Можно ли ув. Православные правила: можно ли ходить в церковь с месячными

Главная / Налоги

Критические дни, месячные или, как называют в православной среде, дни нечистоты являются препятствием для женщин, желающих участвовать в церковной жизни. Но у каждой представительницы прекрасного пола детородного возраста теплится надежда на то, что все же есть шанс на участие в православных обрядах, если такие дни выпадают некстати. Давайте рассмотрим, что позволительно, а что категорически запрещено. В тексте приведены ответы священников женщинам на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными.

То, что дано природой

Зачастую женщины говорят о несправедливости из-за запрета посещения храма и участия в таинствах, ведь месячные - это то, что дано природой. Но все же следует придерживаться установленных правил. Почему? Во-первых, лучше начать с ветхозаветного грехопадения. Давайте вспомним, что сказал Бог Адаму и Еве, когда те ослушались и вкусили запретный плод. А сказал Господь примерно так: «Отныне будете жить на земле в болезнях, трудах, рожать в муках». Ева первая ослушалась Господа и соблазнилась словами змия, поэтому с тех пор женщина является тем, кто должен находиться в послушании у мужа, мужчины. Кроме того, ей же даны и периоды очищения в виде месячных.

Во-вторых, в православном храме не должно быть никакой крови кроме крови Христа, которая подается людям во время таинства Евхаристии в виде вина (кагора). Разумеется, речь в данном случае идет не только о женщинах в дни нечистоты, но и о тех, например, у кого внезапно началось носовое кровотечение.

Как видно, речь идет как о крови человеческой в храме вообще, так и об очищении женщины. Именно поэтому современные священники зачастую каждый по-своему объясняет, можно ли идти в церковь при месячных.

Из этого следует еще один нюанс: в прошлые столетия не существовало средств гигиены, женщины с критическими днями могли по неосторожности осквернить святой пол храма. Именно поэтому они в такие периоды воздерживались от его посещения. Поэтому традиция полного отсутствия женщин на святом месте до сих пор существует.

Если надежная гигиеническая защита обеспечена

Благодаря современным технологиям по изготовлению средств гигиены каждая женщина может быть спокойна. Но можно ли в храм? Зачастую священникам задают такой вопрос снова и снова. На самом деле, можно, но только прикасаться к святыням нельзя, участвовать в любых Таинствах тоже запрещено. Не следует также прикасаться к руке священника, брать у него благословение, целовать крест по окончании службы.

Но если представительница слабого пола забывчива, может ненароком прикоснуться к святыне, то лучше вообще воздержаться от посещения храма даже в большой праздник. Именно поэтому, отвечая на вопрос: «Можно ли заходить в церковь при месячных?», будем честны: «Нежелательно».

Что можно, а что нельзя в храме?

Давайте теперь подробно рассмотрим, что не возбраняется женщинам делать в церкви:

  • молиться, участвовать в песнопениях;
  • покупать и ставить свечи;
  • находиться в притворе храма.

Как видно, разрешается только духовно пребывать в церкви. Но телесно делать ничего нельзя.

Запретов гораздо больше. Перечислим, что нельзя делать:

  • участвовать в любых таинствах (исповедь, причащение, крещение собственное или крестника/крестницы, венчание, елеосвящение);
  • прикасаться к иконам, кресту, мощам;
  • пить святую воду;
  • принимать освященные предметы (масло, образки, освященные предметы);
  • прикасаться к Евангелию.

Эти правила распространяются не только для посетительниц храмов, но и для тех, кто находится вне святыни дома, в поездке, на работе и так далее. Итак, можно ли в церковь с месячными? Да, но нужно быть внимательной.

Когда заходить в церковь совсем не следует?

Но бывает и так, что в храм идти нежелательно совсем. Допустим, в маленьком храме всего один выход, но по окончании службы батюшка встает в притворе у самого выхода. Выйти, не поцеловав креста, или не получится, или есть риск задеть святыню. В таком случае священники отвечают примерно так: «Побудьте дома, можно пропустить воскресный или праздничный день по столь уважительной причине. Зато молитвенный настрой на будущее будет хорошим. Молитесь дома так, словно находитесь на литургии».

Но можно ли в церковь с месячными, если нет препятствий? Разумеется, можно. Только желательно находиться в притворе (у входа в храм), чтобы случайно не забыть о нечистых днях и не приложиться к иконам.

Что делать, если прикоснулась к святыне?

Иногда все же по незнанию или по неосторожности женщина прикасается к святыне. Что делать? Следует обязательно сказать на исповеди батюшке, что приложилась к иконе/кресту или выпила святой воды при месячных. Можно ли в церковь во время месячных, даже если они почти прекратились? Ответ краткий: «Нежелательно».

Если месячные - болезнь

Существует Евангельская история, в которой говорится об исцелении кровоточивой женщины Иисусом Христом. Господь при этом не отругал женщину, но сказал примерно так: «Вера тебя исцелила, иди и впредь не греши».

Можно ли в церковь с месячными, которые длятся больше нормального срока и считаются болезнью? В данном случае - да.

Когда еще женщине запрещено в храм?

Еще в раннехристианский период было установлено, чтобы женщина в течение 40 дней после родов вообще не посещала храм. Дитя может принести отец или родственник, близкие друзья. Но матери нужно воздержаться.

Мы разобрались, можно ли ходить в церковь во время месячных. В заключение следует отметить, что прикладываться к святыням на улице, окунаться в святой источник и участвовать в водосвятном молебне также нельзя.

Подобные временные запреты - не повод для отчаяния для верующих женщин, но это хороший повод укрепить свою веру, быть более серьезной в молитве.

Что такое менструация, и как этот процесс проходит, знает каждый. Часто можно услышать о том, что в этот период нельзя посещать святые места. Возникает вопрос, какое мнение на этот счет у верующих, и что говорит Библия. Узнать, можно ли с месячными в церковь ходить, возможно из трактовок завета и богослужителей.

У католической церкви этот вопрос уже решен давно, а православные христиане так и не пришли к общему мнению. Как такового запрета на посещение святыни во время критических дней нет. Его не существовало никогда, но всегда было известно, что в храме нельзя проливать человеческую кровь, а менструальные выделения из нее и состоят. Получается, что женщина, приходя в церковь, оскверняет ее. После этого храм необходимо повторно освещать.

Священники, а также прихожане не переносят вида крови, боятся ее протекания в стенах храма. Даже если человек поранил палец, он должен покинуть священное место.

По сути, выходит наружу, но благодаря современным предметам гигиены, различным тампонам или прокладкам это уже не проблема. Если женщина приняла все меры, чтобы не допустить осквернения святого места своей кровью, она может приходить в храм во время месячных.

Трактовка Ветхого Завета

Еще с самых ранних библейских времен было засвидетельствовано, что не пристало женщине в нечистые дни участвовать в ритуалах. В Левите говорилось, что нечистой является не только менструирующая женщина, но и каждый, кто к ней притронулся. Таким образом к нему передается вся негативная энергия. В Законе святости – одной из глав Ветхого Завета – запрещены также любые сексуальные отношения и их проявления.

В древнем мире не только евреи оставались при мнении, что во время менструации женщина нечистая, и на вопрос, можно ли с месячными идти в церковь, отвечали однозначно. Языческие культуры не единожды упоминали в своих писаниях о важности ритуальной чистоты. Она не только оскверняла культуру, но и препятствовала верующим, а также жрицам язычества проводить обряды и посещать святыни.

Таких же канонов придерживались иудеи, в учениях Тосефта и Талмуда об этом неоднократно упоминалось. Запреты были столь категоричны, что не шли в сравнение даже с Библейскими учениями. Женское кровотечение для них было не просто осквернением всего святого, но и страшной опасностью для служителей Бога. Этим они объясняли, почему нельзя ходить в церковь с месячными.

Люди верили, что посещение женщиной церкви в период менструации может закончиться страшными последствиями и наказаниями. Это и тяжелые неизлечимые болезни, а также смерть.

Однозначного ответа нет, но во время месячных женщинам запрещалось притрагиваться и смотреть на лики святых, касаться их мощей.

В современной Библии строгих запретов уже нет, а изучая главы священной книги, можно найти подтверждения о том, что менструация и выделения, ее сопровождающие, являются естественным процессом, который не должен стать препятствием для верования и совершения обрядов.

Иисус Христос в Новом Завете перенес такое понятие, как ритуальная чистота на новый духовный уровень. Он полностью отделил физиологическую сторону менструации, и все телесные проявления стали незначительными по сравнению с духовной чистотой человека.

Ученики в главах Завета неоднократно повторяли, что осквернить веру могут только идущие от сердца злые намерения. Акцент в Новом Завете становится на духовное состояние человека, а не на физические процессы, которые происходят с женщиной. Менструация ведь – просто проявление женского здоровья и ее способности произвести на свет новую душу.

Рождение - это священное таинство, а не запрещенный ритуал, которой может быть нечестивым, и не становится основанием для запрета на посещение храмов или участие в богослужениях.

Можно вспомнить о фактах Евангелии, где Спасатель, не думая о возможном осуждении, касается и исцеляет менструирующую женщину и восхваляет ее за веру. Ранее такое поведение осуждалось, а в иудаизме, вообще, приравнивалось к неуважению святого. Эти записи стали поводом для изменения трактовки о возможности посещать храм во время менструации.

Нельзя женщину из-за вполне естественных процессов, дарованных природой, отлучать от церкви даже на время и препятствовать ее верованиям. Нельзя осуждать человека за то, что он не в силах изменить, ведь менструальный месяц - природное явление. Любые верования допустимы для менструирующей женщины, она может участвовать во всех богослужениях, а также:

  • совершать причастие;
  • приходит в церковь;
  • молится у лика святых.

Нельзя запретить женщине проявлять веру и изгонять ее из божьего храма только потому, что она переживает месячный цикл и естественные физиологические процессы.

Современное мнение священнослужителей

Основываясь на точке зрения строгого Православия, нельзя запрещать женщине посещать храм. Во время месячных ходить в церковь не только можно, но и нужно. Изучение церкви и современное мнение богословских конференций пришли к общему мнению, что запрет посещать святые места во время месячных - это морально несостоятельные и достаточно устаревшие взгляды.

Сейчас осуждают людей, которые категорически настроены и придерживаются старых устоев. В отдельных случаях их рассматривают как недостойных христианской веры и даже приравнивают к приверженцам суеверий и мифов.

Служители современной церкви, наоборот, приветствует посещение женщинами святыни независимо от дней менструального цикла. Священники проповедуют молиться независимо от физического состояния, а не только заходить в церковь во время месячных.

Еще совсем недавно, буквально, меньше века назад женщин всячески угнетали, не разрешали выпекать священные просфоры, убирать в храмах и прикасаться к святыне. Сейчас такие запреты сняты и в период менструации женщина, как и в другие дни, приходит в церковь, работает, несмотря на день менструального цикла и наличие выделений в дни ее очищения.

Во многом такое отношение связано не с предписаниями Библии, а с отсутствием ранее обычных сегодня средств гигиены, которые не давали возможности посещать храм. При отсутствии прокладок и даже нижнего белья существовала опасность загрязнения пола в церкви, что всегда было и есть недопустимо. Теперь разрешается посещать святые места, запретить этого делать никто не может.

Вето на посещение храма во время месячных актуально только при великих религиозных событиях. К ним относятся:

  • крещение ребенка;
  • венчание молодоженов;
  • службы в Рождественскую ночь и Пасху.

В любые другие дни запреты не имеют своей силы, хотя по-прежнему остались служители, которые придерживаются старых устоев и на вопрос о том, можно ли идти в церковь с месячными, отвечают категорическим отказом.

Идут века, меняются поколения, а вопрос, можно ли женщинам посещать церковь во время месячных, остается без ответа. Споры и дебаты по этому поводу не утихают между священнослужителями, людьми глубоко верующими и особами, не искушенными в религиозных тонкостях. Одни, ссылаясь на Ветхий Завет, считают, что женщинам с месячными категорически нельзя даже заходить в храм Божий, другие накладывают табу на участие в таинствах, а третьи не видят ничего греховного в посещении церкви девушками во время менструации. Впрочем, аргументы каждой из сторон весьма убедительны, но давайте вместе пофилософствуем на тему: можно ли в церковь с месячными?

Можно ли посещать церковь во время месячных: причины запрета

Несмотря на то, что разногласия по поводу правильности данного запрета существуют уже давно, русские православные девушки чтили традиции, и в критические дни в церковь не ходили. Между тем, еще в 365 году Святой Афанасий выступил против такого правила. По его словам, женщина в дни естественного обновления организма не может считаться «нечистой», поскольку этот процесс не подвластен ее контролю и был предусмотрен Господом, из чего напрашивается вывод, что будучи «чистой» помыслами, женщина может в любой день менструального цикла посещать храм.

Но давайте коснемся первопричины данного запрета, и все же выясним, почему вопрос, можно ли идти в церковь во время месячных, до сих пор не имеет однозначного ответа.

Итак, многие служители церкви мотивируют отказ менструирующим женщинам в посещении храма, предписаниями Ветхого Завета. Согласно последнему существует ряд ограничений, когда человек не может заходить в церковь. К ним относятся некоторые болезни и истечение из половых органов, в частности женские кровотечения различной этиологии ( месячные и ). По неопределенным причинам такие физические состояния считались грехом, соответственно женщина с менструацией -греховной или физически «нечистой». А что самое интересное и немного абсурдное, это убеждение, что такая «нечистота» передается через прикосновение, то есть, если женщина с месячными зайдет в храм и прикоснется к святыням, тем самым она осквернит их и людей, к которым случайно дотронется.

Однако, существует и другая версия возникновения запрета, согласно которой данная проблема уходит корнями во времена язычества. Как стало известно ученым, язычники боялись кровотечений, поскольку были убеждены, что кровь привлекает демонов, соответственно в храме менструирующей женщине было не место.

Скептики и прагматики и вовсе списывают данный запрет на отсутствие средств гигиены в древние времена. Естественно, что пачкать полы в церкви кровью недопустимо, и это не обсуждается. Но за неимением прокладок, тампонов и нижнего белья «оставаться незамеченными» нашим прародительницам не удавалось, отсюда и такие вынужденные меры.

Можно ли идти в церковь во время месячных: новый взгляд на старую проблему

По-новому взглянуть на запрет многих священнослужителей «заставил» Новый завет, в котором понятие греховности отожествляется с плохими намерениями и помыслами. Что касается физиологических естественных процессов, как, например, менструация, то согласно предписаниям, грехом они не являются и не должны отлучать человека от Господа.

В наши дни практически каждый священник вам скажет, что заходить в церковь с месячными можно. Конечно, некоторые из них, в знак уважения и почтения былых традиций, посоветуют воздержаться от участия в таинствах церкви. В целом же современная женщина может удовлетворить свою духовную потребность, причаститься или исповедаться в любой день менструального цикла. Главное условие для посещения храма Божьего – это чистые помыслы и благие намерения, в то время как физическое состояние в этом случае не имеет значения.

Впрочем, после всего сказанного, решать, можно ли идти в церковь во время месячных или подождать, когда они закончатся, каждая женщина должна самостоятельно, руководствуясь внутренними ощущениями, учитывая обстоятельства и следуя советам священника.

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Хри-стос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4).

Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавле-нии от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел . Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя .

Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, "аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы", ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой "приключилось обычное женам" причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же "приняла Св. Тайны".

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут "приступать к Святой трапезе" в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью...»

Существует мнение, что женщине в период месячных запрещено входить в церковь и присутствовать на богослужениях. Этот запрет соблюдается на протяжении многих веков, поэтому до сих пор верующие женщины сомневаются, можно ли им ходить в церковь во время месячных. Может быть, кровотечения делают их нечистыми, поэтому им не место в церкви?

Можно ли посещать храм или церковь, если у женщины месячные?

Откуда возник запрет на посещение храма во время регул, так ли он актуален в XXI веке? Некоторые женщины продолжают строго соблюдать это предписание и очень беспокоятся, чтобы менструация не началась в церкви. Другие же спокойно посещают богослужения в храме, считая такие предостережения устаревшими. Можно или нельзя при менструации ходить в церковь? Ответ на этот вопрос может дать изучение Ветхого и Нового Заветов.

По Старому Завету

Согласно Ветхому Завету, первая женщина Ева поддалась искушению и вкусила плод с Древа познания добра и зла, а затем уговорила своего мужа Адама съесть его. За это Бог наказал Еву. Наказание за проступок было наложено на весь женский пол. Рождение детей с тех пор происходит в страданиях, а ежемесячные кровотечения являются напоминанием о совершенном грехе.

В Старом Завете содержится предписание, по которому женщинам в некоторых ситуациях запрещается приближаться к храму и входить в него:

  • во время регул;
  • после рождения мальчика – в течение 40 дней;
  • после рождения девочки – в течение 80 дней.

Священнослужители объясняли это тем, что женский пол несет отпечаток грехопадения человека. В период менструации женщина становится грязной, нечистой, поэтому ей не следует осквернять дом Божий. Кроме того, в доме Божием совершается Святейшая Бескровная Жертва - молитва, поэтому любое кровопролитие в его стенах недопустимо.

По Новому Завету

С приходом Иисуса Христа акцент смещается с физиологического на духовное. Если раньше, во времена Старого Завета, человек считался осквернителем из-за физической грязи, то теперь значение имеют только помыслы. Каким бы чистым внешне ни был человек, если у него грязные мысли и намерения, нет веры в душе, все его дела считаются бездуховными. И, наоборот, даже самый грязный и больной верующий может быть чист душой как младенец.

В Новом Завете описана история, которая произошла во время того, как Христос шел к больной дочери архисинагога Иаира. К нему подошла женщина, которая много лет страдала от кровотечений, прикоснулась к краю одежды Иисуса – и тут же истечение крови прекратилось. Почувствовав исшедшую от него силу, Иисус Христос спросил учеников, кто прикоснулся к нему. Женщина призналась, что это была она. Христос же ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Истоки возникновения запрета

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Откуда в сознании общества возникла мысль, что женщина в период менструации является нечистой? Такая точка зрения являлась распространенной в древности среди многих народов, которые не понимали, почему у женщины бывает кровотечение, поэтому пытались объяснить это явление всеми возможными способами. Поскольку многие физиологические выделения считались признаком болезни, регулы стали олицетворять телесную грязь.

Языческий период

Во времена язычества в разных племенах отношение к женщине в период кровотечений было практически одинаковым. Как у человека может проливаться кровь, считающаяся признаком ран и болезней, каждый месяц, но при этом он остается жив? Древние народы объясняли это связью с демонами.

Девочки, стоящие на пороге полового созревания, проходили обряд инициации, который напрямую был связан с менархе. После этого они считались взрослыми, их посвящали в женские таинства, они могли вступать в брак и рожать детей.

В некоторых племенах женщин в период кровотечений изгоняли из дома. Они должны были жить в специальной хижине и только после этого, очистившись, могли вернуться домой. В отдаленных уголках планеты подобные обычаи сохранились до сих пор.

Времена Ветхого Завета

Исследователи считают, что период, когда создавался Ветхий Завет, относится к I–II тыс. до нашей эры. Чтобы понять, почему в Библию были внесены запреты по отношению к женскому полу, необходимо обратить внимание на социальное положение женщин в то время.

Женский пол в древнем обществе считался по статусу ниже, чем мужской. Жены и дочери не имели одинаковых с мужьями и сыновьями прав. Они не могли владеть имуществом, вести дела, не обладали правом голоса. Фактически женщина была собственностью мужчины – сначала отца, потом мужа, а затем сына.

Представление о грехопадении человека, виновницей которого стала Ева, объясняло, почему женщина должна занимать низшее положение по сравнению с мужчинами. Другая причина, почему менструации делали женский пол нечистым, скрывается в представлении о болезнях. У древних народов не было знаний о том, что вызывает различные заболевания.

Кровь и гной были опасны, потому что являлись очевидным признаком болезни, которая могла заразить другого человека. Именно поэтому во времена Ветхого Завета в церковь запрещалось входить не только во время менструаций, но и тем, кто имел гнойные раны, болел проказой или прикасался к трупам.

Какие ограничения на посещение святого места существуют в наши дни?

Несмотря на то, что Новый Завет поставил духовную чистоту выше физической, мнение священнослужителей многие века оставалось неизменным. Например, в киевском «Требнике» начала XVII века есть предписание о том, что если женщина с месячными войдет в храм, на нее следует наложить наказание в виде 6-месячного поста и ежедневных 50 поклонов.

В наши дни такого строгого запрета на посещение храмов нет. Женщине можно идти в церковь, молиться, ставить свечки. Если же она беспокоится о возможном осквернении своим присутствием святого места, то может просто постоять в стороне, у входа.

Однако некоторые ограничения по-прежнему остались. Церковь не рекомендует совершать Таинства во время месячных. Причастие, крещение, исповедь и венчание - эти события лучше перенести на другие дни цикла.

Кроме того, прихожанка не должна забывать о других правилах посещения церквей. Женщинам положено входить в храм только с покрытой головой и в юбке. Не допускаются слишком глубокие вырезы и мини-юбки. Однако многие церкви, особенно те, которые находятся в туристических местах, стали относиться к внешнему виду верующих лояльнее. Если женщина почувствует непреодолимое желание зайти внутрь, она может сделать это в брюках и без платка.

Как относятся другие религии к менструации женщины?

В исламе мнение по этому вопросу неоднозначное. Некоторые мусульмане считают, что от посещения мечети лучше воздержаться. Другие же настаивают на том, что от подобных запретов следует отказаться. Мечеть запрещено осквернять телесными выделениями, но если мусульманка использует гигиенические средства (тампоны, прокладки или менструальные чаши), она может войти внутрь.

В индуизме женщинам во время регул заходить в храмы нельзя. В буддизме, в отличие от других религий, запрет на посещение никогда не существовал. Женщина в любое время может войти в дацан.

Мнение священнослужителей

Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.

Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.

Если прихожанка боится нарушить запреты и сомневается, стоит ли ей посещать богослужение в дни регул, ей стоит спросить у духовного наставника. Служитель церкви сможет развеять сомнения женщины и успокоить ее.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация