Чем отличается учебная практика от производственной: особенности и характеристики. Как написать отчет по практике самостоятельно

Главная / Земля

Применять знания. Однако по статистике далеко не все студенты могут оценить ценность учебной практики для своей дальнейшей карьеры, и, как правило, это происходит из-за неосведомленности и отсутствия представления о том, как она должна проходить. Поэтому в этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы об учебной практике, которые волнуют студентов юридических факультетов.

Какие виды практики бывают? Есть три вида практики: учебная - предполагает ознакомление с профессией, производственная , во время которой постигаются азы профессии, и преддипломная , в ходе которой происходи разработка основных положений дипломной работы.

Можно ли не проходить практику? Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным. Если студент учебную практику не проходит, то ставится вопрос об его отчислении .

Каковы задачи практики? Учебная и производственная/преддипломная практика, согласно Стандарту образования бакалавра ставит задачи по закреплению общекультурных и профессиональных компетенций .

Кто выбирает вид, программу и длительность практики? Виды и программы практик утверждаются вузом. К примеру, в МГУ учебная практика проводится после окончания второго курса и длится 4 недели, а на четвертом курсе студент проходит производственную/преддипломную практику, тоже 4 недели.

Как пройти практику, если ты учишься по целевому направлению ? Студенты, обучающиеся по целевому набору, проходят практику у заказчика обучения. Остальные обычно самостоятельно выбирают место прохождения практики. Рекомендуем узнать список организаций, с которыми вуз сотрудничает и выбрать наиболее соответствующую профилю деятельности или будущей работе.

Что если студент нашел место практики? Активный студент может и сам найти компанию и договориться с ее руководителем/руководителем юридической службы о прохождении там практики. Для направления в эту организацию студента, как правило, достаточно подтверждающего письма такой организации. Поскольку платить за практиканта не надо, а ценные кадры нужны каждому коллективу, то есть вероятность успеха. А если за время работы студент проявит себя наилучшим образом, есть немалые шансы на трудоустройство после практики. Такой возможностью обладают, например, стажер нотариуса и адвоката .

Какие требования реальных работодателей к своим практикантам?

Приведем мнение о требованиях одной из юридических фирм к практикантам:

« Попасть в штат фирмы способен далеко не всякий студент. Каждый сезон (обычно летом и осенью) мы приглашаем на работу 3 - 4 студентов или выпускников. Стараемся брать лучших, чтобы впоследствии воспитать высококвалифицированного специалиста. Помимо полученного юридического образования и реальных знаний, обязательное условие - владение английским языком на рабочем уровне. Авторитет вуза, конечно, играет важную роль при приеме на работу. Предпочтение отдаем выпускникам "большой тройки" - МГЮА , МГИМО , МГУ . Самородки редко, но встречаются. В зависимости от стартовых условий - качества знаний, достижений во время учебы, практического опыта - предлагаем позицию интерна или паралигала (помощника юриста). И в отличие от других работодателей мы предоставляем возможность помощникам заниматься исключительно юридической работой. Если за год-два человек смог достойно проявить себя (а это бывает в 90%), то он получает должность юриста. Дальнейшее развитие карьеры - в его руках. Существенно ускорят карьерный рост лояльность работника, любознательность, желание самосовершенствоваться, ставить во главу угла не личные, а служебные интересы. Поэтому мы сразу предупреждаем потенциальных сотрудников: если вы ищете спокойную, размеренную работу с 9 до 18, вы не сможете сделать успешную карьеру » .

Что нужно для сдачи практики? Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики, характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и устный (или письменный) отчет по практике обучающегося.

Какую работу доверят практиканту? Чаще всего работодатели доверяют студенту лишь переноску бумаг, комплектацию дел и работу с архивом. Однако это не повод расстраиваться, поскольку надо понимать, что реальную работу доверить практиканту возможно далеко не всегда. К тому же, не стоит забывать, что главная задача студента на практике - узнать нюансы профессиональной юридической деятельности , поэтому нужно как можно больше смотреть, слушать, спрашивать и анализировать.

Чем может быть полезна пройденная практика в будущем? Польза учебной практики в получении бесценного опыта работы юристом, который поможет сразу после окончания вуза устроиться на хорошую работу. А в идеале студент может сразу устроиться на практику по месту своей будущей работы (некоторые юридические фирмы только так и заполняют вакансии начального уровня), но для этого необходимо добросовестно выполнять поручения «работодателя» и относится к практике как к настоящей работе. В общем-то, при выборе места для прохождения практики можно воспользоваться рекомендациями, данными в разделе устройства на первую работу.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста» . Подробнее об авторе можно узнать .

Это может быть интересно:

Найти

Чем полезна практика для студентов

Если провести опрос множества студентов, то большая половина из них скажет, что практика в университете проходила для них интересно, поскольку это была первая практическая работа в реальном рабочем коллективе. Вторая \\же половина скажет, что практика вовсе не нужна, поскольку они видят свое предназначение совершенно в ином поприще, например, на руководящей должности, а выполнять роль «принеси-подай» точно не для них. А ведь если посудить, то на практике так и выходит. Студенту поручают выполнение самых простых на производстве функций, которые просто лень выполнять рядовым сотрудникам.

Давайте разберемся с вопросом о том, нужна ли студенту практика или нет?

Прохождение практики – обязательная мера для студентов. Большинство источников нам говорит о том, что это незаменимая мера в образовании. На практике студент учится взаимодействовать с коллективом, а также набирается опытом. Безусловно, это нужно. Но настолько ли серьезный опыт дается студентам, например, на первой ознакомительной практике? По сути это не так. Наверняка вы, если уже сталкивались с опытом прохождения практики, то обнаруживали, что вам дают работу, которая является в принципе легкой и ни на что не обязывающей. Вам приходилось работать с простейшей документацией, разбирать архивы и даже приносить кофе начальнику отдела. Наверняка, звучит знакомо.

Можно точно сказать, что если вы читаете эту статью, то наверняка вы входите в число тех, кому приходилось сталкиваться с необходимостью пройти практику, зачастую не задумывается о том, что в данный момент во многом закладывается фундамент его будущей карьеры и профессионального роста. Все то, с чем учащийся столкнется на практике, будет не только показателем уровня полученных в ВУЗе знаний, но и бесценным жизненным опытом, который, кстати говоря, пригодится не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем нужна практика

Поскольку практика входит в число обязательных мероприятий учебного плана, следовательно, она все же необходима, как основа рабочей деятельности студента. Первым делом стоит уточнить, что на практике у студента есть возможность проложить себе путь на будущее. Наверняка вы пока еще не понимаете, о чем идет речь. Постараемся вам рассказать подробнее.

Итак, представьте, что вы прошли несколько практических программ в своем ВУЗе. если вы проходили их в одном месте, то это очень хорошо, поскольку вы успели «примелькаться» к руководству. Имеется в виду, что если вы зарекомендовали себя с хорошей стороны, то у вас есть основания попроситься на работу в эту компанию, в которой вы практиковались.

согласитесь, что если работа эта вас полностью устраивает и вы планируете в дальнейшем строить именно на ней свое будущее, то такой шанс - это редкость. Многим выпускникам приходится месяцами искать работу после окончания высшего учебного заведения. Нередко у выпускников опускаются руки, и они вообще начинают сомневаться в том, правильный ли выбор сделали, отучившись в своем ВУЗе. Везде нужны специалисты с годовой практикой. Это и есть основной парадокс нашего современного общества. Когда студенты отучатся в ВУЗе, то вы сами понимаете – практики им взять не от куда. Та практическая работа, которая была им дана на фоне учебного плана, не считается за получение опыта. Таким образом, в большинстве случаев студент просто не может найти работу после получения образования.

Но не всегда так просто получить хорошие рекомендации от работодателя, чтобы он принял решение трудоустроить вас к себе в компанию. Для этого вам придется хорошенько потрудиться. Мало просто выполнять данные вам задания. Нужно делать нечто большее, чтобы вас обязательно запомнили. Например, приходить раньше времени и уходить позже. Всем известно, что на первых порах студент работает только полдня. Но вы же можете себе позволить оставаться на целый день. показывая тем самым, что вы заинтересованы в получении максимального опыта?

Более того, для многих студентов практика – это лишний способ отдохнуть. Дело в том, что во время прохождения практики студент отвлекается от своих прямых обязанностей, то есть, от учебы. Можно успеть и поработать, и хорошенько отдохнуть перед началом нового учебного этапа. А чтобы этот самый учебный этап начался легко и безболезненно, позаботьтесь о том, чтобы к окончанию практики у вас были полностью подготовлены все необходимые материалы, на основании которых будет выставляться оценка за практику: характеристика, дневник и т. д. Чтобы выполнять все вовремя, вам потребуется изначально подготовить всю документацию и каждый день ее заполнять. Можно проводить заполнение непосредственно в свой выходной день, чтобы было больше времени на всевозможные письменные манипуляции. Так вы сможете наиболее качественно оформить вашу практику, на основании которой, кстати, вы потом будете писать отчет и составлять дневник.

В завершении стоит сказать, что практика по сути нужна каждому студенту, но основным ее итогом будет именно то, какой вы конкретно получаете опыт. Многие студенты считают. что просто зря потратили свое время или отдохнули от надоедливых лекций, а для кого-то это действительно шанс в жизни.

Возможность окончательно убедиться в правильности сделанного им выбора. Во время ее прохождения он может проверить свой профессионализм. Конечно, особенно важных и ответственных заданий он может и не получить, но вполне способен поработать рядовым исполнителем и принять участие в решении общих производственных задач.

Производственная практика, кроме того, помогает руководителям предприятий познакомиться с новыми кадрами и, если они того достойны, пригласить их к себе на работу по окончании вуза. Сегодня, когда система гарантированного распределения выпускников после институтов уже не работает, именно на студенту предоставляется возможность проявить и зарекомендовать себя.

Студент во время работы на производстве имеет возможность изучить реальные ситуации и проверить полученные во время учебы знания. Он может самостоятельно принимать решения, обосновывая верность своих выводов перед руководителем практики. Будущий субординации, работе в коллективе, получает навыки профессионального общения.

Проходя только теоретический курс и получая практические знания в стенах вузов, студенты не всегда ясно понимают, чем на самом деле им придется заниматься на рабочем месте. О многом, что рассказывается на лекциях, они имеют весьма поверхностное и приблизительное представление. Именно в условиях производства студенты приобретают те знания, которые порою интересными даже для их преподавателей, читающих .

Практика на предприятии – повод выбрать себе тему и подобрать хороший фактический материал для написания работы, который сделает его перед государственной комиссией имеющим практический интерес и достойным самой высокой оценки.

Большинство русских слов имеют окончания. Какие это окончания, зависит от того, к какой части речи относятся слова. Окончания служат для связи слов в предложении.

Если приставка, корень, суффикс необходимы для того, чтобы передать смысл слова, то окончание служит для того, чтобы слова в предложении были связаны между собой. Без этой связи фраза рискует превратиться в обычный перечень слов. Выбор окончания зависит от того, к какой части речи относится слово и в какой форме ему надлежит стоять в определенном случае.

Окончания бывают только у изменяемых частей речи. Такие части речи, как наречия или деепричастия, окончаний не имеют.

Окончания имен существительных

Имена существительные в языке склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам.

При построении фразы используется такая связь слов, как управление. Например, «читать (что?) книгу». Слово «читать» в данном словосочетании требует, чтобы следующее за ним слово стояло в винительном падеже. Соответственно, слово « » приобретает окончание «у», которое свойственно словам I склонения в винительном падеже.

Еще один пример управления. В словосочетании «книга » главным словом будет слово «книга». Зависимое слово «о любви» стоит в и имеет окончание «и», как того требует русская в данном случае.

Окончания глаголов

Глагол в изменяемая часть речи. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. А в прошедшем времени – изменяются по родам и числам.

Глагол «читать» в настоящем времени изменяется следующим образом: «я – ты – он читает – мы – вы читаете – они читают». Выбор личного окончания будет зависеть, с каким существительным или местоимением употребляется глагол: «ребенок читает» - окончание «-ет»; «люди читают» - окончание «-ют».

В прошедшем времени у глаголов появляется суффикс «л». Окончание после этого суффикса будет указывать на род и число. Например, достаточно сказать «читала» - и уже понятно, что действие осуществляется существом женского рода в единственном числе.

В глаголах с постфиксом «-ся(-сь)» окончание может оказаться не в самом конце слова. Например, «интересуется» (окончание «-ет-»), «интересовались» (окончание «-и-»).

Окончания прилагательных

Прилагательные и причастия изменяются по родам, числам и падежам. Изменение этих частей речи зависит от того, к какому слову (чаще всего, к имени существительному) они относятся.

«Книга (какая?) интересная» - здесь согласование прилагательного с существительным требует для прилагательного окончания «-ая», что указывает на женский род, единственное число, именительный падеж. В предложении «Я доволен интересным журналом»

Критерии оценки прохождения практики и защиты отчетов

По результатам усвоения программы практики обучающиеся представляют на выпускающую кафедру отчет, дневник и отзыв на студента-практиканта от руководителя базы практики.

По окончании практики студент защищает дневник, отчет (согласно «Положению о практике студентов» от 01.09.11) с дифференцированной оценкой в присутствии комиссии, назначаемой деканом факультета. Комиссия по защите дневников-отчетов должна состоять не менее чем из двух членов. В зависимости от места защиты дневника-отчета в ее состав входят: руководитель практики от кафедры, руководитель практики от базы практики, преподаватель. Руководитель практики от кафедры входит в состав комиссии и при защите отчетов на предприятии. Защита дневников-отчетов проводится на предприятии (группа 3-5 студентов) или на кафедре (если группа размещена по разным объектам практики). На базах практики защита должна проводиться в последний день практики. В институте председателем комиссии по защите дневников-отчетов по практике является заведующий выпускающей кафедры.

При оценке итогов работы студента на практике учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике, отзывы руководителей практики от организации – места прохождения практики и кафедры, качество ответов на вопросы в ходе защиты отчета.

Зарегистрированные и защищенные дневники, отчеты хранятся на кафедре в течение трех лет в соответствии с номенклатурой дел.

Аттестация обучающегося по итогам прохождения учебной практики проводится только после сдачи документов по практике на кафедру и фактической защиты отчета.

Зачет (с оценкой) по результатам практики принимает комиссия, назначенная заведующим кафедрой и состоящая из преподавателей-руководителей практики. Защита отчета по практике, как правило, представляет собой краткий, 8-10-минутный доклад студента и его ответы на вопросы членов комиссии.

После защиты отчета руководитель практики от кафедры дает свое заключение о заполнении дневника, отчета, выполнении программы практики и ставит по итогам дифференцированную оценку по пятибалльной шкале (5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно»). Оценка одновременно проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и Формуляр отчета.

Учебная практика – это вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной образовательной программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Учебная практика студентов осуществляется в следующих формах:

— работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранным профилем направления «Экономика» (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

— освоение методик наблюдения, эксперимента и моделирования;

— подготовка аргументации для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;

— изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;

— приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах;

— работа с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

Основные задачи практики:

Получение представления о современном уровне функционирования финансово-экономической системы РФ и направлениях их развития;

Знакомство с ролью экономиста в системе управления финансовыми потоками государства;

Ознакомление с государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста по данной специальности;

Знакомство с основами библиографии и библиотековедении, библиотечными информационными системами.

Содержание практики: изучение государственных требований к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста по направления «Экономика» в современных условиях; выполнение индивидуального задания: составление библиографического обзора десяти источников статей, периодических изданий по выбранной теме (автор, название статьи, номер журнала или монография, год издания и краткая аннотация);

По завершению учебной практики студент представляет преподавателю – руководителю практики дневник прохождения практики, и отчет, в котором проставлены результаты проведения занятий и индивидуальной работы

Темы для проведения исследований:

1.Развитие потребительского кредита в РФ.

2.Развитие лизинга в РФ.

3.Финансирование жилищного строительства (ипотека и другие формы).

4.Реформирование ЖКХ.

5.Реформирование пенсионной системы РФ.

6.Инвестиции в реальный сектор экономики (кредиты, выпуск корпоративных ценных бумаг).

7.Финансирование образования, здравоохранения и т.д.

8.Функционирование финансово-промышленных групп в России.

9.Налогообложение РФ и реформирование налоговой системы.

10. Бюджетная система РФ и проблемы её развития.

11. Развитие потребительского рынка в РФ.

Сбытовая деятельность предприятий.

13. Управление персоналом на предприятии.

14. Налогообложение предприятий.

15. Ценовая политика и тактика на предприятиях.

Необходимо выбрать одну из понравившихся тем и сделать библиографический обзор 10 статей на выбранную тему.

Обзор выполняется следующим образом:

— поиск статей по своей теме в журналах за последние 3 года (Вопросы экономики, Финансы, Финансы и кредит, Деньги и кредит, Российский экономический журнал, ЭКО, Эксперт, Эксперт Урала и др.).

Виды практики в университете

Одним из важнейших этапов обучения студента в университете является прохождение практики. Это стадия, когда учащийся приобретает непосредственно практические знания и навыки по своей специальности. Например, студент медицинского университета проходит практику в государственных клиниках, лабораториях, студент филологического факультета — в издательствах или в школах/ВУЗах. Существует несколько разновидностей университетских практик, но они тесно связаны между собой.

Основные виды практики в университетском обучении

Существует три вида получения практических навыков во время обучения в университете:

  • ознакомительная
  • преддипломная
  • производственная

Каждый из этих видов тесно взаимодействует друг с другом, что порой выделить существенные различия проблематично. Но мы постараемся осветить основные особенности каждого вида.

УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Практика с целью ознакомления

Название данного вида получения практических навыков говорит само за себя. Целью такой разновидности практики является ознакомление студента с основными принципами практической работы, студент знакомится с условиями, в которых ему предстоит осваивать профессию, впервые учится применять накопленный теоретический материал в реальной профессиональной деятельности.

Например, студент, который обучается по специальности «педагог и воспитатель детского сада», впервые знакомится с процессом в определенном учебном учреждении. Задачами такого практического ознакомления будут:

  • увидеть организацию, структуру учебного процесса в дошкольном заведении;
  • ознакомиться с основными методами и принципами воспитания дошкольников;
  • попробовать самостоятельно, на начальном уровне реализовать свои теоретические знания в реальном процессе обучения, разработать план педагогического процесса;
  • научиться делать ключевые выводы по своей работе и работе опытных педагогов, выделять ошибки.

Этот пример показывается, что ознакомительная практика – начальная стадия профессионального обучения студента. Этот этап можно назвать своеобразным «вхождением» в реальный профессиональный мир, где делаются первые шаги в реализации теоретических навыков и обретении практических.

Преддипломная и производственная практики

В целом, преддипломная практика включает в себя и получение производственных практических навыков. На последних курсах обучения в университете провести определенную черту между ними практически невозможно, так как они тесно переплетаются между собой.

Цель преддипломной практики – это подготовка к окончательной защите своей квалификационной работы. Производственная практика предполагает расширение профессиональных навыков, полученных во время ознакомительной. Эти два вида практической деятельности студента напрямую влияют друг на друга:

  • студент разрабатывает теоретическую часть своей дипломной работы, после чего теоретические навыки применяет на практике
  • непосредственно реализованные и углубленные практические умения на производстве влияют на дальнейшее написание и завершение дипломной работы – ее практической части.

Таким образом, эти два вида тесно связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Обычно производственная и преддипломная практика проходят в одно и то же время – на третьем-четвертом курсе для получения степени бакалавра или на пятом курсе магистратуры

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определенные учебной программой. В зависимости от профессиональной направленности подготовки П.п. называется педагогической, технологической, эксплуатационной и пр. П.п. может совмещаться по времени с другими видами учебных занятий или для ее проведения в учебном плане выделяется отдельный период. П.п. является интегрирующим видом подготовки специалиста, при ее прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д. Базой П.п. являются предприятия (организации, учреждения), имеющие прямые связи с учебным заведением. В отдельных случаях базы П.п. закрепляются за учебным заведением решением органов государственного управления. Осн. требования и объем заданий по П.п. определяются учебным заведением в сквозной программе П.п. Как правило, задания на П.п. совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование. Завершается П.п. отчетом перед комиссией и получением дифференцированного зачета. Учащиеся (студенты) во время П.п. приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия — базы практики. Время работы на оплачиваемых должностях в период П.п. входит в их трудовой стаж. Руководители П.п. от предприятия получают материальное вознаграждение от средств предприятия.

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

вид уч. занятий, в процессе к-рых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего произ-ва реальные производств. задачи, определенные уч. программой.

В зависимости от проф. направленности подготовки П. п. называется педагогической, технологической, эксплуатационной, сестринской, науч.-исследоват. работой студентов и т. п. П. п. может совмещаться по времени с др. видами уч. занятий или для ее проведения в уч. плане выделяется отд. период.

Производств. деятельность учащихся (студентов) в ходе П. п. должна нести уч. нагрузку и удовлетворять таким требованиям уч. процесса, как соответствие решаемых задач будущей проф. деятельности специалиста, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объема получаемых знаний, выполнение предлагаемых производств. задач в сроки, определенные уч. планом.

П. п. является интегрирующим видом подготовки специалиста, при ее прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства произ-ва и технол. процессы, организацию труда, экономику предприятия и т. д. Возможность применения полученных знаний в деятельности и во взаимодействии с коллегами по профессии позволяет П. п. выполнять важную воспитат. функцию, трудно реализуемую в др. видах уч. занятий.

Междисциплинарный характер П. п. находится в противоречии с совр. узкодисциплинарным подходом в организации проф. подготовки специалистов, что вызывает трудности метод. характера, и в результате роль П. п. в уч. процессе принижена.

Базой П. п. являются предприятия (организации, учреждения) с совр. средствами произ-ва, имеющие прямые связи с уч. заведением; такой базой может быть Н.-и. часть уч.

Производственная практика как объект правового регулирования

заведения В отд. случаях базы П. п. закрепляются за уч. заведением решением органов гос. управления. Распределение учащихся (студентов) по базам П. п. производится уч. заведением с учетом профиля подготовки, места будущей работы и желания обучающегося.

В процессе П. п. учащийся (студент) выполняет задания в соответствии с планом (рабочей программой), разработанным преподавателем и руководителем П. п. от произ-ва. Осн. требования и объем заданий по П. п. определяются уч. заведением в сквозной программе П. п. Как правило, задания на П. п. совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование. Завершается П. п. отчетом перед комиссией и получением дифференциров. зачета.

Учащиеся (студенты) во время П. п. приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия - базы практики. Время работы на оплачиваемых должностях в период П. п. входит в их трудовой стаж. Руководители П. п. от предприятия, назначаемые из числа высококвалифициров. специалистов, получают материальное вознаграждение из средств предприятия.

От П. п. отличается уч. практика - вид уч. занятий, в процессе к-рых учащийся (студент) овладевает нач. умениями использования орудий труда, входящих в сферу его будущей проф. деятельности. Уч. практика проводится в специально оборудованных уч. лабораториях, мастерских, на уч. полигонах, базах и т. д. Учащиеся (студенты) выполняют дидактически сформулированные уч. задания. Выпуск реальной продукции здесь возможен, но не обязателен (в отличие от П. п.). Уч. практика, как правило, проводится при подготовке рабочих и специалистов, использующих в своем труде сложную технику или природную среду. В подготовке педагогов, юристов, врачей уч. практика широко не используется. Уч. практика проводится, как правило, на нач. этапе обучения и в зависимости от материально-техн. базы и профиля подготовки может проводиться одновременно с теоретич. занятиями или в специально выделенный уч. планом период.

Лит.: Пантелеймонов А. Е., Рыжков В. М., Производств. практика студентов и стажировка молодых специалистов, М., 1987. В. М. Рыжков.

Чем отличается учебная практика от производственной?

1234Следующая ⇒

Цель практики

Формирование у магистрантов компетенций педагога, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу в системе школьного и профессионального образования.

1 Семестр — 4 недели (с 3.10.16-30.11.16).

Подготовить отчетную документацию по практике и предоставить ее руководителю практики в установленныи срок (3.11.16).

Задачи практики

Задачами практики являются:

· формирование педагогических функций: организаторской, коммуникативной, информационной, конструктивно-проектировочной, развивающей, гностической;

· формирование профессионально-педагогических умений и навыков по организации учебной и воспитательной работы.

· воспитание профессионально-значимых качеств личности преподавателя;

· воспитание устойчивого интереса к профессии;

· закрепление, углубление и обогащение знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения общепрофессиональных и психолого-педагогических дисциплин, при решении конкретных педагогических задач;

· формирование и развитие профессиональных компетенций;

· формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе, приобретение опыта исследовательской деятельности в сфере образования, создания творческой образовательной среды.

Данные задачи соотносятся с такими видами профессиональной деятельности, как педагогическая, культурно-просветительская и задачами профессиональной деятельности, что позволяет осуществлять:

· изучение возможностей, потребностей, достижений магистров в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

· организацию обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

· организацию взаимодействия с общественными и образовательными организациями, студенческими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

· использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

· стимулирование профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

· изучение и формирование потребностей учащихся в культурно-просветительской деятельности;

· организацию культурного пространства;

· разработку и реализацию культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Виды практики, способы и формы ее проведения

Вид практики: производственная / преддипломная / практика.

Формы проведения практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности / педагогическая практика. Практика проводится в очной форме.

Проведение практики осуществляется стационарно. Стационарная практика проводится в школах, университете или в ее структурном подразделении (обособленном структурном подразделении), в которых обучающиеся осваивают образовательную программу, или в иных

организациях г. Казани.

Оценка промежуточной аттестации студентов по итогам освоения дисциплины «Производственная практика» производится при помощи следующих оценочных средств:

1. По окончании практики магистрант-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником, подписанным непосредственным руководителем практики от организации.

Отчет по практике включает следующие разделы:

— Анализ посещенных занятий ППС.

— Демонстрация фрагментов/полных занятий.

— Самоанализ проведенных занятий.

— Отчет о прохождении производственной практики в письменной форме (Дневник

производственной практики).

— Анализ взаимопосещенных занятий.

— Проведение зачетных мероприятий.

— Список литературы.

— Приложения.

При необходимости результаты в форме фотографий, видео и т.п. приводятся в Приложениях.

Документы, необходимые для оформления процесса производственной практики, находятся в приложениях к программе.

Приложение1

1234Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Виды практики студентов

В каждом высшем учебном заведении прохождение практики является одним из элементов образовательного процесса. При прохождении практики происходит профессионально-практическая подготовка будущих специалистов.

Разработка программы практики возлагается на кафедру, по которой проходит эта самая практика. В программе обязательно должны отражаться следующие пункты:
1. Форма и содержание индивидуальных задач, выполняемых студентами, а также сроки их выполнения. Список необходимых практических навыков и умений.
2. Лекции и беседы направленные на более глубокое и полное понимание студентами проходящими практику.
3. Содержание и форма отчета по практике. Порядок представления студентами отчетов.
4. Вид аттестационной работы и форма самой аттестации по окончанию практики

Виды практики студентов

Студенты высших учебных заведений за время своего обучения должны пройти несколько видов практик. Существует учебная и производственная практика, а также преддипломная практика.

Отличаются ли отчеты по технологической и преддипломной практике

Учебная практика

Ознакомительная, предметная и методическая практика, практика по начальных профессиональных навыков и умений — всё это может включать в себя учебная практика.
Основная задача учебной практики это: ознакомить студентов с производственными процессами, а также обеспечить приобретение студентами навыков и умений для выполнения этих производственных процессов. Учебную практику студенты проходят группой. После прохождения практики студенты пишут отчеты по практике.

Производственная практика

Практика по определенному профилю (технологическая, экономическая, педагогическая и др.) и преддипломная практика — всё включает в себя производственная практика.

Учебный план определяет вид производственной практики, которую будет проходить студент.
Производственная практика преследует цель приобретения студентами необходимых навыков и умений организационной и практической работы по специальности будущего выпускника. Научные исследования с написанием отчетов по практике также являются неотъемлемой частью производственной практики.

Преддипломная практика

Самым-самым последним этапом, который завершает практическое обучение студентов в вузе является преддипломная практика. В отличии от учебной практики прохождение производственной и преддипломной практики осуществляется по индивидуальной программе, то есть перед каждым студентом стоит своя задача.

В качестве мест прохождения практики часто выступают предприятия, организации и учреждения, расположенные вблизи от места обучения студентов. Иногда проведение практики может происходить в соседних областях и даже в других регионах страны, если на то имеются мотивированные аргументы.
По Трудовому кодексу студенты от шестнадцати до восемнадцати лет проходят практику продолжительностью не более тридцати пяти часов в неделю, а студенты от восемнадцати и старше — не более сорока часов.

На практике студенты осуществляют выполнение групповых и индивидуальных задач, которые предусматривает программа практики.По окончанию каждого вида практики студенты оформляют отчеты по практике, содержание и форма которых заранее определена руководителем практики.

Подписаться на группу ВКонтакте

Читайте также

Комментарии к статье Виды практики студентов

Навчальна і виробнича практика студентів

Підготовка спеціаліста не можлива без набуття випускниками вищого навчального закладу певного досвіду роботи на виробництві.

Практична підготовка студентів є обов’язковим компонентом професійної підготовки. Проходження такої підготовки необхідне для здобуття кваліфікаційного рівня та має на меті набуття студентами професійних умінь і навичок. У бюджеті навчального часу виробнича (педагогічна) практика становить близько 20-26 % всього навчального часу. Ефективність практики забезпечується зв’язками між вищим навчальним закладом та відповідним закладом для проведення практики.

Мета будь-якої практики, крім формування професійних практичних та організаторських умінь та навичок, - також проходження всього процесу набуття кваліфікації від рядового робітника до інженера, актора, педагога, лікаря і т. ін.

Організація практичної підготовки регламентується певними положеннями і затверджується наказом Міністерства освіти і науки України.

Практика студентів передбачає безперервність і послідовність її проведення підчас набуття потрібного обсягу практичних знань та вмінь відповідно до різних кваліфікаційних рівнів: молодший спеціаліст -> бакалавр -> спеціаліст -> магістр.

В Університеті використовуються такі види практик: навчальна та виробнича. Навчальна практика може проводитися як із відривом, так і без відриву від навчання. Виробнича практика проводиться з відривом від навчання і безпосередньо пов’язана з майбутньою професійною діяльністю

Навчальні практики покликані поглибити й розширити знання студентів та виробити у них уміння і навички з програм дисциплін фаху навчання, виробити навички науково-дослідницької роботи в процесі збирання й вивчення відповідних матеріалів.

Зміст навчальної практики визначається програмою, що розробляється відповідною кафедрою. Програми повинні містити рекомендації щодо видів і форм перевірки рівня знань, умінь, навичок, яких студенти мають набути.

Навчальна практика на І або І-II курсах має на меті ознайомлення студентів з реальним процесом, у якому втілюються знання, які студенти здобули в процесі лекцій та семінарських занять. Відповідно добираються форми організації - екскурсійне відвідування, практична робота на виробництві чи підприємстві на робочих місцях, виховна робота в школі або в дитячих установах тощо. При цьому формується початковий етап майбутнього фаху, те, що повинен знати майбутній спеціаліст на нижчому етапі, щоб усвідомити це на вищому.

Виробнича практика проводиться в умовах професійної діяльності під організаційно-методичним керівництвом викладача Університету та спеціаліста з певного фаху.

Навчально-виробнича практика (III курс) полягає в ознайомленні з конкретною майбутньою спеціальністю як помічника, дублера фахівця. Студент виконує певні обов’язки, поточну роботу, спостерігає за діяльністю спеціаліста на робочому місці під його контролем.

Виробнича (цільова) практика (IV-V курси) надає студенту можливість виконувати обов’язок фахівця на робочому місці, студент виконує весь цикл обов’язків за своєю спеціальністю, усвідомлює механізм дії підрозділу (класу), в якому проводиться виробнича практика, загальну картину всього об’єкта практики.

Кінцева ланка практичної підготовки - переддипломна (державна) практика (V курс), яка проводиться на робочому місці з виконанням усіх функціональних обов’язків майбутнім фахівцем. Підчас цієї практики поглиблюються, закріплюються та усвідомлюються теоретичні знання з усіх дисциплін навчального плану, збирається матеріал для виконання кваліфікаційної роботи, дипломного проекту (роботи) або складання державних іспитів.

Під час цієї практики поглиблюються та закріплюються теоретичні знання з усіх дисциплін навчального плану, дозбирається фактичний матеріал для виконання кваліфікаційної роботи (проекту) або складання державних екзаменів.

Практика студентів проводиться на базах практики, які відповідають вимогам навчальних програм.

Після закінчення практики студенти складають звіт у порядку, встановленому відповідною кафедрою. З базами практики вищі навчальні заклади завчасно укладають угоди щодо її проведення згідно з визначеною формою.

Студенти можуть також самостійно обирати місце проходження практики за умови дозволу кафедри.

Усіма видами практики керують відповідні кафедри в особливих формах: загальне керівництво викладачів (навчальна практика), спільне керівництво викладачів двох кафедр та фахівця-виробника, залучення керівників підприємства для виступу, читання лекцій для студентів, закріплення підприємців, які б здійснювали керівництво та консультування студентів безпосередньо на робочому місці, і т. ін.

До керівництва практикою студентів залучають досвідчених викладачів кафедр або предметних (циклових) комісій. Працівники кафедр здійснюють насамперед консультування та інструктаж, а також контролюють усю діяльність студентів щодо виконання всіх завдань практики. Інструктаж може спиратися на друковані методичні рекомендації з кожного виду практики.

У перший день практики переважно проводиться настановна конференція* На цій конференції відповідальний за практику викладач та представники кафедр докладно роз’яснюють завдання студентів, організаційні заходи практики, її графіки, об’єкти, знайомлять а консультантами - керівниками відповідних кафедр.

Производственное обучение учащихся в условиях производства и производственная практика

Пояснюються вимоги до оформлення документації тощо.

Заключна конференція відбувається через тиждень після повернення студентів до аудиторних занять. Широко застосовують щоденники практики, обмін досвідом та пропозиції студентів, виступ керівників - представників кафедр і керівників-виробників тощо. Форма звітності - подання письмового звіту, підписаного й оціненого безпосередньо керівником бази практики. Письмовий звіт разом з іншими документами (характеристика, щоденник, розробки тощо) подається на рецензування керівникові практики.

Звіт із практики захищається студентом на комісії, призначеній завідувачем кафедри або заступником директора навчального закладу, унаслідок чого за цей звіт ставиться певна диференційована оцінка.

56. Робочий час викладача
Робочий час викладача визначається обсягом його навчальних, методичних, наукових і організаційних обов’язків у поточному навчальному році, відображених в індивідуальному плані роботи викладача. Робочий час викладача регламентується Нормами часу для розрахунку й обліку навчальної, методичної, наукової, організаційної роботи викладачів ДВНЗ «Криворізький національний університет», затвердженими наказом по Університету № 176 від 30.03.2012 року.

Індивідуальний робочий план викладача розглядається на засіданні кафедри і затверджується завідувачем кафедри. Індивідуальний робочий план завідувача кафедри затверджується проректором з науково-педагогічної і навчальної роботи (для факультетів загальноуніверситетського підпорядкування), заступником директора з навчальної роботи (для навчально-наукових інститутів). Зміни в індивідуальний робочий план протягом навчального року можуть бути внесені на підставі рішення кафедри за згодою викладача. Після завершення навчального року в індивідуальному робочому плані робляться відмітки про всі види фактично виконаної роботи.

Тривалість робочого часу викладача з повним обсягом обов’язків становить не більше 1548 годин на навчальний рік при середньотижневій тривалості 36 годин. Для викладачів Університету встановлено шестиденний скорочений робочий тиждень.

Обсяг навчальних занять, доручених для проведення конкретному викладачеві, виражений в академічних годинах, визначає навчальне навантаження викладача.

Види навчальних занять, що входять в обов’язковий обсяг навчального навантаження викладача відповідно до його посади, встановлюються кафедрою з урахуванням виконання ним методичної, наукової й організаційної роботи та особливостей і структури навчальної дисципліни, яку викладає викладач. При визначенні індивідуального навчального навантаження враховується необхідність витрат часу на розробку навчальної робочої програми, курсу лекцій, відповідного методичного забезпечення, якщо дисципліна лише запроваджується у навчальний процес.

Обсяг навчального навантаження викладача не може перевищувати 900 годин на навчальний рік.

Обов’язковий обсяг навчального навантаження викладача в межах його робочого часу, з урахуванням виконання ним інших обов’язків (методичних, наукових, організаційних), передбачається Колективним договором.

Обсяг запланованої викладачу роботи може зменшуватися з поважних причин, наприклад, на період тривалої хвороби викладача або перебування його у відрядженні чи на підвищенні кваліфікації, стажуванні. Встановлене йому на цей період навчальне навантаження виконується іншими викладачами кафедри в межах 36-годинного робочого тижня за рахунок зменшення їм обсягу методичної, наукової й організаційної роботи.

Після виходу викладача на роботу на період, що залишився до завершення навчального року, йому визначається відповідне навчальне навантаження та обсяг методичної, наукової й організаційної роботи в межах 36-годинного робочого тижня.

У випадках виробничої необхідності викладач може бути залучений до проведення навчальних занять понад обов’язковий обсяг навчального навантаження, визначений індивідуальним робочим планом, у межах свого робочого часу. Додаткова кількість облікових годин не може перевищувати 0,25 мінімального обов’язкового обсягу навчального навантаження. (без оплати за додаткове навантаження)

Графік робочого часу викладача визначається розкладом аудиторних навчальних занять і консультацій, розкладом або графіком контрольних заходів та іншими видами робіт, передбачених індивідуальним робочим планом викладача. Час виконання робіт, не передбачених розкладом або графіком контрольних заходів, визначається з урахуванням особливостей спеціальності та форм навчання.

Викладач зобов’язаний дотримуватися встановленого йому графіка робочого часу. Переносити заняття з одного часу на інший поза розкладом без дозволу декана та навчально-методичного відділу категорично забороняється.

Забороняється відволікати викладачів від проведення навчальних занять та контрольних заходів, передбачених розкладом.

57. Навчальний час студента
Навчальний час студента визначається кількістю облікових одиниць часу, відведених для здійснення програми підготовки на певному освітньо-кваліфікаційному рівні.

Обліковими одиницями навчального часу студента є академічна година, навчальний день, тиждень, семестр, курс, рік.

Академічна година – це мінімальна облікова одиниця навчального часу. Тривалість академічної години становить, як правило, 45 хвилин.

Дві академічні години утворюють пару академічних годин (надалі «пара»). В Університеті у зв’язку з двозмінним навчанням студентів пара триває без перерви 80 хвилин.

Навчальний день – складова частина навчального часу студента тривалістю не більше 9 академічних годин.

Навчальний тиждень – складова частина навчального часу студента тривалістю не більше 54 академічних годин.

Навчальний семестр – складова частина навчального часу студента, що закінчується підсумковим семестровим контролем. Тривалість семестру визначається навчальним планом.

Навчальний курс – завершений період навчання студента протягом навчального року. Тривалість перебування студента на навчальному курсі включає час навчальних семестрів, практик, підсумкового контролю та канікул. Сумарна тривалість канікул протягом навчального курсу, крім останнього, становить, як правило, не менше 8 тижнів. Початок і закінчення навчання студента на конкретному курсі оформляються відповідними (перевідними) наказами.

Навчальний рік триває 12 місяців (крім випускних курсів), розпочинається 1 вересня і для студентів складається з навчальних днів, днів проведення підсумкового контролю, екзаменаційних сесій, вихідних, святкових і канікулярних днів.

Навчальні дні та їх тривалість визначаються річним графіком навчального процесу. Вказаний графік складається на навчальний рік із урахуванням перенесень робочих та вихідних днів.

Графік навчального процесу на наступний навчальний рік по напрямах підготовки, спеціальностях у розрізі курсів навчання складають наприкінці поточного навчального року (до 01 травня) декани факультетів. Інформація узагальнюється в навчально-методичному відділі. Графік погоджується з проректором з науково-педагогічної і навчальної роботи (для факультетів загальноуніверситетського підпорядкування), заступником директора з навчальної роботи (для навчально-наукових інститутів), затверджується ректором Університету (директором інституту).

Тижневе навантаження студента складає 54 години аудиторної і самостійної роботи.

Навчальні заняття в Університеті тривають дві спарені академічні години без перерви між ними і проводяться за розкладом. Розклад має забезпечити виконання навчального плану в повному обсязі щодо навчальних занять.

Допускається вільне відвідування студентами, які вчаться на «відмінно» (та на «відмінно» і «добре»), лекційних занять (для студентів випускних курсів). Дозвіл на вільне відвідування лекцій із конкретних навчальних дисциплін (на кожний семестр окремо) надає декан факультету за згодою викладача та завідувача кафедри. Студент, який має право на вільне відвідування лекцій, погоджує з лектором план роботи над навчальним курсом. У разі невиконання студентом цього плану роботи дозвіл на вільне відвідування лекцій анулюється. Відвідування інших видів навчальних занять (крім консультацій) є обов’язковим для студентів. Студент має право оформити індивідуальний або вільний графік навчання згідно з порядком, визначеним Положенням про порядок навчання студентів за індивідуальним графіком у ДВНЗ «Криворізький національний університет».

Дневник по производственной практике Налоговый период в платежке

1

В статье анализируются условия организации и проведения учебной практики как составной части программы высшего образования и формы учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности. Учебная практика делится на три вида: ознакомительная (в основном, это раз-личные экскурсии по предприятиям вашей будущей профессии); предметно-методическая (сюда могут входить лекции и беседы); практика по приобретению начальных профессиональных умений – например, учебная практика в детском саду или в школе.

самостоятельная работа

руководитель практики

виды практики

базовые дисциплины

геоэкология

студенты технического вуза

учебная практика

образовательная программа

1. Вельш А.В., Ростовцева В. М. Система работы с молодыми учёными в национальных исследовательских университетах России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –– 2012. –– Т. 14. –– №. 2 (5). –– C. 1128-1133.

2. Глухий Я. А. , Качалов Я. Н. , Качалова О. И. Становление и развитие педагогики как науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. –– 2013. –– №. 9(137). –– C. 13-17.

3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. –– 2012. –– № 6 (2). –– С. 360-364.

4. Комплексная геолого-съемочная практика: Учеб. пособие для вузов / А.А. Бакиров, Э.А. Бакиров, М.В. Бордовская и др. –– 20-е изд., перераб. и доп. –– М.: Недра, 1989. –– 215 с.: ил.

5. Соболева Н.П. Летняя геоэкологическая учебная практика как средство развития у студентов навыков самостоятельной работы // Сборник материалов вузовской научно-методической конференции «Совершенствование содержания и технологии учебного процесса» (12–13 февраля 2010 г.) –– Томск: Изд-во ТПУ, 2010. –– С. 56-57.

6. Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 «Система образовательных стандартов. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению».

Учебная практика, как известно, являясь в высшем профессиональном образовании составной частью его основной образовательной программы, имеет одной из своих задач закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе. Ее можно характеризовать как сферу учебной деятельности, позволяющей студентам реализовать приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения содержания образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

В процессе подготовки и проведения практики важную роль выполняют все её участники: и субъекты образования, и специалисты соответствующей отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав . Применительно к условиям учебной практики это будут, соответственно, студенты и преподаватели-организаторы практики. Руководитель практики, назначаемый кафедрой, играет, безусловно, большую роль. Вместе с тем большой вклад в успешность учебной практики вносят представители организации, участвующие в ее проведении, поскольку от того, как будет организован прием на месте, также зависит качество прохождения практики студентами. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Цель учебной практики - приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Учебная практика представлена тремя видами:

1) ознакомительной, представленной главным образом различными экскурсиями по предприятиям вашей будущей профессии;

2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений - например, учебная практика в детском саду или в школе.

Цель исследования

Целью исследования выступает определение условий организации и проведения учебной практики студентов технического вуза.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались результаты учебной практики студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям «Науки о земле» и «Геоэкология» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ).

Результаты исследования

Среди всех видов практики студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к направлению «Науки о земле», особое место занимают полевые практики, при прохождении которых студенты имеют возможность в полной мере погрузиться в свою будущую профессию. Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Геоэкология», обучение которой проводится в стенах НИ ТПУ на кафедре геоэкологии и геохимии. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы воздействия предприятий региона на окружающую среду. Технические знания, которые получают студенты на этих лекциях и углубляют во время выполнения лабораторных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе учебных полевых практик, как это предписано государственным образовательным стандартом .

С этой целью в учебном плане предусмотрена геоэкологическая практика длительностью три недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Геоэкология», после второго курса направляется в летний период на полигон НИ ТПУ на базе Центра учебных геологических практик в Республике Хакасия. Цель учебной геоэкологической практики заключается в выявлении основных геоэкологических проблем, связанных с производственной деятельностью региона. Она проводится после освоения студентами базовых геологических дисциплин: общая экология, геология, география, гидрогеология, минералогия и картографирование.

Проблемам организации подобной практики уделяется пристальное внимание на кафедрах, обеспечивающих специальность «Геоэкология». В частности, уточняется и даже расширяется ее содержание. Например, Н.П. Соболева считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится осмотр и знакомство с объектами горнодобывающего производства, на примере которых рассматриваются геоэкологические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий . В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на геоэкологическую проблематику, которая тесно связана с геологическими особенностями всех объектов региона, тем самым попутно осуществляется знакомство с их минералогией и петрографией.

Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей специальности. В этом вопросе важную роль играет процесс ее проведения и то, как он подготовлен. Поэтому, рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, целесообразно говорить об определенных этапах организации практики, среди которых можно выделить: этап подготовки к практике, этап собственно проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Томского политехнического университета, а второй - на полигоне, который определен согласно программе и возможностям кафедры.

Как правило, до отъезда на практику, кафедра геоэкологии и геохимии проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики от кафедры обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности. Здесь же выдаются индивидуальные задания студентам.

Известно, что практика подразумевает ознакомление со специальностью, знакомство студентов со всем новым и, безусловно, интересным. С этой целью выбирается целесообразная, на наш взгляд форма организации учебной практики при выезде и работе на местности - «экскурсия». Данный характер практики является профессионально обоснованным и интересным для конкретной специальности. Маршрутно-экскурсионный характер организации учебного обучения заключается в необходимости и целесообразности посещения как горных предприятий, так и различных месторождений полезных ископаемых. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

Студенты во время учебной геоэкологической практики как выезжают по специально разработанным маршрутам, так и работают на территории геологического полигона. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными минералогическими, петрологическими, геологическими образованиями, ландшафтами и биоценозами. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, таким как «Общая экология», «География», «Минералогия» и др., закрепляются через использование педагогического приема «экскурсия». Отметим, что в период практики происходит активизация межпредметных связей с целью обеспечения дальнейшей интеграции полученных знаний в учебном процессе и их систематизации посредством организации самостоятельной работы обучающихся в форме подготовки и написания отчета по итогам практики.

Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студентов по специальности «Геоэкология» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста геоэколога немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики. Здесь важна не только роль самого студента как субъекта образования, но и роль руководителя практики от кафедры.

В настоящее время используются нормативные документы по организации учебной практики, которые четко определяют функциональные обязанности руководителя практики. Проиллюстрируем это на примере НИ ТПУ, в котором действует Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 , определяющий цели, задачи и требования к организации учебной и производственной практик, прописывающий полномочия и ответственность руководителя практики как от кафедры, так и от предприятия. Данный стандарт также перечисляет обязанности студента, что является важным организационным фактором его учебной деятельности.

Мы считаем важным конкретизировать те требования, которые предъявляются к студентам на указанной практике, проводимой в форме экскурсии. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практике, оформив его по требованиям, приведенным в разделе 6.2.6 СТО ТПУ 2.3.04-2008, а также обеспечить своевременную сдачу отчета руководителю по практике от кафедры. Процедура выполнения отчета и анализ достигнутых студентами результатов укрепляют имеющийся у них учебный базис, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции геоэкологов. Защита отчета проводится на кафедре по приезду в процессе учебных занятий.

Один из разделов СТО ТПУ четко определяет процедуру назначения руководителя от кафедры и его обязанности. Так, для руководства практикой студентов, организованной на базе университета, назначается руководитель практики из числа преподавателей или научных сотрудников соответствующих выпускающих кафедр . Безусловно, он должен быть специалистом в своем деле. В целом, можно сказать, что обязанности руководителя практики от кафедры заключаются в контролировании и направлении формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в период учебной практики. В дополнение отметим, что руководители выездной практики от кафедры, по сути, осуществляют методическое руководство практикой, обеспечивают нормальную жизнь коллектива, выполняя, главным образом, хозяйственные и снабженческие функции .

Согласно стандарту, руководитель практики от кафедры обеспечивает реализацию практики на всех этапах ее проведения. На первом этапе он совместно с заведующим кафедрой устанавливает связи с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед отправкой студентов на практику. Безусловно, кафедрой уже установлены традиционные связи с предприятиями. Однако в ряде случаев осуществляется поиск новых контактов, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Дополнительно руководитель практики от организации совместно с руководителем практики, назначенным от кафедры, уточняют календарный план выполнения и конкретное содержание программы практики, а также разрабатывает тематику индивидуальных заданий. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, соблюдением дисциплины, при необходимости проводит воспитательную работу со студентами, отвечает за соблюдение ими правил техники безопасности и, являясь представителем кафедры при сборе материалов к предстоящему отчету и выполнении студентами всех индивидуальных заданий, оказывает им методическую помощь. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

В соответствии с условиями договора на проведение практики, заключаемого между Томским политехническим университетом и предприятием, согласно приказу по предприятию для организации и проведения практики студентов назначается ее руководитель из числа высококвалифицированных инженерных работников.

В условиях учебной геоэкологической практики, носящей экскурсионный характер, помимо ознакомления с программой практики на начальном ее этапе, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

Встретить группу студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

Провести экскурсию с целью ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, его отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

Во время экскурсии отвечать на вопросы студентов по функционированию и деятельности предприятия;

В условиях полевой экскурсионной практики руководитель от организации не участвует в проверке отчетов студентов. Однако если предприятие заинтересовано в ком-либо из практикантов, то содействие возможно.

Итак, мы обосновали, что для того, чтобы обеспечить студентам должный уровень прохождения практики, профессиональная квалификация руководителя от кафедры должна быть высока, поскольку он в полевых условиях выступает для студентов в роли первого и единственного наставника. Роль эта, безусловно, сложная, так как студенты в количестве 10-20 человек в группе абсолютно разные. В связи с этим возрастает значение индивидуального подхода, наличие таких личностных качеств, как настойчивость, толерантность в общении со студентами в течение трех недель, и организационные качества, прежде всего, в отношении установления и поддержания дисциплины в коллективе. Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации .

Таким образом, учебная практика занимает большое место в реализации образовательной программы согласно стандарту по специальности «Геоэкология». Основываясь на результатах педагогических наблюдений за процессом проведения учебных практик по данной специальности, мы пришли к выводу о том, что значительная роль на всех этапах полевой геоэкологической практики в ее организации, проведении и подведении итогов принадлежит руководителю от кафедры. Поэтому целесообразно поставить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры, чтобы эта работа была успешной? В их числе можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональным характеристикам, безусловно, должны относиться профессиональная компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются нами на подгруппу профессионально-значимых, в числе которых готовность сотрудничать со студентами и знание психологии, и на личностные качества, свойственные современному преподавателю - это, на наш взгляд, толерантность, ответственность, требовательность, а также доброжелательность и корректность. Таков примерный «портрет» руководителя практики.

Таким образом, на учебной практике, проходящей под руководством опытных преподавателей от кафедры и представителей организации, закладываются основы, необходимые для дальнейшего теоретического и производственного обучения будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества так зависит подготовка студентов к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Библиографическая ссылка

Качалов Н.А., Бородин А.А., Вельш А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16453 (дата обращения: 29.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация