Исполнение обязательств по контракту что. Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту. Гарантийные обязательства по контракту

Главная / Общество

9.1. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта, что в рублевом эквиваленте составляет – 62 096 (шестьдесят две тысячи девяносто шесть) рублей 80 коп.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ.

9.2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику в размере обеспечения исполнения контракта, установленном в пункте 9.1. настоящей контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Исполнителем, с которым заключается контракт, самостоятельно.

9.3. В случае если обеспечение исполнения контракта представляется в виде банковской гарантии:

9.3.1. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, Услуги, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

9.3.2. Банковская гарантия должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

9.3.3. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.

9.3.4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

9.3.5. Если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем обязательств по контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Исполнитель обязуется предоставить заказчику иное (новое) обеспечение исполнение контракта. Новое обеспечение должно быть предоставлено на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в документации и контракте.

9.3.6. Исполнитель в срок не позднее 7 (семи) календарных дней с момента заключения контракта обязан предоставить заказчику оригинал банковской гарантии, выданной банком.

9.4. В случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта:

9.4.1. Внесение денежных средств на счет Заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, должно быть произведено Исполнителем по следующим реквизитам Заказчика:

Получатель: УФК РФ по Республике Башкортостан (Финансовое управление администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - Администрация)

Отделение № 8598 Сбербанка России г. Уфа

Номер расчетного счета: 40302810406605086400

Номер лицевого счета: 05200000010

БИК: 048073601

ИНН: 0242009355

КПП: 024201001

Назначение платежа: внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения обязательств по муниципальному контракту оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, № закупки.

Факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения настоящего Контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществляется при помощи системы «банк – клиент»).

9.4.2. Денежные средства, внесенные в обеспечение исполнения контракта, возвращаются Исполнителю Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя, направленного в адрес Заказчика при условии надлежащего выполнения Исполнителем всех своих обязательств по контракту в соответствии с разделом 3 настоящего контракта. Указанные денежные средства перечисляются на расчетный счет, указанный Исполнителем в его письменном требовании.

9.4.3. В случае неисполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных контрактом, обеспечение исполнения контракта, денежные средства, внесенные в обеспечение исполнения контракта, остаются у Заказчика, возврат денежных средств Исполнителю не производится.

9.5. В ходе исполнения контракта Исполнитель вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер оказанных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

ФОРС-МАЖОР

10.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если это неисполнение явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Контракта в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить разумными мерами: стихийные бедствия, наводнения, взрывы, объявленные или необъявленные военные действия и иные подобные обстоятельства.

10.2. При наступлении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой они возникли, должна в течение 3 дней известить о них в письменном виде (факс, электронная почта) другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Контракту.

10.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, то она обязана возместить другой Стороне понесенные убытки. В случае наступления вышеуказанных обстоятельств, срок исполнения Стороной обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия этих обстоятельств и (или) их последствий.

СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

11.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2016 года, а в части расчетов до полного исполнения сторонами обязательств.

11.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям и в порядке, предусмотренным в частях 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

12.1. Любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные Контрактом, считается действительной, если она подтверждена Сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения или протокола.

12.2. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013

12.3. В случае принятия Правительством Республики Башкортостан решения об уменьшении лимитов бюджетных обязательств, заказчик в 10-дневный срок уведомляет об этом Исполнителя. В 10-дневный срок со дня получения уведомления заказчика Стороны заключают дополнительное соглашение к Контракту об изменении условий Контракта либо расторгают Контракт в связи с невозможностью его исполнения.

Не допускается прием и оплата Работ по Контракту, произведенных после получения Исполнителем уведомления от заказчика об уменьшении лимитов бюджетных обязательств.

12.4. Стороны обязаны уведомлять друг друга в течение 48 часов с момента изменения реквизитов, указанных в пункте 14 настоящего Контракта. Сторона, своевременно не уведомившая другую сторону об изменении своих реквизитов, несет риски и убытки, которые могут у нее возникнуть в связи с исполнением другой Стороной своих обязательств.

12.5. Споры, возникающие между Заказчиком и Исполнителем при заключении, изменении, расторжении и выполнении Контракта, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в претензионном порядке, срок рассмотрения претензии – 10 (Десять) дней с момента ее получения.

12.6. В случае возникновения споров между сторонами по вопросам, предусмотренным настоящим Контрактом, стороны примут все меры для их решения путем переговоров.

12.7. В случае невозможности урегулировать спор путем переговоров, данный спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНТРАКТУ

13.1. Нижеперечисленные документы образуют приложения к настоящему Контракту и являются его неотъемлемой частью:

Приложение №1 Техническое задание

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН


Приложение № 1 к контракту

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете

29.11.2017

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила № 1042).

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

  • до 3 млн руб. - 3%;
  • от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) - 2%;
  • от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) - 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. - 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит - 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЮДЖЕТНЫМ.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н ).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора неустойка удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на лицевой счет учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАЗЕННЫМ.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
  • 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
  • 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение - случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

* * *

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик - учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Чтобы защитить свои интересы и обеспечить исполнение обязательств победителем, с которым заключается контракт, заказчик имеет право установить требование об обеспечении победителем своих обязательств по контракту. Пoдобное требование, а также срок и порядок предоставления обеспечения должно быть указано в документации об аукционе заказчика.

Законом устанавливается исчерпывающий перечень способов обеспечения контракта (то есть муниципальный контракт не может быть обеспечен способом, не предусмотренным данной нормой закона), а также то, что право выбора такого способа принадлежит не заказчику, а победителю.

Исключением из этого правила является то, что муниципальный заказчик вправе установить, что обеспечение исполнения муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

Размер обеспечения исполнения контракта также указывается в документации об аукционе и не может превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% и до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)), или в случае, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальнoй) цены контракта, в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса.

В случае установления муниципальным заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов. При этом муниципальный заказчик вправе самостоятельно определить обязательства по муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены.

Требования об oбеспечении исполнения обязательств заказчика Законом также не установлены, чему имеется логическое обоснование - товары (работы, услуги) оплачиваются за счет бюджетных средств.

В муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнeние обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом.

Следовательно, даже если муниципальный заказчик примет решение не устанавливать ответственность победителя сверх ответственности, предусмотренной ГК РФ за нарушение обязательств, условия о такой ответственности должны быть перенесены из ГК РФ в текст контракта. Так, заказчик может воспользоваться нормой п. 1 ст. 393 ГК РФ, согласно которой должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства, а также из-за сложности обоснования размера понесенных убытков применить норму ст. 395 ГК РФ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. (ред. от 31.12.2014 г.)// Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301..

Неустойка (штраф, пени) устанавливается заказчиком самостоятельно в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика.

Необходимо учитывать, что, по мнению Высшего арбитражного суда, наряду с неустойкой не может применяться такая мера ответственности, как взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами. Следoвательно, принимая во внимание размер процентов, установленный ст. 395 ГК РФ, в муниципальном контракте целесообразно установить ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) в виде неустойки (пени за каждый день просрочки или штрафа).

Так Арбитражным судом Сахалинской области было рассмотрено дело по иску, а именно Департамнт городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СахалинСпецСтрой» о взыскании неустойки за просрочку сроков сдачи работ по муниципальному контракту т 25.08.2013 в размере 2 051 453 рубля.

В обоснование исковых требований, со ссылкой на ст. 309,330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец указывает, что ответчиком, в нарушение условий муниципального контракта от 25.08.2013 на выполнение подрядных работ по объекту «Капитальный ремонт фасадов и кровель жилых домов г. Корсаков», обязательства по выполнению работ исполнены ответчиком, с нарушением установленных контрактом сроков на 33 календарных дня.

От ответчика в материалы дела поступил отзыв на иск, в котором ответчик факт просрочки исполнения обязательства по муниципальному контракту не отрицает, полагает период просрочки равным 32 календарным дня, с 25.11.2013 по 26.12.2013, просит суд снизить размер неустойки в порядке ст. 333ГК РФ, до 92 789 рублей 50 копеек, полагает неустойку истцом несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (муниципальный или государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполнение работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Ст. 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Оценив, по правилам ст. 71 АПК РФ, представленные истцом в материалы дела акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, суд приходит к выводу, что факт выполнения и сдачи ответчиком работ по контракту с просрочкой сроков, установленных контрактом, на 32 календарных дня подтвержден.

Таким образом, требования истца о взыскании неустойки за несвоевременное выполнение работ по контракту подлежат удовлетворению. Обзор судебной практики рассмотренные Арбитражным судом Сахалинской области споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Справочно-правовая система «Право.ру». [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.pravo.ru.

Следовательно, анализируя выше рассмотренное дело, автор пришел к выводу, что в случае просрочки исполнeния заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как указывалось, заказчик не может отказаться от оплаты по муниципальному контракту, сославшись на непоступление (неполучение заказчиком) бюджетных денежных средств. При этом возникает вопрос: распространяются ли на заказчика нормы о неустойке в случае несвоевременного поступления (перечисления) последнему денежных средств из бюджета. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются обстоятельства чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях. Причем к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Следовательно, в случае недофинансирования заказчика (недополучения им средств из бюджета) он не освобождается от уплаты неустойки. Данное мнение подтвердил Высший Арбитражный Суд указав, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение oбязательств по договору поставки для государственных (следовательно, и для муниципальных) нужд в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить, но невыплата средств из бюджета на указанные цели к таким основаниям не относится.

Сахалинским Арбитражным судом было рассмотрено дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Бошняково» у Администрации Бошняковского сельского поседения Углегорского муниципального района Сахалинской области о взыскании задолженности по муниципальному контракту, судебных расходов.

Согласно положениям ст. 309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона в определенный срок, односторонний отказ от выполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается. В соответствие с пунктами 1,2 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Администрацией Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (Заказчик) и ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» (Исполнитель) заключен муниципальный контракт, в силу которого исполнитель обязуется с использованием свих материалов, оборудования, техники произвести расчистку территории от снега с. Бошняково и сдать результат работы заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1.2 Контракта). Общая стоимость работ составляет 490 000 рублей. Истцом в адрес ответчика был выставлен счет на оплату. В соответствие с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик доказательства оплаты выполненных работ в полном объеме не представил, возражений относительно исковых требований не заявлял. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании задолженности по муниципальному контракту в сумме 490 000 рублей суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствие со ст. 101 АПК РФ судебные расходы стоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Таким образом, требования истца удовлетворены в полном объеме, суд решил взыскать с Администрации Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунального хозяйство Бошняково» 490 000 рублей. Обзор судебной практики рассмотренные Арбитражным судом Сахалинской области споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Справочно-правовая система «Право.ру». [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.pravo.ru.

Нередко в судебной практике отмечалось, что рассмотрение иска по делу о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту, за просрочку платежа и т.д. заканчивалось мировым соглашением.

Так, например, Арбитражным судом Сахалинской области слушалось дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» к муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» и встречному иску МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска к ООО «Строительные технологии» о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту. В ходе слушания дела от МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска поступило мировое соглашение, заключенное между МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска и ООО «Строительные технологии», представленное ходатайство о рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения в отсутствие ответчика. Согласно ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, а так же в соответствие со ст. 49 АПК РФ стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном гл. 15 настоящего Кодекса Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. При таких обстоятельствах мировое соглашение, заключенное сторонами по настоящему делу, подлежит удовлетворению судом.

Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст.150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению. Обзор судебной практики рассмотренные Арбитражным судом Сахалинской области споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Справочно-правовая система «Право.ру». [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.pravo.ru.

В соответствии со ст. 408 ГК РФ обязательство прекращается исполнением. В случае надлежащего исполнения муниципального контакта обеими сторонами, он перестает действовать. Документом, фиксирующим прекращение действия контракта и свидетельствующим о его исполнении, как правило, является акт о выполнении сторонами своих обязательств по муниципальному контракту, подписанный обеими сторонами.

Также обязательства по муниципальному контракту могут быть прекращены в связи с расторжением муниципального контракта, в случае и порядке, предусмотренными Законом. Расторжение муниципального контракта допускается по соглашению сторон, или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, или в одностороннем порядке, в случае существенного нарушения договора.

В случае расторжения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту предусматривается право заказчика заключить контракт с участником размещения заказа, с которым был бы заключен контракт в случае уклонения победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказаАльхимович Н. Закупки для государственных и муниципальных нужд // Бюджетные организации:бухгалтерский учет и налогообложение, 2006..

При этoм если до расторжения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) уже частично исполнил свои обязательства, то при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем акциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация