156 часть 2 ук рф. Теория всего

Главная / Общество

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Комментарий к статье 156 УК РФ:

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону.
Гарантии прав детей имеют конституционную основу. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено положение об охране их прав в области социального обеспечения, п. 4 ст. 43 закрепляет обязанность иных лиц, заменяющих родителей, по обеспечению получения детьми основного общего образования.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания. Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.

3. Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.
Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо; 2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежащим образом; 3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей. К объективным факторам относятся, в первую очередь, внешние условия, создание которых не зависит от данного лица. К субъективным относятся личные особенности данного лица: опыт и квалификация, уровень образования, возможность обеспечить полный объем обязанностей и их должное качество и т.п.; 4) сопровождаются ли действия (бездействие) лица жестоким обращением с несовершеннолетним.

Выявление любого из объективных или субъективных факторов, свидетельствующих о фактической невозможности выполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию или осуществлению надзора за несовершеннолетним, и отсутствие признаков жестокого обращения с ним исключают уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.
Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину неосуществление тех действий, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица.

Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление.
Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть однократным и систематическим, т.е. характеризовать определенную линию поведения виновного.

Под жестоким обращением понимается определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (непредоставление пищи, одежды и т.п.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему.
Если в результате жестокого обращения был причинен вред здоровью (умышленный легкий, средней тяжести или тяжкий), а также истязание, действия виновного подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК.

Любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватываются признаком "жестокое обращение" и дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК не требуют.

4. Субъект преступления - специальный. Речь идет о вменяемом лице, достигшем 16-летнего возраста и являющемся родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Под надзором понимается как непосредственный надзор за действиями несовершеннолетнего в данном конкретном случае, так и его воспитание вообще.

5. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - умышленное преступление: виновный осознает, что путем жестокого обращения грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и желает эти действия совершить.

6. Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения при превышении должностных полномочий подлежат ответственности по ст. 286 УК.

7. Деяние, предусмотренное ст. 156 УК, следует отличать от подобного, предусмотренного административным законодательством (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях), где возможность привлечения к административной ответственности не связывается с жестоким обращением.

Ст. 156 УК РФ – правовая норма, которая предусматривает наказание лиц за частичное или абсолютное невыполнение, недолжное исполнение взятого на себя обязательства по воспитанию несовершеннолетних детей. Включая данный пункт в российское законодательство, государство стремилось решить проблему беспризорности малолетних, социального сиротства из-за несоблюдения родителями или опекунами своих обязанностей.

В шестьдесят третьей статье Семейного кодекса указано, что родители обязываются законом осуществлять заботу о детях. В качестве пояснения законодатель перечислил те действия, которые относятся к таким обязанностям:

В случае, когда перечисленные требования, выдвигаемые законом к воспитателям детей, не выполняются, наступает предусмотренная законом ответственность. Она предполагает, в зависимости от состава правонарушения, два возможных пути развития:

  1. Наказание в соответствии с первым пунктом статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях.
  2. Привлечение к уголовной ответственности по статье под номером 156 УК.

В первом случае речь идет только об административном взыскании, сущность которого прописана в КоАП. Этот вариант возможен, когда ненадлежащее выполнение родительских обязанностей рассматривается само по себе, как отдельное нарушение закона.

В ситуации, когда невыполнение функций, являющихся для родителей обязательными, сочетается с жестоким обращением с малолетними детьми, в силу вступает статья 156 УК.

Именно жестокость, применяемая к ребенку, не достигшему возраста восемнадцати лет, превращает административное нарушение в уголовное преступление. Поэтому обвинение по статье сто пятьдесят шестой должно быть подтверждено доказательствами:

  • того, что по отношению к ребенку не выполнены функции воспитания;
  • того, что присутствовало жестокое обращение с детьми.

Именно последний пункт является обязательным признаком данного преступления. Отсутствие его исключает уголовную ответственность.

О терминах «неисполнение» и «жестокость»

Объективная сторона правонарушения, описываемого статьей УК под №156 – невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, либо ненадлежащее их выполнение. При этом законодателем не дается разъяснение используемых им для описания правовой нормы понятий.

В случае с «невыполнением» очевидно, что это абсолютное бездействие лица по осуществлению заботы о ребенке. То есть субъект не принимает никаких мер для того, чтобы несовершеннолетний мог получить необходимое воспитание. А в случае невозможности самому исполнить данные функции не сообщает об этом в органы опеки и попечительства. Получается, ребенок фактически «предоставлен сам себе».

Встает вопрос о том, что необходимо доказать, когда речь идет о ненадлежащем исполнении обязанностей. Ответ находим в Семейном кодексе. 65-ая статья этого документа говорит о том, что государством не регулируются методы воспитания, выбираемые родителями. Это не предмет его надзора. Однако в ней перечислены те элементы, которые не должны сопровождать процесс формирования психически и физически здоровой личности:

Это своего рода памятка, что нельзя делать. Соответственно, наличие хотя бы одного из названных факторов в отношениях между воспитателем и воспитанником со стороны первого может квалифицироваться как ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

В некоторых комментариях к последней редакции УК Российской Федерации можно встретить высказывания о том, что указанные выше факторы также являются проявлением жестокого отношения к детям.

Однако Пленум ВС в своем постановлении под № 10 от 27 мая 1998 года подчеркнул некоторую неточность такой формулировки. Жестокое отношение подразумевает:

  • причинение физических страданий;
  • нанесение психических травм.

В том случае, когда это делается постоянно и целенаправленно, закон относит такое поведение взрослого к преступному. Проявлением этого могут быть действия по:

  • нанесению ребенку ударов;
  • лишению его одежды в холодный период;
  • лишению еды или воды;
  • содержанию без света или взаперти;
  • оставлению без необходимой помощи.

Это неполный (но основной) перечень вариантов преступного поведения.

Кого и как наказывают по статье 156

Роль воспитания подрастающих детей в семье выполняют традиционно родители. Именно поэтому в качестве субъекта в данном преступлении выступают мать и отец ребенка. В случае, когда они лишены родительских прав, их не могут осудить по данной статье. Их статус претерпел изменение. Теперь функции воспитания переданы государству в лице определенных работников, или опекунам.

Обвинение по данной статье, как правило, влечет за собой лишение родительских прав. Если такие мать и отец каким-либо образом проявляют жестокость к ребенку, их действия рассматриваются в соответствии со статьями 16-17 Уголовного кодекса. Субъектами преступления согласно статье 156-ой Уголовного кодекса РФ могут выступать и другие лица, на которых возложены обязанности по воспитанию детей:

  • опекуны;
  • педагоги;
  • медицинские работники.

Это те люди, которые должны воспитывать ребенка, поскольку это является их служебными обязанностями.

Таким образом, осуждены по данной статье могут быть воспитатели детского сада и учителя, а также врачи и медицинские сестры, если они позволят себе жестоко обращаться со своими подопечными в совокупности с неисполнением своих обязанностей по воспитанию. Это возможно, потому что на момент пребывания ребенка в таких учреждениях забота о нем возлагается на персонал.

Судебная практика показывает, что оправдать лиц, обязанных воспитывать детей, могут в ситуации, когда проявление жестокости с их стороны было единичным актом. Обзор решений по подобным делам отмечает, что судьи требовали предоставления доказательств минимум трех случаев реализации жестокого обращения.

За рассматриваемое правонарушение возможны различные варианты наказания:

  1. Государство вправе заставить платить штраф, который может равняться 100 000 российских рублей, или зарплате за период не более одного года.
  2. Могут быть назначены работы исправительного характера сроком 2 года.
  3. Возможны работы принудительные в течение до трех лет или меньше.
  4. Не исключены обязательные работы (440 часов).
  5. Вполне реально и лишение свободы на период не более 3-ех лет.

Данные виды наказания могут сопровождаться на усмотрение суда лишением права занимать некоторые должности в течение 5-ти лет, или запретом вести отдельные виды деятельности.

Подследственность преступления предполагает участие в нем дознавателей и инспекторов из отдела по делам несовершеннолетним. Получив сообщение о подобном нарушении прав ребенка, они должны доказать жестокое обращение с малолетними. Но детский возраст не всегда позволяет малышу рассказать все, что с ним происходило.

Жестокое обращение не всегда предполагает видимых последствий. Поэтому часто о преступлениях такого рода становится известно, когда здоровью ребенка нанесен явный вред. Характеристика закононарушения здесь уже иная, и оно рассматривается по совокупности с другими статьями.

Срок давности по данному преступному деянию составляет 2 года, так как оно относится к группе правонарушений небольшой тяжести.

Ст. 156 УК РФ требует от граждан соблюдения родительских обязанностей, которые состоят в воспитании и содержании несовершеннолетних детей, и исключают проявление по отношению к ним жестокости. В случае невыполнения требований закона, нарушителя ждет серьезная ответственность, вплоть до лишения родительских прав.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация