Что будет госслужащим за чтение экстремистской литературы. Законно ли приобретение экстремистской литературы в целях ознакомления? Как выявляется распространение экстремистских материалов

Главная / Налоги

04.09.2014 / Зареченский район г. Тулы

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» запрещено распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения, включенных в Федеральный список экстремистских материалов. За эти деяния законодательством Российской Федерации установлена соответствующая ответственность физических и юридических лиц.

В частности, Федеральным законом установлено, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Так, ст. 20.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики, а также за пропаганду и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (официально зарегистрированная символика организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности).

Правонарушитель заплатит от 1000 до 2000 руб., должностное лицо - от 1000 до 4000 руб., а юридическое - до 50000 руб. При этом предмет правонарушения во всех случаях будет конфискован.

Учитывая высокую степень общественной опасности экстремизма, Уголовным кодексом РФ, предусмотрена ответственность за размещение материалов экстремистского характера в сети Интернет.

Так, ч. 1 ст. 282 УК РФ, предусмотрена ответственность за то, что пользователи размещают в сети Интернет материалов, которые признаны экстремистскими по решению суда, либо признаются таковыми в ходе расследования уголовного дела по результатам психолого-лингвистической экспертизы.

Часть 1 статьи 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 282 УК РФ совершаются только с прямым умыслом, то есть лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступленияобщественно опасных последствий и желает их наступления. В данном случае лицо, виновное в совершении преступления, распространяет экстремистские материалы с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религиозной принадлежности к какой-либо социальной группе.

Распространение экстремистских материалов по другим мотивам образует состав административного правонарушения и в уголовно-правовом порядке не преследуется.

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды понимаются, в частности, высказывания обосновывающие или утверждающие необходимость применения насилия, геноцида, массовых репрессий, депортаций иных противоправных действий в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии.

Не образует состава указанного преступления высказывание суждений и умозаключений в ходе дискуссий (политических, научных), и не преследующих умысел на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, то есть за действия, направленные возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Сеть Интернет сама по себе не является: средством массовой информации, однако размещение экстремистских материалов в сети Интернет, что связано с неограниченным доступом к ним неопределенного количества пользователей, свидетельствует о публичности указанных действий.

По общему правилу, предусмотренному ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность за данный вид преступления наступает с 16 лет.

Квалификация преступления не зависит от того, какое количество пользователей сети Интернет ознакомилось с размещенными материалами. Преступление считается оконченным с момента публичного распространения хотя бы одного материала независимо от того, удалось возбудить у пользователей чувство вражды или ненависти.

Ст. помощник прокурора Зареченского района г. Тулы Ю.А. Фукалова


— Закон о противодействии экстремистской деятельности, принятый в 2002 году, был существенно расширен в 2006-м, и одним из инициаторов этих изменений был депутат Александр Гуров, который когда-то возглавлял 6-й отдел МВД по борьбе с организованной преступностью...

— Это теперь уже не очень важно, кто был автором, потому что этот закон всегда курировало правовое управление президентской администрации, и никакой депутатской отсебятины там нет.




— Мне кажется, что с 2006-го этот закон фактически стал репрессивным оружием, в том числе против инакомыслящих.

— Нет, эти изменения не повлияли так радикально. Просто вначале закон применялся довольно мало. В нем очень туманные формулировки, и поэтому всем — и следователям, и прокурорам, и полиции — было непонятно, как с этим иметь дело, но постепенно научились, и машина разогналась.

Согласно определению, которое дано в законе, экстремистская деятельность бывает уголовной и не уголовной. Уголовная — это, во-первых, насильственные преступления, которые совершаются по мотивам национальной, религиозной, политической ненависти. Соответственно, туда попадают все физические нападения, совершенные по мотивам ненависти, то есть реальные расистские нападения. Лет пять назад это и был основной мотив антиэкстремистского правоприменения.

Второе, что попадает под уголовную ответственность, — это «пропагандистские» статьи. Это ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. — Е.М.) это ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. — Е. М.) и плюс новые статьи, которые пока еще применяются очень штучно — это про сепаратизм, про оправдание нацизма, про оскорбление религиозных чувств. Сюда же подпадает всякий идейный вандализм, осквернение памятников и т.д. Раньше приговоров «по пропаганде» было не очень много, сейчас, наоборот, все больше и больше, и она уже далеко обогнала приговоры за насильственные преступления по мотивам ненависти (в 2014 году «за пропаганду» было осуждено 169 человек, а за насилие — 59; только за первые три месяца 2015 года «за пропаганду» осуждены 46 человек, за насилие — 7. — Е. М.).

Дальше идут административные наказания за рисование свастики в разных местах и за распространение запрещенных экстремистских материалов. Тут точный объем дел неизвестен, поскольку это административные дела, они становятся известны далеко не всегда, вроде как мелочовка, не всегда о них пишут.

Еще могут запрещать организации как экстремистские... За членство в этих организациях тоже полагается уголовная ответственность, и по отношению к некоторым из них она действительно систематически применяется. Но почему-то не ко всем.

Например, никого не преследуют за членство в некоторых запрещенных неонацистских организациях. Скажем, «Славянский союз» Дмитрия Демушкина был запрещен. Он благополучно переименовался в «Славянскую силу» и продолжил свою жизнь дальше. Никого не привлекали. В некоторых регионах запрещены «Свидетели Иеговы», и уже уголовные дела были по этому поводу.

Запрещение материалов — это огромный массив. Список запрещенных материалов приближается к 2900 пунктам. Среди них большинство составляют разного рода расистские материалы и материалы каких-то боевых исламистов, но очень много совершенно напрасно запрещенных фильмов и текстов.

Поскольку запрещали очень много всего, то следующая возникшая схема правоприменения — запрет в интернете. Потому что материал-то, может быть, и запрещенный, но в интернете он все равно есть. Отсюда и возникла тема блокировок доступа в интернете.

- Что значит «языковые средства для целенаправленной передачи отрицательных оценок»?

— С точки зрения здравого смысла и с точки зрения Верховного суда, который в 2011 году принял довольно здравое постановление о том, как надо применять в уголовной сфере антиэкстремистское законодательство, экспертизы, то есть специальные знания каких-то ученых, должны привлекаться тогда, когда это необходимо. А в норме сам следователь без экспертизы должен понять, есть нарушение закона или нет. Но на практике получается иначе: экспертиза делается во всех случаях, если дело связанно с антиэкстремистским законодательством.

Поскольку по закону эксперта нельзя спрашивать, есть там нарушение закона или нет, то следователь задает эксперту очень странные вопросы, а эксперт, в свою очередь, дает очень странные ответы, например, тот, который вы процитировали. Это нужно для того, чтобы следователь потом сказал, что вот на основании заключения эксперта я, следователь, делаю заключение

.....Определении экстремизма как «утверждении религиозного превосходства». Что такое утверждение религиозного превосходства? Например, «Свидетелей Иеговы» запретили за то, что они утверждали, что их религия натурально превосходит все остальные, все религии плохие, а у них хорошая.

— Кстати, о религии. Решением Тагилстроевского районного суда Нижнего Тагила Свердловской области в экстремистский список было включено видео «Иисус в исламе и в христианстве. Невинность христиан», размещенный на YouTube. В видео, как говорится в решении суда, «отрицается божественная природа Христа», и поэтому видеоматериал был признан экстремистским.

— Прокуроры очень серьезно воспринимают пункт про религиозное превосходство. Очень много случаев, когда все претензии сводятся именно к тому, что в тексте написано, что «наша религия лучше вашей». Хотя это вполне естественно для религиозных людей считать, что их религия лучше, иначе зачем же они в нее верят.

— Если экстремизмом считается «отрицание божественной природы Христа», то тогда все атеисты тоже экстремисты?

— Тут не надо логику искать, ее тут нет. Есть много случаев, когда один и тот же предмет рассматривался в разных судах, и суды выносили противоположные решения. Это нормально, потому что понять этот закон невозможно, поэтому и решения суда субъективные.

— Как обычно запрещаются материалы?

Это не значит, что прокурор в библиотеку ходит, ищет какую-то экстремистскую литературу. Обычно совсем не так. Просто у какого-то человека, проходящего по какому-то делу, изымают кучу литературы. Сотрудник прокуратуры выбирает оттуда какие-то материалы, которые ему кажутся перспективными в смысле их запретить. Дальше он отдает их какому-то эксперту. Эксперт тужится, что-то пишет. Прокурор потом это быстренько переписывает себе в заявление, несет в суд, суд это все проштамповывает. Чаще всего никакого ответчика в этом процессе нет вообще. И выбор может быть совершенно случайным. Попала какая-то книжка и попала, никто не вникал.


— Получается, что весь этот длинный список запрещенной литературы — просто какая-то дурость.

— Да, абсолютная. Ведь такого списка нет нигде на свете, кроме нашей страны и еще некоторых стран, которые позаимствовали у нас эту идею (например, Казахстан).

— То есть это российское ноу-хау?

— Это абсолютно наше ноу-хау. Не зря же мы идем своим путем. Этот механизм запрета в принципе работать не может. Дело даже не в том, что запрещают черт знает что, а в том, что это вообще не может работать. Скажем, они запретили какую-нибудь книгу, допустим, даже книгу, которую можно описать и есть библиографическое описание, а я завтра возьму и переиздам эту книгу, и это будет другая книга. Нельзя же в точности быть уверенным, что она такая же. Значит, надо снова рассматривать?

— К сожалению, не знаю. Я много раз пытался это узнать и не смог. Список длиной в 2900 пунктов — это бессмысленно: никто его уже просто не может прочесть.

— А с другой стороны, приходят следователи с обыском (а обыски у нас стали очень распространенным явлением) и находят у гражданина какую-нибудь запрещенную у нас книгу, например, тот же «Майн кампф»…

— А это совершенно не запрещено. Любой запрещенный материал можно держать дома, я могу вам дать почитать лично, это — пожалуйста. Я не могу это массово распространять, встать на улице, например. Из-за этого, кстати, проблема у библиотек, потому что они вроде как массово распространяют. Ведь многие запрещенные книги есть в библиотеках, но они не должны их выкидывать. Потому что есть закон о библиотеках, не позволяющий просто так выкидывать книги. Да и вообще многие библиотеки обязаны их хранить как обязательный экземпляр.

— И что в итоге библиотекам делать с этими запрещенными книгами?

— Была достигнута неформальная договоренность с Генпрокуратурой, что для этих книг в библиотеке действует специальный режим: когда читатель получает книгу, он расписывается, что он знает, что он читает материалы из федерального списка, ему нельзя делать копии в библиотеке, но он может ее взять и читать.

Поскольку закон безграничный, то и применение совершенно случайное. Просто вся проблема в каком-то смысле в том, что этот закон невозможно применять систематически. Если систематически применять антиэкстремисские законы, то сядут все. Поэтому его применяют крайне избирательно, и это приводит к тому, что никому не понятно, что на самом деле можно, а что нельзя.

...— 2 апреля этого года Комитет ООН по правам человека опубликовал рекомендации России, в том числе и по вопросу сужения определения экстремистской деятельности в законодательстве. Прошло уже несколько месяцев, Россия как-нибудь прислушалась к этим рекомендациям?

— Да нет, конечно. Собственно говоря, то же самое несколько ранее, в прошлом году, России рекомендовала Венецианская комиссия (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. — Е. М.), к которой тоже положено прислушиваться, но нет, никто ни к чему не прислушивается. Рекомендации сузить определение звучат давным-давно. Я собственноручно два раза передавал какие-то прожекты на эту тему в администрацию президента. Но никто ничего по существу менять не собирается. Единственное, что меняется, это время от времени ужесточаются, ужесточаются, ужесточаются статьи УК.

— Мне кажется, что если посмотреть на правоприменительную практику по статьям за экстремизм, то складывается впечатление, что борьба с экстремизмом — это сплошная профанация.

Распространение экстремистских материалов в сети Интернет довольно активно выявляется и пресекается. Под пристальным оком государства находятся социальные сети, в том числе страницы обыкновенных пользователей. Вовсе не имеет значения, сколько у вас друзей, тысяча или всего десять человек. Выложив на своей странице запрещенную песню или отрывок из запрещенной книги, пользователь будет признан виновным в массовом распространении экстремистских материалов. И за это, естественно, понесет наказание.

Ответственность за распространение экстремистских материалов.

Согласно статье 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Как выявляется распространение экстремистских материалов.

Сотрудниками ЦПЭ УМВД России (Центра по противодействию экстремизму УМВД России) проводится мониторинг сети Интернет и осмотр сетевых ресурсов. В их число попадают и социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Твиттер и т.д. При выявлении экстремистских материалов составляется акт осмотра страницы пользователя, делаются скриншоты, производится так называемый сбор образцов для сравнительного исследования. Далее составляется протокол об административном правонарушении и дело предается в суд для назначения наказания, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ.

Что относится к экстремистским материалам.

Согласно статье 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение 30 дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Федеральный список экстремистских материалов расположен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru/ru/extremist-materials. На этой странице можно удостовериться, входит материал в список запрещенных или нет. По ссылке самый актуальный, обновленный и правильный список, так как первоначально он публикуется именно на сайте Минюста.

Почему такое распространение считается массовым?

Почему такое распространение считается массовым, ведь у меня всего пять, десять друзей Вконтакте?

Так как аккаунт пользователя Вконтакте является Интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в сети на данном сайте по указанному адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещённой на его странице неопределённому кругу лиц, в соответствии с Правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.

Согласно пункту 9 статьи 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации — это действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц.

Проще говоря, любой человек может зайти на страницу любого пользователя Вконтакте и просмотреть информацию, содержащуюся на этой странице. Это может быть фото, видео, аудио, текстовые записи, контактная информация. Таким образом, если круг лиц, имеющих доступ к странице не ограничен, имеет место массовое распространение.

Томаева И.Н.,
директор ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

В последнее десятилетие опасность терроризма значительно увеличивается, это связано, прежде всего, с возрастающим фактором технологического развития общества и его урбанизацией. Терроризм, как явление стал объектом повышенного внимания и со стороны контролирующих органов, и со стороны социальных институтов.

Причин, изменивших вектор внимания в российском государстве, несколько. Одна из них - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114 от 25.06.2002 г. В соответствии со статьей 13 данного закона, на территории Российской Федерации запрещается массовое распространение экстремистских материалов, а так же их хранение.

Материалы, признанные экстремистскими решением суда по месту их обнаружения, подлежат немедленной конфискации. Информация о судебном решении передается в федеральный орган государственной регистрации - Министерство юстиции РФ. На основе полученных сведений формируется «Федеральный список экстремистских материалов», который размещен на сайте по адресу: http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/

Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это книги, брошюры, выпуски и отдельные статьи из журналов и газет, листовки, интернет-сайты, видео, плакаты, лозунги. Достаточно широк и спектр авторов, чьи произведения по тем или иным причинам суды запретили. Среди них - политические и религиозные деятели, публицисты, журналисты, так же анонимы, пишущие свои обращения.

Библиотеки стали объектом внимания органов прокуратуры фактически сразу же после официальной публикации «Федерального списка экстремистских материалов». В настоящее время количество актов прокурорского реагирования в адрес библиотек исчисляется сотнями, активность органов прокуратуры в отношении библиотек ежегодно увеличивается. Если в первые годы санкции заключались, главным образом, в предостережениях и дисциплинарных мерах, то в 2011 г. несколько руководителей были привлечены к административной ответственности. После того как в «Федеральный список экстремистских материалов» были внесены «Дневники» Геббельса Й. за 1945 год, несколько директоров библиотек были признаны виновными в нарушении статьи 20.29. КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) и оштрафованы.

Достаточно много актов прокурорского реагирования основанных на наличии в библиотеках литературы, изданной саентологами и Свидетелями Иеговы. В свое время, печатная продукция данных религиозных организаций активно рассылалась по библиотекам, и обнаружить эти издания в каталогах библиотек не составляет труда. Поводом для вынесения предостережений и представлений может являться не только факт наличия в открытом фонде библиотеки данных материалов, но и отсутствие в библиотеке «Федерального списка экстремистских материалов» на бумажном носителе или его обновленной версии.

Российские библиотеки оказались в ситуации когда, в соответствии с законом «О противодействии экстремисткой деятельности» прокуратура требует избавиться от литературы, внесенной в «Федеральный список экстремистских материалов». С другой стороны, в соответствии со статьей 12 ФЗ-№78 «О библиотечном деле», «не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам», так же п.2ст.20 гласит: «Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов…». К сожалению, ФЗ-№114 не дает четкого определения понятия массового распространения экстремистских материалов, и, в сложившейся ситуации библиотеки оказались заложниками несоответствия в требованиях законодательной и исполнительной властей.

Предлагаем несколько предложений и практических рекомендаций библиотекам по исполнению ФЗ-№114 «О противодействии экстремисткой деятельности»:

  1. Руководителю библиотеки необходимо издать приказ о работе с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов» (см. образец).
  2. Рекомендации библиотекам по работе с «Федеральным списком экстремистских материалов».

2.1.Действия библиотеки:

  • Решить для себя - нужна ли эта литература в библиотеке.
  • Закрепить это решение в документах.
  • Проводить сверку фонда со Списком, документировать эту процедуру.
  • Выявленные книги из списка маркировать (если решено оставлять в фонде).
  • Отстаивать свою позицию перед прокуратурой.

1.2. Методические материалы:

  • Сборник «Работа библиотек с «Федеральным списком экстремистских материалов».-М., ГПИБ России.- 2011.-76 с.
  • Сайт ГПИБ России. http://www.shpl.ru
  • Инструкция о работе с изданиями, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов». //Информационный бюллетень РБА.- 2010.- №55.- С. 30-32.

образец

ПРИКАЗ

О работе с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов»

В целях реализации Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму «Журнала сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов», согласно приложению №1 к настоящему приказу.

2. Заведующему отделом или ……... регулярно, не реже 1 раза в полугодие, проводить сверку «Федерального списка экстремистских материалов» и электронного каталога библиотеки на предмет наличия изданий, включенных в «Федеральный список».

О результатах проверки информировать заведующих структурными подразделениями, в ведении которых имеются документы библиотечного фонда.

Результаты проверки фиксировать в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов»

3. Программисту или ……регулярно, не реже 1 раза в квартал, проводить работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов».

Ежемесячно, в случае размещения новых источников в «Федеральном списке экстремистских материалов», производить их распечатку на бумажном носителе.

Проделанную работу фиксировать в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов».

4. В случае обнаружения в фонде учреждения документов, опубликованных в «Федеральном списке экстремистских материалов», необходимо составить акт по форме, утвержденной согласно приложению №2 к настоящему приказу.

5. Заведующим структурными подразделениями или ….. в чьих отделах обнаружен документ, опубликованный в «Федеральном списке экстремистских материалов», необходимо его промаркировать пометкой (наклейкой), указывающей на ограничение его в использовании.

6. Документы экстремистского содержания не могут быть представлены в открытом доступе (специально выделенного хранения для обнаруженных документов не требуется).

7. Выдача пользователю документа экстремистского содержания может производиться только по его письменному запросу, по форме, согласно приложению №3 к настоящему приказу.

8. Ответственным за исполнение приказа назначить заместителя директора или …

9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор ______________

С приказом ознакомлены: ______________

Приложение №1
к приказу №__ от _____г.

ЖУРНАЛ
сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов»

№ п/п

Дата

Наименование вида деятельности

ФИО

ответственного лица

Подпись

Приложение №2

к приказу №___ от____ г.

«Утверждаю»

Акт № ____

от «___» _______г.

О наличии в библиотечном фондедокументов, включенных в «Федеральный список экстремистских материалов».

Члены Совета по комплектованию, назначенные приказом директора № ___от ______ г. в составе:____________________ (Ф.И.О.должность, структурное подразделение) составили настоящий акт в том, что в результате сверки имеющихся в фонде документов с «Федеральным списком экстремистских материалов», выявлены документы, опубликованные в указанном списке под номерами №№,а именно:

№…

№…

Выявленные документы находятся в закрытом фонде ив соответствии с правилами хранениямогут быть выданы пользователю на основанииего заявления.

Подписи:

Приложение № 3

к приказу № __ от _________г.

Заведующему отделом

(название отдела)

Ф.И.О.пользователя.

Заявление.

Прошу выдать мне _____________________ (указать автора иназвание издания), указать для каких целей необходимо данное издание.

Я предупрежден, что данное издание внесено в «Федеральный список экстремистских материалов» и не подлежит массовому распространению.

Дата.Подпись.

Информация подготовлена на основании материалов сборника «Работа библиотек с «Федеральным списком экстремистских материалов». - М., ГПИБ России.- 2011.-76 с.

Работа библиотек

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение, производство и хранение экстремистских материалов.

В силу закона к экстремистской деятельности относятся действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.

Деятельность по пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, пропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, также является экстремистской.

Кроме этого, публичные призывы к осуществлению вышеуказанных деяний расцениваются как экстремистская деятельность.

Изготовление и распространение печатной и иной продукции экстремистского содержания, в том числе в сети Интернет является основанием для привлечения к административной либо уголовной ответственности.

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В качестве наказания за такие действия предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 руб. либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 руб. с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Статьей 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 руб. или административного ареста сроком до 15 суток за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо сходных с ней изображений.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений экстремистского характера.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные, в том числе с использованием средств массовой информации, являются преступлением, ответственность за которое установлена статьей 280 Уголовного кодекса РФ.

За совершение указанных действий виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации образуют состав преступления, предусмотренного ст. 282 Уголовного кодекса РФ.

Лицо, виновное в совершении данного преступления, подлежит привлечению к уголовной ответственности от штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет до лишения свободы на срок до двух лет.

Совершение указанных деяний с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием своего служебного положения организованной группой влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Кроме этого, уголовно наказуемым деянием является организация экстремистского сообщества и экстремистской организации (статьи 282.1, 282.2 Уголовного кодекса РФ). При этом лица, добровольно прекратившие участие в экстремистском сообществе либо в экстремистской организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, освобождаются от уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иных составов преступлений.

Привлечению к ответственности за указанные выше правонарушения и преступления подлежат лица, достигшие 16 лет.

Уголовным кодексом РФ также установлена ответственность за причинение смерти или вреда здоровью человека, нанесение побоев, причинение физических или психических страданий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Такие преступления предусмотрены статьями 105, 111 УК РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация