В каком суде обжаловать действия и решения инспекторов гит. Обжалование результатов проверки трудовой инспекцией Обжалование предписания инспекции труда

Главная / Земля

Если в ходе проверок ГИТ проверяющими были допущены нарушения, или компания не согласна с результатами проверки, она имеет право обжаловать их в суде.

Иск можно подать в суд общей юрисдикции

Работодатель, не согласный с итогами контрольных мероприятий, вправе оспорить саму проверку в целом, так и предписание и постановление. Важно учитывать, что порядок обжалования этих документов принципиально различается. Но есть и общие моменты. Жалобы подведомственны районным и приравненным к ним судам (общая юрисдикция). Поэтому обращаться в арбитражный суд не стоит.

Исключение для обращения в арбитражный суд

Единственное исключение составляет обжалование постановлений, вынесенных в отношении арбитражных (конкурсных) управляющих, а также компаний-банкротов. По мнению арбитражных судов, рассмотрение таких жалоб находится в их компетенции (постановления , ). Хотя суды общей юрисдикции также принимают их к производству.

Что делать, если нужно обжаловать предписание

Предписание является решением должностного лица органа государственной власти. Обжалование предписания трудовой инспекции происходит по правилам гражданского судопроизводства (). На правомерность данного подхода указал также Пленум Верховного суда РФ в пп 1, 2 и 3 .

Из практик и. ГИТ в г. Москве располагается по адресу: Москва, ул. Домодедовская, д. 24 кор. 3. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы. Значит, только этот суд уполномочен рассматривать заявления об оспаривании предписаний инспекторов московской ГИТ. Но не все отделы некоторых инспекций располагаются по одному и тому же адресу. Например, центральный аппарат ГИТ в Московской области находится в г. Москве. Но ее отдел надзора по Юго-Восточному территориальному округу расположен в г. Ступино. Поэтому заявление об оспаривании предписания, выданного инспектором этого отдела, надо подавать в Ступинский городской суд (апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2014 по делу № 33-1490).

Обращаем внимание, что по аналогичным правилам оспаривается и сама проверка трудинспекции, а также любые действия (бездействия) инспекторов ГИТ. То есть, в иске можно заявить как о несогласии с проверкой в целом, так и с предписанием отдельно. Если суд установит, что контрольные мероприятия были проведены с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание. Это станет возможным, например, в ситуации, когда инспектор фактически разрешил возникший между работником и работодателем индивидуальный трудовой спор.

Условие об изменении подсудности споров не нужно дублировать в трудовом договоре, если стороны договорились об этом в соглашении о возмещении работником причиненного компании ущерба. Это обусловлено тем, что форма документа, в котором закреплено такое условие, правового значения не имеет (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.04.2013 по делу № 33-3583/2013 г.).

Что делать, если нужно обжаловать постановление

Постановление — это документ, который инспектор выносит не по результатам проверки, а по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому обжалуется оно по правилам административного судопроизводства ().

В отличие от предписания правила определения подсудности иные. Жалобу на постановление надо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Многие работодатели полагают, что если дело рассматривала трудовая инспекция, то и обращаться надо в тот же суд, что и при оспаривании предписания. Однако это не так.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. Нарушение трудового законодательства выражается в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности). Значит, местом совершения компанией такого нарушения является место ее нахождения. Оно определяется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (). Адрес местонахождения такого органа указывается в ЕГРЮЛ ().

Поэтому жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении компании, надо подавать в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес. В этот же суд подается и жалоба на постановление, вынесенное инспектором ГИТ в отношении генерального директора компании.

Из практики . Компания зарегистрирована по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 9. Данный адрес относится к территориальной подсудности Пресненского районного суда г. Москвы. В него и нужно подавать жалобы на постановления инспектора ГИТ, вынесенные в отношении компании и ее генерального директора.

На практике случается, что компания использует зафиксированный в ЕГРЮЛ адрес только как почтовый, а фактически располагается в другом месте. В таких ситуациях надо отталкиваться от места совершения правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении. Если проводилась документарная проверка, когда запрос на представление документов направляется по адресу компании согласно ЕГРЮЛ, то местом совершения правонарушения будет указан этот адрес. Если же инспектор проводил выездные контрольные мероприятия, то в качестве места совершения правонарушения он укажет фактический адрес компании.

Обращаем внимание, что если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, то с жалобой надо обращаться по месту государственной регистрации этого филиала. Обусловлено это тем, что местом совершения административного правонарушения будет являться место нахождения такого филиала.

Подача жалобы на штраф ГИТ в некомпетентный суд не мешает восстановлению срока давности

Несмотря на то, что жалобы на постановления трудовых инспекторов подведомственны судам общей юрисдикции, некоторые работодатели по ошибке обращаются в арбитражные суды. Как следствие, суды прекращают производство по делам в связи с неподведомственностью (). В результате работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений, который составляет всего 10 суток со дня вручения или получения их копий ().

При таких обстоятельствах есть вероятность того, что районный суд посчитает причину пропуска компанией срока давности неуважительной. В таком случае компания утратит возможность обжаловать постановление.

К счастью, большинство судов полагают, что обращение по ошибке в арбитражный суд не препятствует восстановлению срока для рассмотрения жалобы в суде общей юрисдикции. Суды обосновывают это тем, что постановления должностных лиц (в данном случае трудовых инспекторов), не обжалованные в суд общей юрисдикции, не могут пересматриваться в порядке надзора. Поэтому отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока давности повлечет для работодателя невозможность реализовать право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ. Такая позиция озвучена в решениях Оренбургского областного суда от 19.04.2012 по делу № 21-137-2012 , ВС Чувашской Республики от 27.05.2014 по делу № 21-253/2014; постановлении Тамбовского областного суда от 31.12.2013 № 4-а-297 .

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Впрочем, негативных последствий из-за этого не последует. Судья районного суда, установивший, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, обязан в течение 3 суток перенаправить ее по подведомственности (). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

Административный порядок обжалования

Отметим, что помимо судебного предусмотрен и административный порядок обжалования действий и решений трудовых инспекторов — вышестоящему должностному лицу инспектора или в Роструд. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ТК РФ, ст. 16 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а постановлений — п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Но на практике административный порядок обжалования редко бывает результативным, и дело в итоге все равно доходит до суда. Поэтому, чтобы сэкономить время лучше сразу обратиться в суд.

15 сентября 2015 г. начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Для работодателей этот документ интересен тем, что в нем установлен новый порядок обжалования предписаний, выданных инспекторами ГИТ по результатам проведенных проверок.

Не согласны с предписанием, выданным компании инспектором ГИТ по результатам проверки? Имеете право его обжаловать и не выполнять требования инспектора, которые считаете незаконными.

Ранее для обжалования нужно было соблюдать правила, установленные гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Теперь процедура предусмотрена Кодексом административного судопроизводства РФ, и само заявление об оспаривании называется по-другому.

Кто может проверять компанию вне плана и где искать

КАС: что нового?

Итак, гл. 25 ГПК РФ утратила силу, а ей на смену пришла гл. 22 КАС РФ.

Сравнение гл. 25 ГПК РФ и гл. 22 КАС РФ

Критерий сравнения Ранее, до 15.09.2015 Глава 25 ГПК РФ Теперь, после 15.09.2015 Глава 22 КАС РФ
Название главы Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Заявители Гражданин, организация Гражданин, организация, иные лица
Чьи решения, действия (бездействие) обжалуются Орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий Орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая квалификационную коллегию судей, экзаменационную комиссию), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий
Основания для обращения заявителя в суд Если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 254) Если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218)
Способы обжалования Заявитель вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 254) Заявитель может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218)
Название заявления Заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 2 ст. 254) Административное исковое заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 4 и 5 ст. 218)

Что мы видим на этом этапе сравнения?

  1. При несогласии с решением инспектора ГИТ у работодателя по-прежнему есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.
  2. Изменилось название заявления, с которого начинается обжалование предписания, других решений, действий (бездействия) государственного органа. Административное исковое заявление – именно так теперь будет называться документ, являющийся отправной точкой в процедуре обжалования предписаний ГИТ. К нему работодатель должен приложить копии оспариваемого предписания, акта проверки и документы, подтверждающие его позицию.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Обратите внимание!
Информацию о компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также порядок обращения к нему можно найти на его официальном сайте .

Новое положение содержит ч. 4 ст. 218 КАС РФ. В ней указано, что с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц могут обратиться в суд:

  • органы государственной власти;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;
  • прокурор в пределах своей компетенции;
  • иные органы, организации и лица.

Подобное обращение осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом, если указанные лица полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие):

  • не соответствуют нормативному правовому акту;
  • нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
  • создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Прокурор мог и ранее обратиться в суд в защиту интересов граждан и организаций. Сейчас это могут сделать Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица. К этим «иным лицам» относится недавно появившийся в России Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (в СМИ его еще называют бизнес-омбудсменом). И если раньше подобные полномочия были прописаны только в законодательстве об Уполномоченном при Президенте РФ по правам предпринимателей (ст. 4 ) , то теперь они закреплены в КАС РФ.

Приведем пример, как бизнес-омбудсмен во Владимирской области помог предприятию отменить предписание ГИТ, выданное по результатам незаконно проведенной проверки.

Пример

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области поступила жалоба ООО «Д» по вопросу нарушения прав со стороны Государственной инспекции труда. Заместителем руководителя ГИТ в отношении компании была назначена внеплановая документарная проверка. По результатам рассмотрения документов и анализа информации Уполномоченный по защите прав предпринимателей выявил нарушения прав и законных интересов ООО «Д».

1. Основанием проверки стало анонимное обращение, в то время как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (нарушена норма ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ) ).

Уполномоченный установил, что основанием внеплановой проверки в отношении ООО «Д» было письмо городского прокурора о направлении по подведомственности анонимного обращения по вопросу несоблюдения трудовых прав граждан в ООО «Д» в части нарушения правил оплаты труда. Анонимное обращение было приложено к письму прокурора.

2. ООО «Д» было уведомлено о проведении внеплановой проверки менее чем за 24 часа до начала ее проведения (нарушена норма ч. 16 ст. 10 ).

3. У компании затребованы документы в большем объеме, чем это необходимо для проверки фактов, изложенных в письме городского прокурора в части нарушения правил оплаты труда (нарушена норма п. 3 ст. 15 ).

Так, были запрошены документы по охране труда, оформлению несчастных случаев на производстве, аттестации рабочих мест, медицинские книжки работников и иные не относящиеся к объекту проверки документы.

4. В распоряжении формально указан предмет проверки (нарушена норма подп. 4 п. 2 ст. 14 ) – предметом проверки названо «соблюдение обязательных требований или требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами», что делает данную проверку всеобъемлющей.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «Д» Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области направил в ГИТ рекомендации об отмене незаконного распоряжения, нарушающего права и экономические интересы ООО «Д».

Также он направил письмо прокурору области, указав на необходимость проверить действия городского прокурора.

ООО «Д» подало в суд заявление о признании распоряжения ГИТ незаконным, Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в разбирательстве дела. Заявление было удовлетворено.

В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ

Согласно ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ административные дела, касающиеся защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов), рассматривают и разрешают Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

Обратите внимание

Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Таким образом, с административным исковым заявлением работодатель, как и ранее, должен обращаться в суд общей юрисдикции.

Статья 24 КАС РФ закрепляет подсудность по выбору истца. Это означает, что административный истец вправе выбрать, в суд общей юрисдикции какого района ему обратиться – по месту нахождения ГИТ или по месту нахождения организации.

Сроки обжалования предписаний

Часть 1 ст. 219 КАС РФ сохраняет прежний срок обжалования предписания в суде – три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время законодатель не разрешил одну проблему, связанную с определением срока обжалования выданных предписаний.

Если изучить все требования законодательства о сроке обжалования предписания ГИТ, то, к сожалению, однозначно определить его затруднительно.

Сроки обжалования предписаний в законодательстве

Критерии сравнения Положения нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт Трудовой кодекс РФ Закон № 294-ФЗ КАС РФ
Норма акта Часть 2 ст. 357 Часть 2 ст. 16 Часть 1 ст. 219
Срок для обжалования 10 дней для обжалования предписания (при определенных условиях) 15 дней для подачи возражения Три месяца для оспаривания действий должностного лица, государственного служащего
Основания для обжалования В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его части Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Разберем конкретную ситуацию. Предположим, инспектор выдал предписание 1 декабря и установил срок устранения нарушений до 14 декабря. До этой даты работодатель должен отчитаться в ГИТ об устранении нарушений и подтвердить это документами.

Если руководствоваться КАС РФ, право на обжалование предписания у работодателя сохраняется в течение трех месяцев. Но если до 14 декабря инспектор не получит информацию о работе с предписанием, он имеет право провести внеплановую проверку компании по исполнению предписания, а также составить протокол об административном правонарушении за неисполнение предписания по . Полагаем, что работодателю лучше подать административное исковое заявление об оспаривании предписания в 10-дневный срок (как в случаях, указанных в ) или в срок, предоставленный на исполнение предписания (в нашем примере – до 14 декабря). В этом случае к моменту, когда работодатель должен будет отчитаться об исполнении предписания, он сообщит, что компания не согласилась с предписанием и обжаловала его в суд, направив административное исковое заявление.

Заявите ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания

В соответствии со ст. 223 КАС РФ суд вправе приостановить (в порядке гл. 7 КАС РФ) действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу. Поэтому вы можете заявить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого предписания на время рассмотрения вашего административного искового заявления. До вынесения судом решения инспектор не вправе будет проводить в компании внеплановую проверку и составлять протокол об административном правонарушении.

Что в результате?

По результатам рассмотрения административного искового заявления требования работодателя о признании предписания инспектора ГИТ недействительным в целом или в какой-либо его отдельной части могут быть удовлетворены либо в них будет отказано.

Работодатель, который по результатам проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) получил предписание об устранении выявленных нарушений, вправе обжаловать данное предписание в установленном порядке. В статье разберем, как обжаловать предписание трудовой инспекции, куда подавать жалобу на действия ГИТ, каков срок обжалования предписания трудового инспектора.

Предписание трудовой инспекции

В соответствие с нормами действующих законодательных актов, ГИТ регулярно осуществляет проверки работодателей (как юрлиц, так и ИП) на предмет соблюдения ними норм трудового права.

ГИТ проводит проверки как в плановом порядке, в соответствие с утвержденным графиком, так и внепланово, на основании жалоб, поступивших от работников, а также в связи с истечением срока выданных ранее предписаний.

В случае если в результате проверки трудовым инспектором установлено, что работодатель ведет деятельность с нарушением норм трудового законодательства, то по окончанию проверки ГИТ, вместе с актом проверки, выдает работодателю предписание. В тексте документа содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

За работодателем закреплено право на обжалование предписаний, выданный инспектором ГИТ, при наличии одного из следующих оснований:

  1. Информация о выявленных нарушениях недостоверна . Работодатель имеет право не согласиться с информацией о выявленных нарушениях, указанных в предписании. Для обжалования представителю организации необходимо располагать фактами и документами, подтверждающими, что инспектор указал в предписании недостоверную информацию, исказил факты, а, следовательно, какие-либо нарушения норм ТК РФ на предприятии места не имеют.
  2. Проверка ГИТ проведена с несоблюдением установленных норм . Организация вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ в случае, если проверка, предшествующая выдаче предписания, была проведена с нарушениями. К таким нарушениям, в частности, относится отказ ГИТ в ознакомлении с актом проверки, распоряжение имуществом и документами организации в период проверки без согласования с работодателем, т.п. Указанные нарушения ГИТ, зафиксированные работодателем в ходе проверки, должны быть подтверждены документально.

Работодатель вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ не позже 10-дневного срока от момента ознакомления с таким предписанием.

На основании статьи 361 ТК РФ действия ГИТ могут быть обжалованы в порядке подчиненности либо через суд. Ниже мы подробно рассмотрим порядок действий работодателя при обжаловании предписания ГИТ каждым из способов.

Жалоба на предписание ГИТ в порядке подчиненности

В случае если руководитель организации получил предписание ГИТ, но не согласен с его содержанием в силу объективных причин и обстоятельств, то первоначально работодателю рекомендуется подать жалобу в соответствие с порядком подчиненности, а именно Главному государственному инспектору по труду. Инструкция по подготовке и подаче жалобы представлена ниже.

Шаг-1. Подготовка документов

Прежде чем обращаться к Главному трудовому инспектору с жалобой, работодателю следует позаботиться о подготовке документов, которые послужат основанием для последующего обжалования действий инспектора, выдавшего предписание.

Если, по мнению работодателя, предписание содержит недостоверную информацию, то руководству компании необходимо подготовить документы, данную информацию опровергающие. Таким документами могут выступать:

  • копии локальных нормативных актов;
  • ведомости начисления заработной платы;
  • приказы, распоряжения;
  • журналы о прохождении инструктажей, т.п.

В случае если суть жалобы – нарушение инспектором порядка проведения проверки, то в данный факт можно подтвердить:

  • отсутствием уведомления о внеплановой проверке (в случае если данный вид проверки предусматривает уведомление);
  • наличием акта проверки без подписи работодателя, что подтверждает факт неознакомления инспектора с результатами такой проверки;
  • отсутствием письменных запросов на предоставление документов (в случае если суть жалобы – бесконтрольные действия инспектора в части распоряжения документами и имуществом работодателя на период проверки).

Перечень, требуемый для подготовки жалобы, является строго индивидуальными и полностью зависит от особенностей и обстоятельств конкретной ситуации.

Шаг-2. Составление жалобы

Бланк, в соответствие с которым работодатель должен оформлять жалобы на предписание ГИТ, законом не утвержден, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием обязательных реквизитов:

  • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;
  • информация о заявителе (наименование организации, адрес);
  • данные представителя работодателя (должность, ФИО);
  • дата составления документа.

В тексте жалобы заявителю следует указать:

  • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания);
  • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты;
  • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.

Обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

Определение подсудности

Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
  • в вышестоящий орган;
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
  • в районный суд.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать .

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).

Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.

Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:

— для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

— для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

— соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;

— главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.

Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.

Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.

В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.

Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.

Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.

Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.

Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.

В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.

Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).

Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.

Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?

В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.

Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки. Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:- для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;- для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:- соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;- главному государственному инспектору труда Российской Федерации.А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.Если работодатель не согласен с полученным предписанием, оспаривать его мы рекомендуем в судебном порядке.Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и прежде всего о сроках. Но здесь-то и существует некоторая неопределенность.Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Карсетская Е.В. Правовой справочник кадровика. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация