Нужна ли армия для службы в госорганах. Военный билет для тех, кто не служил в армии - как получить без рисков, что призовут, или материальных затрат. Мнение конституционного суда

Главная / Общество

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ " "(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

Данное положение вызвало неоднозначную реакцию чиновников – вплоть до требования признать его неконституционным. Однако оно не было удовлетворено – в Постановлении КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П " "(далее – Постановление) разъясняется, почему.

Фабула дела

НАША СПРАВКА

Реквизиты решения: .

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим , так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " ", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод ( и ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

Позиция суда

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах ( , ). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы ( , ).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ " "; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит ().

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит , поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ ().

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету () или уклонение от призыва на военную службу (). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном . Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, ). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит , считает КС РФ.

МНЕНИЕ

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред. ]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует , постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Как известно, всем мужчинам, служившим в армии, по окончании службы выдается на руки важный документ – военный билет. Его получают также призывники, которые по медицинским показателям не могут выполнить воинские обязательства перед государством, и молодые люди, прошедшие военную подготовку в высшем учебном заведении и зачисленные «в запас». Однако существует еще одна категория граждан, которые не попадают ни в одну из вышеперечисленных – это те, кто укрывался от армии или находился долгое время за пределами России без официальной перерегистрации. В этом случае процедура получения военного билета совершенно иная. Рассмотрим ее более подробно.

Основные понятия

Согласно законодательству РФ, все молодые люди возрастом от 18 до 27 лет обязаны пройти службу в армии. Основным документом, фиксирующим постановку на учет призывника и подтверждающим его воинское звание, является военный билет. Он играет важную роль в жизни мужчин, так как без него невозможно выполнить ряд мероприятий государственного характера - получить загранпаспорт, трудоустроиться, зарегистрировать частную собственность и т.д. Данный документ не имеет срока действия и включает в себя такую информацию:

  • фамилию, имя, отчество, возраст, рост, вес и национальность призывника;
  • место проживания и регистрации молодого человека;
  • данные о воинской части и подразделении службы;
  • звание;
  • дату начала и окончания службы в армии.

Порядок постановки на военный учет, а также процедура выдачи билета детально описаны в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Законные способы получения документа

Если молодой человек служил в армии, тогда военный билет можно получить без особых проблем, сразу после окончания службы. В других случаях все происходит согласно законодательно установленному порядку:

  1. При освобождении от армии по состоянию здоровья документ выдается только после полного медицинского обследования и подтверждения поставленного диагноза. Для этого необходимо оформить заявление в военкомат и приложить к нему медицинское освидетельствование. В военном билете делается соответствующая запись, а призывнику присваивается категория «В» (ограниченно годен).
  2. Если парень прошел военную подготовку в учебном заведении, служить в армии ему необязательно. После сдачи необходимых экзаменов и зачетов по физической подготовке в военной кафедре студент автоматически зачисляется «в запас» российской армии с последующей выдачей на руки военного билета.


При обращении в военкомат за военным билетом при себе нужно иметь:

  • паспорт (копию и оригинал);
  • личное дело;
  • нотариально заверенную копию диплома об образовании;
  • адресную справку;
  • водительские права (оригинал и копию);
  • 2 фото размером «3 на 4».

Информационно: на законодательном уровне существует несколько «альтернативных» способов по отсрочке службы в армии. Наиболее распространенными являются: поступление в ВУЗ на дневное отделение или очную аспирантуру, выезд на ПМЖ в другую страну, а также рождение двух и более детей в официальном браке (ст. 55 вышеуказанного Закона). Остальные случаи признаны незаконными и караются Уголовным кодексом РФ.

Скачайте на нашем сайте:

Получение документа после 27 лет

Такой способ наиболее популярен среди так называемых уклонистов от армии. Он обусловлен определенными сложностями в получении и длительным сроком выдачи военного билета. Также нужно быть готовым к тому, что сотрудники военкомата могут проводить «поучительную беседу» о важности службы в армии, а в некоторых случаях даже угрожать уголовной ответственностью. Порядок получения билета после 27 лет следующий:

  1. Обход врачей и полный медосмотр, включая анализы, ЭКГ и флюорографию.
  2. Поход в военкомат с полным пакетом документации, приведенным выше.
  3. Оформление и регистрация заявления на имя руководителя с просьбой о выдаче военного билета.

Более подробно данная процедура описана в статье нашего сайта

Важно : призывной возраст завершается ровно в 27 лет и 1 день. При обращении в военкомат немного раньше молодой человек рискует попасть в очередной список призыва на службу в армию.

Скачайте прямо сейчас:

Порядок выдачи военного билета

Наиболее подробную схему получения данного документа можно найти в Инструкции №400 «По подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом в российскую армию» . Поданное вами заявление является основанием для заседания призывной комиссии по решению о выдаче билета, результаты которого фиксируются в Протоколе собрания. Как правило, срок решения проблемы занимает 10 рабочих дней. Сотрудник комиссариата обязан выдать вам долгожданный документ, а также выписку из Протокола собрания.

При несогласии с тем или иным решением военкомата вы вправе обратиться в военную прокуратуру. Но здесь нужно учитывать тот факт, что закон не станет в поддержку «уклониста» от армии. В этом случае лучше заранее проконсультироваться с опытным юристом.

Здравствуйте, Григорий!

Вопросы, связанные со службой в армии, на сегодняшний день задаются очень часто. Кто-то идёт в армию и не задумывается над этим событием, а кто-то рассматривает все возможные варианты. Также стоит задуматься и о последствиях отказа от службы в армии России. Итак, рассмотрим все возможные варианты наиболее подробно.

В соответствии с перечнем болезней, утвержденным Министерством обороны РФ, язвенные заболевания относятся к категории годности под буквой "Б", а также "В". Если установлена категория годности "Б", то служба в арми возможна, т.к. заболевания данной категории годности являются незначительными для ограничения по допуску к военной строевой службе. Если же установлена категория "В", то служить придётся только в случае войны, при соответствующем приказе главнокомандующего. Категория "В" - ограниченно годен к военной строевой службе, говорит о том, что заболевание достаточно серьёзное и мешает службе в армии. Также хочу напомнить о том, что категорию годности устанавливает врач, который проводит обследование в стационарном режиме определенной больницы вашего города.

Что касается дальнейшей судьбы гражданина, получившего категорию годности "Б" или "В", то тут есть свои особенности. Рассмотрим возможные варианты развития событий.

Начнём с категории "В", тут все просто. Если в вашем военном билете указана именно она, то можете забыть про службу в любых силовых структурах РФ. Дорога будет закрыта в систему МВД, ФСКН, ФСБ, ФСО, ФСИН, СВР и МЧС, а также в ФССП на должности уполномоченных сотрудников. Если придете на собеседование в одну из перечисленных организаций, то сразу же получите отказ.

Вариант с категорией годности "Б" имеет несколько ситуаций развития. При обращении в один из госорганов, перечисленных ранее, с вопросом о службе в их системе, у вас будет шанс попасть на Военно-врачебную комиссию соответствующего органа. Вероятность того, что вас допустят до ВВК очень велика, почти 100%. Однако на ВВК к вам отнесутся с особым интересом и повышенным вниманием, т.к. вы для них будете кандидатом, за которого они понесут дальнейшую ответственность. И тут уже ваши шансы на дальнейшее продвижение становятся значительно малы. Основным критерием в данном случается становится решение главного врача ВВК, который, скорее всего, откажет вам и признаёт вас негодным к службе в системе силовой структуры РФ. Но шанс попасть на службу в силовую структуру у вас несомненно будет.

Что касается работы в администрации города, то здесь никаких ограничений и быть не может. Работа в администрации города не предусматривает выполнение задач, требующих наличие отличных показателей здоровья и физической подготовки. Поэтому работа в администрации города вам гарантированна, если вы обладаете всеми необходимимы требованиями к образованию, стажу работы и успешно прошли собеседование.

Таким образом мы видим, что из-за отметки о состоянии здоровья могут возникнуть некоторые неприятности при желании трудоустроиться в государственные органы силовой структуры.

Инструкция

Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» статьями 24 и 25 устанавливает полный перечень отсрочек от призыва и оснований для освобождения от прохождения службы. Отсрочки могут на период от 6 месяцев и до достижения 27 лет, так что и получившие последнюю также могут вздохнуть свободно. Остается лишь опасность потерять ее вследствие исчезновения причины либо изменений в законодательстве. Отодвинуть вероятность призыва могут несерьезные заболевания и обследования, на год – легкая гипертоническая болезнь и некоторые другие основания. Все они должны быть официально подтверждены медицинским актом, написанным врачом-специалистом и заверенным печатью медицинского учреждения. Вместе с другими актами обследования более серьезных недугов фельдшер отдела военного комиссариата отправляет их на военно-врачебную комиссию, которая и выносит решение об отсрочке или освобождении от военной службы.

Получают отсрочку юноши, занятые уходом за больными близкими родственниками, если за ними больше некому ухаживать – вплоть до наступления 27-летнего возраста либо исчезновения основания (смерти или выздоровления). Также в армию не придется идти ребенка либо его отцу, если нет матери. Молодые семьи с двумя и больше детьми не лишатся своего кормильца, а папа малолетнего ребенка-инвалида получит отсрочку до достижения им 3-х лет. Также она полагается гражданам призывного возраста, имеющим одного ребенка и беременную жену, которая должна взять в женской справку, что срок ее беременности составляет более 26 недель. Не пойдут в армию пожарники, и другие сотрудники государственных структур, указанных в п.з ст. 24 ФЗ № 53, однако если они будут уволены до 27 лет, то их призовут.

Школьники и студенты смогут закончить образование и получить диплом, причем учащиеся школ, которые заканчивают ее уже в 18 лет и по срокам успевают попасть в армию, получат отсрочку в училище, техникум или ВУЗ, даже если не имеют такого намерения. Отчисленных же призовут, даже если они вновь поступят в другое учебное заведение. Если призывник не подпадает ни под один из перечисленных пунктов и имеет отличное здоровье, но принципиально не хочет брать в руки оружие, он может подать заявление на альтернативную гражданскую службу, но оно должно быть написано не позднее чем за полгода до призыва. Отслужившие в армии других государств и получившие РФ становятся обладателями и ее военных билетов. Не призываются юноши, близкие родственники которых погибли при прохождении военной службы либо позже от ранений, полученных во время ее несения, а также по более позитивному основанию – наличию ученой степени. И последняя причина – это , а также статус подозреваемого в расследовании уголовного дела.

Берут ли на госслужбу без службы в армии? Этим вопросом задаются многие потенциальные призывники. Не так давно президентом РФ был подписан приказ, который сделал срочную службу более привлекательной для молодых людей. Теперь армия стала еще более манящей для молодежи! Сегодня солдаты, отдав Родине свой законный долг, будут иметь особые привилегии при поступлении в Высшие Учебные заведения. Кроме этого, за ними будет сохраняться право претендовать на пост в государственных органах самоуправления.

Уклонистов ждет участь совершенно противоположная: государственные должности для них будут закрыты насовсем. Уклонистами считаются граждане, которым удалось избежать призыва к военной обязанности без законных на то оснований. На получение военного билета они также могут не рассчитывать. Уклонение от призыва чревато вручением соответствующей «справки уклониста».

Данный законопроект был одобрен большинством представителей законодательной власти и вступил в юридическую силу с 1 января 2014 года.

Как сотрудники военкомата будут вычислять уклонистов

Вместе с упомянутым ранее законопроектом был принят ряд поправок в положении «О воинской обязанности». В документе появился новый раздел, в котором детальным образом оговорен алгоритм действий сотрудников военных комиссариатов, направленных на выявление уклонистов. В возрасте 27 лет каждый гражданин, который не проходил службу в вооруженных силах по призыву в силу определенных обстоятельств, должен обратиться в военкомат по месту постоянной регистрации для получения военного билета. Как известно, без этого документа весьма проблематично найти достойную работу по официальному трудовому договору, а в некоторых регионах и вовсе невозможно. Поэтому военник для молодого человека жизненно необходим.

Члены военной комиссии будут детально изучать биографию обратившегося молодого человека. Особое внимание при этом будет уделяться обстоятельствам, которые послужили причиной для игнорирования военной службы по призыву. К законным основаниям относятся следующие:

  • состояние здоровья, препятствующее исполнению воинского долга;
  • обучение в институте и аспирантуре вплоть до 27 лет;
  • если молодой человек имеет докторскую или кандидатскую степень.

Помимо этого, уклонистами на официальном уровне не считаются граждане, которые без уважительной причины получили военный билет в 27 лет до 01.01.2014.

Остальные будут подозреваться в уклонении от воинской обязанности и для них государственная служба будет заказана в соответствии с новым постановлением.

Важно! Решение военной комиссии можно обжаловать в конституционном суде. Такой сценарий развития событий будет иметь смысл, если в течение призывного возраста призывник не состоял на учете ни в каком военкомате и не получал повесток. Данное обстоятельство не может служить полноценным оправданием, однако оно дает право молодому человеку защитить свои права и отстоять свое честное имя. Шансы на успешный исход существенно возрастут, если удастся доказать личную непричастность к этой бюрократической ошибке.

Мнение конституционного суда

Новое законопроект и поправки в положение «О воинской обязанности» включают в себя важное противоречие действующим конституционным нормам, из-за чего конституционный суд настаивает на необходимости корректировки данного закона. Некоторые представители парламента утверждают, что закон носит антиконституционный характер, поскольку в нем нарушается ряд статей:

  • Пожизненный запрет на возможность замещения государственной должности уклонистам по факту может трактоваться как дискриминация отдельной социальной группы.
  • Дисквалификация, в соответствии с действующими правовыми нормами, является временной мерой наказания нарушения действующего законодательства. Исходя из этого, она не может быть применена на пожизненный срок (такая мера наказания в виде запрета на возможность замещения государственной должности на временный период может быть назначена только в результате судебного решения и применяется только в отношении судимых граждан).

Принимая во внимание эти обстоятельства напрашивается вывод, что по сравнению с уголовными преступниками и административными правонарушителями уклонисты находятся еще в более плохом положении, поскольку для первых запрет на поступление на государственную службу является временным, а для вторых — пожизненным. Многим это кажется несправедливо, поэтому не исключено, что в новый законопроект будут внесены соответствующие коррективы, однако точная дата этого процесса неизвестна.

На что рассчитывать уклонистам

В конечном счете конституционный суд поддержал идею о наложении запрета на возможность замещения государственных должностей уклонистам, но из-за не состыковки с конституционными нормами был вынужден отклонить данный законопроект. Представители конституционного суда призывают власти смягчить меру наказания для уклонистов, после чего данный закон будет беспрепятственно принят и вступит в конституционную силу. На сегодняшний день поправки признаны не действительными.

Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод, что уклонист может претендовать на государственный пост, и госслужба без службы в армии возможна! Если в подаче заявления на вакантное место ему будет отказано из-за наличия справки уклониста, а не военного билета, то он сможет подать исковое заявление в суд, который примет его сторону из-за отсутствия законных оснований, препятствующих поступлению на государственную службу.

Ключевым фактором для успешного исхода является правильно составленное исковое заявление в соответствующие инстанции. Для этого рекомендуется воспользоваться услугами высоко квалифицированного адвоката. Также можно заблаговременно позаботиться о том, чтобы юрист представлял интересы гражданина на заседании суда.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация