Шариатский судья 4. Шариатский суд и цивилизованное право. Определение и характеристика исламского права

Главная / Земля

Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и . Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в , часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

  1. Иордании;
  2. Саудовской Аравии;
  3. Пакистане;
  4. Йемене,
  5. Иране;
  6. Ливии;
  7. Омане.

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен , который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законамрешаются споры о земле, а согласно адату – об , либо о .

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

  • маликитский;
  • ханафитский;
  • ханбалитский;
  • шафиитский.

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

  • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
  • рекомендуемые (мандуб, суннат);
  • не приветствующиеся (макрух);
  • строго запрещенные (харам).

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

  • неправомерное убийство;
  • лжесвидетельство;
  • многобожие;
  • воровство;
  • занятия колдовством и гаданием;
  • склонность к азартным играм;
  • прелюбодеяние;
  • клятвопреступление;
  • грубость по отношению к родителям.

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к .

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

  • назидательных;
  • отмщающих;
  • пресекающих.

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

Шариа́тский суд (араб. махкама шария , реже - диван шарий ) - суд, выносящий решения в соответствии с законами шариата. Действуют во многих мусульманских странах. Шариатские суды действовали в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа.

Суды по странам [ | ]

Израиль [ | ]

Шариатский суд является религиозным судом, рассматривающим вопросы личного статуса мусульман в Израиле. Согласно 52 статье Указа короля в Совете относительно Эрец-Исраэль , в исключительную юрисдикцию шариатского суда входят вопросы брака и развода, а также некоторые другие вопросы . По другим вопросам личного статуса шариатский суд имеет параллельную юрисдикцию с судом по семейным делам. Шариатский суд состоит из двух инстанций: к первой относится окружной шариатский суд, ко второй - Шариатский апелляционный суд. В компетенцию Шариатского апелляционного суда входит рассмотрение апелляций на решения окружного шариатского суда. Шариатский апелляционный суд находится в Иерусалиме, он также может проводить заседания в Бака эль-Гарбия. В Израиле действуют 8 окружных шариатских судов, которые расположены в следующих городах: Акко , Бака эль-Гарбия , Беэр-Шева , Иерусалим , Назарет , Тайбе , Хайфа , Яффо . Порядок назначения судей (кади ) и окончания срока их полномочий устанавливается Законом о кадиях . Руководство шариатскими судами осуществляется Управлением шариатских судов, которое до 2001 года действовало в рамках министерства по делам религий , затем оно было переведено в ведомство министерства юстиции .

Верховный суд не является апелляционной инстанцией по отношению к религиозным судам и БАГАЦ вмешивается в решения шариатского суда лишь в немногих случаях . В начале 90-х годов прошлого века шариатский суд Израиля в значительной мере расширил права мусульманских женщин на получение развода . Это было достигнуто путём назначения представителей семей супругов в качестве арбитров в соответствии со статьёй 130 Оттоманского закона о семье от 1917 года, который применяется в Израиле по отношению к мусульманским семьям . Сложнее обстоит дело с вопросом о месте жительства детей после развода родителей. Шариатский суд отдаёт предпочтение исламским , отличающимся от действующего в государстве Закона о дееспособности и опекунстве. Согласно положениям ханафитского мазхаба , принятого в Израиле метода шариатского права, мальчик до 7 лет и девочка до 9 лет должны находиться у матери (или у другой женщины, например, бабушки), а затем они переходят к отцу. С другой стороны, решения БАГАЦа обязывают религиозные суды выполнять Закон о дееспособности и опекунстве (и его принцип «благо ребёнка»). В последнее время шариатский суд постановил, что принцип «благо ребёнка» признаётся шариатом .

Пакистан [ | ]

Федеральный шариатский суд Пакистана был учреждён в 1980 году указом № 1 президента Мухаммеда Зия-уль-Хака. Указ был включён в конституцию Пакистана 1973 года в соответствии с главой 3-А. Суд является уникальным учреждением, не имеющим аналогов во всем мусульманском мире . В преамбуле конституции Пакистана утверждается, что суверенитет над всей вселенной принадлежит всемогущему Аллаху. В статье 227 сказано, что все существующие законы должны быть приведены в соответствие с канонами исламского права, изложенными в Коране и Сунне Пророка . В главе 3-А сказано какие функции у Федерального шариатского суда, какие дела он правомочен рассматривать по подсудности. Федеральный шариатский суд решает - соответствуют законы страны или нет предписаниям ислама.

Россия [ | ]

Одним из главных лозунгов революции 1917 года на Северном Кавказе было восстановление в полном объёме исламской правовой системы. В мае 1917 года на I Съезде горских народов Кавказа во Владикавказе было принято решение о создании первых шариатских судов (сокр. «шарсуд»). Городские шариатские суды открылись во Владикавказе, Нальчике, Грозном, Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) и других крупных городах, сельские суды - в отдельных селениях. К шариатским судам перешли функции так называемых словесных и народных судов. На западе Северного Кавказа суды следовали ханафитскому мазххабу, на востоке - шафиитскому (среди суннитов) и джафаритскому (среди шиитов) .

После окончания гражданской войны в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях были разработаны законы о шариатских судах. Ежегодно шариатскими судами разбиралось от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80 % (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел .

Накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шариатское судопроизводство. В августе-декабре 1922 года были ликвидированы шариатские суды Горской АССР. В январе 1925 года были отменены суды в Кабардино-Балкарии и Адыгее, в январе 1926 года - в Чечне и Ингушетии, а в апреле-октябре 1927 года - в Дагестане. Согласно введённой в 1928 году в УК РСФСР Х главы «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта» уличенные в участии в шариатских судах на год ссылались в концентрационный лагерь. Насильственное объединение крестьян-мусульман в колхозы и гонения на шариатские суды вызвали волну долго не прекращавшихся крестьянских волнений, одним из главных целей которых было восстановление шариатских судов. Восстания были жестоко подавлены советскими властями. В 1944 году чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Однако, несмотря на репрессии в 1930-50-х годах, во многих сельских районах Северного Кавказа и даже в среднеазиатской ссылке продолжали тайно действовать шариатские суды .

После распада Советского Союза в 1991 году на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. В сельских и городских мусульманских общинах Северного Кавказа было учреждено несколько десятков судов. В 1996 году из Уголовного Кодекса РФ были изъяты статьи 212 и 235, которые приравнивали применение шариатского права к тяжкому преступлению, но шариатские суды так и не были признаны в РФ. В 1996 году шариатские суды стали действовать в Чеченской Республике Ичкерия, и в Ингушетии, где в декабре 1997 года принят закон, который обязывал мировых судей «руководствоваться нормами адата и шариатa». В XXI веке шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам выполняет обязанности местного кади и председательствует на заседаниях совета старейшин общины .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Указы короля в Совете относительно Эрец-Исраэль 1922-1947 годы (ивр.) (неопр.) . Проверено 26 февраля 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  2. Отчёт министерства юстиции за 2008 года в соответствии с Законом о свободе информации (иврит) . (неопр.) . сайт Министерства юстиции Израиля (2009). Проверено 30 июня 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  3. (неопр.) . сайт Министерства юстиции Израиля. Проверено 30 июня 2011.

Надежный пример окажется спасительным в устранении некомпетентности при написании официального документа. Это откроет способ сохранить ресурсы на оплате адвоката. Сэкономленные деньги для всех полезны. Прежде чем использовать шаблон, очень советуем хорошо проверить написанные в нем нормы постановлений. Сейчас они вполне могут потерять свою актуальность.

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел. Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Шариатский суд как орган правосудия исламского государства

Шариат - широкое понятие, объединяющее юридические и нравственные нормы, а также предписания культа: регламентацию религиозных праздников, поста, молитв, других обязанностей мусульман. Шариатский суд - основной институт, применяющий исламское право. До XIX века в подобных системах мусульманских государств суды кади играли главенствующую роль. Позже эти органы правосудия в большинстве восточных стран были вытеснены светскими судами, применяющими законодательство европейского образца. Однако в настоящее время в Иране отдельно от всей системы страны действует Особый духовный суд. В Йемене, несмотря на влияние европейских норм на развитие отдельных отраслей, мусульманско-правовая традиция остаётся преобладающей. Судебная система Афганистана представляет собой сочетание традиционного шариатского права с некоторыми нормами европейских правовых систем. В Саудовской Аравии и Пакистане шариатский суд в настоящее время остаётся основным органом правосудия. В этих странах положения нормативно-правовой части шариата - фикха - определяют нормы поведения мусульман в обществе, организацию, юрисдикцию суда, в том числе статус кади, порядок предъявления доказательств, слушания свидетельских показаний, протоколирование судебных заседаний.

Статус судьи в шариате

Орган правосудия в исламском государстве возглавляет шариатский судья - кади, назначаемый правителем страны. В должностной иерархии статус чиновника, занимающего должность кади, выше, чем статус имама мечети. На столь ответственную должность назначается специалист по праву, имеющий высшее религиозное образование. По сути, судья в шариате - глава мусульман города или округа. Кади в участковом суде первой инстанции уполномочен принять единоличное решение по любому рассматриваемому делу. Если оно находится в апелляционной инстанции округа, то решение выносят трое судей. Шариатский суд носит персональный характер. Значит, особенности личности кади влияют как на справедливость принятия того или иного решения, так и на степень суровости наказания.

ШАРИАТСКИЙ СУД

См. также в других словарях:

ШАРИАТСКИЙ СУД - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских… … Юридический словарь

шариатский суд - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских… … Большой юридический словарь

Федеральный шариатский суд - Federal Shariat Court عدالت عظمیٰ پاکستان Вид шариатский суд … Википедия

Судебная система Израиля - Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Пакистан - Исламская Республика Пакистан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Южной Азии, на севере… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Структура шариатской судебной системы - Необходимо заметить, что согласно исламской доктрине шариатская судебная система выглядит так: 1. Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам. 2. Система… … Википедия

Рияд-Ас-салихин - Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

Риядус-Салихьийна - Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

Рияд Салихин - Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

ШАРИАТСКИЙ СУД И ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ПРАВО

Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и влиятельных СМИ этих стран. Количество мусульман во всех этих странах устойчиво растет из года в год, поэтому не случайно политики уже всерьез обсуждают вопрос о возможностях сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира.

Что такое шариатский суд? Где и когда его нормы и правила де факто уже применяется многие годы в странах ЕС и США? Как изменится мир, если они будут законодательно закреплены в Европе, Америке и России?

  • Что же такое шариат и почему это слово наводит ужас в преимущественно христианской Европе?
  • Шариат опирается на Коран и фикх. а также включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения, пояснили эксперты землячества Турции Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

    ■ шариат. Значение арабского слова "аш-шариа" переводится как "источник, фундаментальные основы веры". Это слово в значении «прямой путь» или «источник веры» встречается уже в первой суре священной книги Коран, которая носит название «аль-Фатиха». В более широком смысле, шариат - это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина. Шариат основан на положениях, содержащихся в Коране и Сунне. Он включает в себя элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы, установленные в исламском обществе;

    ■ фикх. На основе шариата формулируются конкретные нормы фикха, регламентирующие правоотношения в различных сферах – от семьи до государства и экономики. Он, помимо Корана и Сунны, может также основываться на согласованном мнении наиболее авторитетных мусульманских ученых, а также на суждении известных правоведов о прецеденте. Также он может в себя включать элементы традиционных правовых обычаев некоторых народов. Таким образом, фикх включает в себя всю практику исламского судопроизводства, которая так часто шокирует западного обывателя.

    ■ цели шариата. Главная задача шариата – это защита:

    Человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;

    Религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;

    Права человека на собственную точку зрения;

    Имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.

    Семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

    Четкое следование приверженца ислама пяти целям религиозного закона означает лучший способ выразить свое благоговение перед Аллахом.

    ■ система запретов и наказаний. Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

    Обязательные, строго предписанные обязанности;

    Обязанности, очень близкие к строго предписанным;

    Желательные действия;

    Действия, которые совершаются лишь изредка;

    Нейтральные действия;

    Нежелательные действия;

    Действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;

    Строго запрещённые действия.

    Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

    80 ударов плетью за ложное обвинение;

    Отсечение руки за воровство;

    Смертная казнь за вероотступничество.

  • Где в современном мире существует главенство шариатского суда?
  • До XIX в. шариатские суды занимали основное место в правовых системах мусульманских стран. С середины XIX в. в большинстве этих государств были образованы светские суды, которые начали применять законодательство европейского образца:

    ■ роль шариатского суда в жизни мусульманина. Постепенно роль шариатских судов начала уменьшаться и свелась исключительно к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. До революции 1917 года шариатские суды действовали и в мусульманских регионах Российской империи, но они могли применять только те нормы, которые не противоречили действующему законодательству. После 1917 года кое-где (например, на Северном Кавказе) были восстановлены шариатские суды, но в 1920 годах большевики их полностью ликвидировали;

    ■ шариатские суды в наши дни. Шариат является главной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран. Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании он используется наравне с другими правовыми нормами. В ряде регионов Бангладеш, Нигерии, Судана и Сомали также практикуется шариат. На уровне семейных отношений нормами исламского права вполне официально руководствуются в Марокко, Алжире, Индонезии и на Филиппинах.

  • Шариатские суды в Европе: резонансные высказывания, слухи, предположения
  • На практике в Европе уже многие годы рассматриваются многие судебные иски между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества применяется так называемое международное гражданское право. И если речь идет о гражданах Ирана или Саудовской Аравии (где в ходу шариат), то суд в Германии учитывает в отношении их иранское или саудовское законодательство, прибегая, таким образом, к шариату.

    ■ Германия. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф в интервью, данному агентству Berliner Zeitung, предложил разрешить в Германии суды шариата. Он считает, что можно применять исламские нормы в спорах, касающихся денежных и семейных отношений. Уголовные преступления он предложил исключить из ведения судов шариата. «Каменный век мы терпеть не будем. Побивание камнями противоречит правам человека» - пояснил свою позицию министр. Его высказывание сразу же вызвало широкую дискуссию в немецком политикуме. Министр юстиции федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан подчеркнул, что правосудием в Германии занимаются немецкие суды и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. А один из высокопоставленных представителей блока христианских партий ХДС/ХСС высказался за то, что введение отдельных судов для мусульман поможет их интеграции в германское общество;

    ■ Великобритания. Фактически так же дело обстоит и в Объединенном Королевстве, где минимум с 1982 года местные суды вынуждены учитывать нормы шариата в имущественных спорах иммигрантов. В прошлом году духовный глава англиканской церкви епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предположил неизбежность введения в Великобритании некоторых норм шариата,в частности в бракоразводных процессах мусульман и решении финансовых споров.Епископ Кентерберийский объясняет свое высказывание тем, что мусульман Великобритании нужно избавить от выбора или быть лояльным своей стране, или своей вере;

    ■ в Англии шариатские суды, по сути, играют роль третейских судов. Так если между двумя мусульманами возникает имущественный спор, они могут по обоюдному согласию обратиться не к светскому судье, а к местному имаму. Точно так же уже более века в Британии действует иудейский суд, но пока никто не поднимал панику по поводу наступления еврейской культуры на старую-добрую Англию;

    ■ Нидерланды. В Голландии судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречие с законами страны;

    ■ Бельгия. В Бельгии осенью прошлого года тоже открылся первый шариатский суд – пока он рассматривает лишь гражданские дела;

    ■ США. В американском штате Оклахома судам разрешили учитывать при вынесении решений нормы шариата;

    ■ Российская Федерация. 24 апреля 2012г. в интервью телеканалу РЕН ТВ адвокат Дагир Хасавов заявил о необходимости введения в России шариатских судов. Он сказал, что "мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему", что они будут устанавливать свои правила, а "любые попытки это остановить обольются кровью". Высказывание юриста имело мощнейший резонанс, официальные мусульманские организации сразу же постарались дистанцироваться от него. Высокопоставленные духовные лица заявили, что в муллы и так помогают мусульманам разбираться в вопросах, связанных с религией, семьей и наследством, и что исламский суд уже представлен в России религиозными судьями (кадиями), решения которых носят чисто рекомендательный характер и не противоречат светскому суду. Сам же адвокат вынужден был объяснять свои слова, сказав, что его не так поняли.

    Однако, вскоре в интервью «Русской службе новостей» председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

    Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины». Его поддержал Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, считающий, что шариатские суды вполне допустимы в России в качестве третейских судов. Естественно, все это привело к очень оживленной дискуссии.

    Как видим, в Европе и России все происходит примерно по одному и тому же сценарию, когда значение вполне привычного и давно интегрированного в общественную жизнь явления вдруг многократно преувеличивается. Тут же возникает новый информационный повод, возможности для спекуляций и скандалов и, как следствие, для приобретения политических очков. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что в данном случае затрагивается одна из самых болезненных и взрывоопасных тем – религиозная.

  • Шариатский суд: что можно, а что нельзя мусульманам трейдерам во всем мире?
  • Исходя из особенностей в каждой стране, и строят свою деятельность брокеры и диллинговые центры. Например, в Малайзии. небольшой восточноазиатской стране с населением всего в 30 млн. человек, Национальный совет по исламу обнародовал фетву (решение по вопросу соответствия каких-либо сторон жизни человека и общества канонам ислама), в которой торговля на международном валютном рынке (Форекс-рынке) объявлена противоречащей шариату. Глава совета доктор Абдул Шукор Хусин пояснил, что в самом механизме международного валютного рынка заложена возможность спекуляций, что противоречит законам ислама. Лично у доктора А. Хусина вызывают настороженность еще два факта, тесно связанные с Форекс-рынком: слишком много вариантов торговли, часть которых явно противоречат исламу, а другая часть просто сомнительна, а также то, что на валютном рынке торговля идет через Интернет (подробнее Ислам: в чем особенности брокерских услуг Forex в мусульманских странах?).

    Форекс брокеры нашли выход из даной ситуации, предлагая своим трейдерам исламские счета Форекс, так называемые счета Swap-free, согласно которым проценты за перенос позиций не платятся. Так что, мусульмане могут торговать валютами легко и без всякого беспокойства относительно нарушения законов шариата. Как правило, эти счета предлагаются только для мусульман, чтобы свести к минимуму злоупотребления на замене счетов. Есть небольшой недостаток в том, что большинство брокеров берут плату за эту услугу, чтобы заменить доходы, которые они могут потерять при наличии замены бесплатных аккаунтов, объяснил представитель компании Manors Group Broker, которая входит в ведущий рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V.

    Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров форекс. как вы думаете, существует ли реальная возможность учреждения шариатских судов за пределами исламского мира?

  • Чтобы говорить о суде шариата, необходимо представлять себе, а что же, собственно говоря, такое шариат.


    Исторически сложилось так, что жизнь каждого мусульманина полностью регулируется Сунной и Кораном, также во внимание принимаются труды авторитетных религиозных деятелей по правам мусульман или, как их называют, фикху. Таким образом, шариат - это определенная совокупность принципов нравственности, юриспруденции и поведения, которые диктуют мусульманину, как себя следует вести в той или иной жизненной ситуации.

    Как по нотам

    Шариат - очень подробный «путеводитель» по жизни, в нем, как в солдатском уставе, прописаны права и обязанности до самых мелких подробностей и нюансов, что исключает какое-либо их неверное или двузначное толкование. Например, в той части, что регулирует рацион питания мусульманина, содержатся запреты на употребление в пищу мяса свиньи, умершего (павшего) скота и прочие тонкости. Также есть в нем положения о супружеской жизни, налогообложении, торговле, правилах поста, о том, как следует соблюдать религиозные обряды.

    Правила шариата в некоторых моментах носят индивидуальный и гибкий характер, учитывающий различные жизненные ситуации, например, женщине, ожидающей ребенка, разрешается не держать пост в рамадан, а перенести его на любой другой месяц. Однако существуют положения, которые должны быть выполнены беспрекословно. К ним относится вера в Аллаха, смирение его воле, умение принимать события своей жизни (рождение, болезни, смерть и т.д.), как должное, своевременно молиться. Все положения шариата не могут быть отменены по человеческой воле, так как были даны богом, и только он может их изменять. Человеческие нравы и обычаи изменчивы, шариат же является эталоном на все времена.

    Суд шариата

    Таким образом, разумно будет сказать, что суд шариата - это суд по божьему закону. Он не имеет права быть унижающим для человека, его достоинства и чести. Суд шариата возглавляется кади (судьей-чиновником). Осуждаются им те, кто умышленно игнорирует и не выполняет исламские законы - ворует, убивает, чинит разбой и прочее.

    В принципе, государственные суды осуждают те же самые действия и назначают наказания преступникам, которые их совершают. Так чем же отличается от них? Почитайте обсуждения интернет-публикакций, в которых говорится о любом совершенном тяжком преступлении. Гуманными их можно назвать с большой натяжкой. Все эти доводы о праве преступников на гуманный приговор звучат, по большей части, из уст лицемеров. А коснись их это в реальной жизни, мнение было бы совершенно другим. Суд шариата является достойной заменой государственному, поскольку в нем соотношение тяжести преступления и наказания за него является более уравновешенным. Чем тяжелее правонарушение, тем, соответственно, строже приговор. Этот суд не подкупается и не делает исключений для обвиняемых на основе их положения в обществе или размера состояний, наказание за одинаковое действие для плотника и президента будет тоже одинаковым.

    Несмотря на заявления прессы, в реальной жизни совершается крайне мало тяжких преступлений в Афганистане или Палестине, поскольку каждый точно знает, что возмездие его настигнет и будет справедливым, но суровым. Суд - это орган власти государства, а суд шариата - власти бога и людей, живущих по законам, данным создателем.

    Кади – государственный чиновник-судья, который вершит правосудие, основываясь на нормах шариата. Статус кади выше даже должности имама мечети – по сути он является главой города или даже области. Изначально кади занимались разбором дел прямо в мечети, но со временем им стали выделять отдельные помещения.

    Первые кади были назначены в такие города как Медина, Багра и Куфа. Сделал это второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Это событие положило дальнейшие назначения кади в другие области и города, а во время военных походов – в войска. Делать подобные назначения мог только халиф.

    Во второй половине VIII века, ознаменованной периодом правления Аббасидских халифов, был введён титул верховного кади (кади аль-кудат). В обязанности верховного кади входило назначение всех кади халифата и приём аппеляций на их решения.
    Более расширенными обязанностями обладал кади в Османской империи – помимо прочего, ему вверялись нотариальные и административные функции на территории округа, называвшегося у османов «каза» или «кадилык».

    Должность кади существует и по сей день, но только в тех государствах, где существует шариатский суд. В начале прошлого века в Египте, Турции и Тунисе вместе с ликвидацией шариатского суда был ликвидирован и институт кади.

    К должности кади выдвигаются определённые требования. Так, он должен соответствовать определённым нормам шариата: быть совершеннолетним и образованным мусульманином, который находится в здравом уме; не иметь никаких физических недостатков.
    По иску лица, чьи права нарушены, кади занимается тяжбами по сделкам или конфликтам в семьях, разбирает преступления по частным правам (убийства или причинение телесных повреждений). В прочих делах инициатором может выступать любой человек, в том числе и сам кади.

    Перед принятием окончательного решения кади должен выслушать обе стороны конфликта, хотя и не обязан этого делать, если аргументы истца кажутся ему достаточными. Таким образом, правосудие в шариатском суде напрямую зависит от личных качеств кади: его уровня образования, авторитета, чувства справедливости, религиозности.

    Верховенство закона – основа правосудия и судебной системы в мусульманском мире. Этот принцип на протяжении веков соблюдается не только судьями, но и правителями – подтверждений тому множество в мировой истории. Принцип верховенства закона берёт свои корни в шариате, которым веками руководствовались мусульмане. Он определяет всеобщее равенство перед законом – независимо от того, к какому социальному, политическому или даже религиозному статусу принадлежит обвиняемый.

    Понравился материал? Будем благодарны за репосты!



  • © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация