О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

Главная / Земля

Поводом для запуска закона послужило нездоровое положение с демографией в стране - смертность превысила рождаемость. Если бы правительство не предприняло никаких мер по улучшению жизни молодых семей, произошла бы демографическая катастрофа. Поэтому в срочном порядке был разработан и принят закон: ФЗ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Этот тот самый федеральный закон о маткапитале, который с многочисленными поправками работает и сейчас.

Срок его действия указом Президента продлен до 2018 года:

Кто по закону может получить материнский капитал

Государство оказывает денежную поддержку семьям россиян, у которых в 2007-2017 годах родился или был усыновлен второй ребенок. Если по каким-то причинам родители не пошли оформлять сертификат на получение маткапитала после появления второго ребенка, то они могут сделать это после рождения третьего и последующих малышей.

Государство поощряет молодые семьи с двумя и более детьми

С 1 января 2015 года сумма поддержки равна 453 026 рублей . Получить ее могут:

  • матери, родившие или усыновившие второго ребенка (и последующих детей) с 1 января 2007 года;
  • отцы, если дети находятся на их попечении;
  • дети, если родители умерли или были лишены родительских прав.

Согласно ФЗ № 256, получить материнский капитал можно 1 раз . При рождении двойни (и больше) капитал оформляется на одного ребенка.

Нельзя получить маткапитал, если оба ребенка родились до 2007 года , и больше детей у матери не было. Если же после 1 января 2007 года эта женщина родила третьего малыша, то она может реализовать свое право на господдержку.

Также у мамы есть возможность получить материнский капитал, если ее первый ребенок умер во младенчестве (не ранее чем через сутки после рождения), а потом она родила второго.

На какие цели, согласно федеральному закону № 256, можно потратить материнский капитал

Материальную поддержку со стороны государства не стоит рассматривать, как нецелевой подарок семьям , которые решились на второго ребенка. Материнский капитал не выдается наличкой родителям на руки. Чтобы его получить, нужно доказать, что деньги пойдут на:

  • улучшение условий проживания семьи;
  • увеличение пенсионных выплат матери;
  • оплату обучения ребенка;
  • погашение долгов по ипотеке , которую семья взяла еще до рождения малыша (то есть опять-таки на улучшение жилищных условий);
  • на улучшение и восстановление здоровья детей-инвалидов.

Материнский капитал можно потратить на покупку жилья

Попытки получить маткапитал и использовать его на другие цели преследуются по закону. Когда получатель сертификата выберет, на что потратит деньги материнского капитала, он должен написать заявление и подать его в Пенсионный фонд России (ПФР). Сделать это можно, когда ребенку исполнится 3 года.

Все расчеты ПФР делает безналичным платежом на счет продавца жилья, кредитной организации, учебного заведения.

Если вы думаете применить деньги на первый взнос по ипотеке или на оплату уже действующего кредита, а также лечение и адаптацию ребенка-инвалида, то маткапитал можно потратить сразу же после получения сертификата и не ждать 3 лет.

Разрешено использовать деньги материнского капитала частями. Например, часть потратить на обучение ребенка, а оставшееся - на повышение пенсии матери.

Изменения в законе о материнском капитале, появившиеся в 2017 году

  • Правительство одобрило предложение Минтруда об отмене индексации материнского капитала до 2020 года (ст. 12 закона № 444-ФЗ от 19 декабря 2016 года). То есть, размер помощи пока остается неизменным с 2015 года - 453 026 рублей. Это было сделано из-за нехватки денег в госбюджете , вернее, из-за отправки их на другие нужды.
  • Из списка кредитных организаций, на погашение жилищных займов в которых можно тратить маткапитал, уберут компании , деятельность которых не регулируется Центробанком. Мера эта была вынужденной и была разработана для предотвращения мошенничества с деньгами материнского капитала.
  • С 1 месяца до 10 дней уменьшился срок перечисления денег ПФР по одобренным заявкам на использование капитала.
  • Чтобы подтвердить право на жилую недвижимость, которая приобретается с привлечением маткапитала, можно предоставить выписку из ЕГРН . Ранее нужно было предъявить свидетельство о праве собственности.

В 2006 году в пределах РФ был подписан ФЗ о материальном финансировании многодетных семей со стороны государства, после чего началась активная выдача гражданам материнского капитала. Законодательство устанавливало четкий порядок и правила участия в государственной программе по улучшению социального и материального положения многодетных семей в стране. Федеральный закон оставался неизменным на протяжении почти десяти лет, но в 2019 году в силу вступили некоторые изменения. Многие наслышаны об эффективности и удобстве проекта, но не все до конца разбираются в особенностях ФЗ. Чтобы изучить направления использования средств и правила регистрации в программе, нужно хорошо знать действующее законодательство.

Лучше всех понимает федеральный закон и знает особенности его применения на практике, опытный юрист. В ситуации, когда граждане хотят принять участие в программе материнского капитала, оптимальным решением станет своевременная консультация эксперта. Профессионал знает все постановления правительства и изменения в отрасли, которые проводились в течение действия программы и существуют в 2019 году, поэтому доступным языком смогут ответить на вопросы граждан и дать им надежные советы в отношении того, по какому алгоритму проводится государственная помощь семьям, имеющих нескольких детей.

Наши онлайн-консультанты работают с жителями из разных уголков страны, которых интересует ФЗ № 256 или другие акты и постановления. Профессионалы всегда тщательно изучают материалы и обстоятельства дела, и на основе индивидуальных данных могут разъяснить, какой федеральный закон можно применить в вашей ситуации. Услугами экспертов можно воспользоваться по телефону или в режиме онлайн. Дистанционные консультации станут удобной альтернативой для тех, кто хочет больше разбираться в том, что говорит закон о материнском капитале, и сэкономить при этом личные ресурсы и время.

Направления использования и применение средств материнского капитала

Федеральный законопроект строго регулирует правила применения и направления средств мат. капитала. Государственная поддержка должна проявляться в улучшении жизни всей семьи в целом, а не отдельно детям или их опекунам. Поэтому деньги нельзя получить в виде наличности, правила гласят, что направление средств может проводиться только в безналичном формате. Тратить выплаты на бытовые нужды запрещено.

Государственное финансирование следует применять для улучшения благосостояния семьи, создание комфортных условий жизни. Более подробно изучить этот вопрос и сферы направления выплат можно во время консультации с профессионалом в сфере права. Юридическое сопровождение позволит обойти острые углы законодательства и избежать распространенных ошибок. В 2019 году можно выделить четыре направления реализации средств:

  • отчисления на пенсионный счет матери;
  • обучение детей и оплата при получении ими образования;
  • адаптация детей-инвалидов в социуме;
  • решение жилищного вопроса.

С самого начала действия госпрограммы властями было принято постановление № 862, которое регулирует правила направления средств мат. капитала на совершенствование условий проживания многодетных семей в РФ. Постановление № 862 гласит, что под улучшением жилищных условий подразумевается строительство жилья, реконструкция и расширение жилой площади имеющегося объекта недвижимости, покупка квартиры и оформление ипотеки.

Сам ФЗ о семейном капитал регламентирует, что оформить сертификат можно сразу после рождения или усыновления второго ребенка, а также позже. А вот применить деньги позволяется только после того, как малышу исполнится три года. Исключением из правил, согласно постановлению правительства № 862, стали целевые займы. Если вы собираетесь за счет средств мат. капитала погасить остаток по кредиту или провести первый платеж по новой ипотеке, то дожидаться трехлетнего возраста не обязательно, как того требует ФЗ.

Сроки и размер выплат мат. капитала в 2019 году

Когда федеральный закон, числящийся под номером 256, вступил в силу, сумма выплаты составляла 250 тысяч рублей. За почти десятилетнюю историю размер пособия вырос на 81%. В 2019 году граждане могут получить право распоряжения 453 тысячами рублей. Каждый год сумма индексируется согласно показателям и росту инфляции в России. Планируется, что к моменту завершения программы в 2019 году размер субсидии превысит полумиллионную отметку. Чтобы быть в курсе последних изменений и новых правил, нужно иметь оперативный доступ к интернету. Наши консультанты в любой момент готовы в полном объеме и максимально информативно ответить на вопросы, пролить свет на непонятные аспекты ситуации.

Дефицит бюджета и сложная экономическая ситуация в стране привела к тому, что в текущем году индексация мат. капитала не проводилась, и сумма осталась на уровне прошлого года. По оценкам специалистов к январю 2019 перерасчет, все же проведут, а сумму пособия увеличат до 490 тысяч рублей.

Приостановить действие ФЗ № 256 неоднократно планировалось российским правительством. Высокая эффективность и востребованность государственной программы заставляло власти неоднократно продлевать действие проекта. Изначально планировалось, что крайним сроком направления и распоряжения средств будет 2019 год. Однако президент подписал постановление, продлевающее выплату семейного капитала до 2019 года.

Что будет, когда федеральный законопроект о мат. капитале закончит свое существование - вопрос, волнующий значительное количество россиян. Президент отметил, что проект будет работать дальше, но претерпит ряд изменений и дополнений, приобретет новую форму. Возможно, получать государственное финансирование в 2019 году смогут только семьи, нуждающиеся в выплатах, уровень доходов которых ниже установленного ФЗ минимума.

У россиян бытует мнение, что мат. капитал введут в стране на постоянной основе, но до сих пор такого ФЗ принято не было. Многие ожидают, что новые государственные постановления принесут расширение круга целей, на которые могут быть потрачены деньги по сертификату. Людям хотелось бы иметь возможность направить сумму на покупку машины или лечение детей, но в 2019 году впервые за десять лет правительство приняло постановление о введении четвертого направления выплат. Им стала социальная помощь детям-инвалидам.

Региональный капитал и единовременные выплаты по сертификату

Федеральный проект доказал свою эффективность, и стимулировал власти субъектов РФ начать выплаты на региональном уровне. Поддержка многодетных семей в отдельных областях страны проводится довольно давно. Сумма, условия выдачи средств, цели их направления, сроки получения денег - все это самостоятельно устанавливают муниципальные власти, ориентируясь на основной ФЗ.

Чаще региональный капитал можно получить за рождение третьего ребенка. Хотя в Московской и Нижегородской областях, пособие могут получить при появлении второго малыша, а в Камчатском крае субсидии предоставляются при рождении первенца. Размер выплат варьируется в пределах от 30 до 300 тысяч рублей, и зависит от экономической стабильности субъекта РФ в 2019 году. В столичном регионе региональный капитал составляет 100 тысяч рублей, при этом сумма не индексируется, а находится на фиксированной отметке.

Если семья получит и федеральный, и региональный мат. капитал, это станет хорошим подспорьем для граждан. Однако россиян давно волнует вопрос обналичивания средств. ФЗ запрещает получить деньги на руки, однако, принятые постановления правительства разрешают владельцам сертификатов получить единовременную выплату за счет семейного финансирования со стороны государства. В прошлом году семьи получили по 20 тысяч. В 2019 году размер единовременных выплат составляет 25 тысяч рублей. Направление полученной суммы полностью находится в ведении граждан.

Периодически и региональные власти разрешают обналичить часть средств. Так, в 2015 году жители Нижегородской области смогли получить на руки по 10 тысяч рублей. Примечательно, что вопросами федеральной программы ведает Пенсионный фонд, а выплаты с регионального бюджета курирует служба социальной защиты населения. Чтобы не запутаться, в какой ситуации, куда лучше обращаться, нужно связаться с юристом, и попросить его о помощи.

Перечень документов для получения средств мат. помощи от государства

Решив, на что будут потрачены деньги по сертификату в 2019 году, или, желая получить 25 тысяч рублей для личных расходов, необходимо обращаться в Пенсионный фонд. ПФР принимает бумаги и выдает сертификаты. Когда цели определены, сюда же следует направить заявление о расходовании всей суммы или части средств. К заявке необходимо приложить перечень документов. Как устанавливают государственные постановления и нормативные акты, список бумаг может видоизменяться в зависимости от индивидуальных обстоятельств и характера использования денег. Обязательными к предъявлению для всех категорий граждан модно назвать:

  • сертификат;
  • удостоверения личности родителей и детей;
  • СНИЛС для каждого члена семьи;
  • реквизиты получателя средств;
  • отметка или документ, который может подтвердить наличие гражданства РФ.

Чтобы не получить отказ в приеме, рассмотрении и удовлетворении заявленных требований, важно грамотно написать заявление. Можно заранее попросить помощи у юриста. Также выгодным решением станет самостоятельное оформление по аналогии. Для этого достаточно скачать образец заявление в сети, и составить свой экземпляр, ориентируясь на пример. Если вам поступит необоснованный отказ, нужно отстаивать свои права и интересы в вышестоящих компетентных инстанциях и даже судебных структурах.

На рассмотрение бумаг отводится около месяца, если вопрос касается выдачи сертификата. Когда необходимо использовать средства, процедура займет два месяца. Тридцать дней уйдет на проверку сведений в ПФР, и столько же потребуется для переведения денег на банковский счет. Любой квалифицированный юрист разъяснит, насколько важно соблюдать сроки подачи бумаг. Пропущенная дата легко может стать причиной того, что вам откажут в приеме заявления. Помощь правового эксперта всегда будет актуальной и востребованной. Услуги профи по вопросам выплат и государственной поддержки семей с детьми станут незаменимым решением для организации процесса получения государственного финансирования.

Вам также будет интересно

Анализ ФЗ № 256 -ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

До принятия закона о «материнском капитале, социальная поддержка семьи была на не высоком уровне. Существующие законы не могли выполнять функцию стимулирующих рождаемость и пропагандирующих семейный образ жизни. Поэтому появление закона о «материнском капитале» стало вполне логичным следствием в существующей ситуации. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Наиболее важные понятия, которые определяет данный закон:

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законом;

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом;

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Главный недостаток закона заключается в том, что он рассчитан на второго и последующего детей, что изложено в части 1 статьи 3 данного закона - право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, материнский капитал полагается только за второго и последующего детей.

Изначально, материнский капитал устанавливался в размере 250000 рублей. В данный момент он составляет около 365 698 рублей. В этом же законе установлено, что размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского капитала осуществляется до перечисления средств материнского капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полной объеме либо по частям по следующим направлениям:

улучшение жилищных условий;

получение образования ребенком (детьми);

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального законам. Распоряжение средствами материнского (семейного капитала) может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениями, установленным настоящим Федеральным законом.

Согласно последним поправкам, часть средств в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, может быть выдана на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Средства материнского капитала теперь могут использоваться на погашение ипотечного кредита. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Коротко о том, как можно использовать средства материнского капитала по трем вышеуказанным направлениям. Средства материнского капитала могут быть направлены на приобретение (строительство) жилого помещения. Это осуществляется путем перечисления указанных средств организации, которая осуществляет строительство, также средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение уже имеющихся жилищных условий. При этом жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

Жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей и иных членов семьи (совместно проживающие в семье). «Жилищный вопрос» остается острым для многих молодых семей, поэтому возможность использовать средства материнского капитала на покупку жилья является очень существенным моментом. Но остается вопрос - на сколько эта помощь соответствует ценам на жилье в нашей стране? Именно поэтому необходимо увеличивать размер материнского капитала.

Средства материнского капитала могут направляться на получения ребенком образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказании соответствующих образовательных услуг, а именно:

на оплату платных образовательными услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

Образование в нашей стране коммерциализируется, поэтому возможность потратить средства на получения ребенком образования является хорошей задумкой. Из всех направлений, по которым можно потратить средства материнского капитала, этот наиболее реалистичен, так как для покупки жилья средств материнского капитала недостаточно, а формирование накопительной части трудовой пенсии, направлено на социальную поддержку женщин-матерей, но не оказывает социальной поддержке детям.

Последнее направление по которому можно использовать средства материнского капитала - это формирование накопительной части трудовой пенсии. Женщины, которые выбрали это вариант, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии, вправе отказаться от использования средств по указанному направлению.

Закон о материнском капитале в нашей стране действует более 10 лет, с 2006 года. Он предоставляет гражданам РФ право получить средства от государства на решение вопросов, связанных с детьми. При этом ФЗ о маткапитале предусматривает целевое расходование денег - государство строго контролирует их перечисление.

Маткапитал направлен на улучшение демографической ситуации в России. Обычно семья тратит его на покупку жилья или образование детей, потому что в нашей стране сейчас это самые актуальные проблемы.

Краткое описание ФЗ 256 о материнском капитале

В 2006 году принят Федеральный закон о маткапитале (ФЗ-256), который вступил в силу в январе 2007 года. В нем установлено право родителей при рождении или усыновлении второго либо последующего ребенка получить средства государственной субсидии, которые можно потратить на установленные законом нужды.

ФЗ о материнском (семейном) капитале, принятый 29.12.2006 г., состоит из 13 статей:

Помимо ФЗ-256, в России действует Постановление Правительства № 862, которое предусматривает улучшение условий проживания многодетных семей. Оно регламентирует временные рамки использования семейного капитала с пояснениями.

На что можно потратить выделенные государством средства?

ФЗ позволяет тратить предоставленные государством средства на следующие нужды:


Иные способы использования государственных средств запрещены. Есть предложения о включении в перечень возможных направлений денежной субсидии:

Однако надежды на принятие соответствующих поправок пока нет.

На какие именно улучшения условий проживания направляется маткапитал, прописано в Постановлении №862:

Закон в последней редакции накладывает ограничения по использованию маткапитала в зависимости от возраста ребенка. Все варианты применения доступны после достижения ребенком 3-летнего возраста. Единственное исключение – перечисление в счет погашения ипотечного кредита, которое можно сделать сразу после рождения малыша.

Обычно материнский капитал получают матери или усыновительницы, однако в определенных законом случаях его может оформить отец или сам ребенок-сирота через законного представителя. Важно отметить, что право на маткапитал имеют именно матери. Если у мужа есть дети от предыдущего брака, то при рождении ребенка от второй жены сертификат ему не полагается.

Размер и индексация выплат

На первоначальном этапе сумма выплат составляла 250 тысяч рублей. С 2015 года после периодической индексации она достигла 453 тысячи рублей. До настоящего времени новой индексации размера маткапитала не проводилось.

До 31.11.2017 года возможно было получить 25 тысяч рублей наличными средствами на любые нужды. Будет ли продлена данная возможность в 2018 году и произойдет ли индексация, пока неизвестно. Кроме этого случая, перечисление средств происходит только безналичным путем. Получателем выступает банк-кредитор, продавец жилого помещения, образовательное учреждение, строительная или медицинская организация.

Использовать маткапитал можно как частично, так и полностью. К примеру, часть средств направляется на погашение ипотечного кредита, а оставшаяся сумма – на будущую пенсию матери.

Какие документы необходимы для получения материнского капитала?

Для оформления сертификата на семейный капитал необходимо предоставить в Пенсионный фонд пакет документов. Документы для получения государственной субсидии:


Алгоритм действий по получению сертификата

Обратиться за сертификатом можно в любое время, срока получения не предусмотрено. Если он вам положен по закону, то можно не торопиться его получить до конца 2018 года, вы вправе это сделать и позже, когда понадобится. Распоряжение средствами маткапитала закреплено в законе:

Для оформления сертификата на материнский капитал необходимо лично обратиться в Пенсионный фонд по месту своего проживания или в МФЦ. Предварительно соберите пакет документов и предоставьте их в оригинале. Сотрудник снимет копию бумаг для рассмотрения вопроса. Заявление составляется по определенной форме, его заполнит сотрудник Пенсионного фонда, вам нужно будет проверить его и подписать.

Законом предусмотрена возможность отправки заявления по почте. В таком случае заполните его сами и приложите копии документов, заверенные нотариусом.

Другой удобный молодой маме вариант оформления маткапитала – электронное заявление через портал Госуслуг. Для этого требуется иметь действующий личный кабинет на этом сайте. Государственную пошлину за оформление сертификата платить не требуется.

В течение 5 дней после подачи заявления вам придет ответ. По истечении 30 дней вы сможете получить сертификат на руки или по почте. Если при подаче документов выявятся какие-либо ошибки или потребуется доработка, то Пенсионный фонд сообщит вам об этом. Какие могут быть основания для отказа:

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) адрес места жительства;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, но не позднее 1 мая текущего года для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года или не позднее 1 октября текущего года для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении.

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированной на основании заявлений о распоряжении. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий в том числе периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

2) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, перечисленными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года

N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года

N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Заявление об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии может быть подано в сроки, установленные частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Женщины, перечисленные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года.

Президент

Российской Федерации



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация