Общий срок рассмотрения дел составляет. Каковы сроки рассмотрения административного протокола

Главная / Общество

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Многие, наверное слышали о «сроке давности», составляющем два месяца, по истечении которого постановление по делу об не может быть вынесено и дело подлежит безусловному прекращению. Таким образом, если ПДД было нарушено 16 апреля, то последний день для вынесения постановления о привлечении нарушителя к ответственности - 16 июня. Здесь речь идет именно о двух календарных месяцах, поскольку срок исчисляется именно в этих временных интервалах.
Суть о сроке давности административной ответственности изложена в статье 4.5 КоАП, однако как правильно пользоваться и трактовать эту статью, знают единицы. Часто нарушитель, прочитав КоАП и покопавшись в Интернете, приходит к выводу: нужно отказываться от получения повесток, болеть или уезжать в длительные командировки, чтобы продлить этот двухмесячный срок. Такие действия предпринимаются, поскольку согласно ст. 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу. При этом гражданин, привлекаемый к ответственности, должен быть уведомлен о дате и времени рассмотрения дела должным образом.

Но! Если судья установит, что материалов дела для его рассмотрения достаточно, дело будет рассмотрено без участия лица, привлекаемого к ответственности. Совершенно неважно, получил гражданин извещение или нет - он автоматически считается уведомленным, если в суде имеется подтверждение направления ему этого извещения. Можно долго спорить о том, что сама по себе отправка извещения о явке в суд не является должным уведомлением, но, к сожалению, в большинстве случаев на это обстоятельство никто не обращает внимания и для доказательства отсутствия уведомления необходим тщательный анализ материалов дела, под который и выбирается соответствующая позиция защиты.

Запомните еще одну деталь, напрямую влияющую на течение двухмесячного срока давности. Где бы гражданин ни совершил нарушение ПДД, дело может рассматриваться:

По месту совершения административного правонарушения;
- по месту жительства нарушителя;
- по месту регистрации транспортного средства.

Где будет рассматриваться дело, выбирает сам нарушитель. Он имеет на это , а мотивов для отказа рассмотрения именно в этом месте попросту быть не может. В случае, если заявлено ходатайство о рассмотрении по месту жительства , двухмесячный срок прерывается с момента удовлетворения ходатайства о переносе рассмотрения дела по месту жительства до момента поступления материалов к судье.

Если же нарушитель заявит ходатайство о направлении материалов для рассмотрения по месту регистрации автомобиля, то двухмесячный срок не прерывается и абсолютно не важно, сколько времени будут пересылаться материалы. Перенести рассмотрение дела по месту регистрации автомобиля путем заявления соответствующего ходатайства непосредственно в ходе судебного заседания будет достаточно сложно. Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 27.12.2007 г. №52 (абзац 3 п. 14) постановил, что перенос даты рассмотрения дела за пределы установленного срока недопустим. Таким образом, судья, установив, что такое направление может повлечь за собой пропуск двухмесячного срока, вправе отказать в удовлетворении ходатайства.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении .

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Напоследок рассмотрим, как правильно рассчитать двухмесячный срок, в течение которого нарушителя могут привлечь к административной ответственности:

Дата составления протокола - А.

Окончание срока - В.

Удовлетворение ходатайства о пересылке по месту жительства - С.

Поступление материалов к судье - D.

Считаем, на какой срок прервалось течение дела:

Считаем окончание срока:

Пример.
5 сентября - дата составления протокола (А). 5 ноября - окончание срока давности (В). 15 октября - удовлетворение ходатайства о переносе рассмотрения по месту жительства (С). 10 ноября - поступление материалов к судье (D).
Срок, на который прервалось течение дела: 5 ноября - 15 октября = 20 дней.
Последний день привлечения: 5 ноября + 20 дней = 25 ноября.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, как и предусмотренный порядок разбирательства, – важные элементы в процедуре применения административных санкций за нарушение закона.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)

Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок – 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.

Части 3–5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении:

5 дней вслед за принятием инстанцией материалов по делу дается на разбор нарушений, связанных с проведением выборов и референдумов. Растягивание срока рассмотрения по нарушениям в области избирательного права невозможно.

Когда в качестве наказания предусмотрен арест или выдворение, нарушение рассматривается в день принятия материалов и протокола. Если же нарушитель был задержан, то на рассмотрение дано 2 дня (не более 48 часов) с момента задержания.

Когда за нарушение грозит приостановление деятельности и используется временный запрет деятельности, в 7-дневный срок со дня прекращения деятельности нужно рассмотреть подобное дело.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.

В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:

Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.

Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.

Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.

Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.

Разъяснение правомочий участникам процесса.

Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.

В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:

Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика – если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.

Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.

Дело должно быть передано в другое ведомство.

При дальнейшем разбирательстве дела зачитывается протокол, освещаются другие материалы, фигуранты дают свои объяснения, опрашиваются свидетели по делу, оглашаются результаты экспертиз и мнения специалистов. Если в заседании принимает участие прокурор, то он также зачитывает свое заключение.

По итогам разбирательства выносится постановление и составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, который подписывают председательствующий судья и секретарь заседания.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.


Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ, - см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

____________________________________________________________________
1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 4 мая 2010 года Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть дополнительно включена с 4 мая 2010 года Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 69-ФЗ).

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается (часть дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ; дополнена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; дополнена с 8 ноября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

____________________________________________________________________
Часть третья предыдущей редакции с 19 июля 2003 года считается частью четвертой настоящей редакции - Федеральный закон от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ.

____________________________________________________________________
4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (часть дополнена с 28 ноября 2004 года Федеральным законом от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (часть дополнительно включена с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

6. Часть дополнительно включена с 15 января 2013 года Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 277-ФЗ; утратила силу с 22 июля 2014 года - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 29.6 КоАП РФ

Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 комментируемого Кодекса. При этом установлен запрет на продление данного срока.

За ряд административных правонарушений предусмотрено установление таких санкций, как административный арест либо административное выдворение. Суровость данных санкций говорит о серьезной угрозе для общества со стороны лиц, совершивших данные правонарушения. Поэтому и возникает необходимость в быстрой изоляции от общества лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. По данной категории дел установлен срок рассмотрения в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если к лицу, которое привлекается к административной ответственности, были применены меры административного задержания, то дело об административном правонарушении в отношении данного лица должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания.

За ряд административных правонарушений, предусмотренных в отношении юридических лиц, установлена санкция "административное приостановление деятельности" и возможно применение такой меры административного принуждения, как временный запрет деятельности. Применение мер административного принуждения должно быть обоснованным и не становиться фактором торможения рыночных отношений. Поэтому в случае применения временного запрета деятельности в целях минимизации убытков организации нецелесообразно затягивать рассмотрение дела на пятнадцать дней. Комментируемый Кодекс установил, что дело об административном правонарушении, которое в качестве санкции предусматривает административное приостановление деятельности и применение временного запрета деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти дней с момента фактического прекращения деятельности.

Другой комментарий к статье 29.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О протоколе об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.2.

Наличие материалов в деле об административном правонарушении обусловлено осуществлением различных процессуальных действий, предусмотренных КоАП. К таким материалам, в частности, могут быть отнесены: протокол о применении мер обеспечения производства по делу, составляемый независимо от протокола об административном правонарушении (см. п. 4 комментария к ст. 28.1); вещественные доказательства, приобщаемые к делу согласно ст. 26.6 КоАП; заключение эксперта; сведения, необходимые для разрешения дела, истребованные судьей, органом, должностным лицом в соответствии со ст. 26.10 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

2. Ходатайства вправе заявлять следующие участники производства по делу:

Физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, или законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, - согласно ч. 1 ст. 25.1, ч. 1 ст. 25.4 КоАП;

Потерпевший - в соответствии с ч. 2 ст. 25.2 КоАП;

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего - согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП;

Защитник и представитель - в соответствии с ч. 5 ст. 25.5 КоАП;

Прокурор - в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 25.9 КоАП эксперт вправе заявлять ходатайства только о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Физические лица, привлекаемые к участию в производстве по делу в качестве свидетеля, понятого и специалиста, заявлять ходатайства не вправе.

3. Об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, см. комментарий к ст. 32.8; о применении к физическому лицу меры обеспечения производства по делу в виде административного задержания и о должностных лицах, уполномоченных на применение данной меры, см. комментарий к ст. 27.3. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

Официальный текст :

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25 , 5.45 - 5.52 , 5.56 , 5.58 , 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

Комментарий юриста :

По общему правилу, установленному в пункте 1 данной статьи, дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Указанный срок может быть продлен (не более, чем на 1 месяц) в случаях:

Поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении;

Необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

Сокращенный срок установлен для рассмотрения дел об административных правонарушениях:

Предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП - не более 5 дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

Совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение - в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания;

За совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности - не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судебная практика :

Вопрос: Является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Поскольку предусмотренное приведенной выше нормой требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения административного дела, а также содержащееся в части 1 статьи 29.6 КоАП РФ требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления.

Таким образом, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года № 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" (пункты 10-14):

Судам надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 КоАП РФ по каждому делу об административном правонарушении. Имея в виду, что Кодексом РФ об административных правонарушениях допускается продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 КоАП РФ оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В том случае, когда данным Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных КоАП сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем. Обратить внимание судей на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, полномочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, за исключением дел, для которых частями 3-5 статьи 29.6 КоАП РФ предусмотрены сокращенные сроки их рассмотрения.

При этом необходимо иметь в виду, что течение сроков, названных в части 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в части 5 статьи 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками. Исходя из статьи 29.6 КоАП РФ при наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях; продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и пятнадцати дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация