Уполномоченный профкома по от. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда - кто это? Срок избрания уполномоченного по охране труда

Главная / Земля

Действующее российское законодательство предоставляет работникам достаточно большое количество прав, и одним из механизмов обеспечения реализации права на безопасный труд является возможность назначения уполномоченного по охране труда от профсоюза или трудового коллектива. Права и обязанности уполномоченного по охране труда работника профсоюза и сотрудника предприятия являются достаточно широкими, поэтому считаться с ними следует как рабочему коллективу, так и самому работодателю.

Кто такой уполномоченный по охране труда – нормативы ТК РФ и правовое регулирование

Российское законодательство уделяет вопросам охраны труда на предприятиях достаточно пристальное внимание и предполагает различные способы проведения надзора за соблюдением установленных нормативов данной сферы. Одним из важнейших надзорных элементов, гарантирующих защиту прав работников, является институт уполномоченных по охране труда. Правовое регулирование деятельности данных лиц обеспечивается следующими положениями действующего законодательства:

  • Статья 370 ТК РФ. Принципы, изложенные в означенной статье, позволяют профессиональным союзам на территории Российской Федерации осуществлять контроль деятельности работодателей. В том числе одним из механизмов организации такового контроля могут выступать уполномоченные лица по различным вопросам, в том числе и по охране труда.
  • Постановление Минтруда РФ №30 от 04.04.1994. Данным документом регулируется организация работы специалистов в сфере надзора за исполнением требований по охране труда в коллективах, а также предоставляются практические рекомендации и инструкции, вместе с основными правами и обязанностями уполномоченных по охране труда.
  • Федеральный закон №10 от 12.01.1996. Положения означенного закона регламентируют общие принципы деятельности профсоюзов на территории РФ, в том числе и в отношении проведения контроля за деятельностью работодателей в вопросах исполнения законодательных требований по охране труда.
  • Постановление исполкома ФНПР №4-3 от 18.10.2006. Данный документ устанавливает форму типового положения об уполномоченном по охране труда, рекомендованную к использованию профсоюзами, однако не являющуюся обязательной для повсеместного применения.

В целом, суммируя сведения, изложенные в означенных нормативных документах, можно сделать вывод, что уполномоченный по охране труда от профсоюза – это выбранное первичным представительным органом работников лицо, обеспечивающее общий надзор и контроль за исполнением требований законодательства в аспектах, касающихся обеспечения безопасности трудовой деятельности. При этом уполномоченный исполняет именно надзорную функцию, а не занимается обеспечением непосредственной безопасности труда. Соответственно, он также не несет ответственности в большинстве случаев за наличие определенных нарушений в данной сфере.

Несмотря на схожесть названия, уполномоченный по охране труда и ответственный за охрану труда на предприятии – это абсолютно разные должности, имеющие множество отличий как в размере прав, так и в объемах возложенных на них обязанностей.

Чем отличается ответственный и уполномоченный по охране труда

Должности ответственного и уполномоченного по охране труда имеют множество отличий, которые следует рассмотреть подробнее, чтобы избежать возможной путаницы или недопонимания в вопросах их прав, обязанностей и полномочий. В частности, к отличиям ответственного и уполномоченного по охране труда можно отнести следующие особенности их деятельности в организациях:

Как назначается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Должность уполномоченного по охране труда от коллектива является выборной – это основная её характеристика. Организуются выборы уполномоченного по охране труда после общего собрания трудового коллектива. При этом кандидатуры уполномоченных лиц могут предлагаться как самими трудящимися, так и профсоюзами, и включать в себя как сотрудников определенной организации, так и не работающих в них лиц, однако являющихся членами действующих профсоюзов.

Уполномоченный по охране труда в организации, в которой работают члены различных профсоюзов, может быть предложен любой из профсоюзных организаций. При этом общее собрание участников трудового коллектива может выбрать не только одного представителя, являющегося уполномоченным по охране труда, но и нескольких, если это предусмотрено коллективным договором или действующими на предприятии иными локальными нормативными актами.

После выборов уполномоченного по охране труда лица, работодатель обязан издать приказ о назначении выбранного человека при наличии его согласия на должность уполномоченного по охране труда. Работодатель не вправе отклонять решение общего собрания трудящихся или назначать своих собственных кандидатов на данную должность, не имеющих поддержки профсоюза или сотрудников.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда должен быть зафиксирован в документообороте предприятия, иметь дату составления, подпись или печать работодателя, а также данные о вступающем в должность уполномоченном.

Срок действия полномочий данного сотрудника составляет два года, по истечении которых сотрудники имеют право перевыбрать уполномоченного на новом общем собрании трудящихся. При этом законодательство не содержит ограничений на количество сроков работы в данной должности или иных препятствий, однако они могут быть предусмотрены коллективным договором или локальными нормативными актами. До окончания двухлетнего периода уволить уполномоченного по охране труда может работодатель только при наличии согласия профсоюза, или же – при наличии решения общего собрания трудящихся, которое постановит прекратить полномочия данного работника.

Если на предприятии не установлено положение об уполномоченных по охране труда, то все процедуры, связанные с их назначением, должностными обязанностями и иными особенностями ведения таковой деятельности проводятся в соответствии с типовым положением, закрепленным в постановлении исполкома ФНПР №4-3, упомянутым ранее.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Спектр прав и обязанностей уполномоченных по охране труда является достаточно широким, поэтому знать о них будет полезно как самим сотрудникам, работающим на данной должности, так и их работодателя, а также членам профсоюзов и простым работникам организации, так как они имеют возможность реализовывать механизмы собственной защиты через уполномоченного. Для беспрепятственного осуществления своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет следующие права:

К обязанностям уполномоченных по охране труда в целом можно отнести следующую деятельность:

  • Данный работник должен постоянно участвовать в образовании у работодателя безопасных и соответствующих нормативам условий труда.
  • Уполномоченный обязан контролировать исполнение работодателем требований законодательства в сфере охраны труда и фиксировать имеющиеся нарушения.
  • Уполномоченные по охране труда обязаны представлять именно интересы сотрудников во всех спорных вопросах, затрагивающих обеспечение безопасности ведения трудовой деятельности.
  • При необходимости и в случае личного или коллективного обращения работников, уполномоченный по охране труда обязан предоставлять им консультации относительно нормативов охраны труда и действующей их реализации на предприятии.

Федеральным законодательством профсоюзам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением работодателями их обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

Эти положения п. 2 ст. 20 Закона о профсоюзах получили развитие в ст. 370 ТК РФ.

1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

2. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Что же касается уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов, то их права приводятся в части 6 ст. 370 ТК РФ, а частью 8 данной статьи установлено, что они имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.



Примечание.

1) Исполком ФНПР постановлением от 18 октября 2006 г. N 4-3 утвердил Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза.

2) В целях реализации пункта 3.1. указанного выше Типового положения Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов.

Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза.

Основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза*(9) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях*(10), в которых работают члены профсоюза, регламентируются упомянутым выше Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3. Как следует из приведенного текста, деятельность уполномоченного не выходит за пределы организации, в которой работают члены профсоюза. С этой точки зрения было бы, по нашему мнению, более точным определить данное лицо как уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета*(11) первичной профсоюзной организации.

Уполномоченный - выборное лицо. Профком обеспечивает выборы уполномоченных в каждом структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий, производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах. При функционировании в организации нескольких профсоюзов, каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного (уполномоченных).

Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профкомом. Уполномоченные периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании (конференции) или на заседании профкома. Два раза в год они представляют в профком отчеты о проделанной работе.

Задачи уполномоченного.

Задачами уполномоченного являются:

1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

Примечание.

По нашему мнению, текст п. 3 следовало бы изложить иначе: уполномоченный не должен подготавливать указанные предложения. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченный имеет право направлять работодателю представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. Не следует также забывать о том, что о всех случаях выявленных им таких нарушений уполномоченный должен сообщить профкому.

4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Примечание. Здесь, видимо, речь идет о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, регулируемом, соответственно, положениями глав 60 и 61 ТК РФ. В принципе, представляет интересы работников в этих случаях профсоюзный комитет. В индивидуальных трудовых спорах, рассматриваемых в комиссиях по трудовым спорам, по уполномочию работника (его интересы может представлять и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда.

5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

Функции уполномоченного.

В целях решения уполномоченным поставленных перед ним задач, на него возлагается исполнение следующих функций:

1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

Примечание.

Во-первых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ к правам уполномоченных не отнесены проведение обследований или наблюдений. Им дано право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Во-вторых, о некорректности возложения на уполномоченных обязанности по подготовке предложений работодателям (должностным лицам) мы писали выше в примечании к п. 3 раздела "Задачи уполномоченного".

2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

Примечание. При применении положений п. 4 следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда на рабочих местах. В случае, если аттестация рабочих мест была проведена до 1 января 2014 г. и пятилетний срок действия ее результатов к 1 января 2014 г. не истек, то специальную оценку условий труда следует проводить в обязательном порядке после истечения пятилетнего срока действия результатов аттестации. Поэтому, отнесение условий труда к классом может производиться как по результатам аттестации рабочих мест, и по результатам их специальной оценки - в зависимости от сроков проведения последней аттестации рабочих мест.

5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

Примечание. По нашему мнению, функция уполномоченного в данном случае заключается в контроле за соблюдением работодателем (его представителем) правил направления работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, на предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).

6. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Примечание.

Этот текст необходимо уточнить, приведя его в соответствие с положениями ТК РФ.

1. Средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ).

2. Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются на работах с вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

3. Лечебно-профилактическое питание предоставляется на работах с особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

При разработке положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда в организации в соответствующем пункте целесообразно также указать, что уполномоченный осуществляет контроль за соблюдением работодателем требований:

Ст. 92 ТК РФ, согласно которой для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени не может быть более 36 часов в неделю.

Ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней.

Ст. 147 ТК РФ, в соответствии с которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда указанным работникам составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры оплаты труда устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного ведения технологических процессов, применения инструментов, сырья и материалов.

8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

Примечание. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников уполномоченный вправе предъявить работодателю требование о приостановке работ.

9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.

10. Подготовка предложений работодателю и профкому по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.

12. Из членов профкома избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя профкома.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в профком и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений профкому по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

Права уполномоченного

Для исполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный имеет право:

1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.

2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Получать информацию от работодателя и должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организации предложения об устранении нарушений требований охраны труда.

7. Защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

8. Направлять требования должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.

10. Вносить работодателю, должностному лицу и в профком предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.

11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Примечание. Приведенные в данном разделе права (скорее - полномочия) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда значительно сужены по сравнению с правами, предоставляемыми указанным лицам согласно части 6 ст. 370 ТК РФ. Например, не сказано о том, что уполномоченные (доверенные) лица осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; получают информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Этот недостаток текста данного раздела, по нашему мнению, целесообразно устранить в тексте регламента организации об уполномоченном (доверенном) лице профессионального союза.

Порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза.

Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил "Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза", которые устанавливают порядок организации работы по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также порядок оформления и использования результатов субъективных наблюдений в организациях, учреждениях, на предприятиях (далее - организация). Обратимся к основным положениям указанных рекомендаций.

Наблюдение за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах предусматривает следующие цели:

выявление опасных факторов и рисков, нарушений требований инструкций и правил по охране труда;

доведение информации до работников о существующем риске повреждения здоровья и необходимости принятия мер по защите от вредных и (или) опасных производственных факторов;

снижение количества производственных рисков, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

формирование предложений в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в структурном подразделении, организации.

Оценка уровня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте в процессе наблюдения осуществляется уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) субъективно, т.е. в соответствии с его личным мнением.

Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами.

1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.

1. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организации устанавливается совместным решением (постановлением) выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации (далее - профком) и работодателя (его представителя), в соответствии с которым определяется необходимый объем рабочих мест, подлежащих наблюдению.

Примечание. При решении вопроса о начале наблюдения, составе и количестве рабочих мест, подлежащих наблюдению, профкому и уполномоченному следует, во-первых, иметь в виду, что согласно ст. 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы независимы в своей деятельности от работодателей. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченные имеют право осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, независимо от волеизъявления работодателей.

Мнения профкома и работодателя (его представителя) о начале наблюдения, составе и количестве рабочих мест, подлежащих наблюдению, могут не совпадать. В этом случае, по нашему мнению, профком и уполномоченный могут, опираясь на свои права, предоставленные им федеральным законодательством, самостоятельно принять соответствующее решение и провести наблюдение.

2. Методическое руководство и контроль за организацией и проведением наблюдения на всех этапах осуществляется профкомом, старшим уполномоченным по охране труда организации, службой охраны труда.

3. Критерии оценки состояния условий и охраны труда на рабочих местах устанавливаются в порядке, изложенном в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (приложения к указанным рекомендациям в настоящей работе не приводятся).

4. Для проведения наблюдений формируется справочно-методическая база (технические паспорта оборудования, рекомендации, инструкция по наблюдению, карты наблюдений и др.).

5. Участникам проведения наблюдения за рабочими местами рекомендуется пройти обучение с учетом настоящих Методических рекомендаций, а также специфики и особенностей вида экономической деятельности организации.

Технические инспекторы труда профессиональных (межрегиональных) союзов, территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют в обучении уполномоченных и оказывают им методическую помощь в проведении наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

6. Для наблюдения рекомендуется выбирать рабочие места таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление об уровне безопасности труда в структурном подразделении. С этой целью необходимо охватывать наблюдением достаточное количество рабочих мест, представляющих разнообразные виды выполняемых работ.

Если же все рабочие места не могут быть охвачены наблюдением, то делается выборка, которая охватывает виды работ с наиболее высоким уровнем профессиональных рисков в структурном подразделении.

7. Для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту, маршруты движения, а также возможные варианты для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Границу следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади.

Например, можно ограничить пространство, которое образуют находящиеся на рабочем месте станок, верстак и примыкающий к рабочему месту стеллаж. Дополнительно к вышеперечисленному необходимо определить, какие станки и устройства (например, станки, сварочные аппараты и т.п.) относятся к оцениваемой площади.

Примечание. В п. 7 не понятно, - зачем для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту. Не понятно также, почему границу рабочего места следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади. По нашему мнению, граница рабочего места определяется его оснащением техническими и иными средствами и организацией труда работника (работников), занятого на данном рабочем месте. Рабочее место можно определить как зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Поэтому при определении границ рабочего места не дополнительно к перечисленному, а в первую очередь следует определить, какие станки и устройства к нему относятся.

2.8. Периодичность наблюдений в структурном подразделении устанавливается совместно с ее руководителем, специалистом службы охраны труда и учетом возможностей уполномоченного провести обследование и заполнить карты наблюдений по рабочим местам на участке в течение месяца (квартала).

2) Проведение наблюдений на рабочих местах.

1. Оценка состояния рабочего места производится на выбранном рабочем месте, а запись результатов субъективных наблюдений осуществляется в соответствующих строках и графах карты наблюдений по принципу "хорошо" или "+"/"плохо" или "-" (Приложение N 2).

2. При заполнении карты наблюдений необходимо руководствоваться Инструкцией по наблюдению (Приложение N 3).

Состояние объекта наблюдения (пункт) признается "хорошим", если он отвечает минимальному уровню (по мнению наблюдателя) требований безопасности. Если состояние объекта не соответствует требованиям охраны труда, то ставится отметка "плохо".

Примечание. По нашему мнению, не будет достоверной какая-либо обобщенная оценка состояния условий труда на рабочем месте (ином объекте, пункте наблюдения). Например санитарно-гигиенические условия и травмобезопасность рабочего места отвечают требованиям охраны труда, но рабочих не обеспечивают соответствующими средствами индивидуальной защиты. Поэтому состояние условий труда следует определять по их факторам. Признавать состояние рабочего места хорошим или плохим, по нашему мнению, не имеет смысла, надо зафиксировать имеющие место нарушения требований охраны труда.

Если по какой-либо причине нет возможности оценить данный показатель или методом наблюдения его нельзя определить, то в соответствующей графе карты наблюдений указывается отметка "отсутствует" или "0".

По замеченным недостаткам, при необходимости, можно сразу сделать необходимые записи, так как позже трудно вспомнить, какого показателя касались отметки "минус".

Отметки по безопасности при работе на оборудовании ставятся отдельно по каждому станку (устройству), который находится на рабочем месте; таким образом, в каждой графе может быть несколько отметок.

3. По нарушениям требований охраны труда, не терпящим отлагательства, уполномоченным вносятся руководителю подразделения по установленной форме предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Примечание. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюза имеет право предъявлять работодателю (его представителю, если работодатель является юридическим лицом) требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4. Уполномоченным заполняется карта по одному рабочему месту, после чего можно перейти к следующему рабочему месту. При определенном опыте уполномоченный затрачивает на обследование одного рабочего места до 10-15 минут.

5. Карта наблюдений оформляется на каждое рабочее место, подлежащее обследованию.

После оценки производится подсчет пунктов "хорошо" и "плохо" и выводится коэффициент безопасности, характеризующий уровень безопасности наблюдаемого рабочего места (рабочей зоны).

Коэффициент безопасности (К) рассчитывается по формуле:

Примечание. Из приведенного текста не следует, какое практическое значение имеет данный коэффициент, который не дает ответа на вопрос, что конкретно необходимо сделать для того, чтобы привести условия труда на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями охраны труда.

6. Для получения достоверной информации (результата) о состоянии условий и охраны труда оценку следует производить, как минимум, на 5-8 рабочих местах.

7. На основании данных наблюдений уполномоченным оформляется протокол результатов наблюдения по каждому рабочему месту (Приложение N 4).

8. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, уполномоченный информирует непосредственного руководителя работ, старшего уполномоченного об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы на опасном участке.

Примечание. Не вносит предложение, а предъявляет требование согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ.

9. Заполненные карты наблюдений уполномоченным передаются в службу охраны труда, где специалистами этой службы, методом суммирования данных по всем рабочим местам, определяется уровень безопасности в структурном подразделении.

Примечание. По нашему мнению, указанные карты уполномоченный должен передать профкому, который по результатам наблюдения внесет работодателю (его представителю) соответствующие предложения по проведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

10. Регулярное проведение обследований позволяет наблюдать изменение уровня безопасности труда в динамике. При нормально налаженной системе информации, например, с использованием стендов "Охрана труда", каждый работник имеет возможность видеть, как меняется уровень безопасности на его рабочем месте.

3. Реализация результатов наблюдения.

1. По результатам проведенных уполномоченными наблюдений службой охраны труда осуществляется прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

Примечание. По нашему мнению, на возможность несчастных случаев должен указать уполномоченный, упираясь на установленные им факты нарушения требований охраны труда. Что же касается "улучшения" состояния условий труда, то это обязанность администрации организации.

2. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся выборным профсоюзным органом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц.

Примечание. По нашему мнению, в текст данного пункта следует внести коррективы. Во-первых, план и соглашение по улучшению условий труда - это не одно и то же. План утверждается работодателем (его представителем). Профком со своей стороны может внести свои предложения по плану. Учтет их работодатель (его представитель) или не учтет, - зависит от указанных лиц. Что же касается соглашения, то оно принимается обеими сторонами - работодателем (его представителем) и профкомом на основе консенсуса. Во-вторых, определение источников финансирования работ по совершенствованию условий и охраны труда относится к компетенции работодателя (его представителя). Профком интересует объем выделяемых работодателем (его представителем) средств с точки зрения, - достаточен ли он для выполнения указанных плана или соглашения.

3. Уполномоченный осуществляет контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному подразделению.

4. Служба охраны труда, уполномоченный информируют работников подразделения о состоянии условий и охраны труда в подразделении и на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе наблюдений.

Информацию о принятых мерах по результатам наблюдений рекомендуется вывешивать на стенде "Охрана труда" или информационных стендах на участке, в подразделении, организации.

5. Результаты наблюдений могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с выплатой работникам стимулирующих надбавок в зависимости от уровня безопасности в подразделении и организации в целом.

Примечание. Во-первых, речь в п. 5, по нашему мнению, должна идти не о стимулирующих надбавках, а о компенсациях за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К этим компенсациям относятся: выдача работникам молока или лечебно-профилактического питания, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день. Образно говоря, компенсации устанавливаются за определенные в установленном порядке тяжесть, вредность и опасность труда, но не в зависимости от субъективно установленного уполномоченным уровня безопасности труда, тем более, что не дано определение этого понятия.

Во-вторых, в п. 5 как бы между делом, мимоходом, затронут весьма важный для многочисленных работников не урегулированный полностью государством вопрос об установлении указанных компенсаций. Поэтому к вопросу об установлении дополнительных компенсаций, тем более отмене их, что может последовать при применении п. 5, следует относиться весьма осмотрительно.

В-третьих, в приведенном в п. 5 случае речь может идти только о повышении уже установленных компенсаций или об установлении дополнительных компенсаций согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ.

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда профсоюза

Кто такой уполномоченный по охране труда на предприятии

Институт уполномоченных по охране труда был образован для создания общественного надзора за реализацией легальных прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда у конкретного работодателя.

Надо отграничивать людей, которые занимают данную должность от ответственных за охрану труда.

Это не одно и то же:

  • Ответственного назначает работодатель
  • Уполномоченного – выбирают на собрании трудящихся . Кроме того, они реализуют разные задачи.

Ответственный за охрану труда должен заниматься обеспечением внедрения предписаний законодателя на предприятии.

Уполномоченный – осуществляет контроль за данными действиями, с точки зрения их соответствия нормам права.

Нормативная законодательная база

Правовой статус доверенных по охране труда определяется данными нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 370);
  • Закон №10 от 12.01.1996 (ст. 19);
  • Постановление Исполкома ФНПР от 2006г. № 4-3;
  • Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.04.1994г. № 30.

Итак, кто такой уполномоченный по охране труда? Это сотрудник, чья ключевая задача – надзор за отсутствием нарушений прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия трудовой деятельности.

Представительный орган обладает и другими способами для достижения поставленной цели, но этот является наиболее эффективным.

Уполномоченный проводит регулярный контроль за положением в области условий труда, выполнением определённых норм, правил и инструкций. Он может своевременно реагировать на обнаруженные нарушения и предпринимать действия для их ликвидации, а также применять санкции к виновным лицам.

Основные задачи и функции доверенных и уполномоченных по охране труда

Функции и задачи доверенных по охране труда определены в постановлении Министерства труда №30 от 1994г. (пункт 2 и 3).

Начнем с ключевых задач, стоящих перед этим работником:

  • участие в образовании у работодателя безопасных условий труда, которые бы соответствовали установленным нормам и правилам;
  • контроль за сложившейся ситуации в сфере охраны труда у конкретного работодателя;
  • представление интересов сотрудников в надзорных учреждениях при рассмотрении соответствующей категории споров;
  • консультирование трудящихся относительно их правомочий на охрану труда.

Полный перечень функций уполномоченных по охране труда представлен в п.3 рассматриваемого постановления:

  • контроль за выполнением норм и принципов, утвержденных в сфере охраны труда;
  • участие в деятельности комиссии при организации проверки сооружений, техники и машин на соответствие их нормативным требованиям;
  • участие в формировании мероприятий по недопущению несчастных случаев на производстве;
  • контроль за выполнением норм о режиме труда и отдыха, компенсации сотрудникам, занятым на тяжёлых и опасных работах;
  • участие в анализе несчастных случаев (по поручению профсоюза);
  • донесение до сотрудников информации о том несоблюдении правил и норм по охране труда, которое было выявлено у работодателя.

Права и обязанности

Для реализации тех функций и задач, которые мы рассмотрели ранее уполномоченных по охране труда наделяют следующими правами:

  • контролировать реализацию законодательных актов в области охраны труда у работодателя;
  • проверять реализацию мероприятий в соответствующей отрасли, которые были утверждены в коллективном договоре, соглашении или приняты по результатам анализа несчастного случая;
  • запрашивать сведения о положении в области охраны труда у руководителей и должностных лиц предприятия;
  • выдвигать требования о приостановке трудовых операций, если под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
  • делать представления о необходимости ликвидации нарушений;
  • обращаться в надзорные инстанции с предложением о наложении санкций на должностное лицо, которое нарушает нормативные требования по охране труда.

Как назначается уполномоченный по охране труда

Уполномоченных избирают на общем собрании трудящихся. Инициирует его проведение профсоюз (иной представительный орган) или трудовой коллектив. Уполномоченный по охране труда избирается на срок не менее 2 лет. В качестве кандидатуры на данную должность рассматриваются и специалисты, которые не работают на этом предприятии.

Кем назначается

В отличие от должности ответственного за охрану труда, который назначается руководителем предприятия, уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Для этого организуется общее собрание. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.

Выборы

Доверенных по охране труда избирают на общем собрании трудящихся. Если у работодателя функционирует несколько профсоюзов, то каждый из них может представить собственного кандидата. Общее собрание трудящихся для проведения выборов созывает либо представительный орган трудящихся, либо инициатива исходит от трудового коллектива. В ходе реализации данного мероприятия ведется протокол.

На некоторых предприятиях могут работать несколько уполномоченных. Конкретное их количество, а также процедура избрания и период деятельности утверждается в коллективном соглашении или ином договоре, который заключен между работодателем и представительным органом трудящихся.

Протокол избрания

В ходе общего собрания трудящихся обязательно ведется протокол. В нем указывается:

  • количество участников;
  • ФИО председателя и секретаря;
  • повестка;
  • распределение голосов (за, против, воздержался).

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

Уполномоченный на предприятии от трудового коллектива

Являясь одной из сторон трудовых отношений, работники, согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, вправе для переговоров с работодателем и контроля за соблюдением достигнутых соглашений выбирать своих представителей. Интересы сотрудников может представлять профсоюз либо, если его не имеется, доверенное лицо, выдвинутое коллективом.

Порядок избрания, а также права таких представителей регулируются ст. 370 ТК РФ. Данная статья выделяет 2 группы представителей:

  1. Инспекторы труда, выдвинутые профсоюзом.
  2. Уполномоченные лица по охране труда.

Задачи и делегируемые права для их выполнения у обеих категорий сходны. В частности, представители вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • расследовать несчастные случаи;
  • проводить экспертизу условий работы;
  • требовать устранения нарушения норм охраны труда (при наличии угрозы жизни работников — приостановления работы организации);
  • принимать участие в разборе трудовых споров;
  • участвовать в разработке нормативных и локальных актов в сфере труда и т. д.

Принципиальным различием между инспекторами и уполномоченными является порядок их выдвижения. Инспектор является представителем соответствующей инспекции, которая может быть создана, согласно ч. 2 и 3 ст. 370 ТК РФ, только общероссийской, территориальной или межрегиональной ассоциацией профсоюзных организаций.

Что же касается уполномоченного, то он вправе представлять любую профсоюзную ячейку. Более того, уполномоченный, согласно пункту 1 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» № 30 от 08.04.1994, вправе также избираться от любого коллектива сотрудников, в том числе и не членов профсоюза, а по согласованию с работодателем — также из числа не работающих в организации специалистов (п. 1.4).

Базовым положением, на нормах которого и основывается работа уполномоченного, являются вышеозначенные рекомендации. Причем они актуальны как для профсоюзных, так и общественных уполномоченных.

Поскольку профсоюзы структурированы в единую организацию — ФНПР (Федерацию независимых профсоюзов России), работа профсоюзных уполномоченных регулируется также типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР «О Типовом положении…» № 4-3 от 18.10.2006, а также документами территориальных и отраслевых ассоциаций профсоюзных организаций.

Помимо перечисленных документов правовой основой работы уполномоченного являются внутренние документы организации, коллективные договоры и приложения к ним.

Случаи, когда уполномоченный выдает работодателю представление, образец представления

Согласно абз. 13 ст. 370 ТК РФ, уполномоченный по охране труда имеет право вносить представления, которые обязательны к рассмотрению администрацией организации. Поводом к подаче таких представление может быть любой случай нарушения норм охраны труда, например:

  • неправильное использование средств защиты работниками;
  • необоснованный отказ в выдаче молока или иного специального питания;
  • несоблюдение процедуры обучения, инструктажа или допуска к выполнению профессиональных обязанностей и т. д.

Каждое представление оформляется на бланке унифицированной формы согласно приложению № 1 к указанному постановлению Минтруда РФ.

Важно отметить, что нормативными документами (ТК РФ, постановлением Минтруда РФ № 30) не определен точный срок устранения нарушений. В то же время установление срока для устранения нарушений не является и правом уполномоченного. Таким образом, в случае неустранения нарушений в разумный (достаточный) срок уполномоченные лица по охране труда вправе обращаться, согласно п. 2.3 постановления Минтруда РФ № 30, в интересах работников в трудовую инспекцию, суд или иные органы власти.

Грамотно оформленное представление выглядит следующим образом:

Представление

Не знаете свои права?

Институт уполномоченных по охране труда был образован для создания общественного надзора за реализацией легальных прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда у конкретного работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Надо отграничивать людей, которые занимают данную должность от ответственных за охрану труда. Это не одно и то же.

Так, ответственного назначает работодатель, а уполномоченного – выбирают на собрании трудящихся. Кроме того, они реализуют разные задачи.

Ответственный за охрану труда должен заниматься обеспечением внедрения предписаний законодателя на предприятии, а уполномоченный – осуществляет контроль за данными действиями, с точки зрения их соответствия нормам права.

Нормативная база

Правовой статус доверенных по охране труда определяется данными нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 370);
  • Закон №10 от 12.01.1996 (ст. 19);
  • Постановление Исполкома ФНПР от 2006г. № 4-3;
  • Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.04.1994г. № 30.

Ознакомиться с документами можно здесь:

Зачем нужны?

Итак, кто такой уполномоченный по охране труда? Это сотрудник, чья ключевая задача – надзор за отсутствием нарушений прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия трудовой деятельности.

Представительный орган обладает и другими способами для достижения поставленной цели, но этот является наиболее эффективным.

Уполномоченный проводит регулярный контроль за положением в области условий труда, выполнением определённых норм, правил и инструкций. Он может своевременно реагировать на обнаруженные нарушения и предпринимать действия для их ликвидации, а также применять санкции к виновным лицам.

Основные задачи и функции

Функции и задачи доверенных по охране труда определены в постановлении Министерства труда №30 от 1994г. (пункт 2 и 3).

Начнем с ключевых задач, стоящих перед этим работником:

  • участие в образовании у работодателя безопасных условий труда, которые бы соответствовали установленным нормам и правилам;
  • контроль за сложившейся ситуации в сфере охраны труда у конкретного работодателя;
  • представление интересов сотрудников в надзорных учреждениях при рассмотрении соответствующей категории споров;
  • консультирование трудящихся относительно их правомочий на охрану труда.

Полный перечень функций уполномоченных по охране труда представлен в п.3 рассматриваемого постановления:

  • контроль за выполнением норм и принципов, утвержденных в сфере охраны труда;
  • участие в деятельности комиссии при организации проверки сооружений, техники и машин на соответствие их нормативным требованиям;
  • участие в формировании мероприятий по недопущению несчастных случаев на производстве;
  • контроль за выполнением норм о режиме труда и отдыха, компенсации сотрудникам, занятым на тяжёлых и опасных работах;
  • участие в анализе несчастных случаев (по поручению профсоюза);
  • донесение до сотрудников информации о том несоблюдении правил и норм по охране труда, которое было выявлено у работодателя.

Права и обязанности

Для реализации тех функций и задач, которые мы рассмотрели ранее уполномоченных по охране труда наделяют следующими правами:

  • контролировать реализацию законодательных актов в области охраны труда у работодателя;
  • проверять реализацию мероприятий в соответствующей отрасли, которые были утверждены в коллективном договоре, соглашении или приняты по результатам анализа несчастного случая;
  • запрашивать сведения о положении в области охраны труда у руководителей и должностных лиц предприятия;
  • выдвигать требования о приостановке трудовых операций, если под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
  • делать представления о необходимости ликвидации нарушений;
  • обращаться в надзорные инстанции с предложением о наложении санкций на должностное лицо, которое нарушает нормативные требования по охране труда.

Как назначается уполномоченный по охране труда?

Уполномоченных избирают на общем собрании трудящихся.

Инициирует его проведение профсоюз (иной представительный орган) или трудовой коллектив. Уполномоченный по охране труда избирается на срок не менее 2 лет.

В качестве кандидатуры на данную должность рассматриваются и специалисты, которые не работают на этом предприятии.

Кем назначается?

В отличие от должности ответственного за охрану труда, который назначается руководителем предприятия, уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Для этого организуется общее собрание. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.

Выборы

Доверенных по охране труда избирают на общем собрании трудящихся.

Если у работодателя функционирует несколько профсоюзов, то каждый из них может представить собственного кандидата. Общее собрание трудящихся для проведения выборов созывает либо представительный орган трудящихся, либо инициатива исходит от трудового коллектива. В ходе реализации данного мероприятия ведется протокол.

На некоторых предприятиях могут работать несколько уполномоченных. Конкретное их количество, а также процедура избрания и период деятельности утверждается в коллективном соглашении или ином договоре, который заключен между работодателем и представительным органом трудящихся.

Протокол избрания

В ходе общего собрания трудящихся обязательно ведется протокол.

В нем указывается:

  • количество участников;
  • ФИО председателя и секретаря;
  • повестка;
  • распределение голосов (за, против, воздержался).

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

Протокол избрания уполномоченного по ОТ

Приказ о назначении

После того как на собрании был избран уполномоченный по охране труда, руководитель предприятия издает приказ о назначении. В нем делается ссылка на номер протокола общего собрания коллектива.

С данным документом уполномоченный по охране труда обязан быть ознакомлен под роспись.

Образец приказа о назначении уполномоченного по ОТ

На какой срок избирается?

Конкретный период утверждается или иным соглашением, которое заключили работодатель и представительный орган трудящихся.

После истечения данного срока уполномоченный может быть переизбран, если иное не установлено в локальных документах предприятия.

Также они могут быть отозваны с должности до окончания данного периода, если такое решение примет общее собрание трудящихся. Досрочное снятие может быть связано с невыполнением функций или отсутствием необходимой требовательности уполномоченного по охране труда.

Особенности и организация работы

Уполномоченные по охране труда должны быть членами состава комитета по охране труда. Причем в соответствии с рекомендациями Министерства труда такое положение касается всех лиц, которые занимают данную должность, без исключения.

В ходе своей деятельности уполномоченные лица сотрудничают и взаимодействуют с руководителями подразделений, представительным органом трудящихся, службой охраны труда, надзорными инстанциями. При выполнении возложенных на них функций они должны соблюдать законодательство РФ, в том числе Трудовой кодекс. Также на них распространяются положения коллективного договора, техническая документация предприятия и т.д.

Уполномоченный отчитывается на общем собрании трудящихся, избравших его, о своей деятельности.

Документы

Уполномоченный в ходе реализации своей деятельности соблюдает нормативы охраны труда, Положение об уполномоченном по охране труда, постановления профсоюзного органа трудящихся, коллективное соглашение, внутренние акты организации по обеспечению надлежащих условий труда.

Типовое положение

Типовое положение об уполномоченном было принято ФНПР.

Данный документ создан в силу предписания ст. 370 Трудового кодекса РФ. Его ключевая роль — формирование основных направлений работы, полномочий и функций по охране труда, осуществлению контроля за реализацией норм и правил охраны труда у работодателя и в организации, в которой трудятся члены профсоюза.

На предприятии может быть разработано собственное положение, которое касается деятельности данного лица.

Инструкции

В своей работе уполномоченный руководствуется инструкциями по охране труда. Он же изучает их выполнение на конкретном предприятии.

При выявлении нарушений доверенные лица по охране труда вправе использоваться следующие возможности:

  • выдвинуть требования о приостановке трудовых операций, если в ходе их исполнения под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
  • оформить предписание о необходимости ликвидации нарушений;
  • обратиться в надзорные службы с предложением о привлечении руководителя предприятия к ответственности за несоблюдение требований в области охраны труда.

Как проходит переаттестация?

Относительно порядка аттестации и переаттестации данного лица законодатель не делает каких-либо оговорок. Следовательно, она проводится в общем порядке.

Нюансы увольнения

В соответствии с ТК РФ утвержден особый порядок данных работников – только с разрешения профсоюзного органа, членами которого они выступают.

Данная процедура выглядит следующим образом:

  • работодатель направляет в адрес профсоюзного органа документы, которые являются причиной для расторжения трудовых отношений;
  • в течение 7 дней профсоюзный орган представляет свой ответ в письменном виде о согласии или несогласии с таким увольнением. Если ответ не представлен в данный срок, то работодатель может расторгнуть договор без учета мнения представительного органа трудящихся.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация