Петражицкий лев иосифович основные работы. Социологическая теория Л.И. Петражицкого. «Что пользы в работе, когда все проиграно…»

Главная / Земля

Введение

Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там». Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц. Лейст О. История политических и правовых учений www.gumer.info/bibliotek.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональной теорией» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологической концепции права с точки зрения теоретика права Льва Иосифовича Петражицкого.

Задачами курсовой работы являются:

Ознакомление с жизнью и творчеством Л.И. Петражицкого;

Изучение психологической теории права.

Биография и творчество Л.И. Петражицкого

Биография Л.И. Петражицкого

петражецкий право нравственность этический

Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение на медицинском факультете и повлияло на его предпочтения в дальнейшем в сфере юридических исследований.

Л.И. Петражицкий отличался выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел «Пандекты» Барона, которые стали своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов.

Окончив Киевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение в Германии. Он обучался в так называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права. Научным итогом обучения в Германии стала его монография по римскому праву «Учение о доходах», который внес существенный вклад в учение о римском праве и цивильное право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые понятия: «доход от собственности» и «права на доходы, добытые трудом». Монография Л.И. Петражицкого была отмечена в среде немецких юристов.

По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий занялся вопросами общей теории права. В 1896 г. он преподавал в Киевском университете. В 1897 г. защитил тезисы докторской диссертации по теме «Акционерные общества» и стал ординарным профессором права в Санкт-Петербургском университете. Молодой ученый пришел на смену Н.М. Коркунову, чей курс лекций по общей теории права считался одним из лучших в Европе.

В этот период правовед издает два своих основных произведения - «Введение в изучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907-1910). В них он и осуществил синтез теории права с психологией.

По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий активно начал заниматься политической деятельностью. Он был членом партии кадетов и до 1915 г. входил в ЦК этой партии. Л.И. Петражицкий и был избран депутатом первой Государственной Думы, и активно участвовал в законопроектной деятельности (законопроекты о земельной реформе, о правах личности, о национальном равноправии).

Л.И. Петражицкий участвовал в подписании известного Выборгского воззвания после разгона Государственной Думы, которое призывало граждан России протестовать против беззакония посредством неуплаты налогов и отказа от воинской повинности. Как и все подписавшие воззвание, он был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав. Однако это никак не помешало ему оставаться до 1915 г. членом ЦК партии кадетов, преподавать в Санкт-Петербургском университете и стать первым избранным деканом юридического факультета.

После Февральской революции Временное правительство назначило Л.И. Петражицкого одним из сенаторов первого департамента Правительствующего Сената с оставлением должности профессора Петроградского университета.

После Октябрьской революции в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство на основе Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии и Чехословакии предлагали ему кафедры, однако он предпочел Варшавский университет, где для него была специально создана кафедра социологии. В Польше правовед занимался сугубо преподавательской деятельностью, работал над социологическими проблемами, переиздавал свои труды.

Общий ход исторических событий и тяжелая болезнь породили в Л.И. Петражицком настроения глубокого пессимизма, который привел к тому, что в 1931 г. он покончил с собой.

В период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания погибли рукописи Л.И. Петражицкого. Однако созданного им оказалось достаточно, чтобы не утратить внимания мировой юриспруденции. Грищенко Н. П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого// Юридическая психология. 2008. №1.

Творчество Л.И. Петражицкого

В формировании теории права и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов.

Первый период (с 1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права». В последних трудах уже даны основные положения его теории.

Второй период (1900-1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатывает методологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».

Третий период (1905-1909 гг.) характеризуется построением целостной системы юридических понятий на основе методологии, разработанной в предшествующие годы. Все это вылилось в двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», опубликование которого стало крупным научным событием того времени не только в русской, но и в европейской литературе.Грищенко Н. П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого// Юридическая психология. 2008. №1.

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ

Петражицкий (Лев Иосифович) - современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват-доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая самостоятельная работа его: "Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtingten" (Б., 1892; часть ее переведена по-русски, под заглавием "Распределение дотальных плодов" в "Киевских Университетских Известиях" за 1895 год и составила магистерскую диссертацию автора) обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах (см.). Позже П. выступил горячим проводником мысли о необходимости изучения гражданского права с точки зрения задач политики, руководящей реформами в этой области. "Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимает П., существенно отличается от изучения гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, от "гражданско-правовой политики" (выражение Муромцева), как прикладной части науки гражданского правоведения. Выставляя неопределенное начало "любви", как общего руководящего принципа права, П. не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономии и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны. Подробности теории и даже многие ее исходные пункты остаются неясными. Другие труды П.: "Die Lehre vom Einkommen" (Б., 1893 - 95), "Введение в политику права" ("Киевские Университетские Известия" за 1896 - 1897 гг.), предисловие к ст. "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" ("Русское экономическое обозрение", 1896, май-декабрь). Во время печатания последней статьи, по словам автора, произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего "получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением". П. принадлежит еще сочинение: "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права" (Санкт-Петербург, 1897), написанное в защиту его воззрений против возражений немецкой критики, а также перевод "Пандект" Барона под заглавием "Система римского права" (1888 - 1889). В. Нечаев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867-1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Лев Иосифович (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,- 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867 - 1931), российский юрист. Эмигрировал (1918) в Польшу. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей …
  • ЛЕВ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне льва - означает, что Вами управляют огромные силы.Если Вы подчините себе льва - Вы будете победителем в …
  • ЛЕВ в Справочнике Созвездий, латинских названий.
  • ЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Л. С. Лев (Харьков) просит раскрыть происхождение его фамилии и огорченно добавляет: “Сколько живу, но пока еще не встречал однофамильцев, …
  • ЛЕВ в Словаре экономических терминов:
    - денежная единица Болгарии, состоящая из 100 …
  • ЛЕВ в Энциклопедии Биология:
    , хищное млекопитающее сем. кошачьих. Обитает в Африке и Гирском заповеднике в Индии. Африканский лев живёт в саваннах, азиатский - …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    — величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    (abbreviation) Третья книга Моисеева. …
  • ЛЕВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 49:9)-дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся …
  • ЛЕВ в Словаре геральдических терминов:
    - символ власти, силы, храбрости и …
  • ЛЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ЛЕВ в биографиях Монархов:
    Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в первой пол. VI в. до Р.Х. Сын Эврикрата II. Лев продолжал войну …
  • ЛЕВ
    Лев - митрополит Русский, которого отождествляют с первым митрополитом Киевским (989 - 1004 - 1008). Считается автором полемического сочинения об …
  • ЛЕВ в Большом энциклопедическом словаре:
    млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2,4 м, хвоста до 1,1 м; весит до 280 кг. Малочислен; сохранился лишь в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    Лев Иосифович — современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ \ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из длинных волос, одевающей голову, …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Felis leo L.) - отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словарике:
    I льва, м. 1. одуш. Крупное хищное животное сем. кошачьих с короткой серо-желтой шерстью и с длинной гри-вой у самцов. …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре:
    2, лева, м. Денежная единица в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    ПЕТРАЖ́ИЦКИЙ Лев Иос. (1867-1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психол. школы права. Проф. Петерб., с 1918 …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТОЛСТ́ОЙ (б. Астапово), пос. гор. типа в России, Липецкая обл. Ж.-д. уз. 9,2 т.ж. (1998). В 1910 здесь умер Л.Н. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    XIII (1810-1903), папа Римский с 1878. Автор энциклики "Рерум новарум" . Ин. поч. ч. Петерб. АН …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Х (1475-1521), папа Римский с 1513. При нём процветали непотизм, спекуляция индульгенциями. В 1520 отлучил от церкви М. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    IX (Leo) (1002-54), папа Римский с 1049. Содействовал Клюнийской реформе. Стремясь присоединить к папским владениям Юж. Италию, безуспешно воевал за …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    VI Мудрый (866-912), визант. император с 886, из Македонской династии. Издал указы (новеллы), пересматривавшие старые законодат. нормы, и Василики. Вёл …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    III (ок. 675-741), визант. император с 717, основатель Исаврийской династии. Отразил натиск арабов в 718 у Константинополя, в 740 - …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Лев Иосифович? современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ в Словаре Кольера:
    (Panthera leo), хищное млекопитающее семейства кошачьих, широко распространенное в Восточной, Центральной и Южной Африке; встречается также в заповедном Гирском лесу …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Лопатина:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Лев, (Львович, …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 1, льва (животное) и лев,льва (имя; созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов Сражается как л. кто-н. …
  • ЛЕВ в Словаре Даля:
    муж. львица жен. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis leo. Лев мышей не давит. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Лев Иосифович (1867-1931) , российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с …
  • ЛЕВ
    льва, м. 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, желтоватой окраски, с пышной гривой у самцов. Могучий лев, гроза лесов. Крылов. …
  • ЛЕВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два …
  • СУЛЬДИН ИВАН ИОСИФОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сульдин Иоанн Иосифович (1880 - 1938), священник, священномученик. Память 1 января и …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕНКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сенкевич Алексей Иосифович (1875 - 1937), диакон, священномученик. Память 28 ноября, …
  • КОЛОКОЛОВ ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колоколов Георгий Иосифович (1876 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 26 ноября, …
  • ГРОЗОВСКИЙ ВИКТОР ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грозовский Виктор Иосифович (1934 - 2007), протоиерей. Родился в 1934 году в Ленинграде …
  • ЯМАТОВ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Яматов (Владимир Иосифович) - первый преподаватель японского языка в Санкт-Петербургском университете. Этот японец, исповедовавший буддизм и носивший имя Масда Кумедзаймон, …
  • ШАРЛЕМАН АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шарлеман (Адольф Иосифович, 1826 - 1901) - баталический, исторический и жанровый живописец, внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Ш., переселившегося в Санкт-Петербург при …
  • ЧИРВИНСКИЙ СТАНИСЛАВ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чирвинский (Станислав Иосифович) - фармаколог, родился в 1852 г. Медицинское образование получил в Варшавском и Московском университетах. С 1878 по …

Если вы не поняли человека,
вы не имеете права осуждать его, а если поняли,
то, вполне возможно, не пожелаете этого делать.

Гилберт Кит Честертон

Запас сведений большинства юристов России и стран бывшего СССР, воспитанных на учебниках советского периода по теории государства и права, истории политических учений, о профессоре Льве Иосифовиче Петражицком по объему не превышали информации о нем, помещенной в Большой советской энциклопедии . В ней сказано: "Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) юрист и социолог, представитель психологической школы права в царской России, кадет. До 1918 года был профессором на кафедре энциклопедии права и философии Петербургского университета. Был членом Государственной думы. После победы Великой Октябрьской социалистической революции эмигрировал, был профессором университета в Варшаве, где и умер (покончил с собой). В основание своей антинаучной теории положил психологическую эмоцию. Главные работы..."

Но подобная скудная и односторонняя информация, сочетающаяся с произвольным выбором научных трудов, без включения "програм-мных" научных работ, с допущением ошибки в названии одной из них , далека от истины. В процессе беспристрастного и более глубокого изучения научного наследия и биографии Л.И. Петражицкого перед исследователем предстает неординарная личность большого ученого-право-веда, прожившего непростую жизнь и испытавшего большую человеческую трагедию, блестящего исследователя римского права, специалиста в области гражданского права, теории государства и права, талантливого преподавателя.

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в семье польских дворян в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии .

Высшее образование Лев Иосифович получил, обучаясь на юридическом факультете Императорского университета Святого Владимира в г. Киеве. В то время это было одно из лучших учебных заведений в России.

Лев Иосифович Петражицкий, как в свое время и профессор гражданского права Владимир Иванович Синайский, начинал свою учебу на медицинском факультете и позднее перешел на юридический. Этот факт оказал большое влияние на дальнейшее творчество Л.И. Петражицкого. В работе, посвященной этому ученому, С.А. Пяткина указывает: "Приобщение к медицинской науке обусловило методологические предпочтения Л.И. Петражицкого в дальнейшем в сфере юридических исследований. Во всяком случае, одаренность его не только в сфере гуманитарных наук, но и естественных, сказалась в том, как проницательно он в начале XX века определил роль проблемы эмоций, предложил свой вариант интерпретации этой проблемы и ввел ее в сферу правоведения" . Обладая незаурядными знаниями в сфере естественных наук, Л.И. Петражицкий с большим успехом применял их при исследовании юридических проблем. Не случайным представляется и то, что краеугольным камнем его научной теории стала психика человека. Л.И. Петражицкого называют главным представителем, а иногда и основателем психологической теории (или, что еще более важно - психологической школы) права в России, утверждавшим в своих работах, что право является психическим фактором общественной жизни .

Удивительно, но незамеченным остался тот факт, что и идея о необходимости политики права, и психологическая теория права родились в процессе развития взглядов Л.И. Петражицкого как ученого-цивилис-та, и отправной точкой для этого явилось изучение римского права.

Еще будучи студентом юридического факультета Киевского университета, Л.И. Петражицкий достиг больших успехов в изучении римского права. Его знания в этой области поражали окружающих. Учась в университете, он перевел с немецкого "Систему римского гражданского права" профессора Ю. Барона . Именно в переводе Л.И. Петражицкого эта работа в течение многих лет рекомендовалась студентам в качестве пособия для изучения курса римского обязательственного права и курса гражданского права . Работа над переводом сыграла важную, если не решающую, роль в судьбе цивилиста Льва Иосифовича Петражицкого. Именно с этой работы началось его увлечение римским правом, что позднее нашло свое отражение в защите докторской диссертации по римскому праву. Перевод "Pandektes" Ю. Барона повлиял и на методологию изложения Львом Иосифовичем отдельных тем при преподавании.

Позже он вспоминал: "Я, помню, в университете бессмысленно зубрил куски общей части догмы римского права к репетициям, которые устраивались по этому предмету по правилам устава 1884 г. И уже у меня, помню, накипела вражда к римскому праву. Только потом мне по случайным причинам, а отчасти из желания разгадать, наконец, смысл разных частей так называемой общей части системы и смысл изучения общих положений, самих по себе нередко кажущихся бессмысленными и ненужными труизмами (например, положений о рождении, о двух полах, разных родах вещей, о плодах и т.д.), пришлось прочесть непрерывно целый учебник по римскому праву, в том числе и непройденные еще части, а потом и перевести этот учебник на русский язык, и только тогда, после обзора специальных частей, я понял смысл и значение общей части и разные ее положения, а перевод весьма элегантно с логической точки зрения написанного учебника возбудил интерес и симпатию к самой этой, прежде мне представлявшейся крайне странной и несимпатичной науке. Это мое, бессмысленное вследствие раздробления, зубрение кусков общей части и мучения при этом так врезались мне в память, что я и теперь в лекциях своих всевозможные (в лекциях, невозможные без множества повторений в учебнике) меры принимаю к тому, чтобы создавать и сохранять общую перспективу и понимание связи частей, может быть пересаливая и жертвуя этому слишком много лекционного времени, во всяком случае по отношению к наиболее развитым и образованным студентам... между прочим, жертвую немало лекционного времени и на разъяснение с точки зрения общих характерных свойств правовых норм, в особенности их гипотез, - смысла и роли тех абстрактных, prima facie кажущихся непонятными с точки зрения их ценности и значения, положений, которые находятся в так называемых общих частях специальных юридических дисциплин, особенно гражданского права" .

После окончания в 1890 г. юридического факультета университета Святого Владимира в Киеве Л.И. Петражицкий был командирован для подготовки к кафедре римского права в русскую семинарию в Берлине, где стажировался в течение двух лет . Во время обучения в русской семинарии Л.И. Петражицкий опубликовал на немецком языке две работы - "Die Fruchtverteilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven Rechtes und der Gesetzgebung" и "Die Lehre vom Einkommen" (Учение о доходах).

Сам Лев Иосифович отмечал позднее: "Основная цель моих немецких монографий - не в решении специальных проблем, а в доказательстве возможности и необходимости создания науки политики права и в выработке основных посылок и научного метода для решения вопросов законодательной политики" .

Первая работа Л.И. Петражицкого "Die Fruchtverteilung beim Wech-sel der Nutzungsberechtigten" обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах. Часть этой работы была переведена на русский язык под заглавием "Распределение дотальных плодов" и составила магистерскую диссертацию Льва Иосифовича.

Вторая работа - "Die Lehre vom Einkommen", сохранившая свою актуальность, в основе своей была посвящена критике и обсуждению Германского гражданского уложения. В одном из приложений к этой работе уже было заложено рациональное зерно, из которого в дальнейшем выросла знаменитая система Л.И. Петражицкого. Переработанная версия этого приложения была опубликована в России в 1896-1897 гг. как "Введение в науку политики права" .

Реакция научных кругов Германии на публикацию этих двух ранних работ Л.И. Петражицкого была неоднозначна . В то время в Германии шла работа по созданию нового Гражданского уложения (далее - ГГУ), и Л.И. Петражицкий сделал попытку критической оценки некоторых положений проекта уложения. Его оценка германского правопорядка в целом и германского права, в частности, была далеко не лестной. В работе "Die Lehre vom Einkommen" Лев Иосифович серьезно критиковал проект Германского уложения, указывая на целый ряд ошибок, а в конце своей критики даже назвал проект "плохим кодексом" . Подобная оценка была вдвойне обидной, так как была дана иностранцем. Поэтому неудивительна и реакция патриотически настроенных кругов немецких ученых на работы Л.И. Петражицкого.

После опубликования работ Л.И. Петражицкого в немецкой литературе появился целый ряд статей, в которых некоторые положения его теории объявлялись передовыми, а другие совершенно непригодными для практического применения. Среди основных критиков взглядов Л.И. Петражицкого, с одной стороны, были такие известные немецкие ученые, как Oertmann, Pernice, а среди приверженцев, с другой стороны, - Dernburg, Iering .

Общий тон критических высказываний был таков: идеи, основанные на позициях романизма, не могут быть взяты за основу для создания на их базе норм нового Германского гражданского уложения. Дошло до того, что мысли и идеи, которые были выражены в "Die Lehre vom Einkommen", были сочтены оскорблением немецкой науки и проявлением вражды к немецкому праву и немецкой юриспруденции. Л.И. Петражицкому стали приписывать злой политический умысел, направленный против великого дела кодификации гражданского права Германии. Вспоминая эти обвинения, Л.И. Петражицкий впоследствии писал, что, в Германии "было сочтено нужным подвергнуть книгу литературному бойкотированию и, во всяком случае, предотвратить доступ изложенных в ней взглядов в более широкие круги публики, по крайней мере, до окончания обсуждения проекта в Рейхстаге" .

Аргументированные ответы на критические выпады, прозвучавшие в немецкой юридической науке, были даны Л.И. Петражицким в 1897 г. в первом русскоязычном издании книги "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права", а затем дополнены во втором издании 1902 г.

Причины наличествующих в проекте ГГУ изъянов Л.И. Петражицкий видел в неудачном балансе между римскими началами и правом земель Германии. Среди разработчиков ГГУ преобладали взгляды сторонников "патриотических настроений", так называемых германистов. Л.И. Петражицкий довольно хлестко характеризует отношение большинства разработчиков к праву земель Германии, говоря, что это "предмет патриотического восторга и умиления ожесточенных врагов романизма и римского права - германистов, и признаваемое ими за истинное и драгоценное проявление национального духа, за сокровищницу правовых благ, которые должны вытеснить и затмить римское право и сделаться истинным основанием для дальнейшего развития гражданского права - это так называемое германское право на самом деле представляет довольно странное и объяснимое только исторически соединение крайне противоположных и несоединимых начал и при том довольно космополитического характера" .

Л.И. Петражицкий считал не случайным тот факт, "что капельмейстером всего цивильно-политического концерта явился специалист по истории германского права - Gierke" . Он полагал, что это явилось следствием отсутствия науки цивильной политики и цивильно-полити-ческой исследованности римского и германского права и покорности романистов, поспешивших отречься от романизма и принципов римского права. Главные корифеи романизма - Дернбург и Иеринг почти не принимали участия в обсуждении законодательных вопросов, порожденных появлением проекта ГГУ.

Несмотря на негативную реакцию германских юристов, Л.И. Петражицкий искренне надеялся, что его идеи будут восприняты немецкими законодателями и найдут отражение в новом Германском гражданском уложении. Но этому не суждено было сбыться. Юридические конструкции, предложенные Л.И. Петражицким по частным вопросам (таким, как доходы от наследства, доходы по процентам), не были использованы во вступившем в силу с 1 января 1900 г. Германском гражданском уложении. По некоторым из затронутых вопросов немецкие законодатели далеко ушли от тех принципов, которых придерживался Л.И. Петражицкий. Молодой ученый переживал это достаточно серьезно и даже попытался дать этому научное объяснение в более поздних работах.

Исследования Л.И. Петражицкого стали явлением правовой мысли конца XIX в., огромным вкладом в развитие цивилистической науки того времени. Он создал свою систему превращения догм римского права в "живые" нормы гражданского законодательства эпохи промышленного капитализма. Идеи и принципы, выдвинутые Л.И. Петражицким, были восприняты многими специалистами в области римского права. В их числе был и учитель Льва Иосифовича - Генрих Дернбург, использовавший работы своего ученика при подготовке 4-го и 5-го изданий своих пандектов в 1894 г.

Своими трудами в области гражданского права, в том числе с критикой Германского гражданского уложения, Лев Иосифович приобрел широкую известность. "Богатство мыслей, солидная эрудиция и тонкая критика, обратившие на П. [Л.И. Петражицкого. - авт.] внимание немецкого ученого мира, уже при первых его выступлениях, сочетаются в сочинениях его с большой страстностью в защите своих взглядов и непоколебимым убеждением в их справедливости" .

Л.И. Петражицкий был сыном своей эпохи, его больше всего интересовала современность. Ему удавались критическое переосмысление и анализ явлений, которые зарождались и развивались на глазах его современников. "ХХ век... Россия встречала не на обочине истории. Крестьянская реформа... открыла возможности для более быстрого развития капитализма, в силу чего Россия вступила в его новый этап вместе с наиболее передовыми странами" .

В 80-х гг. XIX в. в нефтяной, металлургической промышленности и транспортном машиностроении появились первые монополии, характерные для этого этапа развития. Активно развивались акционерные правоотношения. Эти явления не могли пройти мимо такого энергичного ученого, как Л.И. Петражицкий. Они стали объектом его исследований, в которых нашли яркое проявление живость его ума, способность к творческому осмыслению сложнейших процессов и энциклопедические знания. В этот период Л.И. Петражицкий работает над предисловием к статье "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" . По собственным словам ученого, во время печатания статьи произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением.

Двумя годами позже выходит книга Л.И. Петражицкого "Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права" , отразившая его новые познания и интерес к теме, к которой он еще вернется. В 1911 г. выходит его работа "Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов" , сохранившая свою актуальность до наших дней. В ней содержатся сведения о психологических и юридических аспектах формирования акционерного капитала, управления им, о рисках акционеров, связанных с этим .

Коренное изменение правовых подходов, продиктованное новыми капиталистическими отношениями, придает особую остроту идее Л.И. Петражицкого о необходимости введения науки политики права, цивильной политики - политики гражданского права.

"Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимал Л.И. Петражицкий, существенно отличается от гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, и от "гражданско-правовой политики" - прикладной части науки гражданского правоведения, как ее понимал С.А. Муромцев. Критикуя теорию Л.И. Петражицкого, В. Нечаев писал о том, что выставляя неопределенное начало "любви" как общего руководящего принципа права, Петражицкий не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономики и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны.

Известен как:

основатель психологической школы права в России

Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki ) (13 апреля , Колонтаево, Витебская губерния - 15 мая , Варшава) - российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы .

Биография

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве .

Научная деятельность

Психология

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера. Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений - права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, - считал Л. И. Петражицкий, - являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект - групповая, „народная психика“ с её „нормами - законами“, которые и определяют мотивацию».

Правоведение

Первые работы Л. И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права . Л. И. Петражицкий дает следующее определение права:

мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации . Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм - законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое - санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Научная школа

Основные труды

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten vom Standpunkt des positiven Rechts und der Gesetzgebung : drei civilrechtliclie Abhandlungen / von Leo v. Petražycki. - Berlin: Müller, 1892. - XI, 268 с.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права]. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1897. - 435 с., .
    • совр. изд. - Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л. И. Петражицкий; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Каф. гражд. права юрид. фак.]. - М.: Статут, 2002. - 424, с. - (Классика российской цивилистики) (BONA FIDES в гражданском праве). ISBN 5-8354-0102-7
  • Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права . - СПб. : Тип. Мин-ва финансов, 1898. - 220 с.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900. - 138 с.
  • Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1905. - 311 с., .
    • совр. изд. - Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология / Л. И. Петражицкий. - Изд. 2-е. - М.: URSS, cop. 2010. - 311 с. - (Из наследия мировой философской мысли. Социальная философия). ISBN 978-5-397-01733-6
  • Речь профессора Л. И. Петражицкаго, депутата 1-й Государственной думы : по стенографическому отчету / Партия народной свободы. - Санкт-Петербург: Тип. Б. М. Вольфа, 1907. - 16 с.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. [Том 1 - 2] /Л. И. Петражицкий. - С.-Петербург: Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907. - 656 с. (2-е изд., испр. и доп. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1910. Том 1. - 318 с.; Том 2. - С.: 317-758.).
    • совр. изд. - Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». - СПб.: Лань, 2000. - 606, с. - (Классики истории и философии права). ISBN 5-8114-0224-4 ; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 798 с. ISBN 978-5-8243-1202-7
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Критика моего «Введения в изучение права и нравственности», написанная проф. В. И. Сергеевичем [Текст] / Л. И. Петражицкий. //Журнал Министерства юстиции. - 1909. - № 9. Ноябрь. - С. 152-198.
    • Объяснения проф. Сергеевича по поводу его критики. - С.-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 90 с.
  • Акции: Биржевая игра и теория экономических кризисов. Том первый, Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1911. - 307 с., [X].
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права: Отдельный оттиск из журнала «Юридический Вестник» 1913 г., кн. II. - Москва, 1913. - 57 с.
  • О ритуальных убийствах и деле Бейлиса. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1913. - 32 с.
  • О женском равноправии. - Петроград: Типография М. Меркушева, 1915. - 16 с.
  • Новые основания логики и классификация наук [Текст] /Л. И. Петражицкий; Пер. с польск. А. В. Бабанов; Науч. ред. пер. Е. В. Тимошина. // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. - СПб.: ООО " Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 825-846.
  • Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. СПб.: «Университетский издательский консорциум «”Юридическая книга”», 2011. 1031 с.

Литература

  • Берман Я. А. К вопросу о природе правовых явлений: (Теория Л. И. Петражицкого с точки зрения эмпир. психологии) / [Я. А. Берман]. - Москва: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, . - 29 с.
  • Гинс Г. К. Л. И. Петражицкий. Характеристика научного творчества. - Харбин, 1931.
  • Гуревич П. В. Лев Иосифович Петражицкий . // Правоведение. - 1971. - № 5. - С. 130-132.
  • Иванов Г. А. Психологическая теория права в критической литературе. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1913. - 157 с.
  • Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. - М. :Изд-во МГУ, 1978. - 270 с. - С. 192-234.
  • Литвинов, А. Н. Полемика П. И. Новгородцева и Л. И. Петражицкого о возрождении естественного права, или как теория права направляясь в Индию, может попасть в Америку. // Философия права. − 2004. - № 2. - с. 13-19.
  • Новгородцев П. И. Психологическая теория права и философия естественного права. // Юридический вестник. - 1913. - Книга III. - С. 5-34.
  • Попов С. Н. Правовая эмоциональность. Введение в юриспруденцию. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. - С. 32-48.
  • Ралько В. В. М. Штирнер и Л. И. Петражицкий - подходы к пониманию сущности права [Текст]. // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2010. - № 3. - С. 60-66.
  • Рейснер М. А. Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1908. - 239 с.
  • Сорокин П. Законы развития наказаний с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого. // Новые идеи в правоведении. Сборник третий, Эволюция преступлений и наказаний. - С.-Петербург: Изд-во «Образование», 1914. - С. 113-151.
  • править] Рецензии на работы Л. Петражицкого
    • Шершеневич Г. Л. Петражицкий. Bona fides в гражданском праве. Права добросовестного владельцы на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. 1897:[Рецензия] /Г. Шершеневич. // Журнал Министерства юстиции: [№ 5. Май - № 6. Июнь]. - С.-Петербург: Типография Правительствующего Сената, 1898. - № 6. - С. 278-296.
    • Каминка А. Л. Петражицкий. - Акционерная Компания. Акционерные злоупотребления и роль компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. С.-Петербург, 1898: [Рецензия] / А. Каминка. // Журнал Министерства юстиции: [№ 9. Ноябрь - № 10. Декабрь]. - С. П. Б., Типография Правительствующего Сената, 1898. - № 10. - С. 384-399.
    • Дембский Д. I. «Философия права и нравственности», проф. Л. И. Петражицкого; II. Право и нравственность с точки зрения исторического материализма: (Этюд по философии права и нравственности) / Д. Дембский. - Харьков: тип. Б. Бенгис, 1909. - 77 с.
    • Сергеевич В. И. Мой ответ г. Петражицкому / В. И. Сергеевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1910. - 30 с.
    • Михайлов П. Е. «Психологическая теория права» перед судом русской юриспруденции.
      • … Выпуск 1, Анализ критики проф. Н. И. Палиенко (Теория «Внешних императивов»). - С.-Петербург:Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 30 с.
      • … Выпуск 2, Критика проф. Р. М. Орженцкого. - С.-Петербург: Типография Б. М. Вольфа, 1910. - 40 с.
    • Поппе В. Критика методологических основ теорий права и нравственности профессора Л. И. Петражицкого: Л. И. Петражицкий «Введение в изучение права и нравственности. Ч.1.». - С.-Петербург: Изд-во И. Фредериксен и Ко, 1912. - 80 с.

    Примечания

    Ссылки

    • Лев Иосифович Петражицкий - на сайте RELP (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал).

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 13 апреля
  • Родившиеся в 1867 году
  • Родившиеся в Витебской губернии
  • Родившиеся в Витебской области
  • Умершие 15 мая
  • Умершие в 1931 году
  • Умершие в Варшаве
  • Писатели в общественном достоянии
  • Выпускники юридического факультета Киевского университета
  • Правоведы Российской империи
  • Преподаватели СПбГУ
  • Кадеты
  • Депутаты Государственной думы Российской империи I созыва
  • Русские эмигранты первой волны в Польше

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петражицкий, Лев Иосифович" в других словарях:

    - (1867 1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт Петербургского, с 1918 Варшавского университетов … Большой Энциклопедический словарь

    Петражицкий (Лев Иосифович) современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват доцент Петербургского университета по кафедре… … Биографический словарь

    - (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,‒ 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился в Берлине. В 1898‒1918 возглавлял кафедру энциклопедии и философии… … Большая советская энциклопедия

    ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - ПЕТРАЖИЦКИЙ, ЛЕВ ИОСИФОВИЧ (1867 1931) русский правовед, социолог, философ. Родился 13 (25) апреля 1867 в Коллонтаево Витебской губернии. Окончил юридический факультет Киевского университета, учился в Берлинском университете. После защиты… … Юридическая энциклопедия

    Современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России; приват доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая … Большая биографическая энциклопедия

    - (1867 1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Петербургского, с 1918 Варшавского университетов. * * * ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867 1931), российский юрист … Энциклопедический словарь

    Петражицкий, Лев Иосифович - (1867 1931) Русский юрист, психолог и философ. Зав. кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском университете (1898), депутат 1 Государственной думы. В 1918 году эмигрировал в Польшу, став профессором и зав. Кафедрой философии… … Кто есть кто в российской психологии

1

В статье рассматривается психологическая теория права, разработанная российским ученым Л.И. Петражицким. Особое внимание автор уделяет тому, что правовые явления сводятся к правосознанию и явлениям психологии. Исходя из анализа работ правоведа делается вывод, что право и нравственность закреплены в психических состояниях субъекта, а не в текстах юридических норм. Эмоции исследуются как причины поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Эмоции являются основными элементами психической жизни, через которые проходят все внутренние и внешние стимулы. Правовед ввел понятия репульсивной, апульсивной эмоций, основного переживания. Исследование выходит за пределы субъективных переживаний человека, правовед обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии. Описывается соотношение морального переживания и правовой эмоции. Следствием правовых переживаний выступает юридическая норма, имеющая двустороннюю атрибутивно-императивную природу. В заключении делается вывод, что правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Деление права на частное и публичное обосновывается мотивацией, оно подразделяется в зависимости от интересов социальных групп или от индивидуальной пользы.

правовые эмоции

юридическая норма

основное переживание

репульсивная эмоция

апульсивная эмоция

психика индивида

петражицкий

психологическая теория права

1. Зорькин В. В. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 270 с.

2. Лапаева В.В. Петражицкий Лев Иосифович // Правовая наука и юридическая идеология России: энциклопедический словарь биографий: В 2 т. / отв. ред. В.М. Сырых; Российская академия правосудия. – М.: Российская академия правосудия, 2009. – Т. 1: XI - начало XX в. – 920 с.

3. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1908. 690 с.

4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб: Лань, 2000. 608 с.

5. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: Прогресс, 1979. 328 с.

В начале 20-го века позитивизм закрепился в качестве философской базы науки, и в обществоведении, и в естествознании. Бог и Библия перестали быть посредником между исследователем и объектом изучения.

Теперь исследователь изучает предмет непосредственно, для его описания, выявлений качеств, классификации, распределения по видам и родам, он опирается на свои чувства. Результатами стали масштабные достижения в физики, химии, географии, астрологии.

О. Конт рассматривал естественные и общественные науки как однотипные, право определялось учеными-юристами и как отношения между людьми, которые связаны правами и обязанностями, и как текст закона, и как отражение в сознании юридических норм, принципов, иных явлений правовой действительности.

В юриспруденции не установилась единая общая основа для всей юридической действительности. Одни считали, что это государственная воля, заключенная в законе, в этом случае, правоотношения между субъектами, закон, правосознание должны рассматриваться как модификации государственной воли. Другие говорили о том, что роль субстанции играли отношения. Поэтому правосознание - это их духовное воспроизведение, а закон - их выражение. Если закон - это результат сознательной деятельности должностных лиц государства, то можно свести правовые явления к правосознанию и феноменам психологии.

Л.И. Петражицкий был представителем последнего варианта. Российский ученый проживал в Германии и там он познакомился с немецкой психологической школой, что повлияло на данный выбор. Л.И. Петражицкий часто ссылался на труды В.Вундта, который являлся одним из основателей экспериментальной психологии.

Также в литературе, посвященной Л.И. Петражицкому, говорится о влиянии на него Г. Тарда, Г. Спенсера, Ад. Йодля . Но нельзя преувеличивать их роль в формировании психологической теории права в Санкт-Петербургском университете, Лев Иосифович сам достаточно критиковал своих предшественников .

Среди западных оппонентов психологической теории права можно назвать следующих: Пухта, Дан, Дернбург, Савиньи, Гирке, Мюленбрук, Зом .

Л.И. Петрижицкий строит свою теорию, начиная с психики индивида, так как право и нравственность закреплены непосредственно в психических состояниях субъекта (прямых источниках поступков людей), а не в текстах юридических норм.

Наука того времени выделяла три категории психической жизни:

1) воля (активные переживания, стремления);

2) чувства (страдания и наслаждения);

3) познание (представления и ощущения).

Они или пассивные (чувства и познание), или активные. Л.И. Петражицкий говорит о том, что существуют переживания, носящие двусторонний активно-пассивный характер, они не входят в данную классификацию, поэтому она неполная.

Они носят побудительно-воспринимательный характер и называются в данной теории эмоциями. Их можно выявить посредством раздражений либо интроспекций.

Лев Иосифович изучает эмоции, берет за пример голод, жажду, половое возбуждение. Сущность явления, которого называют голодом либо аппетитом заключается в позыве, внутреннем стремлении, понукании, и одновременно в своеобразном претерпевании. При этом пассивную сторону голода - аппетит нельзя смешивать с чувством страдания. Естественный, здоровый и умеренный голод сопровождается больше чувствами удовольствия, чем страдания (можно сравнить пожелание хорошего аппетита) .

Проведя исследование эмоций, Л.И. Петражицкий подводит итог, что они являются причиной поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Воля, чувства и познание воздействуют на действия людей только опосредовано, сопутствуя развитию эмоциональных побуждений. Львом Иосифовичем отрицается целевая мотивация поступков человека. К примеру, перспектива будущего удовольствия (цель), по его мнению, не играет мотивационной роли, если оно не порождает определенного эмоционального раздражения.

Эмоции являются основными элементами психической жизни, через их призму должны пройти все внутренние и внешние стимулы. Следствиями данного процесса получаются суждения и действия людей.

В целом описав эмоции, Л.И. Петражицкий начал определять этические эмоции. Для выяснения их природы появилась необходимость в введении понятий репульсивной эмоции (отталкивающая), аппульсивной эмоции (привлекательная), основного переживания (представление субъектом определенных поступков, обладающее по отношению к нему привлекательной либо отталкивающей силой). К примеру, предложение поучаствовать в благотворительности вызывает одобрение, а в мошенничестве - возмущение, так как у реагирующего индивида есть определенные представления о благотворительности и мошенничестве.

Л.И. Пертажицкий считает, что историческое происхождение составляет основной характер этических эмоций. Например, раньше кража наказывалась отсечением руки, и представления о хищениях сопровождались отталкивающими эмоциями из-за страха подвергнуться такой казни. Тем не менее, через много поколений данные наказания забылись, а представления о краже, которые непосредственно вызывали репульсию остались, найдя закрепление в психике человека. Лев Иосифович называет это сознанием долга, этическим сознанием, этическими переживаниями, обязанностями .

Этические эмоции выступают внутренним императивом, противоречащим эгоизму субъекта. В данном случае, согласно Л.И. Петражицкому, человек поступает по совести. Совесть выступает результатом длительного воспитания. Это определенные правила поведения человека, учитывающего интересы группы, который подчиняет им свои эгоистические стремления.

Приведенные положения Л.И. Петражицкого противоречат его изначальным установкам: он выходит за пределы субъективных переживаний человека, обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии как к более глубокой основе этических эмоций, подобное наблюдается и в творчестве В. Вундта.

Так как право, полагает Лев Иосифович в тоже время и моральное переживание, тогда возникает проблема специфики юридических феноменов. По его мнению, правовая эмоция возникает только у субъектов, которые имеют право требовать выполнение обязанностей. Моральное переживание односторонне, это только чувство обязанности; правовая эмоция двусторонняя, это связи, переживания, которые объединяют обязанность и правомочие.

Наши права - это сущность, закрепленная за нами, принадлежащая нам как долги других лиц, наш актив. Правоотношения и права не представляют чего-либо отличного и отдельного от правовых обязанностей. То, что с точки зрения актива называется правом, с точки зрения пассива, обременения называется правовой обязанностью, с нейтральной точки зрения - правоотношениями между сторонами .

Также следствием правовых переживаний выступает соответствующее мыслительное содержание - юридическая норма, которая воплощает единство обязанности и правомочия. Л.И. Петражицкий говорил, что норма всегда имеет двустороннюю атрибутивно (правомочие)- императивную (обязанность) природу. Данные правоотношения образуют в данной теории ядро права .

Л.И. Петражицкий принципиально не принимал юридический нигилизм, который был распространен в сознании российского общества, он ставил право выше морали. Согласно его позиции, правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Моральные переживания не могут выступать таким связующим звеном, так как они носят односторонний характер. Право носит объединяющее свойство из-за его двусторонней атрибутивно-императивной сущности. Но юридическая норма выступает только представлением, духовной проекцией атрибутивно-императивных переживаний.

Мораль же не теряет свое значение, так как границы между правом и моралью изменяются исторически, моральные нормы выступают несменным резервуаром для поступления класса юридических норм. Также мораль упорядочивает области общественной жизни, не урегулированные правом.

Л.И. Петражицкий отрицает роль государства в формировании права и морали.

Данная оценка права Льва Иосифовича как атрибутивно-императивные переживания субъектов, правоотношение - ядро юридической системы, имела положительные моменты. А. Подгурецкий считал, что данное правопонимание значимо тем, что оно дает возможность объединить разные правовые предписания так, что сразу становится понятным взаимодействие различных сложных, находящихся между другими явлениями элементов определенного правового отношения, а также постичь право в его действии, функционировании, которое вплетено в коллективную и индивидуальную жизнь .

Для понимания деления права, которое предложил Л.И. Петражицкий нужно иметь в виду, что право соответствует правовым переживаниям, которые отличны от нормативных суждений долженствования. Данные нормы-суждения являются мысленными творениями. Они не являются частью предмета теории права, потому что теоретические науки изучают то, что существует, а не то, что лишь мыслится. Предмет научных исследований - психические переживания (правовые эмоции). Функции теории права заключаются в постижении правовых явлений в психологическом понимании, описании механизма воздействия права на психику людей, его воспитательной задачи. Ограничение исследования Л.И. Петражицким эффективности права областью психической жизни является существенным недостатком.

Основатель психологической теории права применяет к обоснованию деления права на публичное и частное подход, который был разработанный при обосновании своей концепции, все дело состоит в мотивации. В публичном праве правовое переживание соответствует деятельности человека в интересах социальной группы, в частном праве правовые переживания используются для индивидуальной пользы.

Библиографическая ссылка

Чуприн Д.А. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Л.И.ПЕТРАЖИЦКОГО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18092 (дата обращения: 16.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация