Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями

Главная / Земля

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Комментарии по пункту 13.1

В различных странах правила движения по дорогам отличаются друг от друга. Но есть одно общее правило, которое присутствует в дорожном законе любой страны, а именно: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим её по велосипедной дорожке.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны при переходе проезжей части руководствоваться сигналами светофора или регулировщика. Разрешающим сигналом для пешеходов в случае, когда пешеходных светофоров нет, является зеленый сигнал транспортного светофора, по которому транспортным средствам разрешается поворачивать направо и налево. Кроме того, в соответствии с пунктом 6.14 Правил при появлении в светофоре желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх, пешеходы еще могут продолжать движение, а водителям в то же время разрешается проехать перекресток в намеченном направлении, если они не могли остановиться с учетом требований безопасности движения. Исходя из этого, Правила предоставляют приоритет пешеходам, требуя от водителей всех транспортных средств, в том числе трамвая, пропускать пешеходов, находящихся на той проезжей части, куда поворачивает транспортное средство.

На перекрестке, где нет ПЕШЕХОДНЫХ светофоров, неизбежно возникает «конфликт» между транспортными средствами, поворачивающими на зеленый сигнал, и пешеходами, переходящими проезжую часть по этому же сигналу. Подобный «конфликт» может быть устранен за счет выделения специальной фазы в светофорном цикле, в течение которой запрещаются повороты, а движение через перекресток осуществляется только в прямом направлении. В этом случае транспортный светофор оборудуют дополнительными секциями со стрелками, с помощью которых регулируют поворотное движение. Тогда появляется возможность установить пешеходные светофоры, разрешающий сигнал которых по времени будет совпадать с фазой запрещения поворотов. Однако такое решение не во всех случаях является возможным. Основная проблема заключается в том, что введение дополнительной фазы для обеспечения пешеходам беспрепятственного перехода проезжей части увеличивает длительность светофорного цикла, а это приводит к снижению пропускной способности перекрестка. Поэтому установка пешеходных светофоров оправдана лишь при достаточно высокой интенсивности пешеходного движения. Их работа согласована с работой транспортных светофоров таким образом, что обеспечивается беспрепятственный переход дороги пешеходами.

Однако, несмотря на это, нередки случаи, когда в момент включения красного сигнала светофора на пешеходном переходе (особенно при широкой проезжей части) остаются пешеходы, не успевшие закончить переход. Водители должны иметь в виду это обстоятельство и, поворачивая при разрешающем сигнале, в соответствии с пунктом 13.8 Правил давать возможность пешеходам закончить переход.

На перекрестках, где движением управляет регулировщик, также возникают «конфликтные» ситуации между поворачивающими транспортными средствами и пешеходами, переходящими проезжую часть. Это обычно происходит при правых поворотах, когда сигнал регулировщика (положение его корпуса) разрешает движение одновременно пешеходам и транспортным средствам. При сигнале регулировщика, разрешающем поворот налево, «конфликт» между транспортными средствами и пешеходами не возникает, поскольку при этом пешеходам запрещается переходить проезжую часть.

Сказанное в отношении приоритета пешеходов относится и к велосипедистам, полоса движения для которых обычно находится у края проезжей части, а велодорожка — рядом с тротуаром, на обочине или параллельно дороге вне земляного полотна.

Примечание: согласно ПДД на перекрестке дороги пересекаются на одном уровне. Пересечение же дорог на разных по высоте уровнях (проезды под мостами, въезды в тоннели и т. п.) и выезды на дорогу с прилегающих территорий перекрестками не считаются.

Наказания и штрафы по пункту 13.1

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или велосипедистам, пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 800 до 1000 рублей (КоАП, ст. 12.18).

Задача по пункту 13.1

Можно ли повернуть направо?

1 – да
2 – да, но прежде уступив дорогу пешеходам
3 – нет

Решение:: Распоряжения регулировщика имеют приоритет по отношению к сигналам светофора (пункт 6.15 Правил). При показанной позе регулировщика водителю легкового автомобиля разрешено движение во всех направлениях (пункт 6.10), включая поворот направо. Однако и пешеходы в этом случае имеют право переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Исключить конфликт призван пункт 13.1, обязывающий водителя при повороте направо уступить дорогу пешеходам.

№ 12-140\13

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Тюрина Н.И. с участием инспектора ДПС ОР ДПС О. Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск лейтенанта полиции Я. А.А.,

при секретаре Суровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Смирнова И. Г. на постановление инспектора ДПС ОР ДПС О. Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск лейтенанта полиции Я. А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением инспектора ДПС ОР ДПС О. Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск лейтенанта полиции Я. А.А. от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов И.Г. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 1000 руб.

Смирнов И.Г. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что не согласен с данным постановлением: правонарушения он не совершал, проехал перекресток, соблюдая Правила дорожного движения; в постановлении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, решение по делу не мотивировано. Просит прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании Смирнов И.Г. поддержал доводы своей жалобы, пояснил, что он выехал на перекресток на разрешающий зеленый сигнал светофора и в соответствии с п.13.7 Правил дорожного движения завершил маневр поворота налево независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка.

Инспектор О. Я. А.А. в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, пояснил, что в нарушение п.6.2 Правил дорожного движения Смирнов И.Г. выехал на перекресток на запрещающий желтый сигнал светофора. В соответствии с п.6.13 ПДД он должен был остановиться на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью, т.к. он не создавал помех ни другим транспортным средствам, ни пешеходам. Нарушение было зафиксировано на видеокамеру. На месте правонарушения был составлен протокол, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив дело об административном правонарушении, просмотрев видеозапись, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено. Наказание по делу назначено с учетом требований ст. - РФ, нарушений процессуальных норм права по делу не допущено. Протокол составлен уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями ст. РФ, разъяснены права Смирнову И.Г., ему вручена копия протокола. Дело рассмотрено уполномоченным лицом с участием Смирнова И.Г., о чем он подтвердил в судебном заседании.

Постановление должностного лица отвечает требованиям ст. РФ, в нем указаны время, место, обстоятельства совершения правонарушения («проехал перекресток на запрещающий (желтый) сигнал светофора»); указаны пункты Правил дорожного движения, которые нарушены, решение принято в соответствии с санкцией ч.1 ст. РФ, предусматривающий единственный вид наказания в виде штрафа в размере 1000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление инспектора ДПС ОР ДПС О. Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск лейтенанта полиции Я. А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о наложении административного взыскания в отношении Смирнова И. Г. за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. РФ, оставить без изменения, а жалобу Смирнова И.Г. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения путем подачи жалобы через Зеленогорский городской суд.

Судья Тюрина Н.И.

Суд:

Зеленогорский городской суд (Красноярский край)

Ответчики:

Смирнов И.Г.

Судьи дела:

Тюрина Н.И. (судья)

Судебная практика по:

По нарушениям ПДД

Судебная практика по применению норм ст. 12.1, 12.7, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.16, 12.17, 12.18, 12.19 КОАП РФ

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Читатель Б: Мне не совсем понятен смысл первого предложения п. 13.7. Ведь после поворота водитель оказывается перед красным сигналом светофора (рис. 174).

Читатель А: Да, но дорогу-то встречному надо уступить?

Однако следует помнить, что при наличии стоп-линии водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

И водитель автомобиля, на рис. 175, сможет продолжить движение только при зеленом сигнале светофора, расположенного у стоп-линии.

Читатель Б: Ну, а нужно ли останавливаться, если на светофоре у стоп-линии включен зеленый сигнал?

Читатель А: То есть необходимо остановиться у стоп-линии только при запрещающем сигнале светофора.

Читатель А: У меня возник вопрос. Водителю на перекрестке необходимо повернуть налево или развернуться. Для него включен зеленый сигнал светофора, стоп-линии нет (см. рис. 174). Мы знаем, что в этой ситуации необходимо уступить дорогу встречным транспортным средствам, которые двигаются прямо или направо (п. 13.4 Правил). Предположим, что со встречного направления двигается сплошной поток машин, который прекратит движение только при запрещающем сигнале светофора. Как же в этом случае повернуть налево или развернуться, если перед водителем, собирающимся совершить этот маневр, теперь тоже загорелся красный сигнал?

При запрещающем сигнале светофора въезжать на перекресток нельзя, за исключением ситуаций, которые были рассмотрены в п. 6.14 Правил. Поэтому в нашем случае водитель должен выехать на перекресток при разрешающем сигнале светофора и остановиться на нем для пропуска встречным транспортных средств. И когда они при запрещающем сигнале светофора прекратят движение, водитель завершит свой маневр.

Читатель Б: Но ведь с других направлений через перекресток на зеленый сигнал светофора начнут движение другие транспортные средства?

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Комментарии

В простейших случаях светофоры трехцветной сигнализации устанавливают на перекрестках справа от проезжей части. При этом дублирующий светофор, повторяющий сигналы основного, нередко размещают на противоположной стороне перекрестка (при наличии разделительной полосы - на ней).

Порядок размещения светофоров зависит от планировки конкретного перекрестка. Поэтому, въезжая на перекресток для поворота налево при зеленом сигнале светофора, на выезде с перекрестка водитель может встретить красный сигнал, который, однако, не имеет к нему отношения и является дублером основного светофора, установленного на пересекаемой дороге.

На сложном перекрестке (пересечение с несколькими проезжими частями, бульвар, площадь) возникает необходимость и в более сложных схемах организации движения с поэтапным пропуском транспортных средств в определенных направлениях. В таких случаях в местах, где водитель должен остановиться, наносят стоп-линии или устанавливают дополнительные таблички 6.16 "Стоп-линия". При проезде по такому перекрестку водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути его движения светофора и при запрещающем сигнале останавливаться перед стоп-линией.

Задачи

Водитель вынужден остановиться на перекрестке из-за затора. Когда зажегся красный свет, он не успел покинуть перекресток. Как ему поступить теперь?

1 - дождаться, когда дорога впереди освободится, и продолжить движение
2 - повернуть направо, налево или развернуться
3 - повернуть направо, налево, развернуться или сдать назад
4 - выполнить любое из перечисленных действий, дождавшись разрешающего сигнала светофора

Решение:: В показанной ситуации водитель вообще не должен был выезжать на перекресток (пункт 13.2 Правил). Но раз уж так произошло, ему необходимо немедленно освободить перекресток, чтобы не создавать помех другим участникам движения. Не дожидаться зеленого сигнала светофора разрешает пункт 13.7 Правил. Движение задним ходом на перекрестке запрещено (пункт 8.12).

Выехав на перекресток и остановившись из-за затора, водитель попал под действие части 1 статьи 12.13 КоАП РФ, предусматривающей штраф 1000 рублей.

п. 13-1 - обязанности водителя при повороте на перекрёстке;
п. 13-2 - действия водителя при заторе за перекрёстком;
п. 13-3 - определение типа перекрёстка;
п. 13-4 - порядок поворота налево и разворота на регулируемом перекрёстке;
п. 13-5 - порядок движения в направлении разрешающей стрелки светофора;
п. 13-6 - очерёдность движения трамваев и безрельсовых ТС на регулируемых перекрёстках;
п. 13-7 - обязанности водителя, въехавшего на регулируемый перекрёсток;
п. 13-8 - порядок проезда перекрёстка после включения разрешающего сигнала светофора;
п. 13-9 - порядок проезда нерегулируемых перекрёстков неравнозначных дорог;
п. 13-10 - порядок проезда нерегулируемых перекрёстков при изменении направления главной дороги;



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация