Декларация пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности организации: образец Образец декларации пожарной безопасности с расчетом риска

Главная / Общество

Документ, основным назначением которого является соблюдение установленных российским законодательством норм безопасности, направленных на предотвращение или ликвидацию пожара, получил название декларация пожарной безопасности.

В рамках закона ее составление происходит на все промышленные цеха или на одно из сооружений.

Декларацию безопасности получает для дальнейшей эксплуатации сооружений лицо, имеющее право собственности на объект в рамках:

  • Постоянного наследования;
  • Использования в хозяйственных целях;
  • Оперативного оформления.

При создании бизнеса нужно выбрать что регистрировать: ООО или ИП? О том, читайте по ссылке.

Документ заполняется и направляется в МЧС по месту нахождения объекта, чтобы в будущем предприятие не подверглось штрафным санкциям или его деятельность не была прекращена.

Что является объектом декларирования на предприятии?

Разработка документа ведется на основании существующего законодательства, а именно ФЗ № 123 и Приказа МЧС № 91.

К объектам декларирования, кроме указанных выше, относятся:

  • Жилые многоквартирные здания с планировкой менее трех отделов, в которых не предусмотрено более четырех помещений для проживания;
  • Частные дома;
  • Здания, площадь которых составляет полторы тысячи квадратов, с основным направлением использования – производственная деятельность, с необходимостью определения для них санитарной зоны;
  • Отдельно стоящие здания, не используемые в качестве жилых и для производственной деятельности;
  • Больницы.

Риск возникновения пожара и его оценка

На момент заполнения декларации ведется параллельно расчет рисков возникновения пожара. После его окончания в документ вносится информация относительно требований к безопасности, с учетом установленного уровня возможных рисков. Уровень риска нужно знать при составлении документа.

На время проверки расчеты позволяют качественно обосновывать нарушения требований безопасности инспектору, что играет не мало важную роль для собственника.

Какая информация содержится в документе?

Первая страница – титульный лист, с указанием данных о предприятии. В теле находится три раздела.

В первом проводится оценка рисков возникновения пожара. В рамках раздела указывают мероприятия по организации должного уровня безопасности, значение, которое имеют пожарные риски.

Высчет ведется с учетом следующих показателей:

  • Вероятность возникновения возгорания;
  • Вероятность безопасного и быстрого вывода людей из помещения;
  • Уровень влияния на человека поражающих факторов;
  • Оценка мероприятий, организуемых для минимизации пожаров и их интенсивности.

Первый раздел заполняется в обязательном порядке, но рассчитывать возможные риски нужно не в каждом отдельном случае.

Исключением являются следующие случаи:

  • Если сооружение начало использоваться до того, как был принят ФЗ № 123;
  • В рамках сооружения безопасность осуществляется на основании других нормативов, к примеру, ФЗ № 184.

Во втором разделе проводится анализ ущерба, который может быть причинен третьим лицам .

Желательно обратиться в страховую компанию, чтобы застраховать риски в будущем, в этом случае во втором разделе указываются данные и реквизиты по страховой организации.

Важно правильно определить опасность при пожаре, она разделяется на классы.

Сооружения, используемые для постоянного проживания, будут иметь маркер Ф1, здания для культурных мероприятий Ф2, там, где происходит обслуживание людей Ф3, помещения отведенные для науки Ф4 и склады Ф5.

Каждый из классов имеет внутреннюю классификацию по подкатегориям.

Как оформляется декларация пожарной безопасности: требования и образец

В процессе оформления документа необходимо строго соблюдать ряд требований:

  • Документ подписывает собственник объекта или тот, у кого имеется право на пожизненное наследование, управление.
  • Обязательно декларация составляется в двух экземплярах.
  • Если в теле документа будет указана ложная информация, собственник имущества, подвергаемого декларированию, будет незамедлительно привлечен к административной ответственности, в редких случаях она переходит в уголовную, при несоблюдении требований безопасности.
  • На только проектируемый объект документ подписывается лицом, подготавливающим проектные документы или застройщиком. Документ предоставляется в МЧС до ввода в эксплуатацию .

Смена собственника также является поводом для переоформления декларации пожарной безопасности.

Ответственность за отсутствие декларации

Если ввести в эксплуатацию здание или сооружение без предоставления в МЧС декларации пожарной безопасности штраф для индивидуального предпринимателя составит до 1,5 тыс. рублей.

Должностные лица, которые не составили документ, должны будут заплатить 6-15 тыс. рублей, а согласно КоАП предприятия и организации внесут в казну 150-200 тыс. рублей.

Предусмотрена и уголовная ответственность, когда в результате имеет место тяжелое воздействие на здоровье человека.

В этом случае нарушителю выберут одно и следующих наказаний:

  • Выплату в размере 80 тыс. рублей или заработной платы за полгода;
  • Тюремное заключение сроком на три года;
  • Лишение свободы с последующим запретом на работу в подобной должности.

Если в результате нарушения требований пожарной безопасности имеются человеческие жертвы, нарушителю грозит:

Декларация пожарной безопасности - образец является инструментом декларирования соответствия требованиям пожарной безопасности. Расскажем, в каких случаях нужна декларация и как она оформляется.

Декларация пожарной безопасности: кому нужна в 2018 — 2019 году

Декларирование, в соответствии со ст. 144 закона «Технический регламент…» от 22.07.2008 № 123 (далее — Техрегламент), является формой оценки соответствия характеристик объектов требованиям данного закона. Форма декларации утверждена приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 (далее — приказ № 91). Основные правила декларирования закреплены в приложении 2 к приказу № 91 (далее — приложение 2).

Итак, кому нужна декларация пожарной безопасности? В соответствии с п. 1 приложения 2 пожарная декларация составляется в отношении следующих объектов защиты:

  • объектов капитального строительства;
  • зданий, где располагаются детские, дошкольные, образовательные учреждения;
  • зданий, где располагаются дома инвалидов или престарелых;
  • зданий больниц;
  • спальных частей зданий образовательных учреждений типа интернатов, а также детских учреждений.

Декларировать можно характеристики как целого здания или комплекса зданий, так и отдельных частей, корпусов, помещений, которые входят состав одного здания. При этом декларантами могут выступать следующие категории лиц:

  • владельцы соответствующих объектов;
  • застройщики проектируемых объектов.

Лицо, являющееся декларантом, в соответствии с п. 9 приложения 2 несет ответственности за полноту представленной в декларации информации, а также ее достоверность.

Кроме того, если характеристики, указанные в декларации либо оказывающие влияние на сведения, приводимые в ней, изменяются, необходимо представить уточнения. Также уточнения вносятся в случае, когда меняются технические требования к противопожарной безопасности.

Исключения

В п. 1 приложения 2 приводится перечень объектов, подлежащих декларации, со ссылкой на нормы Техрегламента и Градостроительного кодекса РФ (далее — ГК РФ). Декларировать следует объекты, подлежащие обязательной экспертизе.

П. 1.1 приложения 2 содержит исключения. Декларированию не подлежат:

  • обособленные жилые дома, высота которых составляет не более 3 этажей, предназначенные для одной семьи;
  • жилые застройки блокированного типа высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 10 блоков;
  • многоквартирные дома высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 4 секций с обособленными выходами;
  • обособленные объекты нежилого и непроизводственного назначения, площадь которых не больше 1 500 квадратных метров, высотой не больше 2 этажей;
  • обособленные объекты производственного назначения высотой не больше 2 этажей, для которых не требуется оборудование санитарно-защитных зон либо которые оснащены такими зонами.

Отдельно выделяются объекты, признанные особо опасными, уникальными или сложно-техническими. Для них декларирование является обязательным.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ экспертиза не проводится:

  • если на реконструкцию либо строительство не требуется разрешение;
  • в отношении модифицированной проектной документации;
  • в отношении проектной документации капитального ремонта.

П. 2 ст. 64 Техрегламента закрепляет, что собственники вправе задекларировать соответствие требованиям противопожарной безопасности добровольно.

Декларация пожарной безопасности: приказ № 91 МЧС с изменениями

С момента принятия в приказ № 91 были дважды внесены изменения и дополнения. Первый раз изменения, дополнения были внесены 26.03.2010 и затронули следующие моменты:

  • форму декларации;
  • п. 2 о декларации объекта целиком и частично;
  • п. 11 об органах, ведущих перечни деклараций;
  • п. 12 о должностных лицах, ведущих перечни деклараций:
  • п. 13 о возврате декларации при несоответствии заполнения;
  • п. 15 о структуре регистрационного номера декларации.

Во второй раз изменения были внесены 21.06.2012 и коснулись следующих пунктов:

  • п. 10 о порядке подачи декларации в уполномоченные органы;
  • п. 14 о направлении экземпляра декларации декларанту.

Стоит отметить органы, куда подается декларация:

  • если объект, который принадлежит одному собственнику, расположен на территории 2 и более федеральных округов, декларация подается в ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более субъектов РФ из одного федерального округа, декларация подается в региональный центр ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более муниципалитетов одного субъекта РФ, имеет особое значение для нацбезопасности, особый пожароопасный статус, декларация подается в ГПН ГУ МЧС России субъекта РФ;
  • декларации по объектам, расположенным в пределах одного муниципального образования, подаются в территориальное подразделение ГПН ГУ МЧС России;
  • декларации по объектам, находящимся на территории режимных и военных образований, подаются в ГПН специального и воинского образования.

Разработка декларации пожарной безопасности: порядок заполнения

Действующий в 2018 — 2019 году образец заполнения пожарной декларации, приведенный в приложении 1 к приказу № 91, состоит из шапки и технической части. В шапке декларации необходимо указать:

  • наименование соответствующего органа;
  • данные декларанта;
  • сведения об объекте;
  • контактные сведения о декларанте.

В соответствии с п. 3 приказа № 91 разработка и составление декларации осуществляется следующими лицами:

  • собственниками объектов;
  • лицами, в чьем пожизненном наследуемом владении находится объект;
  • лицами, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится объект;
  • лицами, осуществляющими застройку вновь проектируемых и возводимых объектов.

ВАЖНО! Декларации в отношении зданий и сооружений, вновь возводимых, проектируемых зданий должны быть поданы до момента их ввода в эксплуатацию. Для всех остальных зданий был определен годичный срок для представления декларации с момента принятия Техрегламента от 22.07.2008.

В части разработки декларации в соответствии с формой, приведенной в приложении 1 к приказу № 91, декларанту необходимо:

  • рассчитать пожарный риск;
  • оценить ущерб от возможного пожара, нанесенный имуществу третьих лиц;
  • перечислить статьи, пункты статей федеральных законов, НПА по пожарной безопасности, под действие которых подпадает объект.

Расчеты пожарного риска, а также страховой полис прилагаются к декларации. Если же здание находилось в эксплуатации до момента вступления в силу Техрегламента, то осуществлять расчет пожарного риска не требуется.

Оценка пожарного риска и ущерба

МЧС России 01.01.2013 выпустило методические рекомендации по поводу заполнения деклараций. В данных рекомендациях особо отмечается, что основной целью декларирования является предоставление собственникам возможности самостоятельно оценить риски, степень опасности собственного производства и т. д., а также разобраться в требованиях противопожарной безопасности.

В свою очередь, собственники вправе самостоятельно рассчитать пожарный риск. Наличие особой аккредитации для этого не требуется. Так, пожарный риск не должен превышать 0,0000001, а при специфических видах производства — 0,00001. Основные правила определения пожарного риска установлены в следующих НПА:

  • постановлении Правительства РФ от 31.03.2009 № 272;
  • приказе МЧС России от 30.06.2009 № 382;
  • приказе МЧС России от 10.07.2009 № 404.

В свою очередь, возможный ущерб имуществу третьих лиц оценивается исключительно самими декларантами. Так, оценка ущерба может иметь как количественное, так и стоимостное выражение.

Вместе с тем оценка ущерба может быть осуществлена во время страхования ответственности декларанта. При этом копии страхового полиса и оценочного заключения представляются в уполномоченный орган вместе с декларацией.

***

Таким образом, образец декларации пожарной безопасности утвержден отдельным приказом МЧС России и является обязательным. Декларанты не могут подавать декларации в свободной форме. Не соответствующие установленной форме декларации не принимаются.

  1. Общие сведения о декларации пожарной безопасности
  2. Задачи декларации пожарной безопасности
  3. Структура декларации пожарной безопасности
  4. Как заполняется декларация пожарной безопасности?
  5. Объекты, подлежащие обязательному декларированию
  6. Периодичность обновления и замены ДПБ
  7. Регистрация декларации пожарной безопасности

Несмотря на то, что эта форма отчетности была введена еще в 2008 году, за прошедшее десятилетие она не стала привычной, и вопросы, связанные с составлением декларации, не теряют своей актуальности. Декларацию пожарной безопасности требуется составлять для разных объектов: школы, объекты капитального строительства, детские сады и т.д. Допускается формирование декларации как к зданию, так и к отдельным помещениям. Данный документ должен существовать в двух идентичных экземплярах. Один экземпляр находится в органах пожарной инспекции, а второй остается у декларанта.

Общие сведения о декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности разрабатывается владельцем постройки, либо застройщиком. Для объектов, находящихся на стадии проектирования задача по составлению ДПБ ложится на лицо, отвечающее за подготовку документации. В случае внесения корректировок в меры противопожарной безопасности или изменении правил пожарной безопасности, это должно быть отражено в документе.

Декларация заносится в общий реестр деклараций и имеет свой уникальный регистрационный номер. за полноту и достоверность информации, предоставленной в ДПБ несет декларант.

Декларация разрабатывается в соответствии с требованиями, заложенными в действующем законодательстве Российской Федерации (положения 6 статьи 64-го Федерального Закона № 123-Ф3 от 22.06.2008) . Ход и порядок регистрации в специальных органах, а также обязательная для заполнения форма создана и утверждена (приказ МЧС № 91 от 24.02.2009) Министерством чрезвычайных ситуаций РФ.

Задачи декларации ПБ

Основные задачи декларации ПБ сводятся к раскрытию следующих ключевых вопросов, касательно объекта декларирования:

  • наличие и разновидность пожарной сигнализации;
  • работоспособность системы, отвечающей за противопожарную безопасность;
  • наличие путей эвакуации и соответствие их требованиям, заложенным в нормативные документы ПБ;
  • информированность и ответственность персонала в задачах, связанных с пожарной безопасностью.

Структура декларации пожарной безопасности

Титульный лист документа содержит информацию о декларируемом объекте. По структуре в декларации можно выделить три раздела:

1. Первый раздел дает оценку пожарному риску. Помимо этого, в нем описываются мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности. Оценка степени риска должна проводится специальной лицензированной организацией, так как методики расчетов этого показателя достаточно сложны.

К примеру, для офисных помещений в этом разделе оценивается риск возникновения пожара, возможность эвакуации, риск для человека, находящегося дальше всего от выхода и т.д. Цена, которую необходимо заплатить за оценку пожарных рисков зависит от сложности и масштабов объекта.

Этот раздел обязателен к заполнению не для всех организаций. Если объект был сдан в эксплуатацию до того, как начал действовать Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ, то первый раздел заполнять не нужно. Также это допускается если соблюдены положения всей нормативной документации по пожарной безопасности.

2. Второй раздел содержит оценки вероятных потерь от пожара имуществу, находящемуся в собственности третьих лиц. Оценка производится собственником здания. Если на объекте нет арендаторов, например, в детском саду, а расстояния между рядом стоящими строениями соответствуют нормативам, то оценку можно дать «нулевую». Если объект застрахован, то в ДПБ нужно указать развернутые реквизиты подтверждающих документов.

3. В третьем разделе декларации приводится перечень федеральных законов и нормативной документации. Эти документы служат ориентиром при выработке мер, обеспечивающих пожарную безопасность на объекте.

Как заполняется декларация пожарной безопасности?


Актуальный на сегодняшний день бланк декларации ПБ утвержден в 2009 г приказом № 91 МЧС. С тех пор он ни претерпел никаких изменений. Приказ также регламентирует порядок регистрации документа в МЧС и срок действия.
Содержание декларации ПБ должно соответствовать требованиям, выдвинутым в ст. 64 ФЗ-123.
В документе должна присутствовать следующая информация:

    • контактная информация лица, осуществляющего декларирование;
    • сведения о разработчике;
    • номер налогоплательщика;
    • фактический адрес объекта, подлежащего декларированию;
    • реквизиты страховых документов;
    • назначение объекта, подлежащего декларированию. Например, это может быть здание гостиницы или какое-то дошкольное учебное заведение;
    • нормативная документация, которая послужила основой для организации пожарной безопасности на объекте;
    • оценка потерь, с которыми могут столкнуться третьи лица при пожаре на объекте;
    • информация о лице, владеющем объектом кап. строительства;
    • название объекта. В тексте документа должно присутствовать, как полное название, так и его сокращение.

    Согласно 91 приказу МЧС при составлении декларации должны быть учтены следующие моменты:

    1. 91 приказ точно определяет, кто обязан предоставить декларацию в надлежащие органы. Составление документа и его дальнейшая отправка на регистрацию входит в задачу владельца или управляющего здания, постройки, сооружения либо другое лицо уполномоченное выполнять данные задачи. Лицо составившее декларацию берет на себя ответственность за достаточность, правильность и правдивость данных, указанных в документе;

    2. возможно составление документа на весь объект целиком, либо на каждое здание и сооружение отдельно;

    3. при разработке документации по объектам кап. строительства, находящихся на стадии проектирования, необходимо регистрацию произвести до момента запуска объекта в эксплуатацию. Процедура декларирования в этом случае ложится на проектировщика. Также допускается привлечение к этой задаче сотрудников застройщика;

    4. в качестве приложения к декларации должен прилагаться расчет пожарных рисков и заверенная копия страхового договора, либо полиса. Документы прилагаются при наличии.

    5. заполненный бланк можно отправить любым удобным способом в МЧС. Отправку можно произвести по почте. При этом распечатываются два экземпляра декларации, в последующем один из них вернется декларанту.

    Можно передать документ куратору в ходе личной встречи, предварительно записав его на электронный носитель. Также переслать декларацию можно через специализированные информационные ресурсы территориальных единиц МЧС, через «Единый портал» или на адрес электронной почты;

    При изменениях, затрагивающих режим противопожарной безопасности на объекте, необходимо фиксировать соответствующие правки в документе декларации. Документ при этом не теряет своей силы, правки являются дополнением к нему. Регистрация дополнения осуществляется в том же режиме, что и первичный документ. Декларация подлежит полной замене, если изменения существенные. Чтобы определить нужно ли переделать декларацию или только внести дополнения, рекомендуется обратиться с консультацией к куратору в МЧС.

    Объекты, подлежащие обязательному декларированию


    В перечень объектов, обязанных иметь декларацию ПБ и предоставлять ее по требованию ответственных органов входят:

    • объекты капитального строительства. Исключения из этого пункта оговорены в приказе МЧС России №91 от 24.02.2009;
    • доу;
    • интернаты;
    • учреждения для дошкольного образования;
    • больничные комплексы.

    Разработка документа производится с учетом всех зданий и технических конструкций, которым необходимо обеспечить достаточный уровень пожарной безопасности. В идеале, его необходимо сдать в максимально короткие сроки – на этапе проектирования объекта или строительства. Главное сделать это до начала процедуры запуска объекта в эксплуатацию.

    Периодичность обновления и замены ДПБ

    Декларация действует неограниченный период. Необходимость ее обновления или полной замены возникает только в том случае, если сведения, отражающиеся в ней, перестают отражать фактическую ситуацию на объекте. К примеру, обновление декларации может понадобится при:

    Смене назначения объекта;
    глобальной реконструкции;
    проведении капитальных ремонтных работ, существенно затрагивающих пожарную безопасность;
    смене собственника задекларированного объекта.

    Регистрация декларации ПБ

    Сотрудники МЧС, после получения декларации, имеют пять рабочих дней на проведении процедуры проверки и обработки документа. Проверку проходит только правильность заполнения документа.

    Достоверность информации, указанной в декларации будет подтверждаться в процессе проверок на объекте.

    После прохождение проверки, за декларациями, заполненными по всем правилам закрепляется уникальный номер. Следующим этапом, после получения регистрационного номера, документ заносится в реестр МЧС. В последующие 3 дня декларанту отправляется его экземпляр документа. Отправка осуществляется способом, удовлетворяющим обе стороны.
    В случае выявления нарушений при разработке декларации, она отправляется декларанту обратно. Вместе с ней прилагаются причины отказа, изложенные в письменном виде. Устранив несоответствия можно снова подавать документ на регистрацию.

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Зачем нужна и что это такое

– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Порядок представления регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272) (далее - Правила расчетов).
Блок схема предоставления декларации пожарной безопасности в МЧС

Кто имеет право составлять пожарную декларацию ?
Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию . При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется (Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности").
Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении каких объектов
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности (ч.1 ст.49 ГрК РФ) предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;
2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся:
- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию (п. 5 Порядка).

Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Однако в отдельных случаях, если при строительстве (реконструкции) используются бюджетные средства, экспертиза обязательна. Это правило предусмотрено для следующих объектов (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ):
- жилые дома блокированной застройки;
- многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из блок-секций (от одной до четырех), каждая из которых включает несколько квартир, помещения общего пользования и имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Соответственно, при строительстве или реконструкции указанных объектов с привлечением бюджетных средств необходимо составить .
В ч. 2 ст. 49 ГрК РФ также названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), владелец может добровольно составить декларацию пожарной безопасности (ч. 2 ст. 64 Закона).

Кто обязан представлять декларацию пожарной безопасности ?
Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона).
Арендатор помещения также обязан подавать декларацию о пожарной безопасности, если согласно договору аренды, он несет ответственность за противопожарное состояние помещения и арендуемое помещение является отдельно стоящим зданием высотой более двух этажей и общей площадью более чем 1500 квадратных метров или отдельным пожарным отсеком в составе такого здания, к которому установлены требования пожарной безопасности. В иных случаях декларация пожарной безопасности подается в добровольном порядке.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - № 123-ФЗ) декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий и сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Согласно ч. 5 ст. 6 № 123-ФЗ, п. 3 Порядка декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав части здания к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Также арендодателями могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Таким образом, декларацию пожарной безопасности должны разрабатывать и составлять собственники объекта (или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании), в котором расположено арендуемое помещение. Подавать декларацию можно как для здания в целом так и для его части.
В договоре аренды можно указать, что ответственность за противопожарное состояние арендуемого помещения лежит на арендаторе: в этом случае декларацию должен подавать арендатор.

Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. Исходя, в частности, из судебной практики непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 2000 до 3000 руб.;
- для должностных лиц (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 6000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2000 до 4000 руб.;
- для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;
- для юридических лиц - от 200 000 до 400 000 руб.

Как правильно составлять декларацию пожарной безопасности в 2018 году
Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (Приложение N 1 к Приказу).
В декларации отражаются следующие сведения:
- данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит.
В отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указываются его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное (при наличии) и фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта). Кроме того, рекомендуем привести класс функциональной пожарной опасности объекта защиты;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
Если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- место нахождения объекта защиты.
Указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта);
- контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты.
Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты.
Далее в декларации последовательно заполняются три раздела:

Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.
В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).
В разделе указываются:
- расчетные значения уровня пожарного риска;
- допустимые значения уровня пожарного риска;
- комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272. Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются на основании (п. 3 Правил расчетов):



г) оценки последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил расчетов). На данный момент утверждены:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил расчетов), который, как указано в форме декларации, должен прилагаться к ней.

Какой порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска при составлении декларации пожарной безопасности ?
Из ч. 7 ст. 6 Федерального закона следует, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 утверждены Правила, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом, при составлении декларации пожарной безопасности.
Согласно п. 2 Правил расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом.
На основании ст. 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Согласно п. 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382.
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах утверждена Приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

Раздел II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности");
- путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).
К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.

Раздел III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.
В данном разделе, как указано в форме декларации, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов для конкретного объекта защиты (ч. 4 ст. 64 Закона).
Перечислим эти Законы и документы:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия»;
- Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные пункты, которые выполняются декларантом на своем объекте . Для этого необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения.
их называют образцами пожарной декларации и предлогают скачать примеры..
декларации пожарной безопасности на детский сад

автошколу
декларации пожарной безопасности на автомастерскую
декларации пожарной безопасности на торговый ценктр
декларации пожарной безопасности на больницу
декларации пожарной безопасности на доу
декларации пожарной безопасности на школу
декларации пожарной безопасности на магазин
декларации пожарной безопасности на поликлинику
декларации пожарной безопасности на производство
Однако все они заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы, в декларации должен быть только перечень пунктов и как можно меньше текста.
В декларации указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. Декларант - юридическое или физическое лицо также проставляет на ней оттиск печати.

Основание для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности
Основанием для отказа в регистрации декларации может послужить только ее несоответствие установленной форме. В таком случае должностные лица органа МЧС возвращают декларацию ее составителю с письменным указанием причин отказа (п. 13 Порядка, абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС только при дальнейшем проведении мероприятий по контролю (абз. 2 п. 12 Порядка).

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?
Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.
Декларация уточняется путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 Порядка). Уточненная декларация должна быть представлена в течение одного года со дня изменения сведений (ч. 3 ст. 64 Закона).
Первый вариант - если требования пожарной безопасности или сведения в декларации изменились, компания должна будет подать в территориальный орган МЧС заявление о внесении изменений в реестр. Оно будет составляться в произвольной форме. К заявлению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих наличие изменений.
Второй вариант - разработать новую пожарную декларацию с учетом всех поправок.
Сейчас * в случае изменений декларация уточняется или разрабатывается вновь. При этом уточнение ** происходит путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации.
*7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
**8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

РЕКЛАМА В БЛОГЕ
Разработка декларации пожарной безопасности и регистрация в МЧС, сроки и гарантии на сайте https://dekpb.ru



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация