Меры предупреждения преступлений военнослужащих. Проблемы предупреждения воинской преступности

Главная / Общество

Страница 30 из 34

ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Криминология изучает не только собственно преступления против военной службы, (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.), но и совершенные военнослужащими общеуголовные деяния (против личности, против собственности и др.). Правомерно также отнесение к этому виду такого преступления, как уклонение от прохождение военной службы (ст. 328 УК).

Все эти преступления подрывают, ослабляют воинскую дисциплину, без которой невозможно обеспечение надлежащей боеготовности войск, что свидетельствует об их общественной опасности. Они могутпричинять существенный вред интересам личности, отношениям собственности.

Ежегодно в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях регистрируется 20-30 тыс. преступлений, динамика которых имеет тенденцию к снижению. Коэффициент регистрируемой преступности в войсках ниже среднего, но констатируется очень высокий уровень латентности рассматриваемого вида преступности. Помимо общих причин этому способствуют та или иная степень закрытости воинских формирований и объектов, а также то, что командный состав несет ответственность за противоправное поведение подчиненных, порой довольно строгую. Как результат традиционным для войск, особенно воинских частей и подразделений Министерства обороны, стало “вымывание” из учета менее опасных деяний путем направленной командирской декриминализации.

В структуре преступности военнослужащих удельный вес воинских преступлений составляет около двух третей. Среди них преобладают: самовольное оставление части (места службы), дезертирство, членовредительство, взаимоотношения между военнослужащими, связанные с унижением чести и достоинства, насилием, издевательством над потерпевшими. Среди общеуголовных деяний, совершаемых военнослужащими, наибольший удельный вес имеют преступления против собственности, которые за последние годы претерпели значительное качественное изменение: больше стало регистрироваться присвоений, других корыстных злоупотреблений в крупных и особо крупных размерах; появились ранее неизвестные факты хищений ракет, установок залпового огня, бронетехники, иного дорогостоящего военного имущества.

Характерная особенность нынешней криминальной ситуации в Вооруженных Силах и других войсках состоит в том, что в них стали проявляться метастазы организованной преступности. Так, основным источником вооружения многих преступных формирований стали армейские склады, причем военнослужащие, в том числе высокопоставленные, действовали при этом отнюдь не бескорыстно.

Специфика лиц, совершающих рассматриваемые преступления, связана в первую очередь с их особым статусом военнослужащих. Помимо половозрастных особенностей (преобладание мужчин молодого возраста, в целом отличающихся повышенной криминальной активностью) можно также указать на то, что преступники из числа военнослужащих по образовательному уровню несколько отстают от соответствующего по возрасту контингента гражданского населения. Зафиксированы и такие закономерности: чем выше воинское звание, тем ниже (статистически) криминальная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно-агрессивной мотивации к корыстной. У правонарушителей военнослужащих рядового состава доминируют насильственные деяния, у правонарушителей-офицеров - корыстные.

В плане нравственно-психологическом для преступников из числа военнослужащих, независимо от мотивации и других субъективных детерминант конкретных противоправных действий, характерно в той или иной степени пренебрежение интересами воинского долга и воинской службы.

В войсках как части общества действуют в основном общие детерминанты преступности, но они часто получают специфическое преломление применительно к особенностям военной среды, условиям воинской службы и быта. На криминальную ситуацию в войсках воздействуют такие негативные факторы, характерные для общества в целом, как ограниченность капиталовложений, денежных ресурсов для решения задач социального развития, общее падение нравов и дисциплины, усиление правового нигилизма, вакуум морального регулирования.

В ежегодно обновляемую воинскую среду все больше попадает лиц морально незакаленных, с неустойчивой психикой, а нередко и с откровенно антиобщественными взглядами, привычками и ориентациями. При этом такой “взрывоопасный” контингент, требующий усиленного социального контроля, оказывается в сложнейших условиях болезненно реформируемых Вооруженных Сил, других воинских формирований.

Исследованиями последних лет фиксируется, что до трети преступлений военнослужащих прямо связаны с провалами, вопиющим формализмом и другими серьезными упущениями в воспитательной работе. В целом есть все основания констатировать значительное усиление в период реформ негативного действия комплекса идеологических, нравственно-психологических факторов преступности военнослужащих.

Стихия нецивилизованного рынка проникла и в войска, где коммерциализация некоторых сторон жизни приняла крайне уродливые, нередко - откровенно криминальные формы. Пагубное влияние на солдат, молодых офицеров, прапорщиков оказывают корыстные притязания и злоупотребления лиц старшего и высшего начальствующего состава, получающие все большее распространение.

Продолжают действовать, а нередко и усиливаются факторы, традиционно влияющие на преступность военнослужащих. Это, например, оторванность военнослужащих срочной службы от привычных условий труда, учебы, быта, досуга, от семьи, родственников, друзей, трудности адаптации в новой микросреде, что нередко служит социально-психологической основой криминального поведения.

Необходимо также иметь в виду, что сфера действия уголовного права в войсках намного шире, чем в обществе в целом. В частности, военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение таких специфических преступлений против воинской службы, как неисполнение приказа начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений, самовольное оставление части или места службы и др.

Многие командиры и начальники по старинке стремятся поддерживать дисциплину лишь силой и запретами, а сами не подают примеров законопослушного и морально-безупречного поведения. Слабо ведется борьба с пьянством военнослужащих, некриминальными фактами нарушений уставных требований, распространены бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство преступлений.

Для предупреждения преступности военнослужащих на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы и силы действия базисных, прежде всего экономических, ее причин и условий. В ходе военной реформы Вооруженные Силы, другие войска должны избавиться от многих позорных, несовместимых с их предназначением криминогенных явлений и процессов и занять достойное место в обществе. Необходимо восстановить социальный престиж воинской службы, обеспечить реальную профессионализацию войск, соответствие всего личного состава современным, качественно новым требованиям. Только на этой основе могут успешно решаться задачи специального предупреждения преступлений военнослужащих. Важнейшим направлением усилий в данной сфере является восстановление и эффективное использование воспитательно-профилактического потенциала воинской дисциплины. Без наведения хотя бы элементарного порядка в войсках, во всех соединениях, частях и подразделениях нельзя рассчитывать на ослабление в них напряженности криминальной ситуации, ее нормализацию.

Очень важно, чтобы меры профилактики правонарушений военнослужащих обрели последовательно упреждающий характер и начинались в общеобразовательных школах, в семье, трудовых коллективах, откуда выйдут будущие солдаты. Следует восстановить, с учетом новых условий, военно-патриотическое воспитание призывного контингента. Необходимо поставить надежные фильтры, предохраняющие войска от пополнения криминально зараженными лицами. В условиях, когда будут успешно разрешены экономические, социальные, ресурсообеспечивающие проблемы жизни и функционирования войск, многого в деле профилактики преступлений можно достигнуть в результате налаживания и оптимального функционирования системы воинского, а также целенаправленного нравственно-правового воспитания военнослужащих. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих срочной службы имеет личный пример командиров и начальников.

Важное значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеют прокурорские проверки исполнения законов и требований воинских уставов, в ходе которых выявляются не только факты нарушений законодательства, других нормативных правовых актов, но и способствующие им причины и условия, принимаются меры по их устранению, недопущению в будущем. Как правило, остро, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности, реагируют военные прокуроры на случаи укрытия от учета преступлений и других правонарушений. Большую работу по профилактике правонарушений военнослужащих, обеспечению защиты их законных прав и интересов проводят некоторые общественные объединения, например, советы, комитеты солдатских матерей. Актуальной задачей является улучшение их взаимодействия с командованием, органами военной юстиции, прокуратуры.

С учетом интересов наведения порядка в войсках, в том числе и предупреждения в них правонарушений, в серьезных коррективах нуждается деятельность некоторых средств массовой информации. В частности, они в несравненно большей степени, чем сейчас, могут и должны способствовать восстановлению престижа воинской службы, формированию общественного мнения, адекватно отражающего всю ее сложность, социальную ценность и почетный характер.

Дается краткий анализ современного состояния преступности в воинских формированиях и способов ее профилактики. Решающим способом предупреждения воинской преступности автор считает изменения в социальных условиях существования военнослужащих. Статья очерчивает проблемы общесоциального предупреждения уголовного поведения среди военнослужащих, предлагая пути совершенствования законодательства о них.

Лучше предупреждать преступления, чем карать за них
Ч. Беккариа*(1)

8 июля 2009 г. на совместном заседании коллегий Минобороны РФ и Главной военной прокуратуры РФ Главный военный прокурор С. Фридинский сделал заявление о том, что "масштабы офицерской преступности в войсках превысили всякие разумные пределы и достигли наивысшего показателя за последние десять лет… Совершенно очевидно, что любые благие намерения по формированию нового облика Вооруженных сил так и останутся намерениями, если в ближайшее время мы не сможем преодолеть нарастание этой негативной тенденции"*(2). Приведенные на заседании статистические данные показали, что безудержный рост преступности в воинских формированиях (прежде всего, среди ) характерен для всех воинских формирований, однако наибольшую тревогу положение дел с преступностью вызывает в Вооруженных силах. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество преступлений, совершенных офицерами, возросло более чем на треть. Ими совершено каждое четвертое преступление. За последние пять лет к уголовной ответственности привлечены 20 генералов и адмиралов (почти в семь раз больше, чем ранее), признаны виновными и осуждены 1611 , в том числе 160 в ранге командиров воинских частей.

Результатом данного заседания стало принятое коллегиями постановление, в котором определены меры по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений, негативных тенденций среди офицерского состава ВС РФ. В основном меры спланированы в сфере дисциплинарного и уголовно-правового принуждения. Так, решено возобновить практику выездов представителей командования и военных прокуроров в наиболее неблагополучные по состоянию дисциплины объединения, соединения и воинские части.
Конечно, определенных успехов в борьбе с преступностью можно достичь, применяя жесткие уголовно-правовые и пенитенциарные меры. Однако, как показывает исторический и мировой опыт, если первичный успех не закрепить системой иных мер воздействия, показатели преступности вновь вырастут. Более того, под воздействием исключительно жестких мер возможна мутация криминального феномена, порождающая, как правило, наиболее изощренные и уродливые формы преступности*(3). Следовательно, добиться каких-либо значимых результатов в борьбе с преступностью одними только мерами уголовно-правового принуждения невозможно.
Решающими мерами профилактики преступности являются меры социальной превенции, т.е. проводимые государством социально-экономические и политические преобразования, связанные с реализацией принципа социальной справедливости, а также системность криминолого-профилактического законодательства. Среди криминологов широко известен тезис о том, что лучшая уголовная политика - это политика социальная.
Общие профилактические меры предупреждения преступности в войсках должны быть направлены на устранение, нейтрализацию либо минимизацию факторов, порождающих воинскую преступность и состоять в устранении общесоциальных причин, порождающих преступность, с одновременным доведением до военнослужащих информации о неблагоприятных последствиях (наказуемости) противоправного поведения. Субъектами выступают не только органы военного управления и военной юстиции, но и все государственные и общественные институты в целом.
Основные цели и задачи общей профилактики - анализ явлений, негативных социальных факторов, способствующих совершению военнослужащими преступлений, и их устранение (нейтрализация)*(4).
Складывающаяся в стране ситуация с преступностью в воинских формированиях требует разработки и реализации ряда радикальных мер, прежде всего в социальной, культурно-воспитательной, идеологической, информационной, организационно-управленческой, правовой сферах, а также в сфере финансового обеспечения военнослужащих.
В социальной сфере в качестве мер, способных минимизировать факторы, порождающие преступность в сфере незаконного оборота предметов вооружений в войсках, необходимо изменить существующий и закрепленный в законодательном порядке социальный статус военнослужащих; расширить использование потенциала социальной политики, в первую очередь государственной и ведомственной, в отношении них.
Профилактику преступности в социальной сфере нужно осуществлять на теоретико-методологическом (изучение воздействия социальной ситуации в стране на Вооруженные силы; учет возможного влияния социального самочувствия военнослужащих как криминогенного фактора, целеполагание в развитии социальной сферы жизни Вооруженных сил); концептуально-политическом (выработка социальной политики в отношении Вооруженных сил, совокупность приоритетов в развитии социальной сферы, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем военнослужащих); общественно-гражданском (участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных сил негосударственных общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур); нормативно-правовом (обеспечение законодательного закрепления и реализации системы социальных гарантий, обеспечивающих достойные условия жизни); военно-практическом (развитие механизма реализации социальной политики и социально-правовой защиты военнослужащих) уровнях.

Низкая эффективность деятельности государства по реализации социального законодательства в воинской среде (немаловажный криминогенный фактор) объясняется отсутствием механизма, без которого законодательство остается лишь "декларацией о намерениях".
Сущность социальной работы в воинской среде - профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем (и, как следствие, девиантного поведения) либо способствующая их позитивному разрешению. В связи с этим совершенно необъяснимы начавшиеся в 2008 г. в рамках реформирования армии процессы "реорганизации" органов военно-социальной работы, сведенные в итоге к резкому уменьшению штатной численности -воспитателей, в том числе повсеместной ликвидации воинских должностей по социальной работе (в структуре органов воспитательной работы).
Под большим вопросом сегодня перспективы деятельности соответствующих факультетов и кафедр научно-исследовательских организаций, занимающихся научным обоснованием проблем гуманитарного профиля, что, безусловно, не способствует повышению научной обоснованности принимаемых в этой сфере решений. В 2008 г. прекращен набор курсантов в ведущий военный вуз гуманитарного профиля - Военный университет Минобороны РФ - на факультеты: военно-социальной работы (готовящего, в частности, специалистов по социальной работе и профилактике правонарушений), военно-психологический, культуры и журналистики.

Поскольку гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает достаточно высокий уровень организации такой работы, то и ее организаторами должны быть профессионально подготовленные специалисты-военнослужащие, в полной мере отвечающие требованиям профессионально-этического стандарта применительно к данной категории работников. Ликвидация же органов, проводящих эту работу на самом низком войсковом уровне - по месту жительства военнослужащих (в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз), - недопустима.

Суть профилактики воинской преступности в культурно-воспитательной, идеологической и информационной сферах - воспитание правопослушного поведения, разъяснительная работа и правовое информирование.
К сожалению, воспитательная работа в войсках в настоящее время крайне запущена. Однако пример эффективной воспитательной работы можно найти в недалеком прошлом. При всех недостатках советской воспитательная работа в Советской армии (тогда она называлась "политико-воспитательная") была организована на достаточно высоком уровне. Этому способствовали высокий статус -воспитателей (в ранге заместителей командиров по политической части), штатные расписания воинских частей*(5), довольно высокое по меркам того времени материальное и техническое оснащение, действительная забота руководителей всех степеней о состоянии морального духа личного состава. Так, незыблемым правилом в Советской армии был показ кинофильмов личному составу: курсантам военных училищ - не менее 2 раз в неделю, солдатам - 3 раза в неделю. Причем кинофильмы поставлялись централизованно через кинобазы МО РФ, подбирались по тематике (в том числе уголовно-правовой), своевременно (еженедельно) обновлялись. Сегодня в подавляющем большинстве воинских частей такие мероприятия не проводятся, единство системы воспитательной работы в армии разрушено, штатные расписания органов воспитательной работы не соответствуют потребностям, прежняя материально-техническая база средств воспитания устарела и морально, и технически.
Развалена и продолжает разрушаться система специального образования в данной сфере. Должности воспитательных структур в частях повсеместно ликвидируются. Помимо уже упоминавшихся специалистов по социальной работе в 2008 г. в воинских частях ликвидированы должности по информированию и общественно-государственной подготовке, по организации досуга и т.д.*(6) Так, из существовавших в Вооруженных силах 17,5 тыс. должностей -воспитателей к 1 декабря 2009 г. осталось около 5 тыс. Такое положение дел с организацией воспитательной работы и профилактики преступлений в войсках нельзя признать удовлетворительным.
Большую роль в формировании общественного мнения, отражении правовой действительности играют средства массовой информации. Сегодня материалы СМИ о правонарушениях в армии, в том числе связанных с хищением оружия, направлены на то, чтобы шокировать зрителя, и зачастую не соответствуют реальности.
Первостепенное значение имеет политика государства в области формирования через СМИ правопослушного поведения, воспитания патриотизма, позитивного облика Вооруженных сил, которая должна быть целенаправленной и активной. В связи с этим заслуживает внимания работа федерального телевизионного канала "Звезда", пропагандирующего в обществе указанные положительные установки. К сожалению, такие примеры единичны.
Огромен информационно-воспитательный потенциал у "военных" изданий, например газеты МО РФ "Красная звезда". Однако сейчас фактически происходит ликвидация института военной журналистики: сокращены штаты редакций окружных и флотских газет, ликвидируются воинские должности военных журналистов (замещаются гражданским персоналом), урезается финансирование. Так, в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерала армии Н. Макарова с 1 июня 2009 г. из 72 имевшихся в штате редакции газеты "Красная звезда" осталось только 18, в том числе 6 постоянных корреспондентов в военных округах. Например, на весь Дальневосточный военный округ, занимающий более трети территории страны, остается один (!) штатный военный корреспондент. При этом значительно снижаются должностные категории военкоров: от подполковника и майора до капитана и старшего лейтенанта.
Только качественная, эффективная, обеспеченная организационно, материально и финансово, проводимая на современном уровне воспитательная работа может поставить заслон дальнейшему распространению культа наживы, "привить" армию (как и общество в целом) от "инфекции" преступных проявлений корысти. К сожалению, сегодня на государственном уровне нет осознания истинной роли и предназначения воспитательной работы в армии (в том числе воспитания право-послушного поведения).
К обострению и без того напряженной морально-психологической ситуации в сложное время кризиса и радикальных перемен приводит недостаток официальной информации о процессах, затрагивающих сотни тысяч людей самого активного возраста и социального статуса. Однако в воинской среде отсутствие официальной и достоверной информации имеет определенную специфику воздействия на сознание и поведение людей. Это связано с высокой степенью зависимости благополучия военнослужащих и членов их семей от государства. Если обычный гражданин, как правило, свободен в выборе рода занятий и поиске средств для материального обеспечения себя и своей семьи, то военнослужащий в силу своего особого статуса практически на 100% зависим от государства.
Важнейшими регуляторами общественных отношений являются формируемая годами позиция человека и его внутренний духовный мир, в связи с чем недостаточное информационное обеспечение оказывает значительное негативное воздействие на криминальную обстановку в войсках, поскольку не только формирует у военнослужащих недоверие к словам и делам государственного руководства, порождает апатию, пессимизм, неверие в будущее, но и может привести к дестабилизации общественного порядка и общественной безопасности, эксцессам.
В сфере финансового обеспечения военнослужащих необходимо реальное повышение их денежного содержания до уровня, соответствующего важности выполняемых ими задач. Обеспечение сегодня военнослужащим лишь прожиточного минимума не является серьезным стимулом ни для добросовестного выполнения своих обязанностей, ни для правопослушного поведения.

Денежное довольствие солдата-контрактника с учетом всех его повышений в 2008 г. в среднем составляло около 10 тыс. руб. в месяц (в отдаленных регионах с неблагоприятными климатическими условиями - около 13 тыс.). Объявленное же "значительное" повышение денежного довольствия военнослужащих составило 7,0% в январе 2010 г., а в январе 2011 г. будет 6,8%. Если учесть динамику роста индекса потребительских цен в стране с начала 2008 г., то можно сказать, что такое повышение денежного довольствия военнослужащих носит в основном пропагандистский характер, создающий в обществе видимость благополучного положения дел в армии. Такое повышение не является решающим и не может изменить обстановку в целом, поскольку даже не поспевает за инфляционными процессами. По данным некоторых исследователей, денежное довольствие всех категорий военнослужащих Вооруженных сил РФ с 1990 г. по 2008 г. по своей покупательной способности в среднем снизилось более чем в 2,3 раза*(7).
В настоящее время повышение денежного довольствия наблюдается в основном за счет введения надбавок и доплат, зависящих не только от различных объективных факторов (принадлежность к определенному роду войск, воинская специальность, место дислокации части и т.д.), но и от лоббирования интересов различных групп военнослужащих соответствующими начальниками. Речь идет о значительной и ничем не обоснованной разнице в оплате воинского труда военнослужащих разных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Например, при одинаковой должности, воинском звании, выслуге лет и других факторах, влияющих на размер денежного довольствия, денежное довольствие военнослужащего Федеральной службы охраны в 2-2,5 раза, а военнослужащего Пограничных войск ФСБ в 3-3,5 раза выше, чем военнослужащего Вооруженных сил.
По мнению ученых*(8), имущественное расслоение, связанное с огромным перекосом в оплате труда одинакового качества, меняет отношение к труду (в данном случае - воинскому) и, подталкивая к получению незаконных доходов, является значимым криминогенным фактором.
Кроме того, разрушено декларируемое единство системы денежного довольствия военнослужащих в пределах самих Вооруженных сил*(9). Так, с 2009 г. предусмотрено награждать деньгами за высокие результаты в служебной деятельности*(10). При этом вызывает удивление как размер таких премий (от 35 до 150 тыс. руб. ежемесячно в течение года), дискредитирующий само денежное довольствие офицера, которое ниже в несколько раз, так и отсутствие четких критериев для награждения, порядок их назначения и выплаты. В 2009 г. данная премия выплачена 34 064 офицерам*(11) (менее 8% офицерского состава и менее 3% всех военнослужащих). Общий объем затраченных на это средств составил 24 млрд. 978 млн. 300 тыс. руб.
Даже некоторые высшие должностные лица из военного ведомства говорят об аморальности такой акции вообще. Сегодня индивидуальные суммы выплат переходят все разумные границы. Возникает парадоксальная ситуация, когда "лучший" взводный (и пусть он действительно лучший!), прослуживший в офицерской должности год, с премиальными получает больше, чем комдив-генерал, отдавший войскам 30 лет. К январю 2010 г. уже привыкшие к "бешеным" деньгам "передовики" в подавляющем большинстве в таковых не оказались, и их вернули к "разбитому корыту" прежних зарплат. Это не аморально?*(12)
Представляется, что при подобном подходе к разрешению проблемы совершенствования системы материального стимулирования военной службы последствием указанной меры станет дальнейшее расслоение военнослужащих по признаку материальной заинтересованности, что, безусловно, приведет к росту социальной напряженности в армии. Приоритет рыночного подхода перед многолетними традициями войскового товарищества способен осложнить как взаимоотношения между военнослужащими, так и криминальную обстановку в их среде.
При этом существующий размер денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву, способен свести на нет все усилия по профилактике хищений оружия в войсках.
Эксперты говорят о необходимости повышения денежного довольствия в 3-3,5*(13) и даже 5 раз*(14). При этом следует воплотить в жизнь декларируемый принцип единства денежного довольствия военнослужащих и увеличить до 70-75% долю оклада денежного содержания в структуре денежного довольствия (сейчас оклад денежного содержания составляет не более 35% ежемесячного денежного довольствия, а все остальное - надбавки и доплаты).
В настоящее время три из четырех пунктов ст. 12 "Денежное довольствие" Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" являются отсылочными к иным нормативным правовым актам как высшей, так и низшей юридической силы, что, по мнению автора, свидетельствует о невысоком качестве юридической техники данного Закона, его незначительной практической ценности в области правового регулирования вопросов финансового обеспечения военнослужащих.
Удачный опыт правового регулирования денежного довольствия военнослужащих существовал в недавней истории. Так, п. 2 ст. 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих", действовавшего в 1993-1998 гг., устанавливал, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям - менее половины воинских должностных окладов*(15).
Следует связать величину окладов по первичным воинским должностям и воинским званиям с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), пусть даже используя меньшую кратность, чем в приведенном примере, а сами их размеры формировать в процентном соотношении величины оклада по воинской должности и соответствующего ей воинского звания (по аналогии с окладами работников прокуратуры и суда).
Указанные меры позволят создать отвечающую нынешним требованиям систему денежного довольствия военнослужащих, своевременно реагирующую на все изменения в экономике страны.
В сфере правового регулирования военной службы в настоящее время можно отметить наличие огромного количества нормативных правовых актов разного уровня, зачастую противоречащих друг другу и "общегражданскому" законодательству. Нередко сходные вопросы в различных органах федеральной власти, где законом предусмотрена военная служба, разрешаются по-разному. Так, сегодня только в сфере жилищного обеспечения военнослужащих на уровне "базовых" федеральных законов существует более 200 правовых норм. Однако это количество не переходит в адекватное ему качество, поскольку большинство норм носит бланкетный характер и требует дальнейшей подзаконной конкретизации*(16). При этом в силу противоречивости и невразумительности правовых норм важнейшие вопросы в сфере жилищного обеспечения военнослужащих получают разрешение лишь в суде, причем и судебная практика в данной сфере носит весьма неоднозначный характер.
С целью разрешения указанных противоречий необходимо не только повысить законодательно закрепленный статус военнослужащих, но и унифицировать его в отношении всех воинских формирований, где законом предусмотрена военная служба. Кроме того, нужно вернуться к существовавшей несколько лет назад идее создания Военного кодекса, в котором бы были объединены все нормативно-правовые положения, касающиеся прохождения военной службы с учетом современного состояния Вооруженных сил и перевода их на новый перспективный облик, а также подробно регулировались все наиболее актуальные вопросы правового статуса военнослужащих, гарантий их правовой и социальной защиты, освещались все стороны их служебной (и внеслужебной) деятельности, в том числе обязанности и ответственность.
Рассматривая основные меры профилактики преступности в воинских формированиях, следует отметить, что эффективными они будут лишь в случае принятия решений, направленных на ослабление тех социальных противоречий в воинской среде, которые сегодня остаются неразрешенными.

В.В. Антонченко,
начальник юридической службы регионального учебного центра МО РФ,
соискатель Дальневосточного государственного университета (Уссурийск)

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004. С. 233.
*(2) Состоялось совместное заседание коллегий Минобороны РФ и ГВП // Москва. РИА Новости. 2009. 9 июля.
*(3) Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
*(4) Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 477.
*(5) Так, в военном училище, воинской части советского периода на 100 курсантов (солдат) приходился один офицер-политработник, в настоящее время один офицер-воспитатель приходится в среднем на 500 военнослужащих.
*(6) Да и можно ли ждать какой-либо эффективной деятельности от органов воспитательной работы, если за годы военных реформ Главное управление воспитательной работы (ГУВР) ВС РФ "разгонялось" и заново собиралось 14 (!) раз, а с конца 2009 г. оно и вовсе имеет статус лишь одного из подразделений при Главном управлении кадров со штатной численностью 60 .
*(7) Экономика военного строительства: новая парадигма / под ред. Г.Н. Лавринова, С.Ф. Викулова. Ярославль, 2008. С. 158-159.
*(8) Богомолов О. Рыночный фундаментализм провалил экзамен // Российская Федерация сегодня. 2009. N 12.
*(9) Пункт 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 10 февраля 2009 г.) // Рос. газ. 1998. 2 июня.
*(10) О награждении деньгами Вооруженных сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ от 2 августа 2008 г. N 400.
*(11) О награждении по итогам служебной деятельности в 2008 году: Приказ Министра обороны от 31 декабря 2008 г. N 620.
*(12) Владимиров А.В. "Шок и трепет" нового армейского облика // Независимое военное обозрение. 2009. 29 мая.
*(13) См., например: Владимиров А.В. Военная реформа и вызовы XХI века // Фонд исторической перспективы. 2006; Гацко М.Ф. Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих. М., 2007; Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001; Скукин Е.В. Статус военнослужащих сегодня и в перспективе. М., 2007.
*(14) Шлыков В.В. Военная реформа Анатолия Сердюкова как победа здравого смысла // Воздушно-космическая оборона. 2009. N 3.
*(15) О статусе военнослужащих: Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. N 6. Ст. 188.
*(16) Спицын А.И. О правилах жилищного обеспечения военнослужащих и гражданских государственных служащих: насколько допустимы крайности в диверсификации правового регулирования // Военно-юрид. журн. 2009. N 4.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ документов в совокупности с наблюдением и другими методами обнаруживает предрасположенность к неуставным действиям. К документам, содержащим наиболее достоверную информацию, относятся автобиографии, характеристики на кандидатов на службу по контракту, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники и др.

Опрос военнослужащих - один из основных и важнейших методов диагностики их поведения. Для выявления лиц, склонных к нарушениям уставных правил взаимоотношений, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Получить новую информацию и доказательство предположениям помогают индивидуальные беседы и анонимные опросы.

Следует систематически проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

На основании информации, полученной в результате опроса, и с помощью других методов диагностики определяются меры по предотвращению нарушений уставных правил взаимоотношений.

Основные элементы работы по профилактике таких нарушений:

* поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;

* систематическая и последовательная работа по изучению личностных особенностей, организация взаимодействия между военнослужащими, знание реального положения дел в воинском коллективе;

* повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно разрешить проблему нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

* всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;

* объективное распределение военнослужащих по подразделениям;

* твердое знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязанностей и должностных обязанностей своих подчиненных;

* тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение максимального участия в них личного состава;

* повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.

Предупреждение нарушений возможно при создании уклада воинской службы, который бы исключал возможность их проявления.

Офицеры подразделений обязаны всегда контролировать выполнение распорядка дня, службу внутренних нарядов. Глумления и издевательства случаются в то время, когда за состояние дисциплины отвечают командиры отделений. Но сержантский состав подразделений как правило не выполняет своих служебных обязанностей по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений.

Во всех подразделениях необходимо установить жесткий контроль над службой в суточном наряде, над равномерным распределением нагрузок на военнослужащих, над организацией и проведением хозяйственных работ.

В целях профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо:

* объективно и принципиально оценивать негативные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;

* не пропускать без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств над военнослужащими;

* осуществлять бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия и очковтирательства, искривления дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих;

* исключить применение антипедагогических методов и средств воспитания. Разумно не реже одного раза в два месяца с сержантами проводить занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений. В целях профилактики командиру подразделения следует:

* организовать регулярный анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил поведения;

* вести организаторскую и воспитательную работу по обеспечению дисциплинированности военнослужащих исключительно на основе законов, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;

* организовывать воспитательную работу на базе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;

* знать, как случаются нарушения уставных правил взаимоотношений в конкретном подразделении, а также соответствующие негативные традиции;

* уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим неправомерным явлениям;

* сформировать эффективный порядок воздействия общественных организаций и актива на морально-психологический климат в воинских коллективах;

* учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого отрицательного социально-психологического явления, механизм его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и регулярно вести работу по предупреждению такого рода нарушений.

Важно сформировать постоянное изучение взаимоотношений в коллективе подразделения. В основе этого лежит индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача заключается в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений.

Регулярная индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

* выявить отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе, мотивы поведения;

* совершеннее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;

* учитывать индивидуальные психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужащих и так далее;

* систематически влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

* прогнозировать и предупреждать конфликтные случаи во взаимоотношениях между военнослужащими;

* правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы влияния на каждого военнослужащего в целях формирования у него навыков уставных правил взаимоотношений с сослуживцами.

При изучении взаимоотношений военнослужащих нужно:

* строго следить за их настроением, отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства, анализировать характер общения военнослужащих друг с другом;

* изучать стиль поведения военнослужащих в различных ситуациях и конфликтов, способы разрешения таковых, направленность агрессии подчиненных;

* овладевать навыками и приемами поведения в сложных социально-психологических ситуациях;

* анализировать условия и особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;

* систематически оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнение которых является определяющим для личности;

* анализировать ситуации неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;

* наблюдать за размещением военнослужащих при нахождении на кинофильмах и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования;

* проявлять постоянную заботу о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих, вникать в нужды подчиненных. В социальной защите нуждаются, прежде всего, те, кто имеет недостатки в общем развитии, а также лица с нервно-психической неустойчивостью. Для того чтобы систематически и качественно проводить работу по профилактике неуставных взаимоотношений, командиры должны иметь следующие документы по вопросам воинской дисциплины.

Командир отделения, расчета, экипажа:

* список личного состава отделения, расчета, экипажа;

* социально-демографические данные на каждого солдата;

* сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого солдата;

Командир взвода:

* журнал учета индивидуальной воспитательной работы;

* список личного состава взвода;

* сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу взвода, служебные карточки;

* социально-демографические данные на личный состав взвода;

* список нарушителей воинской дисциплины;

* списки ознакомления личного состава с мерами безопасности при обращении с техникой и оружием, ядовитыми жидкостями, статьями закона об уголовной ответственности за самовольную отлучку, самовольное оставление части, дезертирство, неповиновение, угрозу начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

* списки ознакомления личного состава с нормами закона о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству;* список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;

* социально-демографические данные о каждом офицере и сержанте роты; * материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;

* журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины, совершенных офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), солдатами (матросами) роты;

* служебные карточки;

* список актива, материалы работы с ним;

* сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин);

Командир роты:

* педагогический дневник с данными по учету работы с офицерами, прапорщиками и сержантами роты, а так же неформальными лидерами и военнослужащими «группы риска»;

* социально-демографические данные о каждом офицере и сержанте роты;

* протоколы общих собраний личного состава роты;

* журнал учета доведения до личного состава приказов, приговоров военного трибунала, статей УК РФ об уголовной ответственности за воинские преступления и материальной ответственности военнослужащих;

* список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;

* журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины;

* сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу;

* служебные карточки на солдат и сержантов роты;

* материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;

*список актива, материалы работы с ним;

* сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин).

Особое изучение отклонений в уставных взаимоотношениях за последние годы показало, что эти процессы происходят среди всех категорий военнослужащих и могут быть классифицированы.

Нарушения уставных правил взаимоотношений могут проявляться как отдельные и групповые посягательства на военнослужащих, отрицательные привычки. Чтобы от них избавиться, нужно бороться, например, не с «дедовщиной», так как ее может быстро сменить, допустим, выпячивание национальных и иных предрассудков, а с любыми посягательствами всех и каждого на основы социальной справедливости. Это подтверждается специалистами в сфере межнациональных отношений военнослужащих. Согласно их данным, 88% армейских конфликтов на национальной почве первоначально возникают как межличностные.

Таким образом, одной из важных задач является обеспечение активного участия армейской общественности и воинских коллективов в профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Командир подразделения, осуществляя мероприятия по ликвидации из жизни воинских коллективов фактов глумлений и издевательств одних военнослужащих над другими, должен помнить, что для эффективной профилактики неуставных взаимоотношений необходимо знать формы их проявления в конкретном подразделении, наличие негативных традиций, уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям.

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений комплексная проблема, содержащая в себе разнообразные аспекты деятельности которые применяются командирами подразделений, всеми органами воспитания. Прежде всего нужно использовать накопленный опыт подразделений войск по предупреждению этих отрицательных явлений выработанные формы и методы не утратили своей актуальности Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки во Внутренних Войсках МВД России. Ранее владея мощной базой и соответственно хорошо организованные структуры политического и общественного воздействия, мы стремились перевоспитать, привести военнослужащего к идеальной схеме в службе, поведения, быта и т.д. И организовывалась эта работа далеко не безуспешно. Обстановка в воинских коллективах, в подавляющем большинстве, находилась нравственно зрелой, здоровой.

В настоящее время многое изменилось. Резко ограничилась сфера общественного воздействия, меняется морально-психологический климат в подразделениях, происходит ломка общественного сознания у руководителей коллективами, утрачены ценностные ориентиры, идеалы, на которых были воспитаны и воспитывали своих подчиненных. Нет общей воспитательной идеи, ради которой можно сплачивать воинские коллективы. Это наводит командиров, воспитателей на пассивность, в работе на перспективу, снижает их ответственность за состояние порядка и воинской дисциплины в подразделениях. Произошло повсеместное ослабление воспитательной работы направленной на сплочение воинских коллективов, формирование позитивного общественного мнения по отношению к предпосылкам неуставных правил отношений.

Учитывая вышеизложенное, исходя из конкретных условий учебно-боевой деятельности Внутренних войск, необходимо искать и настойчиво внедрять такие мотивационные факторы, которые побуждали бы все категории военнослужащих более оптимально выполнять свои должностные обязанности. За последнее время в поисках мотивационных факторов сосредотачиваются ключевые усилия на материальной стороне. Бесспорно, это главный, решающий фактор, и в этом плане делается не мало, но очень важно вести активный поиск моральных и других факторов, наработанных многими поколениями российской и советской армии.

Необходимо использовать исторический опыт русской армии, такой как передача опыта, наставничество, поддержка и помощь, опеку и так далее, старослужащими молодых воинов с одной стороны и подчеркнутое, уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим.

В 1899 году в русской армии была разработана памятка наставника новобранца. Некоторый интерес представляют и сегодня отдельные положения этой памятки: "Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается - позаботься, помоги. Объясняй толково, получше, каждому найди меткое слово. Спроси как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал - дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не просил денег у родных. На второй день чему то учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки - дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал от тебя ничего".

За последние годы произошло обострение неуставных взаимоотношений во Внутренних войсках. Главные объективные причины резкого обострения этой проблемы, известны руководителям воинских коллективов. Они учитываются в организаторской и воспитательской работе по профилактике неуставных взаимоотношений. Прежде всего произошло резкое осложнение криминогенной обстановки в стране, таким образом, в регионах призыва на службу. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим личным привычкам они стремятся следовать на подразделениях что серьезным образом сказывается на нравственно-психологическом климате воинских коллективов.

В связи с резким обострением этого негативного явления в войсках подавляющее большинство офицеров подразделений потеряло уверенность и возможность успешного решения этой проблемы.

В ходе социологического опроса, проведенного в войсках Северо-Западного округа практически каждый четвертый офицер подразделения (25%) ответил, что не видит возможности решения проблемы неуставных взаимоотношений между военнослужащими подразделений сотрудниками.В их работе отсутствует гибкий порядок воздействия на межличностные отношения воинов по формированию здорового нравственного климата в подразделении. Организации эффективной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в значительной степени мешает низкий уровень психолого-педагогической подготовленности должностных лиц. Офицеры подразделений не умеют управлять взаимоотношениями людей в коллективе, воздействовать на межличностные отношения военнослужащих по формированию здорового, нравственного климата в подразделении, не знают динамики внутриколлективных процессов, имеют слабое представление о психологии молодежной среды, не умеют прогнозировать развитие событий, а главное не владеют методикой профилактики неуставных взаимоотношений. Более половины (52%) опрошенных офицеров этого округа ответили, что они недостаточно или полностью не подготовлены к решению этой проблемы в подразделениях.

Воспитательная работа по предупреждению глумлений и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов:

первый - организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих, поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка;

второй - систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы. Знание положения дел в воинском коллективе;

третий - повседневная забота о быте, нуждах, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их, социальной и правовой защищенности.

Несмотря на то, что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические начала, все же специфические условия жизнедеятельности армейских коллективов, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяет сделать обстановку в подразделениях автономной, дает возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих.

Подтверждение этому - десятки воинских подразделений, где здоровая и зрелая нравственная атмосфера. К большому сожалению, эти возможности в достаточной степени не реализуются. Управление сложными социальными процессами в частях и подразделениях, ранее опирающуюся на мощную идеологическую и политическую систему, сегодня должно основываться на новых концептуальных подходах, в основе которых наиболее целесообразно иметь научно обоснованные пути и направления социального управления. В основе их - социальные регуляция и коррекция социального поведения военнослужащих и воинских коллективов Внутренних войск.

В связи с этим возникает проблема нового подхода к сплочению воинских коллективов, профилактике неуставных взаимоотношений. И главным здесь - учет социальных, социологических и социально-психологических факторов, на основе которых должны приниматься управленческие решения, строиться работа по укреплению воинской дисциплины. Систематическая работа по профилактике правонарушений требует прежде всего учитывать факторы, обуславливающие появление этого негативного социально-психологического явления, механизма его функционирования.

Во-вторых, знание воинского коллектива, умение получать полную и достоверную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о структуре и направленности неформальных групп.

В-третьих, способность влиять на микрогруппы, умение находить формы и способы противодействия этим негативным явлением.

В-четвёртых, психологическая готовность целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению правонарушений.

Общесоциальные факторы:

Сложная социально-экономическая и криминогенная ситуация в стране и в регионах дислокации Внутренних войск, социальная напряженность среди, всех категорий военнослужащих.

Информационный шквал насилия в средствах массовой информации, деформация устоявшейся системы ценностных ориентации в сторону материальных благ, падение престижа и авторитета воинской службы.

Объективно усиливающаяся тенденция к разложению общества и соответственно призывного контингента и личного состава войск.

Вакуум воспитания призывной молодежи в семьях, детских садах, школах, в трудовых коллективах.

Проникновение в воинскую среду традиций уголовного мира.

Распад и рассогласование системы обучения и воспитания.

Серьезные изменения в реализации принципа социальной справедливости, что создает некоторые условия для оживления эгоистических и индивидуалистических черт у молодежи.

Организационные факторы:

Снижение требований к отбору и комплектованию Внутренних войск призывной молодежью, к здоровью, к физическим качествам из-за сложившейся ситуации в стране.

Изменение системы и особенности комплектования подразделений в регионах Кавказа.

Внутриорганизационная дифференциация коллективов, обуславливаемая особенностями службы (должностная, служебная, национальная, возрастная, призывная, региональная и так далее).

Забвение многих воинских ритуалов, оказывающих влияние на укрепление воинского порядка, на воспитание гордости за службу в подразделениях Внутренних войск.

Бесконтрольность за распределением служебных нагрузок на военнослужащих разных сроков воинского призыва.

Неадекватность нормативно-организационных требований, устанавливающих организацию и прохождение воинской службы военнослужащих срочной службы в современной обстановке и положение дел в коллективах.

Дисгармоничная структура воинских коллективов (национальная, региональная, возрастная, призывная), обусловленная системой комплектования воинских коллективов, изначально закладывающая различного рода системные конфликты в коллективах (национальные, земляческие, возрастные и т.д.);

Неукомплектованость подразделений, увеличивающая физические и психические нагрузки на личный состав, провоцирующие желание военнослужащих старших призывов облегчить свое положение за счет младших призывов.

Нерешенность проблем социальной защищенности военнослужащих (материальные, бытовые, медицинские и другие виды обслуживания).

Личностные факторы:

Крайне низкая значимость военной службы в системе ценностей личности военнослужащего срочной службы.

Деформация традиционных ценностей на материальные в структуре личности военнослужащих.

Рост алкоголизма и наркомании среди молодежи и военнослужащих.

Неудовлетворенность воинской службой у подавляющего числа военнослужащих.

Исходя из изложенных действий этих факторов, можно прогнозировать усиление следующих негативных тенденций в развитии воинских коллективов Внутренних войск:

Усиление внутриколлективных противоречий, которые будут проявляться в большом росте числа межличностных и межгрупповых конфликтов;

Усиление расслоения офицерских и солдатских коллективов, снижение их сплоченности и единства;

Усиление социальной и психологической напряженности в частях, подразделениях, соединениях, обострение обстановки во всех сферах жизнедеятельности воинских коллективов, в том числе в воинской дисциплине и правопорядке.

Безусловно, традиционный подход к решению задач поддержания дисциплины и организованности строится на многогранной организаторской систематической и воспитательской работе с личным составом. Таким образом, наряду с традиционными способами, основанными на воспитании и перевоспитании личного состава, возможны нетрадиционные подходы. Один из таких подходов в решении проблем воинской дисциплины основан на идеи создания таких, соответствующих объективной реальности и социальным закономерностям, социальных и социально-психологических действий в воинском коллективе, при которых военнослужащие будут оптимально выполнять свои обязанности. Речь идет о том, чтобы подробно изучать неформальные структуры воинских коллективов с целью предотвращения негативных микрогрупп на земляческой, национальной и другой основах. Искать возможности официального повышения статуса военнослужащих в зависимости от сроков службы с тем, чтобы препятствовать самовольному его установлению, приводящему к неуставным взаимоотношениям.

Заключение

В представленной работе рассмотрены комплекс вопросов, раскрывающих основные теоретические аспекты проблемы неправомерного поведения военнослужащих, проанализированы основные причины правонарушений, пути их искоренения. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы.

Правонарушение -- это противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законом интересам. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины. Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей. На состояние преступности и уровень неправомерного поведения в обществе определенное влияние оказывают психофизиологические и биологические особенности правонарушителя.

Основная причина противоправного поведения -- это разнообразные противоречия общественной жизни, дестабилизирующие нормальное функционирование социальной среды и индивида.

Человек существует в целой системе сложившихся и складывающихся противоречий. Различают противоречия между закономерностями общественного развития и субъективными возможностями их восприятия; между объективными потребностями и действующим законодательством; между действующим законодательством и практикой его применения; между различными видами социальных норм; внутри отдельных разновидностей социальных норм; между общественными и частными интересами; между растущими потребностями членов общества и возможностями их удовлетворения и т.д. Условия, формирующие причину правонарушений, конечно, не исчерпываются вышеперечисленными позициями. А их устранение и является основным путем предотвращения правонарушений и борьбы с ними. По мере совершенствования человека, развития общественных отношений, улучшения материального и духовного благополучия людей, усиления их социальной защищенности, углубления политической зрелости объем неправомерного поведения сужается, создаются необходимые условия для снижения количественного и качественного уровня правонарушений в обществе.

В современной России проблема снижения уровня преступности стоит особенно остро. Но разработка комплекса мер по борьбе с правонарушениями, улучшение работы законотворческих и правоохранительных органов требует вложения огромных средств.

Таким образом возникновение различных форм правонарушений в воинских коллективах представляющие неуставные взаимоотношения следует обнаруживать не в обстоятельствах, находящихся за пределами воинской службы, а в недостаточности проведения воспитательной работы, слабой организации воинской службы, отдыха и труда военнослужащих.

Ликвидируя проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях необходимо использовать системный подход. Содержащий в себе всевозможные мероприятия по сплочению коллектива.

Управленческому составу следует знать воинский коллектив, получать истинную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о составе, интересах неформальных групп. Регулярно организовывать и проводить работу по профилактике правонарушений.

Список литературы

1. Нормативно правовые акты.

1.1 Конституция Российской Федерации: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.(ред.от 30.12.2008);

1.2 Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13 июня 1996 г.№ 63-ФЗ(ч.1 ст. 220) // СЗ РФ.1996 №25. Ст.24-26.

2. Научная и учебная литература.

2.1 Ардашкин В.Д. Охранительный механизм в праве и пределы ограничения права и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Сб. трудов. Красноярск: Изд.- во КГУ, 1998. С.54.

2.2 Бражко Т.К. Совокупность правонарушений по советскому праву Казань: Издательство Казанского университета, 1988. С.19.

2.3 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998. С.117.

2.4 Ведяхин В.М., Галузин А.Ф. К вопросу о понятии правонарушения // Правоведение. 1996. №4.

2.5 Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. Учебно-методическое пособие.- М.: МО РФ, 1993.-45 с.

2.6 Введение в профессию. Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов /ЦВСППИ. М., 1992, - 128 с.

2.7 Военная педагогика: учебник для вузов. .- под. ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер,2008.с. 60.

2.8 Габричидзе Б.Н. «Юридическая ответственность. Учебное пособие. - М.,2005

2.9 Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория законодательная практика. М., 2004. С. 31.

2.10 Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М.: .: Наука, 1982. С.200.

2.11 Кудрявцев В.Н. Закон, порядок, ответственность. - М.: Наука, 2005, с.144.

2.12 Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С.77

2.13 Прокопович Г.А. Правонарушения в частном праве: субъект и субъективная сторона // Гражданское право. 2007. N 2. С. 32.

2.14 Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М.; Юрист, 2001.С.443.

2.15 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1995. С. 314

Материалы периодической печати.

2.16 «Вестник Московского университета». Серия 11.Право.

2.17 Параскевова С.А. К вопросу о классификации гражданских правонарушений // Российский судья. 2007. N 2.

2.18 Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Российская юстиция. - 1998, № 6.

2.19 « О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности. Сергеев А.В. «Тенденции развития института дисциплинарной ответственности военнослужащих».2008.с 62.

2.20 Одегнал Е.А. Соотношение понятий «злоупотребление правом» и законодательная практика. М., 2004. С.10.

2.21 Радченко С.Д. Понятие и сущность злоупотребления субъективным гражданским правом // Журнал российского права. 2005. N 11.

2.22 Серков П.П. « О понятии юридической ответственности» п.8.с 42.2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Профилактика правонарушений: понятие, система. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами профилактики правонарушений и пути его совершенствования. Правовое обеспечение предупреждения безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2016

    Понятие, основные виды, причины и структура правонарушений. Признаки правонарушений и их классификация. Элементы состава правонарушений, их субъективная и объективная сторона. Мотивы совершения правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Характеристика и структура правонарушений как социального явления, их основные признаки и определение состава. Главные причины противоправного поведения человека. Классификация и особенности условий возникновения правонарушений, пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2012

    Сущность государственной политики в системе предупреждения и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные причины и условия, способствующие совершению подростками правонарушений, а так же пути их устранения и профилактика.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2013

    Исследование основных понятий, признаков и видов правонарушения. Правомерное поведение человека как основа развития нормального общества. Критерии и особенности разделения правонарушений на преступления и проступки. Состав различных видов правонарушений.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    Изучение вопросов организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних. Составление плана виктимологических мероприятий по предупреждению преступлений.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2015

    Виды правонарушений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Правовое положение. Организационное построение. Департамент обеспечения правопорядка на транспорте – федеральный орган управления органами внутренних дел на транспорте.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2008

    Правовые основы деятельности органов внутренних дел. Предупреждение органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних, рецидивной преступности. Особенности методов индивидуального профилактического воздействия.

    методичка , добавлен 29.04.2011

    Сущность правонарушений несовершеннолетних как объектов профилактического воздействия. Особенности социализации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях закрытого типа. Основы профилактики преступности несовершеннолетних в Брянской области.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Характеристика финансовых показателей деятельности предприятия. Анализ выявления налоговых правонарушений и ответственность за их совершение на примере предприятия ООО "Ромашка". Основные проблемы предупреждения налоговых правонарушений и пути их решения.

Применительно к преступности военнослужащих теория предупреждения обладает определенными особенностями, поскольку:

  • 1) личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника;
  • 2) механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также обладанием оружия, специфичен;
  • 3) потребностно-мотивационная сфера военнослужащих необычна и направлена в первую очередь на удовлетворение простейших желаний;
  • 4) военнослужащие вынуждены в течение длительного времени находиться в однополой социальной группе.

Профилактика преступности военнослужащих должна реализовываться в рамках реформирования вооруженных сил страны. В частности, нужно в полной мере использовать такие факторы, как резкое повышение технического оснащения армии, т.е. приход в нее технически грамотных специалистов, что означает рост числа образованных и культурных людей в войсках. Они максимально должны использоваться в качестве антикриминогенного фактора, в том числе путем создания вокруг себя соответствующей духовно-нравственной атмосферы.

Необходимо всемерно укреплять сержантский контингент и повышать уровень его культуры. Помимо чисто оборонных задач сержанты обязаны обеспечивать надлежащую дисциплину. Сержанты должны иметь достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Возглавлять сержантский корпус страны обязан человек, освобожденный от выполнения других задач.

Кроме того, нужно следующее.

  • 1. Повысить призывной возраст до 21 года. Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Например, от имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой человек. Кстати, во многих странах мира призывной возраст равен 20-21 годам (Турция, Швейцария).
  • 2. Постепенно перевести весь рядовой состав военнослужащих на контрактную - платную - основу. Поведение человека, который бесплатно служит, существенно отличается от поведения того, кто работает за деньги, которые позволяют ему содержать себя, и если она есть, семью, помогать близким.
  • 3. Кардинально улучшить социально-бытовые условия военной службы и предоставить возможность военнослужащим удовлетворять свои потребности законными средствами. Увеличить мероприятия, связанные с положительными эмоциями военнослужащих: культурно-массовые и спортивные, приглашение родственников и т.п.
  • 4. Развить институт офицеров-воспитателей, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Работа офицеров-воспитателей должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личного дела призывника. Немалую помощь им могут оказать священнослужители.
  • 5. Принципиально изменить отношения высших должностных лиц вооруженных сил вообще и офицеров в частности к фактам коррупции и хищениям воинского имущества, немедленно уволить из рядов вооруженных сил офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода, или предать их суду.
  • 6. Улучшить работу органов военной юстиции, и прежде всего работу военных дознавателей, необходима военная полиция. Об этом следует принять законодательный акт. Задачи полиции должны быть близки к функциям обычной полиции, но в условиях вооруженных сил. Военный полицейский должен: а) иметь специальное образование; б) обладать навыками оперативной работы; в) быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с направлением деятельности военной прокуратуры.
  • 7. Сделать дифференцированной ответственность военнослужащих, т.е. зависящей от общественной опасности содеянного должна наступать дисциплинарная или уголовная ответственность.

Службу в вооруженных силах следует поощрять. Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым направлениям: а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения; б) рекламировать необходимо не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; в) следует широко оповещать о возможных вариантах службы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз; г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.

Должна быть продумана частичная легализация неформальной структуры "дедовщины", хотя она сейчас и ослаблена. Представляется, что, поскольку полностью уничтожить "дедовщину" в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявления. Один из таких вариантов видится в легализации посвящения новобранца в солдаты. Можно также было бы продумать, каким образом формализовать традиционные солдатские праздники: 100 дней до приказа об увольнении, "дембель", наконец, проводы военнослужащего из части. Примером частичной легализации неформальных взаимоотношений между молодыми и старослужащими солдатами могут служить правила, установленные в одном из самых престижных учебных заведений США - Военном университете в Вест-Пойнте, который был создан в 1802 г. указом президента Томаса Джефферсона. По традиции курсанты первого года обучения выполняют всю грязную работу. В присутствии старших курсантов молодые должны молчать. За нарушение этих традиций возможно наложение наказания в виде часового выхаживания по плацу с винтовкой.

Необходимо правовое обеспечение военной реформы. Поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите и др.

Мукатова А. Б.магистрант

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

П редупреждение воинских преступлений

«Военная служба – это особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими своего долга перед государством и народом в Вооруженных Силах» .Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины. Твердая воинская дисциплина, не ущемляя прав военнослужащего, обеспечивает сплоченность воинских коллективов, их постоянную готовность к выполнению задач, стоящих перед Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.

Управление сложными боевыми комплексами, поддержание их в боевой готовности требуют высокой организованности, собранности и безупречной исполнительности каждого воина, строжайшего соблюдения воинских уставов, наставлений, приказов и распоряжении командиров и начальников. Ведь даже единичные случаи недисциплинированности, легкомысленного отношения к установленным правовым предписаниям могут привести к непоправимым последствиям.

В предупреждении правонарушений в армии, в обеспечении наилучшего исполнения воинам своего воинского долга имеет значение воспитания в нем чувства ответственности за боевую готовность части, подразделения, привитие личных качеств, охватываемых воинскими уставами, военной присягой. Решение задач борьбы с воинскими преступлениями зависит от уровня всей организаторской, хозяйственной, культурной деятельности буквально каждого командира, его заместителя по воспитательной работе. Под предупреждением преступлений понимается комплекс мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях искоренения преступности, а также меры, направленные на ослабление, ускорения и нейтрализации причин и условий преступности, т.е. устранение причин, порождающих ее [ 2.с.154 ] Имеются в виду меры, направленные непосредственно на эти цели, поэтому их называют специальными или особыми мерами предупреждения правонарушений. Применительно к условиям армии и флота под предупреждением воинских преступлений следует понимать совокупность мероприятий, проводимых командованием армейской общественностью, специальными органами государства по сокращению и полной ликвидации правонарушений, по устранению причин, их порождающих, и условий, способствующих их совершению.

Среди специальных мер, непосредственно предназначенных для искоренения правонарушений, наряду с многогранной деятельностью командования, наиболее массовой и действенной является работа по разъяснению законов. В этом деле имеет важное значение также разумное применение мер принуждения. Одним из важных средств: профилактики и предупреждения воинских преступлений являются:

Правовое воспитание личного состава;

Общественные меры воздействия;

Меры по профилактике и предупреждению воинских преступлений, осуществляемые органами военной полиции.

С правовым воспитанием связано само совершенствование военно-служебных отношений, создание условий для всестороннего и гармонического развития воина. От того, как уважают законы, уставы, насколько точно их исполняют, глубоко понимают необходимость укрепления в армии воинского правопорядка, зависит, прежде всего, выполнение той важной задачи, которая поставлена перед Вооруженными Силами. «На Вооруженные Силы возлагается обязанность организации воспитательной работы в войсках, формирование у военнослужащих верности конституционному долгу, обучение военных кадров, практике воспитательной работы, оказание методической помощи общественным советам и комиссиям, действующим в воинских коллективах, выработка и реализация мероприятий по профилактике правонарушений среди личного состава, организация досуга личного состава в воинских частях» [ 3 ].

Между тем размах правовой пропаганды ее профессиональный уровень в ряде случаев далеко не отвечает предъявляемым требованиям. Такое положение объясняется серьезными недостатками в этом деле: правовая работа не везде совершенствуется не всегда, проявляется должная забота о повышении действенности. Задача правового воспитания военнослужащих заключается в том, чтобы формировать у воинов глубокую убежденность в справедливости, разумности, целесообразности воинского правопорядка, основанного на строжайшем исполнении законов, воинских уставов; развивать и укреплять сознание безусловной необходимости поступать согласно требованиям норм права, понимание соответствия этих требований интересам трудящихся, интересам защиты Отечества. Правовое воспитание призвано помочь воинам твердо усвоить ту истину, что неукоснительное исполнение ими правил, определенных законами, уставами, наставлениями, приказами командиров и начальников, жизненно важно, является их обязанностью перед государством, непременным условием обеспечения постоянной боевой готовности войск, высокой организованности и дисциплины. На самом же деле правовом воспитании в армии и во флоте имеет своей целью:

1.формировать у личного состава высокое правосознание, уважительные отношения к правовым нормам;

2.вырабатывать у воинов привычку, навыки, внутреннюю потребность строго соблюдать требования законов, воинских уставов, военной присяги, приказов начальников, воспринимать их как веление собственной совести;

3.побуждать военнослужащих сознательно, активно бороться за претворение правовых требований в жизнь, противодействовать любым отступлениям от них.

Таким образом, повышением эффективности правовой пропаганды зависит от ее форм и средств, а также от тех задач, которые стоят перед конкретной частью, подразделением в определенный период времени. Такую работу необходимо по-разному проводить в отношении рядового состава, только что призванного в армию, и отслужившего срок действительной службы сержантского состава и прапорщиков. Правовая пропаганда должна носить конкретный характер и зависеть от выполняемых задач тем или иным военнослужащим или той или иной группой лиц. Всякая общественно полезная работа, проводимая в условиях армии, прямо или косвенно может предупреждать правонарушения. Из самых различных форм правовой пропаганды, которая успешно используется в армии, пожалуй, наиболее массовой являются доклады и беседы на правовые темы. Хорошо подготовленная и интересно проведенная беседа обогащает слушателя, помогает четче, глубже понять тему.

Овладевание искусством пропаганды законов, воинских уставов требует большого, напряженного труда. Достигает цели лишь тот военный юрист, командир – воспитатель, который вложит в это дело свое личное мастерство. Среди различных категорий личного состава практикуются и кино лекционные вечера, практика проведения их показывает, что сочетание совместимых выступлений представителей командования, юристов, врачей оставляет наиболее глубокий след в памяти военнослужащего, положительно формирует правосознание воинов.

Особенность этой формы правовой пропаганды та, что кроме юристов, выступают командиры, врачи, офицеры по лиции, военной автомобильной инспекции, работники ГАИ, лучшие воины. Как правило, выступления сопровождаются показом фильмов, диапозитивов, видеофильмов, и все эти средства направлены на предупреждение конкретных видов правонарушений.

Доступной формой разъяснения законов являются вечера вопросов и ответов на правовые темы. Следует поддержать инициативу ряда судей, прокуроров, которые после рассмотрения уголовного или гражданского дела совместно с командованием по горячим следам организуют вечера вопросов и ответов с личным составом на основе материалов судебных процессов. Такие вечера зачастую превращаются в деловой, непринужденный разговор командования, военных юристов с военнослужащими, где вскрываются серьезные факты нарушения законности другими лицами, воины получают ответы на многие жизненно важные для них вопросы. Воины же в свою очередь вносят немало полезных предложений, направленных на создание лучших условий для укрепления воинского порядка. Происходит как бы двустороннее обогащение знаниями: у военнослужащих расширяются правовые знания, а командование и военные юристы глубже знакомятся с нуждами, запросами воинов, а в необходимых случаях принимаются меры к удовлетворению выявленных просьб, пожеланий военнослужащих. Но, к сожалению, не во всех частях практикуются такие вечера вопросов и ответов.

Большой популярностью среди военнослужащих пользуются радиопередачи, «правовые знания – каждому воину», «познакомьтесь с законом» и др. Радиопередачи по внутренней радиосети организуются под личным контролем и непосредственным участием командира и его заместителя по воспитательной работе, а также военных юристов и членов совета правового актива. В радиопередачах воины рассказывают о том, как исполняют соответствующие законы, как укрепляют воинский порядок, какую работу проводит коллектив и каждый в предупреждении правонарушений и т.д. Важную роль в правовой пропаганде также играет и армейская печать. Как показывает практика, печатная пропаганда действительна и приносит пользу тогда, когда проводится правильно, бесперебойно, наступательно.

Одной из форм правовой пропаганды является выпуск стенгазет в батальоне дивизии, роте, где живо и интересно можно, с одной стороны, подвергнуть справедливой критике нарушителей воинской дисциплины, с другой – рассказать о воинах, достигших лучших результатов в боевой подготовке, дисциплине, распространить положительный опыт их службы. Но этой форме правового воспитания не всегда уделяется должное внимание.

Неплохо зарекомендовали себя и такие методы правовой пропаганды, как уголки правовых знаний, где вывешиваются наглядные стенды, плакаты с выдержкой из уголовного кодекса об уголовной ответственности за воинские преступления, хулиганство, кражу, изнасилования и . т.п. Эти уголки рекомендуется иметь в читальном зале библиотеки. В них должны быть также конституция, Закон об обороне и Вооруженных Силах, о всеобщей воинской обязанности и военной службе, о военной присяге, о статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей, воинские уставы и др. Кроме того, в таких уголках необходимо иметь юридические журналы, статьи на правовые темы.

Воинский коллектив является замечательной школой: совместными усилиями легче преодолеваются трудности армейской жизни, лучше осваивается техника, молодые воины быстрее приобщаются ко всем требованиям боевой подготовки. Особенно влияет воинский коллектив на военнослужащего в начальный период его службы. В это время наиболее ощущаются личностью, как положительные стороны коллектива, так и отрицательные. В коллективе велика нравственная зависимость между людьми, которая возрастает совершенствованием боевой техники и оружия: у воина растет заинтересованность в успехе его товарища по оружию и чувство нравственной личной ответственности за общие успехи в изучении и применении сложной боевой техники. На протяжении совместной жизни и деятельности воина привыкая, друг к другу, между ними крепнет дружба и товарищество. А это великая сила, которую надо развивать и использовать для дальнейшего укрепления воинской дисциплины.

Командир может иметь необходимый успех в своей работе лишь при условии, если он будет умело опираться на армейский коллектив. Подготовленный воинский коллектив может совершать чудеса, добиваться больших успехов в деле укрепления правопорядка, законности. Не зная истинного положения дел в коллективе, единоначальник не в состоянии решить вопрос, что по плечу конкретной армейской общественности.

Он должен не только знать положение в коллективе, но и обучить весь личный состав, поднять на такой уровень боевую подготовку и воинскую дисциплину, чтобы коллектив стал той средой, которая повела бы успешную борьбу с правонарушением. Трудность состоит в том, что командир обязан это сделать в течение двух лет, так как по истечении этого срока он начинает работать с другим контингентом. Нельзя также недооценивать роль и значение воспитательной работы. Воспитание сознательности у подрастающего поколения – вопрос большой политики, дело огромной государственной важности. Можно даже сказать так: от того, как будет воспитана молодежь, зависит судьба Родины. А содержание воспитательной работы, как известно, включает умственное воспитание, физическое воспитание и техническое обучение.

Главное в предупредительной работе, как мне кажется то, чтобы человека вовремя остановить, не дать углубить его ошибку, взять на контроль, противопоставить ему и требование, и внимание, и доверие коллектива чтобы оступившийся человек почувствовал и суровое непримиримое предупреждение, и ласковую заботу и силу коллектива, и все другие меры еще до того, как совершит преступление.

И я думаю, что это очень важный момент. И именно командиры, их заместители по воспитательной работе, армейская общественность должны быть чуткими, внимательными ко всем военнослужащим, должны повсеместно серьезно пресекать бездушие, грубость, отсутствие элементарного такта во взаимоотношениях между военнослужащими, не допускать обезличивание человека, побои, грубое обращение с подчиненными. И наиболее остро нуждается в заботе, чуткости, во всякой помощи молодой воин. Именно к нему нужно бы относится более терпимо и чаще прибегать к убеждению, воспитанию.

Литература:

1.Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г

2.Е.О.Алауханов. Криминология. Астана. 2009.с.154

3. Постановление Президента РК от 22 июня 1993 г. «Положение об организации воспитательной и социально правовой работы в ВС РК»



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация