Кому и когда принадлежали курилы. Курильские острова. Досье

Главная / Земля

Если посмотретьна карту России, то на самом Дальнем Востоке, между Камчаткой и Японией можно заметить цепочку островов, которые и есть - Курилы. Вообще то, Курильские острова состоят из двух гряд - Большой Курильской и МалойКурильской. Большая отделяет Охотское мореот Тихого океана.

Большая Курильская гряда – действительно большая - имеет протяженность 1200 км и простирается от полуострова Камчатка (на севере) до японского острова Хоккайдо (на юге). В ее состав входит более 30-ти островов, из которых наиболее крупными являются: Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир.

Прямоугольником выделены, так называемые, "спорные" южные острова

Рельеф островов преимущественно горный вулканический (насчитывается 160 вулканов, из них около 40 действующих), преобладающие высоты 500-1000 м. Малая Курильская гряда - действительно малая - протянулась всего на 120 км и простирается от острова Хоккайдо (на юге) к северо-востоку. Состоит из 6 небольших островков, возвышающихся над уровнем океана всего на 20-40 м. Исключением является остров Шикотан, для которого характерен низкогорный рельеф, сформировавшийся в результате разрушения древних вулканов.

О названиях


Откуда вообще взялись столь необычные, экзотические имена? Термин "Курильские

острова" - русско-айнского происхождения. Он связан со словом "кур", что значит "человек". В самом конце XVII века камчатские казаки впервые назвали жителей юга Камчатки (айнов) и неведомых тогда южных островов "курильцами". Петру I стало известно

в 1701-1707 гг. о существовании "Курильских островов", а в 1719 "Земля Курильская" впервые отчетливо была нанесена на карту Семена Ремезова.

Всякие предположения о том, что имя архипелагу дали "курящиеся" вулканы, тносятся к области легенд. Сами айны окрестили каждый остров в отдельности. Это слова айнского языка: Парамушир - широкий остров, Онекотан - старое поселение, Ушишир - земля заливов, Чирипой - птички, Уруп - лосось, Итуруп - большой лосось, Кунашир – черный остров, Шикотан - лучшее место. Начиная с XVIII века русские и японцы пытались переименоватьострова по-своему. Чаще всего использовали порядковые номера - первый остров, второй и т.д.; только русские считали с севера, а японцы с юга.

Курильчане

Япония близко, что ни говори! С южных островов хорошую погоду видно даже не вооруженным глазом. Но близость Японии еще не означает такую же жизнь, как и у них. На то есть свои причины: Курилы - забытое и заброшенное Богом и Царем, то бишь Правительством, место. В последние несколько лет участились безвизовые поездки курильчан в Японию и японцев на Курилы. Если наши едут туда что-нибудь купить, типа видиков-пылесосов, то японцы - чисто навестить могилки предков,

посмотреть, поудивляться - как это еще русские еще живут!


Курильчане - особые люди. Про них даже анекдоты есть! Жизнь на Курилах - не для всех. С одной стороны - прекрасная природа и чистый морской (и океанский) воздух, а с другой - постоянная угроза землетрясений и цунами (но они бывают редко и кто боится, те давно уже свалили в другие места). Постоянное население островов проживает в основном на южных островах - Итуруп, Кунашир, Шикотан и северных - Парамушир, Шумшу. На остальных населения практически нет, кроме пограничников и разных там научных работников.

Административное деление

Курильские острова административно входят в состав Сахалинской области. Делятся на три района: Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский. Центры этих районов имеют соответствующие названия: Северо-Курильск, Курильск и Южно-Курильск. И есть еще один поселок - Мало-Курильск (центр Малой Курильской гряды). Итого четыре Курильска, на почте довольно часто это вызывает у почтовых работников вопросы, а письма могут уйти и не в тот Курильск.

Климат

Погода на Камчатке довольно холодная и влажная. Зимой морозы -10 - - 15°С (бывают и до -25, но редко), летом +10 - +15 (бывает и до +31, но редко). Летом часто случаются туманы, зимой метели и штормы. Наибольшее количество солнечных дней осенью, но осенью же характерны наиболее сильные тайфуны со штормами и ураганными ветрами. В теплое время года можно и покупаться. В солнечную погоду можно и позагорать. Курильский загар уникален, очень долго не смывается и держится до следующего загарного сезона! Наиболее крупные острова гряды изрезаны многочисленными бурными реками и ручьями. Много озер, в том числе в кратерах потухших вулканов. В прибрежной зоне встречаются озера лагунного происхождения. Берега островов большей частью обрывистые или террасированные. Потоки воды, ниспадая по глубоким расселинам, образуют довольно красивые водопады, такие как "Борода старого монаха", "Волосы красавицы" и др. Водопад "Илья Муромец" (141 м, находится на нашем острове, на севере) является одним из самых высоких в России! Острова славятся и своими многочисленными горячими источниками, а также запасами минеральных вод (нарзан).

Флора и фауна



Флора и фауна Курил исключительно богаты и разнообразны. Наши острова - удивительное явление природы. Можно сказать, что они - огромный ботанический сад, где соседствуют береза и тис, ель и акация, лиственница и дикий виноград, пихта и гортензия. Растительный мир островов насчитывает 1400 видов растений. В долинах рек произрастают лиственничные леса (тополя, ивы, ольха). Преобладают лиственные породы: береза, вяз, клен, ясень, тисс, лимонник, которые придают растительности южный облик. Распространены ягодники, багульники и другие кустарниковые растения. В условиях острова проявляется гигантизм некоторых травянистых растений: гречихи сахалинской и Вейриха, белокопытника, дудника медвежьего (медвежья дудка), шеломайника и др. Они очень быстро развиваются и образуют мощные заросли. К концу лета многие травы поднимаются до 3-х метровой высоты, а знаменитое растение медвежья дудка вырастает до 4-х метров. Поражает своими размерами и белокопытник, который сахалинцы называют "лопух": в августе он достигает 3-х метров высоты, с диаметром листьев до полутора-двух метров. Курилы – единственное место в России, где произрастает лилия Глена, где в естественных условиях растут магнолии. В диком виде они встречаются только на юге Кунашира. Здесь же можно встретить редкую голубоватую ель Глена, древесина которой обладает особыми, редкостными свойствами и незаменима для создания музыкальных инструментов. На острове произрастают ценнейшие лекарственные растения: лимонник, аралия, элеутерокок. Изготавливаемые из них тонизирующие настойки успешно заменяют препараты "корня жизни" - женьшеня. Можно встретить актинидию коломикта, плоды которой содержат в десять раз больше витамина С, чем черная смородина. Произрастают 4 вида шиповника, в том числе один из самых крупноплодных – шиповник морщинистый. Вес отдельных его плодов достигает 25 граммов. На Курильских островах растут тис, пихта, аянская ель, дуб, клен, калина, бамбук, многочисленные лианы.

Разнообразен животный мир Курил. Из промысловых зверей обитают медведь, росомаха, лисы, соболь, заяц, северный олень, белка, бурундук, горностай, выдра.


В последние 20 лет акклиматизированы пятнистый олень, уссурийский енот, ондатра, баргузинский соболь. Встречаются изюбр, кабарга. На острове обитают лесные птицы: глухарь, рябчик-вальдшнеп, белая куропатка, синица, дятел, кряква, чирок, кайры, бакланы. На Курилах распространены птичьи базары. Подсчитано, что здесь гнездится полтора миллиона кайр, около миллиона глупышей, миллион качурок, более четырехсот тысяч каек-маевок.

Богаты рыбой сахалинские реки, озера, моря. Большое разнообразие лососевых, встречается сахалинский осетр, щука, карась, сазан, самая большая пресноводная рыба - калуга семейства осетровых. Длина ее достигает свыше 5 метров, вес - до 1 тонны. Остров Тюлений, расположенный к востоку от Сахалина известен во всем мире – это уникальный заповедник, где находится лежбище морских котиков. В Сахалино-Курильском бассейне обитают и сивучи - самые крупные звери из ластоногих, вес их достигает тонны.


Народное хозяйство

Основу хозяйства составляет рыбная промышленность, т.к. основное природное богатство - биоресурсы моря. Сельское хозяйство из-за неблагоприятных природных условий существенного развития не получило. Основная часть потребляемой сельхозпродукции завозится с Сахалина, а также и из Японии и других районов планеты. Транспортные связи осуществляются морским и воздушным путем. Зимой регулярное судоходство прекращается. Из-за сложных метеорологических условий авиарейсы не регулярны. Особенно зимой - можно несколько недель сидеть и ждать самолета.

КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА

УРУП

ИТУРУП

КУНАШИР

ШИКОТАН


Т

ерритория спорных островов Курильского архипелага.


императора?
].








сама



КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА - цепь вулканических островов между п-овом Камчатка (СССР) и о. Хоккайдо (Япония); отделяет Охотское море от Тихого океана. Входят в состав Сахалинской области (Российская Федерация). Длина около 1200 км. Площадь около 15,6 тыс. км2. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской (Шикотан, Хабомаи и др.).

Большая Курильская гряда делится на 3 группы: южная (Кунашир, Итуруп, Уруп, и др.), средняя (Симушир, Кетой, Ушишир и др.) и северная (Ловушки, Шиашкотан, Онекотан, Парамушир и др.). Большая часть островов гориста (высота 2339 м). Около 40 действующих вулканов; горячие минеральные источники, высока сейсмичность. На южных островах — леса; северные покрыты тундровой растительностью. Промысел рыбы (кета и др.) и морского зверя (нерпа, сивуч и др.).

УРУП , остров в группе Курильских о-вов, территория Российской Федерации. Ок. 1,4 тыс. км2. Состоит из 25 вулканов, соединенных основаниями. Высота до 1426 м. 2 вулкана действующих (Трезубец и Берга).

ИТУРУП , самый крупный по площади (6725 км2) остров в группе Курильских о-вов (Российская Федерация, Сахалинская обл.). Вулканический массив (высота до 1634 м). Заросли бамбука, елово-пихтовые леса, стланик. На Итурупе — г. Курильск.

КУНАШИР , остров в группе Курильских о-вов. Ок. 1550 км2. Высота до 1819 м. Действующие вулканы (Тятя и др.) и горячие источники. Пос. Южно-Курильск. Заповедник Курильский.

ШИКОТАН , самый большой остров в Малой Курильской гряде. 182 км2. Высота до 412 м. Населенные пункты — Малокурильское и Крабозаводское. Рыболовство. Добыча морских животных.


Территория спорных островов Курильского архипелага.

Границы между Россией и Японией в регионе Курильских островов.
Русские мореплаватели капитан Шпанберг и лейтенант Вальтон в 1739 году первыми из европейцев открыли путь к восточным берегам Японии, побывали на японских островах Хондо (Хонсю) и Матсмае (Хоккайдо), описали Курильскую гряду и нанесли на карту все Курильские острова и восточный берег Сахалина. Экспедиция установила, что под властью японского хана [императора? ] находится только один остров Хоккайдо, остальные острова ему неподвластны. С 60-х годов заметно возрастает интерес к Курилам, все чаще к их берегам пристают русские промысловые суда, и вскоре местное население (айны) на островах Уруп и Итуруп было приведено в русское подданство. Купцу Д.Шебалину канцелярией Охотского порта был дан наказ "обратить в подданство России жителей южных островов и заводить с ними торг". Приведя айнов в русское подданство, русские основали на островах зимовья, стоянки, научили айнов пользоваться огнестрельным оружием, разводить скот и выращивать некоторые овощи. Многие из айнов приняли православие и обучились грамоте. По велению Екатерины II в 1779 году все поборы, не установленные указами из Санкт-Петербурга, отменялись. Таким образом, факт открытия и освоения русскими Курильских островов неоспорим.
Со временем промыслы на Курилах истощались, становясь все менее прибыльными, чем у берегов Америки, а потому к концу XVIII века интерес русских купцов к Курилам ослаб. У Японии к концу того же века интерес к Курилам и Сахалину только-только пробуждается, ведь до этого Курилы были практически неизвестны японцам. Остров Хоккайдо - по свидетельству самих же японских ученых - считался иноземной территорией и только незначительная часть его была заселена и освоена. В конце 70-х годов русские купцы доходили до Хоккайдо и пытались завести торговлю с местными жителями. Россия была заинтересована в приобретении продовольствия в Японии для русских промысловых экспедиций и поселений на Аляске и островах Тихого океана, но завязать торговлю так и не удавалось, так как запрещал закон об изоляции Японии 1639 года, который гласил: "На будущее время, доколе солнце освещает мир, никто не имеет права приставать к берегам Японии, хотя бы он даже и был посланником, и этот закон никогда не может быть никем отменен под страхом смерти". И в 1788 году Екатерина II шлет строгий наказ русским промышленникам на Курилах, чтобы они "не касались островов, под ведением других держав находящихся", а за год до того ею был издан указ о снаряжении кругосветной экспедиции для точного описания и нанесения на карту островов от Масмая до камчатской Лопатки, чтобы их "все причислить формально к владению Российского государства". Блыо предписано не допускать иностранных промышленников к "торговле и прмыслам в принадлежащих России местах и с местными жителями обходиться мирно". Но экспедиция не состоялась из-за начавшейся русско-турецкой войны [ имеется в виду война 1787-1791 годов ].
Воспользовавшись ослаблением русских позиций в южной части Курил, японские рыбопромышленники сначала в 1799 году появляются на Кунашире, на следующий год уже на Итурупе, где уничтожают русские кресты и незаконно ставят столб с обозначением, указывающим на принадлежность островов Японии. Японские рыбаки часто стали прибывать к берегам Южного Сахалина, вели промысел, обирали айнов, что являлось причиной частых стычек между ними. В 1805 году русскими моряками с фрегата "Юнона" и тендера "Авось" на берегу залива Анива был поставлен столб с российским флагом, а японская стоянка на Итурупе была разорена. Русские радушно были встречены айнами.

В 1854 году с целью установления с Японией торговых и дипломатических отношений правительство Николая I направляет вице-адмирала Е.Путятина. В его миссию также входило разграничение русских и японских владений. Россия требовала признания своих прав на остров Сахалин и Курилы, издавна принадлежавшие ей. Зная прекрасно, в каком тяжелом положении оказалась Россия, ведя одновременно войну с тремя державами в Крыму, Япония выдвинула необоснованные претензии на южную часть Сахалина. В начале 1855 года в г.Симода Путятин подписал первый Русско-японский договор о мире и дружбе, в соответстствии с которым Сахалин объявлялся неразделенным между Россией и Японией, граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки. Симодский трактат 1855 года в статье 2 определяет:
«Впредь границу между Японским государством и Россией установить междуостровом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии,весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России.Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россиейон не разделен по-прежнему».

В наше время японская сторона утверждает, что этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: «В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией». Документы, недавно опубликованные в России, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом российской территории.
Японская сторона считает ошибочным утверждение, что Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны. Оно совершенно противоречит фактам. В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.
Япония считает ошибочным также утверждение, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия якобы имеет «исторические права» в силу их открытия и экспедиций. Как сказано выше, как Николай I, так и адмирал Е.В.Путятин (1803-1883+) на основе тогдашней объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел России — остров Уруп, а Итуруп и южнее его — территория Японии. Начиная с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский Союз никогда не настаивали на этих так называемых «исторических правах».
Для Японии не было никакой необходимости открывать эти острова, находящиесяна кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо невооруженным глазом.На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году, записаны названия острововКунашир и Итуруп. Япония раньше всех управляла этими островами. Собственно, свои претензии на так называемые "Северные территории", Япония обосновывает именно содержанием Симодского трактата 1855 года и тем, что до 1946 года острова Итуруп, Кунашир,Шикотан и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не сталитерриториями России.

Правительство Александра II главным направлением своей политики сделало Ближний Восток и Среднюю Азию и, опасаясь оставлять неопределенными свои отношения с Японией на случай нового обострения отношений с Англией, пошло на подписание так называемого Петербургского трактата 1875 года, согласно которому все Курильские острова в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии. Александр II, который до этого в 1867 году продал Аляску за символическую и по тем временам сумму - 11 миллионов рублей, и на этот раз совершил крупную ошибку, недооценив стратегическое значение Курил, которые в дальнейшем были использованы Японией для агрессии против России. Царь наивно полагал, что Япония станет миролюбивым и спокойным соседом России и, когда японцы, обосновывая свои претензии, ссылаются на договор 1875 года, то почему-то забывают (как "забыл" сегодня Г.Кунадзе) о его первой статье: "... и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Российской и Японской империей".
Потом был 1904 год, когда Япония вероломно напала на Россию... При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. Что же ответили на это японцы?
- Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки.
Только благодаря искусным дипломатическим маневрам России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой, а Южный Сахалин отошел к Японии.

На Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, состоявшейся в феврале 1945 года, было решено после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. Представители США и Великобритании заявили нашей делегации, что они приехали сюда не для того, чтобы обсуждать, а подписать договор и поэтому ни одной строчки менять не станут. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.
В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «(Они) не включают и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».
1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать мирный договор. Японская сторона склоняется к принятию советского предложения, но в сентябре 1956 года Соединенные Штаты направляют Японии ноту, в которой говорится, что, если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава. Американское вмешательство сыграло свою роль и... японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время А.Н.Косыгин:
- Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны.

На этом можно было бы поставить точку, но хотелось бы напомнить, что всего 6 лет назад М.С.Горбачев при встрече делегацией СПЯ также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные".



В разрушительной эйфории "перестройки" российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны, и хотя сегодня Токио проявляет тонкое дипломатическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратегическим позициям России на Тихом океане стала бы чрезвычайным прецедентом для возобновления территориальных споров во всем мире.

После разрушения ялтинско-потсдамского порядка, делаются активные попытки добиться его юридического пересмотра. В связи с этими спорами мы беремся решительно утверждать, что случившиеся изменения вовсе не влекут за собой возможность оспаривать оставшиеся территориальные результаты ялтинско-потсдамских соглашений. Удовлетворение японских претензий на "возвращение" островов, будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Это особенно опасно сейчас, когда агрессия США и НАТО против суверенной Югославии сделала карту Европы зыбкой.

Идеологи перестройки почитали нецивилизованным отстаивать исторические достижения России. При коммунистах все явления и достижения объясняли заслугой единственно верного учения, что породило анекдоты вроде: "Партия учит, что газы при нагревании расширяются". При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия. Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории.



Есть две Японии - до и после войны

Термин "возвращение" в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы (континуитет) того японского государства, которое развязало и проиграло войну.

Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство.

Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном - это решают победители. Новые государства ФРГ, ГДР и Япония - были созданы на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали полным суверенитетом даже через 40 лет. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер - производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности.

Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. во время арабо-израильской войны Министр иностранных дел Вальтер Шеель официально возразил против отправки с территории ФРГ американского оружия в Израиль и использования ее портов и аэродромов, и заявил, что ФРГ не желает ухудшения отношений с арабским миром и выбирает роль нейтрального государства. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре".

Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной - это воля и решение победителей.

Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами - победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония - послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны.

История "Курильского вопроса" и международное право

Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века - Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии.

В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей - айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани.

Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности.

Японские дипломаты полагают, что в последние годы получили неопровержимое доказательство "изначальной" принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов. Речь идет об инструкции адмиралу Путятину, с которой он отправился на переговоры с Японией в 1853 году. Этот архивный документ был при А. Козыреве "любезно" предоставлен Японии из архивов российского МИД сотрудниками козыревской школы - действие, во все времена считавшееся несовместимым со служебной и ведомственной этикой дипломата - попросту предательство. В инструкции к переговорам 1854 г. Николай I полагал возможным при определенных условиях согласиться на настояния Японии и признать, что "из островов Курильских южнейший, России принадлежащий есть остров Уруп"... так, чтобы "от нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией".

Японская сторона, и такие "российские" дипломаты как Г. Кунадзе и дp. трактуют эти слова как доказательство того, что спорные острова и до 1855 г. не принадлежали России, и что само русское правительство это знало и якобы не считало Курилы южнее Уpупа российской территорией. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа.

Граница между Россией и Японией к этому моменту еще не была формально закреплена в международном двустороннем договоре, что и предстояло сделать. Само построение фразы "как и ныне она в сущности есть", как раз говорит о том, что по мнению Государя имелось расхождение между долженствующей границей в силу принадлежности островов России, и той линией, которую "в сущности", то есть в реальных обстоятельствах приходилось соблюдать, чтобы избежать острых столкновений с Японией, претендующей на территории. У России не хватало достаточного и способного к самозащите населения, хозяйственной инфраструктуры и вооруженных постов на Дальнем Востоке, то есть не было военно-политических возможностей реально осуществлять свой суверенитет над этими островами в условиях постоянных посягательств японцев. Сложнейшая международная обстановка накануне Крымской войны заставляла вести себя так, чтобы не активизировать остроту взаимоотношений, то есть "в сущности" отступить от своих исторических прав.

Упомянутые русско-японские договоры как любые территориальные размежевания являются отражением соотношения сил и международной обстановки. Симодский трактат был заключен в разгар Кpымской войны, когда английские и французские эскадры хозяйничали в Охотском море. Петpопавловск-Камчатский был осажден, и, хотя атака английского десанта была отбита, порт даже был эвакуирован в Николаевск-на-Амуpе. В любой момент англичане могли высадиться на Курилах, которые не были формально разграничены в международном договоре. Для России было безопаснее пойти на такое разграничение, при котором часть островов оказалась бы под юрисдикцией слабой в военно-моpском отношении Японии, зато не подверглась бы оккупации сильнейшей военно-моpской державы - Великобритании. К тому же большим успехом считалось согласие Японии торговать продовольствием с Россией, которая не могла содержать свои военные посты на Сахалине и Курилах из-за хронической нехватки продовольствия. Япония же, проводившая политику полной изоляции, долгое время категорически отказывалась продавать даже соль и муку.

Откровенно антироссийскую роль играли уже тогда США, начавшие массированное внедрение в Дальневосточно-Тихоокеанский регион. Одним из главных препятствий на пути своей экспансии США считали Россию, а инструментом против нее - Японию. Амеpиканские миссии постоянно убеждали Японию не соглашаться на признание южного Сахалина российским и внушали, что Россия стремится захватить Хоккайдо. Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. открыто выражала надежду на то, что в результате сотрудничества Соединенных Штатов и Японии будет достигнуто "уменьшение владений России в восточной части Азии".

Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. об обмене территориями. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав. Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С.Ю. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. сохранить южный Сахалин, ссылаясь на договор 1875г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение.

Американский посол в России, как информатор японцев в 1905-м

Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, "принимали близко к сердцу дело всеобщего мира", который мог привести к столь желанному "уменьшению владений России в Южной части Азии". Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская "будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы". Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии.

К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. через обмен телеграммами между Т. Рузвельтом и Кацурой - японским премьер-министром, Япония отказывалась от "намерений" в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. (На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции). Имея за спиной такой "американо-японский союз", Т. Рузвельт, взявший на себя роль "честного маклера", не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О.А. Трояновского и с превосходным анализом А.А. Трояновского старшего. Исии стал потом министром иностранных дел Японии и автором известного соглашения о специальных правах в Китае "Соглашения Лансинг - Исии" 1917г.

На Портсмутской конференции японская делегация требовала не только все Курилы, но и весь Сахалин, и денежную контрибуцию. Россия в лице графа С.Ю. Витте возражала, проявляя, по выражению Исии, "истерическое упрямство", и отказывалась вообще платить какую-либо контрибуцию. Из мемуаров ясно, что Япония настолько была истощена войной и желала скорейшего заключения мира, что к концу переговоров готова была согласиться на принадлежность всего Сахалина России без всякой денежной компенсации. Это было неизвестно ни Петербургу, ни российской делегации, но решение уступить было принято именно японским правительством. В Портсмут были отправлены соответствующие инструкции, предписывавшие японской делегации в случае дальнейшего упорства русской делегации согласиться на сохранение всего Сахалина за Россией.

В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований в отношении Сахалина, Россия пребывала в полном неведении об этих намерениях, Вашингтон же был немедленно кем-то осведомлен об этой не устраивающей его перспективе, и США взялись "помочь". Насколько США хотели бы "уменьшить владения России", явствует из телеграммы Т. Рузвельта Николаю II. Американский "миротворец" пугал непреодолимыми претензиями Японии, и ее решимостью возобновить военные действия, грозя, что "продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал", то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер испросил аудиенцию и стал уговаривать Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Т. Рузвельта в деле "уговорить" Японию отказаться от контрибуции. Николай II в целом "упорствовал", но потом "мимоходом, как бы про себя заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии...". Информация о потенциальной готовности России уступить южный Сахалин была немедленно передана президенту Т. Рузвельту, и меньше чем за сутки стала известна японской стороне. Исии в мемуарах всячески отрицает предположение (естественно возникающее у читателя) о том, что американский президент мог передать эти сведения в Токио, тем не менее, факты говорят об обратном.

Счастливым обстоятельством для Японии была и 14-часовая разница во времени между Токио и Портсмутом. Исии успел встретиться с премьер-министром, который сначала усомнился в достоверности сведений. Военный министр предупредил Исии, что тому придется сделать харакири, если информация окажется ложной. Но Исии был уверен в надежности канала связи. Можно предположить, что этот самый канал уже зарекомендовал себя, осведомив Рузвельта о решении японцев смириться с условиями русских. Разумеется, Исии описывает получение этой информации как чистую "случайность" в ходе беседы с "одним другом" "в одной из иностранных миссий в Токио", в которой он "узнал о том, что произошло во время царской аудиенции". Исии настоял, чтобы немедленно были отозваны старые и посланы новые инструкции. Японская делегация отложила очередное заседание, затем, следуя новой инструкции, сделала следующее заявление: "Императорское правительство решило в знак своего миролюбия отказаться от требований на весь Сахалин и делает последнюю уступку, удовлетворяясь южной половиной острова". Из всего видно, что дипломатия Витте, получившего прозвище "графа Полусахалинского", не была удачной. При некоторой твердости Россия не потеряла бы южной части Сахалина.

Что решено в Ялте, Потсдаме и Сан-Франциско?

Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой нынешнего подхода к проблеме Курильской гряды, это решения держав в Ялте, Потсдаме и Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году 51 государством во главе с Соединенными Штатами. В соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин "навечно" возвращались Советскому Союзу. Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР.

В тексте, составленном даже без СССР, говорилось, что "после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем ". Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции - утрату Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N677 от 29 января 1946г. с указанием, что из под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.

СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.". Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США.

Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии - статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. Теперь острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает "особую географическую единицу" - "Южные Курилы" (с заглавной "Ю") - Кунашир и Итуруп. Это, безусловно, географическая "новация", даже Британская энциклопедия недвусмысленно указывает на Кунашир и Итуруп как на "крупнейшие из Курильских островов". Любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие, поскольку Курильская гряда имеет все признаки такой классификации.

Однако полная ясность у США и Японии в отношении того, что в Сан-Францисском договоре Япония отказалась от всех Курильских островов, не вызывает сомнений. Так, книга американского автора Д. Риза "Захват Советами Курильских островов" в японских библиотеках хранится в спецхране - она содержит выдержку из справочника военно-морского флота США, выпущенного в 1943г. на случай военных операций в этом районе. В справочнике перечислены все "Курильские острова" с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. В книге цитируется запись беседы А. Даллеса с Иосидой - тогдашним министром иностранных дел Японии, который спрашивал, нельзя ли представить дело так, чтобы ялтинско-потсдамское решение не распространялось на южные острова Курильской гряды. Даллес ответил, что такое кардинальное изменение предшествующих согласований потребовало бы многолетних споров, что задержит получение Японией полного суверенитета на неопределенное время. Так что Япония осознавала, каких островов она лишается.

Высокопоставленный японский чиновник Нисимура - директор Отдела мирного договора МИД Японии, представляя условия Сан-францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что "понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные". В ответ на упреки националистов, Нисимура ответил в парламенте, что "утрата суверенитета влечет для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории".

Спокойно надо относиться и к Советско-японской декларации от 19 октября 1956г., в которой было прекращено состояние войны, а также заявлено о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан, но после заключения мирного договора. Декларация отличается от договора и является протоколом о намерениях. За это время Япония заключила договор о военном сотрудничестве с США, закрепивший бессрочное пребывание американских вооруженных сил на ее территории. На островах не преминули бы появиться войска третьей стороны - Соединенных Штатов. При всей недальновидности заявления Хрущева, в нем речь идет не о "возвращении", а о "передаче" , то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Несостоятельны и заявления о том, что для нормальных взаимоотношений якобы необходим мирный договор. В международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового. Не было мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне Указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" навеки забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики фантастически разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

История Курильских островов

История вопроса

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639-1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854-1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), - говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904-1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., - те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2-3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX-начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60-80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос - неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена»)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев - есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3-4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это - район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, - ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия - Япония - США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, - то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» - Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 - 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы - Хоккайдо - Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.
Источник

Что-то какая то нездоровая суета началась вокруг островов. Надо бы поизучать вопрос по подробнее.

На самом деле в курильском вопросе стоит разобраться хотя бы для того, чтобы иметь некое представление о самом вопросе. Собственно, чего японцы так упорно продолжают отстаивать линию возвращения своих «северных территорий»?
С одной стороны, все понятно. Японцам очень нужны территории вообще и в частности Курилы. Более того, японцы считают, что у них по-прежнему есть все права на Южные Курилы. Мотивация - «незаконный» захват островов плюс упование на Декларацию 1956 года, которую признает Россия. Но тут стоит поподробнее.

Прежде всего стоит разобраться в том, как исторически складывались отношения между Россией и Японией вокруг Курильских островов.

Востоковед, доктор исторических наук и профессор Восточного университета А. Кошкин утверждает, что Курилы стали частью Российской империи еще в первой половине XVIII века, когда начали появляться первые сообщения о сборе ясака (натурального налога, в основном пушниной) с айнов - коренных жителей островов Уруп, Итуруп и Шикотан Курильской гряды. Уже в 1779 году императрица Екатерина II объявила айнов (или, как тогда их называли, «мохнатых курильцев») подданными империи, а всякие поборы с них были строго-настрого запрещены. Впоследствии Екатериной II все Курильские острова (включая южные) были официально объявлены российской территорией.

Цитата:

«Вся Курильская гряда, вплоть до северных берегов Хоккайдо, обозначалась как составная часть Российской империи в Атласе для народных училищ 1780-х гг., в Атласе Российской империи 1796 года, а также на «Новейшей географической карте России» 1812 года... В документе от октября 1792 г. глава центрального правительства Японии Мацудайра признавал, что «район Нэмуро (северный Хоккайдо) не является японской землей» ... Весь остров Хоккайдо официально перешел под власть центрального правительства Японии лишь в 1854 году» .

По словам историка, к моменту, когда японцы впервые попали на Итуруп, жившие там айны уже свободно владели русским языком и даже могли выступать в качестве переводчиков! Сами по себе эти факты уже не позволяют японской стороне заявлять о «коренной принадлежности» Курильских островов.

Спустя десятилетия крайне проблематичных отношений между двумя странами ситуация начала обостряться. И не последнюю роль в этом сыграли интриги со стороны Великобритании, Голландии и ряда других держав Старого Света (которые в несравнимо большей степени, чем сами японцы, были обеспокоены экспансией России на Дальний Восток). В результате Япония начала всё активнее предъявлять претензии на острова. А Россия, в свою очередь, предпринимала многочисленные безуспешные попытки наладить дипломатические и торговые отношения с восточным соседом.

Уже тогда японцы четко поняли, что русские имеют большую заинтересованность в налаживании торговых и дипломатических отношений на востоке Империи. Ибо отдаленность дальневосточных окраин вызывала трудности в логистике и снабжении, а торговля с Японией могла в существенной степени решить многие проблемы. Впоследствии это стало ключевой константой, определявшей японскую неуступчивость при ведении переговоров.

26 января (7 февраля по новому стилю) 1855 года в городе Симода вице-адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи был заключен «Симодский трактат» . При этом для того, чтобы добиться от Японии открытия для торговли портов Нагасаки, Симода и Хакодатэ, России пришлось пойти на существенные территориальные уступки. Согласно второму пункту трактата, граница между двумя государствами стала проходить «между островами Итурупом и Урупом... Что касается острова Карафуто [Сахалина], то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени».

Япония в итоге получала в свое ведение острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, которые раньше официально принадлежали Российской империи.
(Забегая чуть вперед, отметим, что день подписания «Симодского трактата» в Японии, начиная с 1981 года, отмечается как «День северных территорий». И совершенно понятно, почему японцы актуализировали эту дату.)

25 апреля (7 мая) 1875 года министром иностранных дел Российской империи А. Горчаковым и японским вице-адмиралом Эномото Такэаки был подписанПетербургский договор . Согласно этому документу, Россия в обмен на безраздельное пользование Сахалином, отдала все принадлежащие ей на тот момент 18 островов Курильской гряды севернее о. Уруп . При этом граница между державами с момента подписания проходила через пролив между мысом Лопатка полуострова Камчатка и островом Шумшу.

Заключение этого договора обусловливалось желанием двух сторон положить конец конфликтам между торговцами и моряками, а также прочими неудобствами, накопившимся в связи с совместным пользованием Сахалином.

Профессор А. Кошкин таким образом разъясняет ситуацию: «Хотя договор 1875 года нередко именуют «обменным», в действительности речь идет... о сдаче Курил в обмен на формальное признание Японией российских прав на Сахалин, который и так фактически принадлежал России... Россия была вынуждена пожертвовать своей территорией, которая была официально, в том числе с точки зрения международного права, признана таковой по Трактату 1855 года. А «обмененные» японские права на Сахалин не имели никакого юридического оформления. Поэтому утверждения о том, что Петербургский договор 1875 года «был по-настоящему равноправным договором», справедливы лишь для Японии. Россия же, как и в 1855 году, ради добрососедства с Японией вновь пошла на существенные территориальные уступки».

Итак, в результате недальновидной политики Российская империя лишилась существенной части своей территории, практически ничего по существу не получив взамен, идя на беспрецедентные уступки ради налаживания добрососедских отношений (которые в итоге так и не сложились).

Такой граница между двумя государствами сохранялась в последующие 30 лет, вплоть до 23 августа (5 сентября) 1905 года, когда Россия потерпела поражение в Русско-японской войне. Япония на правах победителя и по результатам Портсмутского мирного договора получила «в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
В дальнейшем Российская империя пережила ряд потрясений: Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую социалистическую революции, Гражданскую войну, во время которой японцы оказывали поддержку войскам адмирала Колчака и атамана Семёнова .

После провала интервенции против Советской России западным державам пришлось налаживать и как-то оформлять отношения с новым государством. В том числе и Японии.

20 января 1925 года между СССР и Японией была подписана Конвенция об основных принципах взаимоотношений (которая фиксировала установление дипломатических отношений). Советский Союз признавал в полной мере порядок, сложившийся в рамках Портсмутского мирного договора. При этом руководство СССР отказалось разделять с правительством царской России политическую ответственность за заключение этого документа. Кроме того, оно проблематизировало все последующие договора между Россией и Японией, заключенные вплоть до 7 ноября 1917 года, предполагая в дальнейшем их пересмотр или даже отмену.

После начала Великой Отечественной войны, когда страны гитлеровской коалиции напали на СССР, Япония придерживалась Пакта о нейтралитете, подписанного 13 апреля 1941 года в Москве.

Атака японских вооруженных сил на американские военные базы в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, произошедшая 7 декабря 1941 года, стала поводом для вступления США во Вторую мировую войну.

Спустя два года, 1 декабря 1943 года, США, Китай и Великобритания выступили с Каирской декларацией , где обозначили ключевые цели войны с Японией. Цитата:

«Три великих союзника ведут эту войну, чтобы остановить и покарать агрессию Японии. <...> Их цель заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала первой мировой войны 1914 года, и в том, чтобы все территории, которые Япония отторгла у китайцев, как, например, Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова, были возвращены Китайской Республике. Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности».

Однако одержать победу над милитаристской Японией без участия СССР было крайне проблематично. Красная Армия, закаленная в боях против нацистской Германии, становилась сильнейшей армией в мире. И уже 11 февраля 1945 года, когда исход войны был предрешен, на Ялтинской конференции СССР США и Великобритания подписали письменное секретное соглашение, согласно которому «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников...».

За участие в разгроме японской армии СССР получал все острова Курильской гряды и о. Сахалин целиком, что фактически означало отмену территориальных уступок царской России Японии по Портсмутскому и Петербургскому договорам.

Уже 5 апреля 1945 года Советский Союз денонсировал вышеназванный Пакт о ненападении с Японией. Таким образом, Каирская декларация плавно сменилась Потсдамской, опубликованной 26 июля 1945 года от имени Великобритании, США и чанкайшистского Китая. В этом документе, помимо требования немедленной капитуляции восточного агрессора, говорилось об ограничении суверенитета Японии до островов Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, без малейшего упоминания Курильских островов (как части Японии).

На таких условиях Япония отказалась капитулировать, что и предрешило дальнейшие действия СССР согласно вышеуказанному соглашению с союзниками.

8 августа 1945 года, через три месяца после капитуляции Германии, во исполнение союзнических договоренностей последовало официальное Заявление Советского правительства.
Цитата:

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая всё еще стоит за продолжение войны. <...> Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира. Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к Заявлению союзных держав от 26 июля сего года. <...>

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что... с 9-го августа Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».

Война закончилась 2 сентября 1945 года. Японией был подписан акт о безоговорочной капитуляции на американском линкоре Миссури. С этого момента начался новый этап в истории Японии под названием «оккупация».

29 января 1946 года американский генерал Дуглас Макартур в рамках Меморандума № 677 исключил Курильские острова (Шикотан и Хабомаи) из состава Японии. Следом, 2 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на вновь обретенных территориях была создана Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР. Годом позже, 2 января 1947-го, была создана Сахалинская область в составе РСФСР.

Примечательно, что «раздел» Японии после ее капитуляции происходил при одобрении и участии союзников в лице США и Великобритании. И этот факт совершенно не укладывается в миф об «агрессии СССР против беззащитной Японии».

8 сентября 1951 года был заключен Сан-Францисский мирный договор между союзниками по антигитлеровской коалиции и Японией.

Заметим, что СССР от подписания этого договора отказался, прежде всего потому, что союзники проигнорировали предложения нашей страны к тексту документа. В частности, в документе не были юридически закреплены территориальные приобретения СССР в соответствии с Ялтинской и Потсдамской декларациями.

Некоторые историки, занимающиеся проблемой российско-японских отношений, обращают внимание на один важный момент. Цитата: «Есть немало свидетельств того, что США сознательно вели дело к тому, чтобы и в случае подписания СССР Сан-Францисского договора противоречия между Японией и Советским Союзом сохранялись. С этой целью сознательно в тексте договора не перечислялись Курильские острова, от которых отказывалось японское правительство, и не было указано, в чью пользу состоялся отказ от этих территорий».

Теперь , осуществив краткий экскурс в историю территориальных споров между Россией и Японией на протяжении XIX–ХХ веков, вплоть до окончания Второй мировой войны, мы подобрались вплотную к Московской декларации от 19 октября 1956 года, о которой шла речь выше.
Этот документ был ратифицирован 8 декабря 1956 года Президиумом Верховного Совета СССР и Правительством Японии.

Декларация закрепляла восстановление дипломатических отношений и факт прекращения войны между странами (однако она не являлась мирным договором). В рамках декларации СССР обязывался оказать поддержку Японии в вопросе принятия ее в члены ООН, отказывался от репарационных претензий, а также шел на еще целый ряд уступок.

Ключевой же уступкой стала статья № 9 :

«Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между СССР и Японией переговоров о заключении мирного договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».

Таким образом, Советский Союз фактически добровольно согласился отдать острова Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора. Смысл подобного рода уступок был в том, что СССР хотел получить нейтралитет Японии в холодной войне. И тем самым избежать появления у своих дальневосточных границ американских военных баз, хотя это и не было закреплено в декларации. Из приобретений СССР получал взаимное «снятие всех претензий, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года». В том числе и территориальных.

Однако то, что могло в данном договоре быть выгодно Японии, было крайне невыгодно США, взявшим курс на холодную войну с Советским Союзом. К тому же наличие территориальных споров между Японией и СССР давало возможность западным государствам «вбивать клин» в отношения между двумя соседями, сохранять напряженность в тихоокеанском регионе.

Вновь обратимся к специалисту по российско-японским отношениям, эксперту Центра стратегических разработок А. Кошкину:

«...Полномочный представитель правительства на советско-японских переговорах 1955–1956 гг. Мацумото Сюнъити признал впоследствии, что, услышав предложение советской стороны о готовности передать его стране острова Хабомаи и Шикотан, он «не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался» <...> Но Госсекретарь США Джон Даллес в августе 1956 года открыто пригрозил: если японское правительство признает советскими Курильские острова, то США навечно сохранят за собой остров Окинава и весь архипелаг Рюкю. И всё же премьер-министр Хатояма Итиро пошел на подписание Декларации, ибо она отвечала интересам Японии. Но вскоре ему пришлось уйти в отставку, а новый кабинет возглавил Киси Нобусукэ [дед Синдзо Абэ], политик, настроенный открыто проамерикански. Его правительство стало уклоняться от дальнейших переговоров с Советским Союзом, а для обоснования такой позиции выдвинуло требование вернуть Японии уже четыре южнокурильских острова, включая наиболее крупные и освоенные - Кунашир и Итуруп...»

Таким образом, либеральный жест Хрущева, по большому счету, надолго актуализировал территориальный спор по южнокурильским островам, который может сыграть не последнюю роль в расшатывании российской государственности. СССР, будучи победителем во Второй мировой войне, в перспективе согласился, пусть и не задаром, но всё же отдать свои территории ранее поверженному противнику.

Япония же, заявив претензию на четыре острова вместо двух, де-факто вышла за рамки Московской декларации. Однако этим всё не окончилось.

Уже 19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимодействии и безопасности», в котором японские власти разрешили американцам в течение 10 лет пользоваться военными базами на своей территории и содержать сухопутный, военно-воздушный и военно-морской контингенты.

А 27 января 1960 года МИД СССР заявил о согласии передать Японии острова Шикотан и Хабомаи только при условии вывода всех иностранных войск с территории своего восточного соседа и подписания мирного договора между двумя странами.
С тех пор ситуация так и находится в подвешенном состоянии.

Японская сторона настаивает на том, что СССР, согласно Декларации 1956 года, обязался отдать два острова без каких-либо оговорок. При этом игнорируется тот факт, что в 9-м пункте декларации сказано: «Фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией » . Российская же сторона адресуется именно к этой позиции.

Заключение

В нынешних условиях Японии нелегко пойти на подписание мирного договора с Россией без предварительного разрешения территориального вопроса. Ибо против этого выступает часть японской элиты и американский союзник, которым ближе другой подход - экспансия на Курилы (с последующим «возвращением северных территорий») через крупные инвестиционные проекты.
Именно к такому компромиссу с Японией подталкивают Россию зарубежные и некоторые российские эксперты. И делают это вполне сознательно.

Соединенным Штатам же сегодня, в условиях новой холодной войны, подлинное сближение России и Японии не выгодно. И они частично допустят его только для того, чтобы, «оторвав» от России в пользу Японии пару островов, «замахнуться» на следующие.
В любом случае нам следует зафиксировать, что первый «компромисс» Путятина–Горчакова, он же - «уступка во имя налаживания торговых отношений», в XIX веке фактически лишил Россию всей Курильской гряды при отсутствии внятного юридического статуса юга Сахалина с последующей утратой всего острова после поражения в Русско-японской войне. Вернуть утраченное мы смогли только во времена СССР в результате победы во Второй мировой войне.

Второй, хрущевский «компромисс», он же - «уступка ради налаживания мира и дипломатических отношений», привел к притязаниям Японии, как минимум, на два южнокурильских острова. И эти притязания длятся до сих пор.
Очевидно, что никакие территориальные уступки не давали в долгосрочной перспективе нашей стране особого положительного результата. И вот уже в XXI веке нам снова навязывают очередной странный «компромисс», он же - «уступка территорий в обмен на инвестиции».



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация