Подножие креста. Что символизирует крест в древних культурах? Типы крестов

Главная / Земля

КРЕСТ. РАСПЯТИЕ. ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ ХРИСТА. ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее. Что касается протестантов, то они не признают такой символ как крест и не носят его. Крест для протестантов - символ позорной казни, орудие, посредством которого Спасителю не только причинили великую боль, но и убили Его.

Причина, почему человек носит , у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ

Как известно, возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.


Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть , что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

ФОРМА КРЕСТА

Четырехконечный крест

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено , однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

РАСПЯТИЕ

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.


Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий» , потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.


Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль


Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Здесь хочется вспомнить случай, происшедший более четырех с лишним столетий назад. Испанские корабли под командованием Христофора Колумба, искавшего кратчайший путь из Европы в Азию, пересекли Атлантический океан и подошли к берегам неведомой европейцам земли. Мореплаватели не знали, что за страна лежит перед ними, не знали того, что в этот день они стали первооткрывателями крупнейшего материка, получившего позднее название Америки.

Они сошли на берег, с интересом знакомились с жизнью и бытом местных племен, о существовании которых европейцы даже не подозревали. Обычаи, религиозные верования и обряды индейцев - все удивляло испанских моряков. Но, пожалуй, всего больше испанцев изумило то, что одно из племен туземцев в качестве священного знака поклонялось… кресту. Это казалось непостижимым. Ведь индейцы даже не слышали имени Иисуса Христа, ничего не знали о христианской религии и в то же время почитали крест, который является символом христианской веры!

Как же могло случиться, что этот знак, который, как утверждает духовенство, присущ только христианству, стал известен туземным племенам?

Объяснение простое. Крест вовсе не является христианским изобретением. Он почитался различными народами древности за много лет до того, как возникла христианская религия. Это подтверждается многочисленными раскопками, которые проводились в разных странах мира. Изображение креста находили на предметах, обнаруженных при раскопках в Вавилоне и Персии, в Индии и Египте, в Китае и Мексике.

В музеях многих стран мира можно увидеть каменные фигурки древних языческих богов, которые почитались нашими далекими предками. На некоторых из этих фигурок высечен крестообразный знак. Этот знак можно встретить на изображениях египетского бога Осириса, индийского - Будды, китайского - Тамо, греческого бога любви Купидона. Изображение креста находили на стенах древних храмов Мексики и Тибета, на могилах туземцев в Новой Зеландии, на старинных иудейских и египетских монетах. Все это неопровержимо доказывает, что почитание креста восходит к глубокой древности.

Наука дает на этот вопрос вполне обоснованный ответ. В религиозных верованиях многих первобытных народов крест являлся священным символом огня . А огонь в жизни наших далеких предков играл исключительно важную роль.

Жизнь первобытных людей была полна невзгод и лишений. Человек был беспомощен в борьбе с природой, в борьбе с холодом, голодом, болезнями. Поэтому можно себе представить, какое величайшее значение в жизни человека имело открытие огня. Огонь согревал людей во время холодов, защищал их от хищных животных. Благодаря ему люди научились варить и жарить пищу. С его помощью в дальнейшем стала возможна обработка металлов. Но, научившись использовать огонь, люди на первых порах еще не умели добывать его. Вначале они пользовались огнем, возникающим естественным путем, например при лесных пожарах, которые вспыхивали от удара молнии. Они поддерживали огонь долгими месяцами, бережно хранили, оберегали его. Ведь, если он угасал, это было настоящим бедствием для первобытных людей.

Только много лет спустя человек научился сам добывать огонь. Первым орудием, с помощью которого люди стали получать огонь, были два куска дерева. Их накладывали друг на друга и начинали тереть. После долгих усилий бруски нагревались и начинали тлеть. Вполне понятно, что на сложенные крестом два куска дерева люди начинали смотреть как на святыню. Этот инструмент для добывания огня стал почитаться как священный.

Впоследствии люди стали почитать и знак, изображавший этот инструмент. Они видели, что огонь охраняет их от диких зверей, уберегает от холода, и стали верить, что крест, которым изображалось орудие для получения огня, тоже способен уберечь их от невзгод, от злых сил. Этот знак стали рисовать на одежде, на оружии, на различной утвари, предметах обихода. Его ставили в древних храмах, помещали на статуях богов, на могилах людей. Так крест стал почитаться разными народами, которые имели различные верования, жили в разных концах нашей земли.

В христианской религии крест является священным символом, так как на кресте был якобы распят Иисус Христос. На самом деле христиане заимствовали почитание креста у современных им языческих религий. Своим священным символом они стали считать крест лишь с IV века.

Первые христиане не почитали креста. Более того, они презирали его, смотрели на него как на языческий символ, «знак зверя». Только в конце 4-го столетия церковники сочинили историю, будто Христос явился во сне римскому императору Константину и повелел ему начертать изображение креста на военных знаменах. Одновременно была сочинена и другая легенда - о том, как мать императора Константина Елена совершила паломничество в Палестину, нашла там гроб Христа и откопала в земле деревянный крест, на котором будто бы был распят Христос. В честь этого события был установлен специальный праздник - воздвижение креста господня. Крест стал священным символом христианской религии.

Обе эти легенды, конечно, вымышлены от начала до конца. Елена никак не могла видеть «животворящего» креста при всем своем желании. Дело в том, что у римлян крест как орудие казни никогда не употреблялся. Казнь преступников совершалась в Римском государстве на столбе с поперечной перекладиной - в виде буквы «Т». К тому же если бы Елене действительно удалось найти крест, на котором был распят Христос, то, очевидно, все верующие христиане почитали бы как священный символ именно такой крест. Но в действительности у христиан можно встретить кресты самых различных форм: четырехконечный, шестиконечный, восьмиконечный. Существует и одиннадцатиконечный и даже восемнадцатиконечный крест. Так на каком же из них был распят Христос? На этот вопрос, конечно, не сможет ответить ни один служитель церкви, потому что все их рассказы о казни Иисуса Христа, о находке креста, на котором был будто бы распят Христос, всего лишь вымысел.

Признав официально крест как символ своей религии, христианская церковь превратила его в символ страдания и покорности. Ссылаясь на евангельские сказания о том, как Христос во искупление грехов человеческих безропотно нес на себе позорный крест на гору Голгофу, а затем был распят на нем, духовенство внушает верующим, что все их страдания на земле являются, по сути дела, крестом Христовым, который возлагается на плечи каждого христианина. И люди, которые верят в бога, должны терпеливо нести на себе этот крест во имя спасения на «том свете». Нетрудно видеть, что эти утверждения церковников имеют определенную цель - заставить людей уверовать в необходимость рабской покорности «судьбе», ослабить волю трудящихся, заставить их смириться со своим положением, отвлечь от борьбы за переустройство общества, за свое счастье на земле.

Так, пройдя через многие тысячелетия человеческой истории, обыкновенный инструмент для добывания огня, которым пользовались наши далекие предки, стал орудием духовного порабощения верующих людей.

7655 просмотров

Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.

Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….

Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.

Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.

Чем отличается православный крест от католического

Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.

Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:

“Крест всякой формы есть истинный крест”.

И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.

О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:

«Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). -24).

Сербский Патриарх Ириней так говорит:

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме ».

А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?

Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.

Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.

  • Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
  • Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
  • В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» - что означает Победитель.

  • Еще одной отличительной особенностью является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом распятии, и каждая по отдельности пригвождена на православном кресте.
  • Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
  • У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.

Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.

И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:

И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных .

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация