Материал по правам ребенка в детском саду. Право на защиту нужд и интересов дошкольника. Что такое Конвенция

Главная / Земля

Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка мы, родители, в первую очередь обращаем внимание на состояние групп в детском саду, наличие хорошо оборудованных детских площадок, музыкального и спортивного зала, кабинета медсестры. Но для всестороннего развития ребенка и комфортного пребывания в детском саду большее значение имеет не все это, а персонал, помогающий ребенку взрослеть…

Когда-то в одной из тем на достаточно популярном портале я увидела комментарий от заведующей детским садом. Его суть сводилась к тому, что сначала родители буквально падают в ноги, просят ребенка принять в детский сад, а потом, они же, вставляют палки в колеса персоналу учреждения, организовывают многочисленные проверки и донимают жалобами в Департамент образования. Откровенно говоря, стало очень неприятно.

Не потому, что положив руку на сердце, можно сказать, действительно есть такие родители, которых хлебом не корми, а предоставь им возможность удовлетворить свои амбиции - решить для себя и доказать другим, что воспитатель, его помощник, методист и заведующая – это просто «обслуживающий персонал». Их задача – развлекать и воспитывать ребенка, а родителей – все это контролировать, приходить в качестве ревизора и выносить свой вердикт. Если фраза заведующей была сказано в отношении именно таких родителей, это можно пережить. В конце концов, чего не скажешь сгоряча, да еще на форуме, где тебя никто не знает. А если нет?

Если эта фраза адресована всем нам, родителям? Если руководитель детского сада действительно уверен, что раз вас приняли в дошкольное учреждение, вы должны быть благодарны до второго пришествия и молчать, что бы ни случилось и что бы ни произошло? Если права ребенка в саду – это фантастика, а вот обязанности – закон? Как быть в этом случае? Что можно предпринять?

Фабула: откровенно о главном

Я была по обе стороны дверей дошкольного учреждения. В качестве педагога, работающего с детьми и в качестве родителя. Сегодня я пишу статью с позиции последнего. И надеюсь, что прочитают ее те родители, которым действительно нужна помощь, которые уважают педагога и заботятся о моральном комфорте своих детей в равной степени. Ведь только так можно вырастить всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах и умеющую взаимодействовать в обществе.

Эта статья ни в коей мере не имеет отношения к работникам детского сада, которые свято чтут Конвенцию о правах ребенка и закон России об образовании, любят свою работу и добросовестно ее выполняют. Таким коллегам мне хочется сказать самые теплые слова благодарности и признательности за их труд, за каждый день ребенка в саду, который они превращают в сказку. Да здравствует педагог! Слава его труду!

Ложка дегтя, или немного о комфорте ребенка

К глубокому сожалению родителей, в детском саду, как и в любом другом образовательном учреждении, ребенок может столкнуться с одной из форм проявления насилия – физического, эмоционального, психологического. В силу возраста ребенка все это воспринимается им очень близко к сердцу, порождает страхи и формирует комплексы. С последними, возможно, ему придется бороться всю жизнь и это горько.

Потому так важно родителям детей внимательно наблюдать за всем тем, что происходит за закрытыми дверьми детского сада. Наблюдать и вовремя принимать меры. Для этого нужно не контролировать педагога, стремясь сделать его бесправным и угодным детям и себе (это вопиющая ошибка, крайность!). А разговаривать со своим ребенком, адекватно реагировать на его поведение и при необходимости на советы педагога по коррекции.

А вот если ребенок рассказывает вещи, от которых у вас поднимается давление, учащается пульс и заходится сердце, или вы сами стали свидетелем неприглядной картины (не обязательно с участием вашего ребенка) именно вы должны вмешаться и изменить ситуацию. Помните, закон на вашей стороне!

Буква закона. Права ребенка в дошкольном учреждении

Пребывание детей в детском саду регулируется несколькими документами, главные из них – Конвенция о правах ребенка и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Что это за законы?

Так, Федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Схема «не выносите сор из избы» популяризуемая сегодня нерадивыми работниками детского сада здесь не работает, более того, она является потенциально опасной. Например, если вы во время прогулки группы на территории детского сада увидели, что один ребенок самостоятельно вышел за ограду учреждения и идет в сторону проезжей части. Гражданская позиция законопослушного человека не заканчивается возвращением ребенка в сад и укоризненным качанием головы в сторону воспитателя. Вы обязаны, да, обязаны (!) сообщить о произошедшем, как минимум, заведующей дошкольным учреждением. Помните, на месте того ребенка мог быть ваш собственный, а вокруг никого… кроме несущихся на предельной скорости машин.

Конвенция о правах ребенка добавляет к вышесказанному защиту детей от эмоционального насилия. Сюда относятся не только поступки педагога, но и его слова и даже манера говорить. Повышение голоса воспитателем при работе с детьми, едкие замечания в адрес ребенка и его родителей, близких, постоянная критика, угрозы и их применение, намеренная изоляция ребенка в саду, лишение его права на прогулку, участие в детском празднике и т.п. Все это – нарушение закона!

Как быть, если вы подозреваете, но не уверены в нарушении прав ребенка?

Если вы собираете утром в сад здорового улыбчивого ребенка, а забираете домой молчаливого и угрюмого, это повод задуматься. Хорошо, если ребенок говорит и может рассказать о своих проблемах, а если нет? Как узнать наверняка, происходит ли в саду что-то из ряда вон выходящее или налицо тяжелая адаптация сына иди дочери к детскому саду?

Идеальным выходом из ситуации будет наблюдение за тем, как проходят прогулки в детском саду. Естественно, лучше всего делать это незаметно для глаз воспитателя и своего ребенка. Попросите оценить атмосферу прогулок добрую подругу или знакомую, доверенное лицо семьи или сделайте это сами. На что обращать внимание?

Как воспитатель общается со своими воспитанниками – вежливо и корректно, практически на равных или используя при этом повышение голоса? Воспитатель всю прогулку находится в окружении детей и присматривает за ними или отвлекается на разговоры с коллегами? Он организовывает игры с участием детей или предоставляет им возможность самим себя развлекать? Как в целом ведут себя дети: тихо сидят, или проявляют по отношению друг к другу агрессию?

Обратите внимание, что последний вопрос едва ли не самый важный. Ответив на него, вы можете сделать далеко идущие выводы. Например, если дети проявляют агрессию, а воспитатель не корректирует такое поведение или делает это в недостаточной мере, это чревато возникновением драк и может говорить о том, что дети копируют поведение взрослого. Агрессия идет или с семьи, или с детского сада.

Если же дети на прогулке сидят словно мыши, мало общаются между собой или вовсе не взаимодействуют, это может указывать на то, что их ругают за шумные и активные игры, одергивают, если ребенок проявляет лидерские качества. Все это – серьезная пища для размышлений, повод для дальнейшего наблюдения и разговора по душам с воспитателем.

Во второй части статьи на конкретных жизненных примерах мы расскажем, как бороться с нарушением прав ребенка в детском саду

Несовершеннолетние дети имеют особый правовой статус и могут пользоваться дополнительными привилегиями. У ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение, есть право на защиту своих интересов, собственного достоинства. Случается так, что права ребенка в детском саду могут быть нарушены, и виновные лица остаются безнаказанными из-за отсутствия жалоб детей. В силу возраста ребенок не способен защитить себя, если обидчик - взрослый человек (например, воспитатель). Именно поэтому обязанность по защите прав и интересов ребенка возлагается на его родителей.

Законодательная база

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав детей согласно ФГОС:


Конвенция ООН определяет приоритетность вопроса обеспечения интересов детей. Подчеркивается важность здравоохранения, безопасности, а также профессиональной пригодности персонала детского сада. Особое внимание уделяется защите детей от всех видов насилия, грубого обращения, ориентации образования на личностное развитие, поддержку талантов, умственных и физических способностей, недопустимости жестокости и унижения по отношению к детям.

Права ребенка в ДОУ

Чтобы избежать нарушений прав ребенка персоналом детского учреждения, необходимо предварительно ознакомиться с отзывами родителей об организации образовательного процесса, провести беседу с воспитателями, обсудить вопрос с членами семьи и на основании полученных данных сделать выбор в пользу достойного учреждения. Как только ребенок зачисляется в ДОУ, организация обязана гарантировать защиту его прав, перечень которых четко прописан в законодательстве.

Право на образование

Сотрудники ДОУ обязаны проводить с детьми образовательные занятия для повышения интеллектуального уровня детсадовцев. С этой целью для дошкольных организаций разрабатываются специальные программы, оптимизированные под легкое восприятие и понимание воспитанников. Обычно такие занятия проводятся в игровой форме для достижения более высокой эффективности и увеличения восприятия.

Отсутствие таких программ в детском саду является прямым нарушением прав детей. Развивая детей по общим программам, важно сохранять индивидуальность каждого ребенка. Поэтому при индивидуальном и дифференцированном подходе к детям выявляются их таланты, способности. Когда эти обязанности не выполняются, дети не получают в ДОУ новых знаний.

Право на игру

Известно, что ключевым моментом при обучении детей дошкольного возраста является игра, с помощью которой развиваются их творческие, интеллектуальные способности, совершенствуются навыки общения. Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества. Занятия должны сменяться отдыхом и развлечениями в зависимости от настроения и пожеланий детей. Сильная усталость и нервное напряжение недопустимы при посещении занятий.

Право на здоровье и жизнь

Право на жизнь и здоровье обеспечивается государством в первую очередь. Персонал ДОУ обязан обеспечить ребенку полную безопасность посредством соблюдения положений законодательных и локальных актов (техники безопасности, рекомендаций, инструкций). Родители могут получить рекомендации в отношении конкретного воспитанника, если его поведение или состояние здоровья отличаются от остальных.

За детьми должно осуществляться постоянное медицинское наблюдение. Они имеют право на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, оздоровление.

Право на защиту от жестокого обращения

В детских образовательных учреждениях запрещены незаслуженные наказания и физическое насилие в отношении ребенка, которые могут повлечь причинение вреда его здоровью. Недопустимы оскорбления, унижения или другие действия, связанные с семейным положением ребенка, финансовым состоянием его семьи, работой родителей и пр. К сожалению, в большинстве случаев такие противоправные деяния не удается обнаружить своевременно, поскольку ребенок боится рассказать об этом родителям.

Право на защиту нужд и интересов дошкольника

Защищая нужды и интересы воспитанников в детском саду, необходимо основываться на следующих принципах:

  • постоянное внимание к детям;
  • психологический комфорт;
  • позитивный климат в детском коллективе;
  • соблюдение норм питания, наличие необходимых средств гигиены, оборудования.

Дошкольное учреждение всегда посещает множество детей, и у каждого из них есть свои определенные нужды и интересы, которые необходимо учитывать. Общие правила, установленные для всех детей, могут быть трудновыполнимы для конкретного ребенка. В таких случаях нужно использовать индивидуальный подход для соблюдения прав воспитанника.

Право на качественное питание

Питание в детском дошкольном учреждении должно быть полноценным и сбалансированным. Родители имеют право знакомиться с меню, выяснять качество используемых продуктов, посещать кухню для проверки соблюдения санитарных и гигиенических норм при приготовлении пищи. При наличии у ребенка медицинских показаний (например, аллергии на какой-либо продукт) необходимо незамедлительно сообщить об этом воспитателю, который обязан проследить, чтобы этот продукт был заменен на другой, схожий по характеристикам и питательной ценности, для конкретного ребенка.

Примеры нарушения права

Распространенные примеры нарушения прав ребенка:

  • Отказ в принятии в ДОУ ребенка из-за отсутствия регистрации по месту расположения учреждения.
  • Отказ в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок.
  • Запрет на посещение занятий физической культурой при отсутствии формы.
  • Недопуск к занятиям. Ребенка необходимо приводить в сад в установленное время, в противном случае его имеют право не принять, но при наличии уважительных причин (например, посещение врача) необходимо оповестить воспитателя о том, что ребенок опоздает, и вопрос будет решен. Забирать воспитанника из детского сада можно в любое время, но не позднее времени окончания его работы.
  • Отчисление из сада без уважительных причин. Однако если воспитанник не посещает детский сад более 90 дней, его могут отчислить.
  • Условия при приеме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу с помощью взрослых).

Что делать родителям, если права их ребенка нарушаются?

Для подтверждения факта нарушения прав ребенка родителям необходимо убедиться в наличии такой ситуации. Дети не всегда могут объективно оценивать произошедшие события, возможны фантазии и предположения, выданные за реальность.

Не стоит сразу после рассказа ребенка бежать в сад и устраивать скандал. Первым делом нужно точно выяснить, действительно ли были нарушены права и обязанности. Существует несколько способов выяснения истинных обстоятельств.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные "привилегии". Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема "Права ребенка". Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское гораздо ярче. Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, - права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них. Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет. Содержание прав ребенка - проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:


Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников. Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача - помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.

Текст: Марина Пантелеева, юрист

Ребенку в дошкольном учреждении гарантируется защита его прав, интересов и достоинства. Одним из прав ребенка в детском саду является право на благоприятную психологическую атмосферу.

Права ребенка в детском саду: Психологический комфорт

В детском саду за обедом малыш старательно выкладывает капусту из щей на стол. Не любит капусту. Нянечка, замечая это, подходит к ребенку и сгребает жутко пахнущей тряпкой все выложенные ингредиенты ему в тарелку.
- Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!
Еще лет десять назад действия нянечки можно было назвать хоть и сомнительным, но методом воспитания. В современном мире это называется нарушением права ребенка на комфортный микроклимат в детском саду.
Дошкольное учреждение может представлять собой современное здание с хорошим ремонтом, укомплектованное по последнему слову техники, содержать развивающее оборудование для игр и занятий и реализовывать инновационные программы развития базовых способностей детей. Но нас, родителей, больше волнует эмоциональный комфорт в саду.
Ведь малышу все равно, насколько навороченное оборудование, для него самое яркое впечатление от пребывания в саду - это противная пенка на какао, которое подают на полдник. И если какао не выпить, воспитатель грозится не взять на прогулку. Или постоянный гул, который стоит в группе и мешает ребенку сосредоточиться. Или несправедливое отношение воспитателя по отношению к разным детям, когда, например, за одну и ту же провинность одних детей не наказывают, а вашего отстраняют от игр, заставляя сидеть на стульчике. Или постоянное повышение голоса на детей… К сожалению, в дошкольном учреждении ребенок рискует столкнуться с любой формой проявления эмоционального и психологического насилия.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Федеральным законом „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” в качестве одной из целей политики государства предусмотрена защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Конвенция о правах ребенка гарантирует малышу в том числе защиту от эмоционального насилия, к которому относится, например, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, преднамеренная социальная изоляция малыша, ложь со стороны воспитателей, словесные угрозы. В связи с тем что маленькие дети очень впечатлительны, незаконное поведение работников дошкольного учреждения может нанести им серьезную психологическую травму.

Воспитателям детского сада категорически запрещено пренебрегать нуждами и интересами детей. Например, в рабочее время воспитатели не должны развлекать себя общением в Интернете, отвлекаться во время прогулок на беседы с коллегами, читать свои журналы и книги.
Вспомните ситуацию, которая часто повторялась в детсаду во время дневного сна, когда вы сами были маленькими: воспитатели, строго запретив детям вставать во время тихого часа, где-то кучковались и пили чай. Какой-нибудь малыш, боясь нарушить запрет и выйти в туалет, обязательно делал свои дела в постели.
В настоящий момент такой ситуации вообще не должно быть. Действующее законодательство запрещает игнорировать просьбы малыша или оставлять его без присмотра.

Права ребенка в детском саду: что могут сделать родители

Прочувствовать, насколько благоприятная и дружелюбная атмосфера в саду, можно еще на первом организационном собрании, которое устраивает заведующая, чтобы познакомить родителей с воспитателями, показать группу, в которую будут ходить детки, подписать договор, заполнить всевозможные анкеты и так далее.
То, что коллектив сада - это большая дружная семья, можно понять, если заведующая говорит о нем с неподдельным чувством гордости: „У нас все работники - большие молодцы, но вашим ребятам повезло особенно: Наталья Петровна получила высшую категорию, неоднократно становилась лучшим воспитателем в саду”, „Здесь у нас уголок достижений. Мы вывешиваем сюда грамоты и благодарности. Дети у нас замечательные, они постоянно участвуют и занимают достойные места в различных конкурсах. Спасибо родителям, что поддерживают малышей во всех начинаниях”.
Но бывают случаи, когда заведующая то и дело критикует свой коллектив, принижает воспитателей. Естественно, психологический климат в таком сообществе нарушен, из-за чего воспитатели и нянечки могут постоянно срываться на детей.

1. Прислушайтесь, как заведующая ведет себя с родителями. Молча раздает договоры и ждет, пока все заполнят? Или внимательно объясняет, комментирует каждый пункт, рассказывает, как будут строиться занятия, какой режим в саду?

2. Уточните, заставляют ли в садике обязательно доедать еду, или объем порции ребенок может регулировать сам. Может ли малыш приносить с собой перекус (печенье или фрукты), если питание в детском саду придется ему не по вкусу?

3. Перед тем как отправить ребенка первый раз в детский сад, пообщайтесь с воспитательницей и нянечкой, которые работают именно в вашей группе. Вам импонируют эти люди? С ними комфортно разговаривать? Вызывают ли они доверие? Если с первых минут разговора дошкольный работник вызывает у вас чувство неприязни, то, может, задуматься о другой группе или другом учреждении? Ведь общаться с данными людьми предстоит весьма часто, а ребенок так вообще должен находиться в их обществе пять дней в неделю.

Самый доступный способ проверить благоприятную атмосферу в саду - понаблюдать, как проходят прогулки. Воспитатель все время проводит с детьми или отвлекается? Дети развлекают себя сами, пока работник дошкольного учреждения листает очередной каталог с косметикой? Воспитатель говорит с подопечными корректно, спокойно или повышает голос? Как общаются детки между собой - агрессивно или тихо сидят? Это две крайности. В первом случае возможны постоянные драки. Вторая ситуация говорит о том, что воспитатель постоянно ругает, одергивает детей за активные игры и шум.

Права ребенка в детском саду: что делать, если сад не нравится

Казалось бы, если что-то не устраивает - меняйте детсад. Однако реальность такова, что устроить ребенка и вновь вставать в для многих - непосильная задача. А уж поменять одно учреждение на другое - вообще роскошь. К тому же где гарантии, что в новом саду будет не так же. Если в саду неблагоприятный социально-психологический климат, поднимите этот вопрос на собрании родителей с приглашением социального работника, психолога и заведующей садом. Спросите, чем вы как родители можете помочь группе для налаживания благоприятной психологической атмосферы. Например, ввести какие-то традиции, устроить чаепитие, сходить вместе в поход. Быть может, облагородить совместными усилиями воспитателей, родителей и детей площадку. Ведь так интересно играть на площадке, зная, что песочницу раз­украсила твоя мама, а песок насыпал - Мишин папа, деревянный столик вкопал - дед Егора, разноцветные следы ладошек на нем оставили все детки, Маринина мама из бечевки сплела самую настоящую паутину, а сама Марина не пожалела игрушечного паука. У ребенка развивается уважение и к собственному труду, и к родителям.

Бывает так, что в коллективе работников сада преобладают пессимизм, апатия и антипатия друг к другу. Тогда на помощь должны прийти психолог и социальный педагог уже из департамента образования.
На протяжении всей истории человечества правовое отношение к карапузам постоянно менялось. Прав у малыша практически не было. В нашем веке внушительный перечень прав гарантируется малышу конвенциями, кодексами и законами. При этом дети не способны самостоятельно защищать права и отстаивать свои интересы. Это - задача родителей!

Права ребенка в детском саду: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Парируем отговорки со стороны работников сада:

Воспитатель: Какая экскурсия на хлебопекарный завод? Я и так с вашими оболтусами устаю.
Родитель: Плохо, что вы не заинтересованы не только в личном успехе каждого члена коллектива, но и в своей работе. Мы будем вынуждены обратиться в отдел образования.

Воспитатель: Ребенка поставила в угол, потому что во время завтрака он разбил чашку. Третью за эту неделю.
Родитель: Страшно, что моральное насилие в нашей группе воспринимается как само собой разумеющееся. А вы сами встаете в угол за каждый промах? Не думаю, что вам понравилось бы лишиться премии за забытые ключи или разлитый чай.

Воспитатель: Я шлепнула ребенка за дело. Раньше вообще розгами воспитывали и на горох ставили.
Родитель: Да, но и ребенок раньше был полностью бесправным существом, принадлежащим родителям, а сейчас он - самостоятельный субъект права. И абсолютно все законы нашей страны запрещают детей бить. Шлепок можно квалифицировать как физическое насилие.

Воспитатель: Слабаком и маменьким сынком я назвала вашего Диму ради мотивации. Чтобы он таким не вырос.
Родитель: По Конституции РФ каждый гражданин имеет право на честь и достоинство, пусть этому гражданину всего пять лет.

Воспитатель: Я ребенку скотчем рот заклеила за плохие слова? Не было такого, он нафантазировал.
Родитель: Значит, мы будем вынуждены установить в группе веб-камеры, что позволит нам проверить, чем занят ребенок в группе и все ли с ним в порядке.

Права ребенка в нашей стране защищены многочисленными законами: Семейным кодексом, Конвенций, Декларацией по правам ребенка, но проблем не становится меньше, на практике повсеместно законы нарушаются, или не работают вовсе, свои правила педагоги и воспитатели диктуют на местах.

Между гражданами отсутствует культура общения, родители не знают к кому обращаться в случаях насилия над детьми, недобросовестного поведения работников ДОУ. О том, как защитить права своих детей, сделать посещение сада более комфортным и как вести себя с сотрудниками в конфликтных ситуациях рассмотрим в виде подробной пошаговой инструкции в данной статье.

Индивидуальными правами ребенок наделен со дня своего рождения. Об этом подробно прописано в Конвенции ООН. Родители обязаны следить за соблюдением прописанных законов, правильно отстаивать свои права в случае ненадлежащего ухода за их детьми в детских дошкольных учреждениях.

Психологический комфорт

Находясь в учреждении, ребенок имеет полное право на комфортные условия, приближенные к дому. Лет 10 назад можно было допустить, когда недоевшую кашу за малышом нянечка убирает нехотя, с претензиями, угрозами к нему. Сегодня садики современны, чисты, укомплектованы, имеется все необходимое оборудование для игр, развития детей.

Конечно, родителей волнует больше эмоциональная обстановка в учреждениях. Дело не в навороченном оборудовании, а, в первую очередь, отношениях, уважении к малышам, удовлетворении их требований.

Нельзя:

  • запрещать малышу сходить в туалет , если он этого настойчиво просит;
  • грозить отказом в прогулке , если малыш не доел суп либо разлил нечаянно;
  • делить детей на лучших и худших , упрекая последних в этом;
  • отстранять от игр малыша , если он провинился;
  • отделять его от остальных одногруппников , усаживая в угол на отдельный стульчик;
  • повышать голос, кричать на ребенка , равно как и нецензурно выражаться, рассчитывая на то, что дети не поймут, а взрослых, посторонних людей в помещении нет.

Психологическое насилие над детьми, давление, унижение, к сожалению, до сих пор присутствует в детских садах. Родителям нужно бороться с данными проблемами, выносить жалобы на рассмотрение заведующей и, при необходимости, обращаться в полицию и в суд.

Задача родителей – отстаивать права детей и защищать их. Психологический дискомфорт недопустим, бездействовать, оставлять проблемы без внимания — преступление перед малышами, об этом нужно знать и помнить.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Согласно законам, принятым в РФ, малыш имеет право в ДОУ на:

  • здоровье , при необходимости дошкольные учреждения должны оказывать медицинскую помощь детям.
  • развитие и реализацию своих творческих, физических возможностей в детском саду. Педагоги обязаны развивать в детях творческие способности, речь, мышление, то есть, проводить различные занятия, развивать способности, имеющиеся у каждого малыша с рождения.
  • психическое спокойствие в коллективе , педагогам нельзя допускать жестокого обращения с детьми, грубого физического и сексуального насилия над ними.
  • Не должно присутствовать эмоционального насилия . Замечания, угрозы, критика оскорбительного характера в адрес своих подопечных недопустимы в ДОУ, также, как нельзя, врать малышам, преднамеренно изолировать их от социума. Метод воспитания с повышением голоса, криками на детей считается у многих вполне нормальным и привычным явлением, но это тоже нарушение прав ребенка. Впечатлительные дети могут быстро травмироваться, психологический вред может отразиться на них в будущем.

Основные права ребенка в детском саду

Перечень основных прав обозначен в Конвенции РФ по правам ребенка, о защите прав свидетельствуют также и другие законы.

Ребенок в ДОУ имеет право:

  1. Играть в любимые игры , времени на них у малышей должно быть в достатке, образование творческое развитие важны для ребенка, но заниматься тем, чем он хочет, хотя бы несколько часов в день, не должен никто запрещать.
  2. Развивать творческие способности. Развитие в саду заключается в проведении разного рода развивающих занятий для развития мышления, логики, речи. Ребенок должен развиваться всесторонне без ущемления каких — либо его прав, а это –задача педагогов и воспитателей.
  3. Получать медицинскую помощь. Нуждающимся в помощи детям в ДОУ она должна быть оказана без промедлений, эффективно и в полном объеме, для этого в садике обязательно должен присутствовать постоянно врач, или медсестра.
  4. Быть защищенным от жестокого обращения с ним, разного рода насилия. Недопустимо не только сексуальное, физическое насилие в открытой форме, но и эмоциональное. Крики, ругань, оскорбления и унижения детей считаются нарушениями их прав, которые должны наказываться. Это не педагогично, воспитатели просто не имеют права себя так вести.
  5. Удовлетворять свои нужды , ребенок имеет право ходить в туалет, пользоваться только чистыми в саду полотенцами, безопасными игрушками.
  6. Полноценно питаться. Подрастающее поколение, как никто другой, нуждается в полноценном здоровом питании. Ни в коем случае нельзя давать малышам испорченные каши, прокисшие супы, это тоже своего рода нарушение прав беззащитных детей, которые бессильны перед порой грозными и нерадивыми педагогами,при отсутствии родителей.

Родители же, в свою очередь, должны соблюдать установленный детским садом распорядок дня, приводить по утрам детей без опозданий, приносить запасную чистую одежду, быть вежливыми с воспитателями и педагогами. Недоразумений стает гораздо меньше.

Что для защиты прав могут сделать родители?

Родители призваны защищать своих детей, следить за соблюдением их прав в детских садах:

  • Подбирать учреждение важно правильно, чтобы работающий в нем персонал был достаточно квалифицированным , человечным, знающим свою работу и умеющим обращаться с маленькими детьми. Ребенку в саду должно быть комфортно и тепло, только такие условия должны быть созданы.
  • Родители вправе проявлять интерес к режиму дня в ДОУ , рабочему распорядку, учебной программе, применяемой к их детям. Серьезных нарушений не должно быть, уверенность в комфортном пребывании ребенка у родителей должна быть на все 100%.
  • Все жалобы ребенка должны быть услышаны и исключены , поэтому к претензиям малыша нужно обязательно прислушиваться, не оставлять его проблемы без внимания, ссылаясь на выдумки, воображения своих чад.
  • В случае оскорбления ваших детей воспитателями, педагогами обратитесь к директору заведения с заявлением, опишите проблему, подайте на рассмотрение.
  • При игнорировании ваших действий сотрудниками ДОУ, обращайтесь в полицию , данные органы не должны оставить ваши претензии без должного внимания.

Родители должны знать права ребенка в саду и уметь их отстоять, защитить при необходимости. При ущемлении прав пускать все на самотек и бездействовать нельзя.

Все проблемы, недоразумения, жалобы детей обязан решать директор садика. Если он не принимает никаких мер, защитить права детей, а также проверить компетентность сотрудников помогут правоохранительные органы, куда и стоит обращаться родителям.

Защита прав детей в детском саду

Правозащитниками своих детей являются в первую очередь родители. Проконтролировать ДОУ, проверить работников учреждения на компетентность и профессионализм при обустройстве ребенка в сад –их прямая обязанность.

Отстаивайте права своих дошколят, вы имеете на это полное право!

Что делать, если сад не нравится?


Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.

  1. Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
    • Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
  2. Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
    • Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
  3. Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
    • Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
  4. По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
    • Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.

Вопросы –ответы

  1. Мой ребенок при выходе из бассейна, находящегося при ДОУ, сильно поранила ногу, была госпитализирована, наложены швы. Лестничное крепление ничем не обработано, вокруг очень скользко. Кому мне жаловаться? Ответ: Напишите заявление на имя заведующего вашего садика, потребуйте устранения опасного крепления, а также возмещения материального ущерба, если затраты на лечение для вас значительны. Если меры не будут приняты, обращайтесь в суд, не забудьте собрать все чеки за купленные лекарства, по возможности предоставить показания свидетелей.
  2. Имеют ли право сотрудники ДОУ отдавать ребенка несовершеннолетнему родственнику, но с разрешения родителей? Ответ: Воспитатели отвечают за ребенка, пока он находится на их попечении. Граждане до 18 лет юридически не ответственны, поэтому отдавать ребенка несовершеннолетнему человеку, пусть даже родственнику, работники ДОУ не имеют права.
  3. Воспитатель, пытаясь остановить моего 5 – летнего ребенка травмировала ему руку так, что лучевая кость была сломана. Об инциденте мне не сообщили. По результатам мед.осмотра, проведенного в саду, перелома не было, травма была незначительна. Кому мне жаловаться и какова мера наказания в моем случае? Ответ: Обращайтесь с письменным заявлением в полицию, также пройдите суд мед экспертизу, зафиксируйте повреждения, степень их тяжести. После того, как полиция рассмотрит ваше заявление, будет ясно, как вам действовать дальше. При отказе в возбуждении дела вы можете обратиться в суд, привлечь воспитателя к ответственности, а также потребовать возмещения морального, материального вреда.
  4. Я являюсь ветераном боевых действий, имеет ли моя дочь льготы при постановке на очередь в сад? Ответ: Льготы имеют только военнослужащие, сотрудники МЧС, ФСИН, ФСКН. Если вы не относитесь к их числу, права на льготы вы не имеете.
  5. Я воспитатель детсада. При устройстве на работу мне было обещано заведующей получение путевки. За 2 года посещения путевки моя дочь так и не получила. Как быть? Ответ : Обратитесь с заявлением в местную администрацию, либо в управление, относящееся к вашему детскому учреждению. Все — таки заведующая самолично не может выдавать путевки, это не ее обязанность и прав на это у нее никаких нет.

Вставайте на защиту прав ребенка. Даже самые смелые и опытные педагоги не имеют права травмировать детей психологически, физически, морально. При неисполнении их обязанностей не торопитесь менять садик, там вряд ли будет лучше. Это создаст определенные неудобства, ведь ребенок уже привык, адаптироваться в новом коллективе ему будет сложно.

Жалуйтесь заведующей детского сада, в полицию, органы местного самоуправления, в опекунский совет. Изложите свои претензии правильно, с доказательствами, свидетелями. Ваши просьбы будут услышаны и не останутся без внимания. Правда всегда на стороне детей и это вполне справедливо.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация