Может ли сотрудник ДПС останавливать без причины? ГАИ: Остановка по требованию

Главная / Земля

Административный регламент о процедуре проверки документов:

Пункт 82: основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении являются выявление нарушения ПДД, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.

Пункт 88: при установлении личности участника дорожного движения выясняются данные в объеме, необходимом для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам подразделений Госавтоинспекции (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место его жительства, работы).

В пункте 20 Административного регламента четко сказано (а в пункте 67 - продублировано), что не водитель должен угадывать причину остановки, а автоинспектор, представившись, обязан сам, без напоминания, сообщить эту причину, даже если вы и так понимаете, в чем дело. Только после этого он может потребовать для проверки необходимые документы. Тем не менее с соблюдением описанной процедуры у сотрудников ГИБДД порой возникают проблемы. Некоторые из них вместо того, чтобы представиться как положено, начинают диалог с фразы "Ваши документики", другие могут задать "невинный" вопрос - "Вам рассказать, что вы нарушили, или сами знаете?", третьи интересуются, как вы себя чувствуете и давно ли принимали спиртное.

Все эти ухищрения - своеобразный тест: в зависимости от вашей реакции автоинспектор сразу поймет, имеет ли он дело с "чайником", которого запросто можно обвести вокруг пальца, или с юридически грамотным человеком, с которым нужно держать ухо востро и обращаться строго официально. Поэтому при необходимости следует в вежливой форме напомнить автоинспектору о его обязанностях, а если он отказывается их выполнять, предупредить его о том, что вы намерены обжаловать его неправомерные действия. Конечно, в тех случаях, когда вы явно нарушили Правила, это не спасет от ответственности, предусмотренной Административным кодексом, однако вымогать у вас взятку или противозаконно применять такие меры административного принуждения, как задержание или досмотр, автоинспектор вряд ли осмелится.

Из пункта 82 Регламента следует, что если вы ничего не нарушали, то сотрудники ГИБДД не имеют права остановить вас для проверки документов вне стационарного поста или контрольного пункта, если только в данный момент в данном месте не проводятся специальные розыскные мероприятия.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД в число документов, которые водитель должен предъявлять для проверки, входит:

Водительское удостоверение соответствующей категории (подкатегории);

Свидетельство о регистрации транспортного средства;

Страховой полис ОСАГО.

Если владелец транспортного средства отсутствует, а за рулем сидит другой человек, то он должен быть вписан в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению данным транспортным средством (если полис предусматривает ограниченное использование). Работающие по найму в установленных случаях должны в дополнение к перечисленным документам предъявлять путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый, а таксисты - еще и разрешение на коммерческие перевозки пассажиров и багажа. Водительское удостоверение выдается, как правило, на срок 10 лет. Оно не должно быть просрочено. Полис ОСАГО, без которого вы вообще не имеете права сесть за руль, действует, как правило, 1 год и требует своевременного переоформления.

Никаких других документов, помимо перечисленных, водитель предъявлять не обязан. Попытки автоинспектора без упомянутых выше оснований проверить регистрацию по месту жительства, медицинскую справку и т.п. являются незаконными и могут быть вами обжалованы. Согласно пункту 26 Регламента с документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

Автоинспекторы, пожелавшие проверить документы у водителя, совсем скоро смогут сделать это на любом участке шоссе. Приказ, запрещавший останавливать автотранспорт (в случае отсутствия нарушений с его стороны) вне стационарных постов ГАИ, принятый пять лет назад, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой признал ошибочным. "Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, которым запрещалось останавливать любые транспортные средства вне стационарных постов", - сказал он на совещании у главы государства. Ошибочность того приказа Горовой объяснил транспортной логистикой и географией нашей страны.

Однако, как стало известно "Российской газете", данный приказ все-таки еще действует, а отменить его только планируется. Впрочем, полицейские не сомневаются, что это произойдет уже в самое ближайшее время.

Этот документ проходит последние согласования. Новый регламент отменит норму, которая предполагает остановку автомобиля для проверки документов лишь на стационарных постах.

Эффективность такого решения будет зависеть от контроля за его исполнением

В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей разрешено останавливать только на стационарных постах ДПС.

В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов. Замглавы МВД Горовой, говоря о необходимости отмены такой меры, также подчеркивал, что она позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна. Дело в том, что в последнее время участились аварии с автобусами, произошедшие из-за того, что водитель уснул.

Общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, по данным МВД, уже выросло на 21 процент. Из 115 погибших по вине водителей автобусов за последнее время пассажиров 39 погибли из-за того, что люди за рулем уснули. Отмена нормы о том, что не нарушающий ПДД транспорт можно тормозить только на стационарных постах, позволит автоинспекторам останавливать на трассах междугородные автобусы и проверять водителей.

Окажется ли полезным возвращение полицейским подобных полномочий, "РГ" спросила экспертов.

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. "Никто и ранее по сути не запрещал этого делать. Да, говорили, что нельзя останавливать автомобиль без причин для проверки документов, но инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий. То есть автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать", - уверен эксперт.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в свою очередь не исключает, что возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. "До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключаю, что впредь сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления", - пояснил депутат, подчеркнув, что эффективность такого решения "будет зависеть от контроля его исполнения соответствующими службами".

Кстати, накануне недавно назначенный новый глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что он против остановки водителя лишь ради остановки. "Это же экономика. Двигаясь из точки "А" в точку "Б", мы планируем, что я должен добраться за условно 30 минут. Останавливает сотрудник. И после этого водитель ведь с еще большей скоростью поедет. Ему надо нагнать то время, которое он потерял. Это логично", - считает генерал-майор.

ДПС ни с того ни с сего просит открыть багажник, чтобы проверить его содержимое. Правомерно ли это? Сегодня объясним, как вести себя в этом случае, а инструкторы по вождению расскажут о правах водителя и обязанностях сотрудника ГИБДД.

Причины остановки ГИБДД

Многие после обучения вождению , да и опытные автомобилисты тоже, задаются вопросом, имеет ли право полицейский или сотрудник ДПС тормозить водителя на дороге (вне «гаишного» поста) и проверять документы.

Увы, четкого ответа на этот вопрос нет. Но все возможные причины остановок указаны в нормативных актах.

Давайте разберем основные ситуации, когда правоохранительные структуры могут осматривать автомобиль и проверять ваши документы:

  • Технические средства экипажа ДПС (часто визуальный способ) зафиксировал нарушение ПДД (к примеру, превышение скорости).
  • У сотрудников ГИБДД есть информация, что ваша машина причастна к ДТП или другого рода преступлениям, совершенными лично вами или вашими пассажирами. Тогда должна быть ориентировка.
  • У сотрудников имеется информация, что ваше авто в угоне или используется в каких-либо противоправных целях. Также ориентировка.
  • Если на данный момент проходят специальные мероприятия по проверке тех или иных транспортных средств, перевозимых грузов и людей, находящихся в ТС. Тоже ориентировка.
  • Проводится обычный рейд по проверке документов.

Отсюда можно сделать вывод, что если нет приказа о проведении особых мероприятий и рейдов, и вы не нарушили ПДД, то останавливать вас вне поста ДПС инспекторы не имеют права.

Процедура проверки документов

Если же вас все-таки остановили и требуют предъявить документы или открыть багажник, то процедура осмотра должна проходить в строгом соответствии с подзаконными актами.

Прежде всего, инспектор ГИБДД должен показать служебное удостоверение так, чтобы вам было видно все личные данные полицейского.

Вы вправе узнать о причинах остановки, так что смело задавайте все интересующие вас вопросы.

Что касается водителя, то каждый автомобилист должен иметь при себе ВУ, все необходимые документы на машину (в частности свидетельство о регистрации) и страховой полис. В некоторых случаях могут потребовать паспорт. Если вы ничего не нарушали, и все документы в полном порядке, то вас должны отпустить.

Осмотр и досмотр авто

Осмотр проводится визуальной части машины, а досмотр уже внутренностей, при котором составляется протокол. Если инспектор ДПС решил досмотреть вашу машину, то процедура такой проверки также регламентирована. В случае личного досмотра, он проводится лицом одного пола с водителем. То есть если водитель — женщина, то и осматривать ее должна инспектор-женщина или понятая, которые вызываются на место остановки. В противном случае досмотр запрещен! Хотя есть и исключения, например, если известно, что у водителя или пассажиров есть огнестрельное оружие или какие-либо предметы, связанные с совершенным преступлением.

О проведении личного досмотра или проверке содержимого машины должен быть составлен протокол досмотра, чья копия передается водителю.

Процедура проводится с двумя понятыми и, естественно в присутствии самого водителя. В протоколе инспектор должен указать причину остановки в специальной графе. Если она не заполнена, то водитель собственноручно может сделать запись. Например, что остановка была произведена без оснований и не на посту ДПС.

Видеоматериал о том, как должен себя вести сотрудник ДПС при проверке документов водителя:

Будьте внимательны и не нарушайте ПДД!

В статье использовано изображение с сайта alldaydesing.net

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД полностью описаны в Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185. Начитавшись разной сомнительной литературы в интернете юный (а иногда и не очень) неискушенный водитель частенько искренне думает, что сотрудники ГИБДД его не могут остановить иначе как на стационарном посту, поклониться и предъявить основания для остановки транспортного средства. Причем, некоторые и вовсе уверены, что останавливать могут только полосатым жезлом.

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства , если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы ,

Итак, сотрудник ГИБДД остановить вас, конечно же, может и в чистом поле и на посту и даже за километр до поста, причем, останавливать могут разве что не ногой… шучу конечно, ногой остановить не могут - могут рукой. Все в том же Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185 есть по предметный список средств для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД:

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

И конечно же для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД должны быть основания, все они перечислены в п. 63 (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров ().

82. Основаниями для проверки документов , необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения , ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Обратите внимание на последний пункт 63 статьи, это как раз то основание, по которому ваше транспортное средство не может быть остановлено сотрудниками ГИБДД нигде кроме как на стационарном посту ДПС. Причем, в соответствии с п. 67 Приказа МВД N 185 сотрудник ГИБДД должен сообщить основания для остановки транспортного средства:

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Статьи 25.6, 25.7 Кодекса)

Но бывает и так: Не остановился случайно (действительно не заметил, не успел...). Или темный лес, один в машине и без видимых оснований для остановки транспортного средства вас тормозят сотрудники ГИБДД. Водитель, прочитав все выше написанное и решив, что т.к. он ничего не нарушил и останавливать ему не зачем. И вообще он уже все знает, 185 наизусть выучил. Да не все так просто. Крайне не рекомендую не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. Ситуации бывают разные, и я постоянно пишу, что не надо вступать в конфликт с сотрудником полиции. Это Регламент есть внутренний документ МВД, ни права ни обязанности водителей он не регламентирует. А вот в ПДД четко сказано (п 2.1.1), какие документы водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сотрудника милиции. Кроме того, есть закон "О полиции". В случае не остановки вас все равно «догонят» и тут уже придется очень долго объяснять, что вы ничего не нарушили.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по: передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; (Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185)

А останавливать могут и с применением специальных средств вплоть по применения оружия:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; (ст. 21 «Закон о Полиции»)

Разрешение применения оружия для других целей (статья 23, часть 3 «Закон о Полиции»):

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Ну а если ситуация все же кажется подозрительной и приняли решение не останавливаться, езжайте к ближайшему посту ГИБДД и говорите, что какие-то неизвестные люди вас пытались остановить и вам показалось что это не сотрудники полиции. И не забывайте, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Ст. 18 Закон о Полиции)

На дороге каждый решает за себя, остановиться или нет, ругаться с инспектором (по сути, мелочиться) или составив протокол, потом цивилизованно обжаловать действия инспектора, в случае если основания для остановки транспортного средства у сотрудников ГИБДД не было.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация