Детская пособия до 3 лет. Положен ли отпуск и пособие по уходу за третьим ребенком — расчет выплаты на примере

Главная / Налоги

Пособие по уходу за ребенком до достижения им 3х-летнего возраста представляет собой одну из разновидностей компенсационных выплат. Для назначения государственной помощи, гражданину (матери или отцу ребенка) необходимо подготовить соответствующие документы и обратиться с заявлением по месту работы либо в органы социальной защиты населения.

В этой публикации мы детально разберемся кому положено и как рассчитывается пособие по уходу за ребенком до 3-х лет, какие необходимы шаги и документы для его оформления через работодателя и в каких случаях заявителю может быть отказано в компенсационных выплатах.

Размер детского пособия до трех лет

Величина пособия по уходу за ребенком до 3 лет регулируется Указом Президента РФ№111 от 30.05.1994 года, на текущий момент она не проиндексирована и совершенно не соответствует текущему уровню цен даже если опираться на . Приведем выдержку из данного законодательного акта:

«Ежемесячные компенсационные выплаты положены лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцам, матерям и прочим родственникам), состоящим в трудовых отношениях с предприятием или учреждением любой организационно-правовой формы собственности, а так же женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (детьми) до достижения им 3х-летнего возраста. Размер пособия составляет – 50 рублей».

Цифра эта является общей по РФ, с поправкой на то, что каждый субъект федерации вправе самостоятельно регулировать размер данной компенсационной выплаты. Так, например, в столичном регионе родителям детей, не достигших 3-х летнего возраста, выплачивают порядка 2000 рублей. В областях, имеющих повышающие коэффициенты к среднему заработку, те же самые коэффициенты применяются относительно пособия по уходу за детьми.

Какие документы понадобятся для получения пособия

Компенсационная выплата гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 3-х лет, назначается с первого дня отпуска и прекращается месяцем, следующим за тем, в котором ребенку исполнилось три года. Для получения пособия необходимо подготовить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка (детей);
  3. Трудовую книжку;
  4. Копию приказа о предоставлении работнику отпуска по уходу за ребенком.

Все вышеназванные документы предоставляются в бухгалтерию организации – работодателя.


Кроме работающих матерей законом предусмотрена еще одна категория лиц, которая может претендовать на получение пособия по уходу за ребенком. Это работники, уволенные в связи с ликвидацией предприятия и не получающие пособие по безработице (в обязательном порядке подтверждается соответствующей справкой). Данная категория граждан подает документы в районный отдел социальной защиты населения. Решение о назначении либо отказе в выплате выносится уполномоченным органом в течение 10 дней с момента получения документов.

Порядок подачи документов на пособие до 3-х лет

Заявление и все необходимые подтверждающие документы (в зависимости от категории лиц) предоставляются гражданами лично по месту официального трудоустройства либо в отдел социальной защиты. При наличии определенных причин, если личное присутствие невозможно, документы на пособие могут быть доставлены законным представителем.

Кроме этого, заявление может быть подано гражданином через многофункциональные центры (МФЦ) или на электронном носителе с использованием интернет ресурса « Единый Портал государственных услуг». В случае получения пакета документов в электронном виде, работники фонда социальной защиты населения обязаны проверить их подлинность.

Если матерью не была предоставлена справка от биржи труда с подтверждением того, что она не получает пособие по безработице, то орган социальной защиты обязан запросить её самостоятельно. Запрос между ведомствами обрабатывается в течение двух дней с момента поступления заявления в электронном виде.

Кому может быть назначено пособие по уходу

Начнем с того, что существует несколько категорий матерей, которые могут обратиться за получением ежемесячных выплат по уходу за ребенком до 3-х лет:

  • женщины, имеющие и 2 группы;
  • матери, обучающиеся в высших учебных заведениях на заочном отделении;
  • женщины, ведущие предпринимательскую деятельность;
  • состоящие на государственной службе ();
  • женщины, официально получившие статус безработной в связи с ликвидацией предприятия;
  • безработные мамы, находящиеся на профессиональной переподготовке (обучении);
  • женщины, ухаживающие за детьми-инвалидами первой группы или пожилыми людьми старше 80-ти лет.

Кроме самих матерей, за назначением компенсационного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет к работодателю могут обратиться следующие лица:

  1. отец ребенка;
  2. опекуны или усыновители;
  3. бабушка или дедушка;
  4. любой другой родственник, который фактически присматривает за ребенком.

Законные причины для прекращения выплаты пособия до трех лет

Существуют некоторые обстоятельства, при наступлении которых выплата пособия по уходу прекращается на следующий день. Остановимся на них более подробно.

  1. Женщина по собственному желанию прерывает отпуск по уходу за ребенком и возобновляет трудовые отношения на полный рабочий день.
  2. Если во время отпуска по уходу за первым ребенком у женщины рождается второй, т.е. наступает отпуск по беременности и родам.
  3. Гражданину, осуществляющему уход, назначается пособие по безработице.
  4. Работник, находящийся в отпуске, увольняется по собственному желанию.
  5. Ребенок переводится на полное обеспечение за счет государства.
  6. Родителя, который осуществлял присмотр за малолетним ребенком, лишают родительских прав

При наступлении любого из вышеназванных обстоятельств, получатель пособия обязан уведомить об этом органы социальной защиты либо своего работодателя.

Особенности начисления и выплаты пособия: что еще нужно знать

Многие считают, что компенсационная выплата по уходу за ребенком назначается исключительно в период с 1,5 до 3 лет. С точки зрения законодательства это не так. Пособие может быть назначено с первого дня отпуска по уходу за ребенком при условии своевременной подачи заявления и всех необходимых документов.


Размер пособия не менялся и не индексировался с 1994 года и на сегодняшний момент все так же составляет 50 рублей. Возможно, такое «постоянство» связано с тем, что данное пособие выплачивается гражданам за счет средств, аккумулируемых у работодателя, в то время как другие (например, выплата по беременности и родам) осуществляются Фондом социального страхования за счет государственных ассигнований. При этом величина выплаты не зависит от количества детей. Так, например, если в результате многоплодной беременности детей родилось двое или трое, мама будет получать все ту же сумму, равную 50 рублям. Это объясняется тем, что пособие назначается матери не на содержание детей, а в качестве компенсации за отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность.

При трудоустройстве матери на неполный рабочий день выплата пособия не прекращается. Но если мать решит искать работу с полной занятостью, то ей необходимо будет найти другого родственника, который смог бы взять на себя функцию присмотра за ребенком с последующим оформлением пособия по уходу. В противном случае выплата будет прекращена.

Для матерей-одиночек выплата может быть предоставлена в двойном размере с учетом регионального коэффициента.

Обязанности работодателя по выплате пособия до трех лет

Существует ошибочное мнение, что компенсационная выплата для матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляется по воле работодателя. Это неверно. Закон обязывает работодателя производить начисления и выплату по уходу за ребенком до 3-х лет как только получено соответствующее заявления от работника или работницы.

Пособие по уходу до 3 лет не облагается никакими налогами, поэтому работодатель не несет никаких дополнительных затрат. При этом данная выплата должна производиться вне зависимости от того, предусмотрено ли это внутренней документацией предприятия (коллективным или трудовым договором, дополнительным соглашением между работником и работодателем). Она осуществляется в силу закона, на основании Указа президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Однако, если в качестве работодателя выступает индивидуальный предприниматель, то он компенсационные выплаты по уходу за ребенком своим работникам не производит. Закон возлагает данную обязанность только на юридические лица (организации) вне зависимости от организационно-правовой формы собственности, а индивидуальный предприниматель (ИП) организацией, по действующему в России законодательству, не является.

Пока чиновники решают, на сколько увеличить детское пособие в размере 50 рублей, положенное родителям детей, которым уже исполнилось 1,5 года, но еще не исполнилось 3 лет, депутаты нашли простой и логичный выход. Они предложили просто продлить срок выплаты пособия, положенного до 1,5 лет, в два раза - до 3 лет, при условии, что ребенок не ходит в детский сад, а мама вынуждена сидеть с ним в отпуске. В этом случае размер пособия увеличится минимум в 60 (с нынешних 50 рублей до минимальных 3142 рубля 33 копейки) раз и даже более (если мама до декрета работала и получала неплохую зарплату). Кстати, сам отпуск парламентарии также собираются продлить.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект №478277-7 , предусматривающий увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет — до 3 лет. Авторами инициативы являются депутаты от партии «Справедливая Россия». Кроме увеличения срока выплаты пособия депутаты предлагают установить возможность нахождения для матерей или отцов в отпуске по уходу за ребенком с сохранением рабочего места до 7 лет. Поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" .

Цель — улучшение демографии

Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что в последние годы в России начала падать рождаемость. Как показывает опыт «демографической ямы» 90-х годов, это приводит в дальнейшем к значительному уменьшению количества трудоспособного населения и росту числа пенсионеров. Последний раз рождаемость в России превышала смертность в 2016 году. Даже существующие меры поддержки семей с детьми, в частности материнский капитал, как отмечают депутаты, уже не дают нужного эффекта. Поэтому срочно необходимы новые меры для поддержки рождаемости. В частности, гарантии для матерей, что они будут получать в декрете достойные деньги.

Законопроект, внесенный парламентариями, предполагает продление срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эта мера логически следует из норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым один из родителей, усыновителей или опекунов ребенка имеет право на отпуск по уходу на три года. Размер пособия авторы инициативы изменять не собираются, сохранив принципы начисления, предусмотренные действующим законодательством для детского пособия до 1,5 лет. Кстати, сам отпуск по уходу законодатели также хотят продлить до 7 лет.

Новые получатели пособия по беременности и родам

Также законопроектом предложены поправки к перечню возможных получателей пособия по беременности и родам, или, как его называют в обиходе, декретных выплат. Депутаты отмечают в пояснительной записке, что:

Женщинам, которые не работают, пособие по беременности и родам не выплачивается вообще. Например, домохозяйки, которые никогда не работали и не служили, либо же трудились неофициально и не имели отчислений в ФСС, не получают указанных выплат. Кроме того, аналогично не получают указанные выплаты лица, проходящие очно-заочную и заочную форму обучения.

Они считают это несправедливым, ведь такие женщины также рождают детей. В перечень получателей декретных выплат авторы инициативы предлагают включить:

  • будущих мам, которые обучаются по любой форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  • женщин, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий обращению за пособием по уходу за ребенком, но сейчас не работают и не состоят на учете в качестве безработных.

Если инициатива парламентариев будет поддержана их коллегами, то женщины, уволившиеся по собственному желанию, смогут получать декретное пособие.

Примечательно, что этот законопроект его авторы вносят в Госдуму уже не в первый раз, но в прошлые разы он не прошел даже первого чтения и был отклонен на уровне профильного комитета. Сейчас шансов у инициативы больше, ведь об увеличении детского пособия до 3 лет задумались в Правительстве РФ, и предложения об установлении размера этой выплаты аналогично размеру пособия до 1,5 лет от чиновников также звучали.

Законопроект зарегистрирован в профильном комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Дата его рассмотрения пока не определена.

Денежные пособия выплачиваются ежемесячно с момента рождения малыша до достижения им трехлетнего возраста. Когда ребенку исполняется 1,5 года, родители должны заняться переоформлением необходимых документов для того, чтобы выплаты были продолжены. Размер такой государственной помощи определяется в зависимости от целой совокупности факторов.

Компенсационные выплаты предназначены лицам, которые непосредственно занимаются воспитанием малыша. При этом получатель финансовой помощи должен находиться в трудовых отношениях с учреждением, предприятием или организацией. Именно работодатель производит перечисление средств на счет родителя или опекуна.

Размер выплат держится на уровне 50-ти рублей в месяц. При этом названная сумма может изменяться в зависимости от особенностей конкретного региона страны. Местные органы власти определяют величину финансовой помощи при учете заполненности регионального бюджета. При этом также учитывается демографическая ситуация и величина прожиточного минимума. За последние годы самый низкий уровень прожиточного минимума актуален для Белгородской области. Здесь этот показатель составляет 6146 рублей. Во главе списка Камчатский край и Мурманская область с 15733 и 10781 рублем соответственно. Средний показатель выплат по всей стране держится на уровне 7000 рублей.

В первую очередь детские выплаты до трех лет предназначены малообеспеченным семьям. Работающие родители получают такие пособия от работодателя. Те же граждане, которые не устроены официально, могут получить финансовую помощь в местных органах социальной защиты. Право на денежную поддержку при воспитании малыша имеет любой родственник или опекун, который фактически выполняет функции по уходу за ребенком. Ниже представлены группы семей, которые первоочерёдно могут рассчитывать на компенсационные выплаты:

  • Семьи, зарегистрированные на территории субъекта РФ, где создана неблагоприятная демографическая обстановка. Перечень таких субъектов обновляется каждый год.
  • Семьи, в которых доход ниже среднего дохода по всему региону.
  • Семьи, в которых рождается третий и последующий ребенок.

Для получения соответствующих выплат необходимо составить заявление и подать его в местные органы социальной защиты.

Оформление финансовой помощи такого типа осуществляется в несколько этапов. Изначально один из родителей должен собрать определенный пакет документов. После этого работающие граждане обращаются в бухгалтерию, а неработающие - в органы социальной защиты. Приемом и обработкой таких бумаг занимается специальный отдел. В целях экономии времени целесообразнее всего собирать необходимые документы сразу же после рождения малыша.

Обработка документации, предоставленной родителем на получение компенсационных выплат, должна осуществляться в день подачи бумаг. На полное рассмотрение заявки отводится порядка десяти рабочих дней. При условии отказа в пятидневных промежуток времени родитель имеет право подать апелляцию для повторного рассмотрения.

В 2019 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2019 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) - на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) - на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того - такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7 . В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства - к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6 , также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка - в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей - в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( и ), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты » .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) - в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) - в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) - в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике - Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге - городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или );
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

При оформлении отпуска для осуществления ухода за ребенком до 3 лет трудоустроенным гражданам необходимо написать работодателю следующие заявления:

  • на предоставление отпуска;
  • на получение ежемесячного пособия по уходу до 1.5 лет ;
  • на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 рублей до 3 лет.

Так как отпуск длится до трех лет, а основное пособие выплачивается только до полутора, то от 1,5 до 3-х лет выплачивается на уход за ребенком только 50 руб.

В связи с тем, что размер пособия предельно низкий, получателям приходиться выходить на работу после исполнения ребенку 1.5 лет. Однако им придется столкнуться со следующими трудностями:

  • в детских садах зачастую наблюдается нехватка ясельных групп, поэтому не сразу получиться устроить ребенка в детский садик;
  • большинство работодателей не хотят брать на работу женщин с маленькими детьми, так как они много времени проводят на больничных.

В Госдуме неоднократно за последние несколько лет поднимался вопрос о продлении пособия по уходу до достижения ребенком возраста 3 лет в размерах, выплачиваемых до 1.5, либо увеличить минимальные размеры до МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Однако Правительство не поддержало предложенные законопроекты в связи с тем, что недостаточно средств для выплаты в бюджете.

В отдельных субъектах Российской Федерации выплачиваются дополнительные пособия от 1,5 до 3-х лет в зависимости от нуждаемости отдельным категориям семей, чтобы обеспечить необходимую социальную поддержку граждан, имеющих детей данного возраста с которыми можно ознакомиться на соответствующей региональной странице нашего сайта. Для оформления этих выплат нужно обращаться в районный отдел соцзащиты (ОСЗН).

Оформление пособия 50 руб. по уходу за ребенком до 3 лет

Ежемесячная денежная компенсация в размере 50 руб. согласно Указа Президента от 30.05.1994 № 1110 производится следующим категориям граждан:

  • Одному из трудоустроенных родителей или родственнику, который занимается уходом за этим ребенком. Обращаться за получением необходимо к работодателю.
  • Женщине, уволенной по причине ликвидации организации , во время отпуска по уходу. Оформляется выплата в ОСЗН по месту жительства.
  • Матери, проходящей военную службу по контракту в ВС РФ. Документы для назначения нужно подать по месту службы руководителю воинского формирования.

По месту работы или службы для получения выплаты нужно предоставить следующий перечень документов :

  • заявление по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году образец ;
  • копия приказа о предоставлении отпуска по уходу.

Для получения пособия в Соцзащите (ОСЗН) уволенным в связи с прекращением деятельности организации дополнительно к вышеуказанному списку необходимо приложить:

  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • трудовую книжку;
  • справку с биржи труда, о том, что пособие по безработице не выплачивается.

Решение о назначении ежемесячной выплаты принимается руководителем предприятия или ОСЗН на протяжении 10 дней с момента предоставления пакета документов.

Если имеет место отказ в назначении ежемесячной выплаты, то в 5-дневный срок заявитель об этом извещается с указанием причины отказа и возможности его обжалования. Одновременно с этим возвращаются и предоставленные документы.

Размер детского пособия до 3 лет в 2018 году

Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка до 3 лет назначается и выплачивается в 2018 году только работающим гражданам, осуществляющим уход за данным ребенком. Размер пособия не индексируется и с 1994 года составляет 50 рублей . Для граждан, работающих или проживающих на территории с установленными к зарплате региональными коэффициентами, размер пособия рассчитывается с их учетом.

Последующее детское пособие после полутора лет будет выплачиваться на основании заявления работника, которое обязательно подается по месту работы. Ежемесячные декретные до 3 лет назначаются с момента предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за выплатой последовало в течение 6 месяцев со дня предоставления этого отпуска. Если позже, то доплачивается пособие не более чем за полгода. Перечисления этой компенсации происходит вместе с пособием по уходу (в один день и на один и тот же счет получателя). Выплаты продолжат начисляться получателю также и при выходе на работу на неполный рабочий день.

При появлении причин, которые могут повлиять на размер и право получения компенсации необходимо уведомить работодателя или органы соцзащиты. Начисления прекратятся со следующего за наступлением обстоятельств месяца, при своевременном оповещении о следующих причинах:

  • увольнение по собственному желанию;
  • лишение получателя родительских прав;
  • нахождение ребенка в приюте, интернате и других специализированных учреждениях на полном гос. обеспечении;
  • назначение пособия по безработице в центре занятости населения.

Пособие по уходу за ребенком в Чернобыльской зоне

Лицам, занимающимся уходом за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которые работают или проживают в радиационной местности, после Чернобыльской катастрофы которая получила статус зоны отселения, зоны с правом на отселение либо с льготным социально-экономическим статусом, на основании ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. ежемесячно выплачивается пособие в размере 6482,10 рублей . Данное положение применимо для детей, рожденных с 01.07.2016 года . Для получения данной выплаты получателю необходимо непрерывно прожить определенное количество лет до рождения ребенка:

  • в зоне отселения - не менее 1 года;
  • для зоны с правом на отселение - не менее 3 лет;
  • в зоне с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.

Для получения данной чернобыльской доплаты , необходимо обращаться в территориальной отдел соцзащиты по месту совместной постоянной регистрации заявителя с ребенком.

Родителям, проживающим или работающим в вышеуказанных зонах совместно с детьми, рожденными до 01 июля 2016 года , пособие выплачивается по месту работы ежемесячно в размере 80% от среднего заработка, а неработающим в двойном минимальном размере, в зависимости от количества детей, рожденных матерью этого же ребенка:

  • 6131,18 руб. - на первого по числу рожденных;
  • 12262,74 руб. - на второго и последующих.

Эти пособия выплачиваются по месту работы для трудоустроенных, в органах соцзащиты (ОСЗН) на безработных. При увольнении по причине ликвидации организации за получением выплаты необходимо обращаться в ОСЗН, если приказ на предоставление отпуска был оформлен до 01.07.2016 г., то пособие будет назначено в том же размере, как ранее рассчитали в бухгалтерии предприятия, но не выше максимального - 12 569,33 руб.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация