Как писать электронный источник в списке литературы. Оформление списка литературы

Главная / Земля

Как правило, экзаменационная комиссия во время защиты дипломного проекта большое внимание обращает на то, какие источники использовал студент в своем исследовании. А они, как и все остальные элементы работы, должны строго соответствовать общепринятому регламенту. Касается это и других видов аттестационных работ – курсовой, отчета по практике и т.д. Именно по причине важности библиографического списка в структуре файла и создана эта статья. В ней мы поговорим о требованиях, которые выдвигаются к внешнему виду списка источников, и приведем пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018. Забегая наперед, отметим, что в новом учебном году новый ГОСТ не принимался, и студенты продолжат пользоваться стандартами прошлых лет. Ниже напомним их.

Если же у вас возникли трудности с оформлением списка литературы или любым другим компонентом реферата, контрольной, курсовой или дипломной работы, напишите об этом нам! Коллектив авторов с огромным опытом написания студенческих работ в самые сжатые сроки напишет и оформит исследование по любому предмету. Для нас не существует сложных тем!

Понятие списка литературы в студенческой работе

Библиографический список, список литературы, список использованных источников – это синонимы, обозначающие одно и то же понятие. Им называют перечень литературных источников (книг, статей, электронных ресурсов), информация из которых использована в тексте диплома, курсовика и т.д.

Пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 демонстрирует, что все источники должны быть расположены в определенном порядке:

  1. в первую очередь указываются законодательные акты (международные, государственные, муниципальные) и официальная статистика;
  2. далее следуют источники на русском языке;
  3. после них в алфавитном порядке располагают книги и документы, изданные на иностранных языках;
  4. в завершение указываются электронные ресурсы, использованные для написания текста.

Полагаем, что с очередностью типов источников в списке разобрались. Далее следует вопрос о том, в каком же порядке располагать источники каждого типа. Стандартно, и ГОСТ с этим соглашается, располагают книги и статьи в алфавитном порядке, по фамилии автора. Очень редко, но все-таки встречается хронологический порядок расположения, по мере упоминания источников в тексте.

Пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 (книги и статьи с одним или несколькими авторами)

Приведем пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 для источников с одним или несколькими авторами (учебники, монографии и т.д.).

Общепринятая схема здесь такова: фамилия автора, инициалы (после запятой или без нее), наименование книги, косая черта, после которой указывается тип книги.

Более наглядно эту схему демонстрирует пример:

  1. Пример оформления книги: Галов, М. Т. История средних веков. Ч.2. Древние Греция и Рим / М. Т. Галов. – 2-е изд., доп. – М.: Юника, 2016. – 333 с.
  2. Пример оформления журнальной статьи: Арманова, Л. Г. К вопросу об установлении империи в Риме / Л. Г. Арманова // Вопросы истории. – 2016. - №3. - С. 20-25. Здесь применяется стандартная схема оформления статьи: автор – название статьи – наименование журнала – год выпуска – номер страницы).
  3. Пример оформления электронного источника: Протченкова, Т. М. Психологический словарь [Электронный ресурс] / Т.М. Протченкова / Р. М. Никеев // Психология: науч.-метод. журн. – 2014.- № 15. – Режим доступа: http://… – (Дата обращения: 20.09.2018).

Список литературы по ГОСТу 2018 для источников с тремя и более авторами

Обратите внимание на то, как оформляются в списке источники с несколькими авторами.

  1. Книги до 3-х авторов. Пример: Иванова, Г. М. Психология конфликта: учебник / Г. М. Иванова, В. М. Костюк, К. Д. Петрук. – М.: Психология, 2016. – 532 с.
  2. Книги с 4-мя и более авторами (после названия книги через косую черту идет один автор). Методика преподавания физики в школе: сб. ст. / В. С. Кучин [и др.]; под ред. В. C. Кучина - 2-е изд. - СПб: Академия, 2014. - 196 с.
  3. Книги с авторским коллективом (после косой черты указывается редактор или составитель): Математический анализ: сб. ст. / под ред. К. Л. Буток. – М.: Издательство научно-методической литературы, 2013. – 213 с.

Об оформлении страницы с библиографическим списком

Список литературы, как и другие структурные элементы работы, начинается с чистого листа. Пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 демонстрирует, что в первой строке, выравненной по центру, указывается наименование СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (заглавными буквами).

Оформление списка литературы в курсовых и других видах проверочных работы регулируются ГОСТ 7.1-2003 «Библиографический список. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» Все источники нумеруются по порядку начиная с 1. Разные типы источников (книги, научные статьи) разделяются заголовка, после которых исчисление продолжается. Самым популярным источником в списке литературы являются книги. Создавая оформление списка литературы по госту в 2019 году необходимо указать следующие данные, в строгой последовательности:

  • Имя основного автора и инициалы
  • Полной название книги:
  • Тип книги или научной работы /
  • Полный список авторов и соавторов (фамилия инициалы)
  • Редакция:
  • Издательство –
  • Количество страниц

Ниже приведем несколько примеров списка литературы в книгах.

Правила оформления списка литературы

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

  • международные законодательные акты – по хронологии;
  • Конституция РФ;
  • кодексы – по алфавиту;
  • законы РФ – по хронологии;
  • указы Президента РФ – по хронологии;
  • акты Правительства РФ – по хронологии;
  • акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

Образец оформления списка литературы

На книгу

  1. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. – М.: Университетская книга, 2004. – 770 с.

На статью из журнала

  1. Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Проблемы управления. – 2003. – № 3. – С. 39 – 48.
  2. Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. – 1978. – Vol. C-27, N 6. – P. 509 – 516.

На статью из сборника

  1. Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика: теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. – Барнаул, 2002. – С. 80 – 111.

На доклад из сборника трудов конференции

  1. Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования и исследования алгоритмов деформируемых конфигураций // Тр. междунар. конф. “Идентификация систем и задачи управления” SICPRO’2000 / Ин-т пробл. упр. – М., 2000. – С. 5 – 9.
  2. Hu B., Mann G., Gosine R. How to evaluate fuzzy PID controllers without using process information // Proc. of the 14-th World Congress IFAC. – Beijing, 1999. – P. 177 – 182.
  3. Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных процессов // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IX междунар. конф. – М., 2001. – С. 150 – 155

На автореферат диссертации

  1. Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф… дис. канд. техн. наук. – Липецк: ЛГТУ, 2002. – 20 с. или Автореф. дис… д-ра экон. наук.

На книгу под редакцией

  1. Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с.

На авторские свидетельства и патенты

  1. А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин // Бюл. – 1981. – № 12. – С. 136.
  2. Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. – 2001. – № 1. – С. 96.
  3. Пат. 4050242 США. Multiple bypass – duct turbofan and method of operating same / D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77.

Если четыре автора:

На книгу

  1. Общая теория систем / А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров, К.А. Козлов. – СПб.: Научная мысль, 2005. – 480.

На статью

  1. Специальная теория систем / А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин, З.Я. Залкинд // Проблемы науки и техники. – 2005. – Т. 1, № 3. – С. 31 – 42.

Если авторов более четырех: На книгу

  1. Методология общей теории систем / А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров и др. – СПб.: Научная мысль, 2005. – 480 с.

На статью

  1. Методологические аспекты теории систем / А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин и др. // Проблемы науки и техники. – 2005. – Т. 2, № 5. – С. 61 – 69.

Любая научная работа, будь то диплом, курсовая или реферат, основывается на кропотливом сборе информации из многочисленных и разнообразных источников. Готовый труд завершает длинный список используемой литературы – библиография. Это основное доказательство широкой эрудированности автора и глубины его исследования. Просмотрев список литературы, можно с лёгкостью определить, насколько актуальна работа; не устарели ли данные, на которых она основана; заслуживают ли доверия перечисленные источники.

Общие правила оформления списка литературы

Оформлять список литературы необходимо в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, который прописывает общие требования к подготовке . Может создаться впечатление, что нет ничего проще составления списка из имён авторов и названий их книг, однако это иллюзия, поскольку при выполнении этой процедуры нужно обращать внимание на каждую точку, каждую запятую и каждый пробел.

Многие учебные заведения и даже отдельные преподаватели, в целом, подчиняются правилам, оговоренным в ГОСТ, но при этом вносят в них небольшие изменения для своего удобства. Они выпускают собственные методички, которым должны следовать их обучающиеся при формировании списка используемой литературы. Поэтому при наличии разночтений следует предпочесть правила конкретного вуза или преподавателя, даже если они противоречат ГОСТ.

Противоречия доходят даже до названия списка источников информации. Разные вузы называют его библиографией, библиографическим списком, списком используемой или использованной литературы. Поэтому даже в такой мелочи лучше руководствоваться указаниями вашего вуза или преподавателя. Если же вам не предъявлено никаких конкретных требований касательно заголовка, смело пишите «Список использованной литературы» или «Библиографический список».

Внимательно отнеситесь к литературе, которую собираетесь указывать в списке. Она должна соответствовать определённым требованиям:

  1. Современная литература. Необходимо указывать источники последних 5 лет, поскольку актуальность при или курсовой весьма важна. Исключение касается работ, посвященных истории, поскольку опора на более старые источники в этом случае оправдана. Однако и здесь следует отдать предпочтение современным источникам, чтобы менее половины материалов было датировано началом текущего или концом прошлого веков.
  2. При указании источников необходимо уделить больше внимания монографиям и научным статьям, опубликованным в журналах или сайтах, и одновременно избегать излишнего нагромождения стандартных учебных пособий.
  3. При опоре на законы и прочие нормативные акты следует цитировать и указывать их последнюю редакцию, а также указывать дату их первой публикации.
  4. Разнообразие источников. Современная научная работа опирается как на физические, так и на электронные носители информации, поэтому интернет-сайты обладают не меньшей ценностью, чем традиционные бумажные книги и журналы.

Порядок указания источников в списке литературы

Для облегчения чтения библиографический список должен быть строго структурирован и разделён на категории: законы, книги, пресса, сайты и проч. Поэтому такая разбивка требует времени и предварительной подготовки. Сначала разделите все свои источники на соответствующие категории, оформите каждое наименование в соответствии с ГОСТ, а уже в завершении работы отсортируйте пункты внутри каждой группы в алфавитном порядке. Чтобы сделать это автоматически, выделите список и нажмите на кнопку «Сортировка» (она находится в в главной вкладке). Появится диалоговое окно, где потребуется выбрать параметр «По возрастанию».

  1. Официальные документы. Они занимают первое место в библиографическом списке, причём располагаются в определённом порядке, где первенство отдаётся Конституции. За нею следуют Кодексы и законы. Следом перечисляются Указы Президента и Постановления Правительства. Завершают список нормативные акты меньшей важности, например, приказы, письма и т.д.
  2. Книги. Пункты с книгами перечисляются в алфавитном порядке относительно фамилий их авторов.
  3. Статьи в журналах. Принцип алфавитного порядка схож с правилами перечисления книг.
  4. Электронные ресурсы. Статьи, опубликованные в интернете, обычно подписываются именем автора, поэтому не составит труда расположить использованные электронные ресурсы в алфавитном порядке относительно фамилий авторов.

Правила оформления источников разных видов по ГОСТ

Нормативно-правовые акты

Библиографическая запись нормативно-правового акта начинается с заглавия, например, «Об аудиторской деятельности» или «О средствах массовой информации». Далее ставится двоеточие и раскрывается, к какому виду относится описываемый документ. Это может быть федеральный закон, постановление Правительства РФ, указ Президента РФ и т.д. Через запятую указывается дата принятия этого законодательного материала. Сначала в двузначном формате ставится число, далее месяц, а затем год полностью, в четырёхзначном виде, например, 01.08.1982. В конце даты не нужно писать слово «год» или сокращённо «г.». Через две косые черты описывается название источника (книги, статьи в журнале или сайте, откуда вы прочли текст данного нормативно-правового акта. После точки и тире пишется год издания, дальше повторяется тире и, если ваш источник – книга, укажите город издательства, его название и количество страниц. Если ваш источник – статья из газеты или журнала, укажите номер, дату и месяц издания и номера страниц, на которых напечатан законодательный акт.

Пример:

О защите прав потребителей: федер. закон от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) // Российская газета. – 2018. – № 32. – С. 4-14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – М.: Дрофа, 2016. – 1544 стр.

Книга с одним автором

Пожалуй, самый лёгкий вариант. Строка начинается с фамилии автора, за которой следуют его инициалы. Между фамилией и инициалами обязательно должна стоять запятая! После инициалов следует название книги с заглавной буквы (обратите внимание, что не нужно заключать название в кавычки!). Далее ставится косая черта («/»), позади которой повторяется имя автора, но уже в обратном порядке: инициалы предшествуют фамилии. Затем ставятся точка и тире, после чего указывается город и издательство. Между этими данными обязательно должно быть двоеточие. Названия таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, сокращаются до «М.» и «СПб», остальные города пишутся полностью. Название издательства, как и книги, в кавычки не заключается. Следующие данные, которые обозначаются в строке: это год издания и количество страниц. Год следует прописать целиком, в четырехзначном формате. Между названием издательства и годом идёт запятая, после указания года – тире. Строку завершает строчная буква «с» (что значит «страницы») с точкой.

Образец:

Фамилия, И.О. Название книги/ И.О. Фамилия – М.: Издательство, 2018. – 300 с.

Книга с двумя или тремя авторами

Описание книги с двумя или тремя авторами мало отличается от правил, описанных выше и касающихся книг с одним автором. Разница состоит в том, что в самом начале строки указывается имя только одного автора, который указан первым. После косой черты нужно перечислить уже всех авторов, начиная с того, чье имя указано в начале строки.

Образец:

Иванов, И.И. Современная экология/ И.И. Иванов, П.П. Петров – Спб.: Издательство, 2016. – 404 с.

Книга с 4 и более авторами

Если книгу написали 4 или более авторов, необязательно перечислять их всех. Достаточно в начале строки упомянуть первого автора (он считается главным), после косой черты повторить его имя, а затем в квадратных скобках скромно заявить о существовании остальных авторов.

Образец:

Иванов П.С. Современная психология/ П.С. Иванов [и др.] – Ярославль: Издательство, 2015 – 234 с.

Статья в журнале

Как и в описании книги, строку следует начинать с фамилии и инициалов автора. После чего следуют название статьи, косая черта, инициалы и фамилия автора. Далее две косые черты и название журнала, где размещена статья. Границу между блоками информации обозначают точка и тире, после чего указываются год, номер выпуска журнала и диапазон страниц, на которых напечатана статья. Обратите внимание, что каждый блок информации отделяется точкой и тире, а буква «С», означающая «страницы», — заглавная.

Образец:

Юзова, Е.В. Кризис экономических моделей / Е.В. Юзова // РБК. – 2018. - №2 – С. 31-34.

Электронный ресурс

ГОСТ 7.82–2001 подробно рассказывает, как следует ссылаться на электронный ресурс, будь то сайт или статья, опубликованная в нём. Первым указывается фамилия и инициалы автора материала, размещенного в интернете; далее идёт название. В квадратных скобках обязательно прописывается фраза «Электронный ресурс», после чего ставятся точка и тире. Это граница следующего блока, где после фразы «Режим доступа» и двоеточия указывается адрес ссылки. В завершении строки обязательно упоминается дата посещения сайта.

Образец:

Сорокина М.В. Родительские установки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/10105-roditelskie-ustanovki (25.04.2018)

Хотя библиографический список представляет в упорядоченном виде все используемые источники, по мере цитирования в тексте необходимо упомянуть конкретный источник в сносках.

Май 11, 2018 Mariya Zhukova

НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ В 2018 ГОДУ С ПРИМЕРАМИ

Пользоваться нужно следующими документами:
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

*************************************************

Записи в списке литературы должны быть пронумерованы. После номера приводят само описание издания в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления" . Списки литературы набирают шрифтом такого же размера, как и в основном тексте. Ниже приведены примеры описаний в списках литературы.

Моноиздания

Описание книг (монографий, учебников и т.д.) составляется под фамилией автора или под заглавием. Если авторов не более трех, то оно проводится под фамилией автора или авторов. Если у книги четыре и более авторов, то под названием.

Фамилия автора, инициалы. Название издания / Информация о переводе и редакторе, если они есть. Место издания.: Издательство (издающая организация), год выхода издания в свет. (Допускается указывать только место издания, год выхода издания, если нет точного указания издательства). Количество страниц. Например:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М.: Наука, 1976. - 383 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Рус. язык, 1983. - 269 с.

3. Wierzbicka A. Lingua Mentalis. - Sydney etc.: Acad. Press, 1980. - 367 р.

4. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнения: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 232 с.

5. Бунин И.А. Темные аллеи: Рассказы, повести. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 592 с.

6. Соколов А.Н. История русской литературы ХIХ века. (Первая половина): Учеб. для филол. спец. вузов. - 5-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 1985. - 584 с.

7. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. - 328 с.

1. Лингвистическое обеспечение в системе автоматического перевода третьего поколения /Ю.Д.Апресян, И.М.Богуславский, Л.Л.Иомдин и др. - М.: Наука, 1978. - 38 с.

Многотомное издание

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А.В.Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1-6.

2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952.

Один том из многотомного издания

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 305.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2: Развитие произвольных движений. - 296 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

4. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. - Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1991. - 384 с.

5. Гоголь Н.В. Полн. Собр. соч.: В 14 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 3. - С. 41-42.

Сборники

Название сборника / Сведения о составителях; Редакторах и т.п.: Вид издания. Место издания.: Издательство, год выхода в свет. Количество страниц. Например:

1. Жанры речи / Редколлегия: В.Е.Гольдин (отв. ред.), Л.В.Балашова, В.В.Дементьев (отв. секр.), О.Б.Сиротинина, М.Ю.Федосюк. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж”, 1997. - 212 с.

2. Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. И.М.Кобозевой и В.З.Демьянкова. Общ. ред. Б.Ю.Городецкого. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

3. III Международный симпозиум МАПРЯЛ по лингвострановедению: Тез. докладов и сообщений. Одесса, 19879. - Ч. 1 - 179 с. Ч 2. - 230 с.

4. Язык и структуры представления знаний: Сб. научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М., ИНИОН, 1992. - 163 с.

5. От слова к делу. Сб. докладов / Х Конгресс МАПРЯЛ (Санкт-Петербург - 2003). - М.: Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2003. - 448 с.

Учебники, учебные пособия

1.Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. - 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. - Спб.: Лань, 1999. - 864 с.

1. Русская литература ХIX - XX веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века. Литературоведческий словарь: Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков - 3-е изд., доработ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 480 с.

2. Культура делового общения: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж, 2002. - 228 с.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы / Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.

4. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, А.В.Леденев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 384 с.

Справочные издания, энциклопедии, словари

1. Словарь иностранных слов. - 11-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 608 с.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.

3. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2000. - 672 с.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стб.

Главы из монографий, отдельные произведения из собрания сочинений, статьи из энциклопедий, словарей

Фамилия и инициалы автора. Название главы, статьи (или другой составной части издания) // Фамилия и инициалы автора (в собраниях сочинений, избранных трудах опускают). Название издания. - Место издания: издательство, год издания. - Том. - Страницы начала и конца главы, статьи.

1. Ю.Д.Апресян. Лексические синонимы. Гл. 4. // Избранные труды, т. I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. - М.: Школа "Языки русской культуры”, издательская фирма "Восточная литература” РАН, 1995. - С. 216-248.

2. В.Н.Телия. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 336-337.

3. Козлов В.И. Этническая общность // Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М., 1978. - Т. 30. - С. 298.

4. С.А.Есенин. Из эпистолярной прозы. Юношеские письма // Собр. соч.: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. /Сост. и коммент. Ю.Л.Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1991. - С. 294-319

Статьи из сборников

Перед сведениями об издании, в котором помещена составная часть (статья, доклад, глава, раздел, параграф и т.п.), ставят знак две косые черты (//), которые отбивают неразрывным пробелом от предыдущих сведений и узким от последующих.

В сведениях о сборниках и других изданиях, в которых помещена статья, сокращают названия журналов, типовые названия, названия, начинающиеся с наименования конференции, симпозиума, совещания, семинара (Сб. ст.; Сб. науч. тр.; Тез. докл. и сообщ. конф.; Тр. междунар. семинара; Тр. симпоз.; Материалы науч.-практ. конф.; Материалы совещ. и т.д.).

1. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Чб. обзоров. М., Наука, 1984. - С. 146-196.

2. Сиротинина О.Б. Характеристика типов речевой культуры в сфере действия литературного языка // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А.Кормилицыной. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. - С. 3-20.

2. Паршин П.Б. К вопросу о лингвистически ориентированной классификации знаний // Труды по искусственному интеллекту: Диалоговые системы и представление знаний: Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - Тарту, 1981. - Вып. 594. - С. 102-116.

3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. Язык, сознание, культура // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе: Сб. научн. трудов - М., 1991. - Вып. 370. - с. 20-29.

4. Петров В.С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научных трудов/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1996. - Вып. 2. - С. 28-34.

5. Левкович Я.Л. Лицейские «годовщины» // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Сб. статей. - Л.: Наука, 1974. - С. 95-96.

Статьи из журналов, газет

Фамилия и инициалы автора (если авторов больше трех, то фамилия и инициалы первого автора с добавлением "и др."). Название статьи // Сокращенное название журнала (как в реферативных журналах). Год издания. Номер тома. Номер выпуска. Страницы начала и конца статьи.

1. Петров В.С., Сергеев Е.И. Общеинженерные дисциплины в профессиональной подготовке инженера-педагога // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 2(23). - С. 30-40.

2. Петров В.С. Современная российская школа и педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Сер. 3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - Челябинск: Факел, 1998. - № 3. - С. 7-14.

3. Формановская Н.И. Размышления о единицах общения // Русский язык за рубежом. - 2001. - № 1. - С. 56-63.

4. Баранов А.Н., Кобозева И.М. Семантика общих вопросов в русском языке (категория установки) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. - № 3. - С. 263 - 274.

5. Евсеева И.А.. Повесть о разорении Рязани Батыем // Уч. запю МГПИ им. В.П.Потемкина. - М., 1955. - Т. 48. - Вып. 5. - С. 3-27.

6. Gibbs, R.W.Jr. What makes some indirect acts conventional? // Journal of Memory and Language. - 1986. - ¹ 25 - P. 181-186.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Персианова Н.А. Особенности творческого решения педагогических задач при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Дисс. … канд. педагог. наук. Л., 1971. - 267 с.

3. Шульскис С.А. Явление бессоюзия в устной речи. Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. М., 2000. - 20 с.

Материалы научных конференций и семинаров

1. Петров В.С. Нужен ли контролер // Инновационные формы и технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тезисы Докладов 3-й Российской научно-практической конференции (в рамках 3-го российско-американского семинара по проблемам образования). - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1995. - С. 27-29.

2. Петров В.С. Деятельностный подход как один из эффективных методов подготовки специалистов-энергетиков // Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции, 25 марта 1998 г. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1998. - Ч. 1. - С. 16.

Учебно-методические работы, программы, государственные образовательные стандарты

1.Петров В.С. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0470 - Лабораторная диагностика / ВУНМЦ. - М., 1997. - 26 с.

2. Петров В.С. Методика научного педагогического эксперимента: Программа курса для магистратуры. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. - 13 с.

3. Петров В.С. Методические рекомендации по образовательной области «Естественные дисциплины»: Региональный компонент содержания экологического образования базисного учебного плана Свердловской области: В 2 ч. Ч. 1.: Образовательная программа «Экология». - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. - 30 с.

4. Петров В.С. Проектирование системы педагогического образования: Метод. Рекомендации. - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. - 6 с.

5. Петров В.С. Рабочая тетрадь по курсу «Педагогические теории и системы». - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. - 13 с.

6. История русской литературы XIX века. Программа дисциплин предметной подготовки по направлению 520300 - Филология для студентов-иностранцев /Автор-составитель: И.И.Величкина. - 2003. - 63 с.

Материалы из сети Интернет

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала.

2. Петров В.С. Возможна ли интегральная теория права? // Неофициальный сайт ЮрФака СПбГУ: URL: http://lawfac.narod.ru/integr_teor.

После этого указываем место и дату издания, а затем – количество страниц.

Следует отметить, что нередко при написании той или иной научной работы приходится использовать взятые в Сети цифры, чертежи или, например, привести цитаты. Все это также в обязательном порядке должно быть снабжено ссылками на первоисточник. То есть нужно указать, где именно вы это взяли.

Следует особо подчеркнуть один важный момент. Для списка использовавшейся литературы существует, если можно так выразиться, определенная иерархия. Это, в частности:

  • акты – нормативные и правовые;
  • практические материалы;
  • издания – литературные и периодические;
  • иностранные публикации;
  • источники, взятые в Интернете.

Если при написании работы вы не применяли тот или иной вид, то его просто пропускают. Также следует отметить один момент. При написании научной работы могут быть использованы и другие документы – ноты, рукопись, карты, звукозапись и так далее. Они также должны быть обязательно включены в список использованных материалов.

Если говорить непосредственно о ссылках на источники в Интернете, то одним из правил при их указании будет оформление на языке оригинала. Давайте рассмотрим простой пример. При написании научной работы была использована статья, опубликованная британским интернет-изданием. Соответственно, сведения о ней в списке литературы обязательно должны быть на английском языке.

Также в первую очередь следует определиться с тем, какая именно сноска вам нужна в данном случае – внутритекстовая, подстрочная или затекстовая. Первую еще называют встроенной. Из определения несложно догадаться, что она находится внутри текста. Подстрочная сноска указывается внизу каждой из страниц. И, наконец, затекстовая – она выносится в конец всей работы.

В большинстве случаев используется как раз последний вариант. Поэтому давайте рассмотрим конкретный пример оформления с использованием затекстовой сноски. Итак, в первую очередь указываем автора публикации. Сперва пишем полностью фамилию человека, а затем – его инициалы. Они уже указываются в сокращенном виде, причем расшифровка в данном случае не нужна. Зачастую приходится использовать коллективную монографию или сборник работ. Здесь уже есть несколько вариантов. В частности, можно указать название сборника и фамилию, имя, отчество редактора либо авторов – первого, трех первых или всех.


Далее пишем название документа. В данном случае нам необходимо указать конкретную публикацию или интернет-страницу. Следующий пункт – это тип документа. В подобной ситуации обязательно применение типовой формулировки. Причем последняя непременно берется в квадратные скобки, например – [сайт]. Далее перечисляем остальных авторов публикации, если, конечно, это был коллективный труд. Следует отметить, что перед данным перечнем нужно будет поставить косую черту.

Теперь необходимо указывать сведения об основном документе. Это могут быть, например, части книг или статьи, опубликованные в Интернете. Данному элементу должны предшествовать две косые черты. Далее указываем место публикации и дату, когда она была опубликована. Для журналов можно написать его номер.

Следующий пункт списка – это примечания. Здесь необходимо указать сведения, помогающие лучше понять характеристики документа. В частности, впору отметить необходимость использования текстового редактора для просмотра страниц. Далее указываем электронный адрес, по которому можно перейти к использованному документу, а также дату, когда вы к нему обращались. Следует отметить, что сперва нужно написать URL – данная аббревиатура, как известно, является удобной заменой словосочетанию «Режим доступа». После этого нужно привести полный адрес интернет-сайта или отдельной страницы. Далее указываем дату посещения вами интернет-ресурса – она обязательно должна быть взята в скобки.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация