В чем состоит социальная опасность преступности. В чем социальная опасность преступности? Краткая характеристика основных видов социальных опасностей

Главная / Общество
1.Как идеология и политическая психология влияют на политическое поведение? В чем состоит опасность политического экстремизма?

2. Какую роль в политической жизни играют средства массовой информации?
3. Почему в политической жизни велика роль политической элиты? Каковы способы ее формирования?
4. Чем характеризуется политическое лидерство?Каковы функции политического лидера?
5. Какие проблемы порождает демографическая ситуация в нашей стране? Каковы пути их решения?
6. Каков порядок сознания религиозных объединений и каковы их отношения с государством? В чем состоит значение свободы совести?

ОЧЕНЬ ВАЖНО11

3.1. Ученые отмечают, что в настоящее время на поли­тической карте мира насчитывается около ста государств, в которых установился авторитарный политический режим. Объясните, почему авторитаризм получил широкое распро­странение в современном мире. В чем его опасность?

3.2. В современной России осуществляются процессы ре­формирования политической системы: укрепление исполни­тельной вертикали государственной власти, модернизация избирательной системы, преобразования государственной службы и др. Опираясь на системный подход к рассмотре­нию политической сферы, а также материалы средств массо­вой информации, определите другие, не менее важные на­правления политических реформ. Ответ поясните.

3.3. Многие политические лидеры, особенно современных развивающихся стран, пытаются обосновать свои политиче­ские решения традиционными для населения религиозными
установками. Объясните почему. Используйте в ответе знания о подсистемах политической системы и их взаимосвязи.

4.3. В 1969 г. президент Франции Ш. де Голль был вы­нужден уйти в отставку после того, как граждане не под­держали на общенациональном референдуме проект его ре­формы местного самоуправления. Связь между какими явлениями политической системы прослеживается в приве­денном историческом факте? Аргументируйте ответ.

4.4. В стране Z функционирует политическая система, в которой поступающие на «входе» требования не учитыва­ются властями. Выскажите предположение, к каким ре­зультатам может привести игнорирование требований гра­ждан. Ответ поясните.

4.5. Преподаватель политологии предложил студентам назвать явления окружающей среды, оказывающие влия­ние на политическую систему. Были названы: экономика, культура, социальная структура данного общества, его на­родонаселение, политические системы других стран, международные институты, природная сфера, международная экологическая система. Какие из перечисленных явлений относятся к внутренней, а какие к внешней среде полити­ческой системы? Дополните обе группы явлений, опираясь на изученный материал параграфа.

4.6. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Пер­вый утверждает, что политическая система - это относитель­но замкнутое, автономное целое. Второй, напротив, подчерки­вает, что политическая система не имеет четко очерченных границ, ибо она тесно связана с окружающей средой. Кто из участников спора прав? Аргументируйте ответ.
5 - рассуждение.
5.1.
«Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности и нравы людей» (Томас Гоббс (1588-1679), английский философ).
5.2.
«Тотальная преданность возможна только тогда, когда идейная верность пуста» (Ханна Арендт (1906-1975), немецко-американский философ).

Подробное решение Параграф § 14 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?

Да, это хорошо тем, что общество помогает человеку не сбиваться с верного пути, не делать ошибок.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

Алкоголь не решает проблем, а наоборот еще больше их усугубляет. В состоянии опьянения человек совершает неадекватные поступки, нарушается нормальная работа многих органов (в том числе и головного мозга), что приводит к постепенной его деградации, разрушаются также взаимоотношения с другими людьми. И если не остановиться вовремя, это приводит, в конце концов, к смерти.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

Общечеловеческие: воспитание детей, помощь больным и старикам, ну и библейские (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

Расовые: допустим у европеоидной расы общедемократические ценности (равенство перед законом, выборы главы гос-ва, свобода и ценность личности), а у монголоидной как правило диктатура главы гос-ва или правящей партии, ценность не личной, а коллективной выгоды.

Классовые: Куршавель для олигархов, Турция с Египтом для среднего класса и деревенька для бедных.

Групповые: студентам – учёба и соответственно все что с ней связано, спортсменам – тренировка, военным – учения или боевые действия.

Вопрос 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

1. Общечеловеческий.

2. Внутригрупповой.

3. Межнациональный

4. Групповой.

Вопрос 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

Более высокий уровень социальных норм – это те нормы, которые играют наибольшую роль в обществе и нарушение которых ведет к значительным негативным последствиям для человека и общества в целом.

Более низкий уровень соц. норм – нарушение которых не наносит особого вреда обществу и поэтому вполне достаточен неформальный социальный контроль.

Вопрос 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?

Потому что при нарушении норм высокого уровня последствия могут быть гораздо серьёзнее.

Вопрос 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?

Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и прочее. Потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.

Вопрос 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий. Самоконтроль тесно сплетен с понятиями совесть и мораль. Внутренний самоконтроль характерен для обществ с высокой моральной составляющей, ну т.е. с совестью. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК).

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Вопрос 2. Что такое социальный контроль?

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их многократно, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Люди, среагировавшие на нарушение социальных норм, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- всё это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

Таким образом, наряду с контролем со стороны общества, группы, государства, других людей важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

Вопрос 3. В чём состоит значение самоконтроля?

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

Вопрос 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?

Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.

Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Вопрос 5. В чём социальная опасность преступности?

Наибольшую опасность для личности, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Опасность для личности заключается в подавлении её прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путём физического и морального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооружённых формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров- с целью захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Вопрос 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

Последствия наркомании для семьи катастрофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки – социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д. Существование субъекта сводится только к нахождению доз и к употреблению, как правило, при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило, семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821-1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к. преступник осознает, что его найдут и накажут.

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Вспомните: какую роль в жизни общества и человека играют нрав-ственные и правовые нормы? Что вы узнали в основной школе об отклоняющемся поведении? Как с позиций права определяется преступление? Как влияют на сво-их членов антисоциальные группы? В чем состоит осо-бая опасность криминальных групп? Далеко не всегда поведение людей соответствует социаль-ным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, кото- рое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся по- ведением. Социологи дают и другое определение: отклоняю-щееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнару-живающая несоответствие сложившимся ожиданиям, мо-ральным и правовым требованиям общества. Проблему от-клоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опас-ных проявлений отклоняющегося поведения - преступнос-ти. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и ме-ханизм социального контроля, обеспечивающего целена-правленное воздействие на поведение людей с целью укреп-ления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уров-не малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государ-ственных и общественных организаций такие отклонения

проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и дру-гих явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный харак-тер, т. е. иметь полезные для общества следствия (напри-мер, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бы-вают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачест-во, эксцентричность. Проявления негативного отклоняющегося поведения раз-
нообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый об-
ществу, социальной группе, другим людям, а также лично-
сти, допускающей негативные отклонения.
| «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормаль-
! ным состоянием людей». \ I Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая не- терпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству. Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследова-тели имеют различные точки зрения по этому вопросу. В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объясне ние причин отклонений: наличие у некоторых людей при-рожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями инди-вида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в даль-нейшем были подвергнуты убедительной критике. Другие ученые искали психологическое объяснение при-чин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: по-нимание окружающего мира, отношение к социальным нор-мам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выво-ду, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое ис-следование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступ-ников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Все-гда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»). Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного,

безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, само-унижение в подростковом возрасте компенсируется в даль-нейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности. Широкое признание получило социологическое объясне- ние причин отклонений от социальных норм. Известный со-циолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в ус-ловиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активно-сти, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответ-ствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Со-циальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения. Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культу-рой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, на-пример, может быть результатом преимущественного обще-ния индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоя-щие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвое-ние человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения. Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведе-ния. Подумайте над изложенными точками зрения и попы-тайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм. По отношению к лицам, допускающим негативное откло-нение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, об-ман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внуше-ние, ирония, порицание и т. п.). Более значительные фор-мы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в за-висимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов. Из многих проявлений отклоняющегося поведения по-дробнее рассмотрим одно из наиболее опасных - преступ-ность.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность - проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступ-ность» является производным от слова «преступление», ко-торое в русском языке всегда означало «поступок, против-ный закону, беззаконие, злодеяние». Напомним, что с юридической точки зрения преступление - это виновно со-вершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уго-ловным кодексом под угрозой наказания. Совокупность пре-ступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность - это не просто сумма преступлений, но мас-совое явление, имеющее закономерности своего существова-ния и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах обществен-ных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостат-ков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов, как ни одно из других негатив-ных явлений общественного развития. Особенность преступ-ности: наличие определенного контингента лиц - преступ-ников, для которых преступная деятельность стала про-фессиональной. Виды преступлений, предусматриваемые уголовными ко-дексами различных стран, очень разнообразны. Преоблада-ют две группы, имеющие место во всех странах: корыстные преступления (хищения, кражи, мошенничество, взятки и т. п.), насильственные t агрессивные преступления (убий-ства, телесные повреждения, изнасилования и т. п.). Эти виды преступлений составляют от 75 до 90% всех умышленных преступлений. Все большее распространение в мире получают экономические преступления, посягающие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде, местный и международный терроризм, включающий захват заложников и уничтожение государственной собст-венности. Имеют место проявления расовой дискриминации, пытки, похищения людей и массовые убийства. Особую опасность представляет организованная преступ ностъ. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для из-влечения средств незаконным способом. Американские уче-ные-криминологи («криминал»-слово латинского проис-хождения, означает «уголовное преступление») выделяют организованную группу по следующим признакам: 1) это два или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направ-ленности; Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности, общества, государства. Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, ко-торые отказываются выплачивать деньги для получения «защиты» со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распрост-ранении влияния и контроля, например над профсоюзами; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и матери-ального террора. Опасность для общества состоит в перехвате прав владе-ния и распоряжения материальными ценностями всего об-щества организованными преступными сообществами и кор-румпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разо-рять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, его романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отноше-ний, насилия, жестокости, агрессивности, что создает усло-вия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями. Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды; организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких го-сударственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат; коррупции политических деятелей и государствен-

яых должностных лиц; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступ-ности над целыми регионами.

«Преступление есть самый характерный, бесспорный и для всех обязательный симптом общественного неу- i стройства». Н. Михайловский (1842-1904), ! русский критик, публицист, социолог Социологи и криминологи, изучающие причины преступ-ности, обращают внимание прежде всего на реальные жиз-ненные условия, противоречивое развитие экономики, соци-альной сферы, духовной культуры. В 90-х гг. XX в. в России и других странах СНГ проявились негативные по-следствия рыночных реформ: обнищание широких слоев на-селения в результате глубокого экономического кризиса; рост национализма, приведший в ряде случаев к вооружен-ному противоборству; ломка сознания людей в условиях де-мократических преобразований, необходимости отказа от привычных жизненных установок; игнорирование законода-тельных норм центральными и местными органами власти; осложнение работы правоохранительных органов, низкий уровень их технической оснащенности. Но в таких непростых условиях далеко не каждый ста-новится преступником. Большое значение имеет и личность человека. Криминологи выделяют наиболее характерные черты человека, психологически готового преступить закон:

    ограниченность потребностей и интересов; нарушение равновесия между разными их видами; искаженное представление о том, «что такое хорошо и
    что такое плохо»; признание возможности использования антиобществен-
    ных способов удовлетворения своих потребностей и интере-
    сов; отсутствие чувства социальной ответственности, при-
    вычка к некритической оценке своего поведения.
Что касается преступников-рецидивистов (т. е. соверша-ющих повторные преступления), то специалисты у этой категории лиц отмечают следующие черты: отрицательное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоре-нившееся негативное представление о социальных отноше-ниях и ценностях; негативные черты личного опыта; повы-шенная агрессивность и возбудимость; примитивные влече-ния и несдержанность в их удовлетворении. Такой комплекс свойств личности располагает к выбору противоправного пути достижения своих целей. В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально-регулирующая деятель-ность, которая осуществляется для того, чтобы граждане не

совершали поступков, запрещенных уголовным законом. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политическо-го, экономического, социального, социально-психологичес-кого, управленческого, культурного характера, позволяю-щие устранять условия, благоприятствующие преступности; во-вторых, развитие правосознания граждан; в-третьих, спе-циально-профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступ-ности; в-четвертых, применение уголовного законодательст-ва по отношению к лицам, совершившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой на-циональной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов меха-низма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. На первых уроках кур-са мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различ-ных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабиль-ности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля? Любая деятельность разнообразна, каждый человек со-вершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, обществен-ными институтами и организациями, государством и други-ми индивидами). Эти действия, отдельные поступки, пове-дение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока они не нарушают обществен-ного порядка, существующих социальных норм, этот кон-троль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транс-портом, другой закурил в кинозале, третий совершил хище-ние, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания, дру-гие проявления недовольства со стороны окружающих, со-ответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответ-ствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, сре-агировавшие на приведенные ситуации, отражают установ-ки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Имен-но поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложе-ние штрафа, наказание, выносимое судом, - все это санк- ции; наряду с социальными нормами они являются важней-шим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, направ-ленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, на-граждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоцио-нально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оцени-вает индивида, но и индивид оценивает общество, государ-ство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных ин-ститутов, человек принимает их не механически, а избира-тельно, переосмысливает через собственный опыт, привыч-ки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо инди-видуальным: оно может быть положительным и резко отри-цательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек по-стоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и обществен-ных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с кото-рыми он себя отождествляет. Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом. В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоя-нии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, мораль-ные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину. Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самокон- 3-Л. Н Боголюбов, 11 кл.

троль - одно из важнейших условий самореализации лично-сти, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мне-ние, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Вза- имодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование со- циальной системы в целом. Sllli Основные понятия: отклоняющееся поведение, социаль-ный контроль. Термин: преступность. Проверьте себя 1) В чем заключаются причины отклоняющегося поведе-ния? 2) В чем социальная опасность преступности? 3) Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства? 4) Что такое социаль-ный контроль? 5) В чем состоит значение самоконтроля? Подумайте, обсудите, сделайте

    В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняю-
    щегося поведения говорится: «Отклонения - естественная
    часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и
    запрещение, моральное совершенствование не уменьшают
    отклонений, так как возникают более строгие нормы пове-
    дения. Специфические отклонения могут исчезать, а дру-
    гие- появляться... Исчезновение крупных преступлений
    поведет к усилению внимания к более мелким». Согласны
    ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить об-
    щество от отклонений? Объясните свой ответ. Раскройте смысл высказывания английского историка
    Г. Т. Бакла (1821-1862): «Общество готовит преступление,
    преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку
    зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере,
    взятом из газет.
3. Согласны ли вы с высказыванием французского
драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступле-
ниям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел,
чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудерж-
ную распущенность»? Аргументируйте свой ответ. 4. Вдумайтесь в следующие цифры. За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался зна-чительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, - на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его со-циальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

5. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискус-
сия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмо-трите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже дав-но никто не ворует. Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает пре-ступность более жестокой. Главное - неотвратимость нака-зания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится. А что об этом думаете вы? 6. 9 июня 2002 г. хулиганствующие футбольные «фанаты»
после неудачи российской команды в матче с командой Япо-
нии устроили погром в центре Москвы, где около огромного
экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были из-
биты случайные прохожие, многих из которых пришлось гос-
питализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин,
36 витрин магазинов, таксофоны, а также плафоны и двер-
ные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались
различные их причины: одни говорили, что зачинщиками вы-
ступили «бритоголовые», входящие в бандитские группиров-
ки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с
продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром
спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором
некий человек разбивает топором машину.

Реальность такова, что каждое общество без исключения сталкивается с определенными опасностями, которые таит в себе окружающий мир. Они имеют различные источники происхождения, отличаются по своему характеру и интенсивности, но их объединяет то, что в случае их игнорирования последствия могут быть катастрофическими. Даже самая незначительная на первый взгляд социальная угроза может привести к народному бунту, вооруженным конфликтам и даже к исчезновению страны с карты Земли.

Определение понятия «опасность»

Чтобы понять, что это такое, необходимо в первую очередь дать термину определение. «Опасность» является одной из основополагающих категорий науки о безопасности жизнедеятельности. Кроме того, следует отметить, что большинство авторов сходятся во мнении, что угрозы наряду со способами защиты от них являются предметом изучения той же науки.

Согласно С. И. Ожегову, опасность - это возможность наступления чего-то плохого, какого-либо несчастья.

Такая дефиниция является весьма условной и не раскрывает всей комплексности рассматриваемого понятия. Для всестороннего анализа необходимо дать термину более глубокое определение. Опасность в широком смысле можно трактовать как реальные либо потенциальные явления, процессы или события, которые действительно могут нанести вред каждому отдельному индивиду, определенной группе людей, всему населению конкретной страны или мировому сообществу в целом. Этот вред может выражаться в виде материального ущерба, разрушения духовных и нравственных ценностей и принципов, деградации и инволюции общества.

Термин «опасность» не нужно путать с «угрозой». Несмотря на то что это родственные понятия, под «угрозой» понимается открыто высказанный замысел какого-либо лица навредить физически или материально другому лицу либо обществу в целом. Таким образом, это опасность, переходящая из стадии вероятности в стадию реальности, то есть уже действующую, существующую.

Объект и субъект опасности

Рассматривая опасности, необходимо принимать во внимание взаимодействие их субъекта, с одной стороны, и объекта - с другой.

Субъектом является ее носитель или источник, в качестве которого выступают индивиды, социальная среда, техническая сфера, а также природа.

Объекты, в свою очередь, это те, на которых распространяется угроза или опасность (личность, общественная среда, государство, мировое сообщество).

Следует отметить, что человек может быть одновременно и субъектом, и объектом опасности. Более того, на него возлагается обязательство по обеспечению безопасности. Другими словами, он является ее «регулятором».

Классификация опасностей

На сегодняшний день насчитывается около 150 наименований потенциальных опасностей, и это, по мнению некоторых авторов, далеко не полный список. Для того чтобы разработать наиболее эффективные мероприятия, которые бы предотвратили или, по меньшей мере, снизили бы их негативные последствия и отрицательное влияние на человека, целесообразно провести их систематизацию. Классификация опасностей - это одна из центральных тем обсуждения специалистов. Тем не менее, многочисленные горячие споры вплоть до настоящего времени не принесли ожидаемых результатов - общепринятую классификацию так и не удалось разработать.

Согласно одной из наиболее полной типологии, существуют следующие виды опасностей.

В зависимости от природы происхождения:

  • естественные, обусловленные стихийными явлениями и процессами, особенностью рельефа, климатическими условиями;
  • экологические, обусловленные любыми изменениями, происходящими в природной среде, которые негативно сказываются на ее качестве;
  • антропогенные, возникающие в результате деятельности человека и его непосредственного влияния на среду обитания путем использования различных технических средств;
  • техногенные, возникающие в ответ на производственно-хозяйственную деятельность людей на объектах, относящихся к техносфере.

По интенсивности различают:

  • опасные;
  • очень опасные.

По масштабу охвата выделяют:

  • локальные (в пределах конкретной местности);
  • региональные (в пределах конкретного региона);
  • межрегиональные (в пределах нескольких регионов);
  • глобальные, затрагивающие весь мир.

По длительности отмечают:

  • периодические или временные;
  • постоянные.

По восприятию органами чувств человека:

  • ощущаемые;
  • не ощущаемые.

В зависимости от количества людей, подверженных опасности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • массовые.

Что можно сказать о классификации социальных опасностей

Социальные опасности, или как их еще называют общественные, неоднородны по своему характеру. Однако существует одна особенность, которая их всех объединяет: они несут в себе угрозу для огромного количества людей, даже если с первого взгляда кажется, что направлены они непосредственно в адрес конкретной личности. Например, человек, принимая наркотики, обрекает на страдания не только себя, но и своих родных, близких и друзей, вынужденных жить в страхе из-за «порока» небезразличного и любимого ими человека.

Угрозы многочисленны, что обуславливает необходимость их упорядоченности. Общепринятой классификации на сегодняшний день не существует. Вместе с тем одна из наиболее распространенных типологий отмечает следующие виды социальных опасностей.

  1. Экономические - нищета, гиперинфляция, безработица, массовая миграция и др.
  2. Политические - сепаратизм, чрезмерное проявление национализма, шовинизм, проблема национальных меньшинств, национальные конфликты, экстремизм, геноцид и др.
  3. Демографические - рост огромными темпами населения планеты, незаконная миграция, достигающая в настоящее время ужасающих масштабов, перенаселение в одних странах, с одной стороны, и вымирание наций, с другой, так называемые социальные болезни, к которым относятся, к примеру, туберкулез и СПИД и др.
  4. Семейные - алкоголизм, беспризорность, проституция, домашнее насилие, наркомания и др.

Альтернативная классификация социальных опасностей

Их можно классифицировать и по ряду других принципов.

По природе бывают социальные опасности:

  • воздействующие на человеческую психику (случаи шантажа, вымогательства, мошенничества, воровства и др.);
  • относящиеся к физическому насилию (случаи бандитизма, рэкета, террора, разбоя и т. д.);
  • порожденные хранением, употреблением и распространением наркотических или иных психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табачной продукции, запрещенных курительных смесей и т. п.);
  • возникающие преимущественно в результате незащищенных половых актов (СПИД, венерические заболевания и др.).

По полу и возрасту различают опасности, характерные для:

  • детей;
  • подростков;
  • мужчин/женщин;
  • людей преклонного возраста.

В зависимости от подготовки (организации):

  • спланированные;
  • непроизвольные.

Знать виды опасностей важно. Это позволит своевременно принять меры для их предотвращения или быстрой ликвидации.

Источники и причины возникновения социальных опасностей

Здоровью и жизни людей могут угрожать не только природные опасности, но и социальные. Уделять внимание следует всем видам, так как их игнорирование может привести к плачевным последствиям. Источники опасности принято еще называть предпосылками, главными из которых являются различные происходящие в обществе и экономического характера. Эти процессы, в свою очередь, не спонтанны, а обусловлены действиями человека, то есть его поступками. Те или иные поступки зависят от уровня интеллектуального развития человека, его предубеждений, нравственных и моральных ценностей, совокупность которых в конечном итоге определяет и вырисовывает его линию поведения в семье, группе и социуме. Неправильное поведение, а вернее девиантное, является отклонением от нормы и создает реальную угрозу для окружающих. Таким образом, можно утверждать, что несовершенство человеческой природы - один из важнейших источников социальных опасностей.

Зачастую причины социальных опасностей, волнений, перерастающих в конфликты, кроются в нужде или недостатке чего-либо. К ним относятся, например, патологическая нехватка денег, отсутствие адекватных условий для проживания, недостаток внимания, уважения и любви со стороны близких и родных людей, невозможность самореализации, непризнанность, постоянно усугубляющаяся проблема неравенства в обществе, игнорирование и нежелание властей понять и решить сложности, с которыми ежедневно сталкивается население страны и т. д.

Рассматривая причины социальных угроз, необходимо опираться на принцип, согласно которому «все оказывает влияние на все», то есть источники опасности - это все одушевленное и неодушевленное, угрожающее людям или природе во всем ее многообразии.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными источниками опасности являются:

  • процессы, а также явления, которые имеют природное происхождение;
  • элементы, составляющие техногенную среду;
  • поступки и действия человека.

Причины, из-за которых некоторые объекты страдают в большей степени, а другие не страдают вообще, зависят от специфических свойств этих объектов.

В чем заключается социальная опасность преступности?

Цифры, демонстрирующие ежегодный рост преступности в мире, просто поражают воображение и невольно заставляют задуматься о смысле жизни. Жертвой неправомерных, насильственных действий может стать каждый человек, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и вероисповедания. Здесь скорее идет речь о случае, а не о закономерности. Осознавая всю серьезность положения и ответственность, которую несут за жизнь и здоровье детей взрослые, они пытаются максимально подробно объяснить своим чадам, в чем социальная опасность преступности, чем может обернуться небрежность, или легкомысленность. Каждый ребенок должен осознавать, что преступление - это осознанное деяние, направленное против одного человека или группы лиц. Оно является общественно опасным, а преступник, совершивший злодеяние, обязан понести соответствующее наказание.

В классическом понимании преступность является самым опасным проявлением девиантного поведения, которое наносит существенный ущерб обществу. Преступность, в свою очередь, представляет собой акт посягательства в адрес закона - это не природные опасности. Они не возникают в силу природных явлений, неподвластных человеку, а осознанно исходят от личности и направлены против нее же. Преступность «расцветает» в обществе, в котором преобладают бедные слои населения, распространено бродяжничество, растет число а наркомания, алкоголизм и проституция не воспринимаются большей частью общества как нечто из ряда вон выходящее.

Основные виды социально опасных преступлений

Преступления, бесспорно, представляют собой серьезные социальные опасности. отмечает следующие наиболее распространенные преступления, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду: террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование.

Террор - насилие с применением физической силы вплоть до летального исхода.

Мошенничество - преступление, суть которого заключается в завладении чужим имуществом посредством обмана.

Разбой - преступление, целью которого является также завладение чужим имуществом. Однако в отличие от мошенничества, разбой предполагает применение насилия, опасного для здоровья или жизни людей.

Шантаж - преступление, которое предполагает угрозу разоблачения какого-либо лица с целью получения от него различного рода материальных либо нематериальных благ.

Изнасилование - преступление, которое представляет собой насильственный половой акт, во время которого жертва находится в беспомощном состоянии.

Краткая характеристика основных видов социальных опасностей

Напомним, что к социальным опасностям относятся: наркомания, алкоголизм, венерические заболевания, террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование и др. Рассмотрим эти угрозы общественному порядку подробнее.

  • Наркомания - одна из наиболее сильных зависимостей человека. Пристрастие к подобным веществам является серьезным заболеванием, практически неподдающимся лечению. Индивид, употребляющий наркотики, в состоянии такого опьянения не отдает отчет в своих действиях. Его сознание затуманено, а движения заторможены. В момент эйфории стирается грань между реальностью и сном, мир кажется прекрасным, а жизнь радужной. Чем сильнее это ощущение, тем быстрее наступает привыкание. Однако наркотики - недешевое «удовольствие». В поисках средств для приобретения очередной дозы наркоман способен на воровство, вымогательство, разбой с целью наживы, и даже убийство.
  • Алкоголизм - заболевание, наступающее вследствие пристрастия к спиртным напиткам. Алкоголику свойственна постепенная психическая деградация, сопряженная с появлением ряда специфических заболеваний. Существенно страдает периферическая и центральная нервная система. Алкоголик обрекает на мучения не только себя, но и всю свою семью.
  • Венерические заболевания - СПИД, гонорея, сифилис и т. п. Их социальная опасность заключается в том, что они распространяются с огромной скоростью и угрожают здоровью и жизни не только непосредственно больных, но и человечеству в целом. Кроме всего прочего, зачастую больные скрывают от окружающих правду относительно состояния своего здоровья, безответственно вступают с ними в половую связь, распространяя тем самым инфекцию огромными темпами.

Защита от социальных опасностей

В своей повседневной жизни человек неизбежно сталкивается с теми или иными угрозами. Сегодня мы рассматриваем социальные опасности. БЖД, то есть защита от них, является одной из важнейших функций любого государства. Чиновники, иные государственные деятели обязаны обеспечить безопасность населения, которое делегировало им право правления. В их непосредственные обязанности входит разработка и внедрение мер, а также профилактических мероприятий, целью которых является предотвращение или ликвидация различного рода опасностей. Практика показала, что игнорирование либо пренебрежение социальными угрозами приводит к тому, что ситуация в обществе значительно усугубляется, становится практически неуправляемой и переходит со временем в экстремальную стадию, приобретает черты и характеристики Повсюду подстерегают человечество социальные опасности. Примеры жизни наркоманов, алкоголиков, преступников должны всегда напоминать нам о том, что мы ответственны за происходящее вокруг и обязаны помогать по мере возможности нуждающимся и обездоленным. Лишь совместными усилиями можно сделать мир лучше.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация