Нормативные правовые акты по охране труда стандарты. Нормативные правовые акты об охране труда. правовые основы охраны труда

Главная / Земля

Акт проверки системы охраны труда на предприятии в рамках выполнения соглашения между администрацией и работниками

Акт, фиксирующий результаты проведенной проверки соблюдения на предприятии условий охраны труда, составляется уполномоченной на это комиссией. Комиссия создается в порядке ст. 218 ТК РФ, инициатива по ее формированию может принадлежать как администрации, так и работникам (либо их представителям). При этом необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации создавать подобную комиссию заблаговременно. Соответственно, речь о ее создании может идти лишь при возникновении соответствующей необходимости.

Существенным подспорьем при образовании комиссии является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 24.06.2014 № 412н, который содержит уже готовую правовую основу (типовое положение) для ее работы. П. 2 данного положения предписывает, что созданная комиссия должна действовать на основании внутреннего документа организации, разработанного с учетом ее специфики и требований типового положения.

Основная цель работы комиссии — проверка соблюдения требований безопасности труда (выполнения индивидуальных и коллективных соглашений между администрацией и работниками) и подготовка предложений по доработке указанных соглашений в целях предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

Документом, призванным фиксировать выявленные нарушения, является акт о проверке.

Что же касается устранения обозначенных в акте нарушений, то соответствующие планы мероприятий (предложения, рекомендации и т. д.) составляются комиссией отдельно и составными частями акта не являются.

Предписание инженера и акт о состоянии охраны труда

Анализ ст. 217 и 218 ТК РФ показывает, что акт и предписание специалиста (инженера) по охране труда имеют разную природу и составляются разными лицами.

Специалист (инженер) по безопасности труда, в отличие от описанной выше комиссии, — постоянно действующий сотрудник, деятельность которого осуществляется согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ (хотя этим же может заниматься и целое подразделение, исполняющее его функции). В своей работе он обязан руководствоваться рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» от 08.02.2000 № 14. Этим же документом утвержден бланк предписания, которое обязательно для исполнения администрацией организации.

Акт же проверки ситуации в сфере трудовой безопасности, в отличие от предписания, комиссия разрабатывает самостоятельно, если только его унифицированная форма не утверждена внутренним документом организации при принятии положения (инструкции) о деятельности данного органа. Действующим законодательством унифицированной формы акта не установлено, что позволяет каждой организации использовать свои варианты, учитывающие специфику производства и особенности охраны труда, характерные именно для нее.

Образец акта проверки состояния охраны труда, на который можно ориентироваться при составлении, вы можете увидеть ниже.

Образец заполнения акта проверки по охране труда

Акт проверки состояния охраны труда в ООО «Заря» № 2

Москва

Комиссия, действующая на основании приказа директора ООО «Заря» «Об утверждении Положения о комиссии по проверке состояния охраны труда» № 18 от 2 июля 2014 года, в составе:

  • председателя комиссии — директора ООО «Заря» Петрова С. Л.,
  • зам. председателя — специалиста по охране труда ООО «Заря» Сергеева Н. К.,
  • зам. председателя — представителя профсоюза ООО «Заря» Чиркиной А. Т.,
  • секретаря — юриста ООО «Заря» Семеновой В. А.,
  • члена комиссии — главного механика ООО «Заря» Федорова Е. В.,
  • члена комиссии — главного энергетика ООО «Заря» Синичкина В. П.,
  • члена комиссии — врача-терапевта ООО «Заря» Фоминой Н. С.

провела комплексное обследование состояния системы безопасности труда сотрудников предприятия, соблюдения санитарно-гигиенических требований, выполнения правил пожаро- и электробезопасности.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

  1. Некомплект средств индивидуальной защиты для электрика:
    • отсутствуют диэлектрические галоши, изолирующие колпаки и накладки;
    • используются диэлектрические перчатки с истекшим сроком службы.
  2. На экранирующем устройстве распределительного щита № 2 отсутствуют необходимые знаки безопасности и маркировка.
  3. При внутренних перемещениях сотрудников (временном совмещении или исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника) на предприятии не проводился внеплановый инструктаж по охране труда:
    • с Токаревым С. М. при замещении должности оператора парового котла;
    • Сидоровым Е. Д. при временном исполнении обязанностей электрика участка № 2.
  4. Ремонт распределительного щита пожарной сигнализации в период с 8 по 10 августа 2018 года осуществляли электрики Сидоров Е. Д. и Глушко Н. П. При этом оба выполняли работы, не имея допуска соответствующего уровня. Инструктаж с ними по соблюдению требований охраны труда не проводился.
  5. Предписание № 4 инженера по охране труда об устранении нарушений норм электробезопасности, выданное главному энергетику ООО «Заря» 2 сентября 2018 года со сроком исполнения до 2 февраля 2019 года, на момент проведения проверки не исполнено в полном объеме.

Член комиссии Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней:

Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств.

Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.

Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту.

Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли и не имеющие юридической силы в других отраслях.

Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии.

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

содействие общественному контролю в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда;

распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми помещениями, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов, направленных на обеспечение и улучшение условий труда работающих в народном хозяйстве.

ССБТ включает в себя организационно-методические стандарты, устанавливающие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям. Задачами данных стандартов, в частности, являются:

стандартизация требований безопасности труда;

включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

ССБТ, созданная в 1972 г., непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями к охране труда. Она включает в себя около 400 государственных стандартов. Нормы и требования, установленные в ССБТ, включены в 76 тыс. стандартов и технических условий на конкретные виды выпускаемой продукции, в частности на оборудование, материалы и т.д. В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система контроля и надзора за внедрением и соблюдением. Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации - конструкторской, технологической, проектной, а также в инструкции по охране труда и другие документы

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов


Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) введено понятие «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права».
Согласно статьям 8 и 22 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.
Локальные нормативные акты должны отвечать следующим принципам:
- локальные нормативные акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ;
- локальные нормативные акты не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде и охране труда;
- локальные нормативные акты организации действуют в пределах этой организации.
Работодатель обязан соблюдать локальные нормативные акты и знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, запрашивает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.
Представителями работников в организации являются профессиональные союзы или иные представители, избираемые работниками организации. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю.
Если постоянно действующий представительный орган работников не сформирован, и работники не воспользовались своим правом избрать своих представителей, работодатель вправе принять локальные нормативные акты единолично.
Локальные нормативные акты могут быть как со сроком действия (например, должностные инструкции), так и без указания сроков действия (например, приказы о распределении обязанностей).


Перечень локальных нормативных актов


Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.
В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:
- штатное расписание;
- должностные инструкции;
- приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;
- положение о персонале;
- положение о порядке ведения коллективных переговоров;
- положение о комиссии по трудовым спорам;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- графики сменности;
- положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;
- акты, устанавливающие нормы труда;
- акты, устанавливающие разделение дня на части;
- акты, устанавливающие продолжительность вахты и режим труда и отдыха;
- очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.


А также локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда:

Приказы и распоряжения о распределении обязанностей;
- стандарты организаций;
- положение об организации работ по охране труда;
- положение о системе управления охраной труда;
- приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда;
- положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда;
- перечень профессий и работ с повышенными требованиями;
- перечень мест производств и видов работ по наряду- допуску;
- технологические регламенты;
- перечень категорий работников, обязанных проходить медицинские осмотры;
- перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет (женщин);
- инструкции по охране труда для персонала, при обслуживании оборудования и производстве работ.


Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок


Штатное расписание

Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание составляется по форме № Т-3, в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Правила внутреннего трудового распорядка

Согласно ст.189 ТК РФ трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Правила внутреннего трудового распорядка состоят из 10 разделов:
1. Общие положения.
2. Порядок приема на работу.
3. Основные обязанности работников.
4. Основные права работников.
5. Основные права и обязанности работодателя.
6. Режим рабочего времени.
7. Время отдыха.
8. Меры морального и материального поощрения.
9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
10. Заключительные положения.

Должностные инструкции

Должностная инструкция является одним из основных локальных документов, которым руководствуется аттестационная комиссия, решая вопрос о соответствии руководителя (специалиста) занимаемой должности. Кроме того, наличие грамотно составленных должностных инструкций обеспечивает рациональное разделение труда среди должностных лиц, способствует укреплению трудовой и технологической дисциплины, снижает вероятность конфликтных ситуаций между работниками и работодателем.


Нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание должностных инструкций


К ним относятся:
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г.);
- Единые тарифно – квалификационные справочники работ и профессий рабочих. Различные выпуски, утвержденные Постановлениями Минтрудсоцразвития РФ;
- Методические указания по разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (приняты в некоторых областях страны);
- Квалификационные требования в области охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций (приняты в некоторых областях страны);
- Нормативные акты РФ и субъектов РФ по охране труда и промышленной безопасности, экологической и пожарной безопасности, нормативные документы по производственному контролю;
- Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда;
- Локальные нормативные акты предприятия (организации) по организации охраны труда и распределению обязанностей в области охраны труда и промышленной безопасности.
К примеру, обязанности руководителя организации по охране труда изложены в статье 212 Трудового Кодекса РФ.
Он, в частности, обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа и другие.
Исходя из повседневной практики, на главного инженера (технического директора) возлагаются следующие обязанности:
- руководство работой по обеспечению охраны труда руководителями структурных подразделений;
- организация внедрения на предприятии нормативных правовых актов по охране труда и контроля за выполнением изложенных в них требований;
- осуществление мероприятий по внедрению безопасной техники и технологии;
- выполнение в установленные сроки предписаний органов государственного надзора и контроля;
- утверждение планировок на размещение оборудования, машин, механизмов и организацию рабочих мест в соответствии с требованиями правил и норм техники безопасности;
- технический надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией зданий, помещений, объектов социального назначения, устройств, машин, механизмов, станочного парка и другого оборудования в соответствии с требованиями действующих правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, государственных стандартов безопасности труда;
- разработка и пересмотр инструкций по охране труда для профессий и по видам работ;
- принятие необходимых мер для сохранения жизни и здоровья работников при возможности возникновения аварийных ситуаций, в том числе мер по оказанию первой помощи пострадавшим;
- организация и проведение в установленные сроки обучения и проверки знаний по охране труда и безопасности труда руководителей структурных подразделений, специалистов, инженерно - технических работников и рабочих, инструктирование работников предприятия по охране труда;
- организация контроля за соблюдением установленного режима работы структурных подразделений;
- приобретение для работников предприятия средствами индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды и специальной обуви, обезвреживающих и моющих средств в соответствии с действующим законодательством по охране труда и другие.
На главного энергетика в области охраны труда возлагаются следующие обязанности:
- обеспечение надежной и безопасной эксплуатации, своевременное освидетельствование, а также проведение профилактических осмотров и ремонта, в соответствии с требованиями действующих норм и правил, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, отопительных систем, установок вентиляции и кондиционирования воздуха, энергетических, электрических устройств и установок, а также другого оборудования, находящегося в ведении службы главного энергетика;
- обеспечение безопасности работ, выполняемых службой главного энергетика;
- обеспечение рационального освещения производственных и вспомогательных помещений, рабочих мест;
- организация систематического проведения замеров сопротивления изоляции и заземления;
- обеспечивать питьевой режим и поддержание нормальной температуры в помещениях предприятия;
- обеспечение проверки и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках;
- разработка инструкций по охране руда для лиц, занятых регулировкой, наладкой, ремонтом, испытанием и эксплуатацией электротехнического оборудования и электрифицированного инструмента;
- организовывать разработку и внедрение более совершенных блокировочных, отключающих, защитных устройств, обеспечивающих безопасность монтажа, ремонта и обслуживания энергетического оборудования;
- организовывать контроль за эффективностью работы очистных сооружений промышленных стоков и установок для их очистки и другие.
Не остается в стороне от охраны труда и главный бухгалтер. На него могут возлагаться следующие обязанности:
- обеспечивать финансирование, правильное расходование средств на проведение мероприятий по охране труда на основе соглашения по охране труда коллективного договора;
- осуществлять учет средств, расходуемых на проведение мероприятий по охране труда в установленном порядке и в установленные сроки, составляет отчет о затратах на эти мероприятия;
- составлять и в установленные сроки представлять отчет о страховании работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности и связанных с ними расходах и другие.
Обязанности руководителей подразделений, специалистов и работников в области охраны труда должны быть записаны в их должностные обязанности.


Порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций


Инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений с участием кадровой службы. При разработке рекомендуется руководствоваться нормативными правовыми актами, указанными выше, и провести анализ задач исходя из действующей в организации системы управления, а также составить таблицу распределения обязанностей должностных лиц организации по решению стоящих задач. Затем разработать проекты инструкций с учетом таблицы. Обсудить проекты инструкций с руководителями подразделений. Произвести корректировку инструкций в соответствии с замечаниями. Согласовываются инструкции в установленном порядке с юрисконсультом. Утверждаются руководителем организации (иным руководителем, наделенным соответствующим правом приказом работодателя).
Каждому должностному лицу при назначении на должность (при приеме на работу или при служебном перемещении) должна быть вручена утвержденная должностная инструкция под роспись. Второй экземпляр инструкции хранится в кадровой службе или у руководителя организации.
Должностные инструкции должны пересматриваться не реже одного раза в три года. При выходе новых нормативных правовых актов, а также при изменении профиля деятельности (задач, функций) организации (подразделения) в инструкции должны вноситься соответствующие коррективы.
Ответственность за наличие должностных инструкций и своевременность их корректировки возлагается на руководителя организации.



В соответствии с нормативными документами должностные инструкции состоят из следующих пяти разделов:
1. Общие положения (цель деятельности, квалификационные требования, порядок назначения и увольнения, порядок замещения, кому подчиняется работник, кто находится у него в подчинении, какими правовыми нормативными актами должен руководствоваться).
2. Цель и задачи деятельности (должностные обязанности -инженерные, административно – распорядительные, организационные и технические функции, обязанности по информированию работников, обучению, инструктажу, поддержанию дисциплины, требования в отношении делового общения, корпоративной этики).
3. Координация деятельности (порядок взаимодействия с функциональными подразделениями, порядок взаимодействия со смежными подразделениями).
4. Права (права должностного лица в части обязательности его указаний, права на выполнение, приостановку, возобновление тех или иных видов работ, принятия других организационных решений, права в отношении подчиненных).
5. Ответственность (какую ответственность может нести лицо и на основании какого правового акта должностное лицо может быть привлечено к ответственности, за что несет ответственность).
Должностные инструкции могут быть дополнена разделом о критериях оценки деятельности руководителя подразделения или специалиста.

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

  • «О промышленной безопасности…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • «О безопасности гидротехнических...» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • «О специальной оценке…» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и т. д.

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

В соответствии с законодательством РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возложены на работодателя. Для реализации этой задачи в организации должна быть создана система управления охраны труда, регламентированная законодательными, подзаконными нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами. Наличие комплекта таких документов должен обеспечить работодатель с учетом специфики деятельности организации (ст. 212 ТК РФ).

В нашей стране за последние годы произошли серьезные позитивные изменения в законотворческой деятельности в сфере охраны труда. И наиболее важным моментом явилось принятие Трудового кодекса РФ, который не только закрепил ранее действовавшие положения об охране труда, но и поднял на более высокий уровень обеспечение гарантий прав работников на здоровые безопасные условия труда, закрепленные ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ.

Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по охране труда

Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

Федеральные нормативные документы

Источник: Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населения
(http://trud22.ru/ohrana_truda/npa/)

Нормативные документы субъектов РФ и муниципалитетов

Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.

Локальные акты организации по охране труда

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения.

Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

Нарушение работодателем требований законодательства, регламентирующих порядок заключения и выполнения коллективного договора, соглашения об охране труда, относится к административным правонарушениям, за которые устанавливается административная ответственность (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

Право наложения административных взысканий ТК РФ возложено на государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении всех видов работ, является инструкция по охране труда для работников конкретной организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»).

Инструкции для работников организации разрабатываются руководителями цехов (или участков при безцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (либо другим представительным органом работников) и службой охраны труда.

Контроль за изучением и выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов, участков, а также бригадиров.

Одним из основных условий для обеспечения эффективного функционирования системы управления охраной труда является принятие в организации распорядительных документов. К таким мерам административного характера относится издание приказов: – о назначении специалиста по охране труда (или о создании службы) либо о возложении этих обязанностей на одного из технических специалистов; – о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава организации, в т. ч. руководителей структурных подразделений; – о назначении ответственных лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, паровых и водогрейных котлов, энергетического оборудования, других объектов и работ повышенной опасности; – об утверждении инструкций (положений) по охране труда руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, объектов и работ.

Источник: Кадровый портал КАДРОВИК.РУ
(www.kadrovik.ru)

Учетные и отчетные документы организации по охране труда

Немаловажная роль в организации работы по охране труда отводится ведению учетно-отчетной документации по всем направлениям деятельности. Рассмотрим виды учетно-отчетных документов внутреннего пользования.

Прежде всего, это журналы регистрации и программы проведения вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или технический специалист, на которого возложены эти обязанности приказом по организации. Вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу без исключения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель (начальник отдела, цеха, участка, мастер и др.), в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж проводится индивидуально с каждым работником, с учетом его индивидуальных особенностей (стажа работы, профессии и т. п.). Список работников, освобождаемых от первичного инструктажа, утверждается руководителем организации.

Журналы инструктажей должны быть скреплены подписями инструктируемого и инструктирующего. Программы инструктажей должны соответствовать типовым, изложенным в ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», с учетом особенностей предприятия и конкретного рабочего места.

Журнал распоряжений рекомендуется иметь на участке, в цехе, отделе. В нем должны фиксироваться все распоряжения, касающиеся стажировки, допуска к самостоятельной работе, закрепления ответственных лиц, дисциплинарных наказаний, поощрения работников и т. п.

Все лица, поименованные в распоряжениях, должны быть ознакомлены с ними под роспись, что повышает ответственность и дисциплинированность.

График периодических медицинских освидетельствований обычно составляет отдел кадров совместно с руководителями подразделений на основании утвержденного в организации перечня производств (и профессий), при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинского освидетельствования работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

Личная карточка учета сертифицированных средств индивидуальной защиты,утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51, заводится на каждого работника, в которой он расписывается за получение и сдачу СИЗ. Эти записи в личной карточке работника будут являться основанием, подтверждающим выдачу работнику СИЗ, при расследовании произошедшего с ним несчастного случая.

Еще один вид отчетной документации – приказ о назначении комиссий по обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда. Как правило, в организации создаются комиссии двух уровней: одна для проверки знаний руководителей подразделений и специалистов, вторая – для рабочих.

Председатель первой комиссии – главный инженер или другое лицо, осуществляющее техническое руководство предприятием, члены комиссии – ведущие специалисты, представители профкома и отдела по охране труда. Председатель второй комиссии – руководитель подразделения (филиала, цеха и др.), а члены комиссии – мастера и уполномоченные по охране труда. Члены первой комиссии должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в одном из региональных учебных центров. Проведение проверки знаний обучающихся должно быть скреплено подписями членов комиссии (не менее трех) и экзаменуемого.

Программа обучения рабочих безопасным методам труда должна быть составлена по всем профессиям и видам работ с использованием технических средств.

С экзаменационными билетами или специальными вопросниками по проверке знаний по охране труда все работники (руководители, специалисты и рабочие) должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (минимум за месяц). Рекомендуется проводить семинары и занятия с экзаменуемыми.

Перечень действующих инструкций по охране труда должен охватывать все виды работ и профессий организации. Этот перечень согласовывается с профсоюзной организацией или с другим уполномоченным работниками представительным органом. Количество инструкций должно соответствовать перечню. Пересмотр должен проводиться не реже одного раза в пять лет, а для профессий с повышенной опасностью – раз в три года.

Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности хранится на участке в цехе. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности заполняется лицами, которые назначаются приказом руководителя организации с учетом структуры и местных условий, в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый находится у лица, выдавшего наряд, второй – у ответственного исполнителя работ. Наряд-допуск подлежит хранению в течение года.

Кроме того, чтобы регистрировать всю входящую документацию по охране труда, ведутся специальные журналы регистрации входящей и выходящей документации по охране труда. Инженер по охране труда должен знакомить работников со всей новой документацией и литературой по охране труда под роспись и под роспись выдавать ее работникам организации.

Каждый расследованный и оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (уполномоченным лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, предусмотренной положением о расследовании, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. Акты о несчастных случаях на производстве хранятся в течение 45 лет и включаются в годовую форму государственной статистической отчетности.

Во всех организациях, деятельность которых затрагивает автоперевозки, должны быть подготовлены приказы по организации работы автотранспортных средств: о порядке перевозки негабаритных грузов, о назначении ответственных лиц за техническое состояние автотранспорта, за перевозку людей, о проведении медицинских осмотров водителей, допущенных к этой работе, и др.Среди других учетных документов предусмотрен перечень должностей руководителей, специалистов и электротехнического персонала, которые должны иметь группу по электробезопасности.

Работники, принимаемые для выполнения работ на электроустановках, должны иметь соответствующую характеру работы профессиональную подготовку (группу допуска).

Руководители, в подчинении которых находится электротехнический персонал, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Эти работники для допуска к самостоятельной работе должны быть обучены в специализированных центрах подготовки персонала.

Неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, связанные с возможностью возникновения опасности поражения электрическим током (в т. ч. и пользователи ПЭВМ), должен иметь первую квалификационную группу по электробезопасности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация