Какой штраф предусмотрен за езду по обочине. Какой штраф за езду по обочине. Спорные ситуации или можно ли выйти сухим из воды

Главная / Налоги

В по обочине сейчас наказывается штрафом. При этом размер его немаленький. Однако многие нетерпеливые водители пренебрегают правилами и все равно во время заторов стараются обогнать стоящие автомобили, передвигаясь по обочине.

Что такое обочина?

В есть понятие, что обочина является элементом дороги. Ее начало обычно ограничивается разметкой 1.2.1 или 1.2.2 действующих ПДД. Если разметки нет, то, как правило, обочина отличается от покрытием. Обычно оно грунтовое.

Нужно отметить, что что обочина является элементом дороги, ездить по ней строго запрещено. Движение по обочине ПДД разрешает только в самых редких ситуациях, например, когда проезд полностью был перекрыт из-за серьезного дорожно-транспортного проишествия.

В последнее время инспекторы патрульной службы особенно строго относятся к тем нарушителям, которые, невзирая на правила, все равно продолжают обгонять или передвигаться по обочине.

Почему так строго?

На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.

Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.

На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.

Поэтому опытные водители, которые не привыкли обгонять "пробку", настоятельно рекомендуют нарушителям не выезжать на обочину, ведь обратно заехать в ряд стоящих автомобилей будет еще сложнее.

Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.

Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.

Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.

Кроме этого, если при подобном маневре водитель не смог сразу же вернуться в свою полосу движения, то ему может быть выписан и еще один штраф - за создание аварийной ситуации.

Наказание за подобный проступок - 5 000 рублей. Суд может также лишить нарушителя водительского удостоверения на срок до полугода. Если водитель решит испытать судьбу еще раз, то лишение за такое деяние будет увеличено до года.

Кому можно передвигаться по обочинам

Несмотря на такое строжайшее наказание для водителей автомобилей и на абсолютный запрет на движение автомобилей по обочине, есть категория транспорта, которая имеет право двигаться по этому элементу дороги без страха получить штраф.

К этой категории относятся автомобили дорожно-сервисных служб, а также груженые фуры. Более того, фуры имеют право и останавливаться у обочины, если пункт, куда они везли товар, находится в непосредственной близости от нее.

Также по обочине могут двигаться еще некоторые ТС, если они не создают помехи пешеходам. Среди них:

  • велосипеды, в случае если человек, который им управляет, старше 14 лет;
  • мопеды также могут продолжать движение по обочине, пункт правил 24.7 (ПДД) тому подтверждение;
  • и прочий живой транспорт.

Передвижение по обочине велосипедов

Велосепедисты, которые старше 14 лет, могут передвигаться только по специально отведенным для этого дорожкам. Они называются велосипедными. Если же таких дорожет нет, тогда взрослые велосипедисты могут ездить и по обычной дороге, приняв при этом правое положение. Правила движения велосипедистов по обочине гласят, что передвигаться по этому элементу дороги можно лишь в том случае, если велосипедных дорожек нет, а двигаться по проезжей части невозможно.

Это правило распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Если же водитель младше этого возраста, то он имеет право двигаться исключительно по тротуару или по местам, которые попадают под понятие жилой зоны.

Езда по обочине мопедов

Сейчас стоит обратить внимание на мопеды и скутеры, водители которых вообще не следуют никаким поставленным правилам. Итак, как написано в правилах дорожного движения, которые не так давно вступили в силу, водители мопедов обязаны передвигаться только по проезжей части и только прижавшись в правую сторону.

Движение мопеда по обочине также не запрещено правилами, однако это можно делать только в самых крайних случаях и только в том случае, если на обочине нет пешеходов и их передвижению мопед мешать не будет.

Стоит также отметить, что, по сравнению с велосипедом, у мопеда гораздо больше ограничений по правилам передвижения. Например, водителям мопедов категорически запрещается передвигаться по велосипедным дорожкам и по пешеходным зонам. Также им запрещается передвигаться по тротуарам.

В каких случаях автомобили могут передвигаться по обочине

Не секрет, что движение по обочине не только может стать причиной небольших дорожно-транспортных проишествий, но и способно еще больше увеличивать пробку. Кроме этого, такие шустрые нарушители раздражают и без того нервных водителей, которые уже не первый километр стоят в заторе.

Несмотря на то что правилами строго запрещается, есть и такие ситуации, когда водитель просто не видит другого выхода, как передвижение по краю дороги.

Инспекторы дорожно-постовой службы иногда закрывают глаза на подобное нарушение. Но только в исключительных ситуациях. Для того чтобы понять, какая ситуация является исключительной, необходимо привести пример.

Итак, можно представить, что на дороге произошла крупная авария. В ней пострадало несколько автомобилей. Во время удара транспортное средство вынесло на соседнюю полосу, в итоге авария перегородила движение автомобилей во все стороны. Именно в этом случае у водителя не остается никакого другого выхода, как передвижение по обочине.

Понятно, что приведенный пример является исключительной ситуацией. В других же случаях водитель должен обгонять попавшие в ДТП автомобили только по встречной полосе, но ни в коем случае не по обочине.

Как сейчас "ловят" нарушителей

Конечно, если нарушитель передвигается по обочине и увидел инспектора ДПС, он сразу же перестроится в свой ряд. В этом случае блюститель порядка может и не заметить нарушения. Но сейчас вводится новая техника для выявления нарушителей.

Например, в крупных городах уже относительно давно стали работать камеры автоматической фиксации нарушений. Нужно заметить, что многие водители относятся к этому скептически, однако те нарушители, которые уже получили штрафы за езду по обочине в размере 1 500 рублей, думают абсолютно иначе.

Действительно безоговорочное наказание рублем гораздо эффективнее, чем разговоры с инспекторами ДПС. Нарушитель получил штраф и уже обязан будет его погасить, чтобы не нажить проблем с законом. Интересно то, что это уже давно было подтверждено на реальных примерах, когда, оплатив один штраф, водитель больше не полезет для обгона на обочину.

Движение автомобилей по обочине запрещено. Вот и пункт 9.9 Правил дорожного движения об этом говорит. Правда, как это обычно бывает, у каждого правила есть исключения. Существуют они и в этом случае.

Ряд обстоятельств, по которым водитель смело заворачивать на обочину, описывается в том же пункте ПДД, который указан выше. По обочине могут ехать машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также транспортные средства, подвозящие грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда. Разумеется, выезжая на обочину, водитель должен обеспечить безопасность движения.

Кто может ездить по обочине?

По обочине могут двигаться велосипедисты в возрасте старше 14 лет. Но лишь в том случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части (пункт 24.2 ПДД РФ). В пункте 24.7 ПДД право двигаться по обочине получил также и водитель мопеда, но лишь в том случае, если он не создает помех пешеходам.

Есть в ПДД пункт 25.2, который разрешает двигаться по обочине гужевым повозкам (саням), верховым и вьючным животным, но только в один ряд и возможно правее. Кроме того, эти категории транспорта не должны создавать помех пешеходам.

Слово «обочина» также встречается в пункте 8.8 ПДД. В нем говорится о том, что водитель автомобиля может заезжать на обочину для разворота вне перекрестка в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Чем грозит движение по обочине?

Во всех остальных случаях движение по обочине попадает под часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ, предписывающую наказывать водителя за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги штрафом в размере одной тысячи пятисот рублей.

Интересная деталь: нечаянное пересечение автомобилем сплошной линии, разделяющей проезжую часть и обочину, также влечет наказание, но уже по другой статье – 12.16 КоАП часть 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Другими словами, если вы едете по обочине, готовьтесь к тому, что ваш кошелек опустеет на 1,5 тыс. рублей, а если кратковременно пересекли сплошную линию разметки – на 500 рублей.

Объезд препятствия

А что делать, если проезжая часть состоит из одной полосы и обочины и на ней образовалось препятствие?

Сначала определимся с тем, что такое препятствие. Препятствие – это (пункт 1.2 ПДД) неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил, препятствием не является.

В этом случае водитель должен двигаться в направлении объезда, обозначенном предписывающими знаками. Если их нет, следует объехать препятствие по обочине. Если это невозможно, то по встречной полосе.

Может ли внезапно появившийся на месте инспектор ДПС оштрафовать вас по статье, запрещающей двигаться по обочине? Может. В этом случае вам следует заявить, что выезд на обочину был вынужденным из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. Если он продолжает настаивать, заявите, что он сам, нехороший человек, не принял все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия - этого требует Административный регламент МВД в области контроля за безопасностью дорожного движения. Пообещайте, что сообщите начальству о том, что он стоял и бездействовал вместо того, чтобы «на капу жать»… А еще скажите, что в случае наложения штрафа вы обязательно обжалуете его действие через суд. А прямо сейчас вы намерены позвонить в службу собственной безопасности и сообщить о том, как он «беспредельничает»…

Запишите его фамилию, зафиксируйте его данные, требуйте составления протокола и составления подробной схемы места нарушения. Наконец, сфотографируйте место, где присутствует непреодолимое препятствие на дороге.

Ложки не существует

И последнее. Асфальтированной обочины нет, если она никак не обозначена. Инспектор утверждает, что она есть – только краска стерлась. Не ведитесь на этот развод. В этом случае обочина – это всего лишь расширенная дорога, по которой могут передвигаться любые транспортные средства (в отсутствие соответствующих запрещающих знаков).

Загруженность российских дорог известна всем. Отдельно следует сказать о мегаполисах и крупных городах. Автомобильные пробки, к примеру, в Москве, известны во всём мире. И это несмотря на развитую транспортную инфраструктуру, строящиеся автобаны и т. д. На практике пробки чаще всего возникают при въезде в город, на участках дороги, где проводятся ремонтные или строительные работы, в узких её местах, при дорожно-транспортных происшествиях. Подавляющее большинство водителей стоит в пробках терпеливо, привычно и даже обречённо. Но всегда найдётся участник дорожного движения, которому нужно проехать быстрее всех. Побуждают ли его к этому объективные обстоятельства (например, он везёт человека в больницу или будущего авиапассажира в аэропорт) или просто не хочется стоять в пробке - сложно сказать. Но вот он выезжает на обочину и старается, будучи самым «хитрым», обогнать стоящих впереди. А потом можно нагло попроситься втиснуться с ними в один ряд, но уже где-то там, далеко впереди. И подобному любителю езды по обочине очень не повезёт, если на его пути встретится инспектор ГИБДД. Ведь он серьёзно нарушил Правила дорожного движения….

Что такое обочина и для чего её придумали

Если есть дорога, то, как правило, есть и обочина. Не всегда, конечно. Её нет и не может быть, например, на мостах или в тоннелях, на путепроводах и ещё в нескольких случаях. Что же означает понятие «обочина» в Правилах дорожного движения?

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Говоря своими словами, обочиной называется крайняя часть автомобильной дороги. Её покрытие может быть из гравия, земляное или даже асфальтовое. Часто обочину выделяют разметкой, которая также регламентирована в Правилах. Разметка 1.2, которой её обозначают, применяется ещё и для разделения полос движения на проезжей части. Если разметка 1.2 находится справа полосы движения, то она обозначает обочину. Эту сплошную линию можно пересекать, но только в том случае, если нет соответствующих запрещающих знаков. Но пересекать только для остановки, а не для дальнейшего движения.

После того, когда внесена ясность в понятие обочины, стоит поговорить о тех, кто по ней законно и незаконно ездит.

Обочина дороги, как правило, обозначается специальной линией разметки 1.2

Проблемные ситуации

Несколько лет назад в России проводился социологический опрос среди водителей в том числе по поводу езды по обочине. Большинство респондентов сошлись на том, что основной причиной, побуждающей некоторых водителей ездить по обочинам, является бескультурие. Это, в первую очередь, неуважение к другим участникам дорожного движения. На второе место респонденты поставили индивидуальность характера (желание достичь первенства, нетерпимость, стремление добиться своего любой ценой). А третьим фактором стал относительно небольшой штраф за подобное нарушение Правил дорожного движения. Собственно говоря, в среде водителей довольно негативно относятся к подобному контингенту выскочек. Каждый понимает, что нарушение установленных Правил дорожного движения потенциально создаёт угрозу и для его безопасности. Не зря ведь говорят, что Правила дорожного движения писались кровью. Итак, чем может быть чревата езда по обочине, особенно в автомобильных пробках?

Автомобиль, едущий по обочине, как правило, поднимает столб пыли, которой дышат окружающие, она ложится на автомобили и значительно ухудшает видимость на дороге. Кроме этого, после совершения подобного манёвра «торопыги» стараются возвратиться на проезжую часть и пытаются встроиться в ряд, таким образом усложняя само движение и ещё более уплотняя автопробку. Очень важно также то, что автомобиль, едущий по обочине, создаёт серьёзную угрозу для пешеходов и велосипедистов, которые могут по ней передвигаться.

Стоять на обочине можно только вне пределов действия запрещающтх знаков

Ведь по закону она предназначена именно для передвижения велосипедистов, пешеходов и т. д. Поэтому ничего не подозревающий велосипедист или пешеход может быть попросту сбит подобным автохамом. Создаётся реальная угроза жизни людей, а жизнь самого водителя тоже может быть сломана, поскольку ответственность будет лежать именно на нём. Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, именно подобные ситуации очень часто являются причиной смерти или серьёзных травм для велосипедистов и пешеходов. Особенно опасно пытаться проехать по обочине в тёмное время суток. Многие велосипедисты не имеют катафотов на своих велосипедах или светоотражающих элементов одежды, поэтому водитель замечает их в последний момент. Обычно в данной ситуации он уже не успевает ничего предпринять и происходит непоправимое.

Что же разрешено на обочине? Разрешено съезжать на неё с дороги для остановки автомобиля. Соответственно? разрешено и выезжать с неё на проезжую часть. Но вот передвигаться нельзя. Часто при фиксировании подобного нарушения водители пытаются убедить сотрудника дорожной полиции, что ими совершалась остановка или начиналось движение.

Однако в отдельных случаях подобная езда всё же не становится нарушением. Это возможно тогда, когда водителю необходимо совершить подъезд для погрузки или разгрузки груза, если отсутствуют другие подъезды. Подобный манёвр законом не запрещается. В отдельных случаях, например, когда основная проезжая часть дороги заблокирована дорожно-транспортным происшествием, сотрудники ГИБДД могут направить автомобильный поток на определённом участке именно по обочине. Но это может произойти только с их благословения. Самостоятельно проявлять подобную инициативу водителям нежелательно.

Некоторые водители почему-то считают, что по обочине можно ехать с включённой «аварийкой», если транспортное средство якобы неисправно или производить буксировку неисправного транспортного ТС. Так вот, этого делать тоже нельзя. По тем же самым причинам, которые были указаны выше. Отдельно следует сказать о тихоходных транспортных средствах, на которых установлен соответствующий знак.

«Тихоходное транспортное средство» обозначается специальным знаком в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Это могут быть гужевые повозки, те же велосипеды, дорожно-строительная техника (катки, асфальтоукладчики, бульдозеры и т. д.). По обочине может ездить также коммунальная техника, занятая уборкой мусора на дороге и её окрестностях, машины, моющие дорожное покрытие и так далее. Им разрешено двигаться по обочине, если их передвижение по проезжей части может создавать помехи для других транспортных средств. Представим себе бульдозер на гусеничном ходу, который легко, словно танк, молотит гусеницами асфальт недавно построенной дороги. Естественно, что логика подсказывает ему двигаться вне пределов проезжей части.

Езда по обочине представляет опасность и для самого транспортного средства. Ведь эта часть дороги изначально не предусмотрена для езды. Поэтому здесь могут попадаться желоба для слива воды, ямы, камни и иные непредвиденные препятствия. Если, к примеру, колесо автомобиля попадёт в широкий и глубокий водоотводный жёлоб, то можно с большой долей вероятности предвидеть, что он дальше уже некуда ехать не сможет. И хорошо, если это произойдёт на небольшой скорости. Если же скорость велика, то едущий по обочине автомобиль, попавший в яму или наткнувшийся на препятствие, может бросить в сторону проезжей части, и он автоматически создаст аварийную ситуацию (в лучшем случае). В худшем же случае произойдёт авария с жертвами.

На обочине можно только останавливаться. Сплошную линию, которая обозначает обочину, пересекать можно только для остановки и стоянки. Следует предварительно посмотреть, нет ли позади действующих знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств. Если они есть, то в пределах их зоны действия стоять или останавливаться нельзя. Это будет безусловным нарушением ПДД.

Видео о езде по обочине

Что грозит нарушителям

Следует отметить, что размеры штрафов за езду по обочине увеличивались неоднократно. В 2007 году он составлял 500 рублей, в 2010-м - уже 1000. А с 2015 года действует штраф в полторы тысячи рублей. Для некоторых водителей это серьёзная сумма, для других же - пустяк. Сегодня активисты автомобильного движения пытаются всерьёз заняться проблемой увеличения штрафа за движение по обочинам. Неоднократно соответствующие предложения вносились в профильный комитет Государственной Думы. Но пока что особых подвижек в этом направлении нет, несмотря на периодические информационные вбросы некоторых СМИ. Автомобильные эксперты не исключают, что в ближайшие несколько лет штраф за несанкционированную езду по обочине может значительно возрасти, наряду со штрафами за иные административные правонарушения, касающиеся Правил дорожного движения. В конце 2016 года прогнозировали, что, при наиболее оптимистичном сценарии, в 2017 году штрафы за езду по обочине должны были поднять до пяти тысяч рублей. Как видим, пока что это не произошло.

В итоге в 2017 году описываемое правонарушение наказывается штрафом в полторы тысячи рублей. Именно такая санкция предусматривается Статьёй 12.15 российского Административного кодекса, а точнее её первой частью.

Лишение водительских прав санкция указанной выше статьи не предусматривает. Не предусмотрено также усиление административной ответственности за повторное совершение подобного правонарушения в течение года.

Видео о случаях с водителями, едущими по обочине

Что будет за езду по встречной обочине

Но если водитель решил прорваться по встречной обочине, то это является гораздо более серьёзным правонарушением, нежели езда по собственной. Ведь речь идёт уже не о нарушении правил совершения манёвров и неправильном обгоне, в чём и состоит, по сути, нарушение при езде по «попутной» обочине. Если водитель рискнул выехать на встречную обочину, то к перечисленным выше нарушениям добавляется ещё и движение по встречной полосе, что автоматически создаёт на дороге аварийную ситуацию и угрожает безопасности всех участников дорожного движения. И, соответственно, здесь включаются все правовые механизмы, касающиеся обгона и езды по «встречке». В Правилах дорожного движения говорится о том, что водителю транспортного средства категорически запрещается обгонять другие ТС, если по окончании манёвра он не сможет, не создавая опасности для других участников движения и помех для обгоняемого автомобиля, возвратиться на ту полосу, которую занимал раньше.

Нарушение указанных выше норм карается по ст.12.15, п.4 КоАП РФ . В итоге водитель может получить штраф в размере пяти тысяч рублей или даже лишиться водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев. Если же в течение одного года с момента первого правонарушения водитель совершит повторное, то штрафные санкции будут гораздо более серьёзными. При остановке инспекторами ГИБДД водителю практически однозначно грозит лишение права управлять транспортным средством на один год. Если же правонарушение было зафиксировано вездесущими средствами технической фото- или видеофиксации, то у нарушителя есть шанс отделаться штрафом в пять тысяч рублей. Данные санкции предусматриваются пунктом пятым указанной выше статьи российского Административного кодекса. Если приходит «письмо счастья», то штрафные санкции всегда будут мягче. Минус в том, что это всегда неожиданно, а сам случай нарушения ПДД уже давно забыт за будничными заботами.

Бывают случаи, когда справедливость на дороге восстанавливают сами водители. Надо понимать, что в заторах и в сложных дорожных ситуациях у каждого водителя нервы напряжены, у некоторых - до предела. Того же, кто пытается совершить подобный манёвр, водители всегда воспринимают в качестве наглеца. И поэтому расплата может прийти не в виде «письма счастья» или жезла инспектора ГИБДД, а в виде разбитого лобового стекла, фары, проколотых шин или изрядно помятого лица. Такие случаи бывали уже неоднократно. Как говорится, на кого нарвёшься…

Как это действует на практике: МКАД

Движение на МКАД всегода очень напряжённое

Безусловно, никто не станет устраивать рейдов по выявлению нарушителей ПДД, использующих вместо дороги обочины: как свои, так и встречные. Но на страже соблюдения Правил дорожного движения стоят бдительные средства фото- и видеофиксации, которые могут моментально вычленить из транспортного ряда автомобиль, движущийся по обочине, и идентифицировать его.

Сегодня в Москве действует около 1400 видеокамер. И все знают, что полторы сотни из них являются муляжами. Вот только где настоящая камера, а где муляж - знают единицы. Остальным как-то не хочется заниматься подобными исследованиями на собственном опыте. Из этого огромного количества около полутысячи видеокамер установлены в пределах МКАД. Их локация определяется местами повышенной аварийности, где на протяжении многих лет ситуация с автомобильным трафиком традиционно напряжённая.

Ещё недавно были некоторые спорные административные и юридические вопросы, касающиеся фиксации выезда на обочину и нарушения разметки. Но в конце 2016 года с юридическими формальностями было закончено, создана довольно основательная доказательная база, которая может обеспечить фиксирование подобных нарушений Правил дорожного движения техническими средствами. Если ещё год назад опытные автомобильные адвокаты могли доказать невиновность своего подзащитного в суде ввиду наложения на него административного взыскания за нарушение некоторых моментов ПДД, то в 2017 году сделать это уже очень сложно. Хотя можно попытаться оспорить судебное решение, если сама камера установлена с нарушением ПДД. Но об этом дальше.

Не каждый комплекс видеофиксации может идентифицировать выезд на обочину. Но если говорить о «московской кольцевой», то на её протяжении сертификацию и обновление программного обеспечения для выявления «обочечников» прошли практически все техсредства фиксации. Поэтому не стоит рисковать и надеяться на то, что за движением в данном районе следит всевидящий муляж.

По статистике ГИБДД, количество выездов и движения по обочинам сократилось практически втрое на тех участках МКАД, где движение контролируется комплексами видео- и фотофиксации. После соответствующих неоднократных победных заявлений ГИБДД соцсети и профильные СМИ взорвались вопросами о том, откуда взято тройное понижение количества случаев движения по обочине? Ведь раньше-то камер в этих местах не было. И никто толком не знал о том, сколько подобных правонарушений случалось на определённом участке дороги. Но о тройном понижении уже раструбили на всю Россию практически все информационные каналы, что послужило дальнейшим толчком для расширения сети комплексов фото- и видеофиксации на российских дорогах.

Московские водители, которые регулярно ездят по одному и тому же маршруту, уже давным-давно изучили месторасположение видеокамер и даже знают о том, какие из них являются муляжами. Москва традиционно занимает первое место в России по количеству и плотности комплексов фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, расположенных на её дорогах. На втором месте традиционно расположилась Северная столица России. Здесь видеокамер несколько меньше, и далеко не все из них сертифицированы для выявления правонарушений, связанных с ездой по обочинам. На третьем месте по количеству камер и плотности их сети, как ни странно, находится Краснодар. Четвёртое место заняла столица Татарстана Казань, а на пятом с небольшим отставанием расположился Челябинск.

Необходимо также сказать, что движение по обочинам запрещено и для мотоциклов, поэтому проблемы с фото - и видеофиксацией могут быть и у мотоциклистов. Следует напомнить о том, что видеофиксация происходит не только на встречном курсе, но и вдогон транспортного средства. Поэтому расположение госномеров сзади мотоцикла никоим образом не спасёт нарушителя.

Могут ли лишить прав?

Права могут забрать только за движение по встречной обочине или при ДТП

Прав могут лишить только за езду по встречной обочине.

За первое нарушение максимальный срок лишения прав составит до полугода. При повторном (если оно было зафиксировано инспекторами ГИБДД и протокол составлен на месте, а не средствами видеофиксации) водительское удостоверение могут изъять уже на год. Ели «обочечник» совершил наезд на пешехода или велосипедиста, то его запрещённый манёвр вне дороги станет однозначно отягчающим обстоятельством при вынесении решения судом. Многое будет зависеть от тяжести повреждений, полученных потерпевшим, но при любом варианте развития событий водитель будет лишён прав, ведь правонарушение будет квалифицировано уже по совсем другой статье Административного кодекса (в лучшем случае). Как правило, расследование при подобной ситуации переходит уже в русло Уголовного кодекса, со всеми вытекающими последствиями.

Вернуть водительское удостоверение на самом деле не так уж просто. Потребуется пересдача. Это значит, что экзамены на знание ПДД придётся сдавать заново. А ведь теория уже, как правило, основательно подзабыта. В памяти закрепились только практические навыки. Поэтому не исключено, что сдавать придётся неоднократно. Зато будет хорошо усвоено правило, касающееся запрета движения по обочине в том числе встречной.

Спорные ситуации или можно ли выйти сухим из воды

Для начала рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда автовладелец получает «письмо счастья» с выписанным штрафом за движение по обочине. Это нарушение было зафиксировано комплексом видеофиксации, установленным на определённом участке дороги. Водитель может сразу побежать оплачивать штраф, а может попытаться оспорить его в судебном порядке. Всё зависит от желания и основательности юридических знаний определённого человека. Некоторые считают, что оспорить штрафы, наложенные по результатам видеофиксации, практически невозможно. И глубоко ошибаются. Во-первых, следует обратить внимание на то, идентифицируют ли однозначно номер автомобиля или мотоцикла данные фото- или видеосъемки. Если есть сомнения в том, что номер однозначно идентифицирован, решение может быть оспорено. Второй ситуацией будет выписывание одновременно за одно нарушение Правил дорожного движения сразу нескольких штрафов. Возможно, причиной этому послужило близкое расположение комплексов фиксации, при котором нарушение было зафиксировано сразу несколькими средствами, как правило, двумя. Если же пришёл штраф за зафиксированное правонарушение, на основании которого уже был выписан протокол работником ГИБДД, то такой штраф может быть обоснованно оспорен. Теоретически оправданием для водителя, двигавшегося по обочине, может быть то, что это была вынужденная мера, позволяющая минимизировать аварийную ситуацию, сложившуюся на данном участке дороги. Поскольку видеокамеры фиксируют лишь определённые участок, то водителю потребуется приложить в виде доказательства видеозапись с собственного видеофиксатора или смартфона.

Отдельным вопросом при оспаривании штрафа станет соответствие установки средства видеофиксации или фотофиксации, выписавшего штраф, нормам Правил дорожного движения и соответствующим ГОСТам.

За свои права можно побороться в суде

Также при подаче апелляции необходимо поинтересоваться наличием документов о сертификации и периодической проверке работоспособности данного устройства. Не исключено, что хотя бы в одном из этих вопросов произойдёт прокол. Что-то случайно затеряется или его просто не существует в природе. Поэтому попробовать побороться в суде за целостность своего кошелька всё же возможно. Статистика свидетельствует о том, что 65% судебных решений признаются недействительными после аргументированного оспаривания водителями наложенных техническими средствами штрафов. Это очень неплохой показатель, поэтому стоит побороться.

Ещё одним распространённым способом оспаривания результатов контроля дорожного движения современными техническими средствами фиксации является доказательство того, что в момент совершения правонарушения транспортным средством рук управлял другой человек, а не его собственник. При этом необходимо помнить, что управлять автомобилем или мотоциклом может только тот, кто внесён в страховой полис данного транспортного средства. Доказать свою непричастность к правонарушению можно в том случае, когда результаты фотографирования или видеозаписи не позволяют утверждать, что за рулём был именно автовладелец, его лицо не удаётся чётко рассмотреть. А хозяин транспортного средства должен предоставить убедительные доказательства того, что в момент нарушения он был совсем в другом месте. Документальными доказательствами могут послужить билеты, гостиничные чеки, визы в загранпаспорте и так далее, если он был в другом городе или стране. На крайний случай подойдут минимум два свидетеля, которые подтвердят, к примеру, что в искомый день и час автовладелец отдыхал с ними на загородной даче совсем в другом месте.

Наиболее часто водители оспаривают действия инспектора ГИБДД, когда он пытается составить протокол за езду по обочине (конечно, не встречной), утверждая, что они совершали остановку, а не двигались. После остановки необходимо было вклиниться в ряд, а свободного места не было, вот и пришлось ехать и искать нишу. Кстати, именно такая ситуация чаще всего случается и на практике. Ведь как же можно заехать на обочину или съехать с неё на проезжую часть, если движение по самой обочине категорически запрещено? Автомобиль - это не игрушечная машинка, которую можно одним движением руки водрузить на предыдущее место. Безусловно, все доводы инспекором ГИБДД будут проигнорированы. Но следует настаивать на своей правоте. Если, конечно, он не наблюдал подобную езду на протяжении нескольких километров подряд. Возможно, потребуется найти свидетелей, которые смогут подтвердить правоту автовладельца, видев всю ситуацию, или попросить инспектора дорожной полиции разъяснить соответствующую статью Правил дорожного движения и Административного кодекса. Возможно, он сам поймёт, что неправ и просто пожелает счастливого пути.

Видео о борьбе с нарушителями запрета езды по обочине

Условия и сроки обжалования

Постановление об административном правонарушении можно оспорить в течение 14 дней. Жалобу и доказательства своей невиновности можно подать в местное управление дорожной полиции или же непосредственно в суд. С момента получения заявления в ГИБДД должны провести разбирательство в течение десяти дней, а далее по его результатам уведомить заявителя. Относительно небольшое количество водителей пытается обжаловать протокол в суде с помощью адвоката. Ведь услуги адвоката тоже имеют немалую стоимость. Поэтому, как правило, они делают это сами, если есть желание и соответствующие доказательства. После вынесения решения судом первой инстанции, с которым потенциальные правонарушитель не согласен, он может подать апелляцию в суд высшей инстанции.

Платить или не платить штраф

Здесь следует отметить, что штраф в 1500 рублей за движение по обочине и 5000 рублей за движение по встречной обочине представляют собой несколько разные понятия. Если первый ещё можно отнести к разряду незначительных, то второй является весьма существенным. Иногда в процессе будничных рабочих забот служба ГИБДД может нечаянно забыть о мелких правонарушениях. При этом вряд ли можно рассчитывать на то, что она забудет о крупных. Уведомление о необходимости оплаты штрафа должно прийти к нарушителю в течение 80 дней. Если этого не произошло, то он может, в принципе, игнорировать наложенный штраф. Отсчёт необходимого периода начинается с момента самого правонарушения. При обжаловании постановления о штрафе в ГИБДД или суде отсчёт начинается с момента вынесения каждым из этих ведомств своего решения по делу. При подаче апелляции отсчёт срока исковой давности начинается с даты вынесения решения Апелляционным судом. А сам срок исковой давности по правонарушениям, связанным с ПДД, составляет 24 месяца. Поэтому если в течение двух лет не оплачивать штраф, и государство со своей стороны не предпринимает за этот период никаких действий по его принудительному взысканию, то о самом штрафе можно забыть. Безусловно, он продолжит «висеть» в базе данных, но взыскать его уже не смогут по причине истечения срока исковой давности. Также на законных основаниях штраф можно игнорировать, если судом первой инстанции было потрачено на вынесение решения более двух календарных месяцев, а судом второй инстанции - более трёх.

Некоторые переживают, что при наличии неоплаченного штрафа за нарушение Правил дорожного движения могут не выпустить из страны. Имеют ли под собой основания подобные опасения? Да, имеют. Но очень редко. Для запрета выезда за пределы Российской Федерации потребуется отдельное решение суда. А оно может быть принято в данном случае только на основании обращения исполнительной службы, представители которой смогут доказать судьям, что подобная мера является необходимой, а лицо, в отношении которого просят принять подобное решение, является злостным неплательщиком. И ещё - минимальная сумма штрафа в данном случае должна составлять не менее десяти тысяч рублей.

Но ни один из указанных выше штрафов до этой планки не дотягивает. Однако если штраф не будет оплачен нарушителем в течение двух месяцев с даты его наложения, то сумма удвоится. Вот и искомые десять тысяч, если речь идёт о штрафе за езду по встречной обочине.

Но есть и плюсы. Если штраф оплатить в течение 20 дней с даты вынесения решения о нём, то он станет меньше в два раза. Поэтому платить или не платить - решать самим нарушителям. Но дешевле, как показывает практика, всё же заплатить.

Некоторые водители уверены, что Правила дорожного движения не действуют там, где нет дорожной полиции. И глубоко ошибаются. Теперь уже есть камеры, да и другие участники дорожного движения не будут рады хаму, который пытается обогнать их по обочине. В любом случае всё же стоит выполнять предписания ПДД. А ездить по обочине в итоге получается чем-то сродни плевкам против ветра. Себе же дороже будет.

Обочина не является частью дороги, по которой можно полноценно ездить. Некоторые водители находчиво используют край дороги для преодоления пробок. Но расплатой за такой легкий путь могут быть увесистые штрафы. Какой штраф за езду по обочине в 2018 году давайте разберемся подробнее.

Какая езда запрещена

По правилам боковая часть дороги используется под парковку.

По правой обочине

Водителю нельзя ни опережать, ни просто двигаться за краем проезжей части. Это прямо запрещено административным кодексом, ч. 1 ст. 12.15.

Наказание за езду по попутной обочине в виде штрафа 1500 руб.

По встречной обочине

Более тяжкая ответственность предусмотрена при выезде за левый край на следующих видах дорог:

  • дорожное полотно имеет встречное движение с двумя и более полосами в каждом направлении;
  • проезжая часть со встречными направлениями по одной полосе в каждую сторону, разделенная сплошной разметкой;
  • двухполосная автодорога с разграничением встречных потоков трамвайными путями;
  • трехполосная дорога в двух направлениях, где средняя полоса реверсная.

Если сотрудник ДПС зафиксирует езду по встречной обочине на таких дорогах, то водителя будет ожидать:

  • либо штраф 5000 руб.;
  • либо лишение прав на период 4-6 месяцев.

Когда дорожный полицейский в ближайшее время запротоколирует повторное нарушение, то лишают водительского удостоверения на 1 год.

Если двухполосная дорога не имеет разметки или с прерывистой линией. Тогда шофер, остановленный на обочине, получит штраф в сумме 1500 руб.

Когда можно двигаться

Существуют исключения, которые дают водителю «зеленый свет» на езду на боковой части дороги:

  • дорожно-ремонтная техника;
  • коммерческий транспорт для подъезда к торговым точкам на погрузку/разгрузку;
  • гужевой транспорт;
  • для объезда препятствий;
  • во избежание ДТП.

Важно условие – не мешать движению пешеходов и велосипедистов. Тогда не выпишут штраф за обгон по обочине.

Что такое обочина

Для недопущения нарушений нужно понимать границы обочины. Она отделяется:

  • сплошной полосой;
  • другим составом покрытия (гравий, грунт и пр.) на одном уровне с асфальтовым полотном.

Указанная часть дороги для пешеходов. Автомобилист может там лишь припарковать автосредство.

Важно не путать с тротуаром. На этой пешеходной зоне не допускается еда на машине. Также там запрещена и остановка/стоянка. За нарушения более жесткая мера. Тротуар отделяется от проезжей части газоном, бордюром или находится на разном уровне с ней.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно припираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Дополнительные нарушения

Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:

ДТП

Маневры на обочине опасны, так как поднимается пыль и видимость ограничивается. Также недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровности могут привести к столкновению машин.

В случившемся виновником однозначно будет, едущий по обочине. Так как его передвижение уже нелегальное, в нарушение правил. Соответственно и вся вина ложится на него.

Ссылаться, что другой водитель не уступил дорогу, намеренно допустил столкновение бессмысленно. Подобные случаи уже были рассмотрены Верховным Судом РФ не в пользу едущих по краю.

Какой штраф предусмотрен за езду по обочине в 2019 году? Кому разрешено движение по обочине? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф ГИБДД за езду по обочине в 2019 году составляет

1500 руб. (со скидкой 50% 750 руб.)

Статья 12.15.1 КоАП РФ

В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд


Определение понятия «обочина»

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, находящийся на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью сплошной или прерывистой линии разметки.

Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине 2019?

Ситуаций, в которых водителя транспортного средства могут оштрафовать за езду по обочине несколько. Разберем самые «популярные» случаи.

Штраф за езду по правой обочине

Вне зависимости от того, отделена обочина от проезжей части прерывистой линией разметки, сплошной линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, езда по правой (ближней для автомобилиста) обочине наказывается штрафом в 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. Единственное исключение стоянка и остановка. Но, как правило, в случае с реальным объездом пробки (а это самая популярная причина езды по обочине), аргумент в споре с сотрудниками ГИБДД и на последующем судебном заседании не поможет.

Штраф за езду по правой (дальней, встречной) обочине

В ПДД и КоАП нет четкой трактовки езды по встречной обочине. В этих условиях как сотрудники ГИБДД, так и водители, совершающие такой маневр, пытаются найти в действующих законах скрытый смысл.

Сотрудники ГИБДД чаще всего представляют движение по встречной обочине как обгон нескольких транспортных средств, обосновывая свою позицию тем, что движение происходит по встречной стороне проезжей части. В этом случае действия водителя подпадают под суровую четвертую часть Статьи 12.15 КоАП РФ и предполагают штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Часть автомобилистов, исходя из анализа статей ПДД, приходит к альтернативной трактовке ситуации, связанной с движением по встречной полосе. Они исходят из того, что направление движения может существовать только у «проезжей части», к которой обочина не относится. Если придерживаться этой позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. той же, что и за движение по правой ближней к водителю обочине.

Кому разрешено движение по обочине

В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.

Есть смысл сделать поправку.

Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

· Мопеды, не создающие помех пешеходам

· Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.

· Автомобили экстренных служб

· Машины коммунальных служб

· Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект

· Гужевые повозки

· Велосипедисты

· Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам

· Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2019 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2019

Объезд пробки (дорожного затора) по обочине категорически запрещен действующим в России законодательством. Вопреки мнению некоторых водителей, дорожная пробка, исходя из ПДД, не является препятствием. На это четко указывает пункт ПДД 1.2

Определение понятия «Препятствие»

«Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющее продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Настаивать на объезде пробки как объезде препятствия не имеет смысла еще и по той причине, что даже объезд лежащего дерева или бетонного блока согласно КоАП является правонарушением и за такой маневр автомобилиста ожидает штраф 1500 р. по статье 12.15 ч. 3 КоАП РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация