Федеральный закон о распространении персональных данных. Что гласит закон о защите персональных данных

Главная / Налоги

Эксперт Илья Шагаев рассказывает об изменениях в законе о персональных данных: что изменится, какие будут последствия и как к этому подготовиться.

Илья Шагаев, генеральный директор CRM-агентства « ДМ Базис ». Персональными данными занимается с 2006 года, входил в Консультативный совет при Роскомнадзоре, в рабочие группы различных ассоциаций по 152-ФЗ.

Приверженец подхода «закон о персональных данных - это не о безопасности баз данных, а о правильной работе с данными частного лица - потенциального клиента, покупателя, работника».

В законодательстве произошли большие изменения, но про них практически не говорят. Так что давно пора привлечь к этому внимание широкой общественности.

Законодательство нас часто пугает и порой кажется тайной даже для людей, знакомых с языком договоров, приложений и прочей формальной документации. Поэтому статья написана простым языком, в первую очередь - для представителей бизнес-аудитории, которые используют персональные данные (далее - ПДн) для рекламы и маркетинговых акций.

Как правило, юристы не любят законодательство о персональных данных - мутное, непонятное, примеры не проработаны. При появлении вопросов о ПДн им проще запретить, чем искать пути решения проблемы. Поэтому российскому бизнесу необходимо уметь ориентироваться в этих вопросах, хотя бы для правильной постановки задач юристам и правильного контроля.

Управление репутаций бренда

ORM – один из самых быстро растущих сегментов digital-рынка. Стань экспертом в области управления репутацией вместе с новым курсом Skillbox и Sidorin.Lab (агентством №1 по профильному рейтингу Рувард).

3 месяца онлайн-обучения, работа с наставником, дипломная работа, трудоустройство для лучших в группе. Следующий поток обучения стартует уже 15 марта . Cossa рекомендует!

В поисковиках мне удалось найти только три статьи на тему изменений в Законе N 152-ФЗ с 1 июля; во всех трёх грубейшие ошибки в трактовке законодательства и изменений. Правда же в том, что некоторые ужесточения не особо страшны, а вот на другие советуем обязательно обратить внимание.

Государство предприняло самый значимый шаг в законодательстве о ПДн со времени появления самого закона 152-ФЗ. С 1 июля 2017 года вступит в силу закон 13-ФЗ от 07.02.2017, вносящий поправки в КоАП. Ужесточается ответственность за нарушения, которые могут допустить операторы (читаем - бизнес) в работе с ПДн.

Если коротко, то штрафы выросли почти на порядок (до 75 тысяч рублей). Причём за нарушения, которые допустить очень легко и которые видны на каждом шагу. Проверяющим и надзорным органам в том числе.

А привлечь к ответственности стало существенно проще. Если раньше это можно было сделать через прокуратуру (которой этими вашими ПДн заниматься некогда), то сейчас возбудить дело об административном правонарушении может непосредственно регулятор - Роскомнадзор. Который, можете быть уверены, заниматься этим хочет и давно уже ждал изменений в КоАП.

Главное

    «Кошмарить бизнес» за нарушения 152-ФЗ стало гораздо выгоднее. Штраф был до 10 000 рублей, стал до 75 000 рублей.

    Привлекать к ответственности стало проще. Раньше была прокуратура, которой было не до того, чтобы этим заниматься, а стал Роскомнадзор - регулятор, в зоне ответственности которого и находится 152-ФЗ.

    Бизнес, однако, расслаблен, и угрозы не заметил.

Давайте разберёмся, будут ли «кошмарить», за что конкретно и зачем это нужно. Где кошмар, а где нет?

Как было раньше и почему не волнуются сейчас

Небольшое сравнение законодательства и поведения операторов (бизнеса, компаний, юрлиц) «раньше и сейчас».

152-ФЗ «О персональных данных» появился в 2006 году. Всё прошло тихо, и люди всполошились не сразу. Довольно долгое время (год–два) к закону не было подзаконной нормативной базы на тему его применения.

Тем не менее, году в 2008–2009 благодаря появлению нормативки (от Роскомнадзора, ФСТЭК и ФСБ) и более активной работе СМИ некоторый мандраж наступил. Не знающих о законе почти не осталось, а отношение к нему было очень разным.

С операторами-клиентами в то время много общались мои сотрудники в рамках наших CRM-проектов (мы ведём крупные проекты, и клиенты были озадачены), я сам выступал и писал на эту тему, как раз в те годы я входил в Консультативный совет при РКН.

По степени реакции на происходящее в законодательстве выделим четыре категории компаний

2. «Знаем, но не обращаем внимания и считаем это всё полной ерундой. Ещё один неработающий закон: как применять - непонятно, и чем грозит - непонятно».

3. «Знаем, смотрим в ту сторону. Как применять - непонятно, чем грозит - непонятно... Немножко что-то сделаем, типа подготовились».

4. «Знаем и подготовимся по полной программе, насколько это можно в непонятном законодательстве».

Последняя категория позволила хорошо заработать интеграторам и компаниям, специализирующимся на информационной безопасности. Стоимость услуги по подготовке документации «на соответствие 152-ФЗ» могла превышать 2 млн рублей, хотя сама услуга была достаточно типовая.

К 2012 году рынок понял, что «реальной опасности» законы о ПДн не представляют - штрафы мизерные, вчинить их довольно сложно, требования умозрительные, проверки редкие и так далее. Операторы из категорий 3 и 4 плавно перетекли в категорию 2; а категория 4 при этом почувствовала себя обманутой - сначала услуги по подготовке подешевели до 600–500 тысяч, потом до 300 тысяч, а после появились сайты, предлагающие типовой пакет документов за 20–30 тысяч рублей.

Что мы имеем сейчас? Пассивность и нежелание бизнеса обращать внимание на изменения. Несмотря на то, что с изменениями «поймать штраф» до 30 тысяч рублей теперь легко может каждый второй интернет-магазин, а в более запущенных случаях и до 75 тысяч рублей, а в инфопространстве тишина и покой! К моему большому удивлению, ничего не обсуждается, подготовка не ведётся - это отчётливо видно по тем же интернет-сайтам, где штрафы можно просто поставить на поток.

Очевидно, что первая волна 2009–2012 годов, всколыхнувшая операторское сообщество, качнула маятник в другую сторону - от волнений тогда до равнодушия сейчас. Прошедшее время показало, что «выиграли» те, кто не готовился - категория 2. Они и время, и деньги сэкономили, и ничего им за это не было. Не обращать внимания, переждать, а потом оно само уляжется - тактика сработала.

И сейчас уже опытный бизнес, как будто бы поднаторевший на ниве ПДн, не воспринимает серьёзно нынешние изменения, поскольку «всё уже знаем, не пугайте, ничего за это не будет».

Но когда изменения в КоАП уже внесены, риски стали значительно выше.

Изменения в 152-ФЗ. Как стало сейчас, и почему риски операторов увеличились

Как я уже упомянул в начале статьи, буду говорить о примерах, актуальных для наиболее многочисленной группы операторов - тех, кто использует персональные данные частных лиц в целях продвижения товаров, работ и услуг. Это - бизнес, использующий CRM-проекты, программы лояльности, интернет-магазины, финансовые сервисы, такси, мобильные приложения и так далее.

Несмотря на десятилетнюю историю законодательства в сфере ПДн, читают закон и нормативные акты к нему очень плохо и воспринимать их не хотят. Поэтому изменения заслуживают более глубокого анализа, сравнения с самим законом и нормативкой в целом.

Терминологию упрощу, а штрафы приведены в отношении юридических лиц. Хотя в изменениях в КоАП ещё есть штрафы в отношении граждан, должностных лиц.

Теперь протоколы об административных правонарушениях будет составлять Роскомнадзор. Это ключевой регулятор в сфере ПДн, и он давно ждал изменений в КоАП. Потому что возбуждать дела через прокуратуру и в итоге выставлять штраф в 5–10 тысяч рублей очень муторно. А ускорить процесс, проведя всё самостоятельно, и выставить в десять раз больше - гораздо интереснее.

Интерес ведомства значим ещё и потому, что РКН желал увеличения штрафов, определяемых КоАП, до 500 тысяч рублей. Хорошо, что этого не случилось (пока), иначе риски бизнеса взлетели бы до небес. Но и увеличение от 5–10 тысяч рублей до 50–75 тысяч рублей, согласитесь, тоже неплохо.

Итак, КоАП с 1 июля 2017 года, статья 13.11. Семь пунктов, нас касаются первые шесть. Седьмой - про операторов, являющихся государственным или муниципальным органом, и это не про нашу тему.

Шесть пунктов

1. Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или обработка ПДн, несовместимых с целями обработки. Штраф от 30 до 50 тысяч рублей

В зоне риска:

    Операторы, не указавшие цели обработки или указавшие их неграмотно. Встречается сплошь и рядом.

    Операторы, собирающие данные, связь которых с целью обработки очень натянута или вообще необъяснима. Самый частый пример - сбор в анкетах программ лояльности паспортных данных. Это частое требование юристов, плохо читавших закон, и которое теперь может привести к штрафам.

    Сюда же может быть отнесена принудительная регистрация в личном кабинете интернет-магазина при покупке. Если цель - продажа товара (доставка по указанному адресу), то запрашиваемая для регистрации информация (и сама регистрация) - избыточна и несовместима с целями.

2. Обработка ПДн без письменного согласия в случаях, когда оно должно быть по закону. Штраф от 15 до 75 тысяч рублей

Может показаться странным, но тут риск невелик. Дело в том, что перечень случаев, когда нужно письменное согласие (в терминах 152-ФЗ), ограничен, и продвижение товаров и услуг к нему не относится. А то, что многие называют сбором письменных согласий (в виде анкет), - это неверное понимание и трактовка законодательства. Недавно мне попалась на глаза одна из немногих разъяснительных статей по изменениям с 1 июля - и даже в экспертной статье неверно объясняются принципы письменного согласия. И вообще прелестно выглядит в другой статье рекомендация «получать письменное согласие у каждого подписчика на сайте».

3. Невыполнение оператором обязанности по обеспечению доступа к политике обработки ПДн. Штраф от 15 до 30 тысяч рублей

Вот здесь как раз группа риска огромна.

Любой сбор данных, относящихся к категориям ПДн в формах на сайтах, должен сопровождаться указаниями на политику обработки этих данных. То есть, программа минимум - на любом сайте необходимо реализовать такой документ. И совсем хорошо, когда из формы сбора данных дана ссылка на него. Отсутствие этого документа - повод для штрафа.

Вот примеры того, как обычно бывает:

Ни ссылок из анкет, ни самой политики обработки персональных данных в открытом доступе на сайтах этих интернет-магазинах нет. Кстати, за примерами далеко ходить не надо - это первые два магазина, где я пытался совершить нужную мне покупку. Это обычная ситуация, но получить с магазина от 30 до 50 тысяч рублей штрафа с 1 июля будет просто.

А вот так должно быть:

Годится, если на сайте просто где-то в футере есть ссылка на политику обработки данных или политику конфиденциальности. Пользовательское соглашение, в котором прописаны пункты о соответствии 152-ФЗ, тоже подходит.

4. Невыполнение оператором обязанности по предоставлению частному лицу информации об обработке его ПДн. Штраф от 20 до 40 тысяч рублей

Зона риска:

    С одной стороны, сам порядок запроса субъектом информации об обработке его ПДн довольно сложен (он прописан в 152-ФЗ). И редкий субъект его выполнит

    С другой, обязанность о предоставлении информации об обработке ПДн возникает при получении данных через третье лицо. Например, в партнёрских программах, различных кросс-промо, сменах подрядчиков в маркетинговых кампаниях и так далее.

В самом 152-ФЗ прописано, когда и как необходимо уведомлять субъекта.

5. Невыполнение в установленные сроки требования (частного лица, его представителя, уполномоченного органа) о блокировании-уничтожении-изменении ПДн. Штраф от 25 до 45 тысяч рублей

Зона риска:

    Как упомянул выше, порядок запроса со стороны субъекта довольно сложен, поэтому таких запросов ещё очень мало. В этом смысле пункт оператору особо не угрожает

    Будут ли при трактовке этого пункта сюда относить, например, отказ от email-рассылки или SMS, это вопрос...

Это заслуживает отдельного изучения. Формально никакого «упрощённого» порядка отзыва субъектом своего согласия на обработку данных законодательство не предусматривает. Но не рекомендовал бы пренебрегать остановкой коммуникаций с покупателем, если он попросил не беспокоить его. Кстати, в этом случае можно поиметь ещё и претензии ФАС в соответствии с законом «О рекламе».

6. Невыполнение обязанностей по хранению материальных носителей ПДн. Штраф от 25 до 50 тысяч рублей

Зона риска:

    Если вы храните свои бумажные архивы (анкеты, договоры с частными лицами, заявки-запросы) очень долго, убедитесь, что это хранение обеспечивает конфиденциальность. Простой склад по соседству вряд ли подходит, должно быть что-то более безопасное. Либо проработайте с юристами механику перевода архива в электронный вид.

На всякий случай подчеркну, что выше упрощены трактовки и термины и даны самые быстрые и очевидные рекомендации. Этого достаточно, чтобы в целом понять состав изменений и их трактовать.

Если углубляться, то интересных выводов будет ещё много. Как минимум три-четыре пункта из приведённых заслуживают отдельного рассмотрения.

Может, так нам и надо?

Напоследок выскажу такую крамольную мысль. Может, она и странно прозвучит из уст представителя операторов, но скажу. Тем более, она впрямую следует из хронологии событий и моих тезисов «почему сообщество расслаблено».

Давайте честно признаемся - бизнес относится к персональным данным частных лиц довольно халатно. Большие компании стараются выстроить правильную политику работы с ними, но даже крупный бизнес ещё далеко не весь обратил внимание на качественные принципы работы с ПДн. А уж средний и малый - тем более. Многие даже не понимают, что данные покупателей - это ценность, и что нужно уважать права частного лица при работе с его данными. И что сам закон не про информационную безопасность, а про соблюдение прав.

По-прежнему имеют место сливы баз данных «налево», неправомерное использование данных (то самое «не соответствующее целям»). Покупателей раздражает чрезмерная коммуникативная активность бизнеса, тем более когда от неё не удаётся отказаться с первого раза.

Всё это - неверные принципы и неверные бизнес-процессы работы с данными. Непонимание и неверные коммуникационные стратегии как основа, и огульное использование данных как следствие.

Как знать, может быть, огромной массе операторского сообщества и нужна увесистая дубина в виде повышенного внимания надзорного органа и применения штрафов?

Грамотный маркетинговый подход к CRM и лояльности - это то, что называется permission-marketing (разрешительный маркетинг). Правильно выстроенные CRM-процессы и процессы обработки данных могут и должны дружить с законодательными требованиями (в случаях, когда эти требования ясны, конечно).

И необходимо обратить внимание ещё на один важный момент. При увеличении штрафов и ускорении возможного наказания можно найти позитивный момент в изменениях - конкретизацию состава нарушений. В предыдущей редакции была очень общая формулировка «Нарушение установленного законом порядка...» и она могла трактоваться весьма широко. Сейчас же семь (шесть, касающихся бизнеса) пунктов достаточно конкретизированы и понятны. Это, на мой взгляд, хороший шаг государства навстречу прозрачности законодательства в этой сфере.

Помните известное «не умеешь - научим, не хочешь - заставим».

Сфера защиты персональных данных является очень щекотливой. Даже государства с более развитым в этой сфере законодательством очень осторожны и постоянно его совершенствуют. Для России же шаги по совершенствование федеральных законов о данных физических лиц происходит нечасто.

С 1 июля 2017 вводится обновленная версия 152-ФЗ , заставившая не на шутку переполошиться владельцев виртуальных ресурсов. Поговорка: «Всё, что не делается, всё к лучшему» в данной ситуации совершенно не уместна, ведь пользы от закона мало. Штрафы стали значительно больше, а также увеличилось количество поводов для привлечения к ответственности.

Попробуем в подробностях разобраться, что сулит обладателям сайтов, где пользователи регистрируются и оставляют информацию о себе. Ведь незнание ни от чего не освобождает, и под прицелом Фемиды может оказаться каждый.

Какие негативные последствия влечет за собой 152-ФЗ

  1. Во-первых, нечестным на руку сотрудникам проверяющих служб будет намного проще портить нервы владельцам компаний. Основанием для этого станет размер штрафа, для юридических лиц, достигающий 75 тысяч рублей.
  2. Во-вторых, 152-ФЗ входит в компетенцию Роскомнадзора. Предыдущие редакции должны были контролироваться прокуратурой, но в силу тяжелой загрузки им было не до этого. А самый опасный момент заключается в том, что бизнес до сих пор не видит, какая угроза над ним зависла.

Основные нарушения, за которые будет штрафовать Роскомнадзор

Перечислим шесть основных случаев, которые вытекают из свода законов КоАП, пункт 3.11, вступающего в силу с 1.07.2017. Сразу стоит оговориться, что там также имеется большое количество прочих пунктов, но они касаются только государственных учреждений, поэтому мы про них рассказывать не будем:

НАРУШЕНИЕ 1: Обработка данных в случаях, которые не прописаны в действующем законодательстве, либо использование метода, преследующего скрытые от частного лица или контролирующего органа цели.

ШТРАФ: от 30 до 50 тысяч рублей.

Этот пункт будет угрожать предпринимателям в следующих случаях:

  • Если компания неявно укажет цели сбора персональных данных или попробует их выразить нейтрально , чтобы таким образом избежать ответственности. Также может сильно повлиять неграмотность лица, составляющего текст.
  • Если связь лиц, занимающихся сбором данных, с компанией, обрабатывающей эти данные, противоречит общим условиям обработки личной информации. Эти ошибки возникают чаще всего при составлении анкет на улицах. Теперь при неправильном подходе за это можно получить штраф.
  • В вашем интернет-магазине действует принудительная регистрация с целью сбора клиентской базы? Вы тоже находитесь под ударом с первого июля. Сама цель продажи не совпадает со сбором персональных данных. Например, чтобы что-либо купить на рынке или в магазине, не нужно показывать свой паспорт. Это же справедливо и для онлайн продаж. Вероятнее всего, что этот пункт будет активно проверяться.

НАРУШЕНИЕ 2: Согласно новому закону, обработка персональных данных должна производиться только с согласия того, чьи данные будут обрабатываться.

ШТРАФ: от 15 до 75 тысяч рублей.

Пока что большинству совершенно не ясно, как будет работать этот механизм, но под угрозой оказываются все без исключения. Опрашивать каждого посетителя на сайте, давал ли он согласие, а тем более заставить давать его в чистом виде, никто не сможет. Остаются различные варианты с галочками и ссылками рядом с формами сбора персональных данных на сайте.

В интернете сотни тысяч сайтов, большинство из которых даже не подозревают об угрозе. Обрабатывать такие объёмы правонарушений не сможет ни одна государственная служба, но ведущим лидерам рынка и выборочным «везунчикам» точно достанется.

НАРУШЕНИЕ 3: Недопущение проверяющих органов к политике проверки персональных данных.

ШТРАФ: от 15 до 30 тысяч рублей.

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Персональные данные - это сведения о том или ином физическом лице. Эту информацию пользователи вводят на различных интернет-серверах ежедневно. В 2015 году подписан закон о хранении персональных данных. Согласно этому акту информация о гражданах РФ может храниться лишь на территории России. Что это значит? И чем грозит несоблюдение

Предыстория

Еще в далеком 2006 году был принят ФЗ о персональных данных, призванный регулировать специфические отношения физических лиц с так называемыми операторами. Целью его было обеспечить защиту пользователей интернета от нежелаемой обработки и передачи личных данных третьему лицу.

Оператор - это понятие довольно широкое. Им может быть и государственный орган, и юридическое лицо, и физическое. Оператор - это тот, кто в каких-либо целях вносит личные данные о человеке в свою базу. Он, разумеется, не имеет права разглашать данные и использовать их в целях, которые неизвестны тому, кто их предоставил. Такие действия неэтичны, а последние десять лет они являются также и незаконными.

С 1 сентября 2015 года, после того как был подписан закон о хранении персональных данных на территории России, оператор больше не вправе пользоваться в своей работе иностранными серверами. Для того чтобы понять, кого в первую очередь касаются подобные изменения и какое они влияние оказывают, следует разобраться с основными понятиями.

Персональные данные

Существует ошибочное мнение, что это понятие означает информацию, которая содержится в паспорте и других важных документах. В действительности персональными данными являются различные сведения о человеке. Это не обязательно может быть номер или Такими данными являются имя, фамилия, дата рождения, адрес электронной почты. Таким образом, если владелец бизнеса создает корпоративный сайт, содержащий форму для регистрации посетителей, он становится оператором персональных данных. Пользоваться он полученной информацией может лишь для осуществления той деятельности, о которой известно тем, кто ее предоставил. Разглашение персональных данных предполагает административную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Конфиденциальность информации

Распространять данные о человеке оператор может лишь с его согласия. Подобные действия неправомерны. Неразглашение персональных данных - важное условие обработки информации. Основные ее принципы содержатся во второй главе закона. Распространять оператор имеет право только те сведения, которые содержатся в общедоступных источниках, например - адресных и телефонных книгах.

Персональные данные можно разделить на общие, биометрические и специальные. Общие содержатся в паспорте, дипломе, военном билете, трудовой книжке. К специальным относится информация о расовой, религиозной, политической принадлежности.

Биометрические данные - это биологические и физиологические особенности человека. К ним же и относятся фото и видеозаписи. Таким образом, передачу подобных файлов третьему лицу можно идентифицировать как разглашение личных данных. Исключением являются групповые фотографии.

Обработка

В встречаются словосочетания, смысл которых может быть не всегда ясен. Одно из них - обработка персональных данных. Под этим термином понимают действия, которые оператор производит над полученной информацией, а именно персональными данными. Он их накапливает, хранит, уточняет, использует, обезличивает, блокирует и уничтожает. На все это оператор имеет право. Преступает закон он лишь тогда, когда происходит разглашение персональных данных, то есть передача личной информации третьему лицу.

С 1 сентября 2015 г. введены существенные ограничения в этой сфере деятельности. Закон о хранении персональных данных не позволяет, например, владельцу интернет-сайта хранить полученные данные на иностранных серверах. Даже если он пользуется ими исключительно в благих целях.

Обезличивание

Это действие производится для того, чтобы скрыть принадлежность персональных данных того или иного человека (в законодательном акте он именуется субъектом). Это своего рода защита персональных данных. Способов обезличивания существует несколько:

  • замена части информации;
  • замена цифровых данных:
  • сокращение сведений;
  • распределение сведений на разных серверах.

Субъект

Человек вправе получить доступ к своим персональным данным. Права субъекта персональных данных предполагают возможность физического лица, чьи данные хранятся в базе, требовать от оператора, чтобы он их уточнил, изменил, при необходимости уничтожил. Каждый человек вправе требовать предоставление сведений в том случае, если они не содержат данных других субъектов.

Другие понятия

Все данные о человеке хранятся в базах. С помощью определенных средств они обрабатываются и используются оператором. Эта технология называется информационной системой персональных данных. Ею сегодня пользуются все, начиная от мелких коммерсантов, заканчивая государственными исполнительными органами. На них же и возложена защита персональных данных. Контроль соблюдения требований, предусмотренных законодательством, осуществляют Роскомнадзор, ФСБ и ФСТЭК.

Трансграничная передача данных - это передача информации физическому или юридическому лицу иностранного государства.

ФЗ о персональных данных обеспечивает неприкосновенность физического лица, его семейной и личной жизни. Новый закон преследует те же цели, однако создает определенные неудобства для многих операторов.

Хранение данных на территории России

В своей деятельности каждый оператор должен теперь использовать только те базы данных, которые хранятся на территории России. Для чего созданы такие ограничения? Закон, о котором говорилось выше, затрагивает прежде всего безопасность персональных данных. Но ничего не говорится о сфере его действия.

Все области деятельности на территории России должны осуществляться с соблюдением Законодательства РФ. Однако во Всемирной сети любые действия имеют трансграничный и виртуальный характер, что осложняет контроль над работой операторов. В то же время то, что интернет-сайт доступен жителям России, вовсе не говорит, что на него должно распространяться российское законодательство. Хранение баз данных на российских серверах облегчает контроль над деятельностью операторов.

Закон о хранении персональных данных предусматривает обработку персональных данных лишь на российских интернет-ресурсах. Но здесь существуют и исключения. Они касаются иностранных серверов, направленных на территорию РФ. На такую направленность может указывать русскоязычность сайта или доменное имя. Однако, поскольку русский язык довольно распространен и за пределами РФ, дополнительно рассматриваются следующие элементы: возможность расчета в российских рублях, заключение договоров на территории РФ. Таким образом, иностранные предприниматели включают в свою бизнес-стратегию российских потребителей. А действие закона о персональных данных при этом направлено и на их деятельность.

Иностранные серверы

Итак, хранение персональных данных закон теперь допускает лишь на российских серверах. Базы данных, находящиеся за пределами РФ, обрабатываться не могут. Госдума приняла закон об этом запрете. Однако документ этот порождает многие проблемы. И прежде всего трудности касаются предпринимательской деятельности.

Специалисты в области электронных коммуникаций полагают, что это может привести к уходу глобальных интернет-ресурсов, а он, в свою очередь, к существенным экономическим потерям. В первую очередь речь идет о сайтах по бронированию авиабилетов.

Неудобства для предпринимателей

Специалисты полагают, что новый закон негативно отразится на деятельности многих российских компаний. Каждый его нарушитель с 1 сентября 2016 года попадает в черный список Роскомнадзора. Этот перечень сегодня состоит из пиратских сайтов и сайтов, пропагандирующих незаконную деятельность либо действия, не соответствующие морально-этическим нормам (насилие, суицид, детское порно, экстремизм). Запрет на эти ресурсы вполне понятен. Но многие предприятия, которые осуществляют абсолютно законную деятельность, возможно, не смогут перенести свои базы на российские ресурсы к указанной дате.

Еще одна цель этого закона - обеспечение безопасности персональных данных от действий американских спецслужб. Этим государственным структурам иностранные ресурсы обязаны предоставлять всю имеющуюся информацию. Однако, обеспечив безопасность персональных данных от проникновения сотрудников зарубежных спецслужб, закон создает немало неудобств и проблем для мелких, средних и крупных российских предприятий.

Сервисы для хранения данных

Большинство компаний сегодня осуществляют продажи, прибегая к интернет-маркетингу. Один из основных инструментов - email-рассылка. Владельцы корпоративных сайтов пользуются онлайн-сервисами для информирования своих клиентов о различных мероприятиях, которые проводятся в их компаниях. Эта схема настолько распространена, что без нее сегодня сложно представить развитие какого бы то ни было бизнеса. Существует все же заблуждение, что владельцы сайтов не являются операторами, поскольку они не хранят персональные данные. Это за них делают специальные онлайн-сервисы. Но ведь обрабатывает и формирует данные о пользователях именно владелец сайта. А потому он является оператором и в ближайшее время обязан перенести всю имеющуюся у него информацию о пользователях интернета на российские ресурсы. Сделать это непросто, и подобные действия, прежде всего, сопряжены с немалыми финансовыми затратами.

Обратная сила закона

Устоявшиеся правовые принципы предполагают, что уже имеющиеся у операторов базы персональных данных, созданные до даты подписания закона, не являются нарушением. Однако использование персональных данных предполагает их обновление и изменение. Закон же гласит, что обрабатывать эту информацию оператор теперь вправе лишь на российском сервере.

Сбор информации

Оператор обязан осуществить локализацию всех данных на российском сервере. И эти действия, согласно формулировке в законе, тесно связаны со сбором персональных данных. Этот термин используется для обозначения целенаправленного получения информации о физических лицах. Ее, как правило, предоставляет сам пользователь интернета. Но нередко случается, что данные попадают случайно. Например, в результате получения различных писем. Сбором информации также не являются данные об одном юридическом лице, полученные другой организацией. Такая информация является контактной, и ее обработка необходима для осуществления совместной деятельности.

Передача данных за пределы РФ

Закон не затрагивает трансграничную передачу данных. Положения, которые были сформулированы еще в 2006 году, не утратили своей силы. А потому операторы, как и прежде, вправе передавать данные, внесенные в базу, созданную на территории РФ, в другие, находящиеся за рубежом. Однако такие действия требуют соблюдения определенных норм. Прежде всего, оператор должен убедиться в том, что страна, на территорию которой будет осуществляться передача данных, обладает адекватной защитой личной информации пользователей интернета.

Влияние нового закона на банковскую сферу

Многие покупки сегодня осуществляются через интернет. Покупатель часто оплачивает товары банковской картой. Сотовые компании и платежные системы находятся, как правило, на иностранных серверах. Российская платежная система пока отсутствует. И без нее соблюдать закон будет непросто.

Однако некоторые крупные компании все же хранят информацию на территории РФ. А обмениваясь данными с иностранными партнерами, они прибегают к обезличиванию.

Дата-центр

В настоящий момент в Московской области строится новый дата-центр, который станет самым крупным в России. В этот проект инвестируют средства крупные компании, поскольку они не могут недооценивать важность хранения персональных данных. Однако эти работы сопряжены с некоторыми трудностями. Построить быстро дата-центр невозможно.

Специалисты полагают, что новый закон необходимо дорабатывать. Иначе он не сможет действовать в полную силу. Главным его недостатком является очередной запрет, от которого особенно может пострадать малый и средний бизнес. А эта область сегодня и без того находится в довольно плачевном состоянии. Так или иначе, у нового закона немало противников, но есть и те, кому он не страшен.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация