Spot — фиксируй нарушения ПДД со своего мобильного. Как сообщить в гибдд о нарушении пдд

Главная / Общество

Жители больших городов ежедневно сталкиваются с транспортными проблемами. Кто добирается на работу на общественном транспорте, кто на машине, а кто на велосипеде. Но объединяет их всех одно: каждый из трех типов людей недолюбливает двух других. Причины также схожи: слишком плотный дорожный траффик, неаккуратное вождение и конечно же неправильная парковка автомобилей. Если с первым пунктом должны разбираться дорожные службы, а со вторым — инспектора ДПС, то с последним разработчики приложения Spot предлагают бороться совместными усилиями.

Здесь мы не будем обсуждать водителей, которые нарушают ПДД, паркуясь в неположенных местах. Не будем обсуждать велосипедистов, которые грешат тем же. Ну и, конечно, пешеходов, также часто не соблюдающих правила. Ни слова об “активистах” “СтопХам” и прочих движениях и течениях — все это обсуждалось десятки раз на множестве сайтов. В этой статье речь пойдет исключительно о приложении. Как его использовать (и использовать ли) — решать только вам.

Итак, Spot — это приложение, которое автоматизирует обращения граждан в ГИБДД. Например, вы идете из дома в магазин по своему привычному маршруту и замечаете, что на пешеходном переходе припаркован автомобиль. Это является нарушением правил дорожного движения, и что самое важное — угрозой для жизни пешехода, ведь из-за неправильно припаркованной машины водитель может попросту не заметить переходящего дорогу человека. Особенно это касается районов, где расположены детские учреждения, такие как школы, детские сады и игровые площадки.

Возможно, вы сможете заметить, что водитель покинул свое транспортное средство и ушел куда-то по делам. И, скорее всего, контактной информации о себе он также не оставил. В этом случае вы достаете свой смартфон, запускаете приложение и с помощью камеры фиксируете нарушение. Далее вам будет необходимо указать свои реальные (!) ФИО с адресом электронной почты (поддерживается авторизация через Facebook и ВКонтакте), указать местоположение правонарушения на карте, вписать номер машины и дать описание нарушения. После этой нехитрой процедуры ваша заявка отправится на модерацию и при успешном ее прохождении — в ГИБДД. В конце концов, если органы правопорядка посчитают нарушение правомерным, владельцу транспортного средства будет выписан штраф.

Сам сервис работает во всех регионах России, однако разработчики предупреждают, что “реакция органов ГИБДД может отличаться от региона к региону”.

В данный момент фиксация нарушений может обрабатываться только по нескольким пунктам:
— стоянка во втором ряду,
— стоянка на местах для инвалидов,
— стоянка на тротуаре,
— стоянка под знаком “Остановка запрещена”,
— стоянка на пешеходном переходе,
— стоянка на газоне (В этом случае работает только в Санкт-Петербурге, а нарушение фиксируется администрацией города, а не ГИБДД)

Для того чтобы ваше обращение прошло модерацию, а также было принято органами ГИБДД, нужно соблюсти некоторые условия при фотографировании автомобиля:
1. Должен быть виден номер авто;
2. На снимке должно быть видно нарушение (например, запрещающий остановку знак рядом с машиной);
3. Какие-либо недвижимые объекты, по которым можно определить нарушение (например, памятник или лучше всего — табличка с названием улицы и номером дома);
4. На снимке не должно быть водителя за рулем автомобиля, чтобы ситуация на снимке не могла быть трактована двояко.

На все про все для фиксации вам дается сделать пять фотографий, чего вполне достаточно. Важный момент: приложение обращается с правами доступа к камере вашего смартфона, однако загрузить снимок из галереи вам не даст. Это сделано с целью предотвращения редактирования фотографий, а также добавления старых.

И помните, что заявление отправляется от вашего реального имени. В случае отправки заявления под выдуманными ФИО вы можете быть привлечены к ответственности

Госавтоинспекция постепенно осваивает мобильное пространство за счет разработки мобильных приложений к смартфонам, позволяющих фиксировать нарушения дорожных правил. Такими приложениями уже несколько лет пользовались жители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов.

Не так давно мобильное приложение Spot, которое изначально называлось Scout, стало доступно для жителей всех регионов страны. В этой публикации мы рассмотрим, нюансы его использования.

Фиксация нарушений ПДД может осуществляться смартфонами, на которых установлено мобильное приложение Spot. Это приложение доступно для смартфонов на платформах iOS и Андроид.

Основная функция приложения Spot – это упрощение подачи заявлений в ГИБДД о нарушениях автолюбителями ПДД и правил парковки, а также плохом состоянии дорожной разметки, не отвечающей ГОСТам, установке знаков и ямах на дорогах.

Приложение для мобильного телефона.

Правила подачи заявлений о парковке авто в неположенном месте, игнорировании автолюбителями ПДД или плохом состоянии дорожного полотна и разметки очень просты. Сначала нужно зарегистрироваться в приложении.

Фиксирование нарушения предусматривает выполнение не менее 3 качественных фотографий на смартфон, на которых хорошо видно правонарушение, номера машины нарушителя и есть привязка к местности. Максимальное количество фото – 5 штук.

Для отправки фотографий необходимо заполнить короткую форму заявления. Сначала выбирается тип нарушения, а затем указываются госномера автомобиля, и адрес совершения правонарушения. При наличии в смартфоне GPS, строка для адреса заполняется автоматически. Заявления поступают на сервер разработчиков приложения.

Там их просматривают модераторы, которые подсказывают, как правильно подать данные и отбраковывают неправильно сделанные фотографии, но сами ничего не меняют. Затем от имени заявителя отправляется электронное обращение на сервер ГИБДД.

В полиции заявление рассматривают и дают электронный ответ, который можно посмотреть в приложении. Кроме того, модераторы продублируют его на электронную почту заявителя.

Важные нюансы, позволяющие наказать нарушителя

В первую очередь, хочется предостеречь от желания зарегистрироваться под вымышленным именем или псевдонимом, чтобы сообщить о нарушении ПДД.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

Для регистрации предусмотрено два варианта: через социальную сеть или электронную почту.

Помощник Москвы – приложение.

Пока приложение Spot обрабатывает небольшое количество правонарушений и все они связанны с неправильной парковкой автотранспорта. В частности, нарушение ПДД во время парковки на тротуаре, местах для инвалидов, пешеходном переходе, вторым рядом и под знаком, запрещающим остановку.

Приложение предусматривает форму заявлений для жалоб на ямы на дорогах, стертую дорожную разметку и проблемы со знаками: невидно из-за разросшихся деревьев либо установленных рекламных щитов, упали или повреждены.

В Санкт-Петербурге к рассмотренным нарушениям добавляется парковка машин на газонах. Приложение отправляет такие заявления на сервер администрации города, в чью компетенцию входит защита зелёных насаждений. Новое приложение будет принимать сигналы о большем перечне правонарушений.

Какие требования к фотофиксации

Разработчики приложения убрали функцию, предусматривающую добавление фотографий с галереи. Таким образом, они защитили автомобилистов от использования старых фотографий или отредактированных. Так, что не стоит строить план мести соседу, который в выходные с самого утра начинает ремонт квартиры.

Фотографировать припаркованное в неположенном месте авто следует так, чтобы было отчётливо видно отсутствие водителя, а в кадр попадали регистрационные номера.

На фотографии фиксируют совершенное правонарушение – автомобиль стоит на пешеходной зебре, тротуаре и т.д.

Обязательно следует фотографировать с привязкой к адресу совершения нарушения. Идеально, когда в кадр попадает табличка с адресом на расположенном рядом доме или вывеска магазина, кафе и другой организации. На адрес правонарушения должна указывать фотофиксация автомобиля, а данные заявления лишь её подтверждают.

Как себя обезопасить

Нарушение правил парковки в мобильном приложении.

Многие автолюбители опасаются, что оштрафованный по их сигналу любитель парковаться, где вздумается, захочет отомстить. Действующем законодательством предусмотрено, что правонарушитель имеет право ознакомиться с материалами дела, но в них указывается только электронный адрес, имя и фамилия заявителя на английском языке.

В некоторых городах инспекторы вызывают заявителей для опроса по факту правонарушения. Неявка в подразделение ГИБДД ничем ему не грозит. Как правило, неявка не влияет на рассмотрение нарушения дорожного правила, но, иногда, по такой причине дело не рассматривают.

Если гражданин придет в полицию, то ему предложат написать объяснительную и приложить к ней распечатанные фотографии. Автоюристы советуют заявителям, при написании объяснительной по правонарушению, не указывать никаких личных данных, и не оставлять их в ГИБДД.

Имеется в виду контактные телефоны, домашний адрес и др. В заявлении указан адрес электронной почты, зарегистрированной в приложении, и по законодательству этого достаточно, чтобы с вами связаться в случае необходимости.

Действующие приложения

Как работает приложение для мобильного.

В столице, с целью фиксации гражданами припаркованного автотранспорта с нарушениями правил дорожного движения, запустили мобильное приложение «Помощник Москвы». Каждый, кто установил на свой смартфон это приложение, становится, образно говоря, парковочным инспектором Москвы.

Наказание за парковку автотранспорта на газонах предусмотрено не в Административном кодексе, а региональных законах, касающихся благоустройства городов.

Выпишут штраф, размер которого определен региональным законодательством, и поэтому, в городах разных регионов максимальная сумма взыскания будет отличаться.

Самые крупные штрафы за такое правонарушение введены в Москве и Московской области. Автолюбителями, паркующимися на газонах, занимаются сотрудники специально созданной Московской административной дорожной инспекции или сокращённо МАДИ. Для наложения взыскания достаточно сделанной при помощи приложения видеосъемки правонарушения.

Как работает

Процесс рассмотрения заявки.

Увидев машину, припаркованную на озелененной территории, каждый желающий может пожаловаться по телефону горячей линии. Дорожный инспектор выедет на место нарушения, чтобы принять меры к любителю оставлять свою ласточку на газоне, не заботясь о сохранности зелёных насаждений на улицах и дворах города.

Но в Москве каждый день на газонах паркуется огромное количество транспорта, и поэтому, сотрудники МАДИ не успевают своевременно реагировать на каждый звонок.

Любой пешеход или автолюбитель, имеющий скачанное на смартфон приложение, может при помощи видеофиксации запечатлеть автомобиль нарушителя, а затем направить материал в МАДИ.

Дорожная сознательность москвичей мотивируется. За каждый оформленный штраф, зафиксировавшему нарушение гражданину начисляется 200 бонусных баллов, а за активность и другие достижения могут сразу добавить 2000 баллов.

Накопленные баллы можно обменять на разные поощрения от властей города, в том числе, часы бесплатной парковки машины.

Итог

Мобильное приложение Spot разработано с целью уведомления сотрудников ГИБДД о совершенных нарушениях ПДД. Установив приложение на свой смартфон, гражданин сможет снять нарушение правил парковки автотранспорта, с целью оповещения о них дорожных полицейских и наказания нарушителя.

Также, водитель, который снимал ямы на дорогах, стертую разметку и упавшие знаки, сможет оформить заявление для информирования о существующих проблемах. Удачи на дорогах!

Кляузы частных лиц и прежде были основанием для возбуждения дела против нарушителя. Нужно было подать заявление непосредственно в отдел Госавтоинспекции или через специальный сервис на сайте ГИБДД. В качестве доказательств принимались фотографии или видеозаписи нарушений - некорректируемые, чтобы исключить возможность подделки (обычные фото и видео подобной защитой не обладают).

Кроме этого нужно, чтобы на записи было отчетливо видно место, время правонарушения и транспортное средство нарушителя. Сотрудникам Госавтоинспекции приходилось проводить отдельные расследования, чтобы проверить эту информацию и выяснить, кто был за рулем. В большинстве случаев ни подтвердить, ни опровергнуть данные из заявлений активистов не удавалось, ведь заставить свидетельствовать против самих себя или против близких никто не вправе. А следовательно, установить, кто являлся реальным нарушителем, невозможно. И большинство таких дел попросту закрывали.

Продвинутый уровень

Противостояние нарушителей и властей постепенно усугублялось. Например, чтобы не оплачивать платные парковки, многие снимали номера или закрывали их, - и на дорогах появились пешие инспекторы, которые легко справлялись с любыми препятствиями в идентификации неплательщиков. А для тех, кто снимает номера, придумали эваку­ацию .

Но на большое количество нарушителей ни эвакуаторов, ни пеших инспекторов не напасешься. Тут и пришла кому-то в голову идея: нарушителей должны выслеживать жители города! Так в столице появилось мобильное приложение «Помощник Москвы» (в других городах подобные сервисы тоже есть; например, в Казани - «Народный инспектор»). Устанавливаешь на телефон программу, которая позволяет предоставлять неоспоримые доказательства правонарушения (сделано так, что фальсифицировать фотографии невозможно), сообщаешь о нарушителе куда следует - и получаешь бонусы.

Программный код

Установить приложение можно на любой современный смартфон. Минимальные технические требования: камера с разрешением 5 мегапикселей и выше, 50 мегабайт свободного места, наличие приемника GPS/ГЛОНАСС. Чтобы получить доступ, нужно зарегистрироваться на городском портале госуслуг (в Москве это pgu.mos.ru), а приложение можно скачать из интернет-магазинов App Store и Google Play.

Список нарушений невелик. Ловить можно тех, кто паркует машину на газоне, под запрещающим знаком или не оплачивает парковку (за эти нарушения выписывает постановления Московская административная дорожная инспекция - МАДИ), а также тех, кто паркуется на тротуаре или пешеходном переходе (штрафует ГИБДД).

Местоположение борца с нарушителями определяется по спутникам и привязывается к подробной карте. Дальше ему предстоит выбрать вид нарушения и навести камеру на номер автомобиля для четкой фиксации. А как только машина будет идентифицирована, сделать несколько фотографий по ее периметру - и отправить в систему.

Сначала поступившие данные проверяют в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). Специалисты сверяют заявленные виды нарушений с фотографиями и позиционированием на карте. Если всё совпадает, данные направляют в соответствующее ведомство: в случае стоянки на газоне, под запрещающим знаком или неоплаченной парковки - в МАДИ, а если зафиксирована стоянка на тротуаре или пешеходном переходе - в ГИБДД. Те устанавливают собственника и направляют ему «письмо счастья».

Да-да, «помощника Москвы», по сути, приравняли к системе автоматической фиксации правонарушений. При этом не учтен существенный момент: любая система автоматической фиксации по определению исключает человеческий фактор на этапе фиксации нарушения. Верховный суд именно на этом основании признал все мобильные комплексы, фиксирующие скорость при участии сотрудников ДПС, «неавтоматическими» - и следовательно, такие постановления, отправляемые собственникам машин, незаконны.

Здесь ровно такая же ситуация! Ни о каких «письмах счастья» и речи быть не может. Как минимум требуется провести расследование, как и при обычном обращении граждан-жалобщиков. Тем не менее горожане приложение скачивают (сегодня уже больше 140 тысяч пользователей) и нарушителей сдают весьма активно. Около 50 тысяч автомобилистов уже пострадало от пеших «помощников». Уверен, что самые активные пользователи приложения - «безлошадные». Это извечная борьба между автомобилистами и теми, у кого машины нет. А учитывая, что столичные власти всё активнее выживают автомобилистов из города, очевидно, для кого это приложение было разработано.

Стукачество всячески поощряется. За каждого оштрафованного автомобилиста дают 200 баллов. Если сдашь пять автомобилей на одной улице или поймаешь три раза одного автохулигана, дополнительно наградят медалью, которая «стоит» от 500 до 1500 баллов. Баллы можно потратить на билеты в музей (333 балла - посещение музея-заповедника «Измайлово») или просмотр онлайн-трансляции одного из трех московских театров за 900 баллов.

Интересно, нужно ли будет вернуть все подарки, когда автомобилисты начнут массово обжаловать подобные штрафы? Ведь, как я уже говорил, приложение не относится к системам автоматической фиксации нарушений, а значит штраф незаконен - и можно уверенно подавать апелляцию. Для этого, как и в случае с обычными «письмами счастья», нужно в течение десяти дней с момента получения постановления подать жалобу либо вышестоящему должностному лицу (указано в постановлении), либо в районный суд по месту совершения предполага­емого нарушения.

Основанием для отмены может послужить следующее:

  • Отсутствие электронной подписи должностного лица, принявшего такое решение. Верховный суд в своем решении по делу № 67‑АД14–5, указал, что при отсутствии данных об электронной подписи невозможно установить, было ли постановление вынесено уполномоченным должностным лицом или нет. А раз так, постановление считается незаконным.
  • Фиксация нарушения приложением не является автоматической, поскольку подразумевает участие человека. А раз так, водитель не обязан доказывать свою невиновность. В этом случае постановление о штрафе не может направляться собственнику автомобиля. По каждому такому сигналу нужно устанавливать, кто именно был за рулем в момент нарушения.
  • Поскольку приложение не сертифицировано как средство измерения или фиксации фото- и видеоданных, то ни фотографии, ни видеосъемка не могут быть использованы как доказательства виновности авто­владельца.

Ваши доказательства?

Оснований для отмены штрафа более чем достаточно, но автовладельцы оспаривают такие штрафы очень редко. ­Поэтому приложение успешно работает. И «безлошадные» тюкают тех, у кого автомобиль имеется.

Я не защищаю нарушителей. Более того, считаю, что наказание за любое нарушение должно быть неотвратимым. Только наказывать человека можно исключительно в порядке, предусмотренном законом. И никак иначе.

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который упрощает порядок наложения штрафов в случае фиксации нарушений другими водителями.

В настоящее время водитель может записать нарушение на видеорегистратор и отправить запись на рассмотрение в ГИБДД. Данная процедура подробно рассмотрена в статье " ". Однако существующий порядок довольно сложен. Например, сотрудники ГИБДД вызывают для разбирательства и автора видео, и нарушителя. Рассматриваемый сегодня законопроект должен существенно упростить эту процедуру:

Проект Федерального закона "О внесении изменений в КоАП"

07.02.2019 Законопроект №291354-7 принят Государственной Думой в первом чтении.

Список нарушений, фиксируемых через приложение

В первую очередь рассмотрим перечень нарушений, за которые штраф будет накладываться по фотографиям или видео очевидцев. Часть 1 статьи 2.6 1:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

1. К административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств,
имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или работающих в автоматическом режиме средств фото- и киносъемки,
видеозаписи, а за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частями 1 - 5 статьи 12.16, частями 1 1 и 1 2 статьи 12.17, статьей 12.18, статьей 12.19 настоящего Кодекса, - в случае их фиксации гражданами , зарегистрированными в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи и специализированное программное обеспечение, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Статья КоАП Нарушение
12.10
части 1 и 3
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде
12.12
части 1 и 3
или запрещающий жест регулировщика
12.13
часть 2
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству на перекрестке
12.14
часть 2
Нарушение или
12.14
часть 3
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения
12.15
части 4 и 5
или встречные трамвайные пути
12.16 части 1 - 5 Нарушение требований дорожных знаков или разметки (кроме знаков, запрещающих движение грузовиков)
12.17
части 1 1 и 1 2
для общественного транспорта
12.18 Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
12.19 Нарушение правил транспортных средств

Обратите внимание, перечень нарушений , которые смогут фиксировать граждане (водители), строго ограничен . Тем не менее, в этот список попали нарушения правил остановки и стоянки (в том числе на местах для инвалидов), а также движение по обочинам. Именно эти нарушения вызывают наибольшую неприязнь у водителей.

Однако некоторые нарушения не попали в приведенный перечень. Например, нарушение правил движения в жилых зонах (статья 12.28 КоАП). Довольно часто жители домов жалуются, что во дворах паркуются грузовые автомобили, хотя это и запрещено правилами. К сожалению, для данного нарушения законопроект не предусматривает упрощенной схемы привлечения водителя к ответственности.

Приложение для фиксации нарушений водителями

В рассмотренной выше части 1 статьи 2.6 1 речь идет о специализированном программном обеспечении, которое должно использоваться для фиксации правонарушений. Данное понятие подробно рассматривается в новом примечании:

Примечание. Под специализированным программным обеспечением в настоящей статье понимается программное обеспечение, являющееся составной частью Единого портала государственных и муниципальных услуг и посредством использования единой системы идентификации и аутентификации обеспечивающее идентификацию лица, имеющего подтвержденную учетную запись в ней, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись, получение сведений о времени и месте фиксации административного правонарушения, конфиденциальность и целостность видеозаписи и ее передачу с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включающей Единых портал государственных и муниципальных услуг, в информационную систему обеспечения деятельности органа, должностное лицо которого уполномочено рассматривать дело об административном правонарушении.

Порядок создания и функционирования специализированного программного обеспечения определяется Правительством Российской Федерации.

Итак, нарушение должно быть зафиксировано специальным приложением портала Госуслуг . В настоящее время приложение, о котором идет речь, не существует и его разработка начнется только после того, как данный законопроект будет принят.

Обратите внимание, приложение кроме всего прочего должно будет фиксировать место правонарушения. Т.е. использовать его в любом случае будет возможно только на устройствах, имеющих модуль ГЛОНАСС или GPS.

Кроме того, приложение является дополнительным программным обеспечением, которое нужно будет установить на устройство. Скорее всего варианты приложения будут разработаны для популярных операционных систем Android и iOS, т.е. на смартфонах их использование не вызовет проблем.

А вот установка дополнительного программного обеспечения на обычные видеорегистраторы , размещенные в автомобилях, вызывает серьезные вопросы. Большинство моделей видеорегистраторов вообще не предусматривает возможности установки дополнительного ПО. Так что и приложение на них использовать не удастся. Скорее всего производители различных устройств со временем добавят возможность установки приложения, если эта функция будет востребована.

Ну а поскольку авторегистраторы первое время не будут участвовать в упрощенной схеме, то и запись нарушений на ходу будет практически невозможна. Ведь управлять автомобилем одной рукой, а другой рукой при этом снимать происходящее на камеру смартфона весьма неудобно.

Тем не менее, даже если в первое время упрощенная фиксация штрафов будет возможна только со смартфонов, это очень быстро позволит решить проблемы с хаотичной парковкой на всей территории страны.

Упрощенное наложение штрафов

Ну а теперь перейдем к самой важной части рассматриваемого нововведения. Выше речь шла о том, что зафиксированные гражданами нарушения будут рассматриваться в соответствии со статьей 2.6 1 КоАП. Дополнительно рассмотрим часть 3 статьи 28.6 КоАП:

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6 1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением специальных технических средств, предусмотренных статьями 2.6 1 и 2.6 2 настоящего Кодекса, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6 1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица , в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Суть данного изменения состоит в том, что если нарушение зафиксировано через приложение, то штраф на нарушителя накладывается без его участия . Т.е. порядок рассмотрения становится точно таким же, как и при фиксации нарушений . Нарушитель просто получает по почте письмо с постановлением о наложении штрафа.

В завершение хочу подчеркнуть, что если упрощенный порядок наложения штрафов будет введен, то массовая фиксация правонарушений существенно повлияет на дорожную ситуацию в России. Как только водители почувствуют неотвратимость наказания, они перестанут нарушать требования правил. А это в свою очередь приведет к уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий.

МВД России предлагает гражданам жаловаться на нарушения ПДД с помощью специальных мобильных приложений. Для этого ведомство разработало проект федерального закона о внесении поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Проектом устанавливается возможность вынесения штрафов за нарушения Правил дорожного движения на основании материалов фото- или видеосъемки, зафиксированных с применением специальных мобильных приложений, которые исключают коррекцию данных, времени и координат съемки. То есть, в теории, инициативные граждане получат эффективный и простой инструмент для составления жалоб на чужие прегрешения на дороге. Однако на деле все оказывается куда сложнее.

Неудобно и обидно

Н икакого приложения еще нет в природе, зато есть его описание – фактически техническое задание на разработку. И уже из него понятно, что законодатель «изобретает велосипед».

Во-первых, пользоваться таким приложением будет неудобно. Те, кто захочет зафиксировать нарушение ПДД, будут вынуждены сначала зарегистрироваться на портале Госуслуг, затем скачать приложение на смартфон и, наконец, войти в это приложение, что невозможно при отсутствии Интернета. Во-вторых, такой алгоритм демонстрирует явное неуважение к гражданам, которых заведомо подозревают в стремлении фальсифицировать материалы, сделанные с помощью обычного фотоаппарата или видеорегистратора.

Если сообщить о нарушении хочет водитель другого автомобиля, то ему было бы гораздо проще воспользоваться своим видеорегистратором, скачав видео на компьютер и отправив файл по электронной почте. Уже не говоря о том, что пользоваться мобильным телефоном за рулем строго воспрещается, можно только предположить, сколько времени понадобится для работы в специальном приложении, когда человек спешит на работу или по своим делам.

К тому же пока он введет какие-то коды и пароль от «Госуслуг», все нарушители уже спокойно уедут, так что снимать будет некого.

Приложение хорошо лишь для тех, кто имеет много свободного времени. Заняв позицию на каком-нибудь сложном участке дороги, можно часами «ловить» нарушителей, привыкших, скажем, проезжать под запрещающий знак или через сплошную линию разметки. Но сидеть в засаде – это любимый метод работы гаишников – обычным гражданам, как правило, недосуг. Так на кого же рассчитано такое приложение?

Странная избирательность

Вторая странность законопроекта выявляется при анализе нарушений, которые могут быть зафиксированы на Едином портале государственных и муниципальных услуг, с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, и специализированного программного обеспечения.

Статьи / Автоправо

Как правильно доказать свою невиновность в ДТП или нарушении с помощью видео?

Законопроектом предлагается закрепить право использования аудио- и видеозаписей, материалов фото- и киносъемки, иных носителей информации, в том числе в цифровой форме, для этого в Кодексе РФ об...

22324 0 41 19.04.2016

В предлагаемых изменениях КоАП предлагается штрафовать автовладельцев за нарушения правил движения через железнодорожные пути, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, нарушение правил проезда перекрестков, маневрирования и расположения транспортного средства на проезжей части дороги, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, а также за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения.

Сразу возникает вопрос – а почему в этот список не попало движение по обочине или по тротуару? Ведь именно такое нарушение проще всего зафиксировать пешеходу, движению которого воспрепятствовал чей-то автомобиль. Может, список стоит еще раз уточнить?

Опять без презумпции невиновности?

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что видеоматериалы будут просматривать сотрудники Госавтоинспекции. Именно они классифицируют нарушение и идентифицируют водителя по номеру машины, а затем, если есть на то основание, выпишут штраф. И хотя это будет сделано «лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения», возникает еще один закономерный вопрос – а как человеку, идентифицированному по номеру автомобиля, доказать свою невиновность?

Сейчас приобщенные к обращениям граждан фото- или видеоматериалы, полученные с помощью устройств, не являющихся специальными техническими средствами, подлежат рассмотрению лишь в совокупности с иными материалами (свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, в отношении которых ведется проверка, и др.).

Это очень не нравится авторам законопроекта, поскольку «рассмотрение подобных обращений влечет за собой значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции на процесс доказывания обстоятельств правонарушения (вызов лица предоставившего информацию о событии правонарушения, установление по банкам данных предполагаемого правонарушителя, его вызов для опроса, установление дополнительных свидетелей, принятие решения о возможности допустимости как доказательства видеозаписи)».

Но именно такая процедура позволяет исключить злоупотребления правом.

У нас в стране и так отсутствует презумпция невиновности в случаях, когда нарушение ПДД зафиксировано дорожными камерами. Но эти камеры устанавливаются по специальным правилам, они сертифицируются, проверяются, о них сообщают дорожные знаки.

Если же информация о транспортном средстве, якобы нарушающем ПДД, поступает через мобильное приложение, то судить о событии административного правонарушения сотрудники ГИБДД должны исключительно по закону, то есть с соблюдением всех процессуальных правил.

В противном случае мы можем столкнуться с многочисленными случаями огульных обвинений, когда из чувства мести или просто неприязни к владельцу автомобиля его будут специально снимать с такого ракурса, который позволит предполагать нарушение ПДД даже там, где его заведомо не было.

Статьи / Автоправо

Как правильно использовать регистратор, чтобы суд принял видео

Вы попали в ДТП, виновником которого не являетесь, но у сотрудников ГИБДД на этот счет иная точка зрения. Вы стали очевидцем ДТП или другого правонарушения. Доказывать свою невиновность или...

34121 0 87 23.04.2015

В качестве примера можно привести случаи объезда препятствия через сплошную линию. Нужно лишь так снимать «нарушителя», чтобы препятствие (которое снимающий может специально положить на дорогу) не было видно, зато хорошо просматривался бы факт наезда на линию разметки.

Даже в тех случаях, когда автовладельцу приходят «письма счастья», он все-таки защищен от явных ошибок. Например, недавно был-таки отменен штраф, когда машина-нарушитель передвигалась не своим ходом, а на эвакуаторе, и на фотографии это было отлично видно. Хотя налицо оплошность сотрудника, который был обязан просмотреть фото, убедиться, что там действительно есть нарушение и выявить нарушителя – водителя эвакуатора, превысившего допустимую скорость.

Любительскую видеозапись просматривать следует еще более тщательно, чтобы убедиться, что нарушение совершено именно тем автомобилем, который попал в кадр, что место и время съемки соответствуют заявленным. Наконец, что у лица, которое подозревается в совершении правонарушения, нет алиби или каких-то других оправданий (а для этого его обязательно нужно опросить). Лишь после этого может быть подписано постановление о штрафе. В противном случае, мы можем столкнуться с таким беспределом, о котором сейчас даже не хочется думать.

От редактора:

К сожалению, рассматривая инициативу с мобильным приложением, мы снова приходим к тому, что любая благая идея может быть загублена плохим исполнением людей без доброй воли пресекать нарушения. Вот, скажем, хороша ли идея наказывать агрессивных водителей? Безусловно. Есть ли опасность, что «человеческий фактор» инспекторов ГИБДД все испортит? Есть.

Так же и с мобильным приложением. Справедливо ли, что сейчас, засняв на телефон нарушителя, нужно потом «ногами идти» к дознавателю и тратить свое время на свидетельские показания? Нет. Нужно упрощать процедуру? Нужно. Есть риск неправомерных действий полицейских? Как и всегда.

Беззаконие сотрудников МВД – это, к сожалению, некая данность в России, с которой решительно ничего нельзя поделать без радикальных мер вроде люстрации по прибалтийскому образцу. Перспектив люстрации не видно, а с мелкими частными нарушителями нужно бороться прямо сейчас. Поэтому причин «хоронить» идею с мобильным приложением для жалоб на нарушителей не вижу.

Вы будете жаловаться на нарушителей с помощью приложения?



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация