Закон рф 44 фз от 05.04. О внесении измененийв жилищный кодекс российской федерациии федеральный закон "о фонде содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства"

Главная / Земля

Действие антикризисных мер продлено на 2016 год - , Закона о закупках. В марте во исполнение этих норм приняты соответствующие постановления Правительства РФ.

Внесены изменения в перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе (). В частности, платёжное поручение , подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, теперь не должно в обязательном порядке содержать отметку банка, а копия поручения не должна быть заверена банком. Если участник конкурса вносит обеспечение путём предоставления банковской гарантии, то она должна соответствовать требованиям .

Изменения, вступившие в силу с 10.01.2016

Расширен перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - . Это такие товары, работы, услуги, которые осуществляются за счёт средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность (). Конкретный список утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Связанные с этим изменения внесены в , п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках .

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС - единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков , в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион .

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ .

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик - это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице - судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП - лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика - пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Как проводятся закупки

Обновленный з акон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение - некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее - НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах .

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры . Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было - нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС . Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель - поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям - он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона .

Важный этап - заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. анонимна, а вторая - персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки , она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части - побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость - не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений , поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки . Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора - сумма переводится заказчику в качестве компенсации , а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией .

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен .

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок - обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина , он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит :

  • предмет договора - это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Ц ена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки - до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней ;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней ;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней ;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие - от 7 дней ;
  • при открытых аукционах и конкурсах - от 10 дней .

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены - осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает - обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось - возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Выводы

Закон 44-ФЗ - масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном - для «чайников ».

Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов . В этом случае вам ни о чем не придется волноваться - мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.

По вопросам ГУ МВД России по Самарской области и ГУ МВД России по Свердловской области относительно применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) к отношениям, связанным с возмещением процессуальных издержек, предусмотренных частью второй статьи 131 УПК, а также порядка заключения договора хранения вещественных доказательств

Частью 2 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) установлен перечень процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу.

В соответствии с частью 4 статьи 131 УПК постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 утверждено Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Положение).

Положением регламентированы порядок, сроки, а в отдельных случаях и размер возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу.

Так, пунктом 25 Положения установлено, что возмещение процессуальных издержек осуществляется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда. При этом Положением заключение государственных контрактов (договоров) для возмещения процессуальных издержек не предусмотрено.

Между тем, (в качестве примера) в ряде случаев органам предварительного расследования приходится назначать проведение судебной экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях, стоимость которой превышает 100 000 рублей, и органы федерального казначейства для возмещения процессуальных издержек требуют предоставления государственного контракта (договора).

Осуществление закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является довольно длительной процедурой (даже без учета планирования закупок) и зачастую превышает сроки расследования уголовного дела, что может повлечь невозможность закрепления и обеспечения доказательств, установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, и иные неблагоприятные последствия для расследования уголовного дела.

Однако частью 2 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ установлено, что указанный закон не применяется к отношениям, связанным с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК (пункт 4), то есть только в отношении процессуальных издержек, указанных в пункте 5 части 2 статьи 131 УПК.

Применяется ли Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ к отношениям, связанным с возмещением всех процессуальных издержек, предусмотренных частью 2 статьи 131 УПК?

Правомерны ли требования органов федерального казначейства о представлении государственного контракта (договора) для производства указанных выплат?

Вместе с тем, имеет место неоднозначное толкование и применение норм законодательства Российской Федерации, так как с учетом разъяснений Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2892 не представляется возможным определить порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке услуг, связанных с хранением вещественных доказательств, а также примерные (рекомендуемые) условия для такого вида договоров хранения.

ГУ МВД России по Свердловской области

Пунктом 10 Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449, установлено, что передача вещественных доказательств на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, на основании договора хранения и оформляется актом приема-передачи.

Согласно пункту 25 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240, возмещение процессуальных издержек по уголовным делам производится после выполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.

При этом, заключение договора хранения вещественных доказательств противоречит положениям статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в момент его заключения невозможно определить объем лимитов бюджетных обязательств, необходимых для возмещения процессуальных издержек участникам уголовного процесса.

Вместе с тем имеет место неоднозначное толкование и применение норм законодательства Российской Федерации, так как с учетом разъяснений Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2892 не представляется возможным определить порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке услуг, связанных с хранением вещественных доказательств, а также примерные (рекомендуемые) условия для такого вида договоров хранения.

В целях обеспечения сохранности вещественных доказательств необходимы разъяснения для территориальных органов МВД России с указанием алгоритма реализации пункта 10 Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449.

Процессуальные издержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 8 части второй статьи 131 УПК, не входят в сферу регулирования указанного Федерального закона, так как соответствующие суммы затрачиваются не на выполнение работ, оказание услуг, закупку товаров для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Они носят характер обязательных выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств, в размерах и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок и размер выплаты сумм потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (пункт 1 части второй статьи 131 УПК), регулируются Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240. Согласно пункту 25 данного Положения такие издержки возмещаются после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей. Действие Федерального закона N 44-ФЗ на указанные правоотношения также не распространяется.

Расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю (пункт 11 части второй статьи 131 УПК), не могут считаться закупкой услуг для государственных нужд. Соответствующие затраченные потерпевшим суммы возмещаются ему после оказания юридической помощи согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" при условии подтверждения расходов соответствующими документами, а также установления их необходимости и оправданности.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, положения данного нормативного правового акта не применяются к отношениям, связанным с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве (пункт 5 части второй статьи 131 УПК).

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2014 г. N 4332-ЕЕ/Д28и/АЦ/7864/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства" к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, положения Федерального закона N 44-ФЗ не применяются.

Исходя из приведенной позиции, Федеральный закон N 44-ФЗ не применяется к правоотношениям, связанным с исполнением экспертом, переводчиком, специалистом своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства (пункт 4 части второй статьи 131 УПК), а также с расходами на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях (пункт 4 части второй статьи 131 УПК).

Соответственно, нормы Федерального закона N 44-ФЗ применяются для регулирования правоотношений, связанных с:

демонтажем, хранением, пересылкой и перевозкой (транспортировкой) вещественных доказательств, перевозкой (транспортировкой) трупов и их частей (пункт 6 части второй статьи 131 УПК);

уведомлением близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого о его задержании и месте нахождения (пункт 10 части второй статьи 131 УПК);

иными расходами, понесенными в ходе производства по уголовному делу и предусмотренными УПК (пункт 9 части второй статьи 131 УПК).

Согласно пункту 4 части первой статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, может осуществляться у единственного поставщика. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данной нормы, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

В этом случае от заказчика не требуется: размещения извещения об осуществлении такой закупки в единой информационной системе в срок не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (часть 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ); обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта (часть 3 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ). К заключаемому контракту не предъявляется требование о содержании в нем расчета и обоснования его цены (часть 4 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Однако контракт должен составляться в любом случае закупки товара, работы или услуги для государственных нужд в сфере уголовного судопроизводства, в том числе, на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Закупка товара, работы или услуги на сумму, превышающую сто тысяч рублей, должна осуществляться с использованием конкурсного способа определения поставщика.

О применении положений Федерального закона N 44-ФЗ к правоотношениям, связанным с хранением вещественных доказательств, разъясняется в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2885 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ".

Исключениями здесь могут служить два положения, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от цены контракта:

закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием (пункт 6 части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ);

оказание услуг по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (пункт 8 части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Правил хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449, вещественные доказательства в виде предметов, в том числе больших партий товаров, которые в силу громоздкости или иных причин, в частности в связи с необходимостью обеспечения специальных условий их хранения, не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств, передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения, заключенного уполномоченным органом и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при условии, что издержки по обеспечению специальных условий хранения этих вещественных доказательств соизмеримы с их стоимостью.

Поэтому требования органов Федерального казначейства о предоставлении государственного контракта (договора) для производства указанных выплат следует признать правомерными. В данном случае органы Федерального казначейства реализуют свои контрольные полномочия, предусмотренные пунктом 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере". Согласно пункту 9 этого же нормативного правового акта должностные лица органов Федерального казначейства имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

В то же время законодательство Российской Федерации не исключает возможности заключения договора безвозмездного хранения. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 897 Гражданского кодекса Российской Федерации при безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.

Ответ подготовлен УПУ ДПД МВД России.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе № 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п.п. 5-7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

В частности, Закон № 44-ФЗ в сравнении с ранее действовавшим Законом предусматривает значительные изменения правил осуществления закупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон № 44-ФЗ регулирует закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.

Законом № 44-ФЗ изменены правила определения начальной цены государственного контракта, правила оценки заявок на участие в государственных закупках, правила изменения и расторжения государственного контракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков; установлены особенности исполнения заключенных контрактов. В частности, согласно Закону № 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого предусмотрено действующим законодательством, план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Данные требования Закона № 44-ФЗ вступают в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

В планах закупок должны указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения. План закупок должен формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством. Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043. В этом же документе утверждена и форма планов закупок.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Планы-графики должны содержать следующие сведения в отношении каждой закупки:

Определенные условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

Способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;

Размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

Составление планов-графиков должно осуществляться в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой. Законом № 44-ФЗ определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, в случае признания первичных закупок несостоявшимися повторные закупки можно будет провести только после внесения изменений в план-график (например, ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ). План-график будет подлежать изменению также в случае увеличения или уменьшения цены контракта независимо от объема такого увеличения (уменьшения).

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок также должно осуществляться при формировании плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Для выполнения функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок заказчику необходимо создать комиссию. Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом, который создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если закупки осуществляются конкурентными способами. Для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Перед принятием решения о создании комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить, кто будет входить в ее состав.

Законом № 44-ФЗ установлены требования, которые следует учитывать при формировании комиссии:

1. к числу членов комиссии. Закон ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено. Включение в состав комиссии значительного числа лиц может вызвать трудности с организацией ее работы. Если на заседании отсутствует более половины членов комиссии, выполнять свои функции она не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

2. к профессиональному составу комиссии. Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Подготовка документов на осуществлеие закупок включает разработку и утверждение документации, определяющей порядок и условия участия в торгах. Техническое задание представляет собой перечень требований заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам). При составлении необходимо руководствоваться правилами описания объекта закупок, установленными ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона № 44-ФЗ документация о закупках должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. В описании объекта закупки указываются в том числе его технические и качественные характеристики, а документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие работ требованиям заказчика.

В большинстве случаев такие требования отражаются в проектной, технической документации. Однако в Законе № 44-ФЗ нет указания на необходимость наличия проектно-сметной документации в составе документации о закупках и прямо не обязывает заказчика размещать ее на официальном сайте Российской Федерации о государственных закупках (далее - официальный сайт) вместе с документацией о закупках.

При разработке документации о закупках необходимо учитывать, что строительство и связанные с ним работы согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, устанавливающей цену работ.

Вместе с тем необходимо отметить, что ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией. Ее отсутствие означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащие выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение, тем самым нарушаются требования Закона.

Проект контракта прилагается к документации об аукционе и является ее неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, государственный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы Гражданского кодекса Российской Феднрации (далее - ГК РФ), в том числе общие положения главы 9 ГК РФ о сделках.

В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ государственный контракт должен заключаться в простой письменной форме. В большинстве случаев государственный контракт составляется в форме единого документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ, ст. 54, 73, 83 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 2-7 ст. 70 Закона № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью каждой из сторон, посредством его размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ обмен документами в ЕИС осуществляется с использованием усиленной электронной подписи. Оформить электронную подпись необходимо на каждое лицо, имеющее право действовать от имени заказчика (ч. 2 ст. 60 Закона № 44-ФЗ).

Электронная подпись является самостоятельным элементом структуры электронного документа и обеспечивает авторство составителя или владельца электронного документа, подлинность и неотрекаемость. Иными словами, электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, придающим ему юридическое значение.

Условие о предмете контракта является существенным в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 432 ГК РФ) и, следовательно, обязательно включается в контракт.

В силу ст. 34 Закона № 44-ФЗ в любом контракте должны быть отражены также следующие положения:

О твердой цене контракта;

Об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика);

О порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги;

О порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг;

О предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Заказчик имеет право изменить условия, отраженные в проекте контракта, только в следующих случаях:

По согласованию с участником, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, и начальной (максимальной) ценой контракта, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе (ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

По требованию победителя электронного аукциона изменить проект контракта, если его положения не соответствуют извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и заявке победителя на участие в данном аукционе (ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Победитель электронного аукциона вправе направить заказчику протокол разногласий по проекту контракта, указав положения проекта контракта, которые не соответствуют извещению о проведении электронного аукциона, документации о нем и заявке на участие в аукционе. Срок для направления протокола разногласий не установлен, однако по смыслу ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ он составляет 13 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты размещения его победителем в ЕИС и затем размещает в системе проект контракта с учетом предложенных замечаний полностью или частично, указав в отдельном документе причины отказа учесть все или часть замечаний (ч. 5 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). После этого победитель аукциона обязан подписать контракт в течение трех рабочих дней и разместить его в ЕИС (ч. 6 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Также заказчиком могут быть включены в контракт и дополнительные условия.

1. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В этом случае согласно ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если в нем было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательно указываются в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок, извещении о проведении запроса предложений, документации о закрытом аукционе.

2. Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги.

3. Требования к использованию поставляемого товара, а именно:

О гарантийном обслуживании;

Расходах на эксплуатацию товара;

Обязательном монтаже и наладке товара;

Обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Указанные требования включаются заказчиком в контракт при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставку машин и оборудования.

На практике наиболее простым и удобным для заказчиков способом закупки является закупка у единственного поставщика. Она используется во всех случаях, когда отсутствуют ограничения.

Преимущества закупки у единственного поставщика:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) отсутствие необходимости отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Недостатки закупки у единственного поставщика:

1) ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Закон разрешает разово закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. Однако годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. либо 5% совокупного годового объема и должен составлять не более 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Стоит отметить, что теперь закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит (ч. 1, 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

На основании ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается заключать контракт в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Это положение касается следующих случаев:

Осуществляется закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях";

Общая сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. с учетом ограничений в части совокупного годового объема закупок, предусмотренных п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

Оказываются услуги по водоотведению, водо-, тепло- и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа); подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

Заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку;

Осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб. лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии с учетом ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

Заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на суммы не более 100 тыс. руб. на основании п.п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" установлены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).

В соответствии с п.п. "н" п. 2 Правил в реестр контрактов включается документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

При этом согласно аб. 3 п. 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в п.п. "з", "к", "л", "н" п. 2 Правил.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ" И СТАТЬЮ 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.".

Статья 2

"Реализация мер социальной поддержки лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, выданного до 1 июля 2013 года, или удостоверения, выданного после 1 июля 2013 года в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма удостоверения утверждается Правительством Российской Федерации.".

Статья 3

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация