Препятствие собственника проникнуть в помещение. Административная деятельность полиции. Главное правило неприкосновенности жилья

Главная / Налоги
  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

В целях наиболее эффективной защиты указанного конституционного права наряду с уголовной ответственностью за его нарушение (ст. 139 УК РФ) законодатель в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О полиции» возложил на полицию обязанность по его соблюдению и конкретизировал основания и порядок ограничения данного права граждан. Так, ч. 2 ст. 15 ФЗ «О полиции» предоставляет сотруднику полиции право входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, ФЗ «О полиции», другими федеральными законами. Помимо ФЗ «О полиции» подобные случаи предусмотрены, в частности, и. 12 ч. 2 ст. 7 и п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального конституционного закона «О военном положении»; п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»; ст. 12 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ; п. 11 ч. 3 ст. 11 ФЗ «О противодействии терроризму»; ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; п. 3 ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Право сотрудников полиции на вхождение в жилые и иные помещения на земельные участки и другие территории нашло свое отражение не только в указанных выше законах, но и подкреплено рядом судебных решений , в том числе на международном уровне. Следует также подчеркнуть, что согласно позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в его постановлении от 17 декабря 2009 г. «Дело Голубева (Golubeva) против Российской Федерации» (жалоба № 1062/03) 1 Российская хроника Европейского суда. 2010. № 2. , указанные нормы полицейского закона в части их соответствия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каких-либо вопросов не вызывают.

Федеральный закон «О полиции» достаточно четко определил основания для проникновения жилые и иные помещения, на земельные участки граждан и организаций (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств) против воли последних. Законодатель не раскрывает термина «против воли », при этом ученые-административисты связывают данное понятие с возникновением следующих случаев:

  1. хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;
  2. лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;
  3. в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Под вхождением понимается установленный и общепринятый способ прибытия в жилые и иные помещения - через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа и выхода жильцов, персонала, посетителей или их эвакуации, а также въезда и выезда транспортных средств. Проникновение же в случае необходимости может происходить также через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, дымоходы, канализационные, вентиляционные и иные инженерно-технические системы, по земле, воздуху и любым иным обусловленным создавшейся ситуацией путем.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц при возникновении следующих обстоятельств.

Для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях (п. 1 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). Решаясь проникнуть в жилище (помещение, на территорию, земельный участок) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, сотрудник полиции должен располагать достаточными данными, свидетельствующими о наличии непосредственной угрозы жизни либо имуществу человека. Ими могут быть непосредственное обнаружение подобной угрозы сотрудником полиции, показания очевидцев, крики о помощи, доносящиеся из квартиры, и т.п.

Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (п. 2 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). В этом случае термин «лицо, подозреваемое в совершении преступления» используется законодателем в административно-правовом, а не в уголовно-процессуальном смысле. Если задержание осуществляется в связи с расследованием уголовного дела, то для проникновения в жилище в целях задержания подозреваемого или обвиняемого применяются положения уголовно-процессуального законодательства (ст. 182 УПК РФ). Как правило, реализация данного основания происходит в ситуациях, когда сотрудник полиции физически преследует лицо, в отношении которого имеются достаточные основания для того, чтобы подозревать его в совершении преступления, или сходство того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником и т.п.

Для пресечения преступления (п. 3 ч. 3 ст. 15 ФЗ). Достаточными данными, оправдывающими применение рассматриваемой меры государственного принуждения с указанной целью, могут служить непосредственное обнаружение совершаемого преступления, показания очевидцев, потерпевших, звуки выстрелов, срабатывание охранно-пожарной сигнализации и т.п. Таким образом, данным положением ФЗ «О полиции» охватываются и те ситуации, когда целью проникновения в помещение является создание условий для дальнейшего задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Например, при проведении операции по освобождению заложников сотрудники полиции вынуждены проникать в квартиру этажом выше той, в которой совершаются противоправные действия.

Для установления обстоятельств несчастного случая (п. 4 ч. 3 ст. 15 ФЗ). Примером подобного рода ситуации может служить проникновение в квартиру, где скоропостижно скончался одинокий пожилой человек. Данные, указывающие на то, что в жилище, помещении, на земельном участке или территории произошел несчастный случай, могут быть связаны с непосредственным обнаружением сотрудником полиции тела погибшего, наличием соответствующего запаха, сообщением родственников, соседей о том, что престарелый человек несколько дней не выходит из дома, не отвечает на телефонные звонки, не открывает дверь и т.п.

Во всех вышеуказанных случаях неповиновение и иное противодействие со стороны граждан сотрудникам полиции, реализующим предоставленное им право проникать в жилые и иные помещения, влечет установленную законом ответственность или предоставляет полицейским право на применение физической силы, специальных средств и даже огнестрельного оружия. Однако при любых условиях сотрудник полиции должен действовать, обеспечивая соразмерность применяемых принудительных методов деятельности полиции тяжести предполагаемого преступления, силе оказываемого противодействия и т.д., и стремиться к минимизации причиняемого ущерба.

Часть 5 ст. 15 ФЗ «О полиции» впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе , до проникновения в жилище, на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

На втором этапе - проникновение в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Третий этап - после вхождения (проникновения) - предполагает соблюдение запрета разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения. Данный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О полиции»).

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества. Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Федеральным законом «О полиции» не регламентируется. В связи с этим представляется, что охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 15 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Требование, о котором идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, закреплено в ст. 25 Конституции РФ и продублировано в ст. 3 Жилищного кодекса РФ , ст. 12 УПК РФ , а равно в некоторых иных нормативных правовых актах.

2. По общему правилу действие, ограничивающее конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, может быть законно произведено только на основании судебного решения.

3. Все возможные случаи законного проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, можно разделить на четыре вида:

1) проникновение в ходе производства следственного действия;

2) проникновение при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия;

3) предусмотренное ст. 15 закона О полиции вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

4) иные способы проникновения на объект.

4. Иным видом проникновения, к примеру, является то действие, что предусмотрено п. 11 ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии терроризму". На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается беспрепятственное проникновение должностных лиц полиции, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

5. Проникновение в жилище для производства в нем следственных действий возможно в ходе осмотра, обыска или выемки. По общему правилу следственное действие - осмотр производится только с согласия проживающих в жилом помещении лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка производятся лишь на основании судебного решения.

6. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 5 ст. 165 УПК РФ . Без получения на то согласия проживающих в жилище лиц и без судебного решения осмотр жилища может быть произведен лишь в случаях, не терпящих отлагательства (внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия; принимаются меры к уничтожению или сокрытию объектов, имеющих отношение к делу, и др.).

7. Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лиц, в жилище которых производится осмотр без получения на то судебного решения, являются следующие предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ требования:

1) о производстве такого осмотра выносится постановление;

2) сотрудник полиции в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;

3) к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для проверки законности решения о его производстве;

4) в течение 24 часов после получения указанного уведомления судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности;

5) если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.

8. Производство же обыска и (или) выемки в жилище без судебного решения не может быть оправдано даже отсутствием возражений против обыска (выемки) проживающих в жилище лиц. Обыск и (или) выемка в жилище без судебного решения могут быть произведены только в исключительных случаях - случаях, не терпящих отлагательства, при обязательном последующем соблюдении вышеуказанных гарантий прав и законных интересов обыскиваемых (лиц, в жилище которых производится выемка).

9. Аналогично урегулировано проведение сотрудниками полиции оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Они также по общему правилу допускаются лишь на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

10. Исключение из этого правила - проведение не терпящих отлагательства подобного рода мероприятий в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В данной ситуации оперативно-розыскное мероприятие, которое ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища (к примеру, обследование жилого помещения), может быть законно проведено сотрудниками полиции на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел (полиции). После чего сотрудник, который провел данное мероприятие, обязан в течение 24 часов уведомить об этом суд того района, на территории которого мероприятие состоялось.

11. Причем в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

12. Комментируемая статья 15 ФЗ О Полиции позволяет проводить вхождение (проникновение) в жилые помещения и осмотр таковых без судебного решения и без получения затем от суда разрешения на проникновение (подтверждения законности проникновения, осмотра).

13. Все перечисленные в ч. 3 комментируемой статьи ситуации объединяет одно - сотрудник полиции вправе принять решение о проникновении в жилые помещения на основании ст. 15 настоящего Федерального закона лишь тогда, когда он располагает достоверной информацией (доказательствами) о том, что имели место общественно опасные последствия (вероятность наступления таковых в случае отказа от немедленного проведения искомого мероприятия) либо было совершено общественно опасное деяние. Исходя из заложенной в статью законодателем основной идеи отсутствие у должностного лица полиции таких сведений (доказательств) не дает возможности проведения законного проникновения в жилище.

14. При ситуациях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудник полиции, безусловно, располагает доказательствами наличия общественно опасного деяния и (или) общественно опасных последствий, так как в них речь идет о преступлении. Смерть лица, так же как повреждение (увечье) здоровья, приведшее к временной или стойкой утрате лицом трудоспособности, является общественно вредным последствием - содержит признаки объективной стороны состава преступления, поэтому может иметь следствием законное начало уголовного процесса.

15. О понятии "несчастный случай" см. комментарий к .

16. Вопрос может возникнуть в отношении такого основания проникновения в жилое помещение, как необходимость спасения имущества граждан (п. 1). В этой связи стоит отметить следующее. Если стоимость имущества настолько мала, что его уничтожение не является общественно опасным (не является значимым с позиции уголовного права), нельзя проникать в жилище для его спасения. В этом случае (когда отсутствуют иные предусмотренные ч. 3 ст. 15 настоящего Федерального закона обстоятельства) предусмотренного п. 1 ч. 3 комментируемой статьи законного фактического основания проникновения в жилище просто не существует (нет в наличии).

17. Проникновение сотрудников полиции в помещения, на земельные участки и территорию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций запрещено международными правовыми актами. Поэтому таковое сотрудниками полиции не может быть осуществлено и при наличии оснований (основания), перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи.

18. Если проникновение в жилое помещение, в иное помещение или на земельный участок, принадлежащий гражданину, в помещение, на земельный участок и территорию, занимаемую организацией, осуществлено по основаниям и в порядке, которые предусмотрены комментируемой статьей, осмотр (обследование, изъятие и т.п.) осуществлен вне уголовного процесса. Соответственно, как бы ни именовался документ, составленный по результатам рассматриваемого мероприятия, он не является процессуальным документом. Не является он таковым даже в том случае, когда проникновение, оформление документа и производство дознания по уголовному делу осуществляет одно и то же должностное лицо полиции. В этой ситуации, осуществляя проникновение в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона, сотрудник полиции реализует свои административно-властные, а не уголовно-процессуальные полномочия.

19. Для того чтобы составленный документ мог стать допустимым доказательством по уголовному делу, он должен быть предусмотренным УПК РФ способом вовлечен в процесс уголовно-процессуального доказывания. Например, следует произвести его выемку.

20. Именно поэтому при наличии тому фактических оснований, в особенности когда налицо ситуации, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудникам полиции рекомендуется приступать к осмотру места происшествия (а если уголовное дело возбуждено - к обыску, несомненно, при наличии тому фактических оснований), а не к проникновению в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона.

21. При проведении осмотра места происшествия (жилища, иного помещения, земельного участка и др.) или любого иного следственного действия осуществляется уголовно-процессуальная деятельность, результаты которой заносятся в протокол осмотра (обыска и т.п.), являющийся доказательством по уголовному делу. В этом случае дополнительного документа, подтверждающего законность вовлечения в уголовно-процессуальное доказывание изъятых при осмотре объектов, и самого протокола осмотра не требуется.

22. О понятии "общественная безопасность" см. комментарий к .

23. О понятии "преступление" см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

24. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

25. О понятии "подозреваемый" см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

26. О понятии "транспортное средство" см. комментарий к .

27. О понятии "массовые беспорядки" см. комментарий к ».

28. О понятии "безопасность граждан" см. комментарий к настоящего Федерального закона.

29. См. также комментарий к ст. 2, п. п. 5, 22 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

Здравствуйте, Артем.

Конституцией РФ (ст.25) установлено, что жилище граждан неприкосновенно. Проще говоря никто не вправе, например, проникать в жилище без согласия проживающих в жилом помещении лиц.

    Статья 25

    Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Сотрудники полиции имеют право входить в жилое помещение, занимаемое собственником или лицом, не являющимся собственником жилого помещения, при наличии оснований, предусмотренных ст.15 Федерального закона "О полиции".

    Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории 1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

    2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

    1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

    2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

    3) для пресечения преступления;

    4) для установления обстоятельств несчастного случая.

    4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

    5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

    1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

    2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

    3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

    4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

    6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

    7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

    8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Обыск проводится после того, как уголовное дело уже возбуждено. Для того чтобы обыск был произведен, необходимо наличие соответствующего судебного акта, без наличия которого сотрудник полиции не вправе проникнуть в жилое помещение без соответствующего согласия лиц, которые проживают в квартире.

Таким образом, при проверке сообщения о совершенном преступлении (а хранение наркотических средств является преступлением) сотрудник полиции не вправе без вашего согласия войти в принадлежащую вам квартиру.

Ну а соседей рекомендую уведомить о том, что каждое сообщение о преступлении подлежит соответствующей проверке и если будет установлено, что сообщение соседей носило заведомо ложный характер, то они могут быть привлечены к уголовной ответственность в соответствии со ст.306 УК РФ,

Основания вхождения (проникновения) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, установлены ст. 15 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.При этом закон не устанавливает конкретного периода времени, в течение которого сотрудники полиции не имеют права вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения. Согласно требованиям данной статьи сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами .

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  1. для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  2. для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  3. для пресечения преступления;
  4. для установления обстоятельств несчастного случая.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

  1. перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
  2. при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  3. не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  4. сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

Для защиты своих прав и свобод каждому жителю необходимо:

  • Знать основания для вхождения (проникновения) сотрудника полиции в жилое помещение (ч.3 ст. 15 ФЗ «О полиции»).
  • Напомнить сотруднику полиции, что необоснованное проникновение в жилище сотрудником полиции является уголовным преступлением - превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), поскольку наносит существенный вред конституционным правам гражданина.
  • Помнить, что взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые помещения, может производиться только для пресечения преступления (ч.4 ст. 15 ФЗ «О полиции»).
  • Требовать у сотрудников полиции назвать основания для вхождения в жилое помещение. Если сотрудник полиции не может назвать законные основания - отказывать. В случае, если сотрудник полиции требует впустить его для пресечения преступления либо задержания преступника, когда не происходит ничего противозаконного, отказывать.
  • В случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение против воли жильцов проверить, предоставлялся ли рапорт непосредственному начальнику сотрудника полиции и прокурору. Указанный рапорт должен предоставляться в течение 24 часов (п.4 ч.5 ст. 15, ч.7 ст. 15 ФЗ «О полиции»).
  • Обо всех нарушениях своих конституционных прав немедленно сообщать в дежурную часть и прокуратуру, требовать немедленного реагирования. Фиксировать время и адресатов всех своих звонков и сообщений.

Все незаконные действия сотрудников полиции можно обжаловать в суд на основании ст. 139 и 286 УК ФР - «нарушение неприкосновенности жилища» и «превышение должностных полномочий».

Никто не станет спорить, что степень нарушения гражданских прав в нашей стране зашкаливает. Сплошь и рядом можно встретить людей, которые подверглись тем или иным неправомерным действиям со стороны сограждан, либо со стороны должностных лиц. Кто-то до сих пор убежден, что его дом – крепость, в которой он ожжет укрыться. Но насколько эта внутренняя убежденность человека оправдана? Логично, что когда дома находится владелец недвижимости посягнуть на собственность, либо проникнуть внутрь никто не захочет, если он в здравом уме, либо не имеет на то оснований. Однако когда Вас нет дома, насколько частная собственность остается частной? Есть ли законные основания проникнуть на Вашу территорию без уведомления, либо оповещения владельца заблаговременно?

Знание законов – вот настоящая крепость, способная уберечь граждан от любых посягательств незаконного вторжения. Стоит понимать, что есть вполне правомерные и обоснованные законодательно возможности проникновения в частную собственность. Если их перечислить, то можно назвать следующие категории представителей власти и иных структур:

Сотрудники полиции

Это первая категория представителей власти, которая приходит на ум при мысли о проникновении в жилое помещение без уведомления его владельца. Полицейские имеют право входить в дом без предъявления ордера согласно закону «О полиции» статья 15 при следующих обстоятельствах дела:

    Если требуется установить обстоятельства особого происшествия или несчастного случая.

    Если требуется спасти жизнь граждан, либо их имущество.

    Если требуется обеспечить общественный порядок при возникших чрезвычайных ситуациях и массовых беспорядках.

    Если требуется пресечь преступление по горячим следам и произвести задержание подозреваемых лиц.

Следовательно, полицейские обладают массой поводов заглянуть на огонек без разрешения владельцев недвижимости. Но и у них есть свои ограничения. Ни при каких условиях полицейские не должны беспокоить граждан, если на это нет законных причин. Тем более они не должны общаться с гражданами в грубой, уничижительной форме. Если нечто подобное произошло с вами, то смело пишите заявление в прокуратуру на недобросовестного представителя правопорядка. Если же этого будет мало, то обращение в суд может остудить пыл сотрудника полиции, который превысил свои должностные полномочия, да еще и истребовать с него сумму средств в счет возмещения морального вреда. Но не только у полицейских имеется законное право войти в квартиру без согласия на то ее собственников.

Пожарные и МЧС

Это еще одна группа лиц, которая обладает определенными полномочиями, позволяющими проникать в жилище без согласия жильцов квартиры. Но только делать это они могут исключительно в экстренных ситуациях (при пожаре, потопе и т.д.). Пожарные, либо сотрудники МЧС могут взломать дверной замок и проникнуть в квартиру с одной оговоркой - в присутствии представителей управляющей компании. После проведения необходимых действий жилье опечатает участковый.

Представители сферы ЖКХ

Некоторым кажется, что посещение квартиры без уведомления владельца – это страшное событие. Да, оно не из приятных. Однако бывают ситуации и похуже. Например, выселение. Власти имеют право требовать выселения квартиросъемщиков по следующим причинам:

    наниматель более полугода не оплачивает услуги ЖКХ;

    наниматель или арендаторы разрушают жилое помещение, либо нарушают права и интересы соседей;

    владелец квартиры эксплуатирует ее под офисное, складское помещение, либо создал в ней ветеринарную клинику, то есть использует ее не по назначению.

Возможно, для кого-то будет эта новость сюрпризом, но выселению подлежат не только арендаторы, но и сам собственника жилого помещения, но делается это исключительно в согласии с постановлением судебной инстанции. Полезно будет знать, что оснований для обращения в суд с иском о расторжения с вами договора социального найма не будет, при условии, если вы делали в срок хотя бы какие-то платежи за квартиру (будет достаточно оплачивать либо свет, либо вывоз бытовых отходов, либо газ, либо что-то еще, но одно).

Судебные приставы

Кто еще имеет право входить в квартиру без разрешения собственника, так это судебные приставы. Закон наделяет их возможностью проникать в частные владения для того, чтобы изъять по решению суда имущество собственника. Однако и у них есть ограничения полномочий:

    они обязаны предупредить должника заранее о своем приходе;

    им нельзя изымать имущество и предметы домашнего обихода, которое приносит владельцу основной заработок (если человек работает на компьютере, швейной машинке – их нельзя изымать). Если вы считаете, что действия приставов неправомерны, то на них можно подать жалобу в судебную инстанцию в течение десяти дней с момента их посещения.

Судебные приставы могут воздействовать на должника и с иной стороны, кроме изъятия его имущества. Например, они могут выписать постановление, которое воспрепятствует выезду за границу человека, имеющего даже небольшой долг в сто рублей. Такие жесткие меры применяются по отношении к любому человеку.

Другие органы власти и их возможности

Мосжилинспекция

Данная инстанция и ее представители не могут войти в квартиру без разрешения владельца недвижимости. В настоящее время Мосжилинспекция пытается добиться расширения своих полномочий и возможностей. Делается это с целью проверок квартир на незаконные перепланировки. Это явление приобрело стихийный характер за последние десятилетия.

Налоговая служба

Налоговая инспекция – это та организация, которая не имеет права входить в квартиру без разрешения. Некоторые граждане жалуются, что испытывают постоянные домогательства со стороны «сотрудников» налоговой инспекции. Инспектора говорят, что ищут незаконных арендаторов и пытаются выведать у соседей конфиденциальную информацию о них. Если называть вещи своими именами, то такие действия больше похожи на мошенничество. Инспекторы налоговой службы не имеют право посещать граждан, наведываться к ним домой, даже когда владелец жилья дома. Их полномочия заканчиваются их кабинетом. Поэтому вызвать к себе гражданина они могут только в письменной форме. Поэтому если вас вдруг посетят инспекторы налоговой службы, просто не открывайте им дверь и все.

Коллекторы

Это отдельная тема для разговора. Коллекторы – люди сложной профессии. На сегодняшний день с коллекторными агентствами и конторами заключают договора даже ДЕЗы. Последние в свою очередь пытаются выбивать долги с должников, имея за это свой определенный процент. Если коллекторы начали вам угрожать физической расправой, тревожить ночными звонками, либо пытаются проникнуть к вам в квартиру, то вызывайте сотрудников полиции, жалуйтесь на их незаконные действия в Финпотребсоюз. Бороться с ними можно только законными методами.

Главное правило неприкосновенности жилья

Мы живем не во времена дремучего Средневековья, а в светском государстве. Мы подчиняемся законам, которые помогают сохранять порядок и защищают граждан от неправомерных посягательств. Это относится и к жилищу. В Конституции РФ сказано следующие: «Жилище граждан неприкосновенно. Никто не вправе проникать в частные дома против воли проживающих в них лиц, за исключением случаев, установленных законом или на основе судебного решения». Если вам не знакомо это положение, то смело открывайте главный документ страны и ищите 25 статью.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация