Виды мер административной ответственности. Правовое регулирование экономических отношений. Нарушение режима тишины

Главная / Общество

Мерами административной ответственности являются административные наказания. Меры, административной ответственности являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему административное правонарушение. Административное наказание выступает и как мера профилактического характера, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, административное наказание может применяться к должностному лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, в рамках статьи 2.2 КоАП РФ и заключается в предусмотренном законом порядке ограничении прав и свобод данного лица.

Именно устанавливая возможность применения административного наказания за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных случаях и общественную опасность, а также дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо, его совершившее.

Применение административного наказания представляет собой государственное принуждение, то есть не просто необходимость и обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие), а принудительную (не по собственной воле, а под чьим-либо воздействием, в данном случае - под воздействием государства) обязанность Липатов Э.Г., Чаннов С.Е. постатейный комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях// СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо понимать административное наказание как меру административной ответственности, с учетом предела и средств ее осуществления. При этом установление государством данного предела является важным условием, элементом системы административно-правовых гарантий привлечения физических, должностных и юридических лиц в соответствии со статьями 2.3 - 2.6, 2.10 КоАП РФ к административной ответственности.

Однако привлечение к административной ответственности не всегда и не обязательно заканчивается применением наказания, а положение о неотвратимости наказания имеет исключения из правила. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Недопустимо унижение человеческого достоинства физического лица и причинение ему физических страданий, независимо от совершения административного правонарушения. Данное положение действует на основании и в рамках исполнения Конституции РФ (ст. 21), закреплены ограничения при применении административных наказаний, которые соответствуют признакам конституционного демократического государства, защите прав, свобод и безопасности человека. Запрещая унижать честь и достоинство всех лиц, независимо от любых фактических обстоятельств. Основанием возникновения спора при нанесении вреда деловой репутации являются наличие в совокупности факта распространения ответчиком сведений, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. Уточнения по факту нанесения вреда деловой репутации даются в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

Аналогичное положение определяет право на защиту человека не только от унижения достоинства, но и от жестокого обращения, пыток, насилия, т.е. от умышленного причинения не только нравственных, но и физических страданий. При этом необходимо также принимать во внимание действующие на территории Российской Федерации международные правовые акты, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К ним относятся Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков Стахов А.И. Административная ответственность.- М., 2004. 15-16 c.:

  • · перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;
  • · назначенные и исполненные меры административной ответственности влекут для правонарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);
  • · меры административного наказания не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;
  • · меры административной ответственности назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;
  • · меры административной ответственности назначаются уполномоченным органом, когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных наказаний. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

Во-первых, в КоАПе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым:

  • 1. Предупреждение;
  • 2. Административный штраф;
  • 3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6. Административный арест;
  • 7. Дисквалификация.
  • 8. Административное приостановление деятельности

Все названные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия. Кара - это "правовой урон", привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений Бахрах Д.Н. Административное право России.- М., Из-во "Норма", 2007. 496 с..

Во-вторых, административные наказания делятся по порядку назначения на основные и дополнительные.

Основными административными наказаниями принято считать административные наказания, которые не могут присоединяться, сочетаться с другими видами административных наказаний. Это могут лишь быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Сравнивая КоАП РФ с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф Липатов Э.Г., Чаннов С.Е. Постатейный комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях// СПС "КонсультантПлюс". Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ.

Дополнительными административными наказаниями считаются административные наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и присоединяться к другим административным наказаниям. Согласно ч. 2 ст. 3.3 КоАП, дополнительными административными наказаниями являются:

  • · возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • · конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В-третьих, деление в зависимости от органа, его назначающего:

Первую группу составляют административные наказания, назначаемые исключительно судьей (административный арест, дисквалификация, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу).

Вторая группа включает в себя административные наказания, назначаемые судьей или исполнительными органами государственной власти Российской Федерации (административный штраф)

В третью группу входят административные наказания, назначаемые федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями (предупреждение, административный штраф)

Четвертая группа состоит из административных наказаний, назначаемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (предупреждение и административный штраф) (ч. 2 ст. 3.2 КоАП).

Следует поподробнее на каждом из видов наказаний. Меры административной ответственности можно охарактеризовать в зависимости от ограничений и лишений, устанавливаемых для правонарушителя.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП).

Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Единственная установленная форма предупреждения - письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Административный штраф (ст.3.5 КоАП)

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств.

По основаниям применения штраф подразделяется на абсолютно-определенный и относительно-определенный.

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заключается в установлении границ возможного к применению размера, либо, исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  • 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • 2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  • 3) сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Минимальный размер, единый для всех субъектов, - не менее ста рублей.

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности: для должностных лиц - не более пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности.

Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу. Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП)

Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  • 1) изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.
  • 2) реализация этой вещи через специализированный магазин.
  • 3) передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.7 КоАП).

Состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения и которая принадлежит правонарушителю на праве собственности.

Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП)

Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права при наличии подтверждающих разрешительных документов. Формулировка "за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом" является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности.

Установленный срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет, что обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию.

В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

КоАП РФ в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП)

Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.

Устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации, органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Необходимо уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:

  • 1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;
  • 2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;
  • 3) также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП)

Установление в КоАП РФ такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя - гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП РФ круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом - от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

  • - нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);
  • - фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);
  • - неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);
  • - ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);
  • - совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);
  • - нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП)

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности должностных лиц. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при наличии состава следующих правонарушений, в частности:

  • - нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);
  • - нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);
  • - нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • - нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);
  • - нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 НК РФ);
  • - нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 НК РФ);
  • - нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);
  • - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);
  • - нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Согласно КоАП, мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности (ст.39). Узкий подход законодателя к пониманию административной ответственности послужил на практике одним из оснований для выдвижения положения о существовании в законодательстве особого вида юридической ответственности – экономической (финансовой) ответственности. Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких–либо прав или благ.

В Кодексе об административных правонарушениях (ст.23–31) закреплены следующие виды административных взысканий: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); е) исправительные работы; ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например: за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ч.1 ст.100 Ко АП), за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.141 Ко АП). Предупреждение, как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о наложении административного взыскания. Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

Штраф – взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений, и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах. Новая редакция ст.26 КоАП, установленная Законом в декабре 1997 г. гласит: «Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц – пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы».

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма за вычетом расходов по реализации изъятого предмета передается бывшему собственнику. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте (ст.107 КоАП), хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов (ст.174 КоАП) и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов (ст.176 КоАП).

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (ст.28 КоАП). Согласно ч.3 ст.37 КоАП, конфискация вещей и предметов по делам об административных таможенных правонарушениях производится независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 25 апреля 2001 г. «О соответствии Конституции ст.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и практики ее применения» отметил неконституционность судебной практики по делам об административных таможенных правонарушениях в части неприменения конфискации со ссылкой на истечение двухмесячного срока, вопреки требованиям ч.3 ст.37 КоАП, позволяющей налагать административное взыскание в виде конфискации вещей независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. Конституционный Суд также предложил Верховному Суду обеспечить единообразие судебной практики в соответствии с ч.3 ст.37 КоАП.

Осуществление конфискации предметов в административном порядке противоречит ст.44 Конституции Республики Беларусь, согласно ч.5 которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по постановлению суда.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ст.29 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.

Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Кроме того, для иностранцев и лиц без гражданства предусматривается принудительное выдворение (депортация) этого лица за пределы РБ.

В гл.4 Кодекса об административных правонарушениях закреплен порядок применения мер административной ответственности. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность. В ст.33 и 34 Кодекса об административных правонарушениях даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Законодателем признается примерный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым, исчерпывающим. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;


· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификаци я – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Административная ответственность является достаточно запутанной системой, регулирующей особенности поведения абсолютно всех групп населения и учитывающей некоторые особенности того или иного лица либо места его пребывания. Как правило, предусматривают различные виды наказаний, зависящие от большого числа факторов: к примеру, от частоты подобных нарушений, их уровня серьезности, вероятного риска для здоровья окружающих и так далее. Необходимо знать основные особенности такой ответственности, что она собой представляет и каким образом проявляется. Подробнее о мерах, примерах административного правонарушения и ответственности пойдет речь ниже.

Административная ответственность: что это такое?

Данный вид ответственности почти ничем не отличается от уголовной или какой-либо другой. Основные принципы в этом случае те же, отличаются только проступки, за которые происходит привлечение лиц к административной ответственности. Отличается и само наказание, которое, в сравнении с уголовным, значительно легче. К примеру, за проступок могут наложить штраф, а также официальное порицание наряду с принудительными работами на период административного ареста и тому подобное.

Вариантов на самом деле масса, и все их применяют по-разному, что зависит от многочисленных факторов. Например, за курение в общественном месте налагают штраф, а за вандализм могут отправить на принудительные работы на указанное должностным лицом место и время. В общем, примеры административной или уголовной ответственности можно встретить с определенной регулярностью.

Варианты наказаний

Не только виды административной ответственности предполагают большое количество различных вариантов. Друг от друга отличаются и сами виды наказаний. Существует семь типов воздействия, которые могут использоваться к нарушившему закон гражданину. Самым элементарным служит обычное предупреждение, которое не носит неофициальный характер, кроме того, не высказывается устно. Подобные предупреждения выносят в письменной форме, они должны быть учтены на будущее. Также они способны ужесточить последующие наказания за другие нарушения. Более серьезным вариантом, который подразумевает административное взыскание, служит штраф, размер которого устанавливают в зависимости от различных факторов, включая наличие предупреждений.

Другие два вида схожи друг с другом. Если гражданин нарушает закон, используя определенный объект, находящийся в его собственности, должностные лица могут его изъять. Будет ли он возвращен в будущем либо конфискован окончательно, напрямую зависит от вины и прочих подобных показателей. Кроме того, гражданина могут лишить определенных прав и возможностей, которые гарантируются конституцией, так как к нему применяются меры административной ответственности. Пример того, о чем идет речь: могут запретить человеку подходить к какому-либо объекту или лицу на расстояние меньше тридцати метров. Кроме того, нарушителя могут арестовать на срок вплоть до пятнадцати суток либо отправить на исправительные работы на несколько месяцев. Пример заявления о привлечении к административной ответственности представлен в конце статьи.

Признаки и особенности

Существуют некоторые признаки, характеризующие абсолютно любые нарушения рассматриваемого вида. Одним из них служит противоправность. Пример привлечения к административной ответственности: лицо сознательно нарушает законодательство в отношении какого-то объекта или человека, в то время как первый является чьей-то собственностью, обладая определенной ценностью. Второй признак предполагает, что вина нарушителя полностью доказана. Таким образом, если гражданин действует не по закону, но никто не может этого доказать хотя бы косвенным образом, то наказание к нему не будет применяться. Третий признак свидетельствует о том, что действия лица относятся к антиобщественным поступкам и направлены против окружающих и порядка. Более подробный список всех вариаций действий представлен в законодательстве.

Последний признак предполагает то, что гражданин сознательно совершил проступок и отдает себе отчет в том, что сделал. При этом вовсе не имеет значения, являлось ли это бездействием или действием. Варианты административной ответственности в данном случае представлены двумя категориями: человек что-то сделал специально либо сознательно чего-то не выполнил. К примеру, гражданин может не пойти в суд по повестке, несмотря на то что получил ее. В данном примере административная ответственность накладывается за бездействие. Гражданин перешел дорогу на красный - это уже пример нарушения посредством действия.

Административная ответственность и военнослужащие

Для военнослужащих и прочих подобных граждан функционируют такие же законы, как и для всех остальных лиц. Отличаются лишь меры наказаний, которые в данной ситуации могут рассматриваться как излишне строгие или слишком мелкие. Мера наказания рассматривается военным судом, выносящим свой вердикт по конкретному случаю правонарушения. Вердикт выносят наряду с обозначением наказания, которое будет применено в отношении военнослужащего.

Административная ответственность по отношению к военнослужащим вместо общепринятых штрафов либо исправительных работ предполагает дисциплинарное взыскание в различных формах. Например, если не служащее на данный момент лицо может отделаться штрафом, то за такое же нарушение военнослужащему назначат несколько нарядов вне очереди. Это, пожалуй, самый простой и даже банальный пример административной ответственности, так как фантазия касательно наказаний в армии всегда была более развита.

Административная ответственность и иностранцы

Согласно действующему законодательству, на сегодняшний день административная ответственность для иностранных лиц выступает аналогичной той, которую применяют в отношении жителей данной страны. То есть за одно и то же нарушение при других равных условиях и гражданин, и иностранец получат полностью одинаковое наказание, без каких-либо скидок в пользу той или иной стороны.

Единственным исключением служит возможность применения к иностранному лицу одной меры, которая не может применяться по отношению к обычному гражданину. В данном случае речь идет о выдворении из страны. Разумеется, за мелкие нарушения настолько жестко никто не будет реагировать. Но если проступки носят систематический характер или признаются очень серьезными, то подобную меру наказания можно считать полностью оправданной. Не следует забывать, что каких-либо поблажек ввиду незнания законодательства не предусматривается.

Например, нарушение тишины в указанное время суток карается одинаково для иностранца и гражданина страны. Но на фоне систематического нарушения на протяжении продолжительного периода гражданину будет назначен более значительный штраф, а иностранца могут попросту выгнать из страны. Административная ответственность и пример правонарушения в любом случае доказали, что закон справедлив ко всем.

Ответственность для несовершеннолетних

Варианты административной ответственности для граждан, ещё не достигших восемнадцати лет, в целом идентичны тем, которые применяют к взрослым. Почти все доступные наказания используются, за исключением ареста, который в данной ситуации строго запрещен. На практике зачастую ограничиваются порицанием либо наложением штрафа в особо серьезных случаях. Как правило, учитывают присутствие у несовершеннолетнего лица источника самостоятельного дохода. Правда, если такового нет, выплачивать средства будут родители нарушителя.

Признаки административной ответственности в подобных ситуациях являются аналогичными. Другие же меры наказаний применяют очень редко и они, как правило, касаются значительных случаев либо ситуаций, при которых проступки происходят систематически, а несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к административной ответственности, сознательно отказывается от соблюдения законодательства. Например, если человек в семнадцатилетнем возрасте нарушил правила общественного порядка всего однажды, то он может отделаться простым предупреждением. Но если спустя некоторое время его вновь поймают на противоправных действиях такого же рода, то, скорее всего, ему будет назначен штраф. Последующие нарушения уже приведут к назначению исправительных работ и другим подобным вариантам пресечения.

Нарушение режима тишины

Многие сталкивались с данной проблемой, когда было невозможно заснуть по причине громких криков либо музыки и так далее. Это все можно классифицировать как нарушение тишины, что выступает административным нарушением. В тех или иных регионах страны работают свои правила, но, начиная с 23 часов до 7 утра каждое лицо обязано вести себя тихо, не мешая окружающим. При этом неважно, о каком лице идет речь: физическом или юридическом. К примеру, к административной ответственности могут привлечь за автомобильные сигналы, за громкие звуки, которые издают домашние животные. Для того чтобы лучше ориентироваться, следует изучить функционирующие в текущем регионе нахождения требования к лишнему шуму в ночное время. В некоторых районах или населенных пунктах указанный промежуток времени может отличаться, как и факторы, влияющие на шум.

К вопросу о вечном ремонте и музыкантах

Основные виды административных взысканий в подобных ситуациях зачастую ограничиваются денежным штрафом, а их размер может значительно отличаться в зависимости от региона, а также от источника шума и так далее. Частые примеры административной ответственности из жизни - это громкая музыка в ночное время суток и несогласованные шумные ремонтные работы. Если звук издается от магнитофона, то можно будет отделаться выплатой в сумме 2 500 рублей. А за ремонтные работы лицо будет вынуждено заплатить уже 5 000 рублей. Что касается юридических лиц, то для них эти суммы намного выше: 25 000 и 250 000 рублей соответственно.

Административное взыскание за курение

Пример административной ответственности - штраф за курение в общественных местах. Некоторые люди это поддерживают, а некоторые категорически против. Но общая суть заключается в том, что штраф за курение может быть наложен непосредственно на лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также и на того, кто в доступной форме не обозначил факта запрета на подобные действия в данной местности. При этом непосредственно для самого курильщика штраф не будет чересчур большим. Скорее пострадает владелец территории. Если выяснится, что отсутствовали запрещающие знаки, тогда наказание для владельца территории окажется более значительным.

Итак, гражданин, куривший не там, где положено, обязан будет заплатить от пятисот до трех тысяч рублей, что зависит от многих факторов, включая место нарушения наряду с примером для подрастающего поколения и тому подобного. А что касается юридического лица, не повесившего соответствующие предупреждающие знаки, то оно будет оштрафовано на сумму от 30 000 до 90 000 рублей, что, разумеется, намного серьезней. Стоит также сказать, что курение на детской площадке наказывается серьезней, чем в других местах. Попытки приучить детей к курению караются ещё строже, особенно в том случае, если делают это родители. Отдельное наказание предусмотрено для тех, кто распространяет табачную продукцию, продавая ее несовершеннолетним, способствуя тем самым детскому курению.

Правила и их несоблюдение

Правила, касающиеся общественного порядка, являются очень важными. Любые действия каждого гражданина рассматриваются с точки зрения соблюдения им установленных правил. Среди этих предписаний выделяют пять основных категорий нарушений, которые чаще всего встречаются.

  • Первым из данных противоправных вариантов поведения служит курение. Использовать эту пагубную привычку разрешается дома либо в специально отведенных для этого зонах. Теоретически закон предполагает возможность курения в отдалении от территорий массовых скоплений людей, мест общего пользования и тому подобного. Практически придется выезжать за город для того, чтобы найти столь удаленное место.
  • Вторым распространенным нарушением, за которое на человека налагают административное взыскание, служит мелкое хулиганство. К такому деянию может быть приравнено использование ненормативной лексики, звучащей повсюду и достаточно часто.
  • Третьим, более серьезным вариантом нарушения общественного порядка выступает распитие алкогольных напитков. За сам факт распития гражданину придется заплатить около одной тысячи рублей. А за нахождение на улице в нетрезвом состоянии штраф увеличится до полутора тысяч.
  • Следующим по степени тяжести выступает употребление наркотиков, а также других подобных веществ. В такой ситуации штраф составит около пяти тысяч рублей. Иностранца за такие действия могут выгнать из страны.
  • Наиболее серьезным нарушением считают организацию каких-либо массовых мероприятий без разрешения на то органов власти. В этом случае придется заплатить минимум 25 000 рублей, а в некоторых ситуациях могут быть применены и другие варианты наказаний наподобие ареста либо исправительных работ.

В целом стоит отметить, что примеры административной ответственности в интуитивной форме понятны всем адекватным гражданам. Люди должны вести себя нормально, нельзя шуметь либо мешать окружающим. Также строго запрещается распивать спиртные напитки и курить в общественных местах. Категорически нельзя употреблять наркотики. Если поведение человека не отличается ни одним из вышеприведенных противоправных действий, то никаких вопросов со стороны правоохранительных органов к нему не возникнет. При этом важно отметить, что из всех существующих нарушений именно курение считается наиболее спорным. Привлечение лиц к административной ответственности в этих случаях происходит намного реже и только тогда, когда можно гарантированно доказать факт вины. Зато за остальные варианты нарушений граждане могут с большой долей вероятности расстаться с достаточно большими суммами денежных средств либо с собственным имуществом, которое в том числе может быть отобрано государством на некоторое время.

Что относится к административной ответственности? Примеров было приведено достаточно много. Каждый, кто проинформирован благодаря данному материалу, теперь знает ответ на вышестоящий вопрос.

В соответствии со ст. 1.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ 11 Российская газета. - 31 декабря 2001 г. - № 256 (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных в КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2. КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иные признаки. Перечень наказаний дан в определенной последовательности от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания 11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 542.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний. В отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специально права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация). Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Меры административной ответственности можно охарактеризовать в зависимости от ограничений, устанавливаемых для правонарушителя.

Предупреждение (ст. 3.4. КоАП) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является 11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 19.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направление копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю. Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. Это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Эта мера морального воздействия.

Административный штраф (ст. 3.5. КоАП РФ) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

1. минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3. сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1000 МРОТ.

Однако административный штраф за нарушение должностными лицами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма может быть установлен с превышением указанных размеров. В этом случае административный штраф не может превышать для должностных лиц 200МРОТ, а для юридических лиц - 5000 МРОТ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного нарушения (3.6. КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения) либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Данное административное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера, применяемой в отношении физического или юридического лица - собственника вещи, использованной им в качестве орудия совершения административного правонарушения или явившейся предметом административного правонарушения. Изъятие вещи, не принадлежащей правонарушителю на праве собственности (например, изъятие предметов незаконной охоты, рыболовных сетей, не принадлежащих правонарушителю на праве собственности) не является административным наказанием 11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 20.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

В КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в пятидесяти статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт или алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота и рыболовство - основной источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье ружье, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7. КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

С учетом конституционного положения о невозможности лишения имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Подчеркнем, что в ст. 3.7. КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет.

Соответственно, КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих предметами.

Лишение специального права, представленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования эти правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8. КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст. 8.37КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП РФ срока лишения права управления транспортными средствами находится в пределах от одного месяца до одного года.

Лишение специального права назначается только судьей. Это новое положение законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке) 11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 552.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

В настоящее время КоАП РФ устанавливает возможность назначение административного ареста за совершение десяти видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 20.1); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирование в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 3 ст. 20.2); демонстрация фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5) и др.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест не может применяться к четырем категориям лиц: беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могут быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Таким должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация - новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Вывод: Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Меры административной ответственности в сфере административно-правового регулирования находят применение наряду с административно-пресекательными, административно-восстановительными мерами, мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация