Основы теории природной и техногенной безопасности. Безопасность техногенная Техногенная безопасность на предприятии

Главная / Общество

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

1 В настоящее время проблема низкого уровня безопасности в техногенной сфере признается одной из наиболее значимых, о чем свидетельствует разработанная федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». При этом стоит отметить, что проблема управления безопасностью в техногенной сфере постепенно оформляется в определенную область научного познания, о чем говорит рост числа исследований по данной проблеме, а также попытки, как теоретического осмысления, так и носящие практический характер попытки выработки комплекса мероприятий по противодействию роста риска в техногенной сфере.

В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций. В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.

На региональном и объектовом уровне создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенствования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как: плата за риск, квотирование риска; перераспределение риска; стимулирования снижения риска; комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.

Эффективной формой государственного регулирования безопасности являются договора и лицензии на использование, строительство, переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключается между инвестором или пользователем объекта и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района, города). Подобного рода документы оформляются на основании заключения экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный договор обладает весьма широкими экономико-правовыми возможностями. Он предусматривает условия использования природных ресурсов, права и обязанности инвестора или пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба и разрешения возможных споров. Лицензия на право ведения данного рода деятельности, выдается собственнику особо опасного объекта специально уполномоченными на это государственными органами Российской Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и социально-экономические последствия их несоблюдения. Лимиты являются системой социально-экономических ограничений потенциально опасной деятельности и представляют собой установленные на определенный срок предприятиям предельно допустимые объемы возможного социально-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом экологической обстановки в регионе и степени его экономического развития.

Плата за возможные социально-экономи0ческие последствия чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного ущерба экономике, окружающей природной среде, системам жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и применения нормативов платы за возможный социальноэкономический ущерб от деятельности потенциально опасных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные предприятия от необходимости выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Заметную роль в решении задач регулирования безопасности играет существующая в стране система государственных чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такие фонды аккумулируют средства предприятий и организаций, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, в том числе:

  • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
  • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
  • средства от реализации произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
  • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных
  • средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • инвалютные поступления.

Рес урсы государственных чрезвычайных страховых фондов расходуются на:

  • разработку и реализацию мер по снижению опасности стихийных бедствий и ущерба окружающей природной среде;
  • компенсации материальных потерь в экономике;
  • выплаты по социальным гарантиям пострадавшим гражданам в связи с потерей имущества и нарушениям здоровью;
  • на научные исследования, образование и иные цели, связанные решением проблем безопасности.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нередко создаются внебюджетные негосударственные фонды за счет:

  • средств населения;
  • добровольных взносов;
  • пожертвований общественных организаций и других источников.

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются различные виды экономического стимулирования деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных последствий.

К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых государством, относятся:

  • освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
  • передача на договорных условиях части средств чрезвычайных страховых фондов под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов предприятий, организаций, учреждений чрезвычайных страховых фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производимую на предприятиях, снижающих риск чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и катастроф;
  • введение специального налогообложения продукции, производимой на потенциально опасных объектах с применением опасные технологии;
  • применение льготного кредитования организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих деятельность по снижению опасности производства.

В стране осуществляется добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений и организаций, объектов их собственности и доходов, а также граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в результате страховой деятельности, используются на осуществление превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок страхования и перестрахования рисков и использования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий. Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности. Разработка и использование вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения техногенных аварий и катастроф становится одним из главных условий обеспечения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого риска аварий и катастроф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»
  2. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

Библиографическая ссылка

Округин Д.Г., Яричина Г.Ф. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 71-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 30.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Известно, что человек и окружающая его окружающую среду гармонично взаимодействуют и развиваются лишь при условии, когда интенсивности потоков вещества (Р), энергии (Е) и информации (И) находятся в пределах, оптимальных (комфортных) для человека и окружающей среды.

В условиях производства интенсивность потоков Р, Е, И может существенно отклоняться от оптимальных и допустимых значений, при которых обычно происходит жизнедеятельность человека. В условиях чрезвычайных ситуаций она становится неконтролируемой и приобретает величин, угрожающих жизни и здоровью человека. Такой негативное влияние интенсивности потоков Р, Е, И в антропосфере происходит со стороны элементов техносферы - части антропосферы, в корне преобразована человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины, водохранилища и т.

Безопасность человека в техносфере часто рассматривают, анализируя систему Л-М-С ("Человек - Машина - Среда"), в которой буквой М обозначают элементы (объекты) техносферы.

Техносфера в целом, как и большинство ее элементов (объектов) представляет собой замкнутую систему. Никакой самоорганизации и саморегулирования в таких системах не происходит. Если они будут предоставлены сами себе, то направляться в состояния равновесия (второй закон термодинамики). При этом накопленные в техносфере (на объекте) вещество, энергия, информация рассеиваются, равномерно распыляясь в пространстве.

Подавляющее большинство объектов техносферы безаварийно функционирует только при условии постоянного поддержания на должном уровне изолирующей способности технологического оборудования и наличия надежного физической защиты (оболочек, инженерных сооружений и конструкций, санитарно-защитных зон и т.п.), которые предотвращают рассеиванию вредных веществ и энергии.

Нарушение однородности системы Л-М-С сопровождается созданием на грани элемента М больших градиентов вещества, энергии, информации (градиент [от лат. Gradiens или gradientis - шагающий] - мера возрастания или убывания в пространстве какой физической величины на единицу длины).

Рис. 1.1. Участок неоднородности в системе Л-М-С

Участки системы Л-М-С, на которых наблюдаются большие градиенты вещества, энергии, информации, являются участками самой потенциальной опасности, где наиболее ярко может проявить себя отрицательное свойство живой и неживой материи способностью нанести вред самой материи: человеку, материальным ценностям, окружающей среде.

Потенциальная опасность объектов техносферы вызвана наличием в ее структуре потенциально опасных объектов (ПОО), на которых возможно неконтролируемое высвобождение вредных химических веществ или взрывное высвобождение энергии.

По данным Государственной службы Украины по вопросам труда в 2014 году в стране функционировало 9424 ПНО, в перечень которых входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

При таких условиях особенно актуальным становится проблема обеспечения техногенной безопасности. Под термином " техногенная безопасность " понимают состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенными объектами называют объекты, деятельность которых может спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Большинство существующих техногенных объектов в их современном виде не могут дальше обеспечивать не только устойчивое развитие экономики, но и собственно безопасное функционирование.

NON Mult, SED MULTUM

В 1976 году на заводе швейцарско-итальянской компании JCMESA, расположенном в городе Севезо (Италия), произошла крупномасштабная технологическая авария, во время которой произошел выброс диоксина. В результате аварии сильное отравление получили 2000 человек, почувствовали ухудшение своего физического состояния несколько тысяч человек. Площадь загрязненной территории составила 18 км2.

В 1984 году на химическом предприятии американской компании Union Carbide India Ltd, расположенном в городе Бхопал (Индия), в результате выброса метализоцианиту погибло более 2500 человек, а около 100 000 стали инвалидами.

В апреле 1986 года в Украине произошло Чернобыльская катастрофа , которая имела тяжелые трансграничные последствия как для населения, так и для окружающей среды многих стран, прежде всего Украины, Беларуси и России.

В 2000 году в городе Бая-Маре (Румыния) произошла авария на ХОО, во время которой в реки Тиса и Дунай было сброшено более 100 тыс. М3 воды, загрязненной цианидами. Авария имела серьезные трансграничные последствия.

В 2000 году на пиротехнической фабрике компании Fireworks, расположенной в городе Энсхеде (Нидерланды) произошла серия взрывов, вызванная нарушением правил хранения и производства пиротехники и взрывчатых веществ.

В 2001 году произошел взрыв на заводе по производству минеральных удобрений в городе Тулузе (Франция), который продемонстрировал опасность хранения нитрата аммония и удобрений на его основе, а также соответствующего сырья, забракованной в производственном процессе.

11 марта 2011 в результате самого мощного в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, произошла крупная радиационная авария на АЭС Фукусима-1. Финансовые убытки, включая расходы на ликвидацию последствий, расходы на дезактивацию и компенсации, оцениваются в 100 млрд. Долларов.

Эти техногенные аварии были резонансными как в научной, технической, технологической, управленческой, так и в правовой, социальной и философских сферах. Человечество навсегда отбросило концепцию "абсолютной безопасности" или "нулевого риска" относительно промышленных объектов. Если до этого в промышленности делался упор на развитие служб и видов обеспечения "поставарийных ситуации" и доминирующим был принцип гражданской обороны "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь основное внимание было перенесено на обеспечение превентивности (лат. Praeventivus - мера ), то есть предотвращению проявления техногенных опасностей.

Была выдвинута концепция " приемлемого техногенного риска », на основе которой в ведущих странах Европы, в СЕЛА, Канаде и Японии началось интенсивное развитие науки о техногенной безопасности. Концептуализация превентивной политики по техногенной безопасности открывает пути к формированию и реализации новой модели защиты персонала, населения и территорий от угроз техногенного характера.

Опасности техногенного характера составляют не только потенциальную , но и реальную угрозу человечеству, проявляя себя в виде промышленных аварий и катастроф.

NON Mult, SED MULTUM

Частота глобальных техногенных катастроф, по данным российских исследователей, составляет 0,02 ... 0,03 в год, техногенных катастроф наииональногомасштабу - 0,05 ... 0,1 в год, регионального масштаба - 0,5 ... 1, 0 в год, мисиевого масштаба -

1 ... 20 в год, объектный - 10 ... 500 в год. По их оценкам, суммарные убытки от последствий техногенных катастроф в России ежегодно составляют около 8 ... 12 млрд. Долларов.

В Украине статистическая отчетность обнародует ежегодные убытки от чрезвычайных ситуаций на порядок меньше - в пределах 15 ... 30 млн. Долларов. Однако хронические техногенные аварии в системах жизнеобеспечения е или не самой препятствием на пути внедрения в Украине и других постсоветских странах европейских стандартов жизни.

Преодоление разрушительной для общества тенденции роста техногенных угроз возможно только за счет формирования эффективной государственной превентивной политики в области техногенной безопасности. Ее основным лозунгом должно быть - "Работать на опережение!". Важным элементом такой политики в отношении техногенных угроз является, в частности, создание законодательной и нормативно-правовой базы, которая бы спряла действенным мерам по предотвращению проявлений техногенных опасностей.

состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов экономики и окружающей среды от опасных техногенных происшествий.

  • - см. Природно-техногенная катастрофа...
  • - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной ЧС на человека и окружающую среду при его...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - возможное вредное физическое, химическое и механическое воздействие на население и среду обитания в результате производственной деятельности человека, а также аварий на предприятиях...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - ситуация в техногенной, природной и природно-техногенной сфере, в которой при определенных условиях возможно возникновение аварийных и катастрофических ситуаций...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - потоки химических элементов и веществ, обусловленные промышленной, сельскохозяйственной деятельностью человека...

    Экологический словарь

  • - состояние защищенности природно-техногенной сферы от аварий и катастроф, вызываемых комплексными воздействиями - опасными природными процессами, повреждениями и разрушениями технических систем, ошибками и...
  • - чрезвычайное происшествие, возникновение и развитие неблагоприятного и неуправляемого процесса в техносфере, повлекшего за собой крупные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение объектов...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - ситуация в техногенной, природной и природно-техногенной сфере, в которой при определенных условиях возможно возникновение угрозы аварий и катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - см. Безопасность техногенная...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - см. Катастрофа техногенная...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - степень воздействия человеческой деятельности на окружающую и природную среды, в том числе на литосферу; условно подразделяется на допустимую и экологически опасную...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - см. Опасность техногенная...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - 1) совокупность технических компонентов, объектов, систем, комплексов, созданных человеком для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - см. Угроза техногенная...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - См. НАГРУЗКА...

    Словарь бизнес терминов

"Техногенная безопасность" в книгах

Безопасность

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Безопасность Свидание - событие, несомненно, приятное и волнующее, однако если оно не переросло во вторую и последующие встречи, значит, что-то прошло не так.Свиданиям присущи свои ошибки и промахи, которые можно научиться избегать.Безопасность - важный элемент и

53 ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

53 ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ За счет быстро расширяющегося процесса технизации и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, современная (прежде всего западноевропейская) цивилизация стала приобретать техногенный характер. Характерными

Безопасность

Из книги Англия. Билет в одну сторону автора Вольский Антон Александрович

Безопасность Безопасности в Британии уделяется очень большое внимание. Регулярно мне по почте приходят письма с отчетом местного отделения полиции о проделанной работе или о решении патрулировать по вечерам близлежащий парк. Но тем не менее англичане не хотят

Безопасность

Из книги Все о личных финансах: способы экономии на все случаи жизни автора Кирсанов Роман

Безопасность Как поставить квартиру на охрануЧтобы поставить квартиру на охрану, сначала нужно обратиться к участковому милиционеру или инспектору в местном управлении вневедомственной охраны. Он расскажет, как заключить договор. От гражданина потребуются паспорт с

Безопасность

Из книги Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества автора Имаи Масааки

Безопасность Отслеживать потенциально опасные ситуации, выявлять их коренные причины и принимать контрмеры. Следить за потерями времени из-за нарушений правил техники безопасности (несчастных случаев), выявлять и устранять коренные причины. Лидер группы

Безопасность

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Безопасность Проверьте, нет ли у сиденья острых краев или креплений, которые могут прищемить ребенку пальцы или

Безопасность сна

Из книги Откровения Ангелов-хранителей. Безопасность вашего дома автора Панова Любовь

Безопасность сна Если вам страшно оставаться дома одному или вы не можете спокойно уснуть на новом месте, тогда, ложась спать, сделайте следующее.Перекрестите окна и двери со словами: «Уходил Господь с Небес, нес с собой крест от всяких собак, от всяких волков, от всяких

Техногенная магия

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Техногенная магия Понятно, что технический прогресс и научные открытия «вынудили» многих на Земле задуматься о смысле происходящих процессов. Людей перестала устраивать слепая религиозная вера не понятно во что. Да и «священнослужители», связанные с КГБ, не добавили

БЕЗОПАСНОСТЬ

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

БЕЗОПАСНОСТЬ Небольшая протока с едва заметным движением воды тянулась рядом с тропой, которая вилась вокруг рисовых полей, и тут было много лотосов, темно-фиолетовых, с золотыми чашечками, омытых водой; их аромат не распространялся вокруг, но сами они были прекрасны.

Безопасность

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

Безопасность Маленький ручеек тек очень легко вдоль тропинки, которая вилась вокруг рисовых полей, и он был переполнен лотосами. Они были темно-фиолетовые с золотыми сердцевинами, и на них не было воды. Их аромат оставался рядом с ними, и они были очень красивы. Небо было

Правда ли, что пожар в доме, как и большая техногенная катастрофа, увеличивают ВВП страны?

Из книги автора

Правда ли, что пожар в доме, как и большая техногенная катастрофа, увеличивают ВВП страны? ИВАН КОРОЛЕВАспирант PhD-программы по экономике Стэнфордского университетаПри любой катастрофе я выделил бы три канала, через которые она может влиять на ВВП. Первый канал

Техногенная авария

Из книги автора

Техногенная авария В случае выброса в воздух токсических веществ следует прикрыть нос и рот носовым платком, воротником, шарфом и т. д., чтобы очистить вдыхаемый воздух. Далее необходимо оповестить экстренные службы и как можно быстрее покинуть зону заражения.Если есть

Семинар 16 "БЕЗОПАСНОСТЬ ОТ…" И "БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ…"

Из книги Мифы Чернобыля автора Переслегин Сергей Борисович

Семинар 16 "БЕЗОПАСНОСТЬ ОТ…" И "БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ…" Бедные, как вы только терпите, Сколько в вас святой терпеливости, Из стыдливости - плохого вы не делаете И хорошего - из стыдливости. Р. Рождественский Ведущий (психолог, 44 года):- Мы начинаем один из ключевых семинаров, и

9 ЖИЗНЕРЕЧЕНЬЕ ТЕХНОГЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ 15 серпеня 7508 года

Из книги Книга Мудрости русских волхвов автора Бородин Сергей Алексеевич

9 ЖИЗНЕРЕЧЕНЬЕ ТЕХНОГЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ 15 серпеня 7508 года Веды вновь вошли в земную жизнь и начали действовать в русле преображения, трансформации и уничтожения искусственной среды обитания, противоречащей основам Жизни.Началось угнетающее и шокирующее разнеженную

7.1.1. Техногенная методика

Из книги Скрытый гипноз. Практическое руководство автора Мелихов И Н

7.1.1. Техногенная методика Первые мифические упоминания о мечтах по применению этого способа зомбирования можно отнести еще к поэме Гомера «Одиссея» (VIII в. до н.э. - «сладкоголосые сирены»), текстам Библии (I в. н.э.) и западноевропейской легенде о Гамельнском Крысолове (1284

Техногенная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, объектов экономики от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий и катастроф в России являются:

  • - недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая производства повышенного риска;
  • - низкое качество установленного оборудования, строительно-монтажных и ремонтных работ, низкий уровень эксплуатации энергетических объектов;
  • - нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи от крупных населенных пунктов.

Наметившееся в последние годы уменьшение количества возникающих аварий и катастроф и их последствий в значительной мере связано с принятием соответствующих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

К этим мерам следует отнести:

  • - внедрение экономических механизмов, стимулирующих принятие мер по предупреждению аварий и катастроф;
  • - улучшение взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов;
  • - комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • - совершенствование организационной структуры и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных и функциональных подсистем, деятельности органов управления РСЧС и более эффективное взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, сделанные прогнозные оценки с учетом современного социально-экономического состояния страны, прогрессирующего износа основных производственных фондов на фоне начавшегося определенного роста промышленного производства, показывают, что в период до 2010 года среднегодовое суммарное количество относительно крупных аварий и катастроф может сохраниться еще на достаточно высоком уровне.

Расчеты показывают, что меры, направленные на снижение вероятности таких аварий и катастроф, связаны с очень большими затратами. Поэтому в промышленно развитых странах, в том числе и России, перешли от принципа обеспечения абсолютной безопасности к принципу достижения такого уровня риска, какой только возможен с учетом социальных и экономических факторов, к так называемому принципу приемлемого риска.

Вместе с тем, экономическое состояние России существенно ограничивает возможности установления достаточно низких показателей приемлемого риска. Сегодня показатели рисков возникновения тяжелых аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в России на 1-2 порядка выше показателей рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

В связи с этим главной задачей улучшения обеспечения техногенной безопасности в России на сегодняшний день является, прежде всего, возможное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций в техногенной сфере и ущерба от них.

Существенное влияние на снижение вероятности возникновения крупномасштабных катастроф должно оказать внедрение государственной системы нормирования безопасности (ГСНБ) сложных технических систем, которая содержит общие требования запретительного, предписывающего и разрешительного характера, обязательные для выполнения и находящиеся под государственным контролем. В основе этой системы обязательно наличие следующих нормативных документов:

  • - перечней потенциально-опасных объектов;
  • - методик оценки опасности объектов и последствий возможных катастроф;
  • - требований к безопасности объектов, а также региональных программ обеспечения безопасности и др.

Взаимосвязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, сформулирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. В нем оговорены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательного декларирования промышленной безопасности объекта. Законом, в частности, предписывается лицензирование ряда видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, разработка декларации промышленной безопасности и страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Сфера влияния указанного федерального закона распространяется на производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются определенные виды опасных веществ.

Кроме того, вопросы обеспечения пожарной, радиационной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений регулируются специальными федеральными законами:

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды;

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, который определяет правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, принципы и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливает гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности;

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в период от начала их проектирования до ликвидации гидротехнических сооружений и другими.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы ресурса и безопасности сложных систем на сегодня окончательно не отработаны и являются предметом дальнейших исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Как правило, создание системы безопасности сложной технической системы реализуется по следующему алгоритму: производится оценка вероятности и возможного ущерба от аварии, оценивается приемлемый уровень риска, осуществляется построение с помощью инженерных и организационных мер системы защиты от чрезмерной опасности.

Таким образом, проблема сводится к решению технической задачи, оперирующей понятиями предприятия или отрасли, хотя представление о техногенной сфере, как особом созданном человеком мире, требует междисциплинарного, неклассического подхода. Такому подходу созвучна концепция техносферной безопасности, согласно которой безопасность необходимо рассматривать не как свойство объекта (качество, надежность), за которое отвечает то или иное ведомство, а как всестороннюю взаимную защищенность человека, окружающей среды и биосферы от вредных воздействий техногенной сферы вообще и защищенность последней от человека и окружающей среды.

Проблему техногенной безопасности необходимо рассматривать не только как научно-техническую, а скорее как социально-экономическую и социально-психологическую проблему. При этом необходимо исходить из того, что безопасность пользуется приоритетом в вопросах сохранения жизни и здоровья личности, нормального функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере личной и общественной деятельности и общечеловеческих ценностей.

Существует и несколько иной взгляд на проблемы обеспечения безопасности. Традиционно, анализируя причины сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности, специалисты разных отраслей ссылаются на целый ряд объективных факторов: сложные природные условия, износ основных производственных фондов, катастрофическое состояние городских инфраструктур и транспорта, недостатки нормативной правовой базы, недостаток финансирования и т.д. Однако в результате такого анализа, как правило, не дается ответ на вопрос «почему сложившаяся ситуация воспроизводится»?

Вместе с тем, вывод напрашивается следующий: однотипные аварии и катастрофы воспроизводятся и повторяются из-за того, что не анализируется имеемый опыт и не используется в последующей деятельности.

Примером может служить положение дел на химически опасных объектах. На большинстве из них имеются автоматические или автоматизированные системы, обеспечивающие возможность в той или иной степени осуществлять обнаружение аварийной ситуации. Однако уровень технического совершенства этих систем имеет существенный разброс, многие из них морально и физически устарели, поскольку более 57% их находятся в эксплуатации более 20 лет.

Контроль и обнаружение аварийных ситуаций только путем постоянного или периодического наблюдения за показаниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими явлениями и факторами, специально выделенными для этих целей должностными лицами, не могут обеспечить необходимую безопасность, особенно учитывая тот факт, что в последние годы мелкие аварии на производстве стали практически нормой жизни. Так, в химической и нефтехимической отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 аварий, связанных с утечками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы.

В Японии один из принципов, положенных в основу системы промышленной безопасности, состоит в том, что между крупными и мелкими авариями существует лишь тонкая грань: до тех пор, пока не покончено с мелкими авариями, не исключена возможность и крупных. Поэтому после каждой новой аварии должен проводиться анализ содержания деятельности по обеспечению безопасности.

Методологически он включает в себя следующие этапы:

  • - инвентаризация существующих «знаний об опасностях» и их пересмотр после каждого нового негативного явления;
  • - разработка (на основе наличных знаний) особых превентивных мер, «вживляемых» в подведомственную деятельность средствами управления;
  • - анализ причин каждого фактически имевшего место нового негативного явления (т.е. анализ «связки» из наличных знаний, принимавшихся мер и негативных последствий);
  • - принятие новых мер (в новых социальных, политических или производственных ситуациях) на основе новых знаний.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в критической области. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном общественном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью, используемых в условиях системного кризиса.

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Она формируется именно сейчас потому, что с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут аварии, катастрофы и стихийные бедствия, а с другой стороны, - развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиваться, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологии человека.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация