Расходы по ученическому договору. Налогообложение выплат по ученическим договорам Виды затрат на обучение

Главная / Общество

В мае в организацию был принят сотрудник, с которым был заключен трудовой договор. Через месяц его перевели на должность ученика и заключили ученический договор, также было внесено изменение в штатное расписание. В ученическом договоре указано время, которое он должен работать и размер стипендии. Вопрос: нужно ли табелировать данного ученика и зависит ли размер стипендии от количества отработанного времени? Облагаются ли такие выплаты страховыми взносами и нужно ли удерживать НДФЛ?

Поскольку организация состоит в трудовых отношениях с сотрудником, с которым заключён ученический договор, на него нужно вести табель. Размер стипендии от количества отработанного времени не зависит. Порядок оплаты практической работы в рамках обучения оговаривается в договоре. Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции. Поэтому выплаты, произведённые по такому договору, не облагаются страховыми взносами. Согласно мнению Минфина России, НДФЛ удерживать нужно. Существует и противоположная точка зрения. Но отстаивать её придется в суде. Арбитражная практика по данному вопросу не сложилась.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Порядок заключения

Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору* (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение.

Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной квалификации.

Такой порядок предусмотрен в статьях и Трудового кодекса РФ.

Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества.* Об этом сказано в статьях и Трудового кодекса РФ.

Оплата за время ученичества

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивается стипендия. Ее размер определяется ученическим договором* и зависит от получаемой квалификации. Однако она не может быть меньше 1 МРОТ . Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ.

В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Эту работу нужно оплатить по установленным расценкам.* Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены эти расценки. Поэтому их можно записать в ученическом договоре.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Как организации на ОСНО учесть при расчете налогов и страховых взносов расходы на стипендии, выплачиваемые гражданам во время их обучения в интересах органи зации по ученическому договору.

По общему правилу взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно начислить на любые вознаграждения и доходы, выплачиваемые сотрудникам по трудовым договорам. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг)* облагаются взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 7 , ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты по трудовым договорам. На вознаграждения по гражданско-правовым договорам взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются, если это прямо предусмотрено договором. Об этом сказано в пункте 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Таким образом, взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты гражданам в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых отношений (предусматривающих выполнение работ или оказание услуг).

Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции или выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, стипендия, которая выплачивается в рамках такого договора, не облагается взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.* При этом не имеет значения, кому выплачивается стипендия – сотруднику организации или человеку, который им не является (например, кандидату на ту или иную должность).

Аналогичная позиция отражена в письмах ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893 и от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 3 декабря 2013 г. № 10905/13).

Если стипендии начислены сотрудникам, с которыми уже заключены трудовые договоры, включите их в состав расходов на оплату труда, если они:*

  • предусмотрены нормами российского законодательства, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (абз. 1 ст. 255 НК РФ);
  • экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если сотрудник проходит обучение без отрыва от производства, суммы начисленной стипендии можно списать как другие виды расходов, произведенные в пользу сотрудника (п. 25 ст. 255 НК РФ). Если сотрудник обучается с отрывом от производства, стипендию можно учесть как начисления по основному месту работы с отрывом от производства по системе повышения квалификации* (п. 19 ст. 255 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-03-06/1/336 .

Что касается НДФЛ, то, по мнению контролирующих ведомств, этот налог нужно удержать с суммы стипендий* (письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123 , от 17 августа 2007 г. № 03-04-06-01/294 , УФНС России по г. Москве от 7 марта 2007 г. № 28-11/021233 , от 26 декабря 2006 г. № 28-10/114805). Основание – пункт 11 статьи 217 Налогового кодекса РФ, в котором перечислены виды освобожденных от НДФЛ стипендий. Это, в частности, стипендии:

  • выплачиваемые учебными учреждениями высшего профессионального образования в пользу учащихся, студентов (аспирантов, ординаторов);
  • учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной или исполнительной власти России, региональными властями, благотворительными фондами;
  • выплачиваемые за счет средств бюджетов гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

Стипендии учащимся, выплачиваемые работодателями, в этом перечне не значатся. Следовательно, в отношении указанных выплат организация является налоговым агентом, а значит, обязана удержать НДФЛ и сдать справку по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 226 , п. 2 ст. 230 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не удерживать НДФЛ со стипендий, выплаченных штатным сотрудникам за обучение в интересах организации. Они заключаются в следующем.

Стипендии можно считать установленными законом компенсациями, если их выплата предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре.* По крайней мере, в случаях, когда их получают штатные сотрудники, повышающие квалификацию по инициативе работодателя. При таком подходе удерживать со стипендий НДФЛ не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Однако, возможно, что такую точку зрения придется отстаивать в суде.* Стипендия не является компенсацией как таковой в понимании трудового законодательства. Так как она прямо не поименована в перечне компенсаций, положенных сотруднику при совмещении работы и обучения (ст. 164 , гл. 26 ТК РФ).

С уважением,

Ирина Камышникова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

Как отразить в учете организации расчеты по выплате стипендии лицу, претендующему на вакантную должность в организации и заключившему с ней ученический договор, а также расходы, связанные с обучением этого лица? Срок ученичества - один месяц. Обучение производится с отрывом от производства в индивидуальном порядке работником организации. Величина стипендии - 12 000 руб. Иные расходы, связанные с обучением, составили 25 000 руб.

Трудовые отношения

Организация-работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение (ч. 1 ст. 198 Трудового кодекса РФ). Правоотношения сторон ученического договора регламентируются нормами гл. 32 ТК РФ.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 204 ТК РФ).

Ученический договор не является трудовым договором, однако на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ).

Бухгалтерский учет

Расходы на выплату стипендии ученику, а также расходы, связанные с обучением ученика, являются расходами по обычным видам деятельности и относятся к управленческим (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Учет названных расходов производится на счете 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу" (в зависимости от вида осуществляемой организацией деятельности) в корреспонденции в данном случае со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на сумму начисленной стипендии) и другими счетами (в зависимости от вида расхода) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Страховые взносы

Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, по гражданско- правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, не является объектом налогообложения страховыми взносами, так как предметом этого договора не являются выполнение работ, оказание услуг.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на исчисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников и на суммы, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, если данный вид страхования предусмотрен договором (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Ученик не является работником организации, а ученическим договором не установлено условие о страховании ученика от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Следовательно, на сумму стипендии страховые взносы не начисляются.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стипендия, выплачиваемая ученику на основании ученического договора, не поименована среди видов стипендий, освобождаемых от налогообложения НДФЛ (п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ), следовательно, подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 13% в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 208 , п. 1 ст. 209 , п. 1 ст. 210 , п. 1 ст. 224 НК РФ. По данному вопросу см. также п. 2 Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123.

Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ).

НДФЛ со стипендии исчисляется организацией и удерживается ею при фактической выплате дохода. Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ перечисляются организацией в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату стипендии (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Расходы на выплату стипендии уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку обязанность организации по выплате стипендии ученику, обучающемуся по ученическому договору, установлена трудовым законодательством, то данный расход признается обоснованным (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ). Вместе с тем заметим, что, по мнению Минфина России, стипендии ученикам, с которыми по окончании обучения трудовые договоры не заключены, не учитываются в расходах при налогообложении прибыли (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 (п. 3), от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77).

Расходы, связанные с обучением ученика, учитываются для целей исчисления налога на прибыль по соответствующим статьям учета затрат (в зависимости от вида расходов). В частности, заработная плата обучающего работника учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 1 ст. 255 НК РФ), сумма начисленных на нее страховых взносов - в составе прочих расходов (пп. 45, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), стоимость израсходованных материалов - в составе материальных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в организации по ученическим договорам обучается несколько учеников, то организация вправе оформить начисление и выплату стипендий в расчетно-платежной ведомости (п. 17 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40).

В.В.Гришина, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Современные работодатели уделяют все больше внимания вопросу обучения своих кадров. Некоторые фирмы берут на работу специалистов, которые параллельно продолжают получать высшее (второе высшее) образование. Некоторые компании отправляют своих сотрудников на обучение и повышение квалификации за хорошие трудовые результаты. И в первом, и во втором случае с учащимися работниками заключается особый вид договора - ученический. Подобный договор, помимо закрепления прав и обязанностей ученика-сотрудника и фирмы-работодателя, дает последнему возможность экономить на налогах.

Любой работодатель вправе с любым своим работником заключить ученический договор на переобучение (ст. 198 Трудового кодекса РФ), который является дополнительным к трудовому. Во время обучения фирма обязана выплачивать работнику стипендию (ст. 204 Трудового кодекса РФ), размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но поскольку верхняя граница стипендии законодательно не ограничена, размер стипендии может быть сколь угодно высок.

В целях снижения платежей по налогу на прибыль и ЕСН может быть применен основанный на указанных выше нормах Трудового кодекса РФ способ, существо которого заключается в том, что с работником заключается ученический договор на переобучение, и он в качестве ученика получает от фирмы большую часть своей зарплаты в виде стипендии, одновременно сохраняя свою должность и оставаясь работником фирмы.

Сумма такой стипендии при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой в расходы фирмы на оплату труда включают любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ. При этом в случае необходимости можно сослаться на пункт 25 статьи 255

Налогового кодекса РФ, которым предоставлено право учесть расходы, предусмотренные в трудовом или коллективном договоре.

Разумеется, упоминание о стипендиях должно присутствовать в одном из этих соглашений. Лучше это делать в трудовом договоре при приеме работника на работу.

Сумма стипендии ЕСН не облагается, поскольку его не надо начислять на любые компенсационные выплаты, которые установлены российским законодательством, к которым, в частности, относится возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

На сумму стипендии не надо начислять ни пенсионные взносы, ни взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из суммы стипендии не надо удерживать НДФЛ, поскольку возмещение расходов на повышение профессионального уровня работника названным налогом не облагается - как компенсационные выплаты, которые установлены законом (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе обучать работников не только непосредственно у себя, но и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Это означает, что фирма может направить работника в любое учебное учреждение. Будет ли при этом фирма оплачивать его учебу, зависит от взаимной договоренности, но в любом случае доходы работника станут вполне легальными, а фирме не придется платить ЕСН и пенсионные взносы. По мнению налоговиков, фирма в этом случае должна удерживать из суммы стипендии работника НДФЛ.

При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 21 закона об образовании, в котором сказано, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаемого, а Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ только расходы на повышение профессионального уровня работников. На этом основании налоговики заявляют, что расходы фирмы на высшее образование надо включать в доход работника. Однако в НК РФ сказано, что к доходам работника относится оплата фирмой обучения в его интересах (подп. 2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Заключив с работником ученический договор и установив в нем, что сотрудник учится исключительно для дальнейшей работы в фирме, вопрос о его доходе, равно как и о НДФЛ автоматически отпадает (постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2003 г. № Ф09-3270/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2003 г. № А19-18938/02-33-Ф02-1357/03-С1).

В заключение представляется целесообразным отметить, что налоговики не смогут пересчитать налоги, переквалифицировав ученический договор в трудовой, поскольку статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых чиновников на переквалификацию только сделок, а отношения между работодателем и работником регулирует Трудовой кодекс, а не Гражданский кодекс, и договор между ними сделкой не является.

Налог Ситуация Решение Норма закона Подтверждение Арбитражная практика
Налог на прибыль После обучения соискателя приняли на работу Выплата включается в расходы подп.8, подп.49 п.1 ст.264 НК РФ.
Письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77
Отсутствует
Письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/257 Отсутствует
После обучения соискателя не приняли на работу Выплата включается в расходы ст.252 НК РФ; подп.49 п.1 ст.264 НК РФ. Авторы указывают, что расходы на обучение кандидатов, даже если в итоге кандидат не был принят на работу, изначально направлены на получение дохода и могут признаваться для целей налогообложения. Отсутствует
Выплата не включается в расходы Письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297;
Письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/257;
Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123;
Письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77;
Письмо Минфина России от 30.11.2006 N 03-03-04/2/252.
Отсутствует
Страховые взносы на обязательное соцстрахование Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985. Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции, либо выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, стипендия (даже если она выплачивается работнику организации) не подлежит обложению взносами.
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 г. №2519-19 (п. 2.2).
Отсутствует
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев Взносы на выплаты не начисляются На выплаты по ученическому договору взносы не начисляются, поскольку лица, заключившие ученический договор, не отнесены к категории застрахованных Отсутствует
НДФЛ Выплаты облагаются НДФЛ Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123;
Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-04-06-02/164;
Письмо Минфина России от 17.08.2007 N 03-04-06-01/294;
Письмо УФНС России по г. Москве от 07.03.2007 N 28-11/021233 "Об обложении НДФЛ стипендии, выплачиваемой на основании ученического договора". Разъясняется, что стипендия, выплачиваемая организацией работнику согласно ученическому договору, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ и облагается НДФЛ.;
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2006 N 28-10/114805.
Отсутствует
Выплаты не облагаются НДФЛ Автор указывает, что стипендия является разновидностью компенсационной выплаты, связанной с переобучением и повышением квалификации работника, и выплачивается на основании ст. 204 ТК РФ. Поэтому в силу п. 3 ст. 217 НК РФ НДФЛ она не облагается. Отсутствует

Бухгалтерский учет

Учет расходов ведется на счетах учета затрат. Если ученик не является работником организации, то применяется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Стипендии, выплачиваемые организацией, согласно ученическому договору на профессиональное обучение, не являются компенсационными выплатами (п. 11 ст. 217 НК РФ) и подлежат обложению НДФЛ. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ также подлежит налогообложению.

Бухгалтерские записи:

Д-т сч. 44, 20"Основное производство" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена стипендия ученику;

Д-т сч. 44, 20 "Основное производство" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена оплата за работу, выполненную учеником на практических занятиях;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - удержан НДФЛ;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 50 "Касса" - произведена выплата из кассы начисленной ученику суммы.

Если ученик, заключивший с организацией ученический договор, по окончании ученичества отказывается от заключения трудового договора без уважительных причин, он обязан вернуть полученную за время стажировки стипендию, а также возместить другие понесенные организацией расходы в связи с подготовкой кадров (ст. 207 ТК РФ).

Когда ученик после окончания учебы к работе приступил, но, не отработав до конца оговоренный срок, увольняется без уважительных причин, он должен возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на учебу (ст. 249 ТК РФ). Сумма рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Если размер ущерба не превышает среднего заработка работника и имеется согласие работника, то взыскание производится на основании распоряжения работодателя. В противном случае взыскание возможно только в судебном порядке.

Компенсация части затрат работодателя на обучение признается в составе прочих доходов на дату, когда долг будет признан работником, либо на дату, когда вступит в силу решение суда о взыскании долга с бывшего работника. Если же работник долг не признал и организация в суд по этому поводу не обращалась, то внереализационного дохода у компании не будет.

Бухгалтерские записи:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 1 "Прочие доходы", - отражена задолженность ученика по возмещению затрат на выплату стипендии;

Д-т сч. 50 "Касса" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в кассу внесена сумма возмещения затрат.

Если после завершения обучения работник не приступил к работе по уважительной причине, то он освобождается от обязанности возмещать расходы, понесенные работодателем.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация