Сроки давности привлечения лица к административной. Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям? Разовые и длящиеся проступки

Главная / Общество

Упоминание о сроках давности встречается во многих отраслях российского права. И хотя для каждого из видов ответственности этот срок индивидуален и строго определен действующим законодательство м, понятие давности является общим и представляет собой временной промежуток, на протяжении которого лицо подлежит ответственности за совершенное им противоправное деяние. Основанием для установления давностных сроков называют следующие причины:

    запоздалое применение санкций нецелесообразно;

    общественная опасность лица, подлежащего наказанию, исчезает по прошествии длительного временного промежутка;

    собственно правонарушение утрачивает общественную опасность с течением времени.

В рамках данной статьи будут рассмотрены сроки давности привлечения к следующим видам ответственности:

    административной;

    налоговой;

    гражданско-право вой;

    уголовной.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно статье 4.5 КоАП РФ, для различных видов административных правонарушений предусмотрены разные сроки, по истечении которых постановление по делу не может быть вынесено. По общему правилу, постановление выносится в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. В случае если дело рассматривается судьей, срок увеличивается до трех месяцев.

Отдельная группа, охватывающая широкий ряд нарушений, полный перечень которых приведен в пункте первом вышеупомянутой статьи, допускает вынесение постановления об административном правонарушении на протяжении года. В течение двух лет может быть вынесено постановление за нарушение правовых норм Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Самый продолжительный срок привлечения к данному виду ответственности предусмотрен для правонарушения в сфере противодействия коррупции - он составляет 6 лет.

Стоит также упомянуть о таком виде административног о правонарушения, как длящееся: началом исчисления срока давности в подобном случае считается момент обнаружения правонарушения.

Кроме того, в пунктах 3-7 статьи 4.5 КоАП закреплены некоторые особые положения, касающиеся данной темы.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Для налоговых правонарушений, также как и для гражданских, срок, на протяжении которого лицо может быть привлечено к ответственности не может превышать 3 года (статья 113 НК РФ). Началом течения срока в большинстве случаев считается момент совершения правонарушения, однако существуют исключения, для которых за дату начала течения срока давности принимается день, следующий после заключительного дня налогового периода. Упомянутое исключение действует в случае грубых нарушений правил учета расходов и доходов, а также при неуплате либо неполной уплате налога.

Приостановление течения срока давности возможно при условии активного противодействия выявлению нарушения.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности

Освобождение от данного вида ответственности по причине истечения сроков давности регламентируется статьей 78 УК РФ. Началом исчисления срока считается день совершения преступления, окончанием - момент вступления приговора суда в силу.

Продолжительност ь срока давности определяется категорией совершенного преступления и составляет:

    для преступлений небольшой тяжести - два года;

    для преступлений средней тяжести - шесть лет;

    для тяжкого преступления - десять лет;

    для особо тяжкого преступления - пятнадцать лет.

Для преступлений, предусматривающи х в качестве наказания пожизненное заключение либо смертную казнь, срок давности может не применяться согласно решению суда, однако в случае если лицо, совершившее такое преступление не будет освобождено от уголовной ответственности, подобные виды наказаний не назначаются.

Особым пунктом законодатель выделяет преступления против безопасности человечества и мира- на такие преступления действие сроков исковой давности не распространяется.

Срок давности привлечения к гражданско-право вой ответственности

В ГК РФ, а именно в главе 12 фигурирует понятие исковой давности - срока для подачи иска в целях защиты нарушенных прав лица. Соответственно, удовлетворение требований истца является основанием для наступления рассматриваемого вида ответственности другой стороны данного иска. Применение исковой давности может быть реализовано только по заявлению стороны, участвующей в споре, до вынесения судом окончательного решения.

По общему правилу (согласно статье 196 Гражданского кодекса) срок исковой давности равняется трем годам. Законом также могут быть определены специальные сроки. Началом течения срока в данном случае является момент, когда лицо узнало, что произошло нарушение его права. Если речь идет об обязательствах, для исполнения которых предусмотрены определенные временные рамки, началом течения срока давности считается дата исполнения обязательств. Кроме того, существуют обстоятельства, которые служат основанием для приостановления сроков исковой давности - они приведены в статье 202 ГК РФ. Статьей же 208 определены требования, к которым понятие исковой давности не может быть применено.

В заключение стоит отметить, что перед использованием любой правовой информации, необходимо проверять ее на предмет внесения изменений.

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о сроке привлечения к административной ответственности. Данный вопрос достаточно популярен среди водителей, которые хотят знать, в течение какого времени с момента нарушения может быть наложен административных штраф за нарушение правил дорожного движения.

Зачастую на практике складывается следующая ситуация. Водитель, нарушивший правила дорожного движения, ожидает вынесения наказания в течение нескольких месяцев, однако повестка из суда так и не приходит. В связи с этим и возникает вопрос по поводу максимального срока привлечения к административной ответственности. Рассмотрим его подробнее.

Давность привлечения к административной ответственности

Максимальные сроки привлечения к административной ответственности перечислены в части 1 статьи 4.5 КоАП. Сама часть 1 достаточно длинная, поэтому ниже будет приведена лишь ее часть, относящаяся к водителям автомобилей:

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации
...
о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса)
...
по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения
...

Итак, существуют 3 варианта максимального срока для вынесения постановления:

  • 2 месяца - для дел, рассматриваемых должностными лицами (не судьями). В течение 2-х месяцев должны быть вынесены, например, постановления о наложении административных штрафов, рассматриваемые в ГИБДД.
  • 3 месяца - для дел, рассматриваемых судьями. В данную группу попадают, например, наказания за нарушения, предусматривающие лишение права управления транспортными средствами.
  • 1 год - для дел по статьям , части 3 и части 2 . К данной группе относятся наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП (в том числе за нарушения, допущенные пассажиром, пешеходом и т.д.), за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за употребление запрещенных веществ после дорожно-транспортного происшествия.

Приостановка срока давности привлечения к ответственности

На практике существуют ситуации, в которых срок привлечения к ответственности может быть приостановлен. Часть 5 статьи 4.5 КоАП:

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Если водитель ходатайствует о рассмотрении дела по месту своего жительства, то срок привлечения приостанавливается. Например, если водитель допустил нарушение в регионе, который находится за сотни или тысячи километров от его места жительства, то он ходатайствует о рассмотрении дела в "своем" регионе. В этом случае срок привлечения приостанавливается до того момента, пока дело не поступит в суд по месту жительства водителя.

Например, водитель, проживающий в Москве, совершил нарушение правил 1 сентября 2016 года в Краснодарском крае. На месте нарушения водитель ходатайствует о направлении дела по месту своего жительства, и сотрудник ГИБДД удовлетворяет это ходатайство. Т.е. срок приостанавливается с 1 сентября 2016 года. Дело приходит в суд Москвы 1 января 2017 года (через 4 месяца), однако это не значит, что срок привлечения к ответственности вышел. 3 месяца с момента нарушения уже прошло, однако срок был приостановлен, поэтому постановление должно быть вынесено судом в течение 3-х месяцев начиная с 1 января 2017 года, т.е. дело может рассматриваться до 1 апреля 2017 года.

Истечение срока привлечения к административной ответственности

На практике можно встретить ситуацию, при которой истек срок давности привлечения к административной ответственности. Чаще всего это связано с тем, что должностное лицо или судья не успели вовремя вынести постановление. В данном случае водитель может на вполне законных основаниях избежать штрафа, лишения прав или другого наказания.

Для прекращения дела следует подать ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Ходатайство можно составить в простой письменной форме.

В документе нужно указать:

  • Реквизиты должностного лица или судьи, которому направляется ходатайство.
  • Реквизиты водителя (ФИО, адрес).
  • В тексте ходатайство нужно подробно изложить ситуацию. Написать дату совершения правонарушения, а также сославшись на статью 4.5 Кодекса "Об административных правонарушениях" попросить прекратить дело.
  • Поставить дату и подпись.

После удовлетворения ходатайства дело будет закрыто.

Составить ходатайство в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности под силу любому водителю, обращаться за помощью юриста в данном случае нет необходимости.

В завершение хочу отметить, что срок привлечения к административной ответственности не следует путать со .

Удачи на дорогах!

Административные правонарушения имеют не менее распространенную тенденцию среди населения, что и любой другой вид. В каждом отдельном случае предусматривается определенный вид наказания в зависимости от тяжести преступления, а также существуют виды истечения сроков привлечения к административной ответственности. Этот нюанс также зависит от совершенного деяния.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Срок привлечения к административной ответственности описывается в ст. 4.5-4.6 КоАП РФ. Эти моменты необходимы для того, чтобы вовремя привлечь к наказанию нарушителя, иначе многие административные дела могли бы растянуться на несколько лет.

Сроки давности нужны также для того, чтобы обвиняемый в правонарушении знал период окончания, в течение которого его могут привлечь за совершенное деяние. Стоит отметить, что далеко не для всех административных преступлений предусматривается срок давности, что также расписывается в законодательных актах.

Важные моменты

Согласно КоАП, основные моменты, касающиеся сроков привлечения к ответственности, следующие:

  • Срок давности наступления ответственности по административному правонарушению не является единым для всех статей и видов совершенных деяний.
  • Минимальным сроком давности наступления ответственности является 60 дней, а максимальным – 6 лет. Последний вариант не может быть применим ко всем правонарушениям, поскольку это считается больше исключением, чем правилом.
  • Понятие «Срок давности» подразумевает не только прекращение текущего процесса по привлечению к ответственности, а также невозможность завести повторное делопроизводство по совершенному деянию.
  • Если в процессе дела по административному правонарушению участвуют судебные органы по привлечению к ответственности, то минимальный срок увеличивается с 2-х до 3-х месяцев.
  • Днем отсчета срока давности является либо следующий день после совершения преступления, либо следующий день после составления акта административного правонарушения. В каждом отдельном случае необходимо руководствоваться статьями КоАП и конкретным деянием.

В качестве периода давности следует понимать текущий процесс дела, в момент которого совершается разбирательство по деянию либо наблюдается бездействие соответствующих органов. По истечении необходимого периода, если не было вынесено какое-либо решение, нарушителя невозможно привлечь к ответственности.

Давность привлечения к ответственности

Согласно КоАП РФ можно говорить о следующих сроках давности:

  • постановление о прекращении преследования по административному правонарушению выносится не позднее 2-х месяцев;
  • в отношении судебного разбирательства этот срок смещается до 3-х месяцев;
  • давность в 1 год соответствует правонарушениям в отношении детей, охраны природы, авторских прав и аналогичных преступлений;
  • срок давности в 1 год относится ко всем преступлениям, предполагающим дисквалификацию сотрудника, а также длящиеся нарушения (определенные виды нарушения ведения предпринимательской деятельности, лишение водительских прав в связи с определенным деянием водителя или его бездействием);
  • нарушение законов таможенного контроля предусматривает срок давности в 2 года;
  • максимальный период в 6 лет характерен для коррупционных действий и граждан, связанных с террористическими акциями.

Деяния, связанные с терроризмом, в 99% случаев подпадают под Уголовный кодекс, поэтому применение статей КоАПа на практике здесь малоактуально.

Нормы КоАП

Статья 4.5 КоАП «Давность привлечения к административной ответственности»:

П.1 Постановление об АП не может быть вынесено после 2-х месяцев с момента начала срока давности. В отношении участия судебных органов период увеличивается до 3-х месяцев.
П.2 При длящемся правонарушении началом срока считается момент совершения преступного деяния.
П.3 Нарушения, касающиеся дисквалификации, предусматривают срок давности 12 месяцев, началом отсчета срока является день его обнаружения.
П.4 Если в возбуждении дела отказано либо оно прекращено по иным обстоятельствам, но при этом существуют признаки административного правонарушения, отсчетом срока давности считается момент его обнаружения.
П.5 Если при делопроизводстве поступило ходатайство о перенесении процесса по месту жительства, то срок давности приостанавливается на тот момент, пока документы будут преодолевать соответствующее расстояние.
П.5.1 Если спортсмен замечен в допинге, то срок давности исчисляется с момента получения соответствующего заключения антидопинговой компанией или другой организацией, уполномоченной подтвердить факт применения запрещенных веществ в спорте.
П.6 Срок давности по нарушению антимонопольных законов исчисляется с момента получения соответствующей службой решения о совершенном деянии.
П.7 Правонарушение, совершенное в Антарктике, предполагает начало срока действия ответственности с момента получения документов уполномоченными органами.

Комментарий к статье

Срок давности – это период, по истечении которого нарушителя невозможно привлечь к ответственности за совершенное деяние. У различных видов правонарушений имеется отличающийся срок давности.

Момент отсчета срока давности также предусматривает различные интервалы времени – со дня обнаружения правонарушения или с момента его совершения. Разница может быть существенная, если АП совершено 1 мая 2019 года, но обнаружено лишь 1 июня 2019 года. В таком случае целый месяц может представлять половину от срока давности.

В случае прекращения уголовного преследования судья или прокурор имеет право направить дело на выявление административного правонарушения. В этом случае срок давности отсчитывается не с момента передачи дела, а со дня обнаружения или совершения противоправного деяния. Нередко срок давности к этому времени может уже закончиться.

Во всех случаях отсчетом срока давности является день, следующий за днем обнаружения или совершения. Проще говоря, сам день деяния не учитывается.

Порядок определения

Простой пример – страховую компанию по суду обязали выплатить некоторую сумму по своим обязательствам. Срок исполнения 15 дней, который заканчивается 17 августа. Постановлением от 18 октября было вынесено решение о привлечении к ответственности за невыполнение обязательств.

Страховая компания подала встречное возражение по поводу истечения срока давности по привлечению к ответственности, основываясь на том, что с 17 августа по 18 октября прошло более 2-х месяцев. Государственные органы, грубо говоря, опоздали на 1 день, что является законным основанием для неисполнения своих обязанностей.

Возможна ли приостановка

Единственный вариант, когда возможна приостановка срока давности, направление ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства.

Пример: водитель был оштрафован 1 марта 2019 года в Пермском крае. Гражданин проживает в Москве и ходатайствует о рассмотрении дела по прописке. В таком случае документы перенаправляются в столицу. На этот период срок давности приостанавливается пока документация не достигнет соответствующих органов в Москве.

Бумаги в столицу поступили 1 мая 2019 года. Именно с этого времени срок давности возобновляется.

Что делать после истечения срока

Правонарушитель, который уверен, что срок давности по совершенному деянию истек, должен точно убедиться в данном факте. Во-первых, свериться со статьей в КоАП и определить срок давности наступления административной ответственности по конкретному деянию. Во-вторых, сопоставить прошедшее время и указанный период в законодательстве.

Дальнейшие действия предусматривают подачу ходатайства о прекращении имеющегося делопроизводства. Оно составляется в произвольной форме.

В тексте указывается:

  • реквизиты судьи или иного ответственного лица, на чье имя подается ходатайство;
  • персональные данные, на кого было заведено делопроизводство;
  • текстовая часть предусматривает подробное описание сложившейся ситуации, а также точные даты, указанные в документах (далее необходимо сослаться на ст. 4.5 КоАП РФ и указать просьбу о прекращении дела о привлечение к административной ответственности);
  • внизу страницы ставится дата и подпись.

Если дата соответствует наступлению срока давности, то дело будет закрыто, а гражданин избежит штрафа, общественных работ и иных видов наказания в зависимости от совершенного деяния.

Нюансы относительно штрафов от ГИБДД

Штрафы ГИБДД – наиболее распространенное административное правонарушение, поэтому вопрос о сроках давности имеет большую востребованность.

Нарушение ПДД является административным правонарушением, поэтому на привлечение к ответственности государственным органам дается не более 2-х месяцев. В случае разбирательств через суд – 3 месяца.

Схема простая:

  • на оплату штрафа дается 60 дней;
  • при погашении задолженности в течение 20 дней – предусматривается 50%;
  • отсчет льготного периода начинается с вынесения постановления;
  • при уклонении от оплаты дело передается судебным приставам;
  • после этого момента нарушителю отводится 5 дней на добровольное погашение долга;
  • далее приставы получают доступ к счетам должника и возможность принудительного взыскания.
  • Административный процесс: общие положения
    • Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
    • Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
  • Административно-регулятивный процесс
    • Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
    • Правонаделительные административные производства
      • Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
    • Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений как: нарушение законодательства об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства; законодательства об охране окружающей среды; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; законодательства об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью; о безопасности дорожного движения (в части правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках...; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен; о естественных монополиях; об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; о рекламе; об электроэнергетике; о лотереях; о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью; о рынке ценных бумаг; о клиринговой деятельности; об организованных торгах; об инвестиционных фондах; о негосударственных пенсионных фондах; нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; нарушение иммиграционных правил, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан; правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; законодательства о банкротстве; о размещении заказов на поставки товаров... для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках; о пожарной безопасности; о промышленной безопасности; о безопасности гидротехнических сооружений; о градостроительной деятельности; о техническом регулировании; о собраниях, митингах, демонстрациях...; об охране объектов культурного наследия; об исполнительном производстве;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения таких административных правонарушений, как нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения, как нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

  • «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
  • «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
  • «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

В течение срока давности по административным правонарушениям контролирующее ведомство или суд может привлечь компанию-нарушителя к ответственности. За пределами срока этого сделать не удастся, и если срок нарушили, компания сможет оспорить постановление.

Читайте в нашей статье:

Компанию нельзя привлечь к ответственности, если срок давности административного правонарушения прошел

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении , является истечение сроков давности по административным правонарушениям (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 , ). Существуют правила определения таких сроков. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому административным органом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если делом занимается суд, срок составляет три месяца.

В некоторых случаях срок давности по административным делам определяют особо

Есть особые сроки давности административного правонарушения, для отдельных сфер законодательства.

Срок давности административного нарушения

Сфера законодательства

1 год

Законодательство:

  • об экспортном контроле;
  • внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;
  • исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезии и картографии;
  • наименованиях географических объектов;
  • энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • охране здоровья граждан;
  • защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • безопасности дорожного движения (в части правонарушений по ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП);
  • авторском праве и смежных правах;
  • товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • использовании атомной энергии;
  • налогах и сборах;
  • защите прав потребителей;
  • потребительском кредите (займе);
  • кредитных историях;
  • государственном регулировании цен (тарифов);
  • естественных монополиях;
  • основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • рекламе;
  • электроэнергетике;
  • теплоснабжении;
  • газоснабжении;
  • лотереях;
  • физической культуре и спорте (в части, которая касается нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, которая касается нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • выборах и референдумах;
  • участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и проведении азартных игр;
  • противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • акционерных обществах;
  • обществах с ограниченной ответственностью;
  • рынке ценных бумаг;
  • клиринговой деятельности;
  • организованных торгах;
  • инвестиционных фондах;
  • негосударственных пенсионных фондах;
  • кредитной кооперации;
  • сельскохозяйственной кооперации;
  • микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
  • ломбардах;
  • противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • национальной платежной системе;
  • открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов;
  • заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части правонарушений по ст. 15.39 КоАП);
  • контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части правонарушений по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП);
  • организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
  • основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • пожарной безопасности;
  • промышленной безопасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений;
  • градостроительной деятельности;
  • техническом регулировании;
  • собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
  • применении контрольно-кассовой техники;
  • охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • исполнительном производстве;
  • иностранных инвестициях на территории РФ;
  • государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Патентное, антимонопольное, страховое законодательство

3. Законодательство в области:

  • охраны окружающей среды и природопользования;
  • санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • охраны собственности (в части правонарушений по ст. 7.3, 7.5 КоАП);
  • водоснабжения и водоотведения;
  • государственного оборонного заказа (в части правонарушений по ст. 7.32.1, ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП);
  • закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части правонарушений по ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП).

4. Трудовое законодательство, иммиграционные правила, правила пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правила привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

5. Нарушения процедуры обязательных торгов (в части правонарушений по ст. 7.32.4 КоАП) или порядка деятельности некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента.

6. Нарушения против порядка управления, если:

  • не предоставить, исказить или несвоевременно предоставить в антимонопольный орган по требованию информацию для расчета штрафа;
  • не представить, исказить или несвоевременно представить в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров;
  • не предоставить, предоставить ложную или не полную информацию в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Субъект ответственности – демонстратор, который платно показывает фильмы в кинозале.

2 года

7. Таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательство России о таможенном деле.

8. Бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

9. Правонарушения по статьям 5.35.1 и 6.1.1 КоАП (побои и неуплата алиментов).

10. Валютное законодательство и акты органов валютного регулирования.

11. Законодательство о бухгалтерском учете.

3 года

12. Законодательство:

  • о политических партиях (в части правонарушений по ст. 5.64–5.68 КоАП);
  • несостоятельности (банкротстве).

6 лет

13. Законодательство:

  • о противодействии терроризму (в части правонарушения по ст. 15.27.1 КоАП);
  • противодействии коррупции.

Перед тем как опротестовывать постановление, убедитесь, что по административному сроку давности истек период привлечения к ответственности. Тогда удастся отменить взыскание.

Суд отменил постановление, так как истек срок давности за административное правонарушение

Суд отменил постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории дошкольного учреждения, поскольку установил, что срок исковой давности административного правонарушения на момент вынесения спорного постановления истек. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Управление) установило, что индивидуальный предприниматель в своем торговом отделе продавал табачные изделия на расстоянии менее 100 метров от границ территории муниципального дошкольного учреждения. Управление постановлением привлекло предпринимателя к ответственности по статье 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Суд удовлетворил заявление предпринимателя, поскольку установил, что правонарушение было выявлено 20 декабря 2010 года, следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения к ответственности являлось 20 февраля 2011 года, а постановление было вынесено 1 марта 2011 года ( , отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Срок давности административного правонарушения: с какого момента его исчисляют

В зависимости от конкретного состава, срок привлечения административным органом к ответственности за нарушение считают:

  • с момента незаконного действия (бездействия);
  • с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия (бездействия)

Если правонарушение длящееся, срок срок давности административного нарушения исчисляют со дня обнаружения

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Так, суд отменил постановление из-за неверного определения срока давности для административного правонарушения. Он признал незаконным привлечение общества за нарушение условий лицензии, поскольку установил, что срок истек, а правонарушение являлось длящимся.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (далее – Департамент) в ходе контрольных мероприятий обнаружил, что ООО «О.» (далее – Общество) добывало песок в нарушение условий лицензии на пользование недрами. Департамент вынес в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд требование Общества удовлетворил, поскольку установил истечение срока давности привлечения его к ответственности. Суд указал, что административное правонарушение, совершенное Обществом, являлось длящимся. Департамент обнаружил его 21 сентября 2010 года, а привлек Общество к ответственности 29 ноября 2010 года, то есть за пределами двухмесячного срока ().

Если правонарушение не длящееся, срок давности административной наказуемости исчисляют с момента совершения действия

В качестве длящегося не может быть признано правонарушение, которое не было выполнено к конкретному сроку ( «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к административной ответственности за непредоставление информации, поскольку установил, что административный орган пропустил срок давности привлечения к ответственности

В ходе осуществления надзорных мероприятий региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – РО ФСФР) обратилось к ООО «Р.» (далее – Общество) с требованием предоставить информацию, необходимую для осуществления государственного страхового надзора со сроком исполнения в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса. Общество предоставило ответ РО ФСФР с нарушением указанного срока. В связи с нарушением Обществом срока ответа на запрос РО ФСФР вынесло в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд требование Общества удовлетворил, поскольку срок давности по административным правонарушениям завершися. Суд указал, что административные правонарушения, которые выражаются в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут рассматриваться в качестве длящихся. Последним днем предоставления информации по запросу РО ФСФР являлось 8 июня 2012 года, поэтому двухмесячный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 9 июня 2012 года, а полный текст Постановления был изготовлен 10 августа 2012 года, то есть за пределами двухмесячного срока ().

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация