Закон о личных данных. Что гласит закон о защите персональных данных

Главная / Бизнес

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Не спешите закрывать статью. Вы наверняка мысленно задались вопросом — «А при чем здесь я?» — отвечаю, данный закон может коснуться и вас в том числе, а вы даже можете этого и не подозревать. Давайте по порядку.

Вступление

7 февраля 2017 года были внесены поправки в статью 13.11 КоАП по поводу нарушений закона о персональных данных. Вступят в силу эти поправки уже скоро — 1 июля 2017 года.

Что такое персональные данные?

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Что изменится 1 июля 2017 года?

Новый Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ значительно расширил перечень оснований для привлечения лиц к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов.

Что интересно, выписывать протоколы о правонарушении в этой области будет не прокуратура, как раньше, а Роскомнадзор. А это значит, что дела пойдут гораздо быстрее и штрафы будут рассылаться пачками, если не упаковками.

Причем тут мы

Наверное большая часть моих читателей все еще не понимает, как все это относится к ним. Но грань тут очень тонкая, как понять, являетесь ли вы оператором персональных данных?

Если с помощью вашего блога, сайта, портала, интернет-магазина вы получаете какие-либо персональные данные от пользователя (какие именно, смотреть выше) — то вы автоматически попадаете под этот закон. Элементарно, на вашем сайте можно зарегистрироваться, вводя свое имя, эл.почту, адрес? Поздравляю, вы уже попали под закон.

Это вас касается если:

Ваш сайт позволяет производить регистрацию пользователей (даже с минимальным набором данных «имя + e-mail»). Примеры:

  • форумы;
  • социальные сети;
  • многие новостные сайты;
  • интернет-магазины;
  • блоги;
  • сайты с частными объявлениями;
  • и так далее.

Ваш сайт позволяет вносить в формы персональные данные пользователей , которые впоследствии публикуются на сайте или отправляются по e-mail. Например, если на сайте есть функция «перезвонить мне», возможность отправить быстрый заказ или подписаться на рассылку и тому подобное.

Ваш сайт просто уже содержит реальные персональные данные граждан.

Ваша компания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) на постоянной основе занимаются обработкой персональных данных граждан. Это справедливо для:

  • большинства юридических фирм;
  • абсолютно всех регистраторов (в смысле компаний, занимающиеся регистрацией юрлиц и ИП, изменениями, ликвидацией и так далее);
  • реестродержателей;
  • бухгалтерских компаний, оказывающих услуги по аутсорсингу бухгалтерии и кадрового делопроизводства;
  • банков, МФО и других компаний финансового сектора, работающих с данными граждан;
  • медицинских учреждений;
  • магазинов, салонов красоты и других подобных организаций с персональными клубными картами (это особенно популярно у сетевых магазинов косметики);
  • образовательных организаций и учреждений (в том числе проводящих краткосрочные курсы или разовые тренинги);
  • ТСЖ и управляющих компаний в сфере ЖКХ;
  • турагентств;
  • третейских судов;
  • и так далее.

Ваша компания активно работает с внештатными сотрудниками (по гражданско-правовому договору).

Ваша компания использует CRM или аналогичные системы .

Что делать?

Нужно уметь правильно работать с персональными данными.

Как минимум нужно:

  • получить письменное согласие с каждого пользователя, клиента или подписчика на обработку, хранение и распространение персональных данных;
  • публиковать в открытом доступе информацию обо всём, что касается персональных данных пользователя;
  • запрашивать только те данные, которые нужны для конкретной цели. Например, нельзя просить домашний адрес или паспортные данные для подписки на рассылку по электронной почте;
  • использовать данные только для тех целей, которые указаны в документах и о которых человека предупредили;
  • сообщать по запросу человека, какие у вас есть данные о нем, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали;
  • удалять по первому требованию данные, которые используются для рассылки информации о скидках и акциях;
  • хранить базы данных в надежном месте, защищать их от взлома и утечки;
  • научить сотрудников работать с персональными данными;

Исключения

Вас это не касается в следующих случаях, так как на них ФЗ «О персональных данных» не распространяется:

  1. Обработка персональных данных производится физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, но если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
  2. Обработка персональных данных производится при работе с документами Архивного фонда Российской Федерации и аналогичных документов;
  3. Персональные данные, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну;
  4. Персональные данные относятся к публичной информации о деятельности судов в РФ.

К сожалению, я не юрист в этой области и я не смогу дать вам точных ответов что именно нужно сделать чтобы обезопасить себя на 100%. Что уж там, даже сами профи не могут дать однозначных ответов, так как существует очень много нюансов и неточностей, не говоря уже про то, что закон не вступил в силу. В любом случае, цель моего поста была именно предупредить Вас о том, что такая «хрень» существует. Ну а дальше, как говорится, предупрежден — значит вооружен 🙂

В очередной раз ужесточают ответственность за обработку персональных данных. С 1 июля 2017 года будет действовать новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ. Список нарушений стал более детализированным, а размеры штрафов значительно выросли - до 75 тыс. руб. О том, как защититься от нарушений, читайте в статье.

Ответственность за нарушения по персональным данным

Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Законодатель с 1 июля вносит изменения в статью 13.11 КоАП (Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. № 13-ФЗ).
  • для юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • для должностных лиц - от 500 до 1 тыс. руб.
Ниже в таблице приведу перечень нарушений и размеры новых штрафов за них с 1 июля 2017.

Вид нарушения

Размер штрафа

для юридических лиц

для должностных лиц

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных*. От 30 тыс. до 50 тыс. руб. От 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку* От 15 тыс. до 75 тыс. руб. От 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, отражаемых в письменном согласии субъекта персональных данных на их обработку От 15 тыс. до 75 тыс. руб. От 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Нарушение оператором требований законодательства в области обработки, хранения и предоставления персональных данных От 15 тыс. до 50 тыс. руб. От 3 тыс. до 10 тыс. руб.

* Если не предусмотрена уголовная ответственность

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров к Роскомнадзору. Срок давности для административной ответственности - три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Протокол об административном нарушении составляют сотрудники Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Трудовая инспекция также вправе наказать за нарушения правил работы с персональными данными, которые установлены в трудовом законодательстве (например, если бухгалтер использует сведения сотрудника в незаконных целях или их утерял). Наказание - штраф от 1000 до 5000 руб., за повторное нарушение - штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Срок давности для ответственности за персональные данные по трудовому законодательству - один год со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Кроме административной ответственности за нарушения в области обработки персональных данных могут привлечь к дисциплинарной, материальной и даже к уголовной ответственности.

Ситуации из практики: что изменится с 1 июля

Пример 1. Должностное лицо без согласия человека разгласил зарплату, премию, вознаграждение по договору, передал данные должников в юридическую фирму, чтобы составить исковые заявления или разместил копию заявления человека в качестве образца на стенде с образцами других заявлений. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как разглашение персональных данных без письменного согласия от человека или по письменному согласию, которое оформлено с нарушениями и выдадут постановление об административном правонарушении и назначат штраф: на учреждение - от 15 000 до 75 000 руб., на должностное лицо - от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 2. Бухгалтер не предоставил сотруднику расчетный листок, справку, сведения о страховом стаже и другие документы, в которых есть персонифицированные сведения о человеке. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как сокрытие от человека его персональных данных и назначат штраф: на учреждение - от 20 000 до 40 000 руб., на бухгалтера - от 4000 до 6000 руб. (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 3. Должностное лицо отказался принять к обработке новые паспортные данные человека, банковские реквизиты или другую изменяющую информацию - за такое нарушение инспекторы могут назначить штраф на учреждение - от 25 000 до 45 000 руб, а на должностное лицо - от 4000 до 10 000 руб.

Пример 4. Должностное лицо небрежно работает с документами, персональные сведения о сотруднике стали известны другим лицам из-за того, что он оставил на столе без присмотра или вынес с рабочего места справки, расчетные листки, другие документы с персональными данными или потерял эти документы. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как невыполнение требования человека уточнить, блокировать или уничтожить его персональные данные и назначат штраф: на учреждение - от 25 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера - от 4000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 5. Должностное лицо передает имена, адреса, телефоны и другие данные сотрудников организациям, действующим в рекламных целях коллекторским агентствам или другим третьим лицам. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как обработку персональных данных, когда это не предусмотрено законами и не соответствуют целям сбора персональных данных и назначат штраф на учреждение - от 30 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера - от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

О других видах ответственности

К дисциплинарной ответственности руководитель учреждения может привлечь работника за нарушения, которые обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). За дисциплинарный проступок руководитель может наказать работника, сделать замечание, объявить выговор и даже уволить (ч.1 ст. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность работника может наступить, если его нарушение привело к ущербу для учреждения (ст. 238 ТК РФ). К примеру, ответственный работник за обработку персональных данных распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет, а те в свою очередь подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию - 50 000 рублей каждому». В таком случае руководитель может привлечь как к ограниченной так и к полной материальной ответственности.

Самый страшный вид ответственности - это уголовная. Она может наступить за незаконные действия:

Как защитить персональные данные

Для защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать?

Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. Чиновниками утверждены меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (статья 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и требованиях, установленных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119). Злоумышленники могут уничтожить, изменить, заблокировать, скопировать информацию, предоставить ее третьим лицам. Иногда несанкционированный доступ случайно получают люди, у которых нет дурных намерений. Но угрозу безопасности персональных данных это не исключает.

Примите меры, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям в базе данных.

1. Ограничьте доступ сотрудников к компьютерам.

2. Введите систему индивидуальных паролей. Их нужно периодически менять.

3. Храните диски и другие носители информации в запирающихся шкафах.

4. Закрепите процедуру защиты информации в положении.

Положение об обработке персональных данных

Работодатель может получить все персональные данные сотрудника только от него самого. Учреждение не имеет права собирать информацию, которая не относится напрямую к работе персонала. Поэтому руководитель не должен заставлять сотрудников раскрывать сведения об их вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Все это относится к личной или семейной тайне гражданина (п. 4 ч. 1 ст. 86 ТК РФ, ст. 10 от 27 июля 2006 г. Закона № 152-ФЗ).

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия сотрудника (ст. 7 от 27 июля 2006 г. закона № 152-ФЗ). Чтобы не допустить утечки информации, создайте систему защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения сведений установите в локальном акте, например в положении о работе с персональными данными сотрудников.

Положение утверждает руководитель учреждения. Ознакомьте сотрудников с положением под подпись (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Руководитель определяет, кто будет отвечать за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). На практике такую работу поручают работникам отдела кадров, а в бухгалтерии - бухгалтеру по начислению зарплаты, так как они чаще всего имеют дело с персональными данными сотрудников.

Обработка данных без согласия сотрудника

Иногда обрабатывать персональные данные сотрудника можно без его согласия. Например, в случаях, прямо предусмотренных коллективным договором, а также локальными актами учреждения (разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:

  • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ);
  • налоговую инспекцию (ст. 24 НК РФ);
  • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ);
  • иные органы (например, суды, прокуратуру, трудовую инспекцию и т. п.).
Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:
  • если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
  • если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
  • если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре учреждения (абзаце 10 пункта 4 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Эксперт Илья Шагаев рассказывает об изменениях в законе о персональных данных: что изменится, какие будут последствия и как к этому подготовиться.

Илья Шагаев, генеральный директор CRM-агентства « ДМ Базис ». Персональными данными занимается с 2006 года, входил в Консультативный совет при Роскомнадзоре, в рабочие группы различных ассоциаций по 152-ФЗ.

Приверженец подхода «закон о персональных данных - это не о безопасности баз данных, а о правильной работе с данными частного лица - потенциального клиента, покупателя, работника».

В законодательстве произошли большие изменения, но про них практически не говорят. Так что давно пора привлечь к этому внимание широкой общественности.

Законодательство нас часто пугает и порой кажется тайной даже для людей, знакомых с языком договоров, приложений и прочей формальной документации. Поэтому статья написана простым языком, в первую очередь - для представителей бизнес-аудитории, которые используют персональные данные (далее - ПДн) для рекламы и маркетинговых акций.

Как правило, юристы не любят законодательство о персональных данных - мутное, непонятное, примеры не проработаны. При появлении вопросов о ПДн им проще запретить, чем искать пути решения проблемы. Поэтому российскому бизнесу необходимо уметь ориентироваться в этих вопросах, хотя бы для правильной постановки задач юристам и правильного контроля.

Управление репутаций бренда

ORM – один из самых быстро растущих сегментов digital-рынка. Стань экспертом в области управления репутацией вместе с новым курсом Skillbox и Sidorin.Lab (агентством №1 по профильному рейтингу Рувард).

3 месяца онлайн-обучения, работа с наставником, дипломная работа, трудоустройство для лучших в группе. Следующий поток обучения стартует уже 15 марта . Cossa рекомендует!

В поисковиках мне удалось найти только три статьи на тему изменений в Законе N 152-ФЗ с 1 июля; во всех трёх грубейшие ошибки в трактовке законодательства и изменений. Правда же в том, что некоторые ужесточения не особо страшны, а вот на другие советуем обязательно обратить внимание.

Государство предприняло самый значимый шаг в законодательстве о ПДн со времени появления самого закона 152-ФЗ. С 1 июля 2017 года вступит в силу закон 13-ФЗ от 07.02.2017, вносящий поправки в КоАП. Ужесточается ответственность за нарушения, которые могут допустить операторы (читаем - бизнес) в работе с ПДн.

Если коротко, то штрафы выросли почти на порядок (до 75 тысяч рублей). Причём за нарушения, которые допустить очень легко и которые видны на каждом шагу. Проверяющим и надзорным органам в том числе.

А привлечь к ответственности стало существенно проще. Если раньше это можно было сделать через прокуратуру (которой этими вашими ПДн заниматься некогда), то сейчас возбудить дело об административном правонарушении может непосредственно регулятор - Роскомнадзор. Который, можете быть уверены, заниматься этим хочет и давно уже ждал изменений в КоАП.

Главное

    «Кошмарить бизнес» за нарушения 152-ФЗ стало гораздо выгоднее. Штраф был до 10 000 рублей, стал до 75 000 рублей.

    Привлекать к ответственности стало проще. Раньше была прокуратура, которой было не до того, чтобы этим заниматься, а стал Роскомнадзор - регулятор, в зоне ответственности которого и находится 152-ФЗ.

    Бизнес, однако, расслаблен, и угрозы не заметил.

Давайте разберёмся, будут ли «кошмарить», за что конкретно и зачем это нужно. Где кошмар, а где нет?

Как было раньше и почему не волнуются сейчас

Небольшое сравнение законодательства и поведения операторов (бизнеса, компаний, юрлиц) «раньше и сейчас».

152-ФЗ «О персональных данных» появился в 2006 году. Всё прошло тихо, и люди всполошились не сразу. Довольно долгое время (год–два) к закону не было подзаконной нормативной базы на тему его применения.

Тем не менее, году в 2008–2009 благодаря появлению нормативки (от Роскомнадзора, ФСТЭК и ФСБ) и более активной работе СМИ некоторый мандраж наступил. Не знающих о законе почти не осталось, а отношение к нему было очень разным.

С операторами-клиентами в то время много общались мои сотрудники в рамках наших CRM-проектов (мы ведём крупные проекты, и клиенты были озадачены), я сам выступал и писал на эту тему, как раз в те годы я входил в Консультативный совет при РКН.

По степени реакции на происходящее в законодательстве выделим четыре категории компаний

2. «Знаем, но не обращаем внимания и считаем это всё полной ерундой. Ещё один неработающий закон: как применять - непонятно, и чем грозит - непонятно».

3. «Знаем, смотрим в ту сторону. Как применять - непонятно, чем грозит - непонятно... Немножко что-то сделаем, типа подготовились».

4. «Знаем и подготовимся по полной программе, насколько это можно в непонятном законодательстве».

Последняя категория позволила хорошо заработать интеграторам и компаниям, специализирующимся на информационной безопасности. Стоимость услуги по подготовке документации «на соответствие 152-ФЗ» могла превышать 2 млн рублей, хотя сама услуга была достаточно типовая.

К 2012 году рынок понял, что «реальной опасности» законы о ПДн не представляют - штрафы мизерные, вчинить их довольно сложно, требования умозрительные, проверки редкие и так далее. Операторы из категорий 3 и 4 плавно перетекли в категорию 2; а категория 4 при этом почувствовала себя обманутой - сначала услуги по подготовке подешевели до 600–500 тысяч, потом до 300 тысяч, а после появились сайты, предлагающие типовой пакет документов за 20–30 тысяч рублей.

Что мы имеем сейчас? Пассивность и нежелание бизнеса обращать внимание на изменения. Несмотря на то, что с изменениями «поймать штраф» до 30 тысяч рублей теперь легко может каждый второй интернет-магазин, а в более запущенных случаях и до 75 тысяч рублей, а в инфопространстве тишина и покой! К моему большому удивлению, ничего не обсуждается, подготовка не ведётся - это отчётливо видно по тем же интернет-сайтам, где штрафы можно просто поставить на поток.

Очевидно, что первая волна 2009–2012 годов, всколыхнувшая операторское сообщество, качнула маятник в другую сторону - от волнений тогда до равнодушия сейчас. Прошедшее время показало, что «выиграли» те, кто не готовился - категория 2. Они и время, и деньги сэкономили, и ничего им за это не было. Не обращать внимания, переждать, а потом оно само уляжется - тактика сработала.

И сейчас уже опытный бизнес, как будто бы поднаторевший на ниве ПДн, не воспринимает серьёзно нынешние изменения, поскольку «всё уже знаем, не пугайте, ничего за это не будет».

Но когда изменения в КоАП уже внесены, риски стали значительно выше.

Изменения в 152-ФЗ. Как стало сейчас, и почему риски операторов увеличились

Как я уже упомянул в начале статьи, буду говорить о примерах, актуальных для наиболее многочисленной группы операторов - тех, кто использует персональные данные частных лиц в целях продвижения товаров, работ и услуг. Это - бизнес, использующий CRM-проекты, программы лояльности, интернет-магазины, финансовые сервисы, такси, мобильные приложения и так далее.

Несмотря на десятилетнюю историю законодательства в сфере ПДн, читают закон и нормативные акты к нему очень плохо и воспринимать их не хотят. Поэтому изменения заслуживают более глубокого анализа, сравнения с самим законом и нормативкой в целом.

Терминологию упрощу, а штрафы приведены в отношении юридических лиц. Хотя в изменениях в КоАП ещё есть штрафы в отношении граждан, должностных лиц.

Теперь протоколы об административных правонарушениях будет составлять Роскомнадзор. Это ключевой регулятор в сфере ПДн, и он давно ждал изменений в КоАП. Потому что возбуждать дела через прокуратуру и в итоге выставлять штраф в 5–10 тысяч рублей очень муторно. А ускорить процесс, проведя всё самостоятельно, и выставить в десять раз больше - гораздо интереснее.

Интерес ведомства значим ещё и потому, что РКН желал увеличения штрафов, определяемых КоАП, до 500 тысяч рублей. Хорошо, что этого не случилось (пока), иначе риски бизнеса взлетели бы до небес. Но и увеличение от 5–10 тысяч рублей до 50–75 тысяч рублей, согласитесь, тоже неплохо.

Итак, КоАП с 1 июля 2017 года, статья 13.11. Семь пунктов, нас касаются первые шесть. Седьмой - про операторов, являющихся государственным или муниципальным органом, и это не про нашу тему.

Шесть пунктов

1. Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или обработка ПДн, несовместимых с целями обработки. Штраф от 30 до 50 тысяч рублей

В зоне риска:

    Операторы, не указавшие цели обработки или указавшие их неграмотно. Встречается сплошь и рядом.

    Операторы, собирающие данные, связь которых с целью обработки очень натянута или вообще необъяснима. Самый частый пример - сбор в анкетах программ лояльности паспортных данных. Это частое требование юристов, плохо читавших закон, и которое теперь может привести к штрафам.

    Сюда же может быть отнесена принудительная регистрация в личном кабинете интернет-магазина при покупке. Если цель - продажа товара (доставка по указанному адресу), то запрашиваемая для регистрации информация (и сама регистрация) - избыточна и несовместима с целями.

2. Обработка ПДн без письменного согласия в случаях, когда оно должно быть по закону. Штраф от 15 до 75 тысяч рублей

Может показаться странным, но тут риск невелик. Дело в том, что перечень случаев, когда нужно письменное согласие (в терминах 152-ФЗ), ограничен, и продвижение товаров и услуг к нему не относится. А то, что многие называют сбором письменных согласий (в виде анкет), - это неверное понимание и трактовка законодательства. Недавно мне попалась на глаза одна из немногих разъяснительных статей по изменениям с 1 июля - и даже в экспертной статье неверно объясняются принципы письменного согласия. И вообще прелестно выглядит в другой статье рекомендация «получать письменное согласие у каждого подписчика на сайте».

3. Невыполнение оператором обязанности по обеспечению доступа к политике обработки ПДн. Штраф от 15 до 30 тысяч рублей

Вот здесь как раз группа риска огромна.

Любой сбор данных, относящихся к категориям ПДн в формах на сайтах, должен сопровождаться указаниями на политику обработки этих данных. То есть, программа минимум - на любом сайте необходимо реализовать такой документ. И совсем хорошо, когда из формы сбора данных дана ссылка на него. Отсутствие этого документа - повод для штрафа.

Вот примеры того, как обычно бывает:

Ни ссылок из анкет, ни самой политики обработки персональных данных в открытом доступе на сайтах этих интернет-магазинах нет. Кстати, за примерами далеко ходить не надо - это первые два магазина, где я пытался совершить нужную мне покупку. Это обычная ситуация, но получить с магазина от 30 до 50 тысяч рублей штрафа с 1 июля будет просто.

А вот так должно быть:

Годится, если на сайте просто где-то в футере есть ссылка на политику обработки данных или политику конфиденциальности. Пользовательское соглашение, в котором прописаны пункты о соответствии 152-ФЗ, тоже подходит.

4. Невыполнение оператором обязанности по предоставлению частному лицу информации об обработке его ПДн. Штраф от 20 до 40 тысяч рублей

Зона риска:

    С одной стороны, сам порядок запроса субъектом информации об обработке его ПДн довольно сложен (он прописан в 152-ФЗ). И редкий субъект его выполнит

    С другой, обязанность о предоставлении информации об обработке ПДн возникает при получении данных через третье лицо. Например, в партнёрских программах, различных кросс-промо, сменах подрядчиков в маркетинговых кампаниях и так далее.

В самом 152-ФЗ прописано, когда и как необходимо уведомлять субъекта.

5. Невыполнение в установленные сроки требования (частного лица, его представителя, уполномоченного органа) о блокировании-уничтожении-изменении ПДн. Штраф от 25 до 45 тысяч рублей

Зона риска:

    Как упомянул выше, порядок запроса со стороны субъекта довольно сложен, поэтому таких запросов ещё очень мало. В этом смысле пункт оператору особо не угрожает

    Будут ли при трактовке этого пункта сюда относить, например, отказ от email-рассылки или SMS, это вопрос...

Это заслуживает отдельного изучения. Формально никакого «упрощённого» порядка отзыва субъектом своего согласия на обработку данных законодательство не предусматривает. Но не рекомендовал бы пренебрегать остановкой коммуникаций с покупателем, если он попросил не беспокоить его. Кстати, в этом случае можно поиметь ещё и претензии ФАС в соответствии с законом «О рекламе».

6. Невыполнение обязанностей по хранению материальных носителей ПДн. Штраф от 25 до 50 тысяч рублей

Зона риска:

    Если вы храните свои бумажные архивы (анкеты, договоры с частными лицами, заявки-запросы) очень долго, убедитесь, что это хранение обеспечивает конфиденциальность. Простой склад по соседству вряд ли подходит, должно быть что-то более безопасное. Либо проработайте с юристами механику перевода архива в электронный вид.

На всякий случай подчеркну, что выше упрощены трактовки и термины и даны самые быстрые и очевидные рекомендации. Этого достаточно, чтобы в целом понять состав изменений и их трактовать.

Если углубляться, то интересных выводов будет ещё много. Как минимум три-четыре пункта из приведённых заслуживают отдельного рассмотрения.

Может, так нам и надо?

Напоследок выскажу такую крамольную мысль. Может, она и странно прозвучит из уст представителя операторов, но скажу. Тем более, она впрямую следует из хронологии событий и моих тезисов «почему сообщество расслаблено».

Давайте честно признаемся - бизнес относится к персональным данным частных лиц довольно халатно. Большие компании стараются выстроить правильную политику работы с ними, но даже крупный бизнес ещё далеко не весь обратил внимание на качественные принципы работы с ПДн. А уж средний и малый - тем более. Многие даже не понимают, что данные покупателей - это ценность, и что нужно уважать права частного лица при работе с его данными. И что сам закон не про информационную безопасность, а про соблюдение прав.

По-прежнему имеют место сливы баз данных «налево», неправомерное использование данных (то самое «не соответствующее целям»). Покупателей раздражает чрезмерная коммуникативная активность бизнеса, тем более когда от неё не удаётся отказаться с первого раза.

Всё это - неверные принципы и неверные бизнес-процессы работы с данными. Непонимание и неверные коммуникационные стратегии как основа, и огульное использование данных как следствие.

Как знать, может быть, огромной массе операторского сообщества и нужна увесистая дубина в виде повышенного внимания надзорного органа и применения штрафов?

Грамотный маркетинговый подход к CRM и лояльности - это то, что называется permission-marketing (разрешительный маркетинг). Правильно выстроенные CRM-процессы и процессы обработки данных могут и должны дружить с законодательными требованиями (в случаях, когда эти требования ясны, конечно).

И необходимо обратить внимание ещё на один важный момент. При увеличении штрафов и ускорении возможного наказания можно найти позитивный момент в изменениях - конкретизацию состава нарушений. В предыдущей редакции была очень общая формулировка «Нарушение установленного законом порядка...» и она могла трактоваться весьма широко. Сейчас же семь (шесть, касающихся бизнеса) пунктов достаточно конкретизированы и понятны. Это, на мой взгляд, хороший шаг государства навстречу прозрачности законодательства в этой сфере.

Помните известное «не умеешь - научим, не хочешь - заставим».

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, является самостоятельным административным нарушением. Оно влечет предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 5: уточнения или блокировка

Статья 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что в ряде случаев оператор обязан уточнять, блокировать или уничтожать персональные данные физических лиц.

С 1 июля 2017 года введен новый вид административного нарушения – невыполнение оператором требования субъекта персональных данных или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении данных (если данные неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки). Такие действия с 1 июля 2017 года влекут т предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 6: сохранность персональных данных

Многие работодатели собирают персональные данные работников только «на бумаге» и не ведут никакой автоматизированной обработки, не имеют специальных программ для обработки и за данных. С 1 июля 2017 года законодатели выделили для таких операторов (в частности, работодателей) новый вид правонарушения за необеспечение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. Если это произошло, то административная ответственность может наступить в виде административного штрафа:

Нарушение 7: обезличивание

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, государственные и муниципальные органы должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211). К таким случаям относится, например, необходимость государственных и муниципальных органов размещать в открытом доступе документы, содержащие персональные данные, допустим, обезличенные копии судебных актов (п. 3 ст. 15 Закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ).

Под обезличиванием персональных данных можно понимать процесс, в результате которого становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С 1 июля 2017 года невыполнение должностными лицами государственного или муниципального органа – оператора персональных данных обязанностей по обезличиванию персональных данных либо за нарушение требований к этому процессу – административное нарушение. Возможна ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Получается, что административные штрафы с 1 июля 2017 года существенно увеличились. При этом установили новые размеры штрафов в зависимости от вида совершенного правонарушения. Так, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3000 до 20 000 руб., ИП – на сумму от 5000 до 20 000 руб., организации – на сумму от 15 000 до 75 000 руб. Причем привлекать в ответственности могут по разным составам правонарушений. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

До 1 июля 2017 года максимально возможный административный штраф составлял для организаций – 10 000 рублей. И состав нарушения в статье 13.11 КоАП РФ был одним.

Привлекать к ответственности станет проще

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными, по статье 13.11 КоАП РФ был вправе исключительно прокурор. Это предусмотрено частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ. С 1 июля 2017 года участие прокурора будет необязательным. С указанной даты дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора. Такая поправка внесена комментируемым законом в пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Следовательно, процедура привлечения к ответственности по делам о персональных данных становится проще.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация