  1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
  2. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
  3. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днём срока считается первый следующий за ним рабочий день.
  4. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Примечание. Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация