Государственный санитарно эпидемиологический надзор рф. Какие органы в нашем государстве осуществляют Государственный санитарно-эпидемиологический надзор? Основные принципы системы эпидемиологического надзора

Главная / Общество

В России сложилась действенная и эффективная система государственного регулирования и контроля качества и безопасности пищевых продуктов, которая базируется на комплексном подходе продуктов, оценке и регламентации качества продуктов питания на всех этапах её производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации. Эта система включает Органы государственного надзора и контроля:

1. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

2. Органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

3. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные органы.

4. Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации и её территориальные органы.

5. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Российской Федерации и её территориальные органы.

Цель данного государственного надзора и контроля – предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением некачественной, опасной продукции.

Органы государственного надзора и контроля в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами: «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами (ГОСТ, ОСТ), санитарными, строительными и межотраслевыми нормами и правилами (СП, СНиП, СН, СанПиН) и др.

Государственный надзор и контроль включает в себя:

1. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе:

Выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы (далее именуются – нормативные документы) при разработке новой продукции, подготовке её к производству, изготовлению, хранению, транспортировке и реализации, оказанию услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;

Выполнением правил продажи отдельных видов товаров и правил оказания услуг в сфере общественного питания;

Соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка провидения подтверждения соответствия продукции и услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, требованиям нормативных документов;

Выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

2. Установление причин и условий возникновения болезней людей и животных.

3. Пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и применение мер административного воздействия к лицам, допустившим такие правонарушения.

4.Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля при выполнении своих служебных обязанностей имеют права и несут ответственность в соответствии с законодательством российской Федерации.

5. Государственный надзор и контроль осуществляются посредством проведения:

А) проверок деятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по изготовлению и обороту пищевой продукции, оказанию услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, включающих в себя при необходимости:

Обследование территорий, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств;

Рассмотрение документов, необходимых для оценки качества и безопасности продукции, условий её изготовления и оборота;

Проведение исследований (испытаний) продукции;

Проведение экспертизы продукции (санитарно-эпидемиологической, токсикологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и др.), проектов нормативных и технических документов, по которым предполагается осуществлять изготовление новой продукции;

Б) расследования и пересечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

В) анализа причин и условий возникновения и распространения болезней людей и животных, а также проведения мероприятий, направленных на их ликвидацию и профилактику.

6. Проверки и расследования осуществляются должностными лицам и специалистами органов государственного надзора и контроля по вопросам, относящим к их компетенции, в соответствии с методическими инструктивными документами, утверждёнными в установленном порядке органами государственного надзора и контроля.

7. Плановые проверки проводятся, как правило, по комплексу вопросов обеспечения качества и безопасности продукции. При необходимости для проведения таких проверок образуются комиссии в состав которых включаются представители заинтересованных органов государственного надзора и контроля.

8. Внеплановые проверки проводятся при получении органами государственного надзора и контроля информации об аварийных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процессов изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции, связанных в её употреблением (использованием), случаях заболеваний (отравлений) людей и других нарушениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

9. Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля могут посещать с целью территории и помещений только во время исполнения ими служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений.

10. Результаты проверок и расследований оформляются документами (актами, заключениями) установленного образца, оригиналы которых вручаются гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и руководителям проверяемых организаций.

11. В случае выявления нарушений в области обеспечения качества и безопасности продукции должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции применяют меры административного пресечения и воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Отбор образцов продукции и иных материалов, необходимых для оценки качества, безопасности, условий изготовления и оборота, проведение исследований (испытаний) и оформление их результатов осуществляются в соответствии с нормативными документами, устанавливающими требования к отбору, методам и методикам исследований (испытаний) продукции и оценки полученных результатов.

13. Проведение исследований (испытаний) продукции и иных материалов осуществляется в лабораториях (испытательных центрах) органов государственного надзора и контроля, а при необходимости в других лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в установленном порядке.

14. Результаты проведённых исследований (испытаний) продукции своевременно доводят до сведения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

15. Действия должностных лиц и специалистов органов государственного надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Какие органы государственного надзора и контроля включает система регулирования качества и безопасности пищевых продуктов Российской Федерации? Каковы их цели?

2. Какими федеральными законами руководствуются в своей работе органы государственного надзора и контроля?

3. Перечислите основные функции государственного надзора за качеством и безопасностью пищевого сырья и пищевых продуктов в нашей стране.

Тестовые вопросы

1. Целью государственного надзора и контроля качества и безопасности пищевых продуктов является предотвращение отравлений на предприятиях общественного питания (Да/Нет)?

2. Внеплановые проверки предприятий питания проводятся при расследовании пищевых отравлений (Да/Нет)?

3. Обследование предприятий питания представителями ЦГСЭН заканчивается актом, который заверяется подписями членов комиссии (Да/Нет)?

4. Исследование продукции осуществляется в лабораториях Органов государственного надзора и контроля (Да/Нет)?

5. Все допускающие санитарного обследование предприятия питания, может быть затребована органами прокуратуры и суда (Да/Нет)?

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

В соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1. контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3. меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
4. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
5. проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6. разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7. статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.


Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.


Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел. На эмблеме Роспотребнадзора изображен серебряный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный короной с лентами. В лапах орел удерживает щит с золотым полем. В поле щита - красный прямой равноконечный контурный крест. В центре креста - красный посох Асклепия.


Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения?
2. Что такое социально-гигиенический мониторинг?
3. Посредством чего обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения?
4. Назовите права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Назовите права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. Какие существуют требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания для здоровья человека?
7. Какие требования санитарного законодательства предъявляются к дошкольным и другим образовательным учреждениям?
8. Что относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям?
9. Как осуществляется гигиеническое воспитание и обучение граждан в РФ?
10. Какие виды деятельности подлежат обязательному лицензированию?
11. Что включает в себя государственный санитарно-эпидемиологический надзор?
12. Что Вы знаете о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

  • Тема 6. Основные достижения медико-биологических и клинических наук в новейшее время
  • Тема 7. Развитие гигиены и санитарно-эпидемиологического дела в россии в новейшее время
  • Раздел 2. Медицинская статистика
  • Тема 1. Статистическая совокупность. Этапы статистического исследования
  • Тема 2 относительные величины. Графический анализ. Динамические ряды
  • Тема 3 средние величины, оценка разнообразия признака в вариационном ряду
  • Тема 2. Медицинская демография
  • Тема 3 заболеваемость населения
  • Тема 4 организация массовой пропаганды медицинских знаний
  • Раздел 4. Организация лечебно-профилактической помощи населению
  • Тема 1. Организация амбулаторно-поликлинической помощи
  • Тема 2. Организация медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
  • Тема 3. Охрана материнства и детства
  • Тема 4. Организация медицинской помощи рабочим промышленных предприятий
  • Раздел 2. Медицинская статистика.......................……...60
  • Раздел 3. Здоровье и методы его изучения................105
  • Раздел 4. Организация лечебно-профилак-
  • Раздел 5. Организационные принципы государственного санитарно-эпи-
  • Раздел 6. Управление, экономика, меди-
  • Раздел 1. Общие теоретические аспекты.
  • Раздел 2. Медицинская статистика.......................…….248
  • Раздел 3. Здоровье и методы его изучения................252
  • Раздел 4. Организация лечебно-профилак-
  • Раздел 5. Организационные принципы государственного санитарно-эпи-
  • Раздел 6. Управление, экономика, меди-
  • 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47
  • Раздел № 5. Организационные принципы государственного санитарно-эпидемиологического надзора

    Тема №1.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

    ДОПОЛНИТЬ

    1. На административной территории госсанэпиднадзор возглавляет главный ____________ санитарный врач территории.

    2. Структура центра госсанэпиднадзора в районе включает два основных отдела: санитарно-гигиенический и ____________________

    3. Конечными целями деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы являются охрана _________________ населения и профилактика ____________ человека

    4. В краях, областях, городах и районах функционируют____________________ госсанэпиднадзора

    5. Систему госсанэпиднадзора возглавляет орган, который называется _______________ _________________________

    6. Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” введен в действие в ________ году

    7. Санитарно-эпидемиологический надзор бывает государственным и ________________

    8. Центры госсанэпиднадзора подразделяются на типы и ____________________

    9. Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” состоит из разделов и ______________________________

    10. Первый санитарный врач в России:

    1. А.П.Доброславин

    2. И.И.Моллесон

    3. Ф.Ф.Эрисман

    4. П.И.Куркин

    5. Е.А.Осипов

    11. Главный принцип государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора:

    1. государственный характер

    2. научно-плановая основа

    3. единство текущего и предупредительного надзора

    4. единство санитарного и противоэпидемического мероприятия

    5. организация пропаганды гигиенических знаний и привлечение общественности для обеспечения санэпидблагополучия

    12. Важнейшая организационная предпосылка для обеспечения совместной работы медицинских учреждений и центров госсанэпиднадзора

    1. общие цели и задачи

    2. законодательные акты

    3. административная структура учреждений здравоохранения

    4. государственный характер проводимых оздоровительных мероприятий

    5. директивные указания вышестоящих органов

    13. Ведущее направление противоэпидемической деятельности в центрах госсанэпиднадзора

    1. оценка уровня инфекционной заболеваемости в динамике

    2. анализ эпидемиологической ситуации в районе

    3. контроль за выполнением плана профилактических прививок

    4. своевременность и качество эпидобследований в очагах

    14. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает государственный учет

    1. инфекционных заболеваний

    2. инфекционных и профессиональных заболеваний

    3. инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний

    4. инфекционных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения

    15. Назовите наиболее важную задачу госсанэпиднадзора

    1. наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания

    2. осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил

    3. разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санэпидблагополучие населения

    4. применение мер пресечения санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших

    16. Год создания государственной санитарной организации в России:

    17. Организационную деятельность центра госсанэпиднадзора в наибольшей мере характеризует:

    1. контроль за выполнением действующего санитарного законодательства

    2. планирование и координация санитарных и противоэпидемических мероприятий на административной территории

    3. изучение санитарно-эпидемиологического состояния населения территории

    4. научно-исследовательская работа по определению приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий

    5. ведение учета и отчетности

    18. Что является определяющим в характеристике состояния здоровья населения:

    1. условия труда

    2. условия быта (состояние жилища, характер питания, условия отдыха и т.д.)

    3. состояние окружающей (природной) среды

    4. уровень медико-санитарного обеспечения населения

    5. образ жизни

    19. Ведущая форма участия общественности в деятельности госсанэпидслужбы:

    1. санитарно-эпидемиологический Совет

    2. постоянные комиссии по здравоохранению

    3. общественные санитарные инспектора

    4. профсоюзные комитеты предприятий

    20. Показатели наиболее полно характеризующие состояние здоровья населения района:

    1. демографические (рождаемость, смертность, младенческая смертность и др.)

    2. показатели физического развития, инвалидность

    3. заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности и др.)

    4. результаты профилактических осмотров

    21. Вид госсанэпиднадзора, который является высшей формой профилактики:

    1. предупредительный санитарный надзор

    2. текущий санитарный надзор

    3. эпидемиологическое обследование

    4. разработка оздоровительных мероприятий на основе изучения заболеваемости

    5. комплексное планирование и координация деятельности медицинских учреждений района

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

    УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

    /слева в прямоугольниках обозначить цифрой логический порядок или последовательность указанных элементов/

    25. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это...

    Опасное и вредное влияние факторов Среды

    Имеются благоприятные условия

    Организм человека

    Cреда обитания людей

    Такое состояние общественного здоровья

    При котором отсутствует

    Для его жизнедеятельности

    26. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба - это:

    Органы и учреждения

    Охрана здоровья населения

    Единая система

    Действующие в целях

    Профилактика заболеваний человека

    27. Схема санитарной организации России в 90-е годы 19 века:

    Губернское санитарное бюро

    Участковые санитарные советы /попечительства/

    Уездный санитарный совет

    Губернский съезд врачей

    Санитарные врачи

    Губернский санитарный совет

    28. Главная цель государственной санитарно-эпидемиологической службы - это....

    Опасное и вредное влияние

    Предупреждение

    Факторы среды обитания

    Выявление и ликвидация

    Здоровье человека

    29. Разделы Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”:

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие и основы его обеспечения

    Международные договоры

    Ответственность за нарушение санитарного законодательства

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба

    Права и обязанности граждан,предприятий и организаций

    Государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор

    Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия

    30. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - это...

    Органы и санитарно-профилактические учреждения

    Деятельность

    Предупреждение, обнаружение и пресечение

    Направленная

    Профилактика заболеваний людей

    Нарушения санитарного законодательства

    Тема №2.

    МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

    ДОПОЛНИТЬ:

    1. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими возраста _______ лет

    2. Единственным документом для фиксации факта санитарного правонарушения служит ___________________

    3. Максимальный размер штрафа за санитарное правонарушение составляет для работающих граждан сумму ______________ дохода

    4. Максимальный размер штрафа за совершение санитарного правонарушения составляет для должностных лиц сумму ___________ дохода

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

    5. Виды ответственности за совершение санитарного правонарушения:

    1. дисциплинарная

    2. административная

    3. гражданско-правовая (экономическая)

    4. уголовная

    5. все перечисленные выше

    6. Срок давности для привлечения лица к административной ответственности за совершение одномоментного санитарного правонарушения:

    3. 2 месяца

    4. 3 месяца

    5. не установлен

    7. Срок давности для привлечения лица к административной ответственности при обнаружении длящегося санитарного правонарушения:

    3. 2 месяца

    4. 3 месяца

    5. не установлен

    8. Правом составления протокола о санитарном правонарушении наделены в центрах гассанэпиднадзора:

    1. главные государственные санитарные врачи и их заместители

    2. заведующие отделами (отделениями)

    3. санитарные врачи

    5. помощники санитарного врача

    9. Правом рассмотрения дела о санитарном правонарушении обладает:

    2. заведующий отделом (отделением) центра госсанэпиднадзора

    3. врач-эпидемиолог

    4. помощник санитарного врача

    5. все перечисленные выше лица

    10. В рассмотрении дела о санитарном правонарушении может участвовать:

    1. потерпевший

    2. переводчик

    3. свидетель

    4. адвокат

    5. лицо, привлекаемое к ответственности

    6. все перечисленные выше лица

    11. Наложение штрафа относится к мерам:

    1. распоряжения, без элементов принуждения

    2. двухстороннего соглашения

    3. административного взыскания

    4. дисциплинарной ответственности

    12. Лицо, привлекаемое к административной ответственности за санитарное правонарушение, вправе:

    1. знакомиться с материалами дела

    2. представлять доказательства

    3. пользоваться юридической помощью адвоката

    4. обжаловать постановления по делу

    5. реализовать все перечисленное выше

    13. Участие адвоката при рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1. обязательно

    2. не обязательно

    14. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное без предварительного составления протокола о санитарном правонарушении, является юридически:

    1. действительным

    2. не действительным

    15. Участие эксперта при рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1. обязательно

    2. не обязательно

    16. При определении конкретного размера штрафа за санитарное правонарушение необходимо учитывать материальное положение правонарушителя:

    17. Правом вынесения постановления по делу о санитарном правонарушении обладают:

    1. главные государственные санитарные врачи территорий

    2. заведующие отделами (отделениями) центров госсанэпиднадзора

    3. врачи-эпидемиологи

    4. все перечисленные выше лица

    18. Срок добровольной уплаты гражданином штрафа после вручения постановления составляет:

    4. 2 месяца

    5. 3 месяца

    19. Подача должностным лицом жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение:

    20. Срок добровольной уплаты штрафа юридическим лицом после вручения постановления составляет:

    4. 2 месяца

    5. 3 месяца

    21. Срок добровольной уплаты штрафа должностным лицом после вручения постановления составляет:

    4. 2 месяца

    5. 3 месяца

    22. Предельный срок для предъявления постановления о наложении штрафа к исполнению:

    3. 3 месяца

    4. 6 месяцев

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:

    23. Виды административных взысканий, применяемые к должностному лицу за совершение санитарного правонарушения:

    1. составление протокола о санитарном нарушении

    2. прекращение эксплуатации объекта

    3. наложение штрафа

    4. заявление о возбуждении уголовного дела

    5. предупреждение

    24. К числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность гражданина, относятся:

    1. совершение правонарушения группой лиц

    2. чистосердечное раскаяние виновного

    3. предотвращение вредных последствий правонарушения

    4. совершение правонарушения в состоянии опьянения

    5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия

    25. По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено постановление:

    1. о наложении административного взыскания

    2. о неполном служебном соответствии

    3. об истечении срока давности

    4. о прекращении дела производством

    26. Постановление о наложении штрафа на должностное лицо может быть обжаловано:

    1. вышестоящему главному государственному санитарному врачу

    2. в районный (городской) суд

    3. в арбитражный суд

    27. Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо может быть обжаловано:

    1. в вышестоящий орган госсанэпиднадзора

    2. в арбитражный суд

    3. в районный суд по месту регистрации

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

    Тема №3.

    ПЛАНИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ДОПОЛНИТЬ

      Наиболее эффективный метод составления годового плана работы центра госсанэпиднадзора: ____________ - ______________.

      Виды комплексирования мероприятий: внутриучрежденческое, внутриотраслевое и _________________

      Планы подразделяются по продолжительности планируемого периода на перспективные и ____________

      Индивидуальным плановым документом служит план-__________ работы на месяц

      Одним из принципов планирования является сочетание территориальных и ______________________ планов

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

      Годовой план работы центра госсанэпиднадзора относится к перспективным плановым документам:

    7. Комплексный план оздоровительных мероприятий окончательно утверждается:

    1. главным государственным санитарным врачом территории

    2. главой местной администрации

    3. главным врачом территории

    4. всеми перечисленными выше лицами

    8. Целевая комплексная программа охраны здоровья населения административной территории предусматривает:

    1. целевую ориентацию

    2. комплексность планирования и управления

      гибкость организационных структур и механизмов реализа-

      контроль и оценку хода реализации программы с целью

    проведения необходимой коррекции

      все перечисленное выше

    9. План-задание для объекта госсанэпиднадзора содержит:

      все предложения актов санитарного обследования объекта

      предложения по проведению мероприятий, требующих больших затрат

      пакет предложений по повышению качества гигиенического образования

      Принципы планирования:

    1. научная обоснованность плановых документов

      обязательность выполнения для всех исполнителей

      согласованность перспективных и текущих планов

      все перечисленное выше

      План-задание должен быть предъявлен руководителю объекта надзора:

    1. не позднее августа текущего года

      не позднее февраля следующего года

      Целевая комплексная программа охраны здоровья населения административной территории утверждается на период:

      Основой для планирования санитарно-эпидемиологической деятельности являются:

    1. показатели состояния здоровья населения

      планы и прогнозы социально-экономического развития административной территории

      анализ и оценка предыдущей деятельности центра госсанэпиднадзора

      показатели, характеризующие санитарное состояние окружающей среды

      все перечисленные выше компоненты

      Месячный план-график работы специалиста центра госсанэпиднадзора относится к текущим плановым документам:

      Наиболее рациональный метод планирования работы по гигиеническому воспитанию и образованию граждан:

    1. функционально-отраслевой

      проблемно-тематический

      программно-целевой

      Условия, обеспечивающие эффективное планирование:

    1. четкое определение целей, ожидаемых результатов, задач, направлений деятельности на планируемый период

      реальность планируемых документов

      конкретность плановых документов

      определение источников финансирования, сроков исполнения, ответственных лиц

      все перечисленное выше

      Наиболее эффективный метод составления годового плана работы центра госсанэпиднадзора:

    1. функционально-отраслевой

      проблемно-тематический

      программно-целевой

      Основополагающую роль при формировании целей плана играет:

    1. наличие необходимых ресурсов и возможностей их получения

      заинтересованность населения административной территории

      одобрение со стороны местных органов законодательной и исполнительной власти

      Проведение контроля в процессе реализации планового документа:

    не допустимо

      Виды планов, используемые специалистами центра госсанэпиднадзора:

    1. план-задание

    2. годовой план работы учреждения

      комплексный план оздоровительных мероприятий

      план-график работы на месяц

      квартальный план

      все перечисленные выше

      Принципы планирования:

    1. сочетание территориальных и отраслевых планов

      учет особенностей социально-экономического развития административной территории

      гибкость планирования

      все перечисленное выше

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

    22. Виды комплексирования мероприятий

    Исполнители

      внутриучрежденческое

      внутриотраслевое

      межотраслевое

    Одной цифре соответствует только одна буква

    А. лечебно-профилактические и санитарно профилактические учреждения

    Б. подразделения центра госсанэпиднадзора

    В. учреждения госсанэпидслужбы, образования, культуры

      Виды планирования

    1. перспективное

    одной цифре соответствует только одна буква

    Плановые документы

    А. месячный план-график работы

    Б. квартальный план

    В. годовой план

    Г. целевая комплексная программа охраны здоровья населения

    Д. федеральная программа развития госсанэпидслужбы России

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

      Основные этапы системного подхода к планированию:

    [ 1 ] - перспективное планирование

    [ 2 ] - анализ и оценка исходных материалов

    [ 3 ] - прогнозирование

    [ 4 ] - текущее планирование

      Структура годового плана работы центра госсанэпиднадзора по основным разделам:

    [ 1 ] - развитие материально-технической базы

    [ 2 ] - противоэпидемическая деятельность

    [ 3 ] - гигиеническое воспитание и образование

    [ 4 ] - государственный санитарный надзор

    [ 5 ] - основные цели, задачи, ожидаемые результаты

    Организационные мероприятия и работа с кадрами

    Тема №4.

    ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССАНЭПИД СЛУЖБЫ

    ДОПОЛНИТЬ:

    1. Распорядителями внебюджетных средств являются ___________ учреждений госсанэпидслужбы

    2. Порядок расходования внебюджетных средств устанавливается учреждениями госсанэпидслужбы ____________________________

    3. К бюджетным средствам относятся ассигнования, выделяемые учреждениям госсанэпидслужбы из _____________________ бюджета

    4. Подготовка заключений по проектам технической документации на новую продукцию выполняется центрами госсанэпиднадзора на ________________основе

    5. Финансовый план учреждения называется __________________ доходов и расходов

    6. Расходы учреждения на планируемый период представлены в смете по ______________

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:

    7. К платным работам и услугам, выполненным учреждениями госсанэпидслужбы относятся:

    1. консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    2. дезинсекционные и дератизационные работы

    3. выдача заключений при лицензировании отдельных видов деятельности

    4. информационные услуги хозяйствующим объектам

    5. все перечисленное выше

    8. Применение договорных цен, не подтвержденных расчетами по калькуляционным статьям расходов, при проведении платных медицинских работ и услуг:

    1. разрешено

    2. допустимо в отдельных случаях

    9. Выдача заключений по проектной документации,разработанной с отступлениями от требований санитарных норм, относится к платным медицинским работам:

    10. Назовите первоочередное направление в использовании дополнительных финансовых средств:

    1. укрепление информационной базы ЦГСЭН, в т.ч. приобретение вычислительной техники

    2. расширение штатной структуры оперативных подразделений центра

    3. увеличение объема научно-практической работы

    4. развитие материально-технической базы лабораторных подразделений и оптимизация их кадрово-штатного состава

    11. Платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательно, включаются в себестоимость платных работ и услуг:

    12. К внебюджетным средствам учреждений госсанэпидслужбы относятся:

    1. средства, получаемые за выполнение платных работ и услуг

    2. часть сумм штрафов за санитарные правонарушения

    3. часть средств из фонда социального страхования, направляемых на обеспечение контроля за условиями труда

    4. средства, выделяемые органами исполнительной власти для реализации местных программ охраны здоровья населения

    5. все перечисленное выше

    13. Централизованное утверждение единых цен на платные медицинские работы всех учреждений госсанэпидслужбы региона:

    1. допустимо

    2. не допустимо

    14. Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют:

    1. себестоимость платной услуги

    2. плановую прибыль

    3. заработную плату персонала, занятого в выполнении услуги

    4. полную стоимость платной услуги

    15. Средства фондов медицинского страхования, направляемые на финансирование деятельности госсанэпидслужбы, являются:

    1. бюджетными

    2. внебюджетными

    16. Совершенствование внебюджетной деятельности центра госсанэпиднадзора предусматривает:

    1. расширение гласности при распределении прибыли

    2. введение оплаты маркетинговой деятельности сотрудников

    3. утверждение налоговых льгот

    4. создание возможности выполнения платных работ всеми сотрудниками учреждения

    5. все перечисленное выше

    17. Правом создания районного внебюджетного фонда обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обладает:

    1. главный государственный санитарный врач территории

    2. местная администрация

    3. санитарно-эпидемиологический совет

    4. все перечисленное выше

    18. Определение стоимости платных медицинских работ и услуг производится на основе расчета:

    1. нормативных финансовых затрат

    2. фактических расходов учреждения

    19. Часть средств, получаемых за выполнение платных медицинских работ предназначена для социальной защиты работников учреждений госсанэпидслужбы:

    2. в исключительных случаях

    20. Полная стоимость платной услуги включает:

    1. заработную плату и накладные расходы

    2. материальные затраты и амортизационные отчисления

    3. себестоимость и плановую прибыль

    4. основную и дополнительную заработную плату

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

    21. К внебюджетным источникам финансирования ЦГСЭН относятся средства, получаемые:

    1. за выполнение платных работ по договорам с хозяйствующими субъектами

    2. из экологических фондов

    3. на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий по установленному нормативу

    4. в результате экономии фонда заработной платы

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

    Тема №5.

    АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ”

    ДОПОЛНИТЬ

    1. Информационной основой статистического анализа деятельности центров госсанэпиднадзора является форма №_________________

    2. Отчетные материалы центров госсанэпиднгадзора представлены формами федерального государственного и ____________________ статистического наблюдения

    3. В противоэпидемическом отделении центра госсанэпиднадзора наиболее рациональным принципом разделения труда является ________________________________________

    4. Оценка работы предусматривает измерение количества, качества и _______________ труда

    ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

    5. Оценка качества работы врача наиболее объективна при использовании:

    1. перечня показателей деятельности

    2. данных о результатах аттестации

    3. стандартов качества и экспертных методов

    4. учетно-отчетной документации

    6. Субъективным критерием оценки врачебного труда служит:

    1. удовлетворенность партнеров по деловому общению работой специалиста

    2. степень соответствия труда стандартизованным технологиям деятельности

    3. заключение по результатам групповой экспертизы

    4. все перечисленное выше

    7. Характер изменений в санитарном состоянии объекта надзора всегда свидетельствует о соответствующем качестве работы врача-гигиениста:

    8. Показатели оперативной активности специалистов центра госсанэпиднадзора:

    1. средняя кратность обследований объектов

    2. полнота охвата объектов, подлежащих надзору

    3. удельный вес очагов, обследованных своевременно

    4. все перечисленное выше

    9. Оценка качества работы врача предусматривает изучение:

    1. качества условий труда

    2. качества процесса деятельности

    3. качества результатов работы

    4. всех перечисленных выше параметров

    10. Расширение организационной и штатной структуры центров госсанэпиднадзора:

    1. безусловно необходимо

    2. необходимо при ухудшении показателей здоровья населения

    4. приемлемо лишь в крупных городах с районным делением

    5. не должно происходить, так как препятствует качественному и эффективному проведению госсанэпиднадзора

    11. Создание межрайонных лабораторных подразделений:

    2. желательно, но следует учитывать особенности состояния здоровья населения и необходимый объем исследований

    3. может быть рациональным для специализированных видов исследований, необходимы предварительный анализ и комплексная оценка местных условий

    12. Наиболее эффективный принцип разделения труда в отделении коммунальной гигиены центра госсанэпиднадзора:

    1. участково-территориальный

    2. отраслевой

    3. смешанный

    13. Важнейший метод работы специалистов центра госсанэпиднадзора:

    1. совместное планирование санитарных обследований объектов специалистами оперативных и лабораторных подразделений центра

    2. ведение дневников учета отдельных элементов работы

    3. анализ и оценка полученных материалов с использованием статистических методов

    14. Факторы, влияющие на качество работы специалиста центра госсанэпиднадзора:

    1. уровень квалификации аппарата управления

    2. финансовой и материально-техническое обеспечение деятельности

    3. характер комплексирования и разделения труда

    4. мотивация на достижение успеха

    5. все перечисленное выше

    15. Показатели состояния здоровья населения в большей мере отражают:

    1. качество труда врача-гигиениста

    2. эффективность всей системы охраны здоровья населения

    3. объем и качество работы лечебно-профилактических учреждений

    4. эффективность противоэпидемической деятельности

    16. Требования, предъявляемые к показателям, используемым для оценки работы врача:

    1. высокая информативность

    2. полнота отражения основных аспектов деятельности

    3. сравнимость и сопоставимость

    4. простота вычисления

    5. все перечисленное выше

    ОБВЕСТИ КРУЖКАМИ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

    17. Показатели, характеризующие качество гигиенической деятельности

    1. удельный вес объектов, принятых в эксплуатацию с нарушением санитарных норм

    2. полнота охвата объектов, подлежащих надзору

    3. удельный вес дел, переданных в следственные органы, по которым приняты решения о привлечении к ответственности

    4. процент укомплектованности штатных должностей

    18. К формам федерального государственного статистического наблюдения относятся:

    1. форма №5:Отчет о профилактических прививках” (полугодовая, годовая)

    2. форма №6 “Отчет о контингентах детей и подростков, привитых против инфекционных заболеваний” (годовая)

    3. форма №18 “Сведения о санитарном состоянии района, города, автономного образования, области, края, республики (годовая)

    4. форма №23-санэпид.-ОАСУ-вспышка “Донесение о вспышках кишечных заболеваний” (годовая)

    19, Показатели качества деятельности врача-эпидемиолога

    1. удельный вес очагов с повторными случаями инфекционных заболеваний

    2. средняя кратность обследований объектов

    3. сроки локализации вспышек инфекционных заболеваний

    4. удельный вес комплексно обследованных объектов

    20. Формами ведомственного статистического наблюдения являются:

    1. форма №1-96-санэпид. “Сведения о санитарно-эпидемио-логическом нормировании” (годовая)

    3. форма №3-96-санэпид. “Сведения о научной работе и внедрении научных исследований в практику и науку” (годовая)

    4. форма №17:Отчет о медицинских кадрах” (годовая)

    21. Федеральное государственное статистическое наблюдение по форме №18 представлено таблицами:

    1. укомплектованность штатных должностей

    2. причины невыполнения запланированных мероприятий

    3. хозяйственно-питьевое водоснабжение

    4. предупредительный санитарный надзор

    5. меры административного принуждения

    22. Показатели качества работы специалистов центра госсанэпиднадзора:

    1. частота применения штрафных санкций

    2. удельный вес обработанных очагов с неудовлетворительными результатами бактериологического контроля

    3. удельный вес взысканных штрафов

    4. средняя кратность обследований по группам объектов

    23. Формами федерального государственного статистического наблюдения являются:

    1. форма №2-96-санэпид. “Сведения о разработке и реализации программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения” (годовая)

    2. форма №3 “Отчет о заболеваниях гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями” (месячная)

    3. форма №5 “Отчет о профилактических прививках” (полугодовая, годовая)

    4. форма №8-94-санэпид. “Отчет о санитарном состоянии оздоровительных учреждений и работе центров госсанэпиднадзора” (годовая)

    УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

    Эпидемиологическая и социально-экономическая значимость инфекционных болезней определяют необходимость непрерывного наблюдения за часто меняющейся эпидемиологической ситуацией (надзор) с целью своевременной разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающих ликвидацию, сокращение или сдерживание на определённом уровне распространение инфекционных болезней (контроль).

    Таким образом, эпидемиологический надзор и эпидемиологический контроль - компоненты общей системы, определяемой как управление . Эти понятия вошли в отечественную эпидемиологию из обихода .

    Прежде всего следует отметить, что система надзора базируется на глубоком понимании эпидемиологических закономерностей, особенностей клинического течения, биологических свойств возбудителя, а также социальных и природных факторов, детерминирующих проявления каждой инфекционной болезни. В настоящее время задачу управления эпидемическим процессом (и надзор, и контроль) в России решают с помощью системы социально-гигиенического мониторинга, обеспечивающего управленческие органы информационно-аналитическими материалами о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» были начаты разработка и внедрение в практику федеральной многоуровневой координированной системы социально-гигиенического мониторинга. Новым этапом в его развитии стало принятое Правительством Российской Федерации 1 июня 2000 г. постановление № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге». В нём значительно расширен круг участников мониторинга, поставлены новые цели и задачи, причём не только для удовлетворения сегодняшних запросов мониторинга, но и с далёкой перспективой.

    Согласно упомянутому Положению, социально-гигиенический мониторинг - «государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека». Эпидемиологический надзор представляет информационную систему обеспечения органов здравоохранения сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по профилактике и снижению инфекционной заболеваемости населения.

    Будучи сугубо информационной системой, эпидемиологический надзор служит основой для разработки стратегии и тактики, рационального планирования, реализации, корректировки и усовершенствования деятельности санитарно-противоэпидемической службы по борьбе с инфекционными болезнями и их профилактике. Основные положения эпидемиологического надзора (сбор, анализ, интерпретация и передача информации о состоянии здоровья населения) можно распространить и на неинфекционные заболевания. СГМ и ЭН способны обогащать друг друга, обмениваясь взаимно полезной информацией, что повышает эффективность каждой из этих систем.

    Объект эпидемиологического надзора

    При динамической оценке эпидемиологической ситуации необходимо учитывать как биологические (состояние популяции возбудителя, хозяев, их взаимодействия друг с другом и средой обитания посредством специфического механизма передачи), так и природно-социальные (условия труда, быта и отдыха населения) компоненты . Таким образом, объект эпидемиологического надзора - эпидемиологическая ситуация в её взаимосвязи с социально-экологической средой обитания людей.

    Эпидемиологический контроль

    Не что иное, как собственно система профилактических и противоэпидемических мероприятий. Поэтому не следует оценивать эффективность эпидемиологического надзора по степени его влияния на уровень, структуру и динамику инфекционной заболеваемости. Влияние на эти проявления способна оказать только рациональная система профилактики и борьбы. Эффективность эпидемиологического надзора можно оценить лишь по его способности обеспечить информацией, необходимой и достаточной для принятия рациональных управленческих решений и их оптимальной реализации. Влияние системы эпидемиологического надзора на эпидемический процесс может сказаться лишь опосредованно и зависеть от своевременности и целесообразности использования результатов эпидемиологического надзора при планировании, усовершенствовании и реализации профилактических и противоэпидемических мероприятий.

    ЗАДАЧИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

    Оценка масштабов, характера распространённости и социально-экономической значимости инфекционной болезни;

    Выявление тенденций и оценка темпов динамики эпидемического процесса данной инфекционной болезни во времени;

    Районирование территорий с учётом степени реального и потенциального эпидемиологического неблагополучия по данной инфекционной болезни;

    Выявление контингентов населения, подверженных повышенному риску заболевания в силу особенностей их производственно-бытовых или иных условий жизни;

    Выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер проявлений эпидемического процесса данной инфекционной болезни;

    Определение адекватной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, планирование последовательности и сроков их реализации;

    Контроль масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий в целях рациональной их корректировки;

    Разработка периодических прогнозов эпидемиологической ситуации.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

    Активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;

    Разграничение задач и функций федерального, регионального и локального уровней эпидемиологического надзора;

    Использование единых для всех субъектов эпидемиологического надзора методологических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;

    Унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации (в частности, унификация соответствующих нормативнометодических документов);

    Открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпидемиологического надзора, а также информирование граждан.

    Структура системы управления

    Функциональную структуру системы эпидемиологического надзора можно представить в виде последовательной цепи мероприятий:

    Наблюдение на месте, сбор и регистрация информации;

    Поэтапная передача данных «по вертикали», или «снизу вверх», т.е. от нижестоящих в вышестоящие уровни (звенья, подсистемы) системы эпидемиологического надзора (от районных - в областные, краевые и т.п., далее - в республиканский);

    Обмен информацией «по горизонтали», т.е. между заинтересованными ведомствами и учреждениями (на уровне районов, областей, краёв, республик, страны), а также информирование граждан;

    Эпидемиологический анализ и оценка данных по программам, специфичным для каждого уровня эпидемиологического надзора;

    Оценка эпидемиологической ситуации, т.е. постановка эпидемиологического диагноза;

    Обмен информацией по принципу обратной связи, или «сверху вниз», т.е. распространение обобщённой информации от вышестоящих в нижестоящие уровни (звенья, подсистемы) системы эпидемиологического надзора;

    Разработка управленческих (управляющих) решений, т.е. рекомендаций по планированию, организации и корректировке осуществляемых мероприятий;

    Разработка прогноза развития эпидемиологической ситуации.

    Объём и степень (глубина) обработки информации определяют масштабы задач, решаемых на каждом уровне эпидемиологического надзора. Иными словами, степень обработки возрастает по мере повышения уровня эпидемиологического надзора в связи с возрастанием значимости принимаемых на данном уровне управленческих решений. Наличие вертикальной структуры системы эпидемиологического надзора обеспечивает централизованный принцип управления системой и координацию работ, постоянное взаимодействие с субъектами надзора, взаимное иерархическое согласование планов и мероприятий, унификацию программно-технологических и технических средств, интеграцию данных локального, регионального и федерального уровней.

    Программа эпидемиологического надзора

    Эпидемиологический надзор осуществляют в соответствии с комплексно-целевыми программами, специально разрабатываемыми для каждой нозологической формы инфекционных болезней. Любая программа эпидемиологического надзора должна определять следующие моменты:

    Цель и задачи планируемого надзора; территорию, охватываемую надзором;

    Часть или группу (группы) населения, берущуюся под надзор, и длительность предстоящего периода наблюдения;

    Способы и периодичность сбора первичной информации, частоту (периодичность) анализа информации, методы анализа информации, первичные и окончательные формы таблиц и отчётности, способы представления отчётности.

    Программа эпидемиологического надзора должна учитывать необходимость решения этих задач в соответствии с функциями каждого уровня системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора - локального, регионального, федерального.

    Программы надзора включают взаимосвязанные самостоятельные разделы (подсистемы): информационно-аналитический и диагностический. Информационно-аналитическая подсистема - базовый раздел эпидемиологического надзора. В её рамках учитывают и регистрируют все формы проявления заболеваний, а также прослеживают динамику носительства, заболеваемости, летальности и смертности. Объём необходимых сведений в каждом случае зависит от особенностей эпидемиологии болезни и реальных возможностей противоэпидемической системы для необходимого информационного обеспечения в конкретных условиях места и времени. Различия в задачах надзора при отдельных инфекционных болезнях определяют набор необходимой информации для полноценного изучения эпидемиологической ситуации. Так, наряду с общим для всех программ надзора информационным обеспечением наблюдения за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости (смертности) при инфекциях, управляемых средствами , необходимы сведения об иммунном статусе населения (иммунологический контроль) с оценкой напряжённости иммунитета в группах риска. В то же время при дифтерии актуально наблюдение за циркуляцией возбудителя среди населения (бактериологический контроль, включающий данные о структуре, широте циркуляции и биологических свойствах возбудителя). При кори такие сведения не нужны. Эпидемиологический надзор при кишечных инфекциях должен опираться на санитарно-гигиенический контроль внешней среды, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на пищевых объектах и т.д. При зоонозах необходим комплексный многоаспектный эпизоотолого-эпидемиологический надзор, осуществляемый совместно санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службами.

    Исходным пунктом разработки программы эпидемиологического надзора служит ретроспективный анализ местной эпидемиологической ситуации за предшествующий период. Цель его определяют первоочередные направления эпидемиологического надзора за изучаемой инфекционной болезнью в конкретных условиях. Логическим продолжением ретроспективного эпидемиологического анализа становится оперативный эпидемиологический анализ, т.е. изучение динамики эпидемиологической ситуации для принятия оперативных решений по управлению эпидемическим процессом.

    Эпидемиологический диагноз - логическая формула, содержащая оценку эпидемиологической ситуации и её детерминант (причин) на конкретной территории среди определённых групп населения в изучаемый отрезок времени с целью рационализации профилактических и противоэпидемических мероприятий и разработки эпидемиологического прогноза. Большое значение имеет социально-экономический анализ, позволяющий оценить экономический и социальный урон, наносимый той или иной инфекционной болезнью.

    Предэпидемическая диагностика

    Подобно используемому в клинической практике понятию «донозологическая диагностика», т.е. распознавание пограничных состояний организма между здоровьем и болезнью, нормой и патологией, в эпидемиологической практике существует понятие «предэпидемическая диагностика» - своевременное обнаружение предпосылок и предвестников возможного осложнения эпидемиологической ситуации и разработка на их основе рекомендаций по оперативной коррекции плана профилактических и противоэпидемических мероприятий (Черкасский Б.Л. 1994).

    Предпосылки

    При каждой инфекционной болезни круг компонентов природной среды и специфику их влияния на эпидемический процесс определяют возбудителей.

    Например, при инфекциях дыхательных путей, возбудители которых в основном обитают в организме биологического хозяина, природные факторы действуют главным образом на популяцию хозяина (резистентность макроорганизма).

    При кишечных инфекциях, возбудители которых могут длительно находиться во внешней среде, природные факторы влияют как на возбудителей, так и на активность путей передачи инфекции.

    Социальные условия жизни населения воздействуют на биологическую основу эпидемического процесса через все три его звена, но с разной интенсивностью при разных инфекциях.

    При инфекциях дыхательных путей динамику эпидемического процесса определяет обновление состава коллективов, способствующее заносу возбудителей инфекции, увеличению неиммунной прослойки и активизации механизма передачи.

    При кишечных инфекциях основными предпосылками осложнения эпидемиологической ситуации становятся явления социальной жизни, способные активизировать ведущие возбудителя (водный и пищевой). Предвестниками осложнения эпидемической обстановки при инфекциях дыхательных путей могут служить появление источника инфекции в сочетании с увеличением неиммунной прослойки населения, а также изменение пейзажа циркулирующих возбудителей.

    В частности, прогностическим признаком вероятного подъёма заболеваемости менингококковой инфекцией может быть увеличение удельного веса носитель-ства менингококков серогруппы А или С у подростков и взрослых, а также резкий рост носительства менингококков серогруппы В среди детей младшего возраста.

    Изменение антигенных характеристик вируса гриппа также может служить прогностическим признаком возможного подъёма заболеваемости.

    Неблагополучный фактор в развитии эпидемического процесса при дифтерии и инфекциях, вызываемых стрептококками группы А, - изменения в серологической и типовой структурах популяции циркулирующего возбудителя, увеличение его токсигенности.

    Предвестником осложнения эпидемиологической ситуации по кишечным инфекциям могут служить ухудшение бактериологических показателей воды и пищи, изменение свойств циркулирующего возбудителя.

    Основными предпосылками обострения эпидемической обстановки по ЗППП становятся ухудшение социально-экономических и бытовых условий жизни населения, усиление миграционных потоков, в том числе беженцев и переселенцев, неконтролируемый рост проституции, злоупотребление алкогольными напитками значительной частью населения, распространение наркомании и токсикомании, рост сексуального насилия в отношении детей и подростков, а предвестниками - преобладание в структуре клинических форм свежих форм болезни, изменение соотношения вторичного рецидивного и свежих форм болезни, наличие территорий с показателями заболеваемости, значительно превышающими среднестатистические по стране. Качество программы эпидемиологического надзора оценивают на основании следующих критериев: простота, гибкость, приемлемость, чувствительность, достоверность, специфичность, репрезентативность, оперативность (степень запаздывания), стоимость.

    Степень простоты планируемой программы эпидемиологического надзора прежде всего зависит от объёма и типа необходимой информации, количества и характера её источников, методов её сбора и передачи, количества вовлечённых учреждений и организаций, потребности в обучении вовлекаемого персонала, методов анализа информации, количества пользователей информации, методов передачи им периодических отчётных данных, а также времени, необходимого для реализации программы.

    Степень гибкости программы зависит от возможности быстро приспосабливать её к меняющейся эпидемиологической ситуации.

    Степень приемлемости программы зависит от понимания администрацией, медицинской общественностью и гражданами ее необходимости и полезности для общества в целом и для отдельных индивидов, а также от степени её соответствия действующим законам и правилам.

    Степень чувствительности программы определяют её возможности выявлять реальную эпидемиологическую ситуацию и своевременно обнаруживать переход спорадической заболеваемости в эпидемическую. В первую очередь этот показатель зависит от уровня диагностики и регистрации данной болезни на данной территории в наблюдаемый период времени.

    Степень достоверности получаемой информации оценивают с помощью показателя отношения количества правильно диагностированных случаев заболеваний к сумме всех (правильно и неправильно) диагностированных случаев. Вполне очевидно, что этот показатель, с одной стороны, зависит от уровня диагностики болезни, а с другой стороны, он окажется разным в условиях спорадической и эпидемической заболеваемости.

    Степень специфичности программы эпидемиологического надзора определяют отношением количества лиц, действительно не заболевших данной болезнью за период наблюдения, к сумме числа случаев с неправильно поставленным диагнозом данной болезни и действительно оставшихся здоровыми.

    Степень репрезентативности программы определяют по возможности распространения полученных в ходе её реализации данных не только на изучаемые период времени, территорию и группу населения, но и на другие сходные периоды, территории и группы.

    Оперативность (своевременность, степень запаздывания) программы характеризуется длительностью периодов между различными этапами её реализации (сбором информации, обработкой, передачей, анализом, отчётностью).

    Стоимость программы определяется главным образом величиной расходов на оплату работы персонала (включая заработную плату, расходы на командировки, обучение и т.п.), приобретение и эксплуатацию оборудования, расходные материалы, связь (почтовые и телефонные расходы, компьютерное время и т.п.) и др.

    Таким образом, степень надёжности результатов эпидемиологического надзора зависит от адекватного выбора источников, характера и объёма базовой информации, при унификации таких принципиальных моментов, как объём выборочной совокупности, выбор единиц наблюдения, группировка возрастных и иных категорий населения, унификация методов статистической и математической обработки данных. В результате разработки статистических данных могут быть получены сведения об интенсивности эпидемического процесса, характеристики распределения больных по времени их заболевания, полу, возрасту, роду занятий, месту жительства и некоторым другим показателям, необходимым для планирования и оценки профилактических и противоэпидемических мероприятий.

    Сбор и анализ традиционных статистических данных (показателей заболеваемости, смертности, потерь трудоспособности от инфекционных болезней и др.) остаются естественным элементом эпидемиологического метода. Однако они, давая возможность оценить эпидемиологическую ситуацию и её изменения во времени, по территории и среди различных групп населения, не могут ответить на кардинальный для эпидемиологии вопрос о причинах и условиях, определяющих наблюдающуюся ситуацию и её динамику. Между тем, лишь вскрытие этих причин и условий позволяет указать противоэпидемической практике рациональные пути и способы регуляторного воздействия на эпидемический процесс. В связи с этим возникает потребность в комплексном, системном подходе к сбору и анализу эпидемиологических показателей. В соответствии с социальноэкологической концепцией эпидемического процесса (Черкасский Б.Л.) его структура определяет и структуру информационных потоков в системе эпидемиологического надзора, в комплексе характеризующих состояние эпидемического процесса. При разных группах инфекционных болезней эпидемиологический надзор имеет особенности, учитываемые при разработке комплексно-целевых программ. Кроме того, во внимание принимают необходимость проведения эпидемиологического надзора на различных уровнях проявления эпидемического процесса. В связи с этим система надзора за эпидемиологической ситуацией на наблюдаемой территории в изучаемый период должна предусматривать сбор и анализ следующих показателей.

    На уровне социально-экологической системы:

    — уровень и тенденция динамики заболеваемости (носительства, временной потери трудоспособности, инвалидности, летальности, смертности и др.) во времени (по годам, месяцам, неделям, дням);

    — статистический мониторинг - распределение заболеваний по территории и среди отдельных групп населения;

    — динамика эпидемиологически значимых социальных явлений (естественные демографические сдвиги и миграции населения, направления и характер хозяйственной деятельности);

    — социально-гигиенический мониторинг - санитарно-гигиенические условия жизни, характер и организация снабжения питьевой водой и пищевыми продуктами, их качество, гигиеническое воспитание населения и др.

    — качество и эффективность осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий.

    На уровне экологической системы:

    уровнях), а также обсеменённость возбудителем абиотических объектов окружающей среды;

    Иммунологический (серологический)мониторинг - иммунологическая структура населения (по совокупности характеристик, полученных на клеточном и субклеточном уровнях);

    Энтомолого-микробиологический мониторинг - численность, биологическая характеристика и инфицированность популяций членистоногих-перенос-чиков;

    Эпизоотологический мониторинг - динамика эпизоотического процесса (при зоонозах);

    Экологический мониторинг - состояние природных факторов (метеорологических, водных, почвенных и др.).

    На организменном уровне (клиническиймониторинг) - преобладающие клинические формы (в соответствии с принятой классификацией), тяжесть течения заболеваний (носительство, лёгкие, среднетяжёлые и тяжёлые формы), исходы заболеваний (выздоровление, хронизация, летальность).

    На субклеточном (молекулярно-генетическом) уровне (молекулярный мониторинг) - молекулярно-генетическая характеристика циркулирующих штаммов возбудителя и их изменчивость, генетические детерминанты иммунологического статуса населения.

    Результаты наблюдения за всеми биолого-экологическими уровнями системы эпидемического процесса (от субклеточного до уровня экологической системы) служат базой для постановки объективного эпидемиологического диагноза. Информация о движении инфекционной заболеваемости распространяется в виде периодических отчётов, донесений о вспышках, информационных писем, бюллетеней, методических документов и др. Аналитические материалы о санитарноэпидемиологическом состоянии отдельных регионов и по стране в целом публикуются в ежемесячном бюллетене «Здоровье населения и среда обитания», ежегодном «Государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке в России» и др. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательными документами в области здравоохранения данные о санитарно-эпидемиологическом благополучии через средства массовой информации сообщают населению страны.

    Разрабатываемые и внедряемые в практику здравоохранения комплексно-целевые программы эпидемиологического надзора за отдельными инфекционными болезнями входят в систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Информационной подсистемой последнего служит социально-гигиенический мониторинг. Правовой основой для подготовки концепции, организационной структуры и принципов создания и внедрения системы социально-гигиенического мониторинга послужил закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с этим законом «наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания» определены как ведущие элементы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Создание и внедрение системы социально-гигиенического мониторинга на федеральном и региональном уровнях станут важным этапом развития профилактического направления в деле охраны здоровья населения Российской Федерации. Перед социально-гигиеническим мониторингом стоят следующие задачи:

    Формирование государственного фонда информационных ресурсов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    Выявление причинно-следственных связей на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения;

    Программно-техническое и лабораторно-диагностическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основании современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;

    Межведомственная координация по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений на уровнях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

    Таким образом, в настоящее время задача управления эпидемическим процессом (надзор и контроль) должна решаться с помощью согласованных действий систем ЭН и СГМ, что позволит обеспечить экономичность и эффективность работы санитарно-эпидемиологической службы по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями.

    А) - Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС РФ)

    Б) - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ)

    В) - Управление Федеральной Службы Исполнения Наказаний России


    2. Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации является:

    А)– осуществление комплекса социальных, экономических, медицинских и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья человека и его будущих поколений
    Б) – обеспечение благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье
    В)– осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм
    Г) – профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ. Осуществление гигиенического воспитания и образования населения.
    Д)– все, вышеперечисленное в п.п. А, Б, В, Г

    3.За совершение санитарных правонарушений должностные лица и граждане Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности:

    А)- дисциплинарной и уголовной
    Б)– административной и уголовной
    В)– дисциплинарной и административной
    Г) – дисциплинарной, административной и уголовной
    Д) – дисциплинарной и уголовной

    4. В процессе своей профессиональной деятельности санитарному врачу-гигиенисту и эпидемиологу приходится иметь дело с нормами и гигиеническими нормативами. Назовите, какие из нижеприведенных данных относится к нормам?

    А) – ПДК вредных химических веществ
    Б)– средняя длительность одного случая инфекционных заболеваний
    В)– уровень профессиональной заболеваемости
    Г)– коэффициент ослабления гамма-излучения

    5. Главный принцип государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
    А)– государственный характер
    Б) – научно-плановая основа
    В)– использование научных исследований и прогнозирования
    Г)– единство санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий
    Д)– единство санитарно-гигиенических мероприятий

    6. Правовыми основами деятельности госсанэпидслужбы являются:
    А) – Конституция Российской Федерации
    Б)– Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
    В) – Гражданский кодекс РФ
    Г)– Приказы Минздрава России
    Д)– все вышеперечисленное

    7. К основным составляющим здорового образа жизни относятся:
    А)- Режим труда и отдыха, организация сна, режим питания
    Б) - Занятия спортом, культура сексуального поведения

    В) – Профилактика вредных привычек

    Г)- Все вышеперечисленное



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация