План проведения мероприятий ко дню прав человека. Мкук "цбс имр ск" г.изобильныйцентрализованная библиотечная система Международный день прав человека в библиотеке

Главная / Налоги

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвящённого Международному дню прав человека

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

    Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

    Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

    Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

    Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация

Место проведения : кабинет истории

Ход мероприятия:

1.Организационная часть.

2.Основная часть. А) Объявление темы и цели классного часа

Выходят 2 ученика.

1 ученик. Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

2 ученик. Невозможно без природы,

Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены..

Учитель. Как называются эти документы?

1.Декларация прав человека,конвенция о правах человека и т.д.

Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

Учитель: 10 декабря отмечается День прав человека.

3.ученик. У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

Учитель. А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?

«Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Международный день прав человека»

4.ученик. Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым-

Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя . Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек.

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

5.ученик.

Мои права (стихотворение - шутка)

У ребёнка право есть

Кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки-

Все люди на планете.

    На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться-

Каждый вправе полечиться.

    Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав-

Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права друг

    Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда.

«ОБЯЗАННОСТИ»

29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

-Мы имеем право! Мы – дети!

3..Заключительная часть.

а) Подведение итогов.

б) Задание на дом.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

— Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

— Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

— О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

— Какими правами обладает человек?

— Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

— Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

— Что это за организация?

— В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

— В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс — Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

— Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация — это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

«Конкурс знатоков права»

ЗАДАНИЕ 1.

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;

1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;

3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ - НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

ВОПРОСЫ:

Какое правонарушение совершили ребята?

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности

Подведение итогов игры.

«Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

Государственное учреждение культуры Ярославской области

«Ярославская областная универсальная научная библиотека

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЕДИНОГО ДНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

правовых знаний в библиотеках Ярославской области / Департамент культуры

Ярославской области; ЯОУНБ им. ; сост. ; под ред. . – Ярославль, 2011. – 24 с.

© ЯОУНБ им.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем библиотекарь подводит итог: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция - это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Правовые игры ‑ наиболее удачная форма подачи материала (см. прил. 4). Варианты таких игр библиотекарь может разработать самостоятельно или найти в профессиональной литературе (см. список книг и материалов).

В заключение подчеркнем, что успех работы по правовому информированию граждан зависит от качественно сформированных информационных ресурсов библиотеки. Общедоступная библиотека является сосредоточением значительной части ресурсов по правам человека. Кроме того, библиотека предоставляет услуги по информационному сопровождению прав человека. Содержание услуг включает в себя:

1. Комплектование фондов источниками по правам человека;

2. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов по правам человека через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3. Оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации по правам человека;

4. Обеспечение оперативного доступа получателя к информационным ресурсам по правам человека;

5. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

6. Предоставление информации о возможности удовлетворения запроса пользователя с помощью других библиотек;

7. Проведение мероприятий культурно-просветительного характера в сфере прав человека для различных категорий граждан.

Мы надеемся, что одним из таких мероприятий, ежегодно проводимых библиотеками, станет День правовых знаний, приуроченный к 10 декабря ‑ Дню прав человека.

Приложения

Приложение 1.

Программа проведения Дня правовых знаний

Ярославская областная универсальная научная библиотека имени, Рыбинская городская библиотека им. Ф. Энгельса, Избирательная комиссия Ярославской области, Пенсионный фонд РФ по Ярославской области проводят

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции , было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законо­дательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с 1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

Приложение 3

Всеобщая декларация прав человека

Генеральной Ассамблеей

Организации Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека ‑ первый универсальный международный акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть обеспечены каждому человеку на земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо нее вошли еще два международно-правовых акта, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с первым Факультативным протоколом к нему и с принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. вторым Факультативным протоколом). В июне 2008 г. на восьмой сессии Совета по правам человека в Женеве был одобрен Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Ожидается, что к 60-летию Всеобщей декларации этот документ будет принят Генеральной Ассамблеей ООН, после чего государства смогут приступить к его подписанию.

Специалисты в области прав человека подсчитали, что из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и (или) закрепленных в соответствующих международных пактах 1966 г., около 40 воспринято Конституцией РФ. Но и те права и свободы, которые прямо не провозглашены в ней, обеспечиваются правами и свободами, закрепленными в тексте Основного Закона.

Идеалы и принципы Всеобщей декларации прав человека изменили характер международных отношений и наполнили содержанием стремление человечества к свободе и к достоинству. Человечество далеко продвинулось по пути, предначертанному Декларацией.

Вместе с тем, как отмечено в выступлении Верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур по случаю начала кампании, посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека, несмотря на признание прав человека в законах и в обязательствах государств, в любой стране мира и в XXI в. можно обнаружить вопиющие пробелы в практической реализации стандартов в области прав человека. По-прежнему распространены злоупотребления, дискриминация и неравенство. Данные явления могут даже усугубляться вследствие возникновения новых видов угнетения, насилия, экономического и социального неравенства.

«Для многих судебных систем, ‑ отмечает Луиза Арбур, ‑ характерны нехватка профессионализма или застарелая практика запугивания людей и подчиненности властям, что не позволяет привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека и не дает их жертвам полноценной возможности добиться справедливости».

По данным Доклада Amnesty International-2008, спустя 60 лет после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека люди по-прежнему подвергаются пыткам и жестокому обращению не менее чем в 81 стране мира, несправедливые судебные разбирательства проводятся по меньшей мере в 54 странах и как минимум в 77 странах гражданам не позволяют свободно высказываться.

Разработка и содержание Всеобщей декларации.

Уже разработка Всеобщей декларации прав человека, проходившая в непростой дипломатической борьбе, показала сложность обсуждаемых проблем и противоречивость позиций различных групп государств.

Западные державы ориентировались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемый проект прав социально-экономического характера.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на самоопределение, равенству прав каждого народа и каждой национальности в пределах государства. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государства и возражал против включения во Всеобщую декларацию таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав). Особую позицию занимали развивающиеся государства. Однако и среди них часто возникали разногласия. Это прежде всего было характерно для позиции исламских государств.

Советский Союз выступал против признания естественного, прирожденного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т. д.

Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

Несмотря на принципиально различную оценку и трактовку важнейших социально-политических категорий, государства ‑ члены ООН разработали Всеобщую декларацию прав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и принятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой ‑ страны с разными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития социального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека. Особенно это было характерно для позиции развивающихся государств.

Различные (а зачастую и противоположные) позиции Запада, социалистических и развивающихся стран при обсуждении Всеобщей декларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа (всего в документе 30 статей) носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации вполне конкретны и напоминают положения конституций и законодательных актов различных стран мира, поскольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.

Как было уже отмечено, после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой являлся известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридических обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заключения новых международных соглашений, что свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследований, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием». Так, в Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды названных стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений.

Большинство государств рассматривает Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали «jus cogens». Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что некоторые страны не являются участниками многих международных соглашений в области прав человека. Однако они обязаны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека.

Приложение 4

Библиотечный урок по Конвенции о правах ребенка

(для 5-7 классов)

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Ход урока:

Разминка: игра «Мы разные». Библиотекарь предлагает поднять руки тем, кто считает себя:

· внимательным;

· общительным;

· свободным;

· счастливым.

Библиотекарь: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Продолжение разминки: - Кто из вас знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка?

Библиотекарь: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, со­держащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

1. Что такое права человека?

2. Какие права есть у вас?

3. Достаточно ли прав у детей?

4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?

5. Какие права вы считаете главными для человека?

6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?

7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?

8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?

Работа с текстом Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Вопросы к учащимся:

1. Что удивило вас в отношении возраста детей?

2. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Вопросы к учащимся:

1. Какие права ребенок приобретает сразу же после рождения?

2. Что такое гражданство?

Аналогичным образом идет знакомство с основными положениями Конвенции.

В заключение можно обсудить с ребятами следующие вопросы:

1. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (на государства-участники).

2. При каких обстоятельствах (если это вообще допустимо) могут быть ограничены права и свободы ребенка? (Эти ограничения необходимы для: А. Для уважения прав и репутации других лиц. Б. Для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения).

3. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?

Приложение 5

Игра, посвященная Дню Защиты прав человека ‑ 10 декабря

(старший школьный возраст)

Цели игры:

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Организационная часть игры

Ребята делятся на команды, их количество должно варьироваться в количестве от 2-х до 5. Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Оформляется зал. На стенах размещаются плакаты с символикой страны, символом Конституции России; организуется «табло» для отображения счета игры. Все ребята должны ознакомиться с правилами игры заранее, но в начале игры ведущий напоминает их. Команды получают экземпляры Конституции России на каждую команду, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течении 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные» ответы. Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса – число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задаётся следующий вопрос. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными грамотами победителей, именными дипломами. В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила. Проигравшая команда получает поощрительные призы.

Вопросы I тура

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? ‑ В 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября ? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – В 1989 г.

7. Кто является ребенком по определению Конвенция о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

8. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

9. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря .

10. Как называется вступительная часть к Конституции? ‑ Преамбула.

11. Сколько субъектов в РФ? – 89.

12. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина в ? – Во II-й главе.

13. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

14. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2) Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).

5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т. д.).

Ведущий подводит предварительные итоги.

Продолжение 2 тура.

Ведущий : Попробуйте разобраться в ситуациях, используя Конвенцию о правах ребенка.

Ситуация №1 .

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? – Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут.

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей. (Ст. 13 Конвенции).

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, вымой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме такой беспорядок...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Список книг и материалов

1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. ‑ М. : Юридическая литература, 1990. ‑ С. 14-20.

3. Конвенция о правах ребенка: Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. ‑ 1990. ‑ №45.

4. Закон ЯО от 01.01.2001 N 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области»: Принят Ярославской областной Думой 29.09.2009 // Документ-Регион. 2009. ‑ N 15, 13 октября .

5. Албегова человека / , ; Обществ. орг. яросл. обл. «Социум». ‑ Ярославль: [б. и.], 2005. ‑ 174 с.

6. «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / коммент., советы и рекомендации, . ‑ М. : Рос. газ., 2005. ‑ 192 с. ‑ (Библиотечка «Российской газеты»).

7. Защита прав ребенка: интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. – М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

8. Защита прав ребенка (руководство для преподавателя) : интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. ‑ М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

9. Морозова преподавания права в школе / Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». ‑ М. : Новый учеб., 2002. – 219 с.

10. Никитин ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М. : Дрофа, 2000. ‑ 96 с.

11. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека: учеб. пособие / Е. Потемкина и др. ‑ М.: Права человека, 2003. – 215 с.

12. Права человека: учебник для вузов / Комиссия по правам человека при Президенте Рос. Федерации, Ин-т государства и права РАН. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

13. Права человека: История, теория и практика: [Учеб. пособие] / ; Отв. ред. . ‑ М. : Руслит, 1995. – 302 с.

14. Ребенок под защитой закона: Методические рекомендации по организации цикла книжных выставок / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени. ‑ Ярославль, 2010, ‑ 16 с.

15. Савина человека. Информационная поддержка в библиотеке: учебно-методическое пособие. ‑ М. : Литера, 2010. ‑ 208 с.

16. Сборник олимпиад: Экономика, право, предпринимательство, основы потребительских знаний / Мин-во образования РФ, Государственный ун-т - Высшая школа экономики. ‑ М. : МПА-Пресс, 2002. – 111 с. ‑ (Приложение к журналу «Экономика в школе» ; вып. 1).

17. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 286 с.

Ресурсы Интернет

1. http://www . ***** - Уполномоченный по правам человека РФ.

2. http://wvvw. un. org/russian - Организация Объединенных Наций.

3. http://www. hro. оrg - портал «Права человека в России».

4. http://yhrm. ***** - Молодежное правозащитное движение.

5. http://www. *****/index. htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени.

6. http://www. ***** - информационно-правовой ресурс для детей

7. http://school-sector. *****/prava - Программа «Права и дети в Интернете»

8. http://www. ycentre. org - Молодежный центр прав человека (Москва)

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Какие желания были у Жени?
  • У неё было право выбора?
  • На что она потратила последний лепесток?
  • Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

  • Я имею право быть чёрным и белым.
  • Я имею право быть ловким и смелым.
  • Ты имеешь право иметь своё имя.
  • Ты имеешь право быть просто любимым.
  • Мы имеем право на всём белом свете.
  • Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы сайта "Детский правовой сайт".
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

В рамках областного Дня права 2014 в библиотеках Кстовской ЦБС традиционно прошёл цикл мероприятий.

День информации в Ближнеборисовской библиотеке

18 октября в Ближнеборисовской сельской библиотеке-филиале № 8 состоялся День информации с участием юриста Вадима Серова. В ходе встречи он ответил на многочисленные вопросы сельчан по трудовому, жилищному и семейному праву, провёл индивидуальные консультации. Н. М. Кириллова, зав. библиотекой, сделала обзор книжно-журнальной выставки «Поговорим о праве», на которой были представлены юридические издания по различным правовым проблемам: по защите прав потребителей, об административном и уголовном праве, об обжаловании незаконных действий должностных лиц. Присутствующие были оповещены о Центрах правовой информации в Областной библиотеке им. В. И. Ленина и Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, где все желающие могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Правовой турнир в Работкинской библиотеке

21 октября для обучающихся МБОУ СОШ с. Работки сотрудники детской и взрослой библиотек провели турнир «Правовой эрудит».

А. С. Калинина и Н. С. Клюшанова, ведущие мероприятия, рассказали школьникам о «Конвенции о правах ребёнка» и представили видеоролик «Права детей и подростков».

В ходе конкурса дети разделились на три команды: «Солнышко», «Снежинки» и «Икар». Юные знатоки права с большим интересом участвовали в игре и дружно выполняли задания разнообразных раундов: «Разминка», «Сильное звено», «Конкурс капитанов», «Кто быстрее», «Правила и виды социальных норм». Команда победителей «Снежинки» была отмечена памятными призами. Обучающиеся - Пылаева Настя, Фролова Ксения, Хвастунова Вера, Гамова Маша, Ложкин Дима, Черняев Андрей и Овчинников Сергей - показали отличные знания в области права.

Правовой журнал для младших школьников в Работкинской детской библиотеке

23 октября для обучающихся начальных классов сельской школы сотрудники Работкинской детской библиотеки-филиала № 6 провели устный журнал «Я имею право».

Н. С. Клюшанова рассказала школьникам о международном правовом документе, определяющем права детей - «Конвенции о правах ребенка». В ходе встречи был продемонстрирован видеофильм «Декларация о правах ребенка», где в доступной форме представлена информация о правах детей. Школьники активно участвовали в тематической викторине. Н. А. Назарова, главный библиотекарь, сделала обзор книжной выставки «Право и мы».



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация