Как оформить дтп без участия гибдд? Оформление ДТП без ГАИ: порядок действий и советы юристов Бланк оформления дтп без вызова гибдд

Главная / Земля

Действующее законодательство гласит, что факт дорожно-транспортного происшествия должен быть надлежащим образом оформленным.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это в первую очередь обусловлено тем, что пострадавшая в результате ДТП сторона наделена возможностью получения страхового возмещения. А для получения суммы компенсации необходимо наличие соответствующих документов.

Закон гласит, что факт ДТП должен быть оформлен сотрудниками ГИБДД. Но владельцы транспортных средств также наделены возможностью оформления ДТП без участия инспектора ГАИ. А какие правила оформления ДТП без ГИБДД действуют на данный момент?

При каких условиях происшествие оформляется

Оформить дорожно-транспортное происшествие можно без вызова инспекторов ГИБДД, как самостоятельно так, и при помощи аварийных комиссаров. Однако сделать это можно в случае соблюдения определенных условий.

Аварийным комиссаром

ДТП может быть оформлено аварийным комиссаром. Это – соответствующий специалист, который имеет определенную квалификацию и получил разрешение на осуществление подобной деятельности.

В качестве аварийных комиссаров на практике в основном выступают представители страховых компаний, которые приехали на место происшествия по звонку участников дорожно-транспортного происшествия.

Но на сегодняшний день все большую популярность приобретают услуги частного аварийного комиссара, который не является сотрудником страховой компании и по сути, действует независимо от участников ДТП. Многие водители предпочитают позвонить именно частному аварийному комиссару.

Аварийный комиссар может предоставлять различные услуги, вплоть до психологической помощи пострадавшим в результате ДТП. При необходимости он также может позвонить в скорую помощь.

К числу предоставляемых аварийным комиссаром услуг можно отнести следующие:

  • осмотр места происшествия;
  • проведение опроса участников и ;
  • оценка размера причиненного вреда и т.д.

При необходимости аварийный комиссар сделает фотографии места происшествия и составит ее схему, которую, как правило, составляют сотрудники ГАИ. Аварийный комиссар также поможет в оформлении и заполнении необходимых бумаг.

Самостоятельно

Соответственно, желательно держать данный документ непосредственно в машине, чтобы в дальнейшем не возникли какие-либо проблемы.

В данном бланке должна быть заполнена следующая информация:

  • данные об участниках ДТП;
  • данные о транспортных средствах;
  • информация о страховщиках каждого участника ДТП;
  • обстоятельства происшествия;
  • и т.д.

Ниже приведен образец заполнения данного документа.

На протяжении последних лет в России отмечается стабильное увеличение количества транспортных средств. В больших городах плотный поток машин является обыденным явлением, поэтому множество различных дорожно-транспортных происшествий, происходящих ежедневно, также можно назвать естественной и каждодневной ситуацией. В случае возникновения серьезной аварии присутствие сотрудников ГИБДД, вызванных для ее оформления, является обязательным. При незначительном ДТП его участники могут самостоятельно оформить происшествие, тем самым существенно сэкономив свое время, которое необходимо потратить на ожидание представителей государственной инспекции безопасности дорожного движения. Однако не следует забывать о том, что водитель, который не знает, как оформить ДТП без ГИБДД, рискует получить от страховой компании отказ в выплате материального ущерба. Объясняется это тем, что страховые компании и правоохранительные органы довольно придирчиво изучают бланки европротоколов, заполненные водителями самостоятельно. Эта ситуация приводит к тому, что около 98% автолюбителей, попавших в незначительные аварии, предпочитают ждать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия. При этом от 70 до 80% всех аварий составляют именно мелкие ДТП.

Когда можно оформлять ДТП самостоятельно

Действующее законодательство разрешает оформлять ДТП без участия инспектора ДПС только при наличии следующих условий:

  1. Водители и пассажиры транспортных средств, участвующих в аварии, равно как и пешеходы, не получили физических повреждений.
  2. В дорожно-транспортном происшествии принимает участие не более двух автомобилей.
  3. У обоих автовладельцев присутствует действующий страховой полис ОСАГО.
  4. Оба водителя пришли к единому мнению относительно виновника аварии.
  5. Сумма материального ущерба, причиненного невиновному в ДТП транспортному средству, не превышает 25 тыс. руб.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше условий самостоятельно заполнять бланк европротокола не имеет смысла.

Нюансы, которые обязательно надо учитывать при самостоятельном оформлении ДТП:

  • Если к одной из машин, попавшей в ДТП, прикреплен прицеп, то оформить аварию самостоятельно нельзя. Объясняется это тем, что прицеп считается полноценной единицей транспорта, следовательно, количество пострадавших транспортных средств возрастает до трех единиц.
  • Обратиться к сотрудникам ГИБДД следует также в том случае, когда водитель одной из попавших в аварию машин находится в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических средств.
  • Если один из попавших в аварию автомобилей не зарегистрирован в России, то европротокол можно заполнять самостоятельно только в случае, когда иностранное транспортное средство застраховано международной системой «Зеленая карта».

Процесс составления европротокола

Страховщик выдает бланк европротокола владельцу транспортного средства сразу после подписания договора страхования ОСАГО. В случае необходимости страхователь имеет право бесплатно получить у страховщика новый бланк европротокола, при этом количество обращений за новыми бланками неограниченно.

На бланке документа не должно присутствовать никаких исправлений. Предотвратить порчу бланка можно достаточно легко. Для этого рекомендуется предварительно сделать черновой экземпляр документа, данные из которого, после всех правок и уточнений, аккуратно перенести в европротокол.

В обязательном порядке рекомендуется следить, чтобы все графы документа были заполнены разборчивым почерком. Разъединять листы европротокола можно только после внесения в бланк всех необходимых данных. Компенсационной выплаты не последует, если в страховую компанию будут предъявлены неидентичные бланки.

Перед процессом заполнения документов рекомендуется зафиксировать на фото-видео аппаратуру место аварии и расположение транспортных средств относительно друг друга. В случае возникновения разногласий подобные материалы помогут вам доказать свою правоту представителям страховой компании.

Страховщик должен получить извещение о дорожно-транспортном происшествии в течение двух недель с момента его совершения. При этом поврежденную машину необходимо сохранить в том состоянии, в котором она оказалась после аварии, до того момента, пока оценщиком не будет произведен ее полный осмотр.

Что писать в документе

Заполнять нужно обе стороны европротокола. При этом информация, указанная на лицевой стороне, должна быть согласована со вторым участником ДТП. Особое внимание нужно уделить следующим пунктам документа:

  • пункт №13, в котором необходимо указать точку кузова автомобиля, в которую пришелся первоначальный удар;
  • пункт №14, в котором кратко и точно следует описать все видимые повреждения, появившиеся на автомобиле в результате ДТП. При этом все повреждения, по какой-либо причине не указанные в данном пункте, владелец автомобиля будет устранять за свой счет, т.к. страховая компания их оплачивать не будет. Проверка машины на наличие скрытых деформаций в дальнейшем будет произведена экспертами.

Обратная часть европротокола может быть заполнена несколько позже без участия водителя второго транспортного средства. Если в процессе заполнения бланка у водителя не получается поместить всю информацию в отведенные для этого графы, то оставшаяся часть текста пишется на дополнительном листе. При этом на главном бланке следует сделать пометку «с приложением», указать составителя приложения (обязательно наличие его подписи), после чего поставить на документе печать юридического лица. Каждый лист европротокола должен быть подписан обоими участниками ДТП.

При составлении схемы аварии необходимо указать как можно больше ее деталей, т.к. от этого зависит не только качество оценки ДТП, но и анализ соответствия действий обоих его участников требованиям действующих правил дорожного движения. При составлении схемы используются только специальные условные знаки, указанные в инструкции по оформлению европротокола.

Факторы, которые нужно отразить в схеме ПДД:

  • конфигурация автомобильной дороги (тип перекрестка, прямая дорога и т.д.), на которой произошло ДТП;
  • местоположение автомобилей, участвующих в аварии, относительно друг друга;
  • наличие светофора, с указанием горевшего на нем в момент аварии цвета, и знаков дорожного движения;
  • наличие дефектов в дорожном покрытии и т.д.

После самостоятельного заполнения европротокола водители должны проехать к ближайшему посту дорожной полиции для окончательной регистрации аварии.

Видео

Подробнее об особенностях использования европротокола ниже:

Для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП по новым правилам по европротоколу, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно.

Новый образец европротокола при ДТП с 1 июня: пошаговая инструкция для самостоятельного оформления

С 1 июня 2014 года вступил в действие первый этап крупной реформы по упрощению порядка фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД – а соответственно, и в правилах оформления выплат по ОСАГО произойдут серьезные изменения.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

Большинство россиян не знают, смогут ли они правильно оформить собственную мелкую аварию по европротоколу , хотя действует эта процедура уже давно. А с 1 июня 2018 года в ней еще и произошли изменения. Рассказываем, как всё должно происходить.

Важных изменений произошло два:

  • Если раньше получить в качестве выплаты по ОСАГО можно было только 50 000 рублей, то теперь - 100 000. Эта мера увеличит количество аварий, попадающих под европротокол. Как следствие снизится нагрузка на экипажи ДПС и протяженность пробок.
  • Для четырех регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей) уже с 1 июня введен повышенный порог ущерба для упрощенного оформления ДТП при отсутствии разногласий – от 100 до 400 тысяч рублей.

Теперь можно составить европротокол, даже если у участников аварии есть разногласия касательно того, кто в ней виноват .

  • Правда, пока это применимо для ограниченного числа ДТП.
  • Дело в том, что хотя бы один автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС для фиксации факта столкновения и его координат.
  • При несильном ударе автоматика, скорее всего, не сработает.
  • В таком случае можно связаться с оператором вручную, нажав клавишу SOS. Но - не позже 10 минут после инцидента.
  • Со временем должно появиться специальное мобильное приложение РСА. Оно станет альтернативой «эре», обладая защитой от корректировки данных, но пока его нет.

Для аварий с разногласиями изменится форма извещения о ДТП. В пункте 18 на лицевой стороне и в пункте 7 оборотной необходимо упомянуть факт разногласий и уточнить их суть. Кто получит возмещение и в каком размере, в этом случае будет решать суд.

Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу - это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение - и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, при соблюдении следующих условий:

  • только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства.
  • в ДТП были повреждены только транспортные средства (нет вреда жизни или здоровью людей),
  • ответственность участников ДТП застрахована по правилам ОСАГО,
  • участники ДТП достигли соглашения по поводу обстоятельств ДТП, состава ущерба и его оценки и при этом сумма не превышает 100 тысяч рублей.

Случаи, когда аварию нельзя оформить по европротоколу:

  • Если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется.
  • Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди.
  • Если у второго водителя нет полиса ОСАГО.
  • И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват.

В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

Образец заполнения европротокола

Итак, если все условия соблюдены, можно приступать к заполнению извещения об аварии. Бланк извещения вручается при заключении договора ОСАГО. А еще его можно получить в любом отделении страховой компании или распечатать из интернета. В первом случае бланк будет самокопирующимся, во втором - придется заполнять каждый лист.

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2) , отмечаем число поврежденных машин (графа 3) . Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5) .

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6) . Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7) .

Графы с 9 по 12 : пишем о своем автомобиле - кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую - другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12 .

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2) . В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 - указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение выплаты по ОСАГО

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии . Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально - появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии - дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное - не волноваться и не спешить.

Как оформить ДТП без инспектора с помощью гаджетов


Электронное оформление ДТП

Самостоятельное оформление дорожных аварий по европротоколу станет проще - для этого надо будет только перепрошить терминал ЭРА-ГЛОНАСС или установить специальное мобильное приложение.

Оформление через космос

Минтранс предложил облегчить эту малоприятную процедуру владельцам автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС (таких машин сегодня уже больше миллиона по всей стране). Для этого, правда, придется доплатить за перепрошивку штатно установленных терминалов, чтобы добавить так называемую функцию оповещения о ДТП.

Стукнулись, к примеру, две машины. Данные о столкновении (сила удара, ускорение и торможение автомобилей, координаты) автоматически передаются в центр ЭРА-ГЛОНАСС. У водителя будет десять минут, чтобы нажать кнопку экстренной связи и подтвердить оператору факт столкновения. Дальше участники ДТП с помощью специального приложения фотографируют место аварии и поврежденные машины.

Бланки извещения по европротоколу заполнять в этом случае всё равно придется. Преимущество владельцев автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, заключается в том, что появится возможность получить максимальную выплату по ОСАГО - 400 тысяч рублей. Предложение находится в стадии обсуждения, дата запуска проекта неизвестна.

Плюсы и минусы:

  • Полученная выплата покроет расходы на практически любой мелкий ремонт
  • Всё равно придется вручную заполнять извещения. Да и мало кому понравится перепрошивать терминал за свои
Без бумажной волокиты

Сейчас лишь 32% дорожных происшествий фиксируются по упрощенке. Чтобы сделать эту процедуру привлекательнее, Банк России предложил эксперимент по оформлению аварий через электронное приложение «Помощник ОСАГО». Программа позволит обойтись без заполнения бумажных бланков. Отсутствие разногласий по поводу обстоятельств дорожного происшествия водители смогут подтвердить электронной подписью. Банк России предлагает для этого использовать комбинацию логина и пароля, получаемого при скачивании приложения, РСА - идентифицировать пользователя через портал госуслуг.

Водители фотографируют место столкновения, повреждения автомобилей, а дальше с помощью электронного меню заполняют извещение и в онлайн-режиме отправляют в свою страховую компанию. Это, безусловно, проще и быстрее бумажного оформления. Но насколько корректно в этом случае будет происходить фиксация происшествия и обработка информации в страховых компаниях, сказать сложно. Запустить пилотный проект планируют в ближайшие два года. И пока лишь на территории Москвы.

Плюсы и минусы:

  • Главный плюс - не нужно заполнять бумажные бланки. Оформление аварии с помощью смартфона займет не больше 15 минут.
  • «Помощник ОСАГО» анонсирован еще в прошлом году, а сейчас его лишь собираются обкатывать. При такой неспешности скоро ли появится полноценно работающий продукт?

Начиная с 1 июля 2015 года, вступили в законную силу изменения в правилах дорожного движения, согласно которым водители, попавшие в дорожно-транспортное происшествие, обязаны самостоятельно выполнить комплекс действий, необходимых при оформлении европротокола ДТП без вызова ГИБДД.

Как вы знаете, начиная с 2009 года, отечественным автомобилистам стало доступно оформление дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без ГИБДД (то есть без присутствие «гаишников»), целью которого является возмещение полученного ущерба в рамках европротокола – по ОСАГО (полис обязательного страхования автогражданской ответственности). На уровне законодательства российских автовладельцев стимулируют к упрощенному варианту оформления ДТП. Помимо этого Центробанком РФ были утверждены минимальные требования, применимые к ДСАГО и , поэтому, начиная с сентября 2014 года, страховщики были обязаны принимать европротокол и в рамках добровольных видов автострахования. Давайте разберемся как оформить европротокол ДТП без вызова ГИБДД.

Новые правила оформления ДТП с 1 июля 2015

С 1 июля 2015 года изменены правила оформления ДТП – попавшие в аварию водители, в случае, если был нанесен только имущественный вред, обязаны сначала осуществить видео- и фотосъемку положения транспортных средств по отношению к объектам дорожной инфраструктуры, расположения транспортных средств друг к другу, а также сфотографировать предметы и следы от ТС, которые имеют непосредственное отношение к аварии. После фото- или видео-фиксации водителям необходимо освободить проезжую часть. Обязанность освободить проезжую часть возложена на водителей для исключения препятствия движению по дороге других транспортных средств.

В случае, когда характер повреждений и обстоятельства ДТП вызывают у сторон разногласия , участникам аварии необходимо сообщить о произошедшем дорожно-транспортном прошествии в полицию и уточнить, где именно будет происходить оформление дорожного происшествия. На усмотрение сотрудника полиции может быть определено следующее:

  1. Оформление ДТП в подразделении полиции, расположенном вблизи места аварии.
  2. Оформление ДТП на ближайшем посту дорожно-постовой службы.
  3. Оформление непосредственно на месте ДТП.

В том случае, если полицейский сообщит, что оформление документов по дорожно-транспортному происшествию будет проходить не на месте аварии, участники обязаны покинуть место происшествия и приехать по указанному сотрудником адресу. Перед этим участникам аварии требуется записать телефоны, адреса и фамилии очевидцев происшествия. Подобный вариант не исключает необходимость провести фото- или видео-фиксацию места ДТП и расположение ТС, предметов и следов аварии относительно дорожной инфраструктуры.

В случае, когда у участников ДТП не возникает спорных вопросов , тогда в полиции звонить нет надобности, оформление ДТП по европротоколу проходит в данном варианте без привлечения сотрудников ГИБДД.

Важно отметить, что упрощенный вариант оформления ДТП по европротоколу без ГИБДД возможен если авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), в таком случае участники дорожно-транспортного происшествия могут самостоятельно оформить необходимые документы без привлечения сотрудников полиции. Это относится и к транспортным средствам, оснащенным прицепами. Причем участники могут и вовсе отказаться от оформления ДТП, если ущерб незначителен. В случае же, когда в ДТП столкнулись три и более ТС, и повреждения причинили вред лишь имуществу - участники имеют право оставить место аварии и отправиться в близлежащее отделение полиции или пост ДПС – где они совместно с сотрудниками полиции должны будут оформить все необходимые документы.

Если вышеперечисленные действия не будут исполнены, к участникам ДТП могут быть применено наказание в виде административной ответственности по ст. 12.27 КоАП. Нарушителю придется заплатить штраф в размере 1000 рублей.

При каких условиях можно оформить европротокол при ДТП на месте аварии

Если на месте происшествия у участников разногласий не имеется, а вред был нанесен лишь имуществу, то они могут сэкономить время, и оформить европротокол ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Главное, это внимательно заполнять документы протокола, чтобы избежать лишних ошибок.

Давайте первым делом разберемся, при каком дорожно-транспортном происшествии целесообразно и возможно оформить европротокол? Вот ряд условий, необходимых для упрощенного оформления ДТП по новым правилам, действующим с 1 июля 2015 года:

  1. Столкновение случилось между двумя транспортными средствами (следует напомнить, что прицепы не являются отдельными транспортными средствами). Оформление по упрощенной схеме подразумевает наличие столкновения – это обязательное условие, то есть бесконтактные ДТП нельзя оформить, используя упрощенную схему европротокола.
  2. В результате дорожного происшествия вреда здоровью и жизни участников нанесено не было. Ущерб был причинен лишь транспортным средствам.
  3. В результате дорожно-транспортного происшествия ущерб был причинен лишь двум транспортным средствам и никакое имущество третьих лиц не пострадало.
  4. Оба водителя-участника ДТП имеют полис ОСАГО или «Зеленые карты» (действующие на день аварии). Если за рулем находились не владельцы авто, то для упрощенного оформления европротокола, управляющие в момент ДТП транспортными средствами лица, должны быть допущены к управлению соответствующих ТС (вписаны в полис ОСАГО, если он предполагает ограниченный список водителей);.
  5. У участников аварии не должно быть спорных вопросов относительно перечня видимых повреждений и их характера, а также обстоятельств ДТП.
  6. Причиненный материальный ущерб потерпевшему должен быть не более 50 000 рублей. Но здесь одно «но» - если один из страховых полисов был заключен до 2 августа 2014 года, то сумма ущерба должна быть не более 25 000 рублей.

Для страховых ситуаций, которые случились на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Московской области и Москвы, установленные лимиты не будут применяться в том случае, если два страховых договора были заключены после 1 октября 2014 года. При этом в машине должна осуществляться фиксация происходящего на дороге посредством технических приборов контроля. Они обеспечивают регистрацию информации, коррекция которой невозможна. Также ТС в обязательном порядке должно быть оснащено современными навигационными средствами, обеспечивающими некорректируемую регистрацию данных. Требования к устройствам фиксации и порядок предоставления зафиксированной информации регламентированы на правительственном уровне – постановлением №1002 от 1 октября 2014 года.

Как оценить материальный ущерб для оформления европротокола

Ущерб, причиненный автомобилю, оценить на месте сложнее всего, это связано с тем, что стоимость ремонтных работ и запасных частей существенно отличается для каждой марки авто, а во время наружного осмотра может быть не видно, какие узлы и детали пострадали и требуют замены. Но для того чтобы составить европротокол, водителю все равно придется оценивать размер ущерба, поэтому в идеале лучше сфотографировать все повреждения и попытаться быстро отправить фотографии специалисту, который по телефону проконсультирует вас и даст свое заключение/рекомендации по оценке материального ущерба, нанесенного ТС.

Как правило, установленного лимита в 50 000 рублей вполне хватает на то, чтобы устранить царапины и потертости на трех-пяти наружных элементах авто среднего и эконом-класса. Вполне возможно, что этой суммы хватит и на замену (с окраской) одного из элементов для автомобиля средней ценовой категории.

Вы должны знать и помнить: если реальные расходы на ремонт вашей машины окажутся выше суммы, выплаченной вам по европротоколу, то вы НЕ будете иметь право предъявить страховой компании дополнительные требования на основании п. 8 ст. 11.1 закона об ОСАГО.

Проверка полиса на сайте РСА перед заполнением европротокола

Если все условия, необходимые для оформления европротокола выполнены, и водители-участники ДТП исполнили свои обязанности, сфотографировав поврежденные ТС и место ДТП (действия, предусмотренные новыми ПДД), то можно смело приступать к заполнению европротокола (то есть «извещения о ДТП»).

Перед заполнением, проверьте, не окончился ли срок действия страховых полисов ОСАГО у участников ДТП. Это важная процедура, так как данные Российского Союза Автостраховщиков свидетельствуют, что довольно существенная доля отказов в выплатах связана с тем, что полис не был подтвержден, то есть был либо истекшим, либо подделкой. На сайте РСА вы можете получить информацию о действительности полиса (очевидно, что для подобной проверки вам потребуется выход в интернет). Обязательно сверьте данные, которые отражены в полисе ОСАГО с информацией, размещенной на вебсайте РСА. Такая процедура будет особо актуальна после того, как 1 июля 2015 года были введены электронные бланки ОСАГО, и у участника ДТП на руках может не быть оригинального бумажного полиса. Имейте в виду, что на сайте Российского Союза Автостраховщиков можно проверить необходимые данные не только по государственному номеру ТС, но и по VIN-номеру.

Что представляет собой европротокол?

Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии (европротокол) представляет собой два самокопирующихся листа, скрепленных между собой по верхней кромке, которые выдаются страховыми компаниями автовладельцам при заключении договора страхования по ОСАГО. Третий лист европротокола представляет собой инструкцию по заполнению соответствующих пунктов бланка-извещения.

При оформлении ДТП по европротоколу заполняется один экземпляр бланка (любого из двух участников аварии). Мы рекомендуем заполнять евро-протокол шариковой ручкой – тогда копия на нижнем самокопирующемся листе получится четкой и хорошо читаемой.

Участники ДТП договариваются между собой, кто заполняет сторону «А», а кто сторону «Б». Перед заполнением документа, совместно со вторым участником ДТП проанализируйте пункт 16 извещения и убедитесь, что вы одинаково трактуете стандартные «Обстоятельства ДТП».

Как правильно заполнить бланк европротокола

Сегодня количество водителей, которые получили отказ о возмещении ущерба по причине некорректно заполненного европротокола, достаточно велико. Чтобы не стать одним из них, рекомендуем вам очень внимательно заполнять бланк извещения о ДТП:

  • К пунктам 1-8, расположенным в верхней части извещения, вопросов нет. Они заполняются любым из участников и не вызывают затруднений.
  • Пункты 9-12 заполняются каждым из участников – туда вносится информация из соответствующих документов.
  • В пункте 14 «Характер и перечень видимых повреждений» прописываются все видимые повреждения, относящиеся к ДТП. Для описания используйте точные формулировки: «Деформация», «Вмятина», «Царапины», «Потертость». Данная графа должна быть заполнена максимально полно, так как именно по ней страховая компания будет определять размер выплаты.
  • В пункте 16 с помощью проставления галочки выбираются соответствующие одно или несколько обстоятельств. В нижней части обязательно нужно указать число пунктов, которые были отмечены. Не забывайте использовать терминологию ПДД, чтобы четко охарактеризовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.
  • Схема ДТП составляется в пункте 17. На ней участник обозначает контуры дороги, указывает направление движения, названия улиц, конечное положение ТС. Также необходимо обозначить предметы, имеющие отношения к ДТП, нанести дорожную разметку, указать имеющиеся светофоры и дорожные знаки.
  • Лицевая часть бланка заверяется каждым участником ДТП (ставится личная подпись). Это необходимо сделать дважды – в пункте 18 и ниже в п. 15.
  • Любые исправления, которые потребовались в ходе заполнения полиса, заверяются подписями обоих участников происшествия.

После заполнения лицевой части европротокола, бланк подлежит разделению, и оба участника заполняют свою часть извещения, сделав предварительную отметку о том, по какому ТС даются пояснения («А» или «Б»). Следует помнить, что обстоятельства ДТП, указанные с обратной стороны бланка, должны соответствовать обстоятельствам на лицевой стороне. Бланк подписывается тем участником, который его заполнил.

Что будет, если вы не предоставите европротокол в страховую

В течение пяти дней оба участника дорожного происшествия должны направить бланк европротокола, заполненный собственной рукой, каждый в свою страховую компанию.

Имейте в виду, что выплата не будет произведена потерпевшему в том случае, если им не будет предоставлен бланк европротокола в страховую, мало того, по той же причине непредоставления бланка извещения о ДТП страховщик, произведший выплату потерпевшей стороне, может предъявить «виновнику» регрессное требование в размере произведенной выплаты. Об этом говорится в пункте «ж» ст. 14 закона об ОСАГО. Аналогичными правами обладает страховая компания в том случае, если «виновник» утилизировал ТС или осуществил ремонтные работы до того, как истечет пятнадцатидневный срок со дня ДТП (нерабочие и праздничные дни исключаются из установленного пятнадцатидневного срока).

С первого июля 2015 года была существенно упрощена процедура оформления мелких аварий на дорогах. В целях профилактики заторов на дорожном полотне участники ДТП могут самостоятельно заполнить европротокол, даже если у них имеются разногласия о причинах аварии. Рассмотрим новые правила оформления ДТП без ГИБДД подробно.

Новые изменения относительно мелких ДТП

Раньше при возникновении разногласий между двумя водителями о причинах ДТП можно было часами дожидаться инспектора ГИБДД. Это создавало неудобство передвижения других водителей по автотрассе.

1. С июля 2015 года участникам ДТП необходимо снять на видео либо сфотографировать повреждение транспортных средств , а затем покинуть проезжую часть дороги. При этом следует четко зафиксировать на пленку положение авто относительно друг друга и единиц дорожной инфраструктуры. Также следует зафиксировать предметы, имеющие отношение к ДТП. Все эти действия осуществляются в присутствии свидетелей.

2. При возникновении разногласий по поводу обстоятельств ДТП участники аварии могут сообщить об инциденте инспектору и лично приехать на ближайший пост ГАИ для правильного составления протокола.

3. В случае если оба водителя договорятся не фиксировать ДТП, они имеют право не составлять протокол и не сообщать в ГАИ о происшествии.

Эти нововведения в закон благоприятно повлияют на порядок в передвижении машин по трассе, ликвидируют возможные заторы и скопления автосредств на дорожном полотне. Также данная поправка в правила ДД снизит нагрузку на инспекторов, которые были вынуждены фиксировать любое мелкое происшествие на дорожном полотне. Однако данные правила касаются только случаев мелких аварий, при которых транспортные средства понесли незначительный ущерб.

ДТП с пострадавшими

При наличии пострадавших в аварийной ситуации алгоритм действий воителя меняется. Оформление ДТП без ГИБДД — порядок действий 2015:

1. вызвать скорую помощь;
2. сообщить об аварии в ГАИ;
3. дождаться приезда инспекторов на место происшествия.

В случае критического состояния пострадавшего в аварии, водитель обязан доставить его на своем автомобиле в больницу, а затем вернуться на место аварии и ожидать инспектора. То есть, сначала водитель вызывает скорую или отвозит пострадавшего в больницу, а после этого сообщает о происшествии в ГАИ.

Также водитель имеет право записать данные всех свидетелей (ФИО, адрес) происшествия и сообщить о них в соответствующие инстанции. Все это необходимо сделать для прояснения ситуации в судебном разбирательстве.

Пошаговая инструкция оформления ДТП 1 июля 2015 года

1. Осмотрите транспортные средства , оцените ущерб и повреждение обоих автомобилей. Если между водителями не возникнет разногласий по поводу виновника аварийной ситуации, а ущерб и повреждения ТС не превышает суммы 50 000 рублей, — можно начинать фиксировать обстоятельства на видео или фотоаппарат.

2. Фиксирование транспортных средств и дорожной инфраструктуры на пленку должно быть сделано не позднее 60 минут после происшествия. При видеофиксации должны быть четко видны:

Номерные знаки обоих автомобилей либо VIN;
места повреждения автомобилей;
расположение машин относительно дорожной инфраструктуры либо неперемещаемых объектов;
номерные знаки машины свидетеля аварии (если он имеется).

3. Потребуйте у второго водителя все данные о его полисе ОСАГО . Внимание: сообщение данных страхового полиса является обязанностью водителя, причастного к ДТП.

4. Приступайте к оформлению документов для страховой компании . Для этого вам необходимо совместно со вторым водителем заполнить бланк извещения о ДТП. Оформление ДТП без ГИБДД — порядок действий следующий:

Точно укажите все механические повреждения авто;
детально изобразите схему ДТП;
укажите наличие поврежденного имущества в машине (коляска, планшет и т. д);
укажите, что документ был составлен без инспектора ГИБДД;
подпись на документе ставят обе стороны — виновник и потерпевший;
отдайте копию документа второму водителю.

5. Не позднее пятидневного срока отнесите в страховую компанию следующие документы :

Заполненное извещение о ДТП;
заявление о возмещении причиненного ущерба;
фото или видеодокументы с места аварии;
подтверждение о подлинности фото или видеофиксации места ДТП и повреждения транспортного средства.

Не ремонтируйте свой автомобиль до тех пор, пока оценщик из страховой компании не зафиксирует все повреждения документально.

Важно! При наличии сомнений относительно правильности определения ущерба автомобилю, заполнения извещения и прочих моментах, — вызывайте сотрудника ГИБДД для составления документации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация