Как сунниты отличаются от шиитов. Каковы основные отличия суннитов от шиитов? Страны, которые поддерживают шиизм

Главная / Общество

Сунни́ты (араб. ахль ас-сунна - люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности правления первых четырех («праведных») халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).Суннизм как определенное течение оформился в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин «шиизм».В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон.Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.Шии́ты (араб. ‎‎шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Приверженцы шиизма в подавляющем большинстве - ираноязычные народы, либо народы, входившие в сферу влияния средневековой Персии. Даже арабы-шииты, хотя и говорят по-арабски, в основной своей массе антропологически отличаются от прочих арабов.Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама как непогрешимого толкователя воли Аллаха. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, считающихся во время сокрытия имама его заместителями. Этим обьясняется скажем, восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране.Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией, и у суннитов совсем другое мироощущение чем у шиитов. Шииты - меньшинство, часто гонимые. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому для них характерен культ мучеников.

Отправить

Кто такие сунниты

Суннитский ислам (/ˈsuːni/ или /ˈsʊni/) - это самое большое течение ислама. Его название происходит от слова Сунна, ссылаясь на образцовое поведение исламского пророка Мухаммеда. Различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами появились в результате разногласий относительно выбора преемника Мухаммеда и, впоследствии, приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты.

По состоянию на 2009 мусульмане-сунниты составляли 87-90% мусульманского населения в мире. Суннизм - самое большое религиозное наименование в мире, второе место после которого занимает католицизм. На арабском языке сторонников суннизма называют ahl as-sunnah wa l-jamāʻah ("люди Сунны и сообщества") или сокращенно as-sunnah. На английском языке доктрины и практики называются Sunnism (суннизм), в то время как сторонников иногда называют Sunni Muslims (мусульмане-сунниты), Sunnis (сунниты), Sunnites (сунниты) и Ahlus Sunnah (Алу Сунна). Суннизм иногда называют «ортодоксальным исламом».

Чем сунниты отличаются от шиитов

Согласно суннитской традиции, перед смертью пророк Мухаммед не назначил своего приемника и мусульманское общество действовало согласно его Сунне и в качестве первого халифа избрали его тестя Абу Бакра. Это решение противоречило шиитским убеждениям, согласно которым пророк Мухаммед назначил своего зятя и кузена Али ибн Аби Талиба своим приемником. Политическая напряженность между суннитами и шиитами с различной итенсивностью продолжалась на протяжении всей истории ислама. В последнее время она усугубляется этническими конфликтами и ростом ваххабизма.

Коран, вместе с хадисами (особенно собранные в Кутубе аль-Ситтахе) и закреплеными юридическими согласованиями формируют основу всех традиционных законов в пределах суннизма. Правила шариата произошли из этих основных источников вместе с аналогичными рассуждениями относительно общественного благосостояния и юридического регулирования, используя принципы исламской юриспруденции, развитые традиционными юридическими школами.

В вопросах мировоззрения суннитская традиция придерживается шести столпов веры (iman) и включает школы рационалистического богословия Ash"ari (Ашари) и Maturidi (Матуриди), а также школу текстуализма, известную как традиционалистское богословие.

Значение термина Суннизм

Sunnī (Классический арабский язык: سُنِّي / ˈsunni ː/), также обычно называемый Sunnīism (суннизмом), термин, полученный из Сунны (سُنَّة / ˈsunna/, множественное число سُنَن сунна / ˈsunan/) означает «привычка», «обычная практика», «обычай», «традиция». Мусульманское использование этого термина относится к высказываниям и привычкам пророка Мухаммеда. На арабском языке эта отрасль ислама называется ahl as-sunnah wa l-jamāʻah (араб.: أهل السنة والجماعة‎‎), "люди Сунны и общества", которое обычно скоращается как ahl as-sunnah (араб: أهل السنة).

История суннитов

Одна общая ошибка состоит в предположении того, что суннизм, как вероисповедание, представляет ислам существовавший с самого начала, еще до его разделения, и, поэтому, суннизм нужно рассматривать как норматив или стандарт. Такое восприятие базируется на основании очень идиологических источников, которые принято рассматривать как надежные исторические работы, а также, потому, что подавляющее большинство населения является суннитами, а это изложение фактов удовлетворяет их вероисповедание, не смотря на то, что оно не совсем правдиво. И суннизм, и шиизм являются конечными продуктами соревнования идеологий на протяжении нескольких веков. Оба вероисповедания использовали друг друга, чтобы в дальнейшем сплотить их собственные тождества и подразделения.

Первые четыре халифа известны среди суннитов как Rashidun или «Праведные». Сунниты признают вышеупомянутого Абу Бакра как первого халифа, Умара, который учредил исламский календарь, как второго, Усман был третьим, а Али - четвертым. Последовательность событий 20-го века привела к негодованию в некоторых частях суннитского сообщества из-за потери преимущества в нескольких ранее доминируемых суннитами регионах, таких как Левант, Месопотамия, Балканы и Кавказ.

Сподвижники пророка Мухаммада

Сунниты полагают, что сподвижники Мухаммеда были лучшими из мусульман. Это верование основано на пророческих традициях, одной из которых является повествование Абдуллы, сына Масуда, в котором Мухаммед сказал: "Лучшими из людей является мое поколение, потом следующее поколение, и потом те кто придет после них." Согласно суннитским убеждениям, поддержку этой точки зрения также можно найти в Коране. Сунниты также верят, что сподвижники были истинными верующими, так как именно им было дано задание собрать части Корана в единое целое. Более того, сунниты считают повествования рассказанные сподвижниками (ahadith) вторым источником знаний мусульманской веры. Исследовательский центр Пью в 2010 году провел исследование, опубликованное в январе 2011 года, в котором было указано, что во всем мире насчитывается 1,62 млрд. мусульман, и примерно 75-90% из них - сунниты.

Исламское духовенство

Ислам не имеет формальной иерархии или духовенства. Лидеры ислама это неофициальные лица которые получают влияние посредством учебы, чтобы в конечном итоге стать ученым в сфере исламского права, которое называется Шариат. Согласно Исламскому Колумбийскому центру, Южная Каролина, любой человек, с желанием и достаточными знаниями, может стать исламским имамом. Во время службы в мечети по пятницам в полдень, собрание выбирает хорошо образованного человека, которые и будет управлять службой (Khateeb - тот, кто говорит).

Юриспруденция ислама

Существует несколько интеллектуальных традиций в области мусульманского права, часто называемого юридическими школами. Эти различные традиции отражают отличающиеся точки зрения на некоторые законы и обязательства в пределах мусульманского права. В то время как одна школа может рассмотривать определенный акт как религиозное обязательство, другая, может рассмотреть тот же самый акт как дополнительный. Эти школы не рассматриваются как секты; скорее они представляют отличающиеся точки зрения на проблемы, которые не считаются ядром исламской веры.

Мнения историков различаются относительно точного разграничения школ основанных на базовых принципах, которым они следуют. Много традиционных ученых разделяли суннизм на две группы: Ahl al-Ra"i, или «люди причины», из-за их акцента на академическое суждение и беседу; и Ahl al-Hadith, или «люди традиций», из-за их акцента на ограничение юридической мысли только тем что найдено в священном писании. Ибн Хальдун раздялял суннизм на три школы: школа Hanafi (Ханафи) представляла причину, школа Ẓāhirīte (Захирите) представляла традицию и более обширная, средняя, школа которая охватывала школы Shafi"ite (Шафиите), Malikite (Маликите) и Hanbalite (Ханбалите).

В средние века Мамлюкский султанат в Египте очертил приемлемые суннитские школы, среди которых были названы школы Hanafi, Maliki, Shafi"i и Hanbali, за исключением Ẓāhirī. Позже Османская империя вновь подтвердила официальный статус четырех школ. Это действие стало ответной реакцией на шиитский характер, их главного политического и идеологического соперника, персидких Сефевидов. Хотя бывший премьер-министр Судана Аль-Садик Аль-Махди, а также Амманская декларация опубликованная королем Иордании Абдуллой II признают школу Ẓāhirī и насчитывают пять суннитских школ.

Различные толкования исламского права

Толкование мусульманского права, посредством извлечения конкретных правил - таких, как молитва - обычно называется исламской юриспруденцией. Все юридические школы имеют свои собственные конкретные традиции интерпретации этой юриспруденции. Поскольку эти школы представляют ясно разъясненные методологии для интерпретации мусульманского права, произошло небольшое количество изменений в методологии относительно каждой школы. В то время как конфликт между школами в прошлом часто имел насильственный характер, сегодня, школы признают друг друга как жизнеспособные юридические методы нежели как источники ошибок или ереси. Каждая школа полагается на свои факты, а расхожие мнения принято уважать.

Шесть столпов суннитского ислама

Ислам суннитского толка базируется на шести статьях известных как шесть столпов веры (iman), которые объединяют в вере всех мусульман-суннитов, вместе с 105 ключевыми убеждениями, упомянутыми в "Исламской теологии Ат-Тахави" ("Aṭ-Ṭaḥāwī"s Islamic Theology").

  1. Существование одного истинного Бога;
  2. Существование божественных ангелов;
  3. Авторитет книг Божьих, которыми являются свитки Авраама, свитки Моисея, Тора, Псалмы, Евангелие и Коран;
  4. Вера в посланников и пророков;
  5. Подготовка и вера в Судный День;
  6. Верховенство Божьей воли, т.е. вера в предопределение хорошего или плохого единым Богом.

Особенности суннитского ислама

Некоторые исламские ученые столкнулись с вопросами, четкие ответы на которые, по их мнению, не были даны в Коране или Сунне. Особенно это касается вопросов философских головоломок, таких как природа Бога, существование человеческой свободы воли или вечное существование Корана. Различные школы богословия и философии развивались, чтобы ответить на эти вопросы, каждый из которых заявлял о своей верности согласно Корану и мусульманской традиции (сунна). Среди мусульман-суннитов, различные школы мысли в теологии стали рождаться из наук калама в оппозиции к текстуалистам, которые стояли на своем, одобряя тексты не вникая в философские рассуждения. Они видели в этом инновацию в исламе. Три существовавших школы следовали таким убеждениям. Все три школы принимают мусульмане во всем мире и они рассматриваются в рамках "исламской ордотоксальности". Ключевые верования суннизма согласованы (шесть столпов веры (Iman)) и кодифицированы в трактате Акида написаным имамом Ахмадом ибн Мухаммедом аль-Тахави в его Aqeedat Tahawiyyah.

Теология Ашари

Основана Абу аль-Гасаном аль-Ашари (873–935). Эта теологическая школа Aqeedah (Акида) принималась многими мусульманскими учеными и развивалась в разных частях исламского мира на протяжении всей истории; Имам Аль-Газали писал о вероисповедании, его обсуждении и согласовании некоторых принципов.

Теология Ash"ari (Ашари) подчеркивает верховенство божественного откровения над человеческим разумом. Вопреки мутазилитам (Mu"tazilites), которые утверждают, что мораль не может происходить из человеческого разума, но божественные заповеди, как показано в Коране и Сунне (практиках Мухаммеда и его сподвижников как записано в традициях или хадисах) являются единственным источником морали и норм поведения.

Относительно природы Бога и божественных признаков, Ash"ari отклонили убеждения Mu"tazili, что все коранические ссылки на Бога как имеющие реальные признаки были метафорическими. Ash"aris настояли, что эти признаки были, поскольку они «лучше всего подходят Его Величеству». Арабский язык - широкий язык, на котором у одного слова может быть 15 различных значений, таким образом, Ash"aris пытаются найти значение которое больше всего будет подходит Богу и не будет противоречить Корану. Поэтому, когда Бог заявляет в Коране, "Он, тот кто не имеет сходства ни с одним из Его творений", это ясно означает что Бог не может иметь частей тела, потому что Он сам создал тело. Ash"aris склонны подчеркивать божественное всемогущество над человеческой свободой воли и склонны верить, что Коран вечен и нерукотворен.

Учение Матуридия

Основан Абу Мансуром аль-Матуриди (умер в 944). Maturidiyyah (Матуридия) была традицией меньшинства, пока ее не приняли турецкие племена Средней Азии (ранее, они были Ash"ari и последователями школы Shafi"i; после миграции в Анатолию они стали чтить традицию Hanafi и следовать вере Maturidi). Одно из племен, турки-сельджуки, мигрировало в Турцию, где позже была основана Османская империя. Юридическая школа, которой они отдавали предпочтение, получила новое выдающееся положение по всей империи, не смотря на то, что ее последователями были исключительно последователи школы Hanafi, в то время как последователи школ Shafi и Maliki в границах империи следовали школам мысли Ash"ari и Athari. Таким образом, везде где есть последователи Hanafi, можно найти приверженцев вероисповедования Maturidi.

Традиционная суннитская школа

Традиционалистская теология - это движения исламских ученых которые отвеграют рационалистическую исламскую теологию (kalam) в пользу строгого текстуализма в толковании Корана и Сунны. Название происходит от слова "традиция" в его техническом смысле как перевод арабского слова hadith (хадис). Иногда это движение также называют и другими названиями.

Сторонники традиционистской теологии полагают что zahir (буквальный, очевидный) значение Корана и Хадисов имеет единственую власть в вопросах веры и закона; и что использование рационального спора запрещено, даже если дискуссия подтверждает правду. Они участвуют в буквальном чтении Корана, напротивовес тем кто участвует в ta"wil (метафорическое толкование). Они не пытаются осмыслять значения Корана рационально и полагать, что их факты должны быть отправлены одному только Богу (tafwid). В сущности текст Корана и хадиса принимается без вопросов "как" или "Bi-la kaifa".

Приверженное традиции богословие появилось среди ученых хадиса, которые в конечном счете соединились в движение, названное ahl al-hadith под лидерством Ахмада ибн Ханбала. В вопросах веры они были настроены против Mu"tazilite и других теологических течений, осудив много пунктов их доктрины, а также рационалистических методов, которые они использовали в свою защиту. В десятом веке аль-Ашьари и аль-Матуриди нашли компромисс между рационализмом Mu"tazilite и буквализмом Hanbalite, используя рационалистические методы, защищенные Mu"tazilite, чтобы защитить большинство принципов приверженной традиции доктрины. Хотя, главным образом, ученые Hanbali, которые отклонили этот синтез, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на рассказе подход к вере остался влиятельным среди городских масс в некоторых областях, особенно в аббасидском Багдаде.

В то время как Ашаризм и Матуридизм часто называют суннитской «ортодоксальностью», приверженное традиции богословие процветало вместе с ним, заявляя конкурирующие претензии, на право называтся православной суннитской верой. В современную эру это оказало непропорциональное влияние на исламское богословие, адаптированное ваххабизмом и другими традиционными салафитскими течениями, которые распространились далеко за пределами границ юридической школы Hanbali.

Что такое хадисы

Коран, поскольку он существует сегодня в книжной форме, был составлен сподвижниками Мухаммеда (Sahabah) в течение нескольких месяцев после его смерти и принимается всеми течениями ислама. Однако, существует много вопросов веры и повседневной жизни, которые не были непосредственно предписаны в Коране, но были действиями, которые наблюдались Мухаммедом и ранним мусульманским сообществом. Более поздние поколения искали устные традиции которые бы поведали о ранней истории ислама, практиках Мухаммеда и его первых последователей, чтобы записать их и сохранить. Эти записанные устные традиции называют хадисами. Мусульманские ученые на протяжении веков тщательно проанализировали хадисы и оценили цепь повествования каждой традиции, тщательно исследовали правдивость рассказчиков, а также оценили силу каждого хадиса.

Какие хадисы самые достоверные

Кутуб аль-Ситтах - шесть книг, содержащих коллекции хадисов. Мусульмане-сунниты принимают коллекции хадиса Бухари и Мусульманина как самые подлинные (sahih, или правильные), и хотя принимают все проверенные хадисы как поддлинные, предоставляют немного меньший статус коллекциям других записей. Однако, существуют еще другие четыре коллекции хадисов, к которым с особенным уважениям относятся мусульмане-сунниты, что составляет в общей сложности шесть хадисов:

  • Сахих аль-Бухари Мухаммад аль-Бухари
  • Сахих Муслим Муслим ибн аль-Хаджжаджа
  • Сунан аль-Сугра Аль-Наса"и
  • Сунан Абу Дауд Абу Дауда
  • Джами "ат-Тирмизи Аль-Тирмизи
  • Сунан Ибн Маях Ибн Маяха

Существуют также и другие сборники хадисов, которые содержат много достоверном хадисов и часто используются учеными и специалистами. Примеры этих коллекций включают в себя:

  • Мусаннаф Абда аль-Раззака из Абд ар-Раззак ас-Санани
  • Муснад Ахмад ибн Ханбаля
  • Мустадрак Аль Хаакима
  • Муватта имама Малика
  • Сахих Ибн Хиббан
  • Сахих Ибн Хузайма Ибн Хузайма
  • Сунан Ад-Дарими Ад-Дарими

Хотя шииты и сунниты боролись между собой более тысячи лет, в основном, они довольно мирно сосуществовали до недавнего времени. Как же получилось, что на сегодняшний день многие из их стран оказались участниками открытой войны?
Не секрет, что современная геополитика во многом направляется углеводородами, то есть нефтью и газом. Справедливо ли это для войны между шиитами и суннитами? Да, справедливо. США и их союзники поддерживают суннитов против шиитов в рамках войны за нефть. Дело в том, что львиная доля ближневосточной нефти находится в шиитских странах… или на тех участках стран с суннитским большинством, где проживают шиитские меньшинства.

В частности, вот что на этой неделе отметил Джон Шварц на страницах издания Intercept:

Большую часть конфликтов можно объяснить с помощью интереснейшей карты, созданной М.Р. Изади, картографом и адъюнкт-профессором Школы специальных операций ВВС США.

Как показывает карта, из-за своеобразного соотношения между религиозной историей и анаэробным разложением планктона почти все ископаемые виды топлива Персидского залива оказались во власти шиитов. Это верно даже для суннитской Саудовской Аравии, основные нефтяные месторождения которой расположены в Восточной провинции, где большинство населения является шиитами.

Вследствие этого самый глубокий страх королевской семьи Саудовской Аравии состоит в том, что в один прекрасный день саудовские шииты отделятся вместе со всей своей нефтью и вступят в союз с шиитским Ираном. Эти опасения только усилились после вторжения США в Ирак в 2003 году, когда был свергнут суннитский режим Саддама Хусейна, в результате чего укрепились позиции проиранского шиитского большинства. Так, ещё в 2009 году влиятельный религиозный деятель местной шиитской общины Нимр ан-Нимр заявил, что саудовские шииты выступят за отделение, если саудовское правительство не станет лучше к ним относиться.
На карте показаны расселение религиозных групп на Ближнем Востоке и расположение достоверных разработанных запасов нефти и газа. Темно-зелёные участки обозначают преобладание шиитов; светло-зеленые – суннитов; фиолетовые – ваххабитов/салафитов (ответвление суннитов). Чёрным и красным выделены области соответственно нефтяных и газовых месторождений.

Карта Изади наглядно демонстрирует, что практически все нефтяные богатства Саудовской Аравии расположены в пределах небольшого участка её территории, где преобладают шииты (Нимр, например, жил в Авамии, в самом сердце нефтяного региона). Если эта область на востоке Саудовской Аравии отсоединится, члены саудовской королевской семьи окажутся просто разорёнными 80-летними стариками.

Возможно, казнь Нимра (состоявшаяся 2 января 2016 года; прим. mixednews) отчасти объясняется тем, что саудовцы отчаялись искоренить независимое мышление среди проживающих в стране шиитов.

Эта же напряжённость является причиной того, что в 2011 году Саудовская Аравия помогла раздавить подобие «арабской весны» в Бахрейне (богатой нефтью стране, где при большинстве шиитов правит суннитская династия).

Аналогичные расчёты стоят также за решением Джорджа Буша остаться в стороне, когда в 1991 году Саддам Хусейн использовал химическое оружие для подавления восстания иракских шиитов в конце войны в Персидском заливе. Как пояснил тогда колумнист New York Times Томас Фридман, Саддам «удержал Ирак от распада, к большому удовлетворению союзных США Турции и Саудовской Аравии».

Таким образом, суннитские династии стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Бахрейна, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Кувейта) целенаправленно преследуют Иран и шиитский мир, делая всё возможное для начала войны с шиитами по всей территории Ближнего Востока и Северной Африки, с тем чтобы «оправдать» захват ресурсов. И всё потому, что шииты владеют всеми нефтяными и газовыми месторождениями.

Ислам разделяется на два крупнейших течения - суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85–87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются.

КОГДА И ПОЧЕМУ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИСЛАМА РАСКОЛОЛИСЬ НА СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али* в Арабском халифате** возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда***, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны - второго после Корана**** источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

КАКОВЫ РАЗЛИЧИЯ В ТОЛКОВАНИИ ИСЛАМА У СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.

Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.

Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.

Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.

Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Могут ли сунниты и шииты вместе совершать намаз и хадж?

Последователи различных течений ислама могут совершать намаз (ежедневное пятикратное чтение молитв) вместе: в некоторых мечетях это активно практикуется. Кроме того, сунниты и шииты могут осуществлять совместный хадж - паломничество в Мекку (священный город мусульман на западе Саудовской Аравии).

В каких странах большие шиитские общины?

Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.

*Али ибн Абу Талиб - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.

**Арабский халифат - исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.

***Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) - проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура в религии после Аллаха.

****Коран - священная книга мусульман.

***************

РАССЕЛЕНИЕ ШИИТОВ И СУННИТОВ

Подавляющее большинство мусульман на планете составляют сунниты. Антипатии между общинами внутри ислама более распространены, чем между самим исламом и другими религиозными верованиями и их сторонниками. В некоторых странах теологические и культурные различия между суннитами и шиитами приводят к насилию.

Выходящий в Лондоне журнал «Джейн» пишет, что шииты составляют большинство в Азербайджане, Иране и Бахрейне. В Ираке шииты составляют больше половины населения. В Саудовской Аравии шиитов уже только около 10 процентов.

Преобладание суннитов наблюдается в Афганистане, Пакистане, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. В Индии, с общим количеством в более чем один миллиард жителей, абсолютное большинство процентов мусульман принадлежат к общине суннитов.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры, в среде его последователей возникло разногласие по поводу того, кто должен стать его преемником. Те, кто склонялся к идее избрания преемника через согласие, полученное в Халифате, стали называться суннитами.

Меньшинство же предпочитало видеть преемником пророка Мухаммеда избранного по семейному родству с пророком. Они выбрали своим имамом двоюродного брата пророка - Али. Это меньшинство стало известно под названием Шиит Али, то есть группой сторонников имама Али.

В 680 году в Кербале в Ираке был убит суннитами сын имама Али – Хуссейн, и это ещё больше обострило противоречия между суннитами и шиитами.

Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона. В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества. Это приводит не только к дискуссиям, но во многих случаях ведет к репрессиям со стороны правящих элит...

ГЛАВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Исламский свод законов, безотносительно практики суннитов или шиитов, базируется на Коране, суннах (обычаях пророка Магомета), соотносясь с хадитами (высказываниями Пророка и его сторонников), джияс (подобиями, аналогами) и понятием «ижтихад» (личными умозаключениями).

Именно от них произрастает Исламский закон (шариа), который не систематизируется, но подвергается истолкованию советом компетентных личностей (улема). Источники истолкования Исламского закона (Шариа) не устанавливают различия между Исламом шиитов и суннитов. Но различия между двумя течениями возникают как следствие интерпретации хадитов (высказываний Пророка и его сподвижников).

В случае шиитов в истолкование включены высказывания имамов. В шиитском Исламе имамы являются не просто ведущими молитв, но и носителями сверхъестественных знаний и обладателями бесспорного авторитета. Это является главной причиной их расхождения с суннитами.

ВОПРОСЫ БРАКА

Различия в интерпретации суннитами и шиитами исламского закона - шариата - стали ещё более разительными. Как отмечает британский журнал «Джейн», в Южной Азии и на Ближнем Востоке это часто приводило и продолжает приводить к насилию.

Власть каждого из основных течений ислама в странах этого региона часто создавала проблемы, влияющие на исламский закон. Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его стороной мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В Индии в 2005 году шииты отказались следовать распоряжениям, исходящим от Всеиндийского мусульманского совета в вопросах замужества, развода и получения наследства. Шииты заявили, что Совет, в котором большинство составляли сунниты, в своих решениях склонялся к суннитским истолкованиям вопросов брака.

РОСТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Иранская революция 1979 года вызвала встревоженность возможным распространением влияния шиитов в Персидском заливе и Пакистане.

Британский журнал «Джейн» акцентировал внимание на том, что в своих жёстких интерпретациях Корана ваххабиты призывают к действиям против неверующих и особенно шиитов, которых они считают отъявленными еретиками.

Саудовская Аравия энергично поддерживала суннитскую доктрину щедрыми субсидиями лидеров на местах, таких как пакистанский президент Мухаммед Зия уль-Хак, с целью противостоять влиянию шиитов путём расширения сети исламских школ - медресе. Саудовцы стремились к тому, чтобы эти школы симпатизировали суннитскому исламу и поддерживали ваххабитское его истолкование.

Акции имели очевидный успех. Быстрый рост суннитского радикализма способствовал вербовке боевиков для движения сопротивления в Афганистане против советской оккупации. Позднее это активизировало движение «Талибан» и сторонников Усамы бен Ладена.

Так что государственные лидеры уже сталкиваются с необходимостью находить пути, на которых обе общины - и суннитская и шиитская - смогут нормально функционировать и мирно сосуществовать.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все "прогрессивное" западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьёзных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший её Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Суть различий суннитов и шиитов в религиозных разногласиях. Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, - суннитами.

Таким образом, можно смело утверждать, что первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба - кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом - уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali - партия Али) и сунниты (Ahl Sunna - люди Cунны).

Принципиальное разногласие, как мы говорили выше, сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам - это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов - двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

В современном мире шииты составляют примерно 11% мусульманского населения мира. Страны, в которых шииты составляют большинство: Иран - 93,4%, Азербайджан - 70%, Ирак - 62%. Крупные общины шиитов находятся в Кувейте (30%), Ливане (34%), Йемене (40%). Страной, претендующей на лидерство в шиитском мире, является, конечно же, Иран. После революции 1979 года, когда к власти в Иране пришло радикальное шиитское духовенство, Иран начал активно создавать так называемый шиитский пояс Иран - Сирия - Ливан (Хезболла), вызвав обострение конфликтной ситуации с Саудовской Аравией, которая сочла действия Ирана угрозой своим интересам в регионе. В основе столкновения ИРИ и КСА лежат сугубо экономические соображения. Однако обе стороны с самого начала разыгрывали карту шиито-суннитских противоречий в качестве мощного мобилизационного инструмента.

Последние несколько столетий шииты и сунниты жили в относительном спокойствии. Однако в конце XX столетия ситуация, к сожалению, изменилась, и теперь мы имеем эскалирующий конфликт, перешедший в резкую религиозно-племенную форму. Как мы уже обсудили выше, принципиальных непримиримых разногласий на самом деле между шиитами и суннитами нет. Свидетельством тому является в том числе и то, что на протяжении столетий в местах совместного проживания шииты и сунниты часто посещали и посещают одни и те же мечети, а исторический опыт показывает, что, как только наблюдается начало шиито-суннитского конфликта в том или ином месте, тут же можно найти в непосредственной близости того, кто этот конфликт инспирировал отнюдь не в религиозных целях.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация