Защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий. Контрольная работа: Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Меры борьбы с оползнями

Главная / Земля

Выбор СИЗ зависит от комплекса негативных факторов, характерных для конкретного вида работ. Так, при работе с радиоактивными веществами СИЗ предохраняют человека от попадания радиактивных веществ в органы дыхания, пищеварения и непосредственно на кожу.

Выбор СИЗ зависит от радиационной обстановки, которая определяется характером и объемом работ, проводимых с радиоактивными веществами. В соответствии с требованиями ОСП–72/87 все лица, работающие на участках работы с радиоактивными веществами в открытом виде или посещающие такие участки, должны быть обеспечены СИЗ в зависимости от класса работ. При работах I класса и при отдельных работах II класса работающие должны быть обеспечены комбинезонами или костюмами, шапочками, спецбельем, носками, легкой обувью или ботинками, перчатками, бумажными полотенцами или носовыми платками разового пользования, а также средствами защиты органов дыхания в зависимости от характера возможного радиоактивного загрязнения воздуха. При работах II класса и при отдельных работах III класса работающие должны быть обеспечены халатами, шапочками, перчатками, легкой обувью и при необходимости средствами защиты органов дыхания.

Персонал, производящий уборку помещений, а также работающие с радиоактивными растворами и порошками должны быть снабжены (помимо перечисленной выше спецодежды и спецобуви) пластиковыми фартуками и нарукавниками или пластиковыми полухалатами, дополнительной спецобувью (резиновой или пластиковой) или резиновыми сапогами. При работах в условиях возможного загрязнения воздуха помещений радиоактивными аэрозолями необходимо применять специальные фильтрующие или изолирующие средства защиты органов дыхания. Изолирующие СИЗ (пневмокостюмы, пневмошлемы) применяют при работах, когда фильтрующие средства не обеспечивают необходимую защиту от попадания радиоактивных и токсичных веществ в органы дыхания.

При работе с радиоактивными веществами к средствам повседневного использования относят халаты, комбинезоны, костюмы, спецобувь и некоторые типы противопылевых респираторов. Спецодежду для повседневного использования изготовляют из хлопчатобумажной ткани (верхнюю одежду и белье). Если возможно воздействие на работающих агрессивных химических веществ, верхнюю спецодежду изготовляют из синтетических материалов – лавсана.

К средствам кратковременного использования относят изолирующие шланговые и автономные костюмы, пневмокостюмы, перчатки и пленочную одежду: фартуки, нарукавники, полукомбинезоны. Пластиковую одежду, изолирующие костюмы, спецобувь изготовляют из прочного легко дезактивируемого поливинилхлоридного пластика морозостойкостью до –25 °С или пластиката, армированного капроновой сеткой рецептуры 80 AM.

Применение СИЗ и ИСИЗ сопровождается определенными неудобствами: ограничением обзора, затруднением дыхания, ограничением в перемещении и т.п. В тех случаях, когда рабочее место постоянно, устранить эти неудобства удается применением защитных кабин, снабженных системами кондиционирования воздуха, вибро - и шумозащитой, защитой от излучений и энергетических полей. Такие кабины применяют на транспортных средствах, в горячих цехах, машинных залах ТЭС и т.п.

Безопасное проведение работ обеспечивается также путем применения индивидуальных защитных устройств. Так, при работе на высоте, в колодцах и других ограниченных объемах необходимо использовать спасательные пояса, страхующие канаты (рис.7.8), а также СИЗ.

Раздел III. ЧРЕЗВычАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий

8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Чрезвычайная ситуация (ЧС) –состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02–94).

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий.

Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04. 1992г. № 49.

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст.3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

3.5.1. Основные принципы обеспечения безопасности населения и территории Российской Федерации

В основу концепции безопасности положены результаты анализа и обобщения последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашей стране и за рубежом, а также достижения науки и техники в области обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды. Основное её назначение – достижение наиболее рационального уровня риска возникновения чрезвычайной ситуации, снижение до минимума ущерба экономике, потерь населения и обеспечение эффективных действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Успешное решение задач по обеспечению безопасности населения и территорий достигается при поэтапном выполнении большого объема организационных технических и технологических мероприятий, значительная часть которых должна выполняться заблаговременно, т. е. до возникновения чрезвычайной ситуации. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях возложены на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На первом этапе выявляют потенциальные источники возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории или предприятии и оценивают риск их возникновения. Выявляя опасности природного характера, прежде всего оценивают потенциальную возможность возникновения землетрясений, наводнений, ураганов, экологических катастроф и массовых инфекционных заболеваний.

Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в техносфере выявляются с использованием принципа «нулевого риска». Он состоит в том, что на большинстве хозяйственных объектов, несмотря на принимаемые меры, всегда имеется вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (отклонение от нуля). На основе вероятностного анализа выявляются потенциально опасные производства, участки работ, а в населенных пунктах – потенциально опасные объекты производств.

На втором этапе прогнозируют последствия воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на население и подведомственные территории. Для этого используют методики, разработанные для каждого вида чрезвычайной ситуации с учетом особенностей (специфики) региона.

На третьем этапе осуществляют выбор, обоснование и реализацию следующих направлений деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайной ситуации:

1) осуществление комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них;

2) организация защиты населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

4) организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров.

Комплекс мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них содержит:

Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей;

Оповещение населения и органов управления звеньев РСЧС об опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

Планирование действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

Обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Накопление и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты.

Все виды перечисленных профилактических мероприятий должны быть выполнены заблаговременно, чтобы обеспечить более надежную защиту населения и территории.

Защита населения в

До возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется накопление средств индивидуальной и коллективной защиты, составляются планы эвакуации населения по всем видам чрезвычайных ситуаций, и в ходе чрезвычайной ситуации они используются.

Устойчивая работа хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации обеспечивается по двум направлениям:

1) реализация требований норм проектирования при строительстве новых хозяйственных объектов;

2) внедрение мероприятий по повышению устойчивости работы действующих хозяйственных объектов.

Обеспечение устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях строящихся хозяйственных объектов осуществляется при использовании специальных норм проектирования, государственных стандартов и отраслевых требований. Второе направление обеспечения устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации реализуется путем внедрения комплекса мероприятий на действующих хозяйственных объектах с целью повышения устойчивости функционирования слабых элементов инженерно-технического комплекса, систем управления, снабжения и других сторон деятельности хозяйственных объектов. Для этого на всех потенциально опасных хозяйственных объектах периодически составляют декларацию безопасности и проводят исследования устойчивости работы по каждому из возможных видов чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) проводятся при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки с использованием всех сил и средств РСЧС. Эти работы планируются заблаговременно, т.к. при возникновении чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военно-политического характера образуются очаги поражения, зоны заражения, затопления, пожаров.

Обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы планируются заблаговременно, а реализуются при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

3.5.2. Выявление источников возникновения чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий

Для прогнозирования последствий сильных взрывов, землетрясений и катастрофических движений воздуха используется типовая методика, позволяющая определять масштабы и возможные последствия сильных взрывов, землетрясений, катастрофического движения воздуха.

Вначале определяют величину поражающих факторов, ожидаемых при возникновении этих видов чрезвычайных ситуаций, т.е. величину ΔР ф (избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, кПа), силу землетрясения (в баллах), скорость урагана, смерча, бури (в м/с). Имеется математический аппарат для расчета величины ΔР ф в зависимости от силы (мощности) взрыва, его вида в зависимости от удаления интересующей точки от центра взрыва. Сила землетрясения, скорость движения воздуха при ураганах, смерчах, бурях задается или прогнозируется гидрометеослужбами РСЧС.

Затем производят сравнение ожидаемой величины поражающего фактора со справочными данными в табл.7 приводится характеристика очага поражения.

Используя результаты сравнения, на картах или схемах хозяйственных объектов, населенных пунктов, районов, городов изображают очаг возможного поражения.

В случае сильных взрывов и землетрясений очаг возможного поражения изображают в виде концентрической окружности вокруг центра (эпицентра) взрыва (землетрясения), а в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическим движением воздуха - в виде полос правильной и неправильной формы.

Форма и размеры очагов поражения, образующихся в случае возникновения крупномасштабных пожаров техногенного происхождения, зависят от следующих факторов:

Пожарная опасность производства;

Степень огнестойкости зданий и материалов;

Плотность застройки;

Метеорологические условия.

Пожарная опасность производства определяется технологическим процессом, видом готовой продукции предприятия, характеристикой инженерно-технического комплекса объекта и другими факторами.

По пожарной опасности объектам присваиваются пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Объекты нефтегазовой промышленности относятся обычно к категории А, т.к. являются одними из наиболее опасных в пожарном отношении.

Огнестойкость зданий и сооружений определяется способностью к возгоранию их элементов и пределами огнестойкости каких-либо частей зданий, сооружений. Предел огнестойкости – это предел в часах от начала воздействия огня на конструкцию до образования в ней трещин или достижения в ней температуры 200˚С, или до обрушения конструкции. Различают пять степеней огнестойкости зданий и сооружений: I, II, III, IV, V.

Плотность застройки – процентное отношение суммарной площади, занимаемой всеми зданиями и сооружениями предприятий, к общей площади территории хозяйственного объекта.

При плотности застройки менее семи процентов пожары практически не распространяются, т.к. между зданиями и сооружениями большие расстояния. При плотности застройки, равной 7-20%, могут возникать отдельные пожары. При плотности застройки более 20% обычно возникают сплошные, массовые пожары и огненный шторм.

Руководящие органы РСЧС на хозяйственном объекте анализируют имеющиеся данные и определяют местоположение возможных очагов горения, а также все факторы, влияющие на распространение пожаров, а затем на картах или схемах изображают возможные очаги поражения при интенсивных пожарах.

Таблица 7

Характеристика зон возможного очага поражения

Наименование зоны и её обозначение Величина поражающего фактора Характеристика разрушений и пожаров Виды травм незащи-щенных людей Вид вос-станови-тельных работ Выход из строя основ-ных элемен-тов зданий, %
Избыточное давление при взрыве, кПа Сила земле-трясений, баллы Скорость урагана, смерча, бури, м/с
Зона полных разруше-ний (А) > >50 110-12 Полное обрушение зданий, сооружений, сплошные тлеющие завалы Крайне тяжелые и силь-ные Восста-новление невоз-можно 990-100
Зона сильных разруше-ний (В) 330-50 98-10 330-60 Сплошные завалы, сплошные пожары, разрушена большая часть стен зданий Сильные, средние Восста-новление нецеле-сообразно 550-90
Зона средних разруше-ний (С) 220-30 76-8 60-40 Сохраняются коробки зданий и др. прочные конструкции; местные завалы, сплошные и массовые пожары Средние, легкие Капи-тальный ремонт 330-50
Зона слабых разруше-ний (Д) 110-20 55-6 40-30 Разрушение второсте-пенных элементов соо-ружений, отдельные завалы, отдельные по-жары Легкие Текущий ремонт 110-30
Зона легких разруше-ний (Е) < <10 44-5 30-20 Повреждение отдель-ных второстепенных элементов сооруже-ний, могут быть от-дельные пожары Легкие Мелкий ремонт Ддо 10

Рассмотрим порядок прогнозирования масштаба и последствий катастрофических затоплений и наводнений.

Очаги поражения возникают в зонах чрезвычайно опасного и катастрофического затопления при наводнениях, разрушении гидротехнических сооружений и других катастрофических движениях воды.

Затопление считается катастрофическим, если волна прорыва проходит через рассматриваемую зону менее чем за четыре часа. Причем высота гребня волны составляет более полутора метров, а скорость её движения - более 2,5 м/с. Участок чрезвычайно опасного затопления образуется на территории, по которой волна прорыва проходит в течение часа (или меньше) с момента её образования. Высота гребня волны на этом участке - более 4 метров, скорость движения - более 2,5 м/с.

Участок подтопления – это местность, которая смачивается водой при прохождении волны прорыва.

Органы РСЧС, на подведомственных территориях которых возможны катастрофические затопления и наводнения, обязаны заблаговременно прогнозировать масштабы и последствия этого вида чрезвычайной ситуации. На картах или схемах изображают зоны затопления и оценивают возможные последствия для людей, животных, растений и инженерно-технического комплекса хозяйственных объектов и учреждений. Зоны катастрофического затопления изображают на картах (схемах) в масштабе, зная параметры гидротехнических сооружений и рельеф местности, прилегающей к рекам. Затем определяют месторасположение зданий, сооружений, оборудования, хозяйственных объектов и населенных пунктов, которые могут оказаться в зоне катастрофического затопления, и оценивают возможные разрушения зданий и сооружений под действием волны прорыва. Кроме того, определяют возможные потери людей, животных и объем повреждений сельскохозяйственных угодий.

Для оценки объема и вида разрушений зданий используют справочные данные (см. табл.8).

Таблица 8

Виды возможных разрушений зданий под действием волны прорыва

При прогнозировании масштаба и последствий химического заражения используют типовую методику, основные положения которой описаны ниже.

Прогнозирование масштаба химического заражения - это определение размеров зоны возможного химического заражения и изображение зоны в масштабе на топографической карте или схеме местности, на которой произошла авария или катастрофа с выбросом в окружающую среду вредных веществ. Внешние границы возможного химического заражения территории устанавливают по пороговой токсодозе при ингаляционном воздействии паров вредного вещества на организм человека.

Оценка последствий химического заражения заключается в определении продолжительности поражающего действия паров вредного вещества в зоне заражения, времени подхода паров вредного вещества к интересующим рубежам (объектам), а также в оценке возможных потерь людей в очагах химического поражения.

Очаг химического поражения - это территория хозяйственных объектов, учреждений, организаций или жилых массивов, которая находится в пределах зоны химического заражения. Продолжительность поражающего действия паров вредного вещества (t пд) определяет временные рамки существования зоны химического заражения, то есть промежуток времени, в течение которого сохраняется опасность для жизни и здоровья людей, находящихся в зоне заражения. Время подхода вредных паров к заданному рубежу (t х) определяется для того, чтобы обеспечить своевременное оповещение рабочих, служащих и населения об опасности химического заражения и проведение эффективных мероприятий по их защите. Оценка возможных потерь людей (П, %) позволяет определить необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации, а также характеризует надежность защиты людей в зоне химического зараже­ния.

Масштаб химического заражения зависит от следующих факторов:

Физико-химических свойств вещества, образующего зону заражения;

Количества вредного вещества, распространившегося в результате чрезвычайной ситуации;

Условий хранения вредного вещества;

Состояния атмосферы в приземном слое воздуха (на расстоянии от поверхности земли до высоты 10 метров);

Характера разлива вредных веществ на поверхности земли (в поддон, обваловку или открытый разлив);

Метеорологических условий (скорости ветра в приземном слое атмосферы, наличия облачности и температуры воздуха);

Времени суток на момент аварии, катастрофы, стихийного бедствия (ночь, утро, день, вечер);

Времени, прошедшего после выброса вредного вещества в окружающую среду.

Физико-химические свойства и агрегатное состояние вредного вещества оказываютсущественное влияние на масштаб химического заражения. Газообразные и сжиженные вредные вещества в случае выброса их из технологических аппаратов, хранилищ и трубопрово­дов образуют только первичное облако, которое формируется прак­тически мгновенно (за несколько минут). Большинство жидкостей, в случае их выброса на поверхность земли, образуют сначала первич­ное, а затем и вторичное облако, которое формируется в результа­те испарения жидкого вредного вещества с подстилающей поверхнос­ти. Жидкости, кипящие выше температуры окружающей среды, образуют только вторичное облако паров. Размеры зоны химического заражения и скорость ее образования в определяющей степени зави­сят от количества вещества, перешедшего в первичное (Q 1) и вторичное (Q 2) облако паров вредного вещества. Если вокруг поврежденного аппара­та, емкости или трубопровода нет обвалования или поддона, то вредное вещество разливается свободно на большой площади, что приводит к увеличению объема облака вредных паров и масштаба химического заражения.

Состояние атмосферы в приземном слое воздуха оценивают тремя сте­пенями вертикальной устойчивости воздуха в приземном слое атмосферы: инверсия, изотермия и конвекция. Зона хими­ческого заражения наибольших размеров возникает при максимальной устойчивости воздуха в нижних слоях атмосферы, когда нижние слои воздуха холоднее верхних и практически отсутствует перемешивание воздуха, что приводит к распространению паров вредного вещества на большие расстояния. Такое состояние воздуха в нижних слоях атмосферы называется инверсией. При изотермии вертикальная устой­чивость воздуха снижается, т.к. происходит выравнивание его тем­пературы, а при возникновении конвекции наблюдается интенсивное перемешивание воздушных масс и рассеивание паров вредного вещества. Таким образом, глубина распространения вредных паров и газов от источника химического заражения при всех прочих равных условиях минимальна при конвекции, имеет промежуточное значение при изотермии и максимальна при инверсии.

Степень вертикальной устойчивости воздуха определяют по справочным данным, зная скорость ветра в приземном слое воздуха, характеристику облачности, а также время возникновения аварии (чрезвычайной ситуации), в результате которой произошел разлив или выброс вредного вещества.

Инверсия наблюдается ночью или под утро при небольшой скорости ветра (до четырех метров в секунду), а конвекция - днем при скорости ветра менее двух метров в секунду.

Размеры зоны химического заражения зависят также и от вре­мени, прошедшего после аварии, катастрофы, поэтому прогнозирование масштаба химического заражения осуществляют на один, два, три или четыре часа, прошедших после выброса или разлива вредного вещества.

Руководящие органы единой государственной системы предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС) всех уровней (на хозяйственных объектах, в учреждениях, организациях, населенных пунктах, городах и районах) при наличии угрозы химического заражения обязаны организовывать оперативное и за­благовременное прогнозирование масштабов и последствий химическо­го заражения.

Оперативное прогнозирование должно осуществляться в крат­чайшие сроки сразу после выброса или разлива большого количества вредного вещества на территории хозяйственного объекта или насе­ленного пункта. При этом в качестве исходных данных для прогно­зирования необходимо получить следующие сведения:

1) место расположения источника химического заражения на местности и наименование разлитого вещества;

2) дата и время аварии;

3) метеорологические данные (скорость и направление ветра в приземном слое воздуха, наличие снегового покрова, температура воздуха, характеристика облачности) на момент аварии;

4) фактические или расчетные данные о количестве разлитого или выброшенного в атмосферу вредного вещества;

5) данные о наличии и высоте поддона или обвалования вокруг аппарата, емкости или другого оборудования, в котором содержа­лось вредное вещество.

Затем определяют возможную глубину зоны химического зараже­ния. Для этого рассчитывают количество вредного вещества, пере­ходящее в первичное (Q 1) и вторичное(Q 2) облако, и по справочным данным находят глубину заражения при расп­ространении первичного и вторичного облака. После этого определяют суммарную глубину зоны возможного заражения. Кроме того, в зависимости от скорости приземного ветра определяют ве­личину центрального угла зоны возможного химического заражения.

Получив эти данные, на топографических картах (схемах) местности изображают в масштабе зону возможного химического заражения в виде окружности, полуокружности или сектора с радиусом, равным глубине зоны возможного химического заражения, и центром, соответст­вующим месту расположения источника химического заражения.

Если в момент аварии, катастрофы или стихийного бедствия наблюдалось безветрие (скорость движения воздуха менее 0,5 м/с), то зону возможного химического заражения изображают в виде окружности. При скорости ветра 0,6-1,0 м/с зону изобра­жают в виде полуокружности по направлению ветра. При скорости ветра более 1,0 м/с зону возможного хими­ческого заражения изображают по направлению ветра в виде сектора с центральным углом, равным 90 или 45 градусов плоского угла.

После изображения зоны возможного химического заражения оценивают возможные последствия химического заражения. Сначала оп­ределяют продолжительность поражающего действия паров вредного вещества в зоне заражения, которая принимается равной длительности испарения вредного вещества с поверхности разлива: t пд = Т (ч). Затем рассчитывают время подхода зараженного воздуха к интересующим рубежам или объектам. Кроме того, по справочным дан­ным определяют возможные потери людей, находящихся в зоне химического заражения. Для этого необходимо знать количество людей, находящихся в зданиях, сооружениях или на открытой местности, а также обеспеченность их средствами защиты органов дыхания.

Оперативное прогнозирование масштаба и последствий химического заражения необходимо выполнять в кратчайшие сроки. Для этого разрабатывают прикладные программы, позволяющие выполнять расчеты с использованием компьютерной техники. Результаты прогнозирования используют для проведения экстренных мероприятий по защите людей, находящихся в зоне химического заражения, а также при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Заблаговременное прогнозирование масштабов и последствий химического заражения осуществляют до возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом и выбросом вредных веществ. Причем используется вышеописанная методика, только принимают количество разлитого вещества равным максимальному, степень вертикальной устойчивости воздуха и другие данные – на самый неблагоприятный случай развития обстановки.

Крупномасштабное радиоактивное заражение происходит в двух случаях: при авариях с разрушением ядерных реакторов и при наземных и низких воздушных ядерных взрывах.

Прогнозирование в каждом случае ведется с использованием специально разработанной методики, учитывающей вид радиоактивного заражения.

Прогнозирование последствий после аварий с разрушением ядерных реакторов ведется по типовой методике, которая включает выполнение следующих этапов:

1) сбор исходных данных;

2) определение размеров зоны радиоактивного заражения и изображение её на топографической карте местности;

3) определение возможных доз облучения людей, находящихся в зоне возможного радиоактивного заражения;

4) оценка тяжести возможных радиационных поражений людей.

Сразу после аварии определяют место, время аварии, тип разрушенного реактора, его мощность, метеоусловия на ближайшие 10 часов и собирают другие исходные данные, необходимые для прогнозирования.

Размеры зоны радиоактивного заражения определяют по справочным данным, зная тип разрушенного реактора, его мощность, время аварии и т.д. При этом получают данные о длине и ширине двух зон: чрезвычайно опасного и опасного радиоактивного заражения. Затем эти зоны изображают на топографической карте местности в масштабе по направлению ветра в виде вытянутых эллипсов.

Зону радиоактивного заражения изображают в описанном выше порядке только в том случае, когда по прогнозам местной гидрометеослужбы направление ветра не изменится в ближайшие десять часов.

Определение возможных доз облучения людей, находящихся в зоне радиоактивного заражения, выполняют в следующей последовательности:

1) выявление населенных пунктов и хозяйственных объектов, находящихся в зоне радиоактивного заражения;

2) определение расстояния от источника радиоактивного заражения до каждого из этих объектов и населенных пунктов;

3) определение по справочным данным величины возможных доз облучения людей, находящихся во всех населенных пунктах в зоне радиоактивного заражения (отдельно для детей и взрослых);

4) оценка тяжести возможных радиационных поражений отдельно для детей и взрослых, проживающих во всех населенных пунктах (степень лучевой болезни и другие последствия).

При прогнозировании масштаба радиоактивного заражения используется типовая методика, которая позволяет определить размеры возможного следа радиоактивного заражения и изобразить его на топографической карте местности.

След радиоактивного заражения делится на пять зон, характеристика которых приведена в табл. 9.

Размеры зон М, А, Б, В, Г определяют по справочным данным, зная мощность и тип ядерного взрыва, а также среднюю скорость ветра на данной местности в ближайшие часы после ядерного взрыва.

Длина следа при ядерном взрыве боеприпасов средней мощности достигает несколько сотен километров, а ширина – несколько десятков километров.

Таблица 9

Характеристика зон радиоактивного заражения после ядерных взрывов

Р 1 – мощность дозы гамма-излучения в зоне радиоактивного заражения на один час после ядерного взрыва.

Изобразив на топографической карте след радиоактивного заражения, приступают к определению возможных доз внешнего облучения людей, которые могут находиться на зараженной территории, а также возможных доз облучения при пересечении на транспорте или пешком следа радиоактивного заражения. Кроме того, определяют допустимую продолжительность пребывания людей в зоне радиоактивного заражения и решают другие задачи по обеспечению безопасности проведения спасательных, аварийных и других работ.

В результате возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в крупных городах и сельской местности могут возникать зоны бактериологического заражения – это районы земной поверхности или области воздушного пространства, зараженные биологическими возбудителями заболеваний в опасных пределах для населения, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений. Зона заражения характеризуется следующими параметрами:

1) виды распространившихся бактериологических средств;

2) размеры и расположение зоны относительно хозяйственных объектов и населенных пунктов;

3) время образования зоны и изменчивость границ распределения возбудителей болезни.

В зонах биологического заражения на территории населенных пунктов, хозяйственных объектов, на фермах, на территории сельскохозяйственных угодий образуются очаги бактериологического поражения – это территория, на которой произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений.

Органы РСЧС, анализируя исходные данные, на топографических картах изображают границы зон биологического заражения и очагов поражения. При этом используются данные медицинских служб и служб защиты животных и растений РСЧС, которые получают данные от санитарно-эпидемиологических станций, разведывательных формирований и наблюдательных постов, развернутых в зоне биологического заражения. До полной ликвидации зон биологического заражения продолжается контроль и наблюдение за развитием ЧС, эти данные учитываются при проведении работ по ликвидации последствий заражения.

Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации очагов биологического поражения по решению КЧС (комиссий по чрезвычайным ситуациям) города, района, республики, края, области устанавливаются специальные режимы жизнедеятельности: карантин или обсервация.

Карантин – это система противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний. На внешних границах зоны карантина устанавливают вооруженную охрану, а в самой зоне организуется комендантская служба и патрулирование. Запрещается выход людей, вывод животных, вывоз материалов и имущества из зоны карантина до его снятия. Важные хозяйственные объекты, оказавшиеся в зоне карантина, продолжают свою работу или деятельность в особом режиме. Прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков, базаров.

Обсервация – это комплекс изоляционно-ограничительных и лечебно-профилактических мероприятий, которые включают: ограничение въезда и выезда людей, а также вывоза из очага биологического поражения имущества без специальной обработки (обеззараживания), усиление медицинского контроля за водоснабжением и питанием, ограничение общения между людьми.

3.5.1. Основные принципы обеспечения безопасности населения и территории Российской Федерации

В основу концепции безопасности положены результаты анализа и обобщения последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашей стране и за рубежом, а также достижения науки и техники в области обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды. Основное её назначение – достижение наиболее рационального уровня риска возникновения чрезвычайной ситуации, снижение до минимума ущерба экономике, потерь населения и обеспечение эффективных действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Успешное решение задач по обеспечению безопасности населения и территорий достигается при поэтапном выполнении большого объема организационных технических и технологических мероприятий, значительная часть которых должна выполняться заблаговременно, т. е. до возникновения чрезвычайной ситуации. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях возложены на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На первом этапе выявляют потенциальные источники возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории или предприятии и оценивают риск их возникновения. Выявляя опасности природного характера, прежде всего оценивают потенциальную возможность возникновения землетрясений, наводнений, ураганов, экологических катастроф и массовых инфекционных заболеваний.

Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в техносфере выявляются с использованием принципа «нулевого риска». Он состоит в том, что на большинстве хозяйственных объектов, несмотря на принимаемые меры, всегда имеется вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (отклонение от нуля). На основе вероятностного анализа выявляются потенциально опасные производства, участки работ, а в населенных пунктах – потенциально опасные объекты производств.

На втором этапе прогнозируют последствия воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на население и подведомственные территории. Для этого используют методики, разработанные для каждого вида чрезвычайной ситуации с учетом особенностей (специфики) региона.

На третьем этапе осуществляют выбор, обоснование и реализацию следующих направлений деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайной ситуации:

1) осуществление комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них;


2) организация защиты населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

4) организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров.

Комплекс мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них содержит:

Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей;

Оповещение населения и органов управления звеньев РСЧС об опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

Планирование действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

Обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Накопление и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты.

Все виды перечисленных профилактических мероприятий должны быть выполнены заблаговременно, чтобы обеспечить более надежную защиту населения и территории.

Защита населения в

До возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется накопление средств индивидуальной и коллективной защиты, составляются планы эвакуации населения по всем видам чрезвычайных ситуаций, и в ходе чрезвычайной ситуации они используются.

Устойчивая работа хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации обеспечивается по двум направлениям:

1) реализация требований норм проектирования при строительстве новых хозяйственных объектов;

2) внедрение мероприятий по повышению устойчивости работы действующих хозяйственных объектов.

Обеспечение устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях строящихся хозяйственных объектов осуществляется при использовании специальных норм проектирования, государственных стандартов и отраслевых требований. Второе направление обеспечения устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации реализуется путем внедрения комплекса мероприятий на действующих хозяйственных объектах с целью повышения устойчивости функционирования слабых элементов инженерно-технического комплекса, систем управления, снабжения и других сторон деятельности хозяйственных объектов. Для этого на всех потенциально опасных хозяйственных объектах периодически составляют декларацию безопасности и проводят исследования устойчивости работы по каждому из возможных видов чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) проводятся при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки с использованием всех сил и средств РСЧС. Эти работы планируются заблаговременно, т.к. при возникновении чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военно-политического характера образуются очаги поражения, зоны заражения, затопления, пожаров.

Обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы планируются заблаговременно, а реализуются при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

3.5.2. Выявление источников возникновения чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий

Для прогнозирования последствий сильных взрывов, землетрясений и катастрофических движений воздуха используется типовая методика, позволяющая определять масштабы и возможные последствия сильных взрывов, землетрясений, катастрофического движения воздуха.

Вначале определяют величину поражающих факторов, ожидаемых при возникновении этих видов чрезвычайных ситуаций, т.е. величину ΔР ф (избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, кПа), силу землетрясения (в баллах), скорость урагана, смерча, бури (в м/с). Имеется математический аппарат для расчета величины ΔР ф в зависимости от силы (мощности) взрыва, его вида в зависимости от удаления интересующей точки от центра взрыва. Сила землетрясения, скорость движения воздуха при ураганах, смерчах, бурях задается или прогнозируется гидрометеослужбами РСЧС.

Затем производят сравнение ожидаемой величины поражающего фактора со справочными данными в табл.7 приводится характеристика очага поражения.

Используя результаты сравнения, на картах или схемах хозяйственных объектов, населенных пунктов, районов, городов изображают очаг возможного поражения.

В случае сильных взрывов и землетрясений очаг возможного поражения изображают в виде концентрической окружности вокруг центра (эпицентра) взрыва (землетрясения), а в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическим движением воздуха - в виде полос правильной и неправильной формы.

Форма и размеры очагов поражения, образующихся в случае возникновения крупномасштабных пожаров техногенного происхождения, зависят от следующих факторов:

Пожарная опасность производства;

Степень огнестойкости зданий и материалов;

Плотность застройки;

Метеорологические условия.

Пожарная опасность производства определяется технологическим процессом, видом готовой продукции предприятия, характеристикой инженерно-технического комплекса объекта и другими факторами.

По пожарной опасности объектам присваиваются пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Объекты нефтегазовой промышленности относятся обычно к категории А, т.к. являются одними из наиболее опасных в пожарном отношении.

Огнестойкость зданий и сооружений определяется способностью к возгоранию их элементов и пределами огнестойкости каких-либо частей зданий, сооружений. Предел огнестойкости – это предел в часах от начала воздействия огня на конструкцию до образования в ней трещин или достижения в ней температуры 200˚С, или до обрушения конструкции. Различают пять степеней огнестойкости зданий и сооружений: I, II, III, IV, V.

Плотность застройки – процентное отношение суммарной площади, занимаемой всеми зданиями и сооружениями предприятий, к общей площади территории хозяйственного объекта.

При плотности застройки менее семи процентов пожары практически не распространяются, т.к. между зданиями и сооружениями большие расстояния. При плотности застройки, равной 7-20%, могут возникать отдельные пожары. При плотности застройки более 20% обычно возникают сплошные, массовые пожары и огненный шторм.

Руководящие органы РСЧС на хозяйственном объекте анализируют имеющиеся данные и определяют местоположение возможных очагов горения, а также все факторы, влияющие на распространение пожаров, а затем на картах или схемах изображают возможные очаги поражения при интенсивных пожарах.

Таблица 7

Характеристика зон возможного очага поражения

Тема 4: Основные способы защиты населения и ликвидация последствий ЧС.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

Защита населения в ЧС представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций. Эффективность защиты населения достигается на основе учета принципов обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях и наилучшего использования всех способов и средств.

Принципы и способы защиты населения.

Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно делятся на три группы: заблаговременная подготовка, дифференцированный подход и комплексность мероприятий.

Заблаговременная подготовка предполагает накопление средств защиты (коллективных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования населением, а также подготовку к проведению мероприятий по эвакуации населения из опасных зон.

Дифференциальный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, а также от местный условий.

Комплексность мероприятий заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий чрезвычайных ситуаций и их согласованном осуществлении со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ЧС.

Основными способами защиты населения в ЧС являются:

Укрытие в защитных сооружениях;

Эвакуация населения;

Использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.

Укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты в случае военно-политических конфликтов с применением современных средств поражения, а также в ЧС, сопровождающихся выбросом радиоактивных и химических веществ.

Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для защиты населения от физических, химических, биологических опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств эти сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Могут также применяться простейшие укрытия - открытого и закрытого типа.

Под убежища и укрытия могут оборудоваться сооружения всех подземных пространств в городах: станции метро, подземные гаражи, переходы, подвальные помещения, шахты, горные выработки и другие пространства. Время готовности защитных сооружений к приему укрываемых не должно превышать 4-12 часов. Поэтому запрещается занимать их сыпучими материалами, загромождать входы и выходы, что может резко увеличить время приведения их в готовность.

При недостатке заблаговременно построенных убежищ в период угрозы ЧС должны строиться быстровозводимые убежища из готовых конструкций и приспосабливаться под них полуподвальные, подвальные и другие заглубленные помещения. Одновременно повсеместно должны строиться простейшие укрытия.

Убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления объекта народного хозяйства и репродуктор радиотрансляционной сети, а также приборы дозиметрического контроля, средства тушения пожара, запас инструмента и санитарного имущества.

Убежища рассчитываются на определенное количество людей: на одного человека предусматривается не менее 0,5 м 2 площади пола и 1,5 м 3 внутреннего объема. По вместимости убежища бывают малые - до 150 мест, средние - от 150 до 450 мест и большие - более 450 мест.

Эвакуация населения - это организованный вывоз и вывод населения из возможных очагов поражения и опасных зон в загородную зону или другое безопасное место, а также вывоз и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в условиях ЧС.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах и других населенных пунктах.

Эвакуация планируется заблаговременно, а осуществляется при возникновении реальной угрозы населению в конкретной чрезвычайной ситуации, когда другим способом его защитить невозможно.

В плане эвакуации предусматривается:

Способ проведения эвакуации (вывоз всеми видами транспорта, пешим порядком или сочетанием того и другого);

Количество эвакуируемых людей, порядок и сроки эвакуации;

Места размещения и сроки развертывания органов по эвакуации

Лекция № 7

Чрезвычайными ситуациями принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте, экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального или политического характера, которые оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

Чрезвычайные ситуации, возникающие в мирное время (стихийные бедствия, катастрофы, транспортные аварии и т.п.), сопровождаются значительными разрушениями зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние, при котором на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по различным признакам: по происхождению, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий и т.п.

Можно классифицировать чрезвычайные ситуации по трем основным признакам.

Первый – это сфера возникновения , которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации.

Второй ведомственная принадлежность , то есть, где, в какой отрасли народного хозяйства, случилась данная ситуация:

В строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

В промышленности (атомной, химической, машиностроительной, угольной);

В коммунально-бытовой сфере (газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

На транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, речном, трубопроводном);

Сельском и лесном хозяйствах.

Третий масштаб возможных последствий . За основу берется значимость события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

В свою очередь по масштабу все чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальным относятся чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются территорией объекта производственного или социального назначения. Для ликвидации аварии привлекаются все силы и средства предприятия и их достаточно для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Количество пострадавших не более 10 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, материальный ущерб не более 1000 минимальных размеров оплаты труда.



Местные ЧС – это такие чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются поселком, городом, районом. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся у местной власти. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части ГО и другие подразделения МЧС. Количество пострадавших свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Территориальные ЧС – это когда последствия чрезвычайной ситуации не выходят за пределы субъекта Российской Федерации. Количество пострадавших от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

К региональным относятся чрезвычайные ситуации в результате которых количество пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайных ситуаций охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых количество пострадавших свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайных ситуаций выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относятся чрезвычайные ситуации, поражающие факторы которых выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайные ситуации, которые произошли за рубежом и затрагивают территорию России.

Очень часто в печати, на телевидении, по радио одни и те же события называют по разному: кто аварией, кто катастрофой. Резких и строго очерченных границ и различий между ними вроде бы и не существует. Главным критерием является тяжесть потерь и наличие человеческих жертв.

Авария – это повреждение машины, станка, здания, сооружения. На промышленных предприятиях аварии сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом активно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьёзных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Чернобыльскую катастрофу, катастрофу века, называли аварией и до сих пор можно услышать рассказы о аварии на четвертом энергоблоке АЭС. Сначала её приняли за аварию, но когда в первые же дни погибли от острой лучевой болезни 30 человек и сфера действия распространилась на многие области, стало ясно, что это катастрофа государственного масштаба.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, поражением и гибелью людей. Стихийные бедствия как явления часто приводят к авариям и катастрофам в различных сферах деятельности человека. Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов. Больше всего люди страдают от наводнений (40 % от общего уровня), ураганов (20 %), землетрясений и засух (15 %). На остальные виды стихийных бедствий приходится 10%.

Экологическая катастрофа – это стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые приводят к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов (птиц, рыбы, тюленей и других животных) и к значительному экономическому ущербу.

Чрезвычайные ситуации можно квалифицировать по природе возникновения на ситуации природного характера, техногенные и антропогенные.

Сами по себе чрезвычайные ситуации природного характера весьма разнообразны. Их делят на:

Геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины);

Метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи);

Гидрологические (наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами);

Природные пожары (лесные, торфяные, степные);

Массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

Чрезвычайные ситуации техногенного характера разнообразны. По характеру явлений их подразделяют на 6 основных групп:

Аварии на химически опасных объектах;

Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах;

Аварии на гидродинамически опасных объектах;

Аварии на транспорте;

Аварии на коммунально-энергетических сетях.

Аварии, катастрофы, пожары, обрушения и другие чрезвычайные ситуации оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку в стране. Это чернобыльская катастрофа, крупная авария с выбросом радиоактивного облака под Томском в апреле 1993 года, пожар на КамАЗе, пожар на Московском шинном заводе, аварии на теплотрассах города Хабаровска, многочисленные случаи железнодорожных и авиационных катастроф. Высокая степень опасности аварий и катастроф сохраняется. Объясняется это двумя основными причинами. Во-первых, современное производство постоянно усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Во-вторых, упала производственная дисциплина. Невнимательность, расхлябанность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

Неблагополучно и состояние окружающей среды в России, а в некоторых ее регионах даже приобрело характер экологического бедствия. Если в 1970 году общий объем загрязняющий природную среду отходов производства составлял 40 млрд. тонн, то к 2000 году он увеличился в 2,5 раза. Объем загрязненной воды за это время возрос в 10 раз. Чрезвычайные ситуации экологического характера весьма разнообразны и практически охватывают все стороны жизни и деятельности человека. По характеру явлений они подразделяются на 4 основные группы:

Изменения состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание);

Изменение свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя);

Изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды);

Изменение состояния биосферы (исчезновение видов растений и животных).

Чрезвычайные ситуации в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

Первая – накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

Вторая – инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. В этот период, в ряде случаев еще может существовать возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;

Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов;

Четвертая – выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

Пятая – ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зон.

Управление чрезвычайными ситуациями обеспечивается единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Эта система объединяет органы государственного управления всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечение безопасности и защиты населения.

РСЧС обеспечивает координацию сил и средств органов управления и организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской федерации, краев, областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому администратисно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств Российской федерации, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональные центры аналогичного назначения, комиссия по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и объектные комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне объединяет силы готовности следующих ведомств: МЧС, Минатома, МВД, Минсельхозпрома, Минтопэнерго, Минтранспорта, МПС, Минздрава, Росгидромета России и ряда других.

В настоящее время существуют два основных направления уменьшения последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах.

Первое заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. Технические системы снабжаются средствами взрыво- и пожарозащиты оборудования, электро- и молниезащиты, локализации, тушения и предупреждения пожаров и т.д.

Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Основой второго направления является формирование планов действий в экстремальных условиях, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого изучают данные о возможных химических и физических явлениях, составляющих возможную аварию, прогнозируют размеры и степень поражения объекта при воздействии на него различных поражающих факторов.

Практика показывает, что полностью устранить негативные воздействия в техносфере нельзя, а реально лишь ограничить воздействие отрицательных факторов допустимыми их уровнями.

Под устойчивостью работы объекта понимают его способность выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами в условиях чрезвычайных ситуаций, а так же приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорта, связи, линий электропередач и т.п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.

Под устойчивостью технической системы понимается возможность сохранения ею работоспособности в чрезвычайных условиях. Повышение устойчивости технических систем и объектов достигается в основном организационно техническими мероприятиями, которым всегда предшествуют детальные исследования устойчивости конкретного объекта.

На первом этапе исследования анализируются устойчивость и уязвимость его элементов в условиях чрезвычайной обстановки, а также оценивают опасность выхода из строя или разрушения элементов или всего объекта в целом. На этом этапе анализируют: надежность установок и технологических комплексов; последствия аварий отдельных систем производства; распространения ударной волны по территории предприятия при взрывах коммуникаций, ядерных зарядов и т.п.; распространения огня при пожарах различных видов; рассеивание веществ, высвобождающихся при чрезвычайной ситуации; возможность вторичного образования токсичных, пожаро- и взрывоопасных смесей и т.п. Оценка может проводиться с применением различных методов анализа повреждений и дефектов, в том числе и с построением дерева отказов и дерева событий.

На втором этапе исследования разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости и подготовке объекта к восстановлению после чрезвычайной ситуации. Эти мероприятия составляют основу плана-графика повышения устойчивости объекта. В плане указывают объем и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочую силу, ответственных исполнителей, сроки выполнения и т.д.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские форми­рования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:

Разведку очага поражения, в результате которой получают ис­тинные данные о сложившейся обстановке;

Локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

Розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

Оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация по­раженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиацион­ного и другого заражения);

Санитарная обработка людей, обеззараживание транспорта, тех­нических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

Неотложные аварийно-восстановительные работы на промыш­ленных объектах.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, уста­новка средств, препятствующих распространению опасности по тер­ритории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

Устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

Локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

Укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администра­ции района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-са­мосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматиче­ский инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

Особое место в организации и ведении спасательных работ зани­мает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах про­делывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находя­щимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на лока­лизацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирова­ния пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части террито­риального подчинения во взаимодействии со спасательными форми­рованиями.

Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной по­лосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

Пожар в здании распространяется преимущественно по лифто­вым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

Целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

Сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

Сильное задымление без пламени -признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кисло­рода.

Работам по ликвидации очагов поражения АХОВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направлен­ные на снижение величины выброса и растекания АХОВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

Ограничению и приостановлению выброса АХОВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи АХОВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

Обваловывание мест разлива АХОВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

Сбор разлившегося АХОВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

Постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

Изоляция зеркала разлива АХОВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

Важное значение при любых чрезвычайных ситуациях имеет инженерная защита населения. И сегодня она является основным способом защиты населения от современных военных средств поражения и от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. К защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1Па (Н/см 2) и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2-х суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 Па (Н/см 2) и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей не категорированных городов, сел и эвакуированного населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения. Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения - в районах жилой застройки.

Для защиты органов дыхания от вредных веществ, действующих в зонах поражения применяются индивидуальные средства защиты (ИСЗ). К ним относятся противогазы. На сегодня противогазы, созданные в России, по основным своим характеристикам не уступают, а в ряде случаев и превосходят зарубежные аналоги. Противогазы нужны не только военнослужащим для защиты от отравляющих веществ в ходе боевых действий, они нужны и в мирные дни на предприятиях, изготавливающих или использующих в производстве аварийно химически опасные вещества. В противогазах работают газо- и горноспасатели, пожарные и все население при авариях на предприятиях с выбросом отравляющих веществ.

По принципу действия средства индивидуальной защиты органов дыхания делятся на фильтрующие и изолирующие. В фильтрующих противогазах воздух очищается от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей. В изолирующих – дыхание осуществляется за счет запаса кислорода, находящегося в самом противогазе.

В настоящее время используются основные типы противогазов:

Общевойсковые (РШ-4, ПМГ-2, ПМК);

Гражданские (ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В);

Промышленные (ПФМ-1, ППФМ-89, ППФМ-92);

Детские (ПДФ-7, ПДФ-Д, ПДФ-Ш);

Камера защитная детская (КЗД-4, КЗД-6).

Фильтрующий противогаз состоит из лицевой части (маски, шлем-маски), фильтрующе- поглощающей коробки, которые соединены между собой непосредственно или с помощью соединительной трубки. В чрезвычайных ситуациях применяют изолирующие противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК, ИП-5. Принцип работы основан на выделении кислорода из химических веществ при поглощении углекислого газа и влаги, выдыхаемых человеком. Изолирующие противогазы также состоят из лицевой части, регенераторного патрона, дыхательного мешка и сумки. При тушении пожаров и работе в среде, непригодной для дыхания, используют кислородный изолирующий противогаз КИП-8. Противогаз представляет собой аппарат с замкнутым циклом дыхания, регенерацией газовой смеси и подпиткой ее кислородом из специального баллона. К изолирующим дыхательным аппаратам относятся также кислородные респираторы и самоспасатели, которыми оснащаются подразделения противопожарной службы и горно- и газоспасателей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация