Регистрация военнослужащих по месту службы - имеют ли право? Южно-сахалинский гарнизонный военный суд Временная регистрация по месту службы

Главная / Общество

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части – одна из немногих привилегий, которые остаются на сегодняшний день у военнослужащих. К сожалению, наличие ряда бюрократических препонов, обусловленных, необъяснимой позицией ряда должностных лиц (истинная причина которых проста и всем известна), основывающейся на «притянутых за уши» нормах права, истолкованных настолько своеобразно, что просто диву даёшься – как же надо было извратить смысл и дух закона для достижения поставленной (и явно не благой) цели.

Так, на практике одной из причин отказа военнослужащему в по адресу воинской части является наличие у него доли в праве в собственности на жилое помещение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Указанное основание отказа в согласовании является незаконным и необоснованным.

Тем не менее, отдельными военными юристами выдвигается иная точка зрения: «Право на регистрацию военнослужащего по адресу воинской части предусмотрено законодателем в целях обеспечения для реализации его прав и свобод при отсутствии у него любого жилого помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания военнослужащий обязан зарегистрироваться в нём в соответствии с общим порядком, установленным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации»… Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что имеющие жильё военнослужащие и члены их семей не могут регистрироваться по адресу воинской части» .

Однако право на по адресу воинской части не имеют лишь те военнослужащие, которые обеспечены жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения военной службы, иные категории военнослужащих таким правом обладают.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим – гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.

На основании вышеизложенного, на указанных лиц в полной мере распространяется и положение п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающее наличие у них права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Кроме того, об этом прямо говорит последнее предложение п. 4 ст. 15 указанного Закона.

Более сложным является другой пример, когда в качестве основания для отказа в регистрации по месту жительства по адресу воинской части определён факт намеренного ухудшения военнослужащим своих жилищных условий (до истечения установленного законом срока в пять лет).

Исходя из причины указанного отказа, право военнослужащего на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части было поставлено в зависимость от наличия у него права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях . Единственным объяснением указанного обстоятельства является наличие правовых оснований для отказа военнослужащему, совершившему намеренное ухудшение жилищных условий (в частности, посредством снятия с регистрации по месту жительства), в обеспечении служебным жилым помещением (именно в разрезе права на служебное жилое помещение будет рассмотрен данный случай) в установленном законом порядке в связи с отсутствием у него права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако соответствует ли данная позиция требованиям законности и обоснованности?

Право военнослужащего на по адресу воинской части обусловлено наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением . Данный вывод вытекает из анализа системной взаимосвязи абз. 2 п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, в случае, если военнослужащий не имеет права на обеспечение служебным жилым помещением , у него отсутствует и право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

Сначала необходимо определить условия наличия у военнослужащего права на по адресу воинской части (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»):

1. Наличие гражданства Российской Федерации

Вопреки позиции Е.А. Глухова и И.А. Епихина факт прибытия военнослужащего к новому месту военной службы обязательным условием для приобретения военнослужащим права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части не является.

Как показывает анализ п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанное обстоятельство, причём в верном его изложении «прибытие к новому месту военной службы военнослужащих – граждан», относится только к членам семьи военнослужащего и исключительно для них является непременным условием для регистрации по месту жительства по адресу воинской части.

С учётом положений ст.ст. 5, 93 и 99 Жилищного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» можно определить следующие условия наличия у военнослужащего права на обеспечение служебным жилым помещением :

1. Наличие гражданства Российской Федерации

2. Прохождение военной службы по контракту

3. Необеспеченность жилым помещением в населённом пункте, в котором военнослужащий проходит военную службу

Необходимо отметить, что факт прибытия к новому месту военной службы не имеет значения для возникновения у военнослужащего права на обеспечение служебным жилым помещением . Указанное условие введено законодателем исключительно в качестве момента начала отсчета трёхмесячного срока, в течение которого военнослужащему должно быть предоставлено служебное жилое помещение , а отсутствие данного обстоятельства никоим образом не влияет на наличие или ограничение соответствующего права военнослужащего.

Тем не менее, целесообразно сделать более глубокий анализ понятия «прибытие к новому месту военной службы», что позволит сделать интересные выводы.

Самый важный вопрос, который возникает в данном случае у правоприменителя: что же понимается в контексте ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» под местом военной службы ?

По мнению С.В. Корнишина, в правовых актах, в которых используется понятие «место военной службы» , его определение не содержится, и это обусловлено тем, что понятию «место военной службы» и аналогичным ему понятиям в каждой конкретной правовой норме придаётся такой смысл, который отличается теми или иными особенностями. Какое-либо единое понятие места военной службы вряд ли может быть одинаково точным во всех случаях создания и применения правовых норм.

Как представляется, местом военной службы в разрезе рассматриваемой правовой нормы необходимо считать конкретную воинскую часть.

Аналогичное толкование содержится в п. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «…на новое место военной службы в другой населённый пункт…». Только для данной нормы права принципиальное значение имеет расположение нового места военной службы в другом населённом пункте, а для положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» это никакой роли не играет (из-за этого и разница в изложении правовых норм).

Если под местом военной службы понимать воинскую часть, а не населённый пункт, то при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы (например, из войсковой части 00000 в войсковую часть 11111, которые расположены в одном населённом пункте) у командира войсковой части 11111 возникает обязанность по обеспечению военнослужащего в течение трёхмесячного срока служебным жилым помещением , корреспондирующая соответствующему праву военнослужащего.

В противном случае либо у военнослужащего не будет права на обеспечение служебным жилым помещением (в связи с отсутствием факта прибытия к новому месту военной службы), либо у командира войсковой части 11111 будет отсутствовать установленный законом трёхмесячный срок, необходимый для выполнения соответствующих мероприятий по обеспечению военнослужащего служебным жилым помещением (так как указанный срок начал течь с момента прибытия военнослужащего в войсковую часть 00000).

Также существует и другая проблема: как поступать военнослужащим, для которых рассматриваемое место военной службы является не новым, а первым? Буквальное толкование абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заставляет сделать неутешительные выводы. Однако как уже отмечалось выше, данное обстоятельство никоим образом не влияет на наличие или ограничение права военнослужащего на обеспечение служебным жилым помещением.

«Поскольку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными жилыми помещениями является формой их жилищного обеспечения на время военной службы (т.е. в течение длительного периода времени), постольку они должны предоставляться в порядке очереди» .

В связи с этим возникает вопрос, являющийся краеугольным камнем в разрешении рассматриваемой проблемы: существуют ли правовые основания для применения к военнослужащему, имеющему право на обеспечение служебным жилым помещением (исходя из соответствия вышеуказанным условиям), ограничений, выражающихся в запрете реализации указанного права в течение пяти лет со дня совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий ?

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте. В частности, в силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ основанием для предоставления служебного жилого помещения является прохождение военной службы.

К сожалению, на практике к условиям предоставления служебных жилых помещений зачастую отдельные должностные лица неправомерно относят положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ (что было сделано и в рассматриваемом случае).

Ухудшение жилищных условий , как основание для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений , применимо исключительно при условии предоставления жилых помещений по договору социального найма (жилых помещений для постоянного проживания).

В данной ситуации цель предоставления жилого помещения делает необходимым предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение жилого помещения для постоянного проживания. При предоставлении служебного жилого помещения значение имеет лишь наличие соответствующих отношений (прохождение гражданином военной службы) и необеспеченность жильём в конкретном населённом пункте.

Раздел IV Жилищного кодекса РФ «Специализированный жилищный фонд» термина «ухудшение жилищных условий » не знает и не предполагает возможность его применения к регулируемым им правоотношениям, что вполне обоснованно.

Именно отсутствие понимания существенных отличий в правовом статусе разных объектов жилищных прав – жилых помещений для постоянного проживания и служебных жилых помещений : цели, основания и условия их предоставления, правовые нормы, регламентирующие предоставление указанных жилых помещений, – всё это приводит к неправильному толкованию норм права и, как следствие, к нарушению прав военнослужащих.

В то же время, если даже предположить, что факт ухудшения жилищных условий должен приниматься во внимание при предоставлении служебных жилых помещений , складывается следующая ситуация.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях , принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указанная норма права содержит существенный юридико-технического дефект – в ней отсутствует конкретный перечень действий граждан, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий , что создаёт трудности в её правоприменении.

Однако, например, ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон о праве жителей Москвы на жилые помещения) подобный перечень содержит:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путём совершения сделок

2) обмен жилыми помещениями

3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке

4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака

5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов)

6) выдел доли собственниками жилых помещений

7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения

При этом необходимо отметить, что для целей признания гражданина намеренно ухудшившим свои жилищные условия не имеет значения тот факт, где расположено жилое помещение (в том же насёленном пункте, где гражданин имеет намерение быть обеспеченным жилым помещением, например, в г. Москве или в любом другом), в отношении которого гражданином были осуществлены соответствующие действия, так как ни Жилищный кодекс РФ, ни Закон о праве жителей Москвы на жилые помещения не содержат каких-либо ограничений.

Таким образом, если факт ухудшения военнослужащим жилищных условий в месте, отличном от места прохождения военной службы, никоим образом не повлияет на наличие у него права на обеспечение служебным жилым помещением (п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), на каком же тогда основании военнослужащий может быть ограничен в праве на обеспечение служебным жилым помещением при ухудшении им жилищных условий в месте прохождения военной службы?

Исходя из вышеизложенного, необходимо констатировать то обстоятельство, что в случае, если военнослужащий отвечает всем вышеизложенным условиям наличия права на обеспечение служебным жилым помещением , то даже факт совершения им сознательных действий, направленных на ухудшение жилищных условий , не имеет в рассматриваемой ситуации никакого значения и не может признаваться в качестве основания умаления права военнослужащего на обеспечение служебным жилым помещением .

Соответственно и отсутствие у военнослужащего права состоять на учёте в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (для постоянного проживания) никоим образом не влияет на право военнослужащего быть обеспеченным служебным жилым помещением и, как следствие, не лишает военнослужащего права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

Тем более указанный вывод справедлив в отношении военнослужащего, который только при наличии соответствующих обстоятельств приобретет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания как минимум через 5 лет. А если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и предоставление ему жилого помещения для постоянного проживания в натуре в принципе невозможно, проявляется вся абсурдность принятого решения об отказе в регистрации по месту жительства по адресу воинской части.


1. Авторами при изложении данного тезиса упущена одна важнейшая составляющая, что может ввести читателей в заблуждение: «Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что имеющие в населённом пункте по месту прохождения военной службы жильё военнослужащие и члены их семей не могут регистрироваться по адресу воинской части».

2. Е.А. Глухов, И.А. Епихин. Проблемы регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6.

3. Определение Верховного Суда РФ № 1н-168/04.

4. Корнишин С.В. Место военной службы: что это такое? // Право в Вооружённых Силах. 2000. № 3.

5. Кудашкин А.В. О служебной жилплощади «служивых» людей // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 4.

6. Статьи 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения к указанным основаниям не имеют.

7. Законодатель закрепил единственное условие предоставления специализированных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения – у таких граждан не должно быть в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населённом пункте // Глазов В.В.

Отечественным законодательством зафиксировано, что каждый гражданин страны, а также иностранец, временно проживающий в государстве, должен быть поставлен на квартирный учет, при этом за каждым лицом сохраняется право самостоятельного выбора места прописки.

С военными ситуация обстоит несколько иначе, поскольку воинская служба связана с ограничением права армейца свободно перемещаться в пределах государства. В некоторых случаях такие лишения распространяются и на членов их семей.

Знание вопросов о правилах регистрации военнослужащего по месту службы и других адресах позволит избежать судебных споров и нарушений норм закона с обеих сторон.

Введение в тему

Не так давно в законодательстве по теме миграции произошли существенные изменения. Принятыми поправками было предусмотрено 2 вида квартирных учетов:

  • постоянный;
  • временный.

Такое разделение введено для того, чтобы лишить трудностей с пропиской тех лиц, которые подолгу находятся в командировках в других регионах или направляются для прохождения воинской службы. С другой стороны, снятие военного с учета позволяет членам его семьи экономить на оплате коммунальных услуг и других жилищных отчислений.

В гл.4 Постановления Правительства от 1995 года №713 зафиксированы правила временной регистрации некоторых граждан по месту их временного пребывания. К таковым относятся военнослужащие.

Этим же документом установлено, что при направлении офицера для прохождения службы в другой регион (при длительности командировки свыше 90 суток) он и его близкие подлежат регистрационному учету граждан:

  • по частному адресу в районе несения службы (если была выделена служебная недвижимость или семья арендовала жилище самостоятельно);
  • по адресу расположения воинской части (когда места для проживания предоставлено не было).

Законодательная база

При определении правил постановки на квартирный учет предстоит руководствоваться только общефедеральными законопроектами, поскольку муниципальные органы власти не вправе вносить изменения в миграционную политику на местах.

Так, во внимание нужно принимать:

  • ведомственные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок несения службы в воинских формированиях России;
  • общие НПА, содержащие требования к миграционному учету.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Важно! Согласно актуальным изменениям законодательства, после снятия с квартирного учета у гражданина есть всего 7 календарных дней, чтобы заново прописаться без применения к нему штрафных санкций.

Что дает прописка военнослужащему

На данный момент существует много споров по поводу обязанности менять адрес своей прописки при поступлении на службу. Так, прописка армейца при воинской части обязательна, если гражданин был призван срочником в армию. На период выполнения служебных обязанностей он ставится на квартирный учет по месту отбывания воинской повинности. После дембеля прописка аннулируется, и максимум в течение недели призывник должен обратиться в миграционную службу по месту своего жительства.

Что касается служащих по контракту, то они являются трудоустроенными лицами с ограниченным правом выбора места проживания. Федеральным законодательством не предусмотрено единой нормы, которая бы обязывала контрактников сниматься с регистрации в своем жилье и перепрописываться в служебное жилье.

Однако наличие прописки определяет ряд существенных привилегий, как для самого военного, так и для членов его семьи. К таковым относятся:

  • потенциальная возможность получения прав собственности на служебную квартиру, что возникает после выхода на пенсию, при получении инвалидности во время несения службы, а также в случае расформирования воинской части;
  • переход квартиры в собственность членов семьи военнообязанного, прописанных совместно с ним (возможно, если военный погиб при исполнении);
  • отсутствие преград для трудоустройства в регионе проживания;
  • возникновение права на оформление детей армейца в детские сады и школы;
  • право получения региональных льгот.

Порядок и требования к прописке при воинской части

Право прописаться при части возникает не сразу по прибытию для прохождения службы. Так, алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:

  • военный подписывает контракт с воинским формированием о несении службы;
  • в установленный период времени гражданин прибывает в часть вместе со своей семьей (или самостоятельно), готовый к выполнению своих служебных обязанностей;
  • должностные лица, ответственные за регистрацию, в кратчайшие сроки обеспечивают семью служебным жильем;
  • если в течении 3-х месяцев такое жилище не было предоставлено, то армеец пишет рапорт на имя администрации воинского формирования с просьбой позволить в осуществлении личной регистрации и своей семьи при воинской части;
  • служащий получает согласие;
  • происходит выполнение процедуры постановки на квартирный учет.

Внимание! Таким образом, единственное условие, дающее право прописаться по адресу воинского формирования - это отказ предоставить служебное жилье на протяжении 90 суток с момента прибытия в часть.

Порядок регистрации военнослужащих оставляет право за командирами В/ч отказать в прописке на территории части. Это возможно, если:

  • контрактник получил служебное жилье и успешно им пользуется;
  • военный имеет в личном владении квартиру или дом в другом регионе, но намеренно выписывается из него, чтобы претендовать на еще одну недвижимость.

Что касается несовершеннолетних детей контрактника, то в отношении него в этом случае отказы недопустимы. Администрация части должна его прописать временно, пока не появится служебное жилье по месту несения службы.

Перечень документов


Для подачи на прописку предстоит представить такие бумаги:

  • собственноручное заявление военного (составляется в свободной форме);
  • гражданский паспорт военнослужащего (нужен оригинал и копии всех заполненных страниц);
  • паспорт супруги (также с копиями);
  • свидетельство о регистрации брачных отношений;
  • персональные документы детей (свидетельства о рождении или паспорта).

Оформление необходимых документов не требует нотариального подтверждения копий бумаг. Дополнительно могут быть затребованы и другие документы (например, выписка из ЕГРН касательно наличия в собственности других объектов недвижимости).

Что делать, если переводят из части

Смена места несения службы может происходить по-разному. Так, во внимание принимается, будет ли служащий выполнять свои обязанности на новом месте постоянно или преимущественно (то есть строго ограниченный промежуток времени, не превышающий 90 дней). При долгосрочном переводе возникает право на смену адреса квартирного учета.

Также нужно учитывать, станет ли военный служить в другом населенном пункте, или же перевод происходит в рамках одного района. Если перемещение оформляется в пределах региона, то смена адреса прописки не допускается. В противном случае право на перепрописку возникает через 90 суток после переезда.

Прописка в случае увольнения

Порядок и основания снятия с квартирного учета зависят от обстоятельств прекращения трудового контракта.

Таблица №2 «Возможные ситуации и способы их решения»

Условия расторжения договора Судьба прописки и служебной квартиры
Завершение срока действия контракта Если документ не продлевается, то готовится Приказ об увольнении, что аннулирует воинскую обязанность и право использования выделенного ранее места проживания. Так, военному с семьей предоставляется срок в 3 месяца для оставления служебной квартиры и снятия с квартирного учета
Пенсия Выход на пенсию оставляет право за пенсионером и его близкими не только пользоваться квадратными метрами, но и приватизировать их
Состояние здоровья Если военнослужащему была присвоена любая из групп инвалидности, то он также может претендовать на приватизацию жилья. В противном случае придется осуществить переезд
Принудительное прекращение правоотношений В эту категорию причин относятся все обстоятельства нарушения закона и дисциплинарных норм самим военным. После подписания Приказа об увольнении семье выделяется время для переезда

Прописка членов семьи

Постановлением Правительства №713 установлено, что допускается не только прописка самих армейцев, но и членов их семей по адресам воинских частей, при этом важно учитывать такие правила:

  • на родственников распространяются все правила регистрации, что и на самих военных;
  • допускается прописка только совместно проживающих членов семьи;
  • можно поставить на квартирный учет лишь супругов и детей.

Для несовершеннолетних процедура регистрации и снятия с учета выглядит несколько иначе, чем для взрослых. Это связано с тем, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, подлежат дополнительной правовой защите со стороны государства. В частности, выписка с жилья ребенка будет доступна только после доказывания, что малышу есть куда прописаться.

Можно ли проживать военнослужащему без прописки

Законодателем строго ограничено, что не допускается нахождение в пределах Российской Федерации граждан, иностранных подданных и апатридов без постоянной или временной прописки. На военнообязанных это требование также распространяется, поэтому категорически запрещено находиться без отметки о квартирном учете свыше одной недели.

К лицам, допустившим нарушение, будут применяться меры административных взысканий.

Если у вас есть личный опыт смены места регистрации во время несения службы, то поделитесь им с другими в разделе «Комментарии».

Вопрос:

Здравствуйте! Могу ли я сделать регистрацию проживания при в/ч где я служу по контракту с 2009 года. Дело в том, что у меня имеется Хабаровская регистрация в квартире, где собственником является моя мать, я и мой брат просто прописаны, долю никогда не имели, и в приватизации не участвовали! Родители у меня военнослужащие, до 2008 года мы жили в общежитии В/Ч и были прописаны при части, а 2008 мать получила квартиру 44 кв.метра и по договору соц.найма она являлась собственником а мы просто прописаны, в 2009 году мать эту квартиру приватизировала, и является единственным собственником что подтверждает регистрационный сертификат, а мы также просто прописаны. Сейчас родители переезжают в другой город, недвижимость продали, меня и брата выписали. Получается я сейчас без регистрации. При подаче рапорта на командира части о регистрации меня в части, местный юрист делает отказ, ссылаясь на статью 40 Российского Законодательства. Подскажите, пожалуйста, как мне быть! Заранее благодарен, с Уважением к Вам Сергей!

Сергей, Хабаровск

Ответ:

Сергей, здравствуйте. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

На основании ч. 1 ст. 31 "Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013), к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Руководствуясь п. 23 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрация военнослужащих осуществляется:

по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Сергей, Вы вправе на регистрацию по адресу воинской части. Неправомерный отказ в осуществлении регистрации Вы можете обжаловать, обратившись к вышестоящему начальнику, в военную прокуратуру, военный суд.

Александр Томенко, военный юрист

При воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.

Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:

  • родители;
  • дети;
  • супруг.

По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.

Особенности регистрации

Регистрация осуществляется по , согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.

Процедура возлагается на:

  • командование воинской части;
  • должностных лиц паспортного стола.

Где возможно?

Прописка возможна в:

  • военных городках;
  • домах из жилищного фонда Министерства обороны;
  • закрытых административных территориях.

Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.

Прописка при воинской части

Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.

Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.

Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.

Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.

Закон

Порядок регистрации военного регулируется .

Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:

  • прописку вместе с ним;
  • получение дополнительной жилплощади.

Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.

Порядок определения места жительства гражданина устанавливается .

Членов семьи

Какие дает гарантии?

Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):

  1. Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
  2. Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно .

Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.

Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.

Порядок оформления

Военнослужащий:

  • подает рапорт командиру воинской части о прописке;
  • осуществляет сбор необходимых .
  1. При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
  2. Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.

Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.

Список документов

Для регистрации потребуется предоставить:

  • согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • паспорта граждан (и копии).

Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.

Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.

Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.

Рапорт (образец)

Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.

В документе указывается:

  • ФИО военнослужащего;
  • его звание;
  • состав семьи;
  • просьба о прописке.

Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.

Часто задаваемые вопросы

Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.

Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.

Несоблюдение контракта

Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.

После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?

Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.

Перевод в другой город

Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?

Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:

  • это можно сделать в процессе регистрации;
  • соответствующая отметка делается в заявлении.

Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.

При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить согласно в размере 2-5 тыс. руб.

Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.

Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.

На видео о регистрации разных категорий граждан

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства - это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации - наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие - прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни "бесквартирные" военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие "бесквартирные" не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают "натягивать" свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в "бумажных" бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация "при части" неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация