Каланча центральной пожарной станции. Московские пожарные каланчи. Старые фото пожарной каланчи в Сокольниках

Главная / Земля

November 11th, 2017

В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.



Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.


Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184

«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.


Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.

По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».


Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.


Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089


Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722


Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.

Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.

В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.

Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.

Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.

На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.

При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.

В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».

Мне нравится изучать город… выцепишь какую-нибудь деталь силуэта и рассматриваешь как под микроскопом… На этот раз это пожарная каланча.

Согласно Энциклопедическому словарю, Каланча — (тюрк. — от араб. кал а — крепость), во 2-й пол. 18 — нач. 20 вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Активно строить их начали после указа Александра второго от 31 мая 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». С этих пор появились пожарные части при полицейских участках. К ним и пристраивалась или устанавливалась башня — каланча.

До этого простыми горожанами велось дежурство пожарных дозоров. Ими же осуществлялось оповещение и тушение пожаров.

Пожарные каланчи продолжали строить в советское время до появления телефонной связи. После этого необходимость в них отпала. Рост этажности городов в этот период также уже не позволял им выполнять свою функцию.

В дальнейшем и сейчас при пожарных частях все равно продолжают строить башни, но теперь уже для сушки пожарных рукавов, а не как дозорные и сигнальные. Пожарные каланчи, считайте, в красной книге.

В Москве пожарные каланчи строились с конца 18 века и вплоть до начала 1930х гг. На сегодня мне удалось найти около дюжины сохранившихся пожарных каланчей, которые изначально строились как дозорно-сигнальные. Из них 8 являются памятниками архитектуры, половина построены в дореволюционный период (все в 19 веке), 4 построены по типовому проекту в стиле конструктивизма.

Каланча состоит из трех функционально значимых частей: входной группы (1), ствола — вертикальной коммуникации (2) и обзорной площадки (3).

На основе исследования множества архитектурных и объемно-планировочных решений пожарных каланчей можно выделить четыре типа блокировки каланчи и основного здания: изолированный (1), линейный (2), центрально-осевой (3) и угловой (4).

Сам ствол башни бывает только трех типов: прямой (1), сужающийся кверху (2) и составной из прямой и сужающейся части (3). Причем все три типа башен в плане могут быть круглые, квадратные и восьмигранные. Это основные формы планов башен. Видела еще прямоугольный вариант, но крайне редко.

В дозорной площадке главное — это выполнение её функций: кругового обзора, подачи сигнала колоколом или фонарём, защита от погодных условий дежурного. При этом тут архитекторы проявляли свою фантазию. Чаще всего, это самая декоративно украшенная часть башни.

Таким образом, сложилось множество типов дозорных площадок. Ниже те, которые удалось вывести из пожарных каланчей Москвы. Они являются различными комбинациями нескольких приемов: вынос площадки консолью за ствол башни или расположение площадки в границах плана башни, наличие или отсутствие кровли у площадки, наличие опор кровли и размер выхода на площадку.

Ниже мои зарисовки сохранившихся каланчей Москвы. Первые четыре каланчи дореволюционного периода.

Слева направо: Сущевская полицейская часть (ул.Селезневская, 11, стр.1), Хамовнический полицейский дом (Комсомольский проспект, 16, 1897 г.), Рогожская полицейская часть (Николоямская, 54, 1862 г.) и Сокольническая пожарная каланча (ул.Русаковская, 26, 1884 г.).

Слева направо: Пожарная часть №19 (Ленинский проспект, 71а, 1929 г.), Пожарная часть №20 (Ослябинский пер., 2), Пожарная часть №17 (Шоссе энтузиастов, 11, 1929 г.), Пожарная часть №22 (ул. Краснобогатырская, 6, 1927 г.).

Еще обнаружила пару каланчей в руинах, одну из которых собираются реконструировать (ул. Хромова, 40), пару каланчей обшитых сайдингом, их период постройки неизвестен.

Каланчи позднего советского периода и 90х гг дозорной функции не несут и имеют уже другую архитектуру.

В наглядно-художественной форме воссозданы наиболее яркие страницы истории пожарного дела в России. В текущем году эта работа нашла свое отражение в виде красочно оформленного настенного календаря и буклета.

Январь 2013 .

Утилитарное по сути своей сооружение - обычное пожарное депо - напоминает мощную крепость в сочетании с дворцом в стиле модерн. Высота каланчи - чуть более 30 метров. Уверенный почерк мастера-архитектора Г. Саре на века вписал ее в архитектурную историю города. Яркие цветовые контрасты и безупречность силуэта подкупают своей лаконичностью.

Февраль 2013 .

Тем, кто попадает в Суздаль одну из жемчужин «Золотого кольца», непременно бросается в глаза оригинальное, сверкающее новизной и белым великолепием, под стать белокаменным храмам, строение с высокой башней - пожарной каланчой

Март 2013 .

Возведенное в начале 20 века здание пожарного депо в Волгограде стало вершиной инженерной мысли. Площадь новоиспеченного здания пожарной каланчи была весьма обширной: здесь находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарных с шестовым спуском.

Спустя годы после разрушения пожарная каланча восстанавливалась с использованием знаменитой царицынской тычковой кладки, при которой кирпичи устанавливают торцом. На фасаде каланчи сохранилась уникальная версия герба уездного города Царицына конца 19-го века.

Апрель 2013 .

Здание Сущёвской полицейской части великолепный памятник архитектуры 19 века. Оно примечательно высокой пожарной каланчой с площадкой для дозорного. Каланча Сущевской пожарной части - одна из самых старых и хорошо сохранившихся в Москве. В главном корпусе размещались пожарный пост, телеграф, арестантские и административные помещения, квартиры чинов полиции.

Май 2013 .

Историко-культурное значение здания пожарной каланчи в Калуге определяется не столько ее оригинальной и интересной архитектурой, сколько уникальной историей. Это тем более важно, что в Калуге сохранился только один комплекс пожарной части и то лишь частично.

В прошлом веке Управлением внутренних дел Калужской области монахам Оптиной пустыни был безвозмездно передан городской пожарный колокол, который ранее с каланчи оповещал о пожарах.

Июнь 2013 .

Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части - вторая по времени постройка после Сущевской из сохранившихся в Москве каланчей. Верхняя часть каланчи оборудована обходной галереей с ажурными кронштейнами крепления. Шпиль венчают шары - знаки, сигнализировавшие другим пожарным частям о силе пожара.

Июль 2013 .

Внешнему облику пожарных каланчей в 19 веке придавалось огромное значение. На разработку проекта их строительства обязательно объявлялся архитектурный конкурс. В частности, в конкурсе на проектирование угличской каланчи победил известный санкт- петербургский архитектор итальянского происхождения Луиджи Руска.

Здание угличской каланчи - двухэтажное, с мезонином, украшенное монументальным четырехколонным портиком. На нижнем этаже под портиком в 19 в. находились арочные ворота, через которые вывозилось пожарное оборудование

Август 2013 .

Восьмигранная пожарная каланча в Санкт-Петербурге взметнулась на высоту 46 метров. В своё время она считалась одной из высотных доминант города. Здание каланчи упоминается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В нем следователь Порфирий Петрович вёл допрос Родиона Раскольникова.

Сентябрь 2013 .

В 2012 году исполнилось сто лет пожарной каланче в Рыбинске. На сегодняшний день 48-метровая пожарная каланча в этом городе является самой высокой в России. Каланча-юбилярша была построена в августе 1912-го, всего за год.

Пожарная каланча в Рыбинске в своем роде уникальна. Она была построена по абсолютно новой для начала 20 века строительной технологии - из монолитного железобетон.

Октябрь 2013 .

Местные жители в Коврове всегда называли это сооружение «пожарным замком». Из всех пожарных частей Владимирской губернии ковровское пожарное депо по праву считалось наиболее значительным.

Ноябрь 2013 .

В сентябре 1899 года на заседании Городской Думы было предложено вместо старого ветхого здания пожарного обоза возвести новое каменное с помещениями для служителей, конюшен и смотровой каланчой с пожарным колоколом. Уже через год началось строительство по проекту вологодского архитектора И. И. Павлова. Лишь к осени 1907 года здание было окончательно достроено и 19 октября состоялся молебен по случаю размещения в нем пожарного обоза. На фасаде каланчи были расположены куранты. Они играли мелодию песни, посвященную Сыктывкару. Можно с уверенностью отметить, что здание пожарной каланчи является не только памятником архитектуры, но и неофициальным символом

Декабрь 2013 .

Пожарная каланча в Костроме - уникальный памятник архитектуры эпохи классицизма. Она расположена на главной площади города, носящей имя Ивана Сусанина, и является ее высотной доминантой. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. Возведена пожарная каланча по задумке Баумгартена К.И. - губернатора Костромы, который решил, что она « с одной стороны, будет услаждать взгляд в силу своей эстетической ценности, а с другой - обезопасила бы обывателей от пожарных ситуаций».

Деревянная башня пожарной каланчи, стоящая в самом центре города, - самое высокое здание на романовской стороне Тутаева

Продолжаем нашу серию статей «Пожарные каланчи России».

Здание знаменитой пожарной каланчи, расположенное в Сокольниках и прославившееся своей красотой далеко за пределами города Москвы без преувеличения можно назвать символом этого района. Это строение представляет собой не только большую историческую и архитектурную ценность, но и на протяжении более 130 лет выполняет очень важную функцию – именно здесь размещается пожарно-спасательная часть № 12 и именно здесь несут службу те, кто всегда первыми приходят на помощь, а ради спасения человеческой жизни, готовы каждый день рисковать собственной.

В далеком XIX веке , когда все постройки были деревянными, пожары были далеко не редкостью, и зачастую приобретали небывалые масштабы, уничтожая по несколько дворов за раз. В селе Сокольники на тот момент собственной не было, поэтому 14 мая 1863 года жители обратились к обер-полицмейстеру с просьбой дать разрешение на постройку здания пожарной части. Просьба жителей была передана в городскую думу, и после процедуры рассмотрения одобрение было получено. На то, чтобы собрать деньги у жителей села ушло долгих 18 лет. После того как необходимая на строительство сумма в размере двадцати тысяч рублей была собрана, объявили тендер на проект здания пожарной части с каланчой. Лучшим был признан проект, который представил архитектор Максим Геппенер . На строительство здания из красного кирпича – по тем временам редкого и дорогостоящего материала ушло 3 года. В 1884 году пожарная часть с каланчой, увенчанной обходной галереей на которой постоянно находился дозорный, стало возвышаться над Сокольниками. Так началась история пожарной каланчи в Сокольниках.

Старые фото пожарной каланчи в Сокольниках

Внутри новой постройки разместился полицейский участок и пожарная часть, в которой несли службу 40 человек личного состава. Срок службы по тем временам составлял 25 лет, поэтому пожарные жили в части вместе с семьями. На вооружении у Сокольнической пожарной команды в конце XIX века – начале XX века было 30 лошадей, линейка, рукавный возок, 2 бочки и пр. приспособления. На обходной галерее постоянно дежурил пожарный-дозорный, который при пожаре вывешивал шар, флаг или фонарь и давал звуковой сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей. Первая паровая машина мощностью 40 лошадиных сил, механическая лестница и другие, инновационные по тем временам, технические средства появились на вооружении только в конце 1910 года .

Профессия пожарных неизменно связана с риском для жизни и в 12 ПСЧ, к сожалению, не обошлось без потерь. 7 мая 2001 года во время ликвидации пожара на складе Бабаевской фабрики при исполнении служебного долга трагически погиб начальник караула капитан внутренней службы Андрей Валентинович Малышев. Награжден орденом «Мужества» посмертно. С тех пор он навечно в строю и, так же как и при жизни, остается примером для молодого поколения бойцов.

Сейчас личный состав 12 ПСЧ, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей – тушения пожаров и спасения людей, активно участвует в спортивных соревнованиях, которые регулярно проводятся среди пожарно-спасательных подразделений, и занимает почетные призовые места. Также оказывает большую помощь в работе, которая проводится с взрослым населением и подрастающим поколением – в 12 ПСЧ проходят экскурсии для всех желающих, на которых пожарные рассказывают о том, как проходит служба в МЧС, показывают как устроен быт в пожарно-спасательной части и демонстрируют пожарно-спасательную технику и боевую одежду. Праздничные мероприятия на территории Восточного округа столицы и масштабные пожарно-тактические учения тоже не обходятся без участия огнеборцев 12 ПСЧ – как правило, профессионализм и оперативность, которую бойцы демонстрируют во время ликвидации условного пожара и отработке действий по спасению так называемых «пострадавших» приводят зрителей в восторг.

;

Одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади . Архитектор П. И. Фурсов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Пожарная каланча в Костроме - год основания, высота, история

    Пожарная каланча - Прогулки по улицам Костромы (37 выпуск)

    Кострома.Вид на город с пожарной каланчи / Kostroma. View of the city from the Fire Tower: 1960

    Субтитры

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны . В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком , состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.

После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация