Разряды и классы. Понятие числа и методика их изучения

Главная / Налоги

Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1 000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Необходимо раскрыть это важнейшее понятие нашей системы счисления.

Задача изучения данной темы состоит в том, чтобы расширить у детей знания десятичной системы счисления, структуры многозначного числа, натуральной последовательности чисел и на этой основе сформировать у детей умение правильно читать и записывать многозначные числа в пределах класса миллионов.

1. Ознакомление учащихся с новыми для них счетными (разрядными) единицами и введение понятия "класс"; усвоение разрядного и классного состава числа путем упражнений в образовании чисел из разрядных и классных единиц и разложения чисел на разрядные слагаемые, в сложении и вычитании чисел на основе знания их десятичного состава.

2. Изучение натуральной последовательности чисел за пределами тысячи, особенно при переходе из одного разряда или из одного класса в другой.

3. Чтение и запись многозначных чисел.

4. Усвоение терминологии, связанной с формируемыми понятиями.

Из перечня основных вопросов, составляющих содержание дайной темы, видно, что изучение ее связано с усвоением ряда отвлеченных понятий, нуждающихся в конкретизации. Так, должны быть конкретизированы десятичная основа нашей системы счисления, поместное значение цифры, место разрядов и классов и др. Этой цели служат следующие наглядные пособия:

а) нумерационная таблица, или таблица разрядов и классов, с "карманами" для вставки цифр, которая облегчает ученику его первые шаги в овладении умением читать и записывать многозначные числа;

б) демонстрационный абак, который особенно полезен на первых уроках (при изучении вопросов устной нумерации) для показа образования числа и его разложения на разрядные числа.

Ученики должны иметь у себя ученические счеты и абаки такого же типа, что и демонстрационные, только меньшего размера. Изучение данной темы полезно связать с жизнью, с конкретным материалом-числовыми данными, характеризующими развитие промышленности, сельского хозяйства и культуры в своем крае, городе.

К изучению данной темы ученики приступают с хорошим знанием нумерации трехзначных чисел, т.е. чисел первого класса. Это знание и нужно положить в основу изучения нумерации чисел класса тысяч.

Пользуясь откладыванием чисел на классных счетах, ученики получают три новые для них счетные (разрядные) единицы - тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч. И здесь же учитель сообщает, что ранее известные три разряда (единицы, десятки, сотни) составляют класс единиц, а вновь полученные три разряда (единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч) составляют класс тысяч.

Общее: в каждом классе по три разряда; название разрядов (единицы, десятки, сотни в классе единиц; единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч в классе тысяч). Отношение соседних разрядных единиц (10); в каждом классе 10 единиц низшего разряда образуют одну единицу следующего, высшего разряда.

Что различного в этих классах: в классе единиц счет ведется единицами, в классе тысяч - тысячами; счетная единица первого класса - простая единица; счетная единица второго класса - тысяча. Единицами считают от 1 до 999, тысячами - от 1 тысячи до 999 тысяч.

Эти сведения приобретают более конкретный характер, когда они записаны в нумерационной таблице:

Данная таблица подчеркивает единообразие в построении классов; вместе с тем в ней видно и то, что различает эти классы.

Чтобы у детей сложилось правильное представление о натуральной последовательности чисел за пределами тысячи, на первом или на втором уроке нужно провести упражнение в счете: в присчитывании и отсчитывании по единице и группами единиц - по 5, 10, 50, 100 и т.д.

После этого следует остановиться на нумерации чисел класса тысяч, т.е. круглых тысяч, например: 268 тысяч, 306 тысяч, 500 тысяч, 420 тысяч, и провести упражнения:

в образовании таких чисел из данных разрядных чисел;

в чтении чисел класса тысяч, сначала записанных в нумерационной таблице, потом - без таблицы;

в записи чисел, состоящих из круглых тысяч (под диктовку учителя);

в выполнении действий над числами второго класса, причем эти числа даются сначала в таком виде: 320 тыс. + 200 тыс.; 600 тыс. - 400 тыс.; 18 тыс.4, а потом в обычной их записи:

7 000 + 9 0004 000 8

40000 - 2500036000: 9

После этого изучается нумерация любых четырех-, пяти-, шестизначных чисел, в которых все или только некоторые разряды обоих классов (в том числе и класса единиц) заполнены разрядными числами, например 516824; 40068 и др.

Переход, к каким числам может быть сделан путем постепенного "заполнения" разрядными числами класса единиц, представленного нулями.

Сколько получится, - спрашивает учитель, - если к 325 тысячам (325000) прибавить 8 единиц? 48"единиц? 648 единиц?

Ответы учащихся записываются на доске, и в результате получается шестизначное число, в котором оба класса представлены значащими цифрами:

325 тыс. - 325 000

325 тыс.8 ед. - 325 008

325 тыс.48 ед. - 325 048

325 тыс.648 ед. - 325 648

Полученное число (325 648) подвергается подробному анализу: в нем два класса; в каждом классе по три разряда; в классе тысяч 325 единиц, - значит, в числе 325 тысяч; в классе единиц 648. Все число читается так: 325 тысяч 648. Вслед за этим идут упражнения в чтении и записи аналогичных чисел. Уяснению структуры многозначного числа, его разрядного и поклассного состава во многом способствуют:

а) примеры на сложение и вычитание, решаемые на основе знания десятичного состава числа, например:

25000 + 4000 18420 - 4205460 - 400

30 000 + 500 76 200 - 6 000 16 903-16 000

б) разложение данного числа на его разрядные слагаемые и обратная операция - запись выражения (суммы) в виде одного числа, например:

65 040 - 60 000 + 5 000 + 40

4 000 + 700 + 30 + 8 = 4 738

На этом этапе изучения нумерации продолжается работа и по закреплению знания натуральной последовательности чисел. С гой целью проводятся упражнения в выполнении различных заданий, например:

а) присчитывайте по 1 и записывайте числа: от 9 997 до 10 004; 99 998 до 100 005;

б) отсчитывайте по 1 и записывайте числа: от 1 003 до 998; от 3 002 до 9 996; от 10 000 до 99 996;

в) запишите число, меньшее 100 000 на 5; большее 19 998 на 3;

г) запишите "соседей" чисел: 20 000; 90 000; 100 000;

д) сравните числа: 600 и 6 000; 7 009 и 7 090; 36 214 и 36 241;

е) вставьте вместо точек необходимые числа:

1 726 < 17. ., 100 060 > 1000...

Знание натуральной последовательности чисел находит свое применение и при решении примеров типа:

99 999 + 1 10 000 - 1 70 000 + 30 000

199 999 + 1 100 000 - 1 90 000 + 1 000

Решая первый пример, ученик рассуждает так: "Если прибавить числу единицу, то получится число, следующее за данным. А число, которое следует за числом 99 999, есть 100 тысяч. Поэтому пишу: 99 999 + 1 = 100 000".

Если ученик затрудняется назвать это число, что вполне естественно, тогда число 99 999 нужно представить в виде суммы: Э тыс. + 999, прибавить единицу к 999.999 да 1 будет 1000, 99 тыс. а 1 тыс. будет 100 000.

Решая пример 10000 - 1, ученик рассуждает: "Если вычесть из числа единицу, то получится число, предшествующее данному. Числу 10 тысяч предшествует число 9 999. Значит, 10 000 - 1 = = 9 999". Если же ученик не сумеет назвать это предшествующее число, то объяснение может быть дано в таком виде: "Представим число 10 тыс. в виде суммы двух слагаемых: 9 тыс. + 1 тыс. Теперь вычтем 1 из 1 тысячи, получим 999, а всего останется 9 999".

Теперь нужно продолжить эту работу и установить, что наименьшим и наибольшим числами являются:

среди четырехзначных чисел: 1 000 и 9 999;

среди пятизначных чисел: 10 000 и 99 999;

среди шестизначных чисел: 100 000 и 999 999.

Очень важно, делая такую запись, объяснить, почему 1 000 наименьшее, а 9 999 наибольшее в ряду четырехзначных чисел. Ответ на этот вопрос дает знание натуральной последовательности чисел: 1 000 - наименьшее число в ряду четырехзначных, потому что число, меньшее его на единицу (999), является уже трехзначным числом, а 9 999 - в ряду четырехзначных чисел наибольшее, потому что число, большее его на единицу (10 000), является уже пятизначным числом.

После объяснения этого случая ученики с помощью учителя уже смогут самостоятельно дать объяснение, почему в ряду пяти-, шестизначных чисел 10 000 и 100 000 являются наименьшими.

Существенной особенностью системы изучения нумерации, принятой в учебнике, является и то, что в ней нумерация отвлеченных чисел изучается в тесной связи с нумерацией именованных чисел; разрядные единицы счета сравниваются с единицами измерения; образование отвлеченных чисел сопоставляется с образованием именованных чисел.

После того как ученики познакомятся с правилом чтения шестизначных чисел и научатся узнавать, сколько всего единиц II класса содержится в данном числе, им предлагается задание выразить в метрах: 3 000 мм; 30 000 мм; 920 000 мм.

Выполняя эти задания, ученик рассуждает так: "Тысяча миллиметров составляет 1 м, а 3 тыс. мм составляют 3 м".

Ученик рассуждает так: "В 1 м тысяча миллиметров, а в 2 м-

2 тысячи миллиметров (2 000 мм)".

В 1 см - 10 мм, а в 80 см - 80 десятков миллиметров, или 800 мм.

В 3 м - 3 000 мм да еще 20 см - 200 мм, а всего в 3 м 20 см

После рассмотрения различных случаев преобразования отвлеченных чисел, т.е. выражения их в более мелких или в более крупных разрядных единицах, параллельно рассматриваются такие вопросы:

Сколько всего сотен в числе 3 200?

Сколько метров в 3 200 см?

Сколько метров и сантиметров в числе 5846 см?

Выразите в более мелких единицах: 8 сот.9 дес. - в десятках, 8 м 9 дм - в дециметрах.

В результате совместного рассмотрения отвлеченных и именованных чисел ученик начинает понимать, что численная характеристика

множества зависит от выбора единицы счета, понимать равенство чисел, характеризующих одно и то же числовое значение величины.

Чтобы закрепить у детей знание поместного значения цифры, в содержание работы по изучению нумерации включен раздел "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз". Умение увеличить и уменьшить число путем приписывания или отбрасывания нулей справа позволяет решать примеры и задачи, в которых требуется умножать или делить число, оканчивающееся нулями. Это умение требуется также при преобразовании данных чисел (при выражении их в более мелких и крупных единицах).

В основе методики этого вопроса лежат наблюдение и сравнение: учащиеся наблюдают за тем, как изменяются числа, когда к ним приписывают или отбрасывают нули, сравнивают исходные и полученные числа и выводят соответствующее правило. После этого вводятся знаки умножения и деления, решаются примеры и задачи: 54 000: 1 000; 3 800 100 и т.п.

В методическом отношении это сложный вопрос, и решается он по-разному. Приведем здесь один из способов объяснения. На конкретных примерах выясняется, что в числе, состоящем из круглых десятков, единиц в 10 раз больше, чем десятков; в числе, состоящем из круглых сотен, единиц в 100 раз больше, чем сотен, и т.д. Поэтому, если требуется, например, 36 десятков выразить в единицах, достаточно 36 увеличить в 10 раз; это можно сделать путем приписывания к числу одного нуля справа. А если требуется узнать, сколько единиц в 36 сотнях, достаточно 36 увеличить в 100 раз, что можно сделать, приписав к числу справа два нуля, и т.д.

Отсюда правило: чтобы узнать, сколько единиц в числе, состоящем из десятков, надо приписать к числу справа один нуль; чтобы узнать, сколько единиц в данном числе сотен, надо приписать к числу справа два нуля и т.д.

Точно так же на отдельных примерах можно показать учащимся, что, если требуется, например, узнать, сколько десятков в числе 480, достаточно отбросить в нем нуль. Получим 480 = 48 дес. А если нужно узнать, сколько сотен в числе I 200, достаточно отбросить два нуля. Получим: 1 200 = 12 сот.

Сколько десятков в числе 4 735? Рассуждаем так: десятков не будет только в разряде единиц, поэтому отбрасываем единицы; оставшиеся цифры обозначают число, которое покажет, сколько всего десятков в данном числе (473 десятка). Действительно, в 4 тысячах 40 сотен, а в 40 сотнях 400 десятков. В 7 сотнях 70 десятков, а всего будет: 400 дес. + 70 дес. + 3 дес. = 473 дес.

Точно так же объясняется, сколько сотен, например, во всем числе 34 815. Сотен нет только в разрядах десятков и единиц; отбрасываем их. Оставшееся число (348) покажет, сколько всего сотен в числе (348 сот). Отсюда вытекает правило: чтобы узнать, сколько всего сотен в данном числе, надо отбросить в нем десятки и единицы и прочитать оставшееся число, как число сотен.

После изучения нумерации шестизначных чисел вводится класс миллионов и девятизначные числа. Порядок работы примерно тот же, что и над классом тысяч и шестизначными числами: образование трех новых разрядных единиц-миллиона, десятка миллионов, сотни миллионов, объединение их в класс миллионов, в котором счетной единицей является миллион (новая классная единица), перенос на этот класс всего того, что детям известно о классе единиц и классе тысяч; рассмотрение нумерационной таблицы, в которой представлены три класса, использование этой таблицы для первоначального ознакомления учащихся сначала со структурой числа III класса без нулей и с нулями в пределах этого класса (632 млн., 370 млн., 800 млн), а потом со структурой девятизначных чисел, с их чтением и записью в таблице.

При изучении нумерации девятизначных чисел проводятся упражнения: в образовании чисел (преимущественно из классных единиц, например: "Напишите число, которое содержит 158 ед. III класса, 840 ед. II класса и 256 ед. I класса"), в разложении чисел без нулей и с нулями на месте отсутствующих единиц, как отдельных разрядов, так и целого класса, в записи всех возможных чисел с помощью данных цифр (например: "С помощью цифр 3, 8, 5 запишите все возможные трехзначные числа так, чтобы одна и та же цифра в числе не повторялась"), в сравнении чисел, в усвоении натуральной последовательности чисел за пределами миллиона, в преобразовании чисел как отвлеченных, так и именованных.

Использование методики, изложенной здесь в самых общих чертах, должно не только научить детей правильно читать и записывать числа, но и дать им знание основ десятичной системы счисления, натурального ряда чисел, а также развить их математическое мышление.

Одновременно с изучением нумерации многозначных чисел проводится работа над ранее изученным материалом (его повторение, закрепление и некоторое расширение) по всем основным линиям: по совершенствованию вычислительных навыков и умению решать задачи, по расширению сведений из алгебраической и геометрической пропедевтики. На многих уроках после проверки домашнего задания проводятся специальные кратковременные устные упражнения. Материал для таких упражнений (примеры и задачи) дан в учебнике в разделе "Дополнительные упражнения". Некоторые из них могут включаться и в домашнее задание. На каждом уроке по теме "Нумерация" учащиеся вместе с изучением нового материала повторяют и закрепляют знания.

Продолжим тему и разберем, что такое классы.

Для чего же нам может понадобиться знание о классах. Многозначные числа разбивают на классы для удобства их чтения и записи.

Все разряды можно сгруппировать в отдельные классы, которые, как и разряды, считают справа налево.

Каждые три разряда образуют класс:

Таблицу разрядов можно преобразовать в таблицу классов следующим образом:

К первому классу «Единиц » относятся следующие разряды: единицы, десятки и сотни.

Ко второму классу «Тысяч » относятся разряды единиц, десятков и сотен тысяч.

К третьему классу «Миллионов » относятся разряды единиц, десятков и сотен миллионов.

К четвертому классу «Миллиардов » или «Биллионов» относятся разряды единиц, десятков и сотен миллиардов.

Сделаем вывод, все классы имеют одинаковые черты, а именно:

В каждом классе по три разряда;
десять единиц одного разряда, каждого класса, образуют одну единицу следующего разряда;
тысяча единиц одного класса образуют одну единицу следующего класса.

Называя разряды классов, произносят и имя класса, всех кроме первого (смотри таблицу).

Например: десятки тысяч, сотни миллионов, единицы миллиардов. Называя разряды первого класса, произнося только имя разряда без имени класса: единицы, десятки, сотни.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. 70 000 – семь десятков тысяч.
2. 400 000 – четыре сотни тысяч.
3. 600 – шесть сотен.

Чтение многозначных чисел

Для чтения многозначных чисел:

1. Разбиваем многозначное число на классы, по 3 разряда в каждом. Числа на классы разбиваются справа налево, то есть, начинаем с конца числа:

2. Определяем названия классов:

3. Называем числа объединенные классом, начиная со старшего класса, слева направо, произнося в конце название класса:

Запись многозначных чисел

Теперь попробуем записать многозначное число, например сорок миллионов четыре тысячи восемьсот пятьдесят три .

Записывая такое число, нам надо помнить следующие правила:

  1. Многозначные числа записывают слева направо и начинают со старшего разряда.
  2. Во всех классах, кроме старшего, должно быть по три цифры.
  3. Для удобства чтения между классами можно оставить небольшой промежуток.
  4. Если отсутствуют единицы какого-либо разряда, вместо них пишут нули.
  5. Если отсутствует целый класс, то вместо него пишут три нуля.

Итак, запишем наше число:

сорок миллионов четыре тысячи восемьсот пятьдесят три – 40 004 853

Другой пример, в котором отсутствует целый класс:

пять миллионов четыре – 5 000 004

Задачи:

  • образовательные – создать условия для прочного усвоения детьми понятий о разрядах и классах; продолжить обучение чтению и записи чисел больше 1000;
  • развивающие – способствовать развитию мышления, произвольного внимания, предусмотреть обогащение словарного запаса;
  • воспитательные – прививать коммуникативные навыки общения в процессе учебной деятельности.

Оборудование: доска, карта звездного неба, звездочки трех цветов, рабочие тетради, памятка алгоритма деления, индивидуальные карточки для контроля знаний

1. Организационный момент (1минута).

Проверка посадки.

– По вашим серьезным лицам вижу, что вы настроились на работу. Какие оценки вы бы хотели получить сегодня на уроке?

– Хорошо, давайте поработаем только на 4 и 5. Плохие оценки я ставить не буду.

– Посмотрите, каждому из вас на парту упало по звездочке. Есть такая примета: падающие звезды – это к счастью.

– Желаю вам удачи!

2. Устный счет (8 минут).

Работа с абаком.

– Из космического пространства на нашу планету пришло 2 послания:

– Сумеем ли мы их отгадать, если известно, что это самое маленькое шестизначное число – (100 000); самое большое шестизначное число – (999 999).

– Мы несколько уроков ведем работу с крупной разрядной единицей счета с тысячей.

– Назовите изученные разряды и классы. (1 ученик отвечает у доски с опорой на таблицу разрядов и классов.)

Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

– У каждого из вас есть возможность проверить свои знания о разрядах и классах. Составим послание в космос. Приготовьте простой карандаш и карточки.

– В каждой строчке вам надо знаком * зашифровать числа.

– в классе единиц;

– во 2 разряде и в 4 классе;

– во 2 классе;

– в 3 разряде и в 5 классе;

– во 2 классе и во 2 разряде.

– Обменяйтесь карточками в паре. Проверьте. Оцените. Каждая верно заполненная строка – 1 балл.

– Кто справился без ошибок на 5 баллов? Я очень за вас рада!

– Кто допустил ошибки? Не огорчайтесь, мы будем еще работать с названиями разрядов и классов. Я уверена, вы их все хорошо запомните. Карточки отложите.

Индивидуальная работа с абаком.

– Знание разрядов и классов помогает в записи многозначных чисел. Давайте потренируемся.

Наберите число, в котором:

– 45 ед. 2 класса и 32 0 ед. 1 класса;

На что указывает цифра 0 в записи этого числа? (45 320 )

– 680 ед. 1 класса и 7 ед. 2 класса;

Сколько единиц каждого разряда в этом числе? (7 680 )

– 9 ед. 4 разряда, 8 ед. 2 разряда и 6 ед. 1 разряда;

Сколько единиц 2 класса в этом числе? (9 086)

– 7ед., 5 дес., 4 сотни и 8 ед. тысяч

Назовите предыдущее и последующее по счету число. (8 457)

– Вижу, многие хорошо усвоили разряды и классы. А кто чувствует себя еще неуверенно? Давайте посвятим сегодняшний урок работе с многозначными числами.

3. Оформление работы в тетрадях (1 минута).

– Для чего мы учимся работать с многозначными числами? Где эти знания могут пригодиться? (Ответы детей.)

4. Этап закрепления знаний (6 минут).

– Этот урок по работе с многозначными числами не первый, так какие же цели мы поставим сегодня на уроке?

– Я думаю, что каждый из вас должен к концу урока безошибочно читать и записывать числа больше 1 000. А также решать задачи и примеры.

Работа с учебником.

– Вспомните, как записываются многозначные числа. (Правило на стр. 25.)

– Для удобства чтения число записывают с небольшим промежутком между классами.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Давайте потренируемся записывать многозначные числа. Ознакомьтесь с информацией и запишите числа (№ 103). 1 ученик выполняет работу у доски.

Познакомимся с рекордами планеты Земля и запишем их:

1) Самое глубокое место в Тихом океане Марианская впадина, ее глубина 11 134 метра;

3) Самое чистое и глубокое озеро Байкал, его глубина 1 741 метр.

Дифференциация по объему: запишите полученные числа в порядке возрастания, подчеркните в каждом числе единицы 2 класса.

– Сверьте свои записи с записью на доске. Прочитайте эти числа.

(№ 103 – 356 409, 406 740; 11 134, 8 848, 1 741),

(1 741, 8 848, 11 134, 356 409, 406 740)

– Кто не испытывал трудностей при записи многозначных чисел? Значит вам легко будет выполнить дом. работу № 102.

5. Динамическая пауза. Ф\м “Карусели” (2 минуты).

– Карусели, карусели
Мы с тобою в лодку сели
И поплыли…

– Карусели, карусели
Мы с тобой в ракету сели
Полетели…

– Карусели, карусели
Мы с тобой за парту сел
Отдохнули…

6. Подготовка к решению задач (4 минуты).

– Незнайка и его друзья коротышки побывали на Луне. Перед полетом они отправились в магазин для совершения необходимых покупок (задача № 106).

– О чем вы прочитали? В какое время продавали сахарный песок? Прочитайте 1 предложение, поясните как вы понимаете смысл: “а после обеда продали 5 таких мешков”. (5 мешков по 45 кг.)

– Поясните, что вы узнаете, выполнив эти вычисления? (45·5; 45·3)

– Выберите любое выражение, вычислите его значение, напишите пояснение. 2 ученика работают у доски.

Дифференциация по уровню сложности: подумайте, смогли бы вы по данному условию составить другое выражение и пояснить его.

7. Разминка для глаз (1 минута).

8. Работа над задачей (7 минут).

– Незнайка решил на Луне посадить растения и купил их семена (задача № 105).

– Кто уже знает путь решения задачи?

Дифференциация по уровню сложности :

Решите задачу. Можно ли ее решить другим способом?

Постарайтесь решить задачу двумя способами. Можно ли поставить другой вопрос?

Поставьте к условию другой вопрос. Решите новую задачу двумя способами.

Проверка:

1 группа – сверяется с работой на доске.

2 группа – Какой способ решения вы нашли?

3 группа – Какой вопрос вы поставили к задаче?

– Кто справился со своим заданием без ошибок? Молодцы!

– Кто считает, что мог справиться и с другим заданием? Хорошо! На следующем уроке попробуем.

9. Совершенствование вычислительных навыков (6 минут).

– В начале урока мы ставили цель – лучше решать примеры. Давайте потренируемся (№ 104).

– Что вы должны знать при вычислении примеров 1–2 столбиков?

Порядок выполнения действий:

– Для решения 3 столбика надо знать алгоритм письменного деления. Вспомним его.

Алгоритм деления:

  1. первое неполное делимое;
  2. количество цифр в частном;
  3. делю сотни;
  4. умножаю;
  5. вычитаю;
  6. сравниваю остаток с делителем; и т.д.

Самостоятельная работа по вариантам: 1 вариант – 1строчка; 2 вариант – 2 строчка.

Дифференциация по уровню сложности и по объему:

10. Контроль над усвоением знаний и навыков (3 минуты).

– Прочитайте тему урока: “Многозначные числа”.

– Математическая эстафета позволит проверить каждому свои знания.

Тема “Многозначные числа”

1в. Сто сорок три тысячи шестьсот десять …………………….

Семьдесят пять тысяч сто двадцать шесть …………………

Шесть тысяч четыреста тридцать восемь …………………..

Двести тысяч пятьсот сорок шесть ………………………….

2в. Двести тысяч пятьсот сорок шесть ………………………….

Шесть тысяч четыреста тридцать восемь ……………………

Семьдесят пять тысяч сто двадцать шесть ………………….

Сто сорок три тысячи шестьсот десять ………………………

– Возьмите карандаш, прочитайте запись, запишите ее цифрами и передайте следующему в колонке. Последний ученик в колонке проверяет работу всех и ставит оценку.

Дифференциация по объему: В свободную минуту продолжите ряд чисел, дописав 3 числа:

89 400, 89 300, …, …, …

4 607, 3 607, …, …, …

– Как вы справились? Представители каждой колонки отчитываются – дают оценку работе и ставят отметку.

– Кто успел дополнить ряд чисел? Зачитайте.

11. Итог урока (1 минута).

– Довольны ли вы своей работой?

– Математическая эстафета показала, что вы безошибочно научились читать и записывать числа больше 1000. Я считаю, урок своей цели достиг. Звездочки, упавшие к вам на парту, возьмите себе на память.

Тема: «Чтение и запись многозначных чисел»

Цель: обобщение и систематизация знаний о нумерации многозначных чисел.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с тестами для учащихся.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Формирование умения адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе

Развитие позитивной учебной мотивации,

Формирование нравственной оценки,

Уважение чужого мнения и права на ошибку,

Корректность по отношению к другим.

Предметные результаты:

- обучающийся научится читать и записывать многозначные числа, определять правило записи и чтения многозначных чисел, на основе сформулированного правила определять количество разделов и классов в числе, разрядное место цифры в данном числе,

- обучающийся получит возможность научиться записывать число в виде разрядных слагаемых.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

общеучебные - продолжать обучать работать с числовой и текстовой информацией,

проблемные - определение места затруднения, построение алгоритма.

Регулятивные УУД:

целеполагание - принятие, сохранение и удержание учебной задачи;

контроль и коррекция - выявление у обучающихся места затруднения, нахождение и коррекция ошибок,

оценка - соотнесение собственного результата решения с эталоном.

Коммуникативные УУД:

речевая деятельность - формирование грамотных математических высказываний.

Ход урока:

І. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Подтянитесь все, посмотрите мне в глаза, повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь им и друг другу, мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения и тихонько садитесь.

Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта -
Всё счастье земли - за трудом!

- Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

II Целеполагание.

Узнать тему нашего сегодняшнего урока вам поможет первое задание:

Возьмите карточки. Прочитайте записанные на них числа (по цепочке).

Расположите эти числа в порядке возрастания, а ниже пишите буквы.

Прочитайте получившееся слово:

Карточка 1

2.898

10.031

1.239

65.004

2.864

7.000

23.450

92.375

4.678

м

а

н

и

у

р

ц

я

е

(1.239, 2.864, 2.898, 4678, 7000, 10031, 23450,65004,92375)

(Учащиеся читают получившийся ряд чисел и называют получившееся слово: «Нумерация»). А что такое нумерация? (Обозначение предметов последовательными номерами )

Что мы с вами делали? (Читали числа)

Какие это числа7 (Многозначные)

Значит, чем мы будем заниматься на уроке?

Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжаем учиться читать, записывать и образовывать числа больше 1.000, а также раскладывать числа на разрядные слагаемые. Сегодня у нас не простой урок, мы демонстрируем наши знания. Впереди нас ждёт урок - путешествие. Вы любите путешествовать? А хотели бы вы отправиться в путешествие?

Давайте вместе отправимся на планету Многозначных чисел. Эта планета не простая. Попасть туда можно только тем, кто много знает о ее обитателях - многозначных числах. Помогут нам в пути ваши знания, смекалка, юмор.

Итак, начинаем подготовку к путешествию.

III Устный счет

А сейчас нас ждет работа.

Перед вами задания устного счета. Как вы думаете, что нам понадобится в путешествии? Здоровье! Ведь в космонавты берут людей только здоровых! Хорошее здоровье необходимо всем людям. А много ли вы знаете о здоровье? Это мы сейчас проверим!

1. Разминка для ума

- Выберите правильный вариант ответа СЛАЙД 2

В грудной клетке человека 12 пар ребер. Сколько всего ребер у человека? (24, 12, 8).

Чтобы быть здоровым, в сутки школьник должен питаться столько раз, сколько единиц второго класса в числе 4.598 (4 раза, 5 раз, 8 раз)

Сложи 2 наименьших трехзначных числа и узнаешь, сколько граммов фруктов должно входить в суточный рацион школьника? (200, 222, 111).

В сутки взрослый человек должен выпивать столько литров воды, сколько единиц 5 разряда в числе 324.269 (3 литра, 2 литра, 4 литра)

2. Мозговой штурм

На доске числа: 34256, 5 304, 45098, запишите их красиво у себя в тетради.

Прочитайте числа, определите в них общее количество сотен, десятков, тысяч, (по рядам) расскажите об одном из этих чисел.

Найдите наибольшее среди этих чисел. (45098 )

А какое число лишнее? (5 304 ) Почему?

Назовите наименьшее и наибольшее числа, которые имеют столько же разрядов, что и данное число (1000, 9999);

«Цепочки примеров » Мы продолжаем готовиться к путешествию на планету многозначных чисел и впереди нас ждёт новое задание:

На доске записаны три цепочки - для каждого ряда. Ваша задача по цепочке решить выражение, причём первый расставляет порядок действий и выполняет первое действие,

1группа- 270: 3 *6*100=? 2 группа - (100-55):9+4920=?

3 группа - 90-42:6+2400=?

Разложить полученные числа на разрядные слагаемые:

1ряд -54000, 2ряд - 4925 3ряд -2483

IV . Работа над темой.

Итак, подготовка к путешествию закончена. А на чем можно отправиться в путешествие, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Работа с геометрическими фигурами.

На парте вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.

А) Назовите

Возьмите квадрат.

Какого он цвета? (Синего)

Треугольник зелёного цвета расположите справа так, чтобы равные стороны квадрата и треугольника совместились.

Возьмите такой же треугольник и расположите симметрично слева.

Прямоугольник соедините с квадратом равными сторонами.

Возьмите оставшуюся фигуру, (что это за фигура?), расположите её так, чтобы получилась что? ракета. СЛАЙД 3

Ребята, вспомните дату первого полета человека в космос. Как звали первого космонавта? (1961 год, Юрий Алексеевич Гагарин).

Итак, отправляемся в путь!

Актуализация знаний : Какие классы мы с вами изучили?

Сколько разрядов в каждом классе?

Единицы каких разрядов образуют 1 класс? (единицы, десятки, сотни)

Единицы каких разрядов образуют 2 класс? (единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч) СЛАЙД 4

1) Разбить на классы, отсчитывая справа налево по 3 цифры. Для удобства чтения отделяют один класс от другого небольшим промежутком или точкой.

2)Читают, сколько в числе единиц каждого класса, начиная с высшего. Название класса единиц не произносят.

Вот мы с вами и потренируемся, в процессе полёта, чтобы двигатели ракеты не заглохли, нам нужно выполнить математический диктант. Это нелегко, так как нужно будет услышать многозначные числа и правильно записать их. Будьте внимательны!

Математический диктант:

Записать числа:

а) Расстояние от Земли до Луны более 384 тысяч километров.

б) На борту станции “Мир” находится более 14.000 кг различной исследовательской аппаратуры;
в) Температура на поверхности Солнца 6.000 С

г) Самая высокая гора на Луне имеет высоту 11 500 метров.
д) Диаметр Земли - 12.720км.

е) Горы на Марсе достигают высоты 25.000 м.
ж) Расстояние от Солнца до Земли составляет около 50.000.000 км

з).Каждый день на Землю из космоса падает около 210 тысяч метеоритов. Правда, все они настолько малы, что сгорают в атмосфере.

СЛАЙД 5

(384.000, 14.000, 6.000 11.500, 12.720, 25.000, 50.000.000, 210.000).

V Динамическая пауза

Вы, наверное, устали?

Настало время отдыхать.

Предлагаю вам усталость

Физкультминуткой снять.

В полёте главное что? Дружба! СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Выполните столько приседаний, сколько единиц 1 разряда в числе 25.124

Выполните столько наклонов вперёд, сколько единиц 3 разряда в числе 896.567

Тихонько садитесь.

VI Закрепление

Мы продолжаем полёт по планете Многозначных чисел, но впереди - препятствие, преодолеть которое можно, только решив задачу.

Решение задачи: (по группам) СЛАЙД 8

За неделю завод по производству космических кораблей должен изготавливать 490 звездолётов. Сколько звездолётов изготовят на заводе за 10 дней, за 100 дней, если будут работать с той же производительностью?

Что в задаче обозначает число 490?

За какой отрезок времени завод должен изготовить 490 звездолётов?

Сколько дней в неделе?

Что за тип задачи?

Зная, сколько звездолётов завод должен изготавливать за 1 день, мы сможем узнать, сколько звездолётов завод изготовит за 10 дней, за 100 дней?

Сколько действий будет в задаче?

1) 490:7*10=700(з)-за 10 дней.

2)70*100=7000 (з)-за 100 дней.

Ответ: 700 звездолётов, 7000 звездолётов. СЛАЙД 9

Продолжая полёт, сконцентрируйте свое внимание и выберите и решите только уравнения.

120-12= 250+х=784 452 > 256+145 785 < 984 - 741 20.х=2000

98 - х =27

Итак, мы готовимся лететь домой, но для этого нужно выполнить последнее задание:

Самостоятельная работа тестового характера с выбором сложности работы.

Кто уверен в своих силах и желает выполнить более сложную работу, возьмите листы голубого цвета, кто хочет выполнить работу среднего уровня, возьмите листы жёлтого цвета, а кто в своих силах не уверен, то может взять тест на листе белого цвета.

Обведите кружком номер правильного ответа:

1 уровень:

1. ТРИНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ - ЭТО

1) 13560 2) 1356 3) 1300056 4) 13056

2. ЧИСЛО 32028 ЧИТАЕТСЯ:

1) три тысячи двести двадцать восемь;

2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

3) тридцать две тысячи двадцать восемь.

3. ЧИСЛО 986 СОСТОИТ ИЗ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ

1) 9 + 8 + 6 2) 900 + 80 + 6 3) 900 + 86 4) 980 + 6

4. ЧИСЛО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ 10 ТЫСЯЧ, 8 СОТЕН И 3 ЕДИНИЦ ЗАПИСЫВАЕТСЯ: 1)10803 2)108003 3)18111 4)10830

5. ИЗ ЧИСЕЛ 11010, 10101, 11100, 10110 НАИБОЛЬШИМ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) 10101 2) 11010 3) 10110 4) 11100

6. ЧИСЛО, В КОТОРОМ 7 ЕДИНИЦ ПЕРВОГО КЛАССА И ТРИ ЕДИНИЦЫ ВТОРОГО КЛАССА ЗАПИСЫВАЕТСЯ:

1) 7003 2) 307 3) 3007 4) 703

7. ЧИСЛО, В КОТОРОМ 5 ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ И 80 ЕДИНИЦ ЗАПИСЫВАЕТСЯ:

1) 5080 2) 50 080 3) 50 008 4) 50800

8. В РЯДУ ЧИСЕЛ ЗА ЧИСЛОМ 3700 СЛЕДУЕТ ЧИСЛО:

1) 3699 2) 37 001 3) 36 999 4) 3800

9. В ЧИСЛЕ 500 300 СОТЕН ВСЕГО:
1) 500 2) 503 3) 5003 4) 300

10.ЧИСЛО, К КОТОРОМУ НАДО ПРИБАВИТЬ 1, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ 100 000:

1) 9999 2) 999 999 3) 99 999 4) 100 001

11. ЦИФРА 2 В ЗАПИСИ ЧИСЛА 302.978 ОЗНАЧАЕТ:

1) десятки 2) единицы тысяч 3) десятки тысяч 4)сотни

12. БОЛЬШЕ ЧИСЛА 81 082 ЯВЛЯЮТСЯ ЧИСЛА:

1)180 280 2)82 081 3)8281 4) 82 018 5) 81028 6) 8182

13. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 79 209, НО МЕНЬШЕ ЧИСЛА 90 270:

1) 79 299 2) 79 902 3) 79 092 4) 79 029 5) 90 720 6) 90 072

14. СРАВНИ ЧИСЛА:

89 985 ? 9 999; 7 *** ? 1* *** ; 65.145 ? 65.254

2 уровень:

Заполни пропуски верными числами или словами:

1 - В числе 79.097 содержится ___единиц 1 класса и ____ единиц 2 класса.

2 - Чтобы получить число 99.999, надо из числа _______вычесть 1.

3 - В числе 49.721 цифра 7 стоит в разряде ____________.

4 - Запиши в окошко такую цифру, чтобы неравенство 2.023>22.023

стало верным.

5 - За числом 260.000 при счёте следует число _________, а предшествует

ему число__________.

6 - Число 87.476 можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: ______________________________________________________________.

7 - В классе тысяч ____ разряда.

8 - В числе 182.436 всего _________ десятков.

9 - Число, в котором только 2 десятка тысяч и 3 сотни записывается цифрами так: __________.

10 - Запиши пропущенные числа:

46.997, 46.998, 46.999, ______, ________, ________, 47.003

11* - Наименьшее четырёхзначное число меньше, чем наименьшее двузначное число в _____раз.

3 уровень:

1 - укажи число, в котором есть 3 единицы 1 класса и 7 единиц 2 класса.

30.074, 703, 7.003, 3.074

2 - Укажи запись цифрами числа семьсот девять тысяч девять.

7.099, 70.909, 70.990, 709.009

3 - Как изменится число, не равное 0, если к нему приписать справа два нуля:

увеличится на 100; в 100 раз; уменьшится в 100 раз.

4 - Укажи все числа, которые больше, чем число 61.062:

160.260, 62.061, 62.602, 61.026

5 - Укажи число, которое предшествует числу 270.000

2.699, 269.999, 26..999

6 - Укажи число, которое следует за числом 389.099:

390.000, 389.100, 391.000

7 - Сколько всего сотен в числе 400.200:

400, 200, 4.002, 4.020.

8 - Укажи число, которое можно записать так: 8.000+100+20+9.

8.129, 80.129, 800.129

9* - Верно ли, что все числа от 5.409 до 5.490 меньше, чем число 5.940?

Да, нет.

VII Итог урока. Рефлексия.

Итак, мы сегодня очень хорошо поработали. Вы молодцы! Все работали активно и наше путешествие приближается к концу. Мы летим в обратный путь. Мне очень приятно было работать и общаться с вами. Покажите своё настроение.

Вам понравился урок? Оцените свою работу на уроке. На столе лежат смайлики. Если вам все было понятно, то наклейте в тетрадь улыбающийся смайл, если возникали трудности, то смайл слегка улыбающийся, если же тема осталась для вас неясной и вы хотели бы еще раз индивидуально в ней разобраться, то наклейте печальный смайл.

Что нового вы узнали?

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.
СЛАЙД 10

VIII Домашнее задание .

Выполните задание в рабочей тетради на странице 23, 24



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация